Презентация что такое онр у дошкольников. Характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи. Сравнение текстов рассказов

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовила воспитатель Неволина Екатерина Игоревна

Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.

ПРЕДИСЛОВИЕ … Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражаются логика, мышление ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи.

Иная картина наблюдается при ОНР. Общее недоразвитие речи может быть выраженно в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

Актуальность данной проблемы в том, что у детей с общим недоразвитие речи, связная речь нарушена всегда. Это происходит в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации и влияние различных вредоносных факторов.

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение усвоения всех уровней языка (звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), требующего длительного и систематического логопедического воздействия

Основные признаки общего недоразвития речи: позднее начало развития речи; замедленный темп речевого развития; ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас; нарушение формирования грамматического строя речи; нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.

Изучение общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткачева. Вопросы формирования связной речи изучали Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.

Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.

Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х годах 20 века 1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи. 2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. 3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи

Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.

ОНР сложная проблема, нуждающаяся в следующих методах формирования связной речи у детей. 1. Обучение пересказу. 2. Обучение рассказыванию по картинкам. 3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. 4. Обучение рассказыванию по отдельно сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий(по опорным вопросам). 5.Описание пейзажной картины. 6. Обучение описанию предметов. 7. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

И в заключении: Изучив теоретическую литературу по поднятой проблеме, мы ознакомились с состоянием проблемы, изучили симптоматику общего недоразвития речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего, от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей ребенка. Также исследуя теоретическую литературу мы сделали вывод: логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в раннем возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным, но важным.

Литература. 1. Логопедический справочник логопеда Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ:Астрель 2010. 2. Основы теории и практики логопедии под редакцией Р. Е. Левиной Просвещение – М – 1968 3. Основы логопедии Т. Б. Филичева, А. Н. Чевелева, Г. В. Чиркина, Просвещение М – 1989. 4. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи А. В. Захарова Новсибирск -1975. 5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Просвещение М 1998. 6. Речь, как проводник информации Н. И. Жинкин –м -1982.

Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях) В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004 В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.

Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999. Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.:Просвещение, 1985 Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет., Москва, 2002. Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками. В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004 Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах - средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении) Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)

Спасибо за внимание


1 слайд

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Муницмпальное дошкольное образвовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 1 "Сказка"

2 слайд

Нарушено формирование всех компонентов речевой системы: - нарушено звукопроизношение - нарушен лексико-грамматический строй - отмечается бедность словаря - имеются нарушения слоговой структуры слова - связная речь не развита

3 слайд

ПАМЯТЬ МОТОРИКА ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ и ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЕ Общее речевое недоразвитие сказывается на формирование у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость, нарушение оптико-пространственного гнозиса.

4 слайд

Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его - устойчивость - трудности включения трудности распределения и переключения Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР - быстро устают, - нуждаются в побуждении со стороны взрослого, - затрудняются в выборе продуктивной тактики, - ошибаются на протяжении всей работы. ВНИМАНИЕ

5 слайд

ПАМЯТЬ При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная (СЛОВЕСНАЯ) память, страдает продуктивность запоминания у ряда детей отмечается низкая активность припоми-нания, которая сочетается с ограниченными возмож-ностями развития познавательной деятельности повторное называние предметов, картинок. дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий

6 слайд

МЫШЛЕНИЕ Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступны-ми их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.

7 слайд

ВОСПРИЯТИЕ (зрительное) При зрительном опознании предмета в усложненных условиях дети с общим недоразвитием воспринимают образ предмета с определенными трудностями: им требуется больше времени для принятия решения отвечая, они проявляют неуверенность, допускают отдельные ошибки в опознании. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» они используют элементарные формы ориентировки.

8 слайд

Пространственные и временные представления Дети с ОНР затрудняются - в определении правой, левой стороны - путают понятия вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра - в выполнении действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа стул)

9 слайд

МОТОРИКА (крупная) Значительная часть дошкольников с ОНР имеют плохую координацию: дети выглядят моторно неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, - имеют повышенную двигательную истощаемость, - сниженную двигательную память и внимание.

10 слайд

МОТОРИКА (мелкая) Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики. Затруднена координация движений (при расстегива-нии и застегивании пуговиц, завязывании и развязы-вании шнурков, при работе с ножницами и т.д.).

11 слайд

МОТОРИКА (мимическая) Характерными являются также особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом).

Коррекция нарушений лексико-грамматических конструкций у детей с ТНР, ОНР

Общее недоразвитие речи

ОНР – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне.

Основные признаки:

Нарушение звукопроизношения, речь малопонятная для окружающих;

Нарушение фонематического слуха;

Бедный активный словарь, не отвечающий возрастным нормам;

Аграмматичная, недостаточно фонетически оформленная фразовая речь;

Большие трудности в составлении устных рассказов;

Сопутствующие нарушения:

Неустойчивое внимание;

Слабая память;

Ограниченные возможности развития познавательной деятельности;

Нарушение словесно-логического мышления;

Трудности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

Отставание в развитии двигательной сферы (плохая координация движений, переключаемость, скорость и т.д.)

В грамматическом строе речи детей с ОНР выделяются следующие особенности:

Неправильные согласование в роде:

два ягоды - две ягоды, две стула - два стула, две уши - два уха, красная ведро - красное ведро, собака уходит с своей дома - собака уходит из своего дома

Неправильное употребление глагола:

пускай мне царевна полубись (полюбит), перестала плакала (плакать), девочка выглядит с дома (выглядывает из дома).

Нарушение согласований в числе:

красненький флажки (красненькие), грибы растет (растут), парты стоит (стоят)

Неправильное употребление падежных окончаний:

с гнездо - из гнезда, по дорога - по дороге, девочка идет портфель - девочка идет с портфелем, многа дома - много домов, много человека - много человек.

Неправильное употребление предлогов, союзов:

Собака уходит в своей дома - собака выходит из конуры, корова выходит с сарая - корова выходит из сарая.

Пропуск членов предложения, неправильный порядок слов, отсутствие сложноподчиненных конструкций.

Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Наиболее из выраженными особенностями речи у детей с ОНР является:

Расхождение в объеме пассивного и активного словаря . Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря у детей с ОНР проявляется, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, ткачиха, швея)» частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др. Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.). В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.

Коррекция нарушений лексико-грамматических конструкций

Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка. Реализация данного направления осуществляется на логопедических, музыкальных занятиях, на занятиях в воспитателем и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Коррекционно-логопедическое воздействие проводится

по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти и др.);
  • уточнение значений слов;
  • активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
  • уточнение лексического значения слова
  • уточнение грамматического значения слова;
  • формирование словоизменения;
  • формирование словообразования;
  • развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов;
  • развитие языкового анализа и синтеза.

Дидактические игры для формирования лексико-грамматического строя речи

«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)

Цель: образование существительных множественного числа И. п.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.

Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.

«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

Цель: образование существительных множественного числа Р. п.

Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.

«Назови ласково» (с 4 лет)

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры (игру можно проводить с мячом) :

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т. д.

«Посчитай» (с 5 лет)

Цель: согласование существительных и числительных

Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.

«Из чего сделано? » (с 5 лет)

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот и т. д.

«Чей, чья, чьё? » (с 5-6 лет)

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши и т. д.

«Какой бывает? » (с 4 лет)

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Что таким бывает? » (с 4-5 лет)

Цель: подбор предметов к его признаку

Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » - «Кошка, заяц, лиса и т. д. »

«Назови одним словом» (с 4 лет)

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.

Развитие лексики

«Подбери картинку» (классификация предметов: овощи - фрукты; одежда - обувь) .

«Найди лишний предмет».

«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.) .

«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе) .

«Назови части»:

Рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;

Дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.

«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»:

Высокий, тонкий, пятнистый... (жираф) ;

Маленькая, быстрая, проворная... (белка) ;

«Противоположности» (развитие антонимии) .

Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т.д.) .

«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) - девочка, медведь...; (что?) - время, дождь... и т.д.

«Кто как ест?» (по картинкам) :

Кошка лакает молоко;

Собака грызет кость;

Подбери правильно

Что не так нарисовано?

Спасибо за внимание!

Cлайд 1

Cлайд 2

Содержание коррекционной работы направленно на обеспечение коррекции общего недоразвития речи воспитанников. Основная цель непосредственно-образовательной деятельности в группах для детей с общим недоразвитием речи – это коррекция и компенсация психо-речевых недостатков, интеграция детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Cлайд 3

Содержание коррекционной работы в ДОУ обеспечивается выполнением следующих мероприятий: Выявление особых образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи, обусловленных недостатками речевого и психического развития. Всестороннее обследование речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и социального окружения. Данное обследование проводится логопедом, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем. Так же анализируются сведения, полученные при сборе анамнестических данных, анкетировании родителей. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Cлайд 4

В процессе обследования выявляется объём речевых навыков у детей с нарушением речи, сопоставляется с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяется соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности. Анализируется взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Логопедическое обследование проводится в сентябре, январе и мае. Данные логопедического обследования заносятся в речевые карты. На основе первичной диагностики строились: планирование учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми; постановка коррекционных целей и задач на учебный год; создание в группе коррекционно-развивающей среды; организация подгрупповой и индивидуальной работы в группе; комплектование подгрупп; определение временной нагрузки на каждого ребёнка.

Cлайд 5

В МДОУ д/с комбинированного вида функционирует пять логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа включает время, отведённое на непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и т.д.) с квалифицированной коррекцией общего недоразвития речи. Образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией общего недоразвития речи детей осуществляется: - в ходе режимных моментов; - самостоятельной деятельности детей; - во время взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной программы.

Cлайд 6

Образовательная коррекционная работа строится на основе программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Сведения о коррекционных программах, используемых в работе с детьми с нарушениями речи Наименование программы Автор Цель Возраст детей Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС: 2006. Н.В. Нищева Выравнивание речевого и психо-физиологического развития детей с общим недоразвитием речи. Младшая группа (3-4 лет) Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (3-5 лет) М.П. 1984 Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Устранение и компенсация дефекта и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи. Средняя группа (4-5 лет) Подготовка детей с ОНР в условиях специального детского сада М. 1993 Альфа Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Воспитание, развитие, коррекция и компенсация речевых нарушений, подготовка детей ОНР к школе Старшая группа (5-6 лет) Подготовка детей с ОНР в условиях специального детского сада М. 1993 Альфа Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Воспитание, развитие, коррекция и компенсация речевых нарушений, подготовка детей ОНР к школе Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Cлайд 7

По результатам обследования логопедом заполняются индивидуальные планы коррекционной работы, а при наличии вторичной задержки психического развития, обусловленной недоразвитием речи – индивидуальные программы, которые заполняются совместно логопедом, психологом, воспитателями, инструктором по физической культуре и старшей медицинской сестрой в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Cлайд 8

Коррекционная работа учителей-логопедов, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре строится на следующих принципах: - этиопатогенетический принцип, учитывающий этиологию и механизмы речевого нарушения; - принцип системности и учёта структуры речевого нарушения, - принцип комплексности; - раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; - развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме) - взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка; - дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта; - принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; - принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи; - принцип формирования элементарного осознания явлений языка; - принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Cлайд 9

Cлайд 10

Выполнение задач по коррекции речевых нарушений, нарушений слуха и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объёме коммуникативную функцию, обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции недостатков развития, тесной взаимосвязи специалистов педагогического и медицинского профилей. Заведующий детским садом производит зачисление детей в логопедические группы, направляет воспитанников логопедических групп в Городской психолого-медико-педагогический центр. Старший воспитатель обеспечивает организацию воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, обеспечивает организацию специалистов, осуществляющих сопровождение ребёнка с ОВЗ, обеспечивает повышение профессиональной компетенции специалистов, а так же организует взаимодействие с семьёй ребёнка с ОВЗ и различными социальными партнёрами. Учитель-логопед проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности (коммуникативной, коррекционной и восприятия художественной литературы), совместной деятельности педагога с ребёнком с ОВЗ, при оречевлении режимных моментов. Воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель планируют свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от логопеда или дефектолога и исходя из общего тематического планирования.

Cлайд 11

Воспитатель развивает мелкую моторику воспитанников во время конструирования, рисования, лепки и аппликации, общую моторику – во время прогулок; закрепляет речевые навыки во время режимных моментах, при выполнении заданий логопеда во второй половине дня. Инструктор по физической культуре проводит работу по развитию общей и мелкой моторики, постановке правильного дыхания, развитию координации речи и движения. Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма мелодики речевых и неречевых звуков, развитие слухового восприятия, развитие силы голоса. Педагог-психолог осуществляет руководство работой по сенсорному развитию и развитию психических функций, способствует адаптации и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада. Старшая медицинская сестра обеспечивает медицинское сопровождение развития ребёнка с ОВЗ, а так же разрабатывает комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий. Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекции речевых и слухоречевых нарушений.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребенка; при исправлении ошибки не следует повторять ее - нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

5 слайд

Приёмы работы с детьми Возможность обогащать словарь детей дает повседневное общение воспитателя с детьми. Необходимо задавать детям вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т.д. Воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребенку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

6 слайд

Развитию речи способствуют и игры сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц; воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями; на занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы (подобный игровой прием можно использовать в дидактических играх)

7 слайд

Игра «Магазин». Ее цель - закреплять названия предметов одежды, учить использовать в речи простое предложение с прямым дополнением. Воспитатель исполняет роль продавца, дети - покупателей. Используются карточки с изображением детей и действий Девочка Мальчик Купить Дети выбирают покупку, подходят к воспитателю и составляют фразу, опираясь на символические изображения Я покупаю рубашку Я покупаю юбку В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть покупки каждого, выкладывая на фланелеграфе «записи» детей.

8 слайд

9 слайд

Примерный режим дня средней группы в сочетании с задачами по развитию речи, которые решает воспитатель.

10 слайд

Прием детей. Воспитатель встречает детей, беседует с родителями (в зависимости от погодных условий прием детей может проходить на улице), организует раздевание и умывание, проводит утреннюю гимнастику, следит за работой дежурных по столовой.

11 слайд

Раздевание, одевание В течение дня дети снимают и надевают верхнюю одежду не менее пяти раз (особенно много времени на это уходит зимой). В помещении дети переодеваются на музыкальные и физкультурные занятия, а также готовясь ко сну. Часть этого времени можно посвятить уточнению и расширению словарного запаса по теме «Одежда»: воспитатель привлекает внимание детей к названиям предметов одежды, обогащая словарь прилагательными и глаголами.

12 слайд

Словарь Существительные: куртка, пальто, платье, брюки, свитер, майка, трусы, колготы, носки, рейтузы, фартук, юбка, блузка, рубашка, шорты, шуба, шарф, варежки, шапка, перчатки, рукава, пояс, пуговицы, воротник, карманы. Глаголы: надевать, снимать, вешать, завязывать, заправить, расстегнуть, развязать, чистить, стирать, гладить, полоскать, сушить, убирать, вязать, пришивать. Прилагательные: красивая, удобная, теплая, легкая, мягкая, новая, чистая, старая, нарядная, праздничная, холодная, кожаная, вязаная, шерстяная, меховая.

13 слайд

Подготовка к завтраку, завтрак (к обеду, обед; к полднику, полдник; к ужину, ужин) Воспитатель приглашает детей к столу, учит правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, совершенствует навыки самообслуживания. Во время еды уточняет названия блюд, обращает внимание детей на аромат и вкус еды, на способы ее приготовления.

14 слайд

Словарь Существительные: суп, щи, борщ, салат, омлет, компот, кисель, пюре, каша, солянка, чай, кофе, молоко, сок. масло, колбаса, яйцо и т.д. Прилагательные: аппетитный, ароматный, вкусный, горячий, теплый, соленый, сладкий, душистый, сочный, овощной, молочная, рисовая, гречневая. Глаголы: варить, жарить, чистить, резать, наливать, намазать, кипятить.

15 слайд

Словарная работа Существительные: глубокая тарелка, ложка, вилка, нож, мелкая тарелка, чайная ложка, чашка, блюдце, стакан, кастрюля, сковорода, миска, половник. Глаголы: мыть, ставить, резать, разбить, подать, принести, поставить, держать, беречь, уронить, сушить, вытирать. Прилагательные: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая, глиняная, чистая, грязная, блестящая, хрупкая, мелкая, глубокая, красивая, расписная, прозрачная.

16 слайд

Игры, подготовка к занятиям, занятия Воспитатель следит за тем, чтобы дети, вышедшие из-за стола, были заняты играми, которые не требуют длительного времени. Готовится к занятиям вместе с детьми. Привлекает детей к подготовке оборудования для занятия (расставить баночки для воды, раздать краски, кисточки, бумагу и т.д.). Проводятся по подгруппам, чередуются с занятиями логопеда.

17 слайд

Подготовка к прогулке, прогулка Отбирает с детьми игрушки для прогулки, организуя одевание, продолжает формировать соответствующие навыки. В группах для детей с ОНР занятия по ознакомлению с художественной литературой в теплое время года рекомендуется проводить на прогулке. В период изучения лексических тем целесообразно время прогулки использовать для проведения экскурсий на аналогичные темы: «Осень», «Растения», «Насекомые», «Транспорт» и т.д. Готовясь к прогулке, воспитатель подбирает игры с речевым сопровождением, в них дети быстро заучивают короткие стихи, охотно проговаривают их хором. При выборе подвижной игры необходимо учитывать лексическую тему, изучаемую в этот период, - например, при изучении темы «Домашние животные» проводятся игры «Лохматый пес», «Кот и мыши»; при изучении темы «Дикие животные» - игры «Зайка», «Лиса и гуси», «У медведя во бору». На прогулке наблюдает за играми детей.