Как выглядит петропавловский собор. История строительства петро-павловского собора и интересные факты. Древесная отделка иконостаса

Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

Царские врата в Петропавловском соборе.

Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Описание

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Панорама на Петропавловскую Крепость и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге лучше всего открывается с Дворцовой набережной от Эрмитажа. Комплекс сооружений Петропавловской крепости занимает всю территорию Заячьего острова, соединенного мостом через Кронверкский проток с Петроградской стороной. Гладь реки Невы, несет свои воды к Финскому заливу. Петропавловская крепость, выполненная по лучшим образцам военных фортификационных сооружений Европы, одета в гранит с неприступными бастионами.

Торжественный Петропавловский собор с высокой многоярусной колокольней, увенчанной башенкой сложной формы и стрелой золоченого шпиля с ангелом, куполом на высоком барабане и башенкой с золоченой главкой и крестом создает неповторимый силуэт. Отдельный корпус Великокняжеской усыпальницы, под большим четырехгранным куполом, соединен с собором через переход. Неповторимое сочетание военной крепости и религиозного сооружения, дополняют друг друга. Синтез водной стихии, архитектуры и небесного простора определяет то лицо города Святого Петра, которое живет в сердце каждого человека, видевшего эту незабываемую панораму хотя бы один раз в жизни.


Названный в честь небесных покровителей Санкт-Петербурга Святых апостолов Петра и Павла, Петропавловский собор является одним из главных символов города на Неве. Собор, выполненный в стиле петровского барокко, сориентирован вдоль течения реки Невы. С западной стороны расположена четырехгранная каменная четырех ярусная колокольня с окнами, башней сложной формы и высоким шпилем с ангелом и крестом (122,5 метра), в фасадной стене, украшенной валютами на уровне первого и второго ярусов полуколоннами и полуциркульными нишами, расположен главный вход, украшенный треугольным портиком с колоннами. Над восточной алтарной частью расположен высокий многогранный барабан с продолговатыми окнами и сложным по форме куполом с овальными окнами, башенкой с золоченой главкой и крестом. Собор покрыт двухскатной крышей. Ритм пилястр на боковых фасадах повторяет ритм высоких прямоугольных окон

.

Деревянная Петропавловская церковь в Санкт-Петербурге

Первая деревянная церковь была заложена 12 июля 1703 года в день Cвятых апостолов Петра и Павла. Оштукатуренные фасады церкви были расписаны под желтый мрамор. В небольшой башне со шпилем, построенной на голландский манер, было устроено несколько колоколов, на которых специальный человек вручную ударяя в определенный колокол, указывал количество часов в течение суток.


Каменный Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Большой каменный Петропавловский собор начали строить в мае 1714 года по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини прямо вокруг деревянной церкви, которую позже разобрали и перенесли в другое место. Для каменного собора был вырыт ленточный фундамент глубиной в 2 метра. По пожеланию царя Петра I первой начали возводить колокольню, она была необходима по стратегическим соображениям как смотровая площадка, чтобы вовремя предупреждать о приближении вражеских войск. В 1717 году голландским мастером Германом ван Болесом была выполнена сложная стропильная конструкция шпиля, установленного на колокольню. На шпиль подняли металлическое яблоко. В 1719 году рижский мастер Ф. Цимерс выковал 887 листов из красной меди, рижские мастера И. П. Штейнбейс и И. В. Эберхард позолотили эти листы и обшили ими шпиль. Одновременно возводился основной объем собора.



Портрет архитектора Доменико трезини


Петр I требовал вести работы на колокольне со всем возможным поспешанием с тем, чтобы уже в 1716 году установить на ней часы-куранты, привезенные им из Европейского путешествия. Часы-куранты заиграли на колокольне в августе 1720 года. Государь с иностранными гостями неоднократно поднимался на колокольню в полдень, когда на колоколах вручную игралась мелодия. Часовой механизм самостоятельно играл каждые четверть- и полчаса. С колокольни хорошо был виден весь Санкт-Петербург, в подзорную трубу можно было разглядеть Петергоф, Кронштадт и Ораниенбаум.


По эскизу Доменико Трезини мастерами Штейнбесом и Эберхардом из золоченых медных листов в 1723 году изготовили в виде флюгера фигуру ангела, который двумя руками держался за ось, в которою был помещен поворотный механизм. В ту пору высота колокольни от фундамента до верхней точки креста, которым заканчивалась ось, составляла 106 метров.



Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, построенный в западных традициях возведения храмов, был совершенно новым явлением в архитектуре религиозных сооружений в России того времени. Стены собора с высокими окнами были менее толстые нежели в традиционных русских храмах, один большой купол на барабане, высокие узкие пилоны внутри собора, повторяющие ритм наружных фасадных пилястр, колокольня с высоким остроконечным шпилем. Помимо библейских сюжетов при живописном оформлении внутреннего пространства собора были применены светские художественные орнаменты. Стены храма были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафон в центральном нефе расписал художник Петр Зыбин.



В 1725 году умер Император Петр I, через 2 года умерла супруга царя Императрица Екатерина I. В 1731 году после завершения строительства Петропавловского собора Петра I и Екатерину I похоронили перед алтарем у южной стены.



В 1760 году над могилами коронованных особ были выполнены надгробия из белых мраморных плит. Для захоронений Императора Александра II и его супруги Императрицы Марии Федоровны были выполнены надгробия из яшмы и орлеца.


Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, символизируя победу России над Швецией в ходе Северной войны, имеет форму триумфальной арки. По первоначальному эскизу архитектора Доменико Трезини в мастерской Ивана Зарудного в Москве в 1722-1726 годах иконостас был выполнен из дуба и липы. В 1727 году иконостас был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург в разобранном виде, собрали его и позолотили в самом соборе. Все резные декоративные элементы иконостаса отличаются редкой красотой и изяществом исполнения.



Царские врата перед иконостасом отличались торжественностью, тонкостью исполнения фигур архангелов Михаила и Гавриила, возвышающихся по обеимм сторонам на трехъярусных пьедесталах и все декоративные детали были покрыты золотом, что придавало всему алтарному месту праздничное, неповторимое по красоте, незабываемое впечатление. Иконы для иконостаса были написаны в артели Андрея Меркульева.


В 1732 году мастером Николасом Проскопом из резного позолоченного дерева была оборудована кафедра, над которой располагались фигуры апостолов Петра и Павла, над ними – четыре евангелиста. На самом верху – фигура голубя – символа святого духа. В нижней части кафедры были расположены живописные полотна с изображениями сюжетов из притчи о сеятеле. Царское место, выполненное из позолоченного дерева, обтянутое бархатом, установили в правой части центрального прохода. Кресла здесь никогда не было, так как царь Петр I во время служб никогда не садился.



Хрустальные трехъярусные продолговатые люстры, выполненные в конце 18-го века русскими мастерами, украшали центральный неф собора. У алтаря люстра подлинная, остальные были воссозданы после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.


В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль собора ударила молния, колокольня полностью сгорела, погибли голландские часы-куранты, была повреждена крыша. Однако иконостас благодаря его сборной конструкции был спасен. После скорейшего восстановления Петропавловского собора крыша становится более плоской, колокольню возводят каменную на сваях. В результате реконструкции в соборе появились дополнительные помещения.



На первом и втором ярусах колокольни появились валюты, внутри нее была устроена лестница. Изменилась форма высокого многогранного барабана под куполом, высота шпиля была увеличена до 117 метров. По настоянию Императрицы Екатерины II собор восстанавливали по проекту архитектора Доменико Трезини, новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауэра мастером Еремеевым.


Фигура ангела была выполнена по первоначальному эскизу Трезини. Новые часы-куранты выполнил голландский мастер Оорт-Крас их установили на каменной колокольне в конце 1770 годов. Во время урагана 1778 года была повреждена вторая фигура ангела на шпиле собора. Третий ангел был выполнен по проекту архитектора Антонио Ринальди, он перестал выполнять функцию флюгера, фигура ангела вращалась только для уменьшения ее парусности. Этот ангел осеняет наш город и сегодня. В 1820 году у ангела на шпиле оторвало крыло сильным порывом ветра. Ремонтные работы по восстановлению фигуры ангела на шпиле произвел кровельщик Ярославской губернии Петр Телушкин за шесть недель, пользуясь только веревкой с петлями на концах и подвижным узлом. По окончании работы Телушкин получил в награду 3000 рублей и серебряную медаль «За усердие».



В 1857-1858 годах пришедший в ветхое состояние шпиль был реконструирован. По проекту инженера Журавского на Нивьянском заводе на Урале изготовили металлический каркас, обшитый медными позолоченными листами. На 2/3 высоты внутри шпиля была устроена лестница, далее к окончанию шпиля вели наружные металлические скобы. Общая высота собора с крестом и фигурой ангела составила 122, 5 метра. В это же время были реконструированы часы-куранты. Царские врата из-за ветхости заменили на новые, выполненные из бронзы и позолоченные.

Петропавловский собор в XX - XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.



Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.


В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.


С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.


В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Заячий остров

Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

"Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

Запись из того же дневника за 1721 год:

"Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на комендента крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебрянную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

"В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были пересены сюда из Дании.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 87‚ 88‚ 101‚ 516‚ 517-113‚ 189) 22.02.2012 г. 00:22
2) 27.10.2013 г. 13:37
3) (Стр. 119-125) 12.05.2014 г. 13:39
4) 09.06.2014 г. 14:57

Петропавловский собор в стиле петровского барокко в городе на Неве является частью архитектурного ансамбля знаменитой Петропавловской крепости и относится к церковной Епархии Санкт-Петербурга. Уже долгие годы он считается памятником архитектуры. В соборе находится усыпальница царских семей, начиная со времен Петра I. Высота храма равна 122,5 м. До середины XX века храм считался высочайшим строением в стране, а в Санкт-Петербурге здание большей высоты построили только в 2012 году.

История строительства собора

Биография собора начинается со времен Петра I. Именно благодаря велению этого государя было решено построить храм в честь Петра и Павла.

Предпосылки строительства

Строительство нового храма Петром I задумал неспроста. В 1712 г. Петербург стал столицей России, и нужно было подчеркнуть новый статус города. Для этого по задумке государя на территории Петропавловской крепости было решено построить храм, который будет располагаться в центре.

По предварительному проекту собор должен был подняться выше московских зданий: Меньшиковой башни и колокольни Ивана Великого. Храм стал архитектурным выражением идей того времени.

Возведение собора и его жизнь

Изначально при возведении Петропавловской крепости в 1703 г. вместе с сооружением земляных валов был построен деревянный храм. Его закладка состоялась 10 июля на Петров день. Через восемь месяцев 1 апреля состоялось освящение храма. 14 мая были проведены торжественные богослужения в честь знаменитой победы над шведами на Чудском озере.

Возведение каменного храма на этом же месте началось 30 мая 1712 г. При этом деревянную церковь разрушать не стали, она находилась внутри нового сооружения. Собор строился по чертежам архитектора — итальянца Д. Трезини, руководство строительством тоже возложили на него. Петр I приказал, чтобы работа начиналась с колокольни. Возведение храма затянулось по причине недостатка рабочей силы и стройматериалов, и главные работы были завершены только в 1720 г. Для установки шпиля был приглашен мастер из Голландии Харман ван Болос. Немного позднее его покрытие отделали золоченой медью. Задумка Петра I воплотилась в реальность: вышина Петропавловского собора в наивысшей точке была 112 м — это на 32 м больше колокольни московского кремля. Строительные и отделочные работы завершились уже после кончины царя в 1733 году.

В 1742 году Петропавловский собор получил статус кафедрального. Через шестнадцать лет этот статус передали только что построенному Исаакиевскому собору, а Петропавловский в 1769 году передали в ведомство при дворе государя.

В 1756 году в собор ударила молния, и начался пожар. Храм получил сильные повреждения, значительный урон был нанесен шпилю и часам, расположенным на фасаде. Восстановление здания длилось до 1772 года. В 1773 году был устроен новый придел святой Екатерины, и состоялось его освящение. Новые часы установили в 1776 году, через 20 лет после пожара. Куранты изготавливались по спецзаказу часовым мастером их Голландии Б. Оортом Красом. Жители Петербурга имели возможность каждый час слушать гимн Государства Российского.

В 1777 году в Петербурге прошла страшная буря, в которую был поврежден шпиль. Его восстановление поручили архитектору Петру Патону, а новую фигурку ангела с крестом взамен утерянной делал архитектор — итальянец Антонио Ринальди. Спустя 53 года в 1830 году возникла необходимость отремонтировать фигурку: починить крест и припаять крыло ангелу. Поистине героический поступок был совершен кровельным мастером Петром Телушкиным. Он с помощью веревок на руках поднялся на шпиль и выполнил требуемые работы.

В 1857-1858 годах по проекту архитектора К. А. Тона вместо деревянных стропил шпиля были установлены металлические. По предложению инженера Д. И. Журавского была разработана восьмигранная пирамидальная конструкция, связанная кольцами. После завершения строительства нового шпиля высота здания увеличилась на 10,5 м.

В 1866 году завершилась замена царских врат на новые, которые были изготовлены из бронзы по проекту архитектора А. Кракау. В 1877 году завершилась роспись новых плафонов, продлившаяся два года. Работу выполнял итальянский живописец Д. Больдини.

Члены царской семьи часто присутствовали на божественных литургиях в Петропавловском соборе. Некоторые панихиды удостаивал своим почтением сам государь. Когда Петра Великий умер, внутри храма было решено устроить усыпальницу, где и было упокоено его тело. С тех пор там стали погребать всех членов царской семьи. В 1865 году надгробья заменили на плиты, изготовленные из мрамора белого цвета. Сверху на них были высечены позолоченные кресты.

В 1919 году Петропавловский собор закрыли. С 1924 г. в здании устроили музей. Многие ценные реликвии передали другим музейным учреждениям.

Значительные повреждения собору были нанесены в ходе войны. Ремонт фасада был сделан в 1952 году. В 1954 году храм передали в ведомство Музея истории города. В 1957 г. завершилось восстановление внутреннего убранства здания.

Современное состояние

В 1990 году Петропавловский собор снова вернули православной церкви, тогда же начали проводиться панихиды по русским царям. В 2000 году начали проводить службы и литургии. Сейчас во главе храма стоит арх-п Александр. В отдельном зале собора располагается музей, где собраны уникальные коллекции церковной утвари.

Особенности архитектурного ансамбля

Архитектура Петропавловского собора резко отличается от шатровых храмов и церквей с куполами того времени. Храм выполнен в стиле западноевропейской архитектуры: здание в виде прямоугольника, расположенное в длину с востока на запад. Длина строения равна 61 м, ширина –27,5.

Общий вид Петропавловского собора отличается скромностью. Обрамления окон украшают херувимы, стены – колонновидные пилястры. 6 таких же пилястр украшают парадный вход с западной стороны. Фасад с восточной стороны расписан фреской, выполненной худ. П. Титовым. Барабан небольшого размера с куполом венчает предалтарную часть.

С западной стороны храма выстроена колокольня в несколько ярусов. От главного строения к колокольне плавный переход обеспечивают первые два яруса, которые постепенно расширяются. Третий ярус имеет позолоченную восьмискатную кровлю, на которой с четырех сторон расположены круглые окна, обрамленные белым камнем. Завершающим элементом является барабан с узкими окнами-проёмами. Купол барабана выполнен в виде короны, на которой установлена изящная золотая башенка. Далее идет шпиль длиной 40 метров, наверху которого находится фигурка ангела, держащего в руках крест. Издали её можно с трудом рассмотреть, на самом же деле она весит 250 кг и имеет размах крыльев в 3,8 метра и высоту 3,2 метра.

Внутреннее убранство собора

Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.

Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.

Иконостас

Душой храма является алтарь. В православных церквях он отделяется иконостасом, в переводе с греческого языка – стеной с иконами. Это граница и в то же время образ единения мира земного и небесного. Выполненный в барочных формах иконостас Петропавловского собора каноничен и уникален одновременно. Его своеобразие состоит в том, что он представляет собой не глухую стену с иконами, установленными в строгой соподчиненности. Центральная часть его напоминает триумфальную арку. Время петровских реформ вызвало к жизни новую символику, связанную с победами и преобразованиями государства. Создавался иконостас после триумфального завершения Северной войны, что, безусловно, повлияло на его композиционное решение. На двадцатиметровую высоту вознеслось его центральное звено, увенчанное не традиционным для русского иконостаса распятием, а скульптурной группой «Христос во славе», что еще больше усиливает ощущение торжественности.

Иконостас Петропавловского собора

Около пятидесяти мастеров пять лет, с 1722 по 1727 г., трудились над изготовлением этого уникального деревянного резного золоченого иконостаса в Москве под руководством московского архитектора Ивана Зарудного. Автором проекта, очевидно, можно считать Д. Трезини. По частям иконостас был перевезен в Санкт-Петербург и собран в соборе в 1729 г. Во время пожара 1756 г. иконостас срочно разобрали и вынесли из храма. При повторной сборке многие пострадавшие детали восстановили и с внутренней стороны стянули иконостас металлическими тягами. В 1829 г. обнаружилась существенная осадка здания. В 1830-х гг. под иконостас был подведен цоколь из тивдийского розового мрамора, чтобы предохранить дерево от загнивания. За прошедшие годы он неоднократно подвергался повторному золочению.

В соответствии с принципами барокко пространство в храме должно быть организовано так, чтобы увлекать вошедшего к алтарю и иконостасу, центром композиции которого служат Царские врата. В данной алтарной преграде они решены новаторски, так как в нарушение традиции раскрывают вход в алтарь. На Царских вратах нет традиционных икон с изображением благовествующего архангела Гавриила, Девы Марии и четырех евангелистов. Но основная идея Нового Завета решена другими средствами. Скульптурные изображения евангелистов вынесены за пределы алтаря на сень над кафедрой. В иконостасе слева от царских врат помещена скульптура архангела Гавриила с цветком, приносящего благую весть о том, что Деве Марии суждено стать Матерью Спасителя мира. Дева Мария изображена в главной иконе левого киота, в ее сторону Гавриил повернул лицо, и в скульптуре в овале на царских вратах, к ней с небес слетает голубь. На Царских вратах Петропавловского собора помещено скульптурное изображение Христа, причащающего апостолов, это сцена Евхаристии. Общая композиция роднит их с триумфальными арками петровского времени при сохранении их символического значения врат Христовых и самого Христа. Венчают Царские врата два сложенных крестообразно ключа, символизирующих как ключи от рая, хранившиеся у апостола Петра, так и ключи от Балтийского моря, отвоеванные царем Петром. Врата воспринимались и как светский образ Петербурга как морских врат страны. Справа от Царских врат – скульптурная группа: архангел Михаил со щитом с монограммой Христа и огненным мечом, попирающий дьявола, – символ торжества сил добра над злом, воинских побед Петра. Царские врата петровского времени не сохранились до наших дней. Обветшавшие деревянные были заменены в 1865–1866 гг. новыми, сделанными из меди на железном каркасе, позолоченными, представляющими точную копию первоначальных.

В центре алтаря над престолом стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах – напрестольная сень. Сень является органичной частью композиции интерьера собора. Вензель Петра I с короной, изображенной на сени, напоминает о ее дарителе.

Богоматерь на престоле. Икона из иконостаса Петропавловского собора. 1727 г.

На иконостасе Петропавловского собора размещены 43 иконы и большое количество скульптур. Обилие круглой скульптуры необычно для православной церкви, но характерно для стиля барокко. В западных церквях можно найти аналоги подобных композиций. В данном случае нет прямого следования православной традиции, но канон соблюдается посредством соподчиненности икон и скульптур. Композиционную основу иконостаса составляют пять больших киотов – четыре нижних и один верхний, в промежутках между ними находятся врата: Царские (центральный неф), северные (левый неф), южные (правый неф). Венчает иконостас скульптурная группа «Христос во славе», в которой представлен Спаситель в момент чуда Преображения. По сторонам от Христа – пророки Моисей и Илия, что соответствует первому верхнему ряду традиционного иконостаса, где изображались праотцы от Адама до Моисея. Над головой Иисуса – голубь, символизирующий Духа Святого, и треугольник с надписью «Бог Отец Сын Дух Святой» – символ божественного триединства, что было особенно важно для Петербурга, основанного в день Святой Троицы. Под скульптурной группой помещена икона «Спас нерукотворный»; ниже – «Воскресение Христово», по сторонам от нее – скульптурные изображения царей Соломона и Давида, что соотносится со вторым (сверху) рядом православного иконостаса, где изображались пророки. Над царскими вратами по центральной оси находится икона «Видение Святого Иоанна Богослова» – Господь восседает на троне, принимая поклонения старцев.

Центральную часть иконостаса условно можно разделить на правую «мужескую» и левую «женскую» половины. Главная икона правого киота – «Иисус Христос на престоле». Христос, одетый как московский царь XVII в., восседает на престоле. На голове у Него – царская шапка с крестом, напоминающая митру. На груди Христа панагия – знак архиерейского достоинства. В руках Он держит скипетр и державу, атрибуты царской власти. В нижней части иконы помещены слова из притчей царя Соломона: «Мною Цари царствуют и сильные пишут правду». Четверо ветхозаветных царей, изображенных вокруг иконы Христа, являются Его предками. Всех святых, помещенных на иконах этого звена, сравнивали в панегириках с Петром I, и весь киот посвящен ему как донатору собора. «Рождество Христово» и «Богоявление» – иконы праздничного цикла иконостаса.

Главная икона левой «женской» половины иконостаса – «Богоматерь на престоле». Богородица, облаченная в одеяние русской царицы XVII в., в венце, напоминающем Императорскую корону XVIII в., также восседает на престоле. Считается, что чертам лица Богоматери придано портретное сходство с императрицей Екатериной I, в период правления которой писалась данная икона. Жест правой руки Младенца Христа – благословляющий, в левой руке он держит державу. «Богоматерь» окружают ветхозаветные святые «жены», с которыми сравнивали Екатерину I в начале XVIII в., а также икона Великомученицы Екатерины – покровительницы первой русской императрицы.

Иисус Христос на престоле. Икона из иконостаса Петропавловского собора. 1727 г.

Автором идейной концепции иконостаса является, скорее всего, ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Естественно, выбор святых не был произвольным. В иконостасе представлены святые, соименные членам семьи Петра I: Екатерина, Наталья, Анна, Елизавета, Параскева. Канонизированные цари и царицы, что должно было говорить о божественном происхождении царской власти. Выбирались святые, факты биографий которых перекликались с жизнью ближайших родственников первого русского императора, а также особо почитаемые русские святые из династии Рюриковичей, правившей на Руси с 862 по 1598 г., что доказывало преемственность верховной власти. Местные иконы располагаются в боковых киотах: в южном – «Апостол Петр», в северном – «Апостол Павел».

Образа для иконостаса писали в Петербурге московские иконописцы Андрей Меркурьев (Поспелов) «со товарищи» с 1726 по 1729 г. Четыре иконы, находящиеся в основании киотов («Богоявление», «Страдания Святого Апостола Петра», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Страдания Святого Апостола Павла»), представляют собой копии, выполненные академиком живописи Д. И. Антонелли в ходе реставрации 1832–1834 гг. Тогда же в верхнем киоте им была написана икона «Спас Нерукотворный». автора Шпидлик Томас

Иконостас - литургический анамнез Иконостас, неотъемлемая часть русских церквей, является выражением церковного литургического анамнеза. Он как бы скрывает таинственное действо и в то же время открывает его нам, видимым образом являя то, что невидимо совершается в

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

Иконостас Душой храма является алтарь. В православных церквях он отделяется иконостасом, в переводе с греческого языка – стеной с иконами. Это граница и в то же время образ единения мира земного и небесного. Выполненный в барочных формах иконостас Петропавловского