Крузенштерн что он открыл. Краткая биография адмирала крузенштерна. Биографические данные. Военная деятельность

Родился 19 ноября 1770 в имении Хагудис, Эстония в небогатой дворянской семье. Поступил в морской кадетский корпус в Кронштадте.

Учеба проходила славно, но во время развития военных действий со Швецией Российское государство проводило мобилизацию, поэтому из корпусов стали выпускать раньше. Иван Крузенштерн также был подвержен этой участи, и в январе 1789 года в звании «мичман» он был направлен для прохождения службы на парусный корабль «Мстислав ». Участвовал в нескольких морских сражениях, в том числе и Гогландском. Затем проходил военно-морскую службу на английских кораблях, где и получал очередные воинские звания.

Во время морских походов, находясь в водах Южно-Китайского моря, Иван Крузенштерн проявлял интерес к торговым отношениям между Англией и Китаем. Он понял, что российская сторона тоже может быть заинтересована в них. С России товары могли бы идти по морскому пути от Камчатки до Китая и Индии. На то время товары доставлялись обозами через Якутск до города Охотск, а затем морем. Это был не совсем приемлемый торговый путь, который подвергался множеством неудобств и опасностей: вероятность ограбления в пути, порча товара, и наконец увеличение его стоимости. Все эти накопившиеся проблемы проявили желание у Ивана Федоровича Крузенштерна предоставить проект нового морского торгового пути в Восточную Азию и Индию.

Иван Крузенштерн

По возвращению в Россию в 1802 году его план был одобрен императором Александром I и Иван Крузенштерн возглавил свою первую русскую кругосветную экспедицию состоявшая из двух славных «Надежда » (на борту которого находилась миссия в Японию во главе с Николаем Резвановым) и шлюпа «Нева». Вторым судном командовал его соратник и однокашник Юрий Лисянский. Целью экспедиции Крузенштерна было исследование устья Амура для выявления удобных мест снабжения товарами русского Тихоокеанского флота. 7 августа 1802 года два парусных судна оставили родной порт Кронштадт и направились заданному курсу. Через некоторое время шлюпы пересекли экватор и направились далее на юго-запад. В марте 1802 года парусные корабли «Надежда » и «Нева » благополучно обогнув вечно грохочущий мыс Горн через несколько недель разделились в Тихом океане для более обширного исследования. В ходе мореплавания произвел описание островов Нуку-Хива (Маркизские острова) и Гавайских островов. В апреле 1805 года шлюп «Надежда » достиг берегов Японии, где были проведены исследования островов Хондо (Нипон), Иезо (Хоккайдо). Оттуда моряки направились к южным берегам Сахалина, где были пополнены запасы продовольствия и воды.

Иван Крузенштерн

карта кругосветного плавания Ивана Федоровича Крузенштерна

шлюп «Надежда»

Летом 1805 года нанес на географическую карту около тысячи километров побережья острова Сахалин, и пытаясь пройти в непогоду между материком и островом посчитал его полуостровом. Обогнув Сахалин с севера, моряки обследовали удобные места в устье реки Амур - завершив этим свое увлекательное путешествие. В 1806 году парусный шлюп «Надежда» прибыл в Кронштадт. Часть экспедиции Крузенштерна на парусном судне «Нева » под руководством Ю. Ф. проводила путешествие отдельно об этом рассказ в одной из статей, так как его тоже заслуживает внимания. Из Камчатки Крузенштерн отправился в Китай, а оттуда 19 августа 1806 года вернулся в Кронштадт, пробыв в путешествии более 3 лет.

парусные шлюпы «Надежда» и «Нева»

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли очень большой вклад в географию. Были открыты межпассатные противотечения в Атлантическом океане, сделано множество уточнений о существующих островах, проведены наблюдения за морской водой в результате которого было выведено понятие «удельный вес воды», собраны много данных о приливах и отливах и внесен огромный вклад в астрономию. Его плавание дало большие научные и практические результаты, помимо географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

адмирал Крузенштерн Иван Федорович


По возвращении был назначен преподавателем Морского кадетского корпуса. В течение этого периода времени он написал книгу, которая получила название «Путешествие вокруг света». Иван Крузенштерн был избран членом академий и научных обществ Великобритании, Франции, Германии и Дании. Мореплаватель стал инициатором создания Военно-морской академии на базе Морского кадетского корпуса.

Крузенштерн Иоганн Антон (Иван Федорович) (1770-1846) - русский мореплаватель, адмирал, почетный член петербургской Академии Наук.

Иван Федорович Крузенштерн родился в дворянской семье 8 ноября 1770 года. В 14 лет он стал воспитанником Морского кадетского корпуса. В конце мая 1787 года он был произведен в гардемарины и летом ушел в свое первое учебное плавание по Балтийскому морю.

В 1788 окончил Морской кадетский корпус, в том же году участвовал в Голландском сражении. В 1793 был направлен волонтёром в Англию для совершенствования в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. В 1799 вернулся в Кронштадт.

В 1802 Иван Федорович Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-06). 7 августа 1803 при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах "Надежда" (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и "Нева" (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.

После продолжительной стоянки у острова Санта-Катарина (побережье Бразилии), когда на "Неве" пришлось заменить две мачты, суда впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг. 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. От острова Нуку-Хива (Маркизские острова) шлюпы вместе проследовали к Гавайским островам, где вновь разошлись: "Нева" отправилась к берегам Аляски, а "Надежда" прибыла в Петропавловск-Камчатский в июле 1804. Затем Крузенштерн доставил Резанова в Нагасаки и обратно в Петропавловск-Камчатский, по дороге описав северные и восточные берега залива Терпения.

Летом 1805 впервые приблизился к берегам Сахалина, пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и ошибочно решил, что Сахалин не остров и соединен с материком перешейком. Из Петропавловска осенью того же года Крузенштерн перешел в Кантон, а в конце лета 1806 - в Кронштадт.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Во время плавания Крузенштерна впервые было положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; Крузенштерн произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Беспримерное в истории отечественного мореплавания путешествие закончилось блистательно. Оно не только имело неоценимое научное и практическое значение, но и явилось новым доказательством доблести и трудолюбия русских моряков. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Таким путем Россия может вести и торговлю с Китаем.

Отечественные ученые приветствовали российских первооткрывателей. Петербургская Академия наук направила Крузенштерну специальное послание: "Ожидания академии были оправданы самым блистательным образом, и это столь же смелое, сколь и счастливое плавание, совершенное под Вашим благоразумным управлением, не только возвысило славу русского флота в глазах всей Европы, но и обогатило науку открытиями и исследованиями, далеко раздвинувшими предметы естествознания и географии".

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-12, 2 изд. 1950).

С 1811 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен инспектором, а в 1827 - директором Морского кадетского корпуса.

В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями- Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.

Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде...

Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле (Таллинн).

6 ноября 1873 года в Петербурге, на набережной Васильевского острова, напротив Морского кадетского корпуса был установлен памятник. Его авторы - скульптор И. Н. Шредер и архитектор И. А. Монигетти, "Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг", - гласит надпись на нем.

В данном обзоре речь пойдет о человеке, который за свою жизнь добился очень многого — об Иване Федоровиче Крузенштерне (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн). Он был мореплавателем, сумел совершить кругосветную экспедицию, первую в российской истории. В 1842 году ему присвоили звание адмирала. Ко всему прочему он был доктором философии и почетным членом Петербургской академии. И это далеко не все звания и должности этого великого человека. В данной статье будет описана краткая биография Крузенштерна Ивана Федоровича.

Юные годы

Иван Федорович — первый из русских мореплавателей, сумевший совершить кругосветное путешествие. Он смог оказать большое влияние на историю географических открытий. Родился Иван Федорович в 1770 году, 19 ноября. Произошло это в Эстляндской (Эстонской) губернии рядом с современным Таллином.

Отец Ивана Федоровича Крузенштерна — Иоганн Фридрих. Мать — Христина Фредерика. Родители хоть и дворяне, но богатыми они не были. В момент исполнения 15 лет Иван Федорович поступил в Морской корпус, который находился в Кронштадте. Назвать легкой кадетскую жизнь нельзя. Будущий великий мореплаватель практически голодал, здания корпуса отапливались очень плохо, а в спальнях вообще не было окон. Дрова таскать приходилось с соседних складов.

Через несколько лет уже в звании адмирала русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн мог отдать своих сыновей в Морской корпус. Но он этого не сделал, хоть и надеялся, что они пойдут по его стопам. Вместо этого он отправил их обучаться в Царскосельский лицей.

Период военной службы

Из-за того что началась русско-шведская война, обучение было решено закончить раньше срока. В 1788 году Ивана Федоровича Крузенштерна отправили служить на судно “Мстислав”. Но чин мичмана, который был положен всем выпускникам корпуса, он так и не получил.

Первое сражение произошло в Финском заливе в 1788 году. Встреча русской и шведской эскадры произошло в нескольких десятках километров от острова Гогланд. Эскадры, выстроившись друг напротив друга, просто расстреливали вражеские корабли. Маневрировать было практически невозможно в связи с отсутствием ветра. После нескольких часов ведения огня шведская эскадра была повержена.

Потери составили около 300 человек. При этом раненых было в два раза больше. Пострадал сильнее всего корабль, на котором проходил службу Крузенштерн — “Мстислав”. Из строя практически вышла система управления, корпус очень сильно повредили вражеские ядра. На воде корабль держался только чудом. Однако это не помешало ему дождаться конца сражения и даже отправиться в погоню за отступающей шведской эскадрой.

Укрылись вражеские корабли в Свеаборге. Русский флот начал держать осаду, в которой принял участие и будущий адмирал. Т. к. практически все офицеры были убиты или ранены, Ивана Федоровича повысили до помощника капитана, что уже является немалым достижением.

Через год великий мореплаватель участвовал в Эландском сражении. Также он принимал участие в боях в Выборгской бухте, при Красной Горке и Ревеле. За проявленную доблесть его повысили, и уже в 19 лет он стал лейтенантом.

Командировка в Англию

Иван Федорович всегда проявлял смелость, энергичность и решительность. После сражения жизнь начала казаться ему пресной. Но долго скучать не пришлось. Его заслуги были замечены, и будущего адмирала отправляют в Англию на обучение. Он сумел побывать в Америке, плавал на английских кораблях в Африку и на Бермудские острова, посетил Индию и Китай. Именно в это время и зажегся идеей о кругосветном путешествии. Связано это в первую очередь с тем, что он увидел перспективу торгового морского сообщения с другими странами.

В 1800 году путешественник Иван Федорович Крузенштерн возвращается в Россию. Практически сразу же его повысили до звания капитан-лейтенанта. После этого он внес предложения об усовершенствовании российского флота и о развитии торговли с другими странами посредством морских путей.

Его предложения оставались незамеченными вплоть до переворота. Экспедиция в Китай и Японию для организации морской торговли была разрешена, когда во главе ведомства поставили Мордвинова. Начальником будущего путешествия был назначен Иван Федорович.

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Морские исследования

Что открыл Иван Федорович Крузенштерн на обратном пути? За время путешествия были исследованы западные побережья Хондо, а также острова Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, были обнаружены никому не известные острова, которые таили в себе опасность для мореплавателей. Их назвали Каменными Ловушками.

Затем были проведены исследования восточного и северного побережья Сахалина, откуда мореплаватель отправился в Макао, где произошла встреча с Лисянским. С китайскими товарами экспедиция направилась на родину.

Значимость путешествия

Экспедиция была очень полезной не только с научной, но и с практической точки зрения. Об этом говорили во всем мире. Русскими моряками были исправлены английские карты, которые в те времена считались самыми точными, открыты острова. Кроме того, с карты убраны те земли, которых и вовсе не существовало. Ученые изучали температуру глубинных слоев, морские течения.

Все проведенные в те времена метеорологические исследования являются важными и на современном этапе. Проводились не только географические изыскания. Ученые также пополнили зоологические, этнографические и ботанические коллекции. Удалось не только с Японией познакомиться, но и совершить огромный рывок в науке. Мореплаватели за достижения были удостоены награды.

Великий человек Иван Федорович Крузенштерн после путешествия стал членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная деятельность

Когда кругосветное путешествие завершилось, Иван Федорович очень долго разбирался в теоретических вопросах, связанных с морским делом. В сферу его интересов вошли и гидрографические промеры. Мореплаватель старался отыскать роль географии, ее место в науке. Он изучал, как она связана с физикой и химией, стремился выявить ее влияние на экономику.

С Иваном Федоровичем также консультировался английский ученый Джон Барроу. Его интересовал северо-западный проход. Мореплаватель делился своим мнением с Гумбольдтом, который был картографом.

С началом войны в 1812 года Крузенштерн выполнял роль дипломата. Треть своего состояния он потратил на формирование народного ополчения. Также следует отметить, что именно мореплаватель вошел в состав миссии в Лондоне. Однако и в эти тяжелые времена он интересовался судостроением и достижениями флота Англии.

Когда закончилась война с Наполеоном, Крузенштерн стал задумываться о новом кругосветном путешествии, разрабатывать инструкции для него. Его идея была реализована уже через несколько лет. Кругосветное плавание прошло с 1815 по 1818 годы. Капитаном был назначен Отто Коцебу — младший офицер первого путешествия. Следует отметить, что Крузенштерн не только инструкции разрабатывал. Он также посетил Англию, где сам и приобрел все необходимые инструменты.

В период с 1827 года по 1842-й Иван Федорович постепенно повышался в званиях, пока не стал адмиралом. Позже он организовывал экспедиции других известных мореплавателей. Например, путешествие Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которого была открыта Антарктида.

Издательская деятельность

Биография Ивана Федоровича Крузенштерна очень интересна. Научную деятельность он не бросил, даже когда его отправили в бессрочный отпуск. Официальной причиной послужило здоровье. Однако на самом деле этому поспособствовал маркиз Траверсе, который не особо жаловал Румянцева и препятствовал всем его предложениям относительно реорганизации флота.

В имении Иван Федорович продолжил работать над книгой о своем путешествии. Он заявил о необходимости создания морского атласа, но и эта идея была оставлена без внимания. Дело сдвинулось, когда вместо Траверсе пришел адмирал Моллер. И именно он принял проект атласа.

После этого все начали считать мореплавателя Крузенштерна первым гидрографом Тихого океана. В самом же атласе были предоставлены материалы о кругосветной экспедиции. И это в дальнейшем поспособствовало развитию наук. За свои многочисленные достижения адмирал Иван Федорович Крузенштерн получил полную Демидовскую премию.

Руководство Морским корпусом

В 1927 году Иван Федорович был назначен директором Морского корпуса. Чуть позже вошел в состав адмиралтейского совета. На протяжении шестнадцати лет в качестве руководителя он занимался преобразованием учебного заведения. И ему это удалось.

Были введены новые предметы, библиотека пополнилась книгами, в музеях появились разнообразные экспонаты и пособия. Мореплаватель постоянно что-то изменял в образовательной сфере. Ко всему прочему им был учрежден офицерский класс, кабинет физики и обсерватория. Со временем корпус превратился в полноценную Морскую Академию. И все это произошло благодаря Ивану Федоровичу Крузенштерну.

Семья великого мореплавателя

Женился Иван Федорович в 1801 году. Его избранницей стала Юлианна Шарлотта фон Таубе дер Иссен. У него было много детей - четыре сына (Николай, Александр, Павел, Платон) и две дочки (Шарлотта, Юлия).

Наследие Ивана Федоровича

24 августа 1846 года великий мореплаватель, адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер. Произошло это в имении Асс. Похороны состоялись в Ревеле (Таллине). Дело своего предка продолжали сын Павел Иванович и внук Павел Павлович. Со временем они смогли стать известными мореплавателями, занимаясь исследованиями северо-восточных берегов Азии, а также Каролинского острова.

После Ивана Федоровича помимо Атласа с объяснительным текстом осталось несколько научных работ. Свое путешествие он описал в сочинении. Впоследствии книга была переиздана в 1950 году, но уже в сокращенном варианте

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Заключение

Выше была описана биография Ивана Федоровича Крузенштерна. Краткая, т. к. на описание всех его достижений в подробностях не хватит и книги. Одно только кругосветное путешествие, которое стало первым в российской истории, может уместиться в нескольких томах.

В память об этом великом человеке в 1874 году в Санкт-Петербурге был установлен монумент. Проект разработан архитектором Монигетти и скульптором Шредером. Находится памятник напротив Морской Академии. Возведение производилось на частные средства, однако и от государства удалось получить небольшое пособие.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Иван Фёдорович Крузенштерн — биография знаменитого российского адмирала

Крузенштерн родился 8 ноября 1770 года в семье немецкого дворянского рода Крузенштернов (основоположником рода в России стал прадед Ивана, Филипп Крузиус), отец был судьей. Когда исполнилось 12 лет, юный поступил в церковную школу, где проучился два года, а после этого поступил в Морской кадетский корпус. Учёбу он закончил в 1788 году в связи с началом войны России со Швецией.

В жизни Ивана Федоровича присутствует множество интересных фактов, например известно, что он занимался спортом даже у себя на корабле (ежедневно упражнялся с 2-х пудовыми гирями), очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно. И на самом деле оно так и было. Так же небезызвестный кот Матроскин (из мультфильма «Простоквашино») утверждал, что под командованием Крузенштерна плавала его бабушка, а минутой позже адмирала и вовсе перепутали с Дедом Морозом. А еще адмирал Иван Федорович Крузенштерн — человек и пароход!

Со старту службы на флоте, был предписан на линейный корабль «Мстислав», на котором Крузенштерн в 1788 году дрался в Гогландском сражении , а через год проявил себя в Эландском бою. А ещё через год, в 1790 году, он был повышен в чине до звания лейтенанта за ряд важных побед в морских боях этого года.

А тем временем в мире…

Рождается Иван Федорович Крузенштерн

Патрасское сражение между Российской и Османской империй

Самое интересное для Вас!

В 1793 году Крузенштерн вместе со своим будущим напарником по кругосветному путешествию Юрием Лисянским был отправлен в Англию, где и пробыл 6 лет. На службе у английского Короля он успел повоевать с французами, побывать у берегов обеих Американских континентов и в Африке. Во время этих дальних плаваний он тщательно изучал маршруты, искал выход российских кораблей в ост-индские воды и присматривался к морским путям для торговли с Китаем.

По прибытию к себе на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешение на проведение экспедиции, для более детального изучения маршрутов, которые были пройдены на английских кораблях. Но государь отказал в спонсорстве данного мероприятия, затянув первое русское кругосветное путешествие на 3 года. Но в 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна, и таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции .

7 августа 1803 года два шлюпа «Надежда» (командир корабля Иван Крузенштерн) и «Нева» (командир корабля Юрий Лисянский) под аплодисменты толпы провожающих отплыли с Кронштадта. После возвращения в 1806 году Иван Федорович в подробностях описал ход экспедиции и представил уникальные карты. К слову говоря, современный парусный фрегат Надежда назван в честь вышеупомянутого шлюпа. В 1811 году он был назначен инспектором Морского кадетского корпуса, а через 16 лет стал его директором. Но в этом временном промежутке Крузенштерном был создан так называемый «Атлас Южного моря», который включал в себя множество гидрографических записей. Морской кадетский корпус, за время правления Ивана Федоровича, получил невероятное количество новой литературы, был значительно расширен музей и введен ряд новых и актуальных дисциплин. Умер он 12 августа 1846 году, похоронен в Таллинне (Домской собор). А спустя 27 лет, в 1873 году, в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса Ивану Федоровичу Крузенштерну был установлен памятник.

Четырёхмачтовый учебный парусник Крузенштерн

Известный четырехмачтовый барк Крузенштерн на данный момент является учебным парусным судном, назван в честь знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна. Базируется в Калининграде. Срок службы барка на данный момент насчитывает уже свыше 85 лет.

«Крузенштерн» спущен на воду 1926 года в немецком городе Бремен. Заказчиком была компания Фердинанда Лайеша, ей требовались новые корабли для Капгорновской линии. Первое имя барку придумала дочка судовладельца, которая назвала его «Padua». В те времена существовала традиция, что названия кораблей, построенных для компании Лайеша, придумывали женщины из семьи судостроителя, и эти имена обязательно должны были начинаться на «P».

В первое плавание «Падуа» отправилась под командованием Карла Шуберга. Барк мог нагрузить на себя груз весом до 4100 тонн, при этом максимальная скорость достигала 14 узлов. Парусное вооружение состояло из 31 паруса, общая площадь которых равнялась 3500 квадратных метров. Полное водоизмещение парусника 6000 тонн. В первые 15 лет своего существования барк совершил 17 рейсов, большая часть из которых была трансокеанской.

Самое интересное для Вас!

Корабль стал достоянием СССР после окончания Второй мировой войны. В 1946 году между странами-победителями были поделены морские трофеи Германии, в следствии чего на корабле было поднято военно-морское знамя Союза. И сразу после этого судно получило новое имя «Крузенштерн». А в начале 1959 года барку «Крузенштерну» пришлось пережить капитальный ремонт на одной из российских верфей.

За время пребывания под знаменем СССР барк выполнил ряд успешных исследований в районе Атлантического океана, при этом выполняя ещё одну полезную задачу, заключающуюся в обучении молодых моряков. С 1972 по 1983 года на «Крузенштерне» регулярно менялись капитаны, которых в общей сложности насчитывалось 7 человек. В 1983 году командование Балтийского флота передало барк компании «Эстрыбпром», которая занималась рыбным промыслом, таким образом центром дислокации корабля стал порт Таллина. И только в первой половине 1991 года барк «Крузенштерн» был передан инженерному морскому училищу города Калининграда.

В наше время барк используется в учебных целях. Он часто принимает участия в различных регатах, так в 1992 году «Крузенштерн» стал чемпионом по прохождению пути от Бостона до Ливерпуля, реализовав при этом отличный скоростной потенциал – максимальная скорость доходила до 17,8 узлов.

Барк Крузенштерн: длительная навигация 2014

Легендарный барк Крузенштерн никогда не стоит у причала долго. Уже которое десятилетие подряд он выполняет трудную работу, выполняя роль площадки для обучения будущих моряков.

В этом году парусник совершил 3 больших рейса, отправившись из Калининграда еще 25 декабря 2013, и вернувшись в порт только сейчас, 3 октября 2014. Парусный барк «Крузенштерн» провел в морской экспедиции целых 283 дня. За это время он успешно прошел 22 тысячи 652 морские мили, посетив порты Германии, Франции, Марокко, Италии, Болгарии, Греции, Испании, Бельгии. В общей сложности корабль посетил два десятка портов в 15 государствах.

За время походов судно успело побывать в олимпийском Сочи, а также приняло участие в военно-морском параде на честь Дня Победы, проводившемся в Севастополе.

В ходе навигации 2014 года на «Крузенштерне» имели возможность пройти обучение более 360 курсантов различных российских и зарубежных учебных заведений.

Первый рейс: Калининград-Сочи (25.12.2013-25.02.2014)

Подготовка к навигации этого года началась необычно – с обширной школьной экскурсии. 24 декабря 2013, за день до отплытия, барк посетили калининградские шестиклассники, которым была дана возможность изучить этот гордый корабль вдоль и поперек. Ну а уже 25 декабря, после торжественного построения у 24-го причала Калининградского морского рыбного порта, парусник отправился в путь.

Маршрут первого рейса – Калининград-Сочи. В конечном порту «Крузенштерн» должен был стоять во время проведения Олимпийских и Параолимпийских игр. Ну а первым портом, в который зашел корабль в эту навигацию, стал немецкий Бремерхафен, где курсанты с экипажем (без малого 200 человек) встретили Новый год.

Следующая остановка была уже в теплом Марокко – в порту города Танжер. Здесь курсанты смогли немного отдохнуть и изучить новую для себя культуру через экскурсии по местному рынку, мечетям и музеям. Перед Сочи корабль ждали еще 2 стоянки – в итальянском Бари и греческих Патрах, после чего он взял курс на российские, сочинские берега.

В Сочи «Крузенштерн» ошвартовался строго по графику – утром 6 февраля. Здесь корабль простоял до 25 февраля, выполняя почетную миссию достопримечательности, а 50 из 113 курсантов, прошедших специальную подготовку и получивших соответствующие сертификаты, работали волонтерами на Олимпиаде.

С завершением Олимпийских игр главная миссия «Крузенштерна» этого года была завершена, и он приступил к выполнению других задач.

Второй рейс: Сочи-Сочи (26.02.2014-17.05.2014)

Второй рейс проходил между портами Черного и Средиземного морей, и был еще больше насыщен различными мероприятиями.

Из Сочи барк в этот раз отправился в марокканский Агадир, далее посетил французский Сэт и прибыл в болгарскую Варну. Там «Крузенштерн» присутствовал на церемонии открытия регаты SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014, впервые проводившейся в Черном море. Кроме того, барк и сам стал участником Черноморской регаты STI, которую впервые принимали и российские порты Новороссийск и Сочи. Помимо «Крузенштерна» Россию на ней представляли Владивостокский парусник Надежда и учебные суда класса «А» — парусник Мир , а так же всемирно известный парусник Седов . Всего в гонке приняли участие 50 гонщиков из двух десятков стран. Колоритными участниками были пакистанское и нидерландское суда.

В перерыве между этапами регаты, «Крузенштерн» принял участие в важнейшем мероприятии данного рейса – праздничном военно-морском параде в Севастополе в честь Дня Победы, после чего, 17 мая, снова вернулся в Сочи.

Третий рейс: Сочи-Калининград (18.05.2014-3.10.2014)

Последний в текущем году третий рейс – это возвращение их Сочи домой. За этот переход Крузенштерн, как и его экипаж с новыми курсантами, прошел и через общие радости, и через тревоги, что сделало поход еще более ценным для приобретения важного морского опыта молодежью.

Из Сочи парусник отправился 18 мая во Францию, посетив Канны и Гавр. Уже в июле корабль швартовался в немецких портах Бремерхафен и Киль. Следующим портом посещения стал голландский Харлинген, после которого «Крузенштерн» отправился в норвежские города Фредрик-Штадт и Берген.

А вот дальше, в результате неприятного инцидента, парусник резко стал повышенным объектом внимания СМИ– после посещения датского порта Эсберг, при выходе из него, парусный великан случайно потопил буксир Diver Master, что в последствии, якобы, вылилось в отказ Крузенштерна от участия в английской регате . Это рейдовое судно должно было помогать российскому четырехмачтовику покинуть акваторию Эсберга, но команда буксира не сумела вовремя отдать концы, из-за чего «Крузенштерн» завалил его на левый борт и затянул под воду. Команда, к счастью, не пострадала, а администрация порта к россиянам претензий не предъявила, так что «Крузенштерн» продолжил плавание в немецкий Росток.

Из Германии наш парусник перебрался в польский порт Гдыня, а дальше сделал еще один переход в британский Фалмут. Именно во время стоянки в этом городе, 29 августа, курсанты «Крузенштерна» отмечали День тельняшки. С самого утра по судовой трансляции объявили необычную форму одежды – парадные брюки и тельняшка. В этот день все на корабле были одеты именно так, так же была торжественная церемония, концерт и лекции, касающиеся истории и значения тельняшки на российском флоте.

Уже 16 сентября «Крузенштерн» вошел в пролив Ла-Манш, направляясь в бельгийский порт Зеебрюгге. Именно в этот день экипаж получил неожиданное развлечение – был объявлен пельменный аврал. Это старая традиция данного корабля, по которой один день каждого осеннего рейса весь экипаж посвящает лепке пельменей. В забаве приняли участие 172 человека, которые в две смены умудрились слепить целых 9097 штук. Правда, сделать запас не удалось, поскольку большая часть приготовленного была съедена в этот же вечер.

После пельменей и посещения Зеебрюгге, парусник взял курс на последний перед возвращением домой порт – польский порт Щецин, в который корабль зашел 26 сентября. Здесь моряки поучаствовали в церемонии торжественного возложения венков к мемориалу «Тем, кто не вернулся с моря». После кратковременного отдыха, 28 сентября «Крузенштерн» покинул Щецин.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

zkzakhar

245 лет назад, 19 ноября 1770 года, родился Иван Фёдорович Крузенштерн – старейший из учредителей Русского географического общества, руководитель первого русского кругосветного плавания. Именно с кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского началась эпоха русских океанских торговых и научных плаваний.

О том, что в первую очередь стоит вспомнить в связи с этой датой, рассказал человек, унаследовавший прославленную фамилию – Алексей Вячеславович Крузенштерн.

Об Иване Фёдоровиче Крузенштерне

Представьте себе столицу Российской империи – Санкт-Петербург. Представьте себе её главную магистраль – Неву. Именно лицом к Неве стоит Медный всадник, памятник Петру I, один из главных духовных символов Петербурга. Памятник не менее значительному персонажу российской истории, генералиссимусу Александру Суворову, поставлен тоже лицом к Неве. При этом в те годы в Российской империи памятники устанавливались, как правило, либо царствующим особам, либо членам царских семей.

Спустя 70 лет после открытия памятника Суворову на набережной лейтенанта Шмидта, спиной к Неве, но лицом к зданию Морского кадетского корпуса, появляется памятник Ивану Фёдоровичу Крузенштерну, который не был ни членом царской семьи, ни титулованным дворянином, однако на монументе можно найти его персональный герб. Это говорит о том, какое значение оказала эта личность на развитие Российской империи.

После него только в первой половине XIX века Россия выполнила 5 кругосветных экспедиций.

Сегодня удивительная дата – 245 лет со дня рождения Ивана Фёдоровича. То есть через пять лет ему будет 250. А 250 – это четверть тысячелетия. При этом Крузенштерн – персона уже достаточно хорошо исследованная. Но чем больше изучаешь, тем больше понимаешь, что ещё не всё известно. Этому человеку удавалось осуществлять всё, что он планировал и обещал. Количество и качество его достижений вызывает истинный восторг. Это, наверное, и объясняет, почему ему поставлен памятник.

После того, как Крузенштерн возглавил Морской кадетский корпус, он создал Военно-морскую академию, обучение в которой проходили все адмиралы Российской империи, Советского союза и Российской Федерации. А если вы посмотрите на список учредителей Русского географического общества и упорядочите их по возрасту, то выяснится одна интересная вещь: все учредители на 25-30 лет моложе одного персонажа. Этот персонаж – Иван Фёдорович Крузенштерн. А половина учредителей – это выпускники Морского кадетского корпуса, которым он командовал с 1827 по 1842 год.

О барке "Крузенштерн "

С 4 по 7 ноября 2015 года в Санкт-Петербург к набережной лейтенанта Шмидта приходил барк "Крузенштерн". В следующий раз, вероятнее всего, он будет пришвартован в Кронштадте, что полностью соответствует исторической правде, поскольку именно из Кронштадта, а не из Петербурга выходили все русские кругосветные экспедиции.

Это красивое, великолепное парусное судно впечатляет своими размерами. Его длина – почти 115 метров при ширине 14 метров. Оно построено в 1925–1926 годах в Германии, на верфи Текленборга в Гестемюнде. При "рождении" барку было присвоено имя "Падуя", а уже после Второй мировой войны СССР получил его по репарации и нарёк именем адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна.

В 1959–1961 годах "Крузенштерн" стал экспедиционно-океанографическим судном, и в течение пяти лет выполнял в Атлантическом океане научно-исследовательскую программу Академии наук СССР и обеспечивал морскую практику военно-морских учебных заведений. Сегодня парусник принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется не только в учебных целях, но и для участия в международных парусных регатах.

Своё первое кругосветное плавание, посвящённое 300-летию Российского флота, "Крузенштерн" совершил в 1995-1996 годах. Его маршрут полностью повторил кругосветку И.Ф.Крузенштерна. А в 2005-2006 годах парусник повторно обогнул земной шар в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Имя великого путешественника носит не только знаменитый парусник –"Крузенштерном" названы пролив и риф в Тихом океане, остров в Беринговом проливе и даже лунный кратер.

О потомках

Я не прямой потомок Ивана Крузенштерна – я потомок его старшего брата. Это имеет существенное значение: у Ивана Фёдоровича было шестеро детей, были и внуки, но вся эта большая ветвь была уничтожена в 20-х годах XX века. К 1922 году практически никого из этой ветви, к огромному сожалению, не осталось.

Я родился в 1962 году с Советском Союзе, и в те годы иметь фамилию "Крузенштерн" было, мягко говоря, обременительно. Тогда это не приносило никакой радости. А уж в военное и послевоенное время, когда жили мой дед и мой отец, это вообще было делом сложным. И когда я в 70-х годах, будучи школьником, спрашивал своего деда о наших предках, он говорил: знаешь меня, знаешь отца – дальше не влезай. И на то были серьёзные основания.

Я начал заниматься историей семьи после того, как стал самостоятельным человеком – для меня было важно сначала научиться жить. Я заинтересовался, стал понемногу изучать первое русское кругосветное плавание, историю семьи, стараться издавать какие-то книги, которые теперь есть в библиотеке РГО.

Мне кажется, что Иван Фёдорович Крузенштерн – это персона, которая объединяет в себе самые достойные черты офицеров Российской империи. Это просветитель, интеллектуал, интернационалист, носитель и российских, и, вместе с тем, западных ценностей. Сейчас, как и в те времена, в нашей большой стране людям нужно находить в себе силы быть и европейцами и азиатами одновременно.

О знаковых местах

В Санкт-Петербурге по меньшей мере три здания тесно связаны с Иваном Фёдоровичем.

Первое – это Морской кадетский корпус, начальником которого Крузенштерн был более четверти века. Все руководители корпуса до революции и даже до 30-х годов XX века жили прямо в корпусе, и там есть так называемый адмиральский салон, где и сейчас периодически организуются приёмы по поводу разного рода исторических событий. Там же есть кабинет начальника корпуса, в котором сохранилась мебель той эпохи. Поэтому место очень интересное. Нынешний начальник корпуса и сейчас работает в этом кабинете – сегодня это контр-адмирал Владимир Николаевич Соколов.

Второе очень важное место – это Кунсткамера, первый музей России. Там есть коллекция, привезённая Крузенштерном и Лисянским из кругосветного путешествия, там есть экспонаты, привезённые из кругосветных плаваний другими исследователями. Там же хранится так называемый Готторпский глобус, к созданию которого причастен дворянский род Крузенштернов.

Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий, памятник науки и техники I категории. Глобус создавался в Германии в течение 13 лет, с 1651 по 1664 год, по распоряжению Готторпского герцога Фридриха III. Автор проекта, Адам Олеарий, немецкий географ и путешественник, приходился свояком Филиппу Крузиусу фон Крузенштерну – основателю российского дворянского рода Крузенштернов. В начале XVIIIвека глобус был передан в Санкт-Петербург в качестве дипломатического подарка Петру I.

Есть ещё любимое мной здание – Штаб-квартира РГО в переулке Гривцова. В ней есть библиотека, в которой можно найти книги по меньшей мере пяти поколений потомков членов Русского географического общества. Есть и архив, где бережно хранятся документы, собранные сыном и внуком Ивана Крузенштерна.

О новых книгах

Лично я издал две книжки: одна называется "Вокруг света с Крузенштерном", вторая – "Русские кругосветные путешествия от Крузенштерна до «Седова»". Они есть и во всех главных библиотеках страны, в том числе в библиотеках РГО и на сайте Президентской библиотеки. Любой желающий может их там найти и прочесть.

Но вот самая большая радость: один из партнёров РГО – компания "РусГидро" – выделила одному из старейших издательств России "Детская литература" большие средства для издания книги, посвящённой этому великому человеку. Найден текст 50-х годов, который с тех пор не переиздавался. Совместными усилиями мы снабдили его прекрасными историческими иллюстрациями, и, надеюсь, к концу этого года, самое позднее в январе, 15 тысяч экземпляров будут отпечатаны, и компания "РусГидро" будет распределять их по всем библиотекам страны. Когда мне позвонили два месяца назад из этого издательства и попросили помощи с иллюстрациями, редактурой и корректурой, я был просто счастлив. В наше время это потрясающе.