Проекты по окружающему миру 3. Проект по окружающему миру на тему: "Богатства отданные людям" (3 класс). Новый год - государственный праздник

Мини проект с младшими школьниками

Подготовка
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическим изображением методов исследования. Так же подготовить карточки с изображением животных – тема будущего исследования.
Весь класс располагается вокруг нескольких вместе составленных столов, на которых впоследствии располагаются карточки.
Проведение тренировочного занятия
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, который вам должен запомниться. Сегодня мы с вами будем проводить исследования, почти как настоящие ученые!
- Хотите ли Вы узнать, как чувствуют себя ученые?
- Для этого нам нужны двое самых умных и смелых ученых.
- Перед вами расположены карточки с темами исследований, из них вам нужно выбрать одну тему.
- Наши ученые выбрали тему «Медведи». Хороший выбор, ребята!
- Теперь вам нужно будет составить небольшое сообщение о медведе. Чтобы его составить, нам нужно продумать план, по которому вы будете исследовать. Как вы думаете, с чего мы можем начать? Правильно, сначала нам нужно очень хорошо подумать (кладем на карточку!).
- Значит, первым этапом в исследовании будет «Подумать». Нам нужно вспомнить все, что мы знаем о медведях. А чтобы не забывать то, что мы вспомнили, зафиксируем сведения о медведях на бумаге (запись или зарисовка)
- Эти животные знакомы людям с давних времен, у народов всех континентов они почитались как олицетворение силы. Люди, с одной стороны, преклонялись перед неодолимой мощью медведя, а с другой стороны считали его желанным и почетным охотничьим трофеем.
- Как вы думаете, какой у нас будет следующий этап? Следующий этап «Спросить у другого человека» (на стол учитель кладет рисунок человека). Это значит, что вы можете просить подсказки у класса.
- Следующий этап «Узнать из книги». Я вам даю энциклопедии, где вы можете найти нужную информацию.
- Далее идет этап «Наблюдение и эксперимент», но мы с вами не можем понаблюдать за медведем, так как рядом нет леса и это будет опасно.
- Следующий этап «Посмотреть в компьютере». У нас есть интерактивная доска и компьютер. Вы можете найти дополнительную информацию через интернет.
- Последний этап «Обобщение материалов». Сейчас вам нужно обобщить собранный вами материал и выделить из него самое главное. Когда вы это сделаете, нужно будет дать определение основному понятию «Медведь»
Итог. Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. Сегодня вы провели исследование почти как настоящие ученые. Мне очень приятно было с вами работать. Всем спасибо! Урок окончен.
Данные о медведях
Медведь - семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.
Общее описание
Сравнительно с остальными семействами отряда хищных, медведи отличаются наибольшим однообразием внешнего вида, размеров, многих особенностей внутреннего строения. Это самые крупные из современных наземных хищных зверей. Белые медведи достигают длины тела 3 м при массе до 725 и даже 890 кг; малайский медведь - самый мелкий представитель медвежьих: в длину он не превышает 1,5 м, высота в холке составляет всего 50-70 см; масса - 27-65 кг.
Самцы на 10-20 % крупнее самок. У белых медведей разница самцов и самок в размерах и весе достигает 1,5-2 раза.
Мех с развитым подшёрстком, довольно грубый. Волосяной покров высокий, иногда косматый; у большинства видов густой, у малайского медведя - низкий и редкий. Окраска однотонная, от угольно-чёрной до беловатой. У большой панды контрастная, чёрно-белая. На груди или вокруг глаз бывают светлые отметины. У некоторых видов имеет место индивидуальная и географическая изменчивость окраски. Окраска по сезонам не меняется.
Образ жизни
Обитают в самых разнообразных условиях - от степей до высокогорий, от лесов до арктических льдов, в связи с чем различаются образом жизни и способами питания.Большинство медведей обитает в равнинных или горных, реже - на безлесных высокогорьях. Для некоторых видов характерна привязанность к воде - как к ручьям и рекам, так и к морским побережьям. Белый медведь населяет Арктику, вплоть до ледяных полей Ледовитого океана. Обычный бурый медведь встречается в степях и даже в пустыне, в субтропических лесах,тайге,тундре и на морских побережьях. Все виды - наземные животные.Белый медведь - полуводное. Малайский медведь отлично лазит,ведя полудревесный образ жизни. Активны медведи главным образом ночью, реже днём или круглосуточно. Белый медведь - преимущественно дневное животное. Период отдыха проводят в пещерах, ямах у корней деревьев. Малайский медведь сооружает на деревьях подобие гнезда. Держатся поодиночке, за исключением пар в период ухаживания и самок с молодняком. Также собираются временными группами на кормных местах, - например, на реках во время хода лосося.
По характеру питания всеядные, однако некоторые виды предпочитают растительную пищу, другие - животную. Белый медведь питается почти исключительно жиром и мясом морских млекопитающих. В рационе почти всех видов растительная пища играет важную роль. Обычно также поедание насекомых и их личинок, рыбы и, реже, падали. Рацион часто меняется в зависимости от сезона и доступности кормов.
Медведи поедают различные растения, их корни, стебли и плоды - ягоды, орехи, желуди; ловят насекомых и грызунов, иногда "балуются" мелкими копытными; медведи прибрежных районов - прекрасные рыбаки. Чтобы обеспечить энергией столь массивное тело, да еще и накопить жирку на сезон спячки, им приходится летом и осенью съедать по 30-40 килограммов в день.
Если медведю удалось накопить жировой запас, с наступлением холодов и сокращением источников питания в его организме замедляются все обменные процессы. Зверь готовится к так называемой зимней спячке. Он становится вялым и апатичным и, согласно инстинкту, начинает искать и обустраивать себе берлогу. Где вскорости и засыпает.
Просыпаются медведи обычно в апреле,мае.Длительность спячки зависит от погодных условий, здоровья и возраста животного. За время сна он теряет иногда до 40 процентов своего веса,но при достаточном питании вскоре восстанавливает его.
Большинство медведей практикуют оседлый образ жизни, но самцы белых медведей широко кочуют в течение круглого года,а самки с молодняком - часть года.Бурый медведь, гималайский и барибал проводят большую часть зимы в берлоге,в состоянии гибернации(спячки).В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов. У белого медведя в зимний сон впадают только беременные самки. Остальные виды зимой не спят.
Интересно,что детеныши(от одного до четырех) рождаются в январе-феврале, то есть пока медведица пребывает в спячке. Малыши появляются на свет слепыми,без шерсти и зубов, весом чуть больше половины килограмма, но быстро растут на питательном молоке 20-процентной жирности все еще спящей мамы.
За несколько месяцев такого питания медвежата совершенно преображаются, из берлоги они выходят уже мохнатыми и шустрыми.Правда, еще очень несамостоятельными.Смертность среди детенышей первого года жизни очень высока.Виной тому голод и нападения других хищников.Если медвежонок отстал от медведицы, он становится легкой добычей для волков, рысей и орлов.
Медвежата обычно остаются с матерью два с половиной года, иногда три. Их выживание полностью зависит от медведицы:от ее умения охотиться и рыбачить, а также от ее способности передать свои знания медвежатам. И если мать хорошо воспитала своих детей, они вырастут крепкими, здоровыми и умными.
На первый взгляд медведи довольно медлительны и неуклюжи, однако иногда они способны довольно быстро бегать(до 50 км/ч),лазать, подниматься на задние лапы. Некоторые виды прекрасно плавают.(Особенно хорошо плавает белый медведь.) Острота зрения отдельных видов сравнима с человеческой. Растительноядный барибал обладает цветовым зрением, позволяющим ему различать по цвету съедобные плоды и орехи. Однако наиболее развито у медведей обоняние.
Продолжительность жизни большая, - 25-40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе дольше 45 лет.У некоторых видов, однако, высокая детская и подростковая смертность.

ГОУ ТО «Барсуковская школа имени А.М.Гаранина»

по окружающему миру

«Школа кулинаров»

Подготовили ученики 3 «А» класса

под руководством учителя Артисовой Н.В.

Декабрь 2015 года

  • Узнать, в ходе работы над проектом, какие продукты полезны для здоровья;

Цель проекта

  • Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда.

План проекта

  • Узнать в разных источниках, спросить у родителей информацию
  • о полезных продуктах.

    2.Вместе со взрослыми отыскать в разных кулинарных книгах или придумать

    самостоятельно рецепты всевозможных интересных блюд.

    3. Вместе с родителями приготовить блюдо по рецепту.

    Главное условие – блюдо должно быть полезным для здоровья.

    4. Принести блюдо в класс и угостить одноклассников.

    5. Провести «Конкурс кулинаров».

    6. Создать собственную классную «Книгу здорового питания».

Белки – вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, фасоль, горох.

Жиры – обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом «для тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана

Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах

С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества.

Питательные вещества

Как правильно питаться

Диетический салат

Ингредиенты

  • Пекинская капуста – 200 гр.
  • Курица (грудка) – 200 гр.
  • 2 огурца
  • 2 апельсина
  • Сметана – 100 гр.

Пекинскую капусту мелко порубить,

куриную грудку отварить, охладить и мелко порезать,

огурцы помыть, натереть на крупной тёрке,

апельсины порезать.

Высыпать всё в чашку, добавить сметану и перемешать.

Диетический салат готов.

Приятного аппетита!

Салат капустный

Что нужно для салата

1.Капуста белокачанная - 1 шт.

2. Морковь – 1 шт.

3. Масло подсолнечное – 1ст.л.

4. Соль (по вкусу).

Капусту мелко нарезать,

морковь натереть на тёрке,

высыпать всё в миску, добавить масло, соль. Затем всё перемешать, дать немного постоять.

Салат готов, можно есть – вкусно и полезно.

Фруктовое ассорти

Ингриденты:

  • Яблоко – 1 шт.
  • Груша – 1 шт.
  • Апельсин - 1 шт.
  • Йогурт – 200 гр.

Фрукты помыть, порезать кубиками,

высыпать в салатник, заправить йогуртом,

Всё перемешать.

Слойка из слоёного теста

Слойки с творогом из слоеного теста - очень нежный десерт.

Продукты:

  • Тесто слоёное – 500 гр.
  • Яйцо – 1 шт.
  • Творог или
  • творожная масса – 500 гр.

    4.Масло растительное – 2 ст. л.

    5. Пшеничная мука

Ингредиенты:

Сливочное масло или маргарин - 180-200 граммов

Мука - 2,5-3 стакана (высший сорт)

Яйцо - 1 штука

Дрожжи - 2 чайных ложки

Вода - 30-40 миллилитров

Сахар - 1 чайная ложка

Соль - 2 щепотки

1. Дрожжи смешиваем с сахаром и заливаем теплой водой, оставляем на несколько минут. Затем в глубокую миску выкладываем муку, масло, сахар, соль и разбиваем одно яйцо, тщательно перемешиваем. Теперь нам необходимо добавить дрожжи, когда они поднимутся, и замесить тесто.

2. Тесто ставим в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно поднялось.

3. На чистый стол насыпаем небольшое количество муки и выкладываем на него поднявшееся тесто. Месим его руками несколько минут, а затем разделяем на небольшие шарики и выкладываем на противень. А еще один плюс этого теста в том, что оно не прилипает к рукам и к противню. Немного приминаем шарики руками и посыпаем сахаром.

4. Ставим противень в разогретую до 120-150 градусов духовку на пол часа. А потом вынимаем и наслаждаемся великолепным вкусом.

Сдобное печенье

Как приготовить сдобное печенье.

Приятного аппетита!

Как вкусно, а главное полезно!!!

Конкурс кулинаров

Исследовательский проект по окружающему миру для 3 класса «Белка-летяга»

Минакова Екатерина, ученица 3 класса МКОУ «Кобыльская СОШ» Глушковского района Курской области.
Руководитель: Скочек Елена Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Кобыльская СОШ» Глушковского района Курской области.
Описание материала: Данная работа будет полезна учителям начальной школы и их ученикам. Она поможет больше узнать о белках-летягах.
Цель: формировать бережное отношение к белкам-летягам.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу о жизни белок-летяг, её внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
2. Узнать, какие бывают белки-летяги.
3. Собрать информацию о способах охраны белки-летяги.
4. Выяснить, почему белку-летягу так зовут? Летяга – значит летает?

Обычных рыжих белочек знают все, многие их видели. В том числе и я.

А вот какая белка-летяга, похожа ли она на обычную белку?
Летяга – значит летает?
Эти вопросы я задала ребятам нашей школы. В моем опросе приняли участие 20 учеников нашей школы. 10 учеников сказали, что это летающая белка, 7 человек сказали, что белка-летяга планирует с ветки на ветку, 3 человека сказали, что белка-летяга не летает. Я всегда думала, что белка-летяга летает. Но прочитав книги, статьи о белках-летягах, посмотрев фотографии, я изменила свое мнение.

Этот грызун по внешнему виду очень напоминает привычную нам белку, благодаря чему и является представителем этого семейства. Размеры этого зверька довольно скромные. Длина тела составляет 12-23 см, а длина хвоста -11-13 см. Вес грызуна до 170 г. Продолжительность жизни- до 5 лет. Голова имеет округлую форму, глаза большие и черные. У летяги маленькие пальцы с короткими, но острыми когтями на концах. Ушки у зверька округлые. Они не имеют кисточки на концах. Задние лапки летяги длиннее передних. Между передними и задними лапами у зверька есть широкая кожная складка, которая служит парашютом во время прыжков. Этим она отличается от обычной белочки. Также этого грызуна отличают большие глаза.


Хвост у нее такой же пушистый, как у обычной белки. Его белка-летяга использует для балансировки и направления своего прыжка. Одним прыжком летяга может преодолеть до 60 м. На самом деле белка-летяга не летает, а планирует в воздухе, перемещаясь с одного дерева на другое. Во время полёта её передние конечности широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Чтобы пролетать как можно дальше, белка-летяга обычно взбирается на верхушку дерева, с которого собирается планировать на другое дерево. Сбоку белки-летяги хорошо видно сложенную складку, которая выполняет роль крыла. Мех у летяги очень красивый и нежный, более гладкий и мягкий на ощупь, чем мех белки. Верхняя часть туловища окрашена в серебристый цвет с бурым или рыжеватым оттенком, а низ – белого цвета. Зимний мех более пушистый и теплый, имеет разные оттенки серого. Увидеть летягу в лесу очень трудно. Ее окраска помогает ей сливаться с серым цветом стволов осин.


Основу рациона белки-летяги составляет растительная пища(орехи, фрукты), но они могут есть насекомых и мышей. Все зависит от того, где обитает белка. Например, в северо-восточных краях им приходится питаться почками лиственницы. За один сезон летяга может собрать до 15 тысяч штук орехов.
Местом жительства этих милых грызунов являются смешанные и лиственные леса. Животное активно весь год. Днем их встретить практически нереально, так как белки-летяги – ночные и сумеречные животные. Но кормящие самки и молодняк иногда выходят и в дневное время суток. Летяги – очень трудолюбивые и запасливые животные, поэтому очень много времени посвящают поискам пищи и подготовке к зиме. В спячку летяга не впадает.
Гнезда предпочитают устраивать в дуплах деревьев на высоте от 3 до 12 м. Иногда их можно обнаружить в расщелинах скал. Материалом для их гнезда чаще всего служат мох, мягкие лишайники и трава. Ежегодно у самки летяги появляется от 2 до 4 детенышей. Интересный факт, что при рождении детеныши слепые, но уже к возрасту 1,5 месяцев начинают совершать первые прыжки и пытаются планировать в воздухе.


Это очень миролюбивые и добрые животные. Благодаря тому, что летяга очень проворно прыгает с ветки на ветку, большую часть жизни она предпочитает проводить на деревьях, а на землю спускается крайне редко и неохотно. Но, к сожалению, этих забавных зверьков становится все меньше и меньше. Почему это безобидное создание исчезает? По одной версии, белка-летяга исчезает из-за вырубки леса. Вместо высоких деревьев остаются пни, и белка не может преодолеть этот участок и остается в ограниченном пространстве. К тому же белки живут в дуплах больших осин, а дупла образуются только в старых деревьях. Сейчас старых деревьев становится все меньше. Эти животные исчезают с огромной скоростью, поэтому охотиться на них запрещено. В неволе летяга приживается плохо, так как ей нужно пространство для прыжков.
Я сочинила стихотворение о белочке - летяге:
У ёлки есть особый друг
Его белкой-летягой зовут.
С ветки на ветку перелетает,
Орешки и шишки в дупло собирает.


Итог проекта:
1.Выступить с данным проектом на уроке окружающего мира.
Литература:
Я познаю мир: Детская энциклопедия: животные М.: ТКО «АСТ», 1996.
Динец В. Л., Ротшильд Е. В. Звери. Энциклопедия природы России. М.: 1998.

Светлана Борисова
Проект по окружающему миру в 3 классе «Отмечаем государственный праздник-1 января»

роект по окружающему

миру на тему:

«Отмечаем государственный праздник – 1 января».

Новый год - государственный праздник.

Новый год - праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры.

Обычай праздновать Новый год был связан с весенним возрождением природы и отмечался в марте. С этого дня начинались все крупные мероприятия, было запрещено вершить суды и работать в течение 12 дней. Тогда же и пошел обычай дарить на Новый год друг другу всевозможные подарки и памятные сувениры. В России Новый год официально утвердил в 14 веке Иоанн Васильевич Третий, его датой стало 1 сентября. Причиной этому послужило то, что в этот день на Руси собирали все пошлины, оброк и другие, существующие в то время налоги. Последний раз 1 сентября Новый год отметили в 1698 году. А в 1699 г. Петр I своим указом назначил новую дату празднования Нового года – 1 января, т. е. ту самую заветную цифру, которая заставляет уже накануне праздника биться наши сердца в радостном возбуждении и забывать обо всех проблемах и бедах.

Как же готовятся к этому празднику?

Перед Новым годом во всей квартире необходимо провести генеральную уборку. После этого принято наряжать дом мишурой, серпантином и другими украшениями. Изюминкой Нового года, конечно же, является новогодняя елка. Ее ставят в парадном углу квартиры или дома, украшают яркими игрушками и мишурой, гирляндой и золотистыми снежинками.

После того, когда дом готов к встрече Нового года, ребята ждут Деда Мороза и внучку Снегурочку. Дед Мороз дарит детям и взрослым подарки. А Снегурочка развлекает малышей.

Эти новогодние дни - это дни чудес и волшебства.

Новый год – семейный праздник.

С уверенностью можно сказать, что Новый год - поистине семейный праздник. В праздничную ночь принято собираться всей семьей за новогодним столом, который просто изобилует богатством и разнообразием блюд, поздравлять друг друга и дарить подарки.

Но прежде, чем встретить Новый год, гости "провожают" год уходящий, вспоминая памятные даты и события. С первым боем курантов наступающего года, разливая пенящееся шампанское по бокалам, а детям-шипучую газировку, нужно загадать желание, которое обязательно сбудется в наступившем году.

Ну а ровно в 12.00 громко, весело и всем дружно крикнуть – «С Новым годом!».

Да, и не стоит в этот замечательный праздник ссориться, ведь как говориться - как Новый год встретишь так его и проведешь. Поэтому его надо провести очень весело.

В эти дни надо веселиться: танцевать, петь новогодние песни, играть в веселые игры.

Предлагаю несколько новогодних песен и игр.

Новогодние песни

"Новогодние игрушки"

Мне однажды летом приснился Новый год:

По зелёным травам Снегурочка плывёт.

А ко мне с букетом из ромашек

Заявился Дедушка Мороз.

И какой он мне ларец волшебный преподнёс!

Новогодние игрушки, свечи и хлопушки в нём,

А весёлые зверюшки мой перевернули дом.

Завели весёлый хоровод, до чего смешон лесной народ!

И не верилось, что всё пройдёт сказочным сном!

Всё уносит время, исчез нежданный сон,

Но порою снова ко мне приходит он.

И однажды средь вещей забытых

Я случайно подняла ларец.

Значит, сказке новогодней летней не конец!

«Ой, летят, летят снежинки…»

Ой, летят, летят снежинки на дома и на тропинки

На луга и на поля, вся белым бела земля.

Снег идет, идет, идет

Снег идет, идет, идет

Здравствуй праздник, Новый год!

Вышел дед Мороз из хаты возле елочки мохнатой

Встал он в шубе снеговой и встречает праздник свой.

Снег идет, идет, идет,

Здравствуй праздник, Новый год!

Снег идет, идет, идет,

Здравствуй праздник, Новый год!

Новогодние игры

«Попади снежком в цель»

Заранее заготавливаются снежки из ваты.

Предлагается участникам игры попасть снежком в ведерко. Кто больше всех забросит снежков в ведерко, тот и победитель.

«Музыкальный калейдоскоп»

Участники разбиваются на две команды. Каждой команде предлагают вспомнить новогодние песни и по очереди исполнить. Та команда, которая последней исполнит песню, является победителем.

Новогодние загадки

1. Бегут стрелки своим ходом,

Без нашего участия.

Поздравляем с …Новым годом

И желаем…счастья.

2. Он приносит нам подарки.

У него румяный нос.

Отгадайте-ка, ребятки,

Кто же это…Дед Мороз.

3. Пирует мороз,

Играет солнце,

Замедляет время бег,

Когда на землю, на деревья

Выпадает белый…снег.

4. Небосвод сегодня синий.

На деревьях белый…иней.

5. Звезды выстроились в ряд.

У них праздничный парад.

Чист и светел небосвод,

Потому что…Новый год.

6. В бокалах пенится не квас.

Бьют часы 12 раз.

Ждали мы его, и вот

К нам приходит…Новый год.

7. Закрутил нас Новый год,

Молчаливый хоровод.

Словно легкие пушинки,

Вьются белые…снежинки.

8. Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня - …хлопушка.

9. Обогнать друг друга рады,

Ты смотри, дружок, не падай!

Мы бежим в перегонки,

Помогают нам … коньки.

МКОУ Заволжский лицей

Экологический проект

« Мы за чистый город Заволжск»

Кутовая Анастасия,Севастьянов Ярослав, Рябченкова Карина,

Федотычева Анастасия, Шмелёв Динила

учащиеся 3 –в класса

муниципального казённого

общеобразовательного учреждения Заволжский лицей

(название образовательного учреждения)

Руководитель Смирнова Надежда Александровна

Предметная область Окружающий мир

2017-2018 уч. год.

Содержание.

    Введение. 3

    Цели и задачи. 4

    Влияние бытовых отходов на состояние окружающей среды. 5

    Полигон бытовых отходов. 7

    Проблема бытовых отходов в городе Заволжске 9

    Этапы реализации проекта 11

    Анализ выполненной работы, достигнутые результаты. 12

    Литература. 14

Введение.

С развитием науки и техники количество поступающих в атмосферу вредных веществ увеличилось, их больше накапливается в водоёмах, в почве, что изменяет протекание круговорота веществ в природе. Ярким примером загрязнения, вызванного деятельностью человека, являются твёрдые бытовые отходы. Вопросы уборки территории города, сбора, вывоза мусора, утилизации отходов, на сегодняшний день стоят остро, являются значительной составляющей организации жизни в городе.

В России 2017 год объявлен годом экологии. На уроках окружающего мира мы рассматриваем вопрос о экологической ситуации в нашей стране и во всём мире. Учащиеся нашего класса решили рассмотреть эту ситуацию на примере нашего города.

Целью данной работы является:

выявление актуальности проблемы образования, сбора, хранения и переработки твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности человека, поиск оптимальных путей решения данной проблемы.

Задачи:

Определение понятия, состава и количества образующихся твердых бытовых отходов, их влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения;

Изучение возможных путей утилизации твердых бытовых отходов и их последствий;

Привлечение внимания общественности на данную проблему, воспитание экологической культуры у населения.

Влияние твердых бытовых отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения

Влияние отходов на окружающую среду определятся, в первую очередь, их токсичностью: чем токсичнее отходы, тем значительнее последствия загрязнения окружающей среды и более жесткие требования по их размещению.

Все отходы подразделяются на пять классов опасности по воздействию на окружающую среду.

Типы отходов по классам опасности

I класс –

Чрезвычайно опасные

Очень высокая

Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует

II класс –

Высоко опасные

Высокая

Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного успешного устранения источника вредного воздействия

III класс –

Умеренно опасные

Средняя

Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника

IV класс

Малоопасные

Низкая

Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.

V класс –

Практически неопасные

Очень низкая

Экологическая система практически не нарушена

Под размещением отходов понимают, прежде всего, операции, связанные с захоронением и складированием, а также использование, переработку и обезвреживание отходов. Будущее влияние процесса управления отходами будет зависеть от того, как изменятся указанные факторы. Окончательная обработка отходов, на сегодняшний день, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание. Два этих вида оказывают разное, но в обоих случаях негативное влияние на окружающую среду. Также хранение и захоронение отходов ведет к нерациональному использованию земельных ресурсов – для их размещения отчуждаются десятки гектаров пригодных к использованию земель.

Неиспользуемые отходы – это тысячи тонн безвозвратно потерянных материальных ресурсов, которые можно было бы вовлечь в хозяйственный оборот города. Утилизация отходов позволяет более бережно расходовать природные ресурсы.

Для предупреждения возможного неблагоприятного влияния отбросов на здоровье человека и условия его жизни в каждом городе организуется санитарная очистка территории, обеспечивающая сбор, удаление и обезвреживание отходов.

Полигоны твердых бытовых отходов

В настоящее время наиболее распространенными сооружениями по обезвреживанию удаляемых из городов твердых бытовых отходов являются полигоны, где отходы складируются на грунт с расчетом на их последующую минерализацию.

Полигоны – природоохранные сооружения, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению болезнетворных микроорганизмов, размещаемые за пределами городов и других населенных пунктов.

При выборе участка для устройства полигона твердых бытовых отходов учитывают климато-географческие и почвенные особенности. Выбирают ровную местность, исключающую возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей, открытых водоемов, почвы расположенных по близости населенных пунктов.

Допускается отвод земельного участка под полигон твердых бытовых отходов на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод устройством перехватывающих нагорных канав, отводящих эти воды в открытые водоемы.

Площадь участка, отведенного под полигон, выбирают из расчета его эксплуатации в течение 15-20 лет. В уплотненном слое твердых бытовых отходов на полигонах происходят медленные процессы разложения, минерализации органических веществ и их обезвреживания. За счет проникновения атмосферного воздуха процессы аэробного и анаэробного разложения более интенсивны в слое твердых бытовых отходов толщиной 1-2 м. За счет аэробного биотермического процесса температура твердых бытовых отходов поднимается до 30 0 С, в течение 3-5 лет интенсивно забирается влага с поверхности. Часть атмосферных осадков, просачиваясь сквозь толщу измельченных отходов, может поступать в подземные воды. Не исключен вынос с фильтратом бактерий кишечных инфекционных заболеваний (брюшного тифа, паратифа, дизентерии), а также туберкулеза, столбняка, газовой гангрены, сибирской язвы. В связи с этим участки под полигоны выбирают на естественном водоупорном слое.

Наблюдения показали, что на полигонах твердых бытовых отходов с изолирующим слоем 15 см растут клевер и различные сорняки, которые способствуют почвообразовательным процессам. Большинство культивируемых растений, посаженных в условия недостаточного слоя изоляции твердых бытовых отходов, гибнет.

Проблема бытовых отходов в городе Заволжске

Человек, выбрасывая мусор, не задумывается о последствиях своих действий. А ведь этот мусор содержит весь букет тех веществ, которые являются токсичными для человека. Вместе с талыми водами потоки мусора, а вместе с ним и токсичными веществами попадают в реки, нанося колоссальный ущерб всему живому. Загрязняются токсичными отходами и грунтовые воды. Если не принимать кардинальных мер по переработке, утилизации мусора, то в скором будущем нас ждет огромная свалка.

В городе поставлено много урн, которые регулярно освобождаются. Обновлены контейнеры для сбора бытовых отходов. Регулярно производится вывоз мусора, но всё-таки ещё есть несанкционированные свалки в черте города. Полигон мусора за городом периодически загорается, и удушливый дым направляется ветром на город. Городская администрация старается откликаться на жалобы граждан, но этого бывает недостаточно.

Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены искать незаконные способы избавиться от своих отходов – сжигать их или сваливать в ближайший овраг.

Так появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Расширение охвата жителей частного сектора услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.

К наведению порядка на городских улицах активно подключилось подрастающее поколение, трудовые коллективы, местное население. Школьники выходят на субботники. Ребята из спортивно-трудового отряда при администрации Заволжского городского поселения успешно совмещают общественно полезный труд со спортом.

Ребята большие молодцы! Только представьте: силами подростков за летний сезон преобразятся городской парк, набережная и некоторые городские улицы.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

Задача этапа:

анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.

Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение их к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через уроки окружающего мира,проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности

Формы работы по реализации проекта:

Наблюдения и экологические экскурсии;

Создание презентации;

Познавательное чтение;

Конкурс рисунков,выбор лучших для создания листовки

Создание листовки. распространение

Формы и методы работы с родителями:

Участие родителей в субботнике.

Проведение совместных экологических экскурсий.

Анализ выполненной работы, достигнутые результаты.

Во время распространения листовок жители города заинтересовались нашим обращением. А окончательный итог работы по проекту мы будем наблюдать после новогодних и рождественских праздников.

Уважаемые жители города!

Одной из проблем российской экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором городов. Не нравится мусор на улицах твоего города? Прояви активную позицию и не упусти возможность сделать родной уголок культурнее! Своим личным примером покажи горожанам, как важно жить в красивом, ухоженном городе с чистыми улицами. В преддверии больших праздников мы, учащиеся МКОУ Заволжского лицея, призываем вас сохранять чистоту и порядок в городе! Мы верим в то, что когда-нибудь мусор совсем исчезнет с улиц нашего города!

Литература:

Заволжская общественно- политическая газета « Авангард»:

Учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан « Обитатели земли»

Фотографии учащихся.

Шаблон презентации: http://pedsovet.su/template/49968

Приложение