Георг зиммель идеи. Георг Зиммель: биография и творческий путь. Философия жизни и культуры

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Георг Зиммель (01.03.1858 - 26.09.1918) - немецкий философ-идеалист и социолог, основатель формальной социологии. Родился в Берлине 1 марта 1858 г. Закончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 по 1914 г. был профессором в Берлинском университете. Не имея в Германии возможности эффективно работать и преподавать, он уехал во Францию, где, начиная с 1914 г, преподавал в университете Страсбурга в должности профессора. Скончался Георг Зиммель в Страсбурге 26 сентября 1918 г. Ранний период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной целесообразности), сменяется в 1900-х гг. воздействием идей И. Канта, в особенности - его априоризма. В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей «философии жизни», разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры.

Основные труды:

· Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890)

· Проблемы философии истории (1892-1893)

· Философия денег (1900)

· Религия (1906)

· Социология. Исследование форм обобществления (1908)

· Философия культуры (1911)

· Фундаментальные вопросы социологии (1917)

Основные понятия, разработанные Г. Зиммелем: Методологический релятивизм, геометрический метод исследования, интеракция, формальная социология, методы понимания (по аналогии, выделение общих признаков, типизация, изучение жизненных практик в пространстве и времени), философская социология, историческая социология, форма, содержание. Социальная дифференциация, социальное взаимодействие, капиталистическое общество.

2. Методология исследования.

Зиммель ввел принципиально новую методологию социологического исследования – методологический релятивизм. Методологический релятивизм выступил против объективистского натуралистического позитивизма и позволил выявить богатство индивидуальных особенностей внутреннего микромира.

Методологический релятивизм («относительный»). Зиммель считал, что исследователь познает не объективные характеристики общества, а отраженные представления людей об образе социального мира, выраженные через интеллект, идеи, чувства, мотивы деятельности, отраженные в интернализованных ценностях, знаниях, которые являются результатом жизненного опыта, статуса, социального окружения и др. факторов. Все это побуждает человека к социальному действию, определяет характер взаимодействия с другими людьми. Все знания об индивидах и обществе относительно правильны (не объективны).

Методология Зиммеля опирается также на:

1)Формальную социологию – выведение обобщающих (идеальных) форм социального взаимодействия, их типологию. Формальная социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Рассматривает поступки людей относительно. Главным в учениях Зиммеля было понятие формы. Форма выступала у него, как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое представляло исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий.

«Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют центральную реальность; социальная форма так же не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, как пространственная форма не может существовать без материи, формой которой она является. В действительности, все это неразрывные элементы всякого социального бытия и бывания; интерес, цель, мотив и форма или характер взаимодействия между личностями, через посредство которых или в образе которых это содержание становится общественной действительность».

Проблема формы и содержания волновала Зиммеля.

Большое внимание Зиммель уделял методологическим проблемам социологического познания, то есть вопросам, связанным с обоснованием истинности социологического знания. В качестве специфической теории познания у Зиммеля фигурировала теория исторического понимания.

В его исследованиях присутствует и функциональный анализ взаимодействия индивидов, эволюционный анализ развития общества, рациональный анализ (стремление использовать принцип рационализма при изучении капитализма и основных категорий – интеллекта и денег). Люди преимущественно взаимодействуют на эмоциональной основе, но существует тенденция возрастания рациональности. Зиммель использует и диалектический метод : изучает социальную реальность в диалектическом противоречии социальных и культурных процессов в обществе.

3. Методы исследования и понимания.

1)Геометрический метод исследования социальных явлений направлен на исследование социального взаимодействия людей. Метод социальной геометрии. Состоит из четырех геометрических приемов: - изучение социального пространства: социальное взаимодействие имеет пространственную форму, границы общественного образования и оказывает влияние на особенности социального взаимодействия;

Учитывание дистанции: характер ценности носит относительный характер в зависимости от ее положения в социальном пространстве. Чем дальше расположена ценность, тем она ценнее. У ценности есть дистанционные пределы. Если ценность повседневная, ее значимость теряется, также как обесценивается недоступная ценность;

Выявление числа, размера: учитывать число участников социального взаимодействия. Малая группа – диады, триады; законы взаимодействия внутри группы зависят от размера группы;

Определение социального времени: оно отражает характер протекания социального взаимодействия во времени (синхронный, диахронный), скорость протекания.

2)Метод интерпретации (понимания) социальных явлений и смыслов участников взаимодействия (метод понимания ).

У Зиммеля понимание другого достигается разными методами:

· по аналогии

· на основе личного опыта

· выделения общих признаков переживания

· выявления степени осознанности самим индивидом социального действия

· типизация социального действия: соотнесение личностного субъективного переживания индивида с общественными ценностями

· изучения практики жизни участников взаимодействия с целью создания более полного образа человека на основе жизненных практик в пространстве и времени, отразив его индивидуальность, с одной стороны, и причастность к определенному социальному типу

3)Метод социологического воображения. Позволяет погружаться в идею духовного, внутреннего мира индивида, уловить, таким образом, то, что не сказано самим индивидом.

4. Задачи социологии.

· Осуществлять пространственно-временную корреляцию социального взаимодействия, используя принцип дуализма;

· Изучать во всех противоречиях и противоположностях социальное взаимодействие;

· Исследовать эволюционное развитие общества;

· Разрабатывать фундаментальные обобщающие понятия и термины;

· Изучать типы социального поведения людей

· Выявлять формы социального взаимодействия людей.

5. Объект социологии.

Объект социологии (по Зиммелю) - изучение социального взаимодействия (интеракции) на макро и микроуровне. Т.е. на уровне группы и общества. Понятие взаимодействия Зиммель считал основной «клеточкой» общества. Он писал:

«общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а так же множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, к сочетанию или согласованию внутренних состояний..Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство – общество».

«Все, что мы называем объектом вообще, есть комплекс определений и отношений, из которых каждое, вскрытое на множестве предметов, может стать объектом особой науки. Социология, как особая наука, могла бы найти свой особый объект в том, что она проведет новую линию сквозь факты, которые сами по себе хорошо известны. По отношению к ним только не обнаружило еще своей действенности то понятие, которое раскрыло бы нечто вообще для всех этих фактов в их стороне, обращенной к ее линии, образовало бы из них методически-научное единство».

6. Понятие социальности: интеракция.

Первичный исходный элемент, который непрерывно создает социальность – это социальное взаимодействие или интеракция. Зиммель первым ввел понятие интеракции , которая означает конкретное непосредственное социальное взаимодействие, в котором общие смыслы и значения разделяются всеми его участниками с помощью языка, жестов и прочих символов.

Особенности социальной интеракции: - она является непосредственной, конкретной, реальной (а не предлагаемой)

Она носит символический характер

Взаимодействие имеет определенный смысл, понятый участниками. Зиммель говорит, что социальность зарождается как пшеница в головах людей

Смысл и значения должны быть общими и разделяемы участниками взаимодействия

Принципиально важно: социальность (обобществление) появляется тогда, когда начинается взаимодействие двух или более индивидов

Зиммель обращает внимание на реакцию другого как причину, стимулирующую поведение субъекта, т.е. внимание акцентируется на взаимодействии взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных действий как минимум двух субъектов на основе общих смыслов, разделяемых ими.

Действие одного индивида является одновременно и причиной и следствием действия другого. Создается цепочка социального взаимодействия из следующих элементов:

Стимул - смысл

Интеракция – понимание

Реакция – ответное действие

Главный исследовательский вопрос состоит в стремлении понять смыслы и значения социальных действий; Осуществлять пространственно-временную корреляцию социального взаимодействия, используя принцип дуализма; Изучать во всех противоречиях и противоположностях социальное взаимодействие; Исследовать эволюционное развитие общества; Разрабатывать фундаментальные обобщающие понятия и термины; Изучать типы социального поведения людей; Выявлять формы социального взаимодействия людей.

7. Предмет и структура социологии.

Предметом исследования являются формы социального взаимодействия, типология социального поведения.

Исходной проблемой, от которой начинает свои социологические построения Зиммель, является проблема определения предмета социологии. Как считал Зиммель, социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого, не «занятого» другими науками предмета, а как метод. Социология, по Зиммелю, не является наукой, «обладающей собственным содержанием, поскольку она не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук. Отсюда, раз социология не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных явлений социальной жизни, она должна определить его методологически, найдя специфическую точку зрения. Эта специфическая точка зрения состоит в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям».

Структура социологии состоит из трех уровней:

Философская социология. Ее предметом является чистая социология, разработка фундаментальных идей, обобщающих понятий и терминов, развитие социологической теории знания;

Историческая социология. Ее предметом изучения является изучение развития общества на основе действия законов дифференциации и интеграции;

Формальная социология. Предмет изучения – формы социального взаимодействия, типология социального поведения.

8. Формы социального взаимодействия.

Зиммель обращает внимание на два аспекта социального взаимодействия: форму и содержание.Форма – универсальный способ социального взаимодействия, который может наполняться разным содержанием. Содержание – интересы, цели, мотивы взаимодействующих субъектов. Социальный смысл рождается в головах людей. Без смысла нет социальной жизни.

Понятие формы – центральная категория формальной социологии. Форма важнее, чем содержание, т.к. позволяет выявить некие чистые формы социального взаимодействия. В любых общественных группах, при самых несходных целях и интересах – взаимодействие происходит в одинаковых формах.

Типы взаимодействия, постоянно повторяясь, превращаются в универсальные образцы поведения, которые носят неизменный характер. Зиммель вывел следующие формы социального взаимодействия людей:

· Господство

· Соперничество

· Свободное общение

· Секретность

· Подчинение

· Религиозность

· Конкуренция

· Подражание

· Образование партии

· Разделение труда

· Представительство

Зиммель выявил следующие социальные идеальные типы людей:

· Кокетка

· Проститутка

· Аристократ

· Светская львица

9. Общество и индивид.

У Зиммеля общество рассматривается с двух сторон:

1. Во-первых, общество как подчеркивает социолог: «комплекс обобществленных личностей», «общественно-оформленный человеческий материал»

2. Во-вторых, оно представляет собой сумму тех форм отношений, благодаря которым из личностей и образуется общество в указанном выше смысле слова.

Общество непрерывно сопровождается взаимодействием. С обществом у Зиммеля связан такой термин, как «обобществление».

Зиммель обосновал новый теоретико – методологический подход к исследованию общества. Его методология – формальный релятивизм – направлена против позитивизма Конта и натурализма Спенсера, социального реализма Дюркгейма и социологического номинализма Вебера. Формальный релятивизм позволяет понять общество как результат взаимодействия индивидов и социальных групп. Общество – объективная реальность, которая существует вне любого явления и в каждый данный социологический момент. Собственно «общество» в себе есть такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы, благодаря влечению или цели, обретает или сохраняют форму.

Индивид у Зиммеля обладает сознанием и волей, т.е. возможностью делать выбор путей и способов деятельности. Его индивида уже можно отнести к субъекту.

Общество и индивид: дуальность взаимодействия. Отношения между обществом и индивидом выстраиваются на основе дуальности: индивид, обладая сознанием и волей, вступает во взаимодействие с другими, сообразуясь с его и своими интересами и целями. Зиммель делает попытку представить взаимоотношенич общества и индивидов как дуальные: с одной стороны, общение индивидов создает общество, с другой стороны, общество, побуждая индивидов к конкретным формам взаимодействия, делает их и обобществленными.

«В каждом человеке индивидуальное и социальное стоят в неизменной пропорции, которая только изменяет свою форму: чем теснее круг, которому мы отдаемся, тем меньше мы имеем индивидуальной свободы ».

Теория интеракции.

По Зиммелю, первичной основой общества является социальное взаимодействие индивидов. Такое взаимодействие имеет два элемента: содержание, состоящее из интересов, целей, мотивов, и форму взаимодействия индивидов.

Социальное взаимодействие он рассматривал прежде всего как психологический процесс – конкретную ситуацию, в которой участвуют два индивида. Единственно, что существует, по мнению Зиммеля, - это индивиды как человеческие существа, их ситуации и деятельность. Поэтому и «существование общества, которое возникает через идеализированный синтез таких взаимодействий, никогда не может быть проанализировано как реальность». Понять ситуации и деятельность, По Зиммелю, значит рассмотреть такие ситуации в единстве содержания и формы. Таким образом, он заложил основы идеи, что источники социальной жизни находятся в головах участников социального взаимодействия, их которых, как пшеница из земли, вырастает все поле социальной жизни. Таким образом, по Зиммелю, внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий (интеракций). Он в отличие от Вебера считал, что «глобальные социальные теории в социологии невозможны». С воем социологическом анализе Зиммель опирался прежде всего на «микроосновы» человеческого опыта, и в первую очередь – его культурную составляющую. Исходя из этого, по мнению социолога, возможно, с одной стороны понимание индивидуального, опыта реальной жизни, с другой – видение общества как целого мозаичного полотна, сотканного из множества «фрагментов». При таком подходе социальные структуры рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий и межличностных коммуникаций, в котором общие «смыслы и значения» обговариваются, устанавливаются и, в определенной мере, разделяются всеми участниками взаимодействия. Из такого видения социальное взаимодействие предстает как обмен жестами и языковыми символами, которые структурируют интеллектуальное взаимодействие в обществе.

Социальная группа.

Зиммель вывел ряд законов взаимодействия группы:

1) размер группы прямо пропорционален степени свободы ее членов

2) чем меньше группа, тем больше единство и сплоченность против враждебного окружения

3) чем больше группа, тем больше возможностей для проявления индивидуальности и индивидуальной свободы

Зиммель отмечает, что человек включен не в одну, а несколько социальных групп (семья, родственники, профессиональный круг и т.д.) Чем в большее количество групп включен человек, тем больше развита его культура, тем больше возможностей для проявления свободы и индивидуальности, тем более развитым является общество.

Социальный прогресс.

К социальным процессам Зиммель относит:

Первое - подчинение, господство, примирение, соревнование и др.

Вторая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие некоторые характеристики качеств человека, не зависящих от взаимодействий между людьми (например, аристократ, бедняк, кокетка, купец, женщина, чужой и т.д.)

Третья группа социальных форм включает в себя модели развития и характеризует социальную дифференсацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Зиммель пишет, что усиление индивидуальности ведет к деградации группы (чем меньше группа тем ее члены становятся более непохожими друг на друга).

В качестве одного из социальных процессов Зиммель характеризует моду.

«Сущьность моды состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы, группа же в целом находится на пути к ней. Как только мода полностью принята, т.е. как только то, что первоначально делали некоторые, теперь действительно совершается всеми без исключения, что и произошло с некоторыми элементами одежды и форм общения, это больше не называют модой».

10. Анализ капиталистического общества. Интеллект. Деньги. Всеобщее отчуждение.

Зиммель выявил взаимосвязь между развитием интеллекта и денег в работе «Философия денег». Здесь он дает характеристику капиталистического общества.

Параллельно с ростом свободы и индивидуализации на основе разделения труда развивается интеллект, одновременно это способствует развитию денежной системы; характерные черты капиталистического общества – деньги и интеллект, денежная экономика – есть воплощение интеллектуального потенциала. Социальный прогресс, историческое развитие и его содержание определяется развитием интеллекта и денег. Происходит интеллектуализация общественной жизни. Рационализация связана с развитием денежной системы.

Возникновение и развитие денег как проявление возросшего интеллекта служит, по Зиммелю, признаком начала исторического развития общества, т.е. история начинается с развития капиталистического общества. Интеллект и рационализация – две стороны одной медали, которая называется капиталистическим обществом. Интеллект выстраивает объективную механистическую картину мира с беспощадной логикой, отбрасывая наивный субъективизм в понимании прежних эпох. Деньги порождают всеобщее отчуждение, даже собственник благодаря деньгам отчуждается от собственности, люди теряют свою индивидуальность, обезличиваются. Природа денег аналогична природе проституции: также не связаны с каким – либо одним субъектом, также легко уходят и приходят к своим хозяевам.

11. Социология конфликта.

Зиммеля считают одним из основоположников социологии конфликта. Конфликт он считал имманентным природе общества, является всеобщим и универсальным, действует во всех сферах общества. Конфликт – атрибут общества, он был, есть и будет всегда.

«Парадокс Зиммеля»: чтобы сдержать конфликт, следует до его начала, выяснить сравнительную силу конфликтующих сторон. Это помогает урегулировать конфликт.

12. Значение творчества Зиммеля.

· Основал формальную социологию в Германии

· Разработал новые теоретико – методологические принципы исследования форм взаимодействия людей

· Сформулировал типологию социальных типов

· Способствовал институализации социологии как науки и учебной дисциплины в Германии

Достоинства:

Главным достоинством, по моему мнению, в учениях Зиммеля было то, что он подробно анализирует проблему соотношения общества и индивида. При этом считая подлинной реалией лишь последних. Что же касается общества как такового, то его понятие как объекта науки улетучивается.

Следовательно, основной акцент социология, по Зиммелю, должна делать на изучении индивидов, их взаимодействий, которые и позволяют представить в своей совокупности общество.

Недостатки:

Главным недостатком не только Зиммелевских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества.

Например, Зиммель на первый план выносит изучение социального взаимодействия (интеракции) на макро и микроуровне. Т.е. на уровне группы и общества. Понятие взаимодействия Зиммель считал основной «клеточкой» общества.

Но у Зиммеля единицей изучения выступает уже не отдельный индивид, взаимодействие индивидов. Но все равно изучение проходит на микроуровне.

(1918-09-28 ) (60 лет)

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    2.2. История становления и развития западной социологии.

Субтитры

Биография

Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество, мать - лютеранство, сам Зиммель был крещен в лютеранство в детстве. Окончив Берлинский университет , более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента , хотя и пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт . Внештатный профессор с , штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность. Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

Философские идеи

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе », в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

Формальная социология

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления , или формы социации (нем. Formen der Vergesellschaftung ), которые существуют в любом из исторически известных обществ. Это относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для выработки «опорных пунктов» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки . Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда , образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект формальной социологии лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни

  1. Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д.
  2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
  3. «Модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.
  • Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:
  1. Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
  2. Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций.
  3. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая своё время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

Большие города и духовная жизнь

Интеллектуализация общества и развитие денежного хозяйства есть, согласно Зиммелю, свидетельство усиливающегося разрыва между формами и содержаниями современного общества, свидетельство возрастающего опустошения культурных форм, сопровождающегося индивидуализацией и увеличением человеческой свободы. При этом обратной стороной интеллектуализации становится понижение общего уровня душевной жизни, а обратной стороной развития денежного хозяйства становится отчуждение работника от продукта своего труда . Наиболее ярко опустошение культурных форм и их отрыв от содержания проявляются в больших городах, живущих производством для рынка и делающих людей рассудочных свободными, но одинокими и покинутыми. Большим городам и особенностям внутреннего мира их жителей посвящена работа Зиммеля «Большие города и духовная жизнь».

Философия моды

Изучение моды и её места в развитии общества - одно из направлений работ Зиммеля. Объясняя истоки возникновения моды, Зиммель, в первую очередь, анализирует тенденцию к подражанию. Он считает, что привлекательность подражания для личности, прежде всего, в том, что оно представляет возможность целенаправленной и осмысленной деятельности там, где нет ничего личного и творческого. Мода представляет собой подражание образцу и удовлетворяет потребность в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все. Однако она в такой же степени удовлетворяет потребность в различии, тенденцию к изменению, к выделению из общей массы. Тем самым мода - есть не что иное, как одна из форм жизни. По Зиммелю, мода есть продукт разделения классов, где классов нет, там мода невозможна. Необходимые социальные тенденции для установления моды - потребность в единении, с одной стороны и в обособлении, с другой .

1. Краткая биография Г. Зиммеля

Родился Георг Зиммель в Берлине. Окончил классическую гимназию и поступил в Берлинский университет. Получил докторскую степень по философии за диссертацию о Канте. Стал профессором университетов в Берлине и Страсбурге. В университетах он читал логику, историю философии, метафизику, этику, философию религии, философию искусства, социальную психологию, социологию и спецкурсы по Канту, Шопенгауэру и Дарвину. Междисциплинарный характер лекций Зиммеля привлекал к себе внимание не только студентов, но и представителей интеллектуальной элиты Берлина .

Ранний период отмечен влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина. Зиммель пишет очерк "Дарвинизм и теория познания", в котором дает биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания; применяет принцип дифференциации, характерный для спенсеровского эволюционизма, в качестве универсального средства при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры.

Затем Зиммель стал искать априорные формы социального познания, опираясь на философию И. Канта. В центре его внимания на неокантианском этапе духовного развития - ценности и культура, относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности. Тогда-то родилась "формальная социология", которая призвана исследовать не содержание отдельных социальных феноменов, а социальные формы, присущие всем социальным явлениям. Деятельность гуманитариев понимается им как "трансцендентальное формотворчество". Источник творчества - личность с ее априорно заданным способом видения. В этот период Зиммелем написаны многочисленные работы о Канте, создан труд по философии истории.

В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей поздней "философии жизни". Он пишет работу "Философия денег", в которой делает попытку культурологической интерпретации понятия "отчуждение". В соответствии с формами видения возникают различные "миры" культуры": религия, философия, наука, искусство - каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной логикой. Для философии, например, характерно постижение мира в его целостности. Целостность философ усматривает через каждую конкретную вещь, причем этот способ видения не может быть ни подтвержден, ни опровергнут наукой. Зиммель говорит в этой связи о различных "дистанциях познавания". Различие дистанций определяет различие образов мира .

Индивид всегда живет в нескольких мирах, и в этом источник его внутренних конфликтов, имеющих глубинные основания в "жизни". Сложная идейная эволюция, широта и разбросанность интересов, эссеистский стиль большинства работ затрудняют адекватное понимание и оценку творчества Георга Зиммеля. И, тем не менее, можно выделить общую тему его творчества - взаимодействие общества, человека и культуры. Общество рассматривалось им как совокупность форм и систем взаимодействия; человек - как "общественный атом", а культура - как совокупность объективированных форм человеческого сознания. Общим для творчества было и "представление о предмете, методе и задачах социологической науки" .

Зиммель написал около 200 статей и более 30 книг. Назовем некоторые. "Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования" (1890), "Проблемы философии истории" (1892), "Введение в этику" в двух томах (1893), "Философия денег" (1900), "Религия" (1906), "Социология. Исследование форм обобществле - ния" (1908), "Философия культуры" (1911), "Гёте" (1913), "Рембрандт" (1916), "Фундаментальные вопросы социологии" (1917), "Конфликт современной культуры" (1918) .

Живопись Доменико Цампьери

Родился в Болонье 21 октября 1581, учился в Академии братьев Карраччи. В 1602 приехал в Рим вместе с Аннибале Карраччи и помогал ему в росписи палаццо Фарнезе; в Риме Доменикино прожил около тридцати лет...

Иван Андреевич Крылов как драматург, комедия "Трумф" и её политический смысл

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 в Москве. Умер 9 ноября 1844 в Санкт-Петербурге (даты по старому стилю). Он был знаменитым русским поэтом, баснописцем, переводчиком и писателем. В молодости Иван Андреевич был известен, прежде всего...

Изготовление оригинального художественного изделия

Европейская культура средневековья представляла собой некую целостность. Русь напротив, прошла долгий путь, прежде чем черты ее национальной культуры определились окончательно...

Культурная и духовная жизнь японцев

Название страны - Япония во всех европейских языках от искаженного чтения двух иероглифических знаков, составляющих собственное название этой страны - Нихон (или более официальное название - Ниппон). Первый из этих знаков обозначает - солнце...

Культурная теория Г. Зиммеля

Культурная теория Г. Зиммеля

Выводами из культурофилософской концепции для Зиммеля становятся пессимизм и глубокий индивидуализм. Отчаяние от неудавшейся жизни породило внутренний разлад. Пессимизм относится и к религии. С тех пор как религиозные импульсы...

Пространственно-временной континуум в творчестве К.С. Петрова-Водкина

Целостное представление о художнике и лучшее понимание его произведений возможно лишь в том случае, если исследователь имеет хорошее представление о его жизни: творчество художника сгладывается из отдельных событий жизни...

Творчество Владимира Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву...

Творчество Карла Брюллова

Карл Павлович Брюллов - русский живописец и рисовальщик. Творчество художника внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Блестящий мастер парадного портрета. Родился Карл Брюллов 12 (23) декабря 1799 году в Петербурге...

Творчество Константина Менье

Менье, Константин (Meunier, Constantin; 1831, Эттербеке - 1905, Брюссель). Бельгийский скульптор и живописец. Родился в Эттербеке (ныне в составе Брюсселя) 12 апреля 1831 года. Константин был шестым ребенком в семье, рано лишился отца...

Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в городе Фигуэрас (Каталония) в семье нотариуса. Юный Сальвадор отличался от своих сверстников экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью...

Классический период развития социологии

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

4.1. Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились:

Идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества;

Философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда;

Английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта;

Идеи утопического социализма.

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества : все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. По мнению Маркса, эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Таким образом, Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта или Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - уничтожение его и замена новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление всеми средствами опровергнуть его.

Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи - за реформистский. Маркс - основоположник так называемой теории конфликта , происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории.


К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Главным фундаментальным трудом К. Маркса является четырехтомник «Капитал» (1843-1883гг.), в котором получило всеобщее развитие материалистическое понимание истории. Оно исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

4.2. идеи Герберта Спенсера. Г.Спенсер (1820 - 1903), выдающийся англ. мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияниеоказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру - закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции . Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

Джон Рокфеллер, американский нефтяной магнат, вторя Спенсеру, заметил: «Рост крупного бизнеса есть просто выживание приспособленных… Эту тенденцию в бизнесе нельзя называть порочной. Это просто результат законов природы».

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного социологического понятия, как «социальный институт» , выделив и описав его главные разновидности. Спенсер являлся приверженцем теории функционализма, конкурирующей с марксистской теорией конфликта.

4.3. “понимающая” социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности . Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия , которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Вебер ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип . Он утверждал, что мы говорим о предпринимателе, рабочем или короле как о типичном (среднестатистическом) представителе данного слоя. Однако в реальной жизни «предпринимателя» или «короля» вообще не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию (от франц. bureau и греч. kratos , дословно значит: господство канцелярии) - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Благодаря теоретическому вкладу Вебера, а также его коллег Фердинанда Тённиса и Георга Зиммеля можно утверждать, что немецкая социологическая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны

Георг Зиммель (1868-1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением “социаций” - устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Речь идет о таких известных формах человеческого общежития, как господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.п.

Исследование “социаций”, установление степени устойчивости “чистых” форм социальности , предполагает применение историко-сравнительного метода. Именно этот метод, по Зиммелю, есть основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов социологии (в т.ч. наблюдений, опросов, экспериментов), сам использовал их при изучении городского образа жизни, социальных типов личности, межличностных и других социальных конфликтов, но расценивал их в качестве дополнительных к сравнительно-историческому анализу.

Родился в состоятельной семье; родители Зиммеля были еврейского происхождения, отец принял католичество, мать - лютеранство, сам Зиммель был крещен в лютеранство в детстве.

Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Из-за антисемитских настроений начальства карьера складывалась не очень удачно.

w:Georg Simmelas Simmel died in 1918Source неизвестен , Public Domain

Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт.

Внештатный профессор с 1901, штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность.

Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

Философские идеи

Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства (его диссертация посвящена Канту).

В социологии Зиммель - создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии (см. также теория социального конфликта).

По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию.

Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь.

Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гуманитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам.

неизвестен , Public Domain

Формальная социология

Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.

Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д.

Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием.

Основные формы социальной жизни

  1. Социальные процессы - к ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т. д. Образцом может служить такое явление, как мода. Мода предполагает и подражание, и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.
  2. Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
  3. «Модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и её единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик.

Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:

  1. Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
  2. Несколько далее от потока жизни, то есть от общественных содержаний, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и пр. формы государственно-правовых организаций.
  3. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы «игровые». Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: «старый режим», то есть политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; «наука для науки», то есть знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть «орудием в борьбе за существование».

Формы социации абстрагировались Зиммелем от соответствующего содержания для того, чтобы выработать «опорные пункты» научного анализа. Через создание научно обоснованных понятий Зиммель видел путь к утверждению социологии как самостоятельной науки. Научно обоснованные понятия прежде всего должны отражать действительность, и методологическая ценность их в том, насколько они способствуют пониманию и упорядочению теоретически важных аспектов различных социальных процессов и социально-исторической жизни в целом.