Кто такой бог Гефест в древнегреческой мифологии? Гефест - мифы древней греции

Древнегреческий бог Гефест – это бог огня и кузнечного мастерства, он – самый искусный в мире кузнец. Он является сыном Зевса и его законной супруги, богини брачных уз – Геры. Он родился на самом Олимпе, и с детства был слабеньким и хромым. Родители сомневались, стоит ли жить такому богу, Гера пришла в ужас и гнев, когда у видела такого беспомощного сына. Она в гневе сбросила его с высокого Олимпа на землю, но Гефест выжил. Он упал в море, где дочери Нерея и Океана сжалились над ним и унесли с собой в седовласый Океан. В его лазурном гроте и вырос, был воспитан Гефест.

Взрослый Гефест не смог избавиться от своей хромоты, а также некрасивой внешности, однако у него были широкие плечи и сильные руки, мускулистая шея и широкая грудь. Своим прекрасным воспитательницам – Фетиде и Эвриноме – он выковал из серебра и золота огромное множество чудесных и неповторимых украшений. И все это время Гефест таил в своем сердце гнев на мать за то, что она так несправедливо и жестоко с ним поступила. И выковал Гефест неописуемой красоты золотой трон, кресло огромных размеров, которое послал на Олимп как подарок своей матери. Гере очень понравилось кресло, села она в него и немедленно оказалась в путах. Не могли боги освободить Геру, прикованную к трону, только лишь тот, кто его выковал, мог это сделать.

Гермес прилетел к Гефесту в грот и стал умолять вернуться на Олимп, чтобы освободить Геру. Но Гефест помнил зло и не мог простить свою мать. Тогда на помощь Гермесу пришел Дионис, который подливал вина в чашу Гефесту до тех пор, пока тот не захмелел и сам не пошел на Олимп. Он забыл все обиды и тут же освободил Геру от пут, и стал Гефест жить теперь на Олимпе. Построил он на горе богов множество прекрасных золотых храмов, и воздвиг себе жилище из бронзы, серебра и золота. Женился бог огня на богине красоты и грации Харите, с ней и стал жить в своем дворце.

Во дворце Гефеста есть место и для его кузницы, в которой он проводит долгое время. Посередине в ней располагается огромная наковальня, а рядом – мехи и горн с огнем, пылающим внутри. И мехи эти не нужно приводить в движение руками, они волшебные и повинуются слову Гефеста. И работает бог в своей огромной кузнице, весь черный от пепла и золы, весь мокрый от пота. Все кует он: и дивные украшения, и непревзойденное оружие, кубки и чаши, а также колесницы, которые не нуждаются в лошадях – они сами катятся, будто бы живые.

А после своей нелегкой работы Гефест омывает тело и руки в ванне с благовониями, после чего нередко идет, прихрамывая, на пир к Зевсу и братьям и сестрам с Олимпа. И часто, если у богов происходят споры или ссоры, Гефест их примиряет, заставляя смеяться над тем, как неуклюже он разливает божественный нектар в чаши. У Гефеста большое и доброе сердце. Однако, это не говорит, что бог огня добродушный и милый постоянно, он также бывает грозным и страшным богом. Кто его разозлит – тут же почувствует силу его огненного молота. Им он разил и титанов, и людей, поэтому никто не смеет противостоять ему во гневе, так как Гефест вправе выковать несокрушимое оружие.

Гефест является олимпийским божеством, воплотившим в себя древние верования людей об огненной стихии. Он считается повелителем огня и покровителем кузнечного дела, олицетворяя силу и творческое начало.



Гефеста изображали хромым и неуклюжим, вызывающим множество насмешек со стороны прекрасных олимпийских богов. Но он считался добрым и справедливым богом, противником ссор и войн. Неутомимый труженик и искусный мастер Гефест проводил все время в кузнице и умел создавать истинные шедевры, ведь в обработке металла никто не мог с ним сравниться.


Происхождение Гефеста


Согласно легендам, Гефест был сыном верховного бога Зевса и его жены Геры. Но рождение его трактуется двояко. Есть версия, что Гефест являлся сыном одной только Геры, рожденный ею в отместку своему гордому мужу. Родители недолюбливали свое дитя – он был хромым на обе ноги, хилым и безобразным. Не в силах более терпеть такое, Зевс приказал погубить Гефеста. По его приказу Гера сбросила сына с Олимпа в океан.


Но Гефест не погиб, а был спасен морскими божествами – Евриномой и Фетидой. Богини стали его воспитательницами и покровителями на долгие годы. Спрятав Гефеста в далеком гроте, они выходили его и обучили различным искусствам и ремеслам. Особые успехи юный бог проявлял в кузнечном деле, обрабатывая драгоценные металлы и создавая восхитительные украшения для своих спасительниц.




Месть олимпийским богам


Гефест вырос и превратился в высокого широкоплечего богатыря, в руках которого была заключена исполинская сила. К тому времени он изучил все тайны кузнечного мастерства и достиг совершенства.


Желая отомстить своей матери Гере за нанесенную обиду, он выковал и преподнес в виде подарка удивительный по красоте золотой трон. Сев на него, Гера оказалась пойманной в ловушку – множество цепей связали ее тело, и никто не мог разорвать эти крепкие путы. Олимпийские боги обратились с мольбой о помощи к Гефесту, но он отказал им. Пришлось прибегнуть к хитрости – на землю был отправлен Дионис, веселый бог виноделия, который до беспамятства напоил бога-кузнеца и доставил его на Олимп.



Жизнь на Олимпе


Прибыв на Олимп, Гефест помирился со всеми его жителями. В благодарность за освобождение Геры, Зевс предложил своему сыну остаться среди олимпийских богов и выбрать себе жену.


Первым делом Гефест построил великолепный дворец для Зевса и Геры, щедро украсив его золотом и серебром. В своем же дворце бог огня оборудовал кузню, где проводил все свободное время. Мастер кузнечного дела упорно трудился, создавая подарки и полезные вещи для жителей Олимпа: лук и стрелы для Артемиды, колесницу для Гелиоса, корону для Ариадны. Гефеста часто можно было застать уставшим от тяжелого физического труда, чего нельзя было сказать об остальных богах, привыкших проводить дни праздно.


Супругою Гефеста стала богиня любви – прекрасная Афродита. Но этот союз не был счастливым. Афродита недолюбливала своего хромого, перепачканного сажей мужа, а потому искала любви у статного красавца Ареса – бога войны. Эта тема была причиной постоянных насмешек над богом-кузнецом.

Так же отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Первой его женой стала прекрасная богиня Афродита , а второй харита Аглая. У Гефеста была небольшая интрижка с Афиной , после которой появился на свет Эрихтоний порождённый Геей -Землёй. Однако с Афиной Гефеста связывает не только сын Эрихтоний, но и их ремесло.

От нимфы Кабиро, дочери Протея, у Гефеста сыновья Алкон и Евримедонт, участвовавшие в походе Диониса в Индию, и Кадмил (или Камилл, или Касмил) иногда отождествлявшийся с Гермесом . Трёх сыновей Гефеста называют кабирами.

От Антиклеи сын Перифет, которого убил Тесей в городе Эпидавре.

Слугой Гефеста был киклоп Кедалион, которого Гефест отдал в повадыри Ориону, о нём написана эпиграмма Платона "Слепой и хромой", а также драма Софокла "Кедалион".

Мифы

Царь Богов не мог нарушить своего слова, но посоветовал Афине защищаться. Когда она пришла к Гефесту попросить его что-то смастерить для неё, Гефест решил взять обещанное Зевсом и Афине пришлось отбиваться от Гефеста. Семя Гефеста пролилось на ногу богине, та вытерла его куском меха и закопала этот кусок в Землю. Так появился сын Гефеста и Афины - Эрихтоний (однако некоторые исследователи указывают на то, что Гея -Земля породила Эрихтония, а значит матерью Эрихтония нужно считать Гею).

Второй раз с Олимпа Гефеста сбросил отец-Зевс , об этом рассказывает "Илиада". Гера всячески вредила Гераклу, любимому сыну своего мужа от смертной женщины Алкмены. Когда Геракл возвращался из Трои, Царица Богов наслала на его корабли бурю и рассеяла их, за это Зевс подвесил ее за ноги на небе, привязав к ногам наковальни. Гефест освободил мать, и разъяренный Громовержец сбросил его с Олимпа. Гефест упал в море у острова Лемнос. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находились город Гефестий и гора Мосихл, где Гефест построил себе кузницу.

Гефест участвовал в гигантомахии. Один из ста пятидесяти змееногих гигантов Мимант был убит Гефестом, когда последний кидал раскалённые камни в гигантов (по одной из версий).


Афина отвергает ухаживания Гефеста (фрагмент)
Парис Бордоне 1555-1560

Именно Гефест выковал скипетр и эгиду Зевса , тирс Диониса , колесницу Гелиоса , сеть, в которую попалась его жена Афродита и ее возлюбленный Арес . Гефест выковал себе из металла двух механических помощниц, которых он использовал как служанок в своей мастерской.

Окончив работу в своей мастерской Гефест направляется на пиршество к Зевсу . Он приветливый и добродушный, часто прекращает готовую разгореться ссору своего отца и Геры . Боги едва могут сдерживаться от смеха, глядя на хромоного Бога, ковыляющего вокруг пиршественного стола и подливающего им нектар и амброзию. Но Гефест может быть и грозным. Он смирил огнём даже волны бушующих рек под Троей.

Имя, эпитеты и характер

Предположительно имя Гефест означает "вулканический". Эпитеты Гефеста - Амфигей, то есть "обоюдо-хромой" или "обоюдо-суставный" или Киллоподион, то есть "криво-ногий". Гефест выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется не однозначно.

На Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амброзией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в "Аргонавтике" рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы. Всё это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы. Мифы о Гефесте отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефеста, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - "сыновьями Гефеста".

Первоначально Гефест служил выражением могучей стихии огня и рассматривался как великое творческое существо, но впоследствии, вступив в число олимпийских богов стал подчинён Зевсу , постепенно утратил свою силу и значение и наконец превратился в искусного мастера, плавящего и обрабатывающего металлы посредством огня.

Орфический гимн изображает Гефеста как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон, т.е. Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан, в Египте - Птах (или Фта).

Культ и символика

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. С островом Самос Гефест связан через мать Геру Самосскую, т.к. именно она была прикована Гефестом к трону, поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Гефеста. На материк культ Гефеста был занесён с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

Культ был силён на Сицилии и в Кампании, расположенные там Этна и Везувий всегда повергали жителей в трепет, считалось, что внутри этих вулканов располагаются кузни бога.

В Афинах в честь Гефеста устраивались ритуальные состязания с факелами. В этих забегах участвовали юноши с факелами в руках, победителем назывался тот, кто первым достигнет финиша с непогасшим факелом.

Символы Гефеста - наковальня и инструменты кузнеца.

Влияние на культуру и искусство

Гефесту посвящены ХХ гимн Гомера и LXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила "Прикованный Прометей ", сатировской драмы Ахея Эретийского "Гефест", пьесы неизвестного автора "Гефест", комедии Эпихарма "Пирующие, или Гефест".

В отличие от других безупречно красивых и статных богов Гефест отличается своей уродливостью и физическими недостатками. Именно его ум и мастерство, внутренняя творческая составляющая и умение созидать, сделали его одним из достойнейших богов. В искусстве его принято изображать очень сильным, с мощным торсом и руками. Часто на голове изображается колпак, какой носили ремесленники в Греции, он носит короткую тунику, характерную для рабочих. Также часто на картинах или в скульптурах его правое плечо художники оставляют обнажённым.

Гефеста часто изображали на фресках, росписях на вазах и в скульптурах древние греки. Он также встречается и в более поздних римских изображениях. А в Эпоху Возрождения художники очень часто брали сюжетом своих картин мифологию, и Гефеста также как и других богов можно увидеть на картинах Ренессанса.

Гефест в современности

В честь Гефеста названа малая планета (2212) Гефест, открытая 27 сентября 1978 года советским астрономом Людмилой Черных в Крымской астрофизической обсерватории. Это околоземный астероид, характеризующийся крайне вытянутой орбитой и в силу этого получивший довольно широкую известность.

Так же в честь Гефеста назван белок "Гефестин", участвующий в метаболизме железа и меди.

Именем Гефеста названа известная линия кухонной бытовой техники в Беларусии.

Бог ремесел Гефест

Гефест и его хромота. Гефест, сын Зевса и Геры, родился на светлом Олимпе. Некрасив был ребенок: с тонкими кривыми ногами, хилым тельцем и непомерно большой головой. В гнев пришла Гера оттого, что так некрасив ее ребенок, и сбросила его с Олимпа вниз. Упал Гефест на землю и сломал себе ногу. Так, вдобавок к природной неказистости, он получил еще и хромоту. На земле его приютили Эвринома, дочь седого старца Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея.

В лазурном гроте на дне Океана воспитали они Гефеста, и стал он искусным мастером. Множество красивейших сосудов, гребней, брошей из золота и серебра изготовил он для своих спасительниц. Даже олимпийские боги, прослышав о его мастерстве, обращались к нему с просьбами, и всем Гефест помогал, выполнял все заказы.

Золотой трон Геры. Одной только Гере он никогда ничего не делал. Но вот однажды богам показалось, что Гефест сменил гнев на милость, — он прислал Гере прекрасный золотой трон. Обрадованная богиня немедленно уселась на него — и тут откуда-то появились оковы, которые намертво приковали ее к трону. Все усилия остальных богов были напрасны, и освободить Геру никак не удавалось.

Тогда обратились они к Гефесту. Но тот принял богов с гордым видом и ответил на их просьбы безоговорочным отказом — мать обошлась с ним в детстве так, что теперь у него нет ни малейшего желания оказывать ей помощь. Приуныли великие олимпийцы, не зная, что теперь им делать, и тут Дионис предложил: «А давайте-ка теперь я попробую его уговорить!» Взяв с собой несколько бурдюков вина, он отправился к Гефесту и предложил ему выпить за знакомство. Тот согласился. За первой чашей последовала вторая, за ней третья, четвертая… когда Гефест был уже совсем пьяным и из-за этого более сговорчивым, Дионис рассказал ему, как страдает прикованная к трону Гера.

Гефест выезжает на Олимп. К этому времени Гефест подобрел и насытился своей местью, поэтому он согласился отправиться на Олимп и освободить мать. Но одно дело согласиться, и совсем другое — добраться до Олимпа. Гефест был уже так пьян, что не мог не только идти, но и стоять на ногах. Тогда Дионис кликнул свою свиту и приказал усадить его на осла. И вот Гефеста посадили верхом, на голову ему надели венок из виноградных листьев, а чтобы он не свалился, сатиры стали поддерживать его с боков. Так, в шумном дионисийском фиасе, горланя пьяные песни, на Олимп въехал новый член семьи богов-олимпийцев. Выпитое вино не лишило Гефеста его навыков, поэтому он легко освободил Геру и совершенно с ней примирился.


Главная кузница Гефеста. Больше того, он не просто примирился, но и однажды сильно пострадал за мать. Произошло это в то время, когда Зевс жестоко наказал Геру, и никто из богов не осмелился ему перечить. Один только Гефест попытался вступиться за мать, и тогда Отец бессмертных и смертных сбросил его с Олимпа второй раз. Гефест упал на остров Лемнос и сломал себе вторую ногу; поэтому его иногда называли «Хромец обеногий». Так как жители Лемноса отнеслись к нему хорошо, остров ему полюбился. Здесь в его честь был назван город Гефестий, и здесь же, под огнедышащей горой, находилась его главная кузница, в которой он работал вместе с помогавшими ему циклопами.

Гефест приносит богам хорошее настроение. На Олимпе Гефест построил величественные дворцы всем богам и самому себе, причем в своем он устроил еще одну кузницу. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, он работает в ней все свое свободное время. Чудесные вещи изготовляются в его мастерской: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки. Окончив работу и омывшись, идет Гефест, чуть прихрамывая, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветлив и добродушен Гефест, и часто удается ему прекратить ссору между родителями. Когда начинает он ковылять вокруг стола, разливая нектар в золотые кубки, не могут без смеха видеть этого боги. Веселье начинается на пиру, забываются все обиды и недоразумения.

Афродита - жена Гефеста. Женой самого некрасивого из богов была красивейшая богиня - Афродита. Обладавший покладистым характером Гефест очень любил свою жену и не придавал значения тому, что она далеко не всегда хранила ему верность. Сам он больше времени проводил в своих кузницах, чем с женой. Конечно, хромота мешала ему работать, но он соорудил себе из золота служанок, которые могли двигаться и исполнять все его приказы. [Гефест был неразлучен со своим ремеслом, поэтому его всегда изображали в виде кузнеца — в остроконечной кожаной шапке, с молотом и клещами в руках. Однако его считали своим богом не только кузнецы, но и все ремесленники.]

Гефест и людские дела. Гефест настолько был занят и увлечен своим делом, что в земные дела совершенно не вмешивается. Ему случалось изготовлять для людей разные вещи (например, для царя Колхиды Ээта он изготовил медных быков, для Ахиллеса - его оружие и доспехи, для Геракла - золотой панцирь, поножи и шлем), но в общем их войны его не интересуют, и даже в Троянскую войну он вмешался только один раз, когда своим огнем укротил разбушевавшуюся реку Скамандр, грозившую утопить Ахиллеса.


Бог войны Арес

Рождение Ареса. Насколько Гефест чужд войнам, настолько же их любит его брат — буйный Арес, бог войны. Говорят, что он появился на свет необычным образом. Когда разгневалась Гера на Зевса за то, что он породил Афину сам, без ее участия, она отправилась к дальним берегам Океана, где дотронулась до себя волшебным цветком, который был способен справиться с любым бесплодием. От этого прикосновения и появился на свет Арес, который унаследовал строптивый характер своей матери.

Арес на поле битвы. Только жестокие битвы могут порадовать этого бога. Любо ему, когда один за другим падают на землю сраженные герои. В сверкающем вооружении неистово носится Арес среди сражающихся, а следом — два его сына, Фобос и Деймос — «Страх» и «Ужас», богиня раздора — Эрида, кровожадная Энио, внушающая смятение сражающимся воинам. Кипит, грохочет битва; ликует забрызганный кровью Арес. Без разбора рубит он налево и направо, громоздит вокруг себя груды израненных тел. Торжествующий крик издает он, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Никто не может сладить со свирепым и грозным Аресом, но если уж очень разойдется он в сражении, если слишком много героев лишатся из-за него жизни, разрешает Зевс выступить против него Палладе Афине, и тогда оказывается грозный бог войны покоренным. Мудростью и спокойной силой побеждает его Афина и заставляет покинуть поле сражения.

Арес, Афродита и Гефест. Внешне Арес очень привлекателен: он силен, атлетически сложен, высок ростом. Поэтому и не устояла перед его красотой Афродита: она стала тайно встречаться с Аресом, опозорив этим своего мужа, Гефеста, перед всеми богами. Благодушный мастер очень долго ни о чем не подозревал, но однажды светлый Гелиос, который видит и знает все, рассказал ему об измене жены. Гефест задумал отомстить. И вот однажды, когда он, как всегда, отправился в свою кузницу, Арес явился на свидание к Афродите. Однако на этот раз все окончилась для них неудачей и позором: они были опутаны тонкой золотой сетью, в которой барахтались подобно рыбам, попавшим в невод, а все боги, приглашенные Гефестом, смеялись над ними. Когда им, наконец, удалось выпутаться, они бежали и еще долго не осмеливались появляться на Олимпе, опасаясь насмешек. Но потом Гефест простил свою жену, и все пошло по-прежнему.


Арес. Римская
копия с греческого
оригинала

Арес в плену. Несмотря на то, что у Ареса такая внешность, он довольно труслив и не переносит боли. Когда в боях под Троей герой Диомед при помощи Афины ранил его копьем, крик Ареса был так же силен, как крик десяти тысяч человек. А однажды он даже побывал в плену. Случилось это так. Жили некогда братья Алоады, От и Эфиальт, сыновья Посейдона. Они были так сильны, что грозили, взгромоздив друг на друга Пелион и Оссу, соседние с Олимпом горы, низвергнуть богов с неба на землю. Вот они-то и захватили Ареса. Могучий бог войны был посажен в огромную медную бочку и закрыт в ней. Только после гибели силачей боги смогли освободить Ареса из заточения.

Дети Ареса. Такие же буйные и жестокие, как Арес, были его дети, рожденные от смертных женщин: царь Фракии Диомед кормил своих кобылиц мясом забредших в его владения путников, царь Элиды Ойномай убивал женихов своей дочери Гипподамии, царь одного из греческих племен Флегий поджог храм Аполлона в Дельфах. К счастью для людей, с большинством из них покончили герои, очищавшие землю от чудовищ и злодеев.

Арес в глазах греков.

Вполне естественно, что Арес не нравился никому — ни богам (за исключением Афродиты, Фобоса и других его спутников), ни людям. Даже сам Зевс говорил, что Арес более всего ненавистен ему из всех бессмертных. Поэтому храмов Ареса было мало, изображений его до нас дошло тоже немного. Да и как было относиться с любовью к богу, сами прозвища которого говорили о его характере — «Кровавый», «Губитель людей», «Разрушитель городов», «Неистовый», «Яростный», «Беснующийся»! Грозными были и символы Ареса — копье, шлем, зажженный факел; кони его носили имена «Блеск», «Пламя», «Шум», «Ужас», и повсюду колесницу Ареса сопровождали на земле стаи собак, а в небе — стаи коршунов.

Бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.

Гефест родился хромым, поэтому раздраженная Гера сбросила его с Олимпа. Свалился он прямо в Океан, но не пострадал, так как о нем позаботились морские богини Эвринома и Фетида. В их подводном гроте Гефест вырос и выучился кузнечному ремеслу.

Достигши мастерства, Гефест изготовил великолепный золотой трон и послал его своей матери, но этот подарок был продиктован скорее местью, чем любовью. Как только Гера села на трон, сработали наручники, приковавшие ее к нему. Никто из богов не сумел ее освободить, поэтому им ничего другого не оставалось, как послать за автором этого коварного изобретения.

Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.

Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.

Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов - например, когда однажды Гефест попытался ), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.

Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.

Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.

Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя ), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну - на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.

В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.

В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. - каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450-440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры - он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)

В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста - свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.

Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532-1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630-1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).

Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.

В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» - А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).