Астрономия список научных статей. Научно-исследовательская работа "небесные тела" Исследовательские работы учащихся по астрономии

Городская научно-практическая конференция учащихся

Секция «Астрономия»

Исследование переменности звезды А 382

шарового скопления Мессье 4

Еременко Максим,

Матейко Александр,

10 класс, ГБОУ ДОД СОДЭБЦ

Научный руководитель:

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД СОДЭБЦ Заусаева О.Г .

Введение. 1. Об исследованиях переменных звезд ………………………………3

2. Шаровое звездное скопление М 4.…………………………………..4

3. Переменные звезды в М 4….………………………………..……… 5

Основная часть.

1. Определение блеска переменных звезд и способы их обработки. Построение кривой блеска. …………………………………………………………5

2. Переменные звезды в шаровых скоплениях……………………….7

3. Метод Лафлера – Кинмана………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………………...9

Библиографический список………………………………………………………..10

Приложение 1………………………………………………………………………11

Приложение 2………………………………………………………………………12 - 14

Введение .

    Об исследованиях переменных звезд.

Переменность блеска – явление, широко распространенное в звездном мире. В широком смысле слова физически переменными звездами оказываются вообще все звезды: все они с большей или меньшей скоростью меняют блеск в силу процессов эволюции, многие из них пульсируют, испытывают вспышки и т.п.

Большое значение исследований переменных звезд для астрономии имеет ряд причин:

Во-первых, своими колебаниями блеска переменные звезды сами заявляют о своем существовании как объектов особенных. Методика открытия переменных звезд и их дальнейшей классификации не требует сложной специальной аппаратуры и мощных телескопов…

Во-вторых, обнаруженные у переменных звезд закономерности, связывающие их абсолютные величины с физическими характеристиками, дают возможность определять расстояние до каждой из них…

В-третьих, исследование физических процессов, развивающихся в атмосферах переменных звезд, а, может быть, и в их недрах, дает неисчерпаемый материал для понимания природы строения звезд. Сопоставление этих данных с пространственными и возрастными характеристиками сулит очень большие возможности в отношении понимания процессов развития звезд .

Сотни астрономов-специалистов и тысячи любителей исследуют переменные звезды. Одна только Американская ассоциация наблюдателей переменных звезд насчитывает свыше 2000 членов. Но все еще очень много звезд, даже ярких, остаются малоизученными, и это едва ли не самая благодарная и полезная для науки сфера деятельности любителей астрономии. Среди переменных звезд много уникальных объектов, находящихся на критических стадиях эволюции или составляющих двойные системы с компактными объектами. Вслед за любительскими наблюдениями, обнаруживающие интересные звезды, на них наводятся большие телескопы .

В конце 19 века развитие научной фотографии дало возможность получать на снимках изображения даже слабых звезд, применяя весьма скромные оптические средства. В ряде обсерваторий стали накапливаться коллекции фотографических снимков неба. Изучение звезд по снимкам дает возможность восстановить историю звезды. В частности, появилась возможность исследовать переменные звезды в шаровых скоплениях.

Цель нашей работы: попытаться определить тип переменности неисследованной звезды А 382 в шаровом скоплении М 4.

Для этого нужно решить следующие задачи :

    обработать наблюдения;

    построить кривую блеска;

    исследовать кривую блеска на переменность.

Предмет исследования: переменные звезды шарового скопления М 4.

Объект исследования : звезда А 382.

Гипотеза : Возможно, это звезда типа RR Лиры.

    Шаровое скопление М 4.

Шаровые скопления – самые старые звездные коллективы. Они образовались миллиарды лет тому назад, входившие в их состав звезды высокой светимости уже давно проэволюционировали и стали (в зависимости от массы) черными дырами, нейтронными звездами или белыми карликами. Звезды этих типов присутствуют в шаровых скоплениях.

Было обнаружено, что в некоторых из них очень много переменных звезд. В Третьем каталоге переменных звезд в шаровых скоплениях Сойер-Хогг содержатся данные о 2119 звезд.

Самым близким шаровым скоплением, по-видимому, является М 4 (NGC 6121), расположенным чуть больше 1к западу от Антареса. По определению A лькаино , его расстояние 1,75 пк. Если бы не закрывающая его темная туманность Скорпиона- Змееносца, оно было бы на 1.8 ярче и наблюдалось бы невооружённым глазом. Поглощение межзвёздной среды окрашивает свет, идущий от скопления, в красноватые тона, на фотографиях оно бывает слегка оранжевым или коричневатым. Скопление удаляется от нас со скоростью 70,4 км/с. В 1987 году в скоплении был обнаружен пульсар. Период его обращения = 3,0 мс, т.е. он делает более чем 300 оборотов в секунду, что в десять раз больше, чем у пульсара Крабовидной туманности. В августе 1995 г. космический телескоп "Hubble" сфотографировал белые карлики в М 4, которые являются одними из самых старых звёзд нашей Галактики. В июле 2003 г. с помощью всё того же космического телескопа на орбите одного из этих белых карликов была обнаружена планета. Эта планета, в 2,5 раза превышающая Юпитер по массе, является, возможно, столь же старой, как и само М 4, возраст которого оценен в 13 млрд. лет, что почти в три раза превышает возраст нашей Солнечной системы .

Это скопление – своего рода «подарок» для астрономов, служащий ближайшей лабораторией для изучения общих законов жизни этих старых звездных систем.

3. Переменные звезды в М 4.

В Третьем каталоге переменных звезд в шаровых скоплениях Х. Сойер-Хогг в М 4 числилось 43 переменных звезды, 41 – типа RR Лиры, одна звезда типа RV T ельца и одна, предположительно, неправильная .

В 1975 году Алькаино при проведении BV -фотометрии переменных звезд в шаровом скоплении М 4 были заподозрены в переменности еще пять звезд. . Некоторые из этих звезд (в частности, А 382) были пронаблюдены (но не обработаны) на Гиссарской астрономической обсерватории.

В 2001 году подготовлена компьютерная версия дополнения к каталогу Сойер-Хогг, составленная уже после смерти Х. Сойер-Хогг ее сотрудницей К. Кутс-Клемент . За 30 лет было открыто еще три десятка переменных звезд, но звезда А382 по-прежнему числится только заподозренной в переменности.

Перед нами была поставлена задача: обработать наблюдения, построить кривую блеска и попытаться определить тип переменности этой звезды.

Основная часть .

1. Определение блеска переменных звезд и способы их обработки . Построение кривой блеска.

Предоставленные нам наблюдения выполнены методом Нейланда-Блажко. В этом методе используются две звезды сравнения: одна с большим блеском (а ), а другая - с меньшим блеском (b ), чем переменная. Блеск наблюдаемой звезды v замыкается между этими звездами сравнения. Оценивается различие блесков между а и v , между b и v , а затем сравниваются интервалы блесков и между собой. Оценка записывается в виде a m v n b . Достаточное количество наблюдений переменной звезды, выполненных этим методом, позволяет определить шкалу блесков ее звезд сравнения. Разность блесков a и b , т.е. величина интервала , очевидно, равна m +n . Из каждой оценки получаем свое значение m +n и из них вычисляем среднее: суммируем все величины и делим на число индивидуальных определений. Обозначая блеск звезды а символом (а ), блеск b – (b ), …, получаем совокупность средних значений разностей:

(b ) – (a ) = ; (с ) – (b ) = ; (d ) – (c ) =… Количество разностей на одну меньше количества звезд сравнения. Поэтому для решения этой системы уравнений принимают блеск одной из звезд за нуль. Тогда (а ) = 0; (b )= ; (с ) = ; (d ) = … т.е. мы получили шкалу блеска звезд сравнения, (степени возрастают с ослаблением блеска звезды).

Следующий этап – преобразование степенной шкалы в звездные величины. Это можно сделать по формуле:

m = m + ps , (1)

где m – визуальная звездная величина звезды сравнения, s – ее блеск, выраженный в степенях, m - нуль-пункт шкалы степеней и p – цена степени. Напишем систему условных уравнений:

m = m + ps

m = m + ps

m = m + ps

Решая эту систему способом наименьших квадратов, определяем m и p . Затем, подставляя в формулу степени s , вычисляем «улучшенные» или «индивидуальные» для данного наблюдателя звездные величины звезд сравнения. Подставляя степенное выражение блеска переменной звезды в формулу (1), можно вычислить ее соответствующую звездную величину .

Нами было обработано 235 наблюдений. Звездные величины звезд сравнения взяты из работы Алькаино . Вначале была получена степенная шкала звезд сравнения:

а = 0а = 13.47 (Зв. сравнения Алькаино)

b = 8 b = 14.21

c = 13 c = 14.75

Составив систему условных уравнений и решив ее способом наименьших квадратов, мы получили формулу для определения индивидуальных величин звезд сравнения:

m = 0.0979 s + 13.46

Теперь можно вычислить звездные величины из оценок блеска (они приведены в таблице 1 приложения 2).

Наблюдениями охвачен период Y .D .2440034 – 2443345 . Кривая блеска за весь период наблюдений показана на рис. 2. (приложение 1). На рис. 3 (приложение 1) показан характер изменения блеска в период наиболее плотных по времени наблюдений. Амплитуда изменения блеска ~ 0.5.

Для того, чтобы узнать, к какому типу переменности может принадлежать данная звезда, нам предстояло выяснить, переменные каких типов (с амплитудой около 0.5) встречаются в шаровых звездных скоплениях.

2. Переменные звезды в шаровых скоплениях.

Наиболее распространены в шаровых скоплениях переменные типа RR Лиры. Число звезд, уверенно относимых ко всем прочим типам переменности, составляет всего 8% от общего числа переменных звезд. Кроме звезд типа RR Лиры, в шаровых скоплениях известны цефеиды сферической составляющей (типа W Девы), звезды типа RW Тельца, типа Миры Кита, красные полуправильные и неправильные переменные, желтые полуправильные переменные (типа SRd ), новые звезды, переменные типа U Близнецов. Не исключено членство в шаровых скоплениях нескольких затменных-переменных . Из всех этих типов переменности небольшую амплитуду изменения блеска имеют только звезды типа RR с Лиры, а также неправильные и полуправильные переменные. Полуправильные переменные звезды (SR ) являются гигантами или сверхгигантами, обладающими заметной периодичностью, временами нарушаемой различными неправильностями в изменении блеска. Периоды полуправильных звезд заключены в очень широких пределах – приблизительно от 20 до 1000 дней, есть звезда с периодом 2070 дней. У неправильных переменных звезд (L ) изменения блеска лишены каких-либо признаков периодичности. Отнесение многих переменных к звездам типа L обусловлено часто лишь их недостаточной изученностью , .

Для того, чтобы проверить, не является ли данная звезда периодической переменной типа RR с Лиры или полуправильной SR , мы использовали программу Горанского В.П. (ГАИШ) «Эффект» для поиска периодических изменений блеска (методом Лафлера-Кинмана).

3. Метод Лафлера-Кинмана.

Метод Лафлера-Кинмана был предложен для определения периодов изменения блеска короткопериодических переменных звезд при ограниченном числе неточных разрозненных наблюдений, разделенных значительными промежутками времени. Испытывается ряд пробных периодов Р , заполняющих по определенному правилу интервал, в котором может содержаться искомый период Р. Для каждого пробного периода находятся фазы всех наблюдений; эти фазы располагаются в порядке их возрастания, а затем для звездных величин, соответствующих упорядоченным фазам, вычисляется значение параметра :

где N число наблюдений. Параметр зависит от степени рассеяния точек относительно средней кривой блеска и принимает максимальные значения при хаотическом расположении этих точек. Период, соответствующий минимальному значению , в принципе должен быть близок к истинному .

Поиск периода велся в интервале Р = 0.2 - 1 (на случай, если звезда окажется типа RR Лиры) и в интервале 20 - 300 (если звезда – полуправильная). Ни в том, ни в другом случае период четко не выявляется. Поэтому было сделано заключение, что, звезда является, возможно, неправильной с небольшой амплитудой изменения блеска. Для окончательного вывода необходимо иметь более плотный ряд наблюдений, а также знание спектра переменной.

Заключение

    В результате выполненной работы мы узнали, что такое шаровые скопления нашей Галактики, и какие переменные звезды в них встречаются.

    Познакомились также с методами обработки и исследования переменных звезд;

    Были обработаны 235 наблюдений звезды А382 в шаровом скоплении М 4 и построена кривая блеска (Y .D . 2440034 – 2443345);

    Освоена работа с программой Горанского В.П. «Эффект»;

    C делана попытка отыскать периодичность в изменении блеска данной переменной;

    В заключение можно предположить, что звезда А382 является, возможно, неправильной с небольшой амплитудой изменения блеска. Для окончательного вывода необходимо иметь более плотный ряд наблюдений, а также знание спектра переменной.

Библиографический список.

    Alcaino G. Astr. Ap. Suppl. S ., 21 , №1, 1975, 9.

    Ерлексова Г.Е. Переменные звезды. Приложение, 2 , №10, 1975, 247.

    Ефремов Ю.Н. Вглубь Вселенной. Звезды, галактики и мироздание. М.: УРСС, 2003, 68.

    Самусь Н.Н. Переменные звезды. Сб. Звезды и звездные системы (под ред. Д.Я.Мартынова). М.: Наука, 1981, 119.

    Самусь Н.Н. Шаровые звездные скопления. Сб. Звезды и звездные системы (под ред. Д.Я.Мартынова). М.: Наука, 1981, 218.

    Сб. Методы исследования переменных звезд (под ред. В.Б.Никонова). М.: Наука, 1971, 308.

    Сб. Пульсирующие звезды (под ред. В.Б.Никонова). М.: Наука, 1971, 350.

    Sawyer H . DDO Publ, 3, № 6, 38, 1973.

    Страйжис В. Звезды с дефицитом металлов. Вильнюс: Мокслас, 1982, 28.

    Цесевич В.П. Переменные звезды и способы их исследования. М.: Педагогика, 1970, 166.

    Цесевич В.П. Переменные звезды и их наблюдение. М.: Наука, 1980, 176.

    . astro.utoronto.ca/~cclement/read.html

    http://www.ka-dar.ru/files/GOR_WINEFK.zip

    Астронет. Пресс-релиз STScl – 2003 – 19.

Приложение 1

Рис. 2. Кривая блеска за весь период наблюдений.

Рис. 3. Кривая блеска за период Y .D . 2440734 – 2440739.

Приложение 2.

Наблюдения переменной A 382 в шаровом скоплении М 4

Y .D .

Дата публикации: 31.05.18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональноеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ

«Колледж сферы услуг №3»

Исследовательскаяработа по астрономии

«От художественных образов

к астрономическим явлениям»

Учебные дисциплины: астрономия и литература

Выполнил: преподаватель

физики и астрономии Шнырева Л. Н.

Москва, 2018 год

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Глава 1. Роль образного мышления как основного ключа к познанию……5

Глава 2. «Точки соприкосновения» астрономии и литературы.

2.1Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества…………………………………………………………..7

Глава 3. Экспериментальная часть.

Выводы……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………….30

Приложение 1………………………………………………………………..31

Пояснительная записка.

Актуальность и обоснование выбора темы:

Еще с давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с важным значением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во Вселенной.

К сожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени, поэтому изучить глубоко этот предмет очень сложно, но влюбиться в восхитительный мир планет и звезд, окутанный мифами и легендами, загадками и тайнами можно с первого урока, с первой странички учебника.

Однажды урок астрономии наша преподаватель Шнырева Людмила Николаевна,начала со сказки С.Маршака «От чего у месяца нет платья». Вспомнили, что Луна может находиться в различных фазах, а это значит, что не всегда мы будем видеть серп Луны и т. д. Возникла идея написать работу.

У менявозникла мысль систематизировать стихотворения по изучаемым темам. Ведь действительно для того, чтобы разнообразить различные формы урока, вызвать интерес у учащихся к предмету, привлечь их внимание к увиденному и услышанному, дать им возможность самим описать различные явления одним из способов является метод, предложенный в моей работе, а именно изучение астрономии в стихах.

Умение мыслить образами - это умение видеть объектыцельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности является именно умение мыслить образно. Без хорошо сформированного наглядно-образного мышления невозможно перейти к понятиям в мышлении.

Современная наука не может развиваться без способностик образному мышлению. Известно, что воспитываетсяобразное мышление искусством. Художественную литературу относят к одному из видов искусства.

Затем, проанализировав учебную, научную и художественную литературу, проконсультировавшись с работниками планетария, я не только нашел много погрешностей (их еще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в художественной литературе. Так появилась эта работа.

Проблема:

Недостаток образного мышления затрудняет глубокое понимание астрономических явлений и процессов.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что через образы и эмоциональные сопереживания обучающийся более полно усваивает знания астрономических явлений.

Цель:

Доказать, что образы, формируемые художественной литературой, способствуют более глубокому усвоению астрономических явлений и процессов при изучении астрономии.

Задачи:

Изучить научную литературу о формировании образного мышления;

Изучить художественную литературу, в которой отражены астрономические явления и процессы;

Научиться анализировать прочитанное

Подобрать эпиграфы и цитаты из художественной литературы к соответствующим темам астрономии, изучаемым на уроке;

Объект исследования:

художественная литература, отражающая астрономические явления и процессы.

Предмет исследования:

Художественная литература

Метод исследования:

(теоретического исследования)

Изучение и анализ художественной литературы, отражающей астрономические явления и процессы, обобщение, систематизация.

Формы представления результатов:

представление электронной презентации.

Межпредметные связи: астрономия, литература.

Глава 1. Роль образного мышления как основного ключа к познанию.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений.

1.2. От образа к понятию.

Формирование понятий - одна из самых важных когнитивных функций человека. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в когнитивной психологии - все это примеры формирования понятий , способствовавшие лучшему пониманию предмета.

Прежде всего, процесс познания начинается с процесса восприятия объектов и явлений реальности. Процесс восприятия осуществляется с помощью органов восприятия: прежде всего зрения, а также слуха, осязания и других. Органы восприятия дают человеку чувственную информацию о признаках наблюдаемых объектов. На самых первых этапах жизни человека эти признаки объектов не образуют устойчивых взаимосвязанных комплексов, т.е. целостных образов объектов. Но опыт взаимодействия человека с реальными объектами приводит к выявлению взаимосвязей между признаками.

Переход же от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий .

Иногда образное мышление соотносят к детским и называют его допонятийным . Но, помимо образов восприятия есть образы воображения . Именно с последними связывают творческое, эвристическое мышление. Поэтому, нас, конечно, в большей мере интересуют образы воображения – операции их синтеза, интеграции, анализа, отношения между ними, отношения между образами и их денотатами.

Очевидно, не бывает каких-либо образов без чувственных прообразов. Любой образ воображения опирается на некоторые образы восприятия. Образы восприятия – первичны , образы воображения - вторичны . Первые являются «строительным материалом» для вторых.

Глава 2. «Точки соприкосновения» астрономии и литературы.

Прежде всего, наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Цель у науки и искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. «И в науке и в литературе творчество не просто радость, смешанная с риском, - это жестокая необходимость, - говорит американский писатель, физик по образованию Митчелл Уилсон, – И ученый, и писатель, в какой бы обстановке они не росли, в конце концов находят свое призвание, словно под влиянием той же силы, которая заставляет подсолнечник поворачиваться к солнцу».

Глубокая общность науки и искусства определяется и тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй на определении индивидуальных отличий познавательного объекта от других объектов. Первый способ познания

Не только искусство притягивает науку, но и наука постоянно притягивает искусство. Замечательного русского поэта и ученого Валерия Брюсова можно назвать родоначальником «научной поэзии». В предисловии к своему сборнику стихов «Дали» Брюсов писал: «…поэт должен по возможности стоять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросозерцанием. Было бы неправильно, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами о любви и природе, с другой – гражданскими темами. Все, что интересует и волнует современного человека, имеет право на отражение в поэзии».

Взаимоотношение науки и искусства – сложный и трудный процесс. В науке, где требуется ум, нужна и фантазия, иначе наука становится сухой и вырождается в схоластику. В искусстве, где требуется фантазия, нужен и ум, ибо без систематическогопознания профессионального мастерства настоящее искусство невозможно.

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность:

Пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,

Выяснить на качественном уровне механизм их протекания,

Ввести количественные характеристики;

Предсказать ход процесса и его результаты

Искусство, к области которого относится и художественная литература отражает мир в образах - словесных, визуальных.

Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации - вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.

Наука и искусство по-разному отражают общественное сознание. Язык науки – понятия, формулы. Язык искусства – образы. Художественные образы вызывают в сознании людей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу. Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередки картины астрономических явлений в природе, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых. В научной фантастике отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных, легко представимых описаний.

Описание научных знаний встречается как в классической литературе, так и в современной. Особенно же востребованы такие описания в жанре фантастики, поскольку он по своей сущности как раз базируется на изложении различных научных гипотез, излагаемых языком художественной литературы.

Глава 3. Экспериментальная часть.

С древнейших времён люди для того, чтобы донести до следующих поколений красоту природы, использовали знания, относящиеся к астрономии. Особенно ярко связь с астрономией в поэзии. Поэтические образы, пропитанные астрономическими явлениями, придают наглядность и естественность мыслям и чувствам поэтов. Какие только поэты не обращались к астрономическим явлениям. Может быть, некоторые из них сами, не ведая того, описывали их.

Трудно найти такого поэта в мировой художественной литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звёздах, о грозе и молнии, о планетах и затмениях. (Приложение 1)

Николай Гумилёв «В небесах»

Ярче золота вспыхнули дни,
И бежала Медведица-ночь.
Догони её, князь, догони,
Зааркань и к седлу приторочь!
Зааркань и к седлу приторочь,
А потом в голубом терему
Укажи на Медведицу-ночь
Богатырскому Псу своему.
Мёртвой хваткой вцепляется Пёс,
Он отважен, силён и хитёр,
Он звериную злобу донёс
К медведям с незапамятных пор.
Никуда ей тогда не спастись,
И издохнет она наконец,
Чтобы в небе спокойно паслись
Козерог, и Овен, и Телец.

Увлекательный стих Гумилева говорит нам о простой вещи: человеческая фантазия поселила на небе зверей и птиц, людей и неодушевлённые предметы. С каждым из них связана какая-то история, миф или легенда. Этот материал можно использовать при изучении созвездий.

В. Брюсов. «Месяца свет электрический»

Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.
Волны взбегают упорные,
Мечутся, дикие, пленные,
Гибнут в борьбе, непокорные,
Гаснут разбитые, пенные…
Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.

Что за магические силы, под действием которых море кипит и вздымается?
Это стихотворение напоминает нам о том, что на явление приливов и отливов действует сила гравитационного притяжения Луны.
Но мы знаем, что Луна не светится сама, тем более «электрическим светом», а отражает свет Солнца.

М. Цветаева. «Август – астры»

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август - Месяц
Ливней звездных!

Ежегодно, в августе месяце, наблюдается метеорный поток «Персеиды», явление которого в народе называют «августовским звездопадом».

М. Цветаева. «Комета»

Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность -
Волосатая звезда древних!
(1921)

Как верно заметила М. Цветаева, комета в переводе означает «косматая звезда».

Константин Бальмонт

По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее надолго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она вначале появленья -
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу - и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар - ее нутро.
(1908 год)

Из этого стихотворения мы можем узнать о траектории полета кометы, о существовании ядра - центральная часть головы называется ядром, диаметр которого 0,5-20 км, масса 1011-1019 кг, ядро представляет собой леденистое тело. А главное, из стиха мы можем подчеркнуть, что на значительных расстояниях от Солнца комета выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост».

«Космическая пыль» К Л.Татьяничева

Как глобус, шар земной пылится.
Оставив в небе тонкий след,
Летят к нам быстрые частицы
Иных миров, иных планет.
Тех, что за облачною дымкой
Горят в космической дали,
Стремясь хоть малою пылинкой
Коснуться жителей земли.

Действительно, по современным представлениям, космическая пыль состоит из частиц размером около 1 мкм с сердцевиной из графита или кремня, поэтому в стихотворение совершенно справедливо сказано о частицах.

«Вот это сон!» Виктор Трошенков

Первый раз приключилось такое.
Видно, Солнцем, проникся насквозь.
Мне с полярным сияньем цветное
Сновиденье увидеть пришлось.
То стремительным вихрем крученым,
То "короной", то снова "дугой"
С фиолетовым спектром,
зеленым простиралось оно надо мной.
Удержать бы такие мгновенья.
Но часы просыпаться велят.
Помню только жалел в сновиденье,
Что для съемки не взял аппарат...

Прекрасное стихотворение напоминает нам о простом, но удивительном свечении разреженных слоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и электронов, которые действительно изменяют свои цвета и форму.

«Лунное» Валентин Берестов

Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!

Думаю, что это стихотворение не только прекрасно из-за своего философского и очень правильно подмеченного окончания, но в нем с астрономической точки зрения много полезной информации. Во-первых, у Луны действительно две стороны, она ведь круглая, во-вторых, это было окончательно доказано лишь в 1959 году, когда Луна-3, советская межпланетная станция совершила облет вокруг нее, а с многолетним развитием астрономии, это действительно недавно. В-третьих, как односторонне мы знаем спутников своих сравнивается с односторонним знанием Луны и плохими знаниями о второй стороне, что совершенно верно.

М. Лермонтов:

Посреди небесных тел
Лик Луны туманный,
Как он кругл и как он бел
Точно блин в сметане.

А С. Есенин написал:
Золото холодное Луны
Запах олеандра и левкоя,
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Эти два отрывка из стихотворений обращают наше внимание на то, что цвет Луны, мы можем наблюдать разный: белый или желтый. Красновато-желтый цвет Луны мы можем наблюдать при лунном затмении, ее нахождении над горизонтом. Белый цвет возможно увидеть при полнолуние.

«Свет для души» Виктор Трошенков.

Если б Солнце не знало вспышек,-
Не смогла бы Земля сиять,
Не издали бы ярких книжек,
В небе чудо не стали бы ждать.

В этом отрывке говорится о солнечных вспышках, что действительно происходит и здесь можно предложить ученикам целый ряд вопросов.

3.2 Литературные курьезы, встречающиеся в произведениях.

- Звезды

В сочинениях Козьмы Пруткова есть такие стихотворные строки:

Но вот уж меркнет солнца луч,
Выходит месяц из-за туч
И освещает на пути
Все звёзды Млечного Пути.

Свет Луны полностью затмевает слабое свечение Млечного Пути.

У Александра Блока есть такие строки:

О, край небес - звезда омега,
Весь в искрах, Сириус цветной.
Над головой - немая Вега
Из царства сумрака и снега
Оледенела над землей.
Вега бывает видна вблизи зенита летом, тогда как Сириус можно видеть только зимой.

В стихотворение "Южный Крест" В.Я.Брюсова:

Я долго шёл, и, выбрав для ночлега
Холм ледяной, поставил гибкий шест.
В полярной тьме не Сириус, не Вега-
Как знак любви, сверкает Южный Крест...

Прекрасные стихи, но увы - с астрономической точки зрения неграмотные. Вега из Антарктиды не видна: светило со склонением +38° южнее параллели 52° южной широты не восходит. Иное дело Сириус, склонение которого -17°: южнее 73° южной широты он станет незаходящим, да и в прибрежной части материка Сириус находится над горизонтом большую часть суток. Если бы герою стихотворения удалось приблизиться к полюсу, он обязательно увидел бы эту ярчайшую из звёзд.

У современного поэта Ивана Олейникова есть такие строки:

На Камчатку из Владивостока
Нас ведёт Полярная звезда,
И глядит Вселенная стооко,
Как в ночи беснуется вода.

Камчатка не только севернее Владивостока, но и значительно восточнее него. (Долгота Владивостока - 132°, долгота самой западной точки полуострова Камчатка - 155°). К северу от Владивостока лежит материк, и плыть из этого порта в направлении Полярной звезды просто невозможно.

Из стихотворения В. Бабешко:

Кариатидами звезд расцвечено мирозданье
И розовый Млечный Путь соединяет века.
Кометы пылят во мгле, заглатывая расстоянье.
Галактикам молодым, почесывая века.

Млечный Путь назван был так потому, что светлой полосой проходит по небу. А у комет, как заметил автор, действительно бывают не только газовые, но и пылевые хвосты.

- Солнце

У Алексея Константиновича Толстого есть такие строки:

По-прежнему сияет правды сила,
Её сомненья боле не затмят;
Неровный круг планета совершила
И к солнцу снова катится назад,
Зима прошла, природа зеленеет,
Луга цветут, весной душистой веет!

("Я вас узнал, святые убежденья...")

Конечно, эллиптическую орбиту нашей планеты можно условно назвать "неровным кругом". Однако смена сезонов года определяется не положением Земли на её орбите, а взаимной ориентацией её радиус-вектора и оси вращения. Ведь в то самое время, когда в северном полушарии наступает весна, в южном, наоборот, вступает в свои права осень!

Перигелий - ближайшую к Солнцу точку своей орбиты - Земля проходит в начале января, и к моменту наступления весны в северном полушарии наша планета не приближается к Солнцу, а удаляется от него!

У Николая Грибачёва в стихотворении "В предосеннем поле" есть такие строки:

Но я припомнил небо над экватором,
Где всё в природе то же день за днём.
Такое ж солнце полное в зените,
В листве бессменной рядом цвет и плод,
Не надо шубы - ситчик в заменителе,
Вода не знает, что такое лёд...

На экваторе Земли Солнце можно наблюдать в зените, но отнюдь не "день за днём". Точно через зенит светило проходит только в дни равноденствий, когда оно пересекает экватор небесный и склонение его равно нулю. В другие дни высота полуденного Солнца над горизонтом изменяется в широких пределах - от 66,5° до 90°.

Планеты

У Николая Гумилёва в стихотворении "CREDO" есть такие строки:

Мне всё открыто в этом мире -
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.

Планету можно отличить от звезды по ровному, без мерцаний, свечению.

В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" рассказывается, как двое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этой планете.

последняя строфа стихотворения звучит так:

Ночь звенела стременами,
Волочились повода,
И Меркурий плыл над нами -
Иностранная звезда.

Меркурий не может быть виден в полночь. Даже при самых благоприятных условиях он виден всего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари.. А также, Меркурий не является звездой, это планета.

Стихотворение Поля Верлена "Благословенный час" в переводе Валерия Брюсова начинается так:

Луна ала на тёмных небесах;
Качается туман; луг холодеет
И спит в дыму; в зелёных тростниках
Лягушка квакает; прохлада реет...

Проснулись совы; то впёред, то прочь,
На тяжких крыльях, лёт бесшумный, мерный
Свершают; у зенита свет неверный,
И, белая, Венера всходит: Ночь!

На самом деле восход Венеры предвещает наступление утра. Если же планета видна вечером, значит, она вскоре зайдёт.

Современный поэт Валерий Хатюшин склонен к философии:

Воронки,
воронки...
На Марсе, на Сатурне, на Луне...
Почему мы решили,
что это кратеры вулканов?
А может быть, это
воронки от разрывов бомб?..

На Луне и на Сатурне вулканических кратеров нет - только ударные.
А на Сатурне нет и не может быть кратеров, т.к. эта планета состоит преимущественно из газов и не имеет видимой твёрдой поверхности.

Поэт Гумилев написал:

На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей.
На Венере, ах, на Венере
На деревьях синие листья.

Ошибка Гумилева в том, что он назвал планету Венеру звездою. Кроме того, температура на Венере достигает примерно 750К, значит никакой формы жизни там не может быть – не может быть деревьев.

- Луна

Стихотворение Константина Бальмонта "Чары месяца" начинается строками:

Между скал, под властью мглы,
Спят усталые орлы.
Ветер в пропасти уснул,
С моря слышен смутный гул.

Там, над бледною водой,
Глянул месяц молодой,
Волны тёмные воззвал,
В море вспыхнул мёртвый вал..,

Вот уж с яркою звездой
Гаснет месяц молодой.
Меркнет жадный свет его,
Исчезает колдовство.

Скучным утром дышит даль,
Старой башне ночи жаль,
Камни серые глядят,
Неподвижен мёртвый взгляд...

В первом фрагменте действительно описан молодой месяц, но чтобы утром "погаснуть" на фоне зари вместе со звёздами, месяц должен быть старым.

Стихотворение Зинаиды Гиппиус "Мудрость" начинается так:

Сошлись чертовки на перекрёстке,
На перекрёстке трех дорог.
Сошлись к полночи, и месяц жёсткий
Висел вверху, кривя свой рог...

Рог молодого месяца заходит задолго до полуночи, а рог старого месяца восходит перед рассветом.

У Маргариты Алигер читаем:

Проходит ночь - от света и до света.
И сутки - от луны и до луны.
Ни на один вопрос мне нет ответа,
а все они тревогою полны...

На самом деле между восходом Луны и следующим её восходом проходит больше суток (в среднем 24 часа 50 минут), поскольку за сутки Луна вследствие орбитального движения смещается среди звёзд на 13о.

Название темы или раздела по астрономии

Солнечная система

Наша Солнечная система!

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце - звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей целый класс!

(Ж. Парамонова)

Строение Солнечной системы

Как плоская истёртая монета,

На трёх китах покоилась планета.

И жгли учёных-умников в кострах, Тех, что твердили «дело не в китах».

(Наум Олев)

Система Земля-Луна

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

Луна

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

(Р. Алдонина)

Лунный зайчик

Когда уходит Солнце спать

За синий лес, за елей рать,

Лишь только зеркальцу Луны

Лучи его видать…

И тысячи подлунных лет

Нам по ночам его привет

Шлёт Зайчик Солнечный с небес,

Рождая лунный свет.

Да вот беда - никто кругом

Свет солнечный не видит в нём,

И, двери заперев ключом,

Уходят люди в дом.

С ним не играет детвора.

Уходят гуси со двора,

И Зайчик бродит, одинок.

Вздыхая до утра.

Ему лишь кроха-соловей

Выводит трели средь ветвей

О беге дней, красе полей,

И о любви своей…

Да речка, волнами блестя,

Его качает, как дитя…

И Зайчик спит счастливым сном

Весь день под шум дождя.

(В. Топоногова)

Стихи о луне

Чёрное небо, и в нём луна
Серпиком тонким повисла.
Вёдро! Ни капельки не прольёт
Жёлтое коромысло.

***
Тёмная скатерть и дыни ломоть.
Манит ароматная мякоть,
Сулит наслажденье душистая плоть, –
Вот бы кусок оттяпать!:-)

***
Ночью слышна мышей возня, –
Что-то покоя лишило их:
Вместо луны глядит на меня
Сырный кусочек в дырочках.

***
Мир засыпает. День погас.
Звёзды по небу рассыпались.
Уютно поскрипывая в поздний час,
Луны колыбелька выкатилась.
(М. Даценко)

Чья Луна?

– Ты слышал – в Киеве Луна
Прекрасна, точно в Риме?
– Она, должно быть, не Луна,
Хоть носит это имя.

А может, в Киеве видна
Сестра Луны, а не Луна?..

Луна в ответ сказала так:
– Да что я вам, ночной колпак?
Нет, я для всех сияю.
До рубежей мне дела нет.
Дарю Парижу ясный свет,
Каиру и Шанхаю,

Гляжу на Кубу и Тунис,
И мне в пути не надо виз!
(Джанни Родари, перевод С. Маршака)

Естественный спутник Земли - Луна

Ну а спутница Луна
Круглолица и бледна.
Но, пока с Землей вращается,
Диск ее перемещается.
Потому мы видим в ночь
(толь сестра Земли, толь дочь)
В разных фазах появляется,
А народ ей улыбается:
«То блином, а то серпом!
Может спрятаться потом!
И появится опять
Ночь на небе сиять!»

Она ведь не просто на небе сияет,
Луна всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны.
В лунных «морях» нет ни капли воды,
Всюду видны разрушенья следы,
Кратеры, цирки - огромные ямы,
И атмосферы она не имеет.
Жизни там нет! Все об этом жалеют!

«Лунатиков» нет на Луне. Очень жаль!
Мчится ракета в безбрежную даль.
К Марсу теперь свой направим полет,
Глядишь, с «марсианами» нам повезет!

(Ж. Парамонова)

Общие сведения о Солнце

Для того, чья могучая мысль поспевает за Солнцем, весь день - утро.

(Генри Торо)

Что такое Солнце

Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.

(А. Еськова)

Откуда солнышко идёт…

Откуда солнышко идёт
Когда мы спим в кроватках?
Откуда солнышко плывёт
По небу без оглядки?
Быть может, у него есть дом
И там стоит кроватка
Хотя гуляет солнце днём
А ночью спит в ней сладко
К нему в тот дом приходят сны
В снах речка в травах вьётся
Который день всё ждёт весны
А солнце не проснётся
А солнце ленится зимой
Вставать как я с постели
Расшевелят его покой
Сосульки и капели

(С. Карпеев )

Зачем, под вечер, солнышко…

Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!

(Н. Родивилина)

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни как вода кипят,

Горящи там дожди шумят.

(Михаил Ломоносов)

Физическая природа звезд

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся…

(«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Эволюция Вселенной

Все изменяется, ничто не исчезает.

Планеты Солнечной системы

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)

Какие светила называются планетами?

На небе есть звёзды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звёзд.

И звёзды ль они? - Нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда -

Совсем не звезда, а планета она!

Планеты, в отличье от звёзд, холодны -

Не светят, лишь свет отражают, увы!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности - вот в чём секрет.

Изучим планеты - поищем ответ.

(Т. Тверитинова)

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Р. Алдонина)

Планета Сатурн

Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна - загадка природы -
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца - боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.

(Ж. Парамонова)

Планета Юпитер

Юпитер - царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит -
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.

А на груди его
Есть «красное пятно».
Откуда появилось?
Пока не решено!
А если б мы с тобойПри использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

  • Приложение уравнения Абеля первого рода к решению уравнений Фридмана

    Исследуется остававшаяся ранее неизвестной связь между уравнениями Эйнштейна Фридмана для вселенной, заполненной скалярным полем, и специального вида уравнением Абеля первого рода в частности, показывается, как из общего решения вышеупомянутого уравнения Абеля строится общее решение...

    2010 / Юров В. А.
  • Об отношении экспериментов Н. А. Козырева к проблеме времени

    В статье дается анализ экспериментов, проведенных Н. А. Козыревым, с позиций понятия времени. В современной литературе особо стоит вопрос о трактовке времени этим выдающимся астрономом. Этот вопрос следует разделить на два. Во-первых, вопрос об экспериментах, которые он провел во-вторых, о выводах, ...

    2008 / Антошкина Е. А.
  • Моделирование измерений тепловых ионов Н+ на заряженном спутнике с учетом температурной анизотропии

    Рассмотрена модель масс-спектрометрических измерений тепловых ионосферных ионов на заряженном спутнике с характеристиками масс-спектрометра «Гиперболоид», установленного на спутнике «Интербол-2». Показано, что при наличии анизотропии ионных температур угловая функция распределения ионов существенно...

    2009 / Зинин Л. В.
  • Generalized Evans function for continuous spectrum

    The task is to define a function EH(λ), such that if {} are the points of the continuous spectrum of operator H and, then EH(λ) is defined and is non-zero.

    2011 / Yurov Valerian
  • Информационные технологии в преподавании астрономии

    В статье рассматриваются основные направления использования информационных технологий в астрономической подготовке будущего учителя физики. Особое внимание уделяется профессиональной направленности курса астрономии в педагогическом вузе. The basic directions of information technologies usage in...

    2008 / Емец Наталья Петровна
  • Об использовании динамических уравнений Пфаффа в методе преобразований Ли

    Рассматривается возможность использования динамических уравнений Пфаффа в методе преобразований Ли. Приводится пример использования данного подхода в методе усреднения уравнений движения возмущенной задачи двух тел. Обсуждается эффективность использования такого алгоритма в теории возмущений, когда...

    2011 / Бороненко Т. С.
  • Walter Burkert. Astronomy and Pythagoreanism

    2011 / Afonasina A.
  • Гемин. Введение в явления. Предисловие, перевод, комментарий

    A commented Russian translation of the Introduction to the Phenomena (Elementa astronomiae, Е.убгщг. е.т ф. Цбйньменб) by the Greek mathematician and astronomer Geminпs of Rhodes (Гем.нпт..ьдйпт, fl. c. 70 BC). This introductory astronomy book, based on the works of earlier astronomers such as...

    2011 / Sсhetnikov Andrey
  • Методологическое значение исследований содержания земного и космического вещества в растительном пищевом сырье

    The soil is traditionally considered as a main source of microelements in the plants, but it is established, that vegetative cover accumulates the considerable part of the fallen dust out of atmosphere, that is why along with the mechanical hold-up of the aerosols by leaves of the plants It is...

    2003 / Гладышев В. П., Ковалёва С. В., Нуриахметова Н. Р.
  • Вальтер Буркерт. Астрономия и пифагореизм

    Перевод главы об астрономии из знаменитой книги Вальтера Буркерта, посвященной античному пифагореизму, подготовлен для участников международного научно-образовательного проекта "ƒƒƒƒƒ. Теоретические основания искусства, науки и технологии в греко-римском мире (Новосибирск). Глава состоит из...

    2011 / Afonasina Anna
  • Использование модифицированных переменных Хилла в методе усреднения.

    Вводятся модифицированные канонические переменные Хилла: v, G, H; r, g, h, где r длина радиусвектора; v = dr / dt; G= aμ(1−e2) и H = G cos i переменные Делоне; g = ω аргумент...

    2011 / Boronenko Tatyana Stepanovna
  • Постньютоновские орбитальные эффекты в движении близких спутников Юпитера

    In the present paper the possibility of measuring general relativistic effects on the orbits of the inner Jupiters satellites are discussed. We consider for Amalthea J5 the question if the PN components of orbital precession can be isolated from the far larger Newtonian precession. The results of...

    2012 / Boronenko T. S.
  • Астрономия как область взаимодействия науки и религии

    В статье рассматривается трехсотлетняя история взаимодействия естествознания и христианства с позиции преодоления конфликтов в области астрономии.

    2011 / Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна
  • Анализ кривых блеска и кривой лучевых скоростей экстремальной звезды HD 108 в модели затменной двойной системы

    Приведены результаты фотометрических и спектральных наблюдений "убегающей" Ofp звезды HD 108. Обнаружена периодическая переменность блеска в фильтре V с периодом 94d,3. Выполнен совместный анализ B, V, и Rкривых блеска и кривой лучевых скоростей. Предполагается, что HD 108 является затменной...

    2005 / Баранников А. А.
  • Современный взгляд на происхождение «Убегающих» ОВ-звезд

    Приводятся результаты новейших космических и наземных наблюдений «убегающих» ОВ-звезд. Обсуждается состояние проблемы происхождения этого класса объектов. На основе современных астрофизических наблюдений можно утверждать, что во Вселенной реализуются два основных физических сценария происхождения...

    2005 / Баранников А. А.
  • Однопараметрическая модель системы шпуров

    Регулярное расположение радиопетель на небе и их угловые размеры описываются одним уравнением с единственным параметром 2π/к. Для петель I IV к принимает значения 3, 4, 6 и 9 с относительной точностью в несколько процентов, определяемой среднеквадратичными ошибками наблюдений. Форма параметра...

    2010 / Шацова Рахиль Борисовна, Анисимова Галина Борисовна

МБОУ «Гимназия № 79»

Научно-практическая конференция

Астероидно-кометная опасность

Информационный проект по астрономии

Выполнили:

ученицы 8Б класса

Шишкалова Карина

Варламова Людмила

Руководитель :

учитель физики

Каптелова Н.В.

Барнаул, 2016

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………с. 3

2.Что такое АКО? …………………………………………………………….с.3

3. Что же падает на Землю из космоса?...........................................................с.5

4.От чего зависит разрушительный результат столкновения

метеорного тела с Землёй?............................................................................с.7

5. Ударные кратеры как свидетельства грандиозных

столкновений Земли с космическими телами……………………………с.8

6. Современное решение проблемы АКО………………………………….с.13

7. Самые опасные астероиды……………………………………………….с.14

8. Как предотвратить столкновение с астероидами:

любопытные способы борьбы……………………………………………...с.16

9. Оригинальные способы использования опасных астероидов………….с.21

10 Заключение……………………………………………………………….с.22

11.Источники информации………………………………………………….с.23

Введение

Актуальность темы

Одной из самых страшных катастроф для жителей Земли, вероятно, является падение метеорита. Некоторые из космических тел, которые падали на нашу планету в незапамятные времена, были настолько огромными, что вызывали смертельные волны цунами, страшные землетрясения и убивали все живое. Кратеры, которые остались после этих страшных катастроф – всего лишь напоминание землянам о том, что не исключено, что такое может повториться снова.

Актуальность проблемы астероидной опасности после падения Чебаркульского метеорита 15 февраля 2013 года стала очевидной. Несмотря на неприятности, связанные с этим небольшим метеоритом (размер 15–17 м, масса около 10 тыс. т), мы должны быть благодарны ему, так как он выполнил свою просветительскую миссию: население планеты стало свидетелем этого события и через его последствия осознало угрозу астероидной опасности. Если не сумеем воспользоваться таким наглядным предупреждением, то не будет оправдания нашей беспечности в осознании астероидной опасности.

В наше время решение проблемы астероидно-кометной опасности (АКО) уже рассматривается как одна из важных практических задач, стоящих перед человечеством.

Цель работы

Выяснить, способно ли человечество защитить нашу планету от АКО?

Задачи

    Выяснить, в чём заключается сущность АКО?

    Выяснить, существуют ли способы защиты Земли от АКО?

    Подготовить информационный материал для аудитории, интересующейся данной проблемой.

Что такое АКО?

Сначала на горизонте появится огненный шар диаметром почти в километр. Здания, деревья, трава, одежда людей в непосредственной близости от него вспыхнут как спички. Немногие уцелевшие в первые мгновения катастрофы получат ожоги третьей степени и выше, но вряд ли они успеют почувствовать боль. Затем над Землей пронесется чудовищной силы ветер (792 метра в секунду), сопровождаемый землетрясением мощностью 6,5 балла по шкале Рихтера, и Тюмень, если она окажется в эпицентре взрыва, перестанет существовать.
Впрочем, на ее месте может оказаться какой-нибудь другой российский город, расположенный за Уралом. Не исключено, конечно, что России в очередной раз повезет и эта жуткая участь постигнет латиноамериканские города где-нибудь в Никарагуа... Нет, это не сценарий очередного голливудского фильма ужасов, а события, которые имеют все шансы стать реальностью через четверть века! К Земле летит громадный астероид, названный по имени древнеегипетского бога тьмы Апофиса. Удастся ли предотвратить столкновение?

Астероидно-кометная опасность (АКО) - столкновения Земли с космическими телами.

Падение относительно крупных тел на планеты Солнечной системы – процесс, далёкий от завершения, о чём свидетельствуют падение в 1994 г. кометы Шумейкера–Леви 9 на Юпитер.

Тунгусская катастрофа случилась 30 июня 1908 г. в труднодоступном и весьма малонаселённом районе Сибири, но стала серьёзным предупреждением для жителей всей планеты. Тунгусский метеорит (Тунгусский феномен) - космическое тело неизвестного происхождения, скорее всего, часть кометы, послужившее причиной воздушного взрыва в районе реки Подкаменная Тунгуска, упал неподалеку от села Ванавара (Красноярский край, РФ). Мощность взрыва оценивается от 40 до 50 миллионов тонн тротила, что соответствует энергии самой мощной водородной бомбы, испытанной человечеством. Мощный взрыв на высоте около 6–8 км привёл к вывалу леса (примерно 80 млн. деревьев) на территории более 2 тыс. км 2 .

15 февраля 2013 года небольшой астероид взорвался в атмосфере над российским Челябинском. Специалисты изучили снимки, переданные с метеоспутника «Meteosat-10» и пришли к выводу, что метеорит весил порядка 7 тыс. тонн, его диаметр был равен 15 метрам. Скорость космического пришельца по направлению к Земле была примерно 53 тыс. км/час, а в ее атмосферу он ворвался со скоростью до 18 км/сек. Эксперты NASA вычислили мощность взрыва - почти триста килотонн (для сравнения: мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму - в 20 раз скромнее).

Впервые космическое тело упало на населенные пункты и социальную инфраструктуру. Наибольшие разрушения от взрывной волны были зафиксированы в Челябинской области. Самые большие разрушения имели место в городах Челябинске, Коркино, Копейске. Полоса поражения от ударной волны составила около 130 км в длину и 50 км в ширину.

Наибольший ущерб нанесен двум десяткам населенных пунктов, оказавшихся в так называемом метеоритном следе. Зафиксировано разрушение наружного остекления свыше 7 тыс. зданий, из них: более 6 тыс. жилых домов, более тысячи образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения. За медицинской помощью обратилось 1613 человек, госпитализировано 38 человек. Большинство из них пострадало от выбитых стёкол. Двое пострадавших были помещены в реанимацию.

Возможно, довольно много астероидов подобного размера упало на Землю, но большинство из них не пролетали над большими городами, падая в океаны или в малонаселенных регионах.

Что же падает на Землю из космоса?

Метеор - небесное тело, пролетающее атмосферу Земли и оставляющее в атмосфере яркий светящийся след (не зависимо от того, пролетит ли оно по касательной к поверхности Земли, сгорит ли в атмосфере, или упадет на Землю), если оно не ярче 4-й звёздной величины. В противном случае (ярче или заметны угловые размеры тела) - это болид.

Метеорное тело - космическое тело до падения, классифицируется по астрономическим признакам, например, это может быть метеороид , или комета , или астероид , или их осколки, или другие метеорные тела. Аналогичные падению метеорита явления на других планетах и небесных телах обычно называются просто столкновениями между небесными телами.

Кометы являются одними из самых эффектных тел в Солнечной системе. Это своеобразные космические айсберги, состоящие из замороженных газов сложного химического состава, водяного льда и тугоплавкого минерального вещества в виде пыли и более крупных фрагментов. Ежегодно открывают 5-7 новых комет и, довольно часто, один раз в 2-3 года вблизи Земли и Солнца проходит яркая комета с большим хвостом. Кометы - тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов, обычно со светлым сгустком-ядром в центре и хвостом.

Практически вся масса вещества кометы заключена в ее ядре. Массы ядер комет, вероятно, находятся в пределах от нескольких тонн (мини-кометы) до 10 11 -10 12 т. Орбиты комет скрещиваются с орбитами планет, поэтому изредка должны происходить столкновения комет с планетами. Часть кратеров на Луне, Меркурии, Марсе и других телах образовались в результате ударов ядер комет.

Астероиды - это твердые каменистые тела, которые подобно планетам движутся по околосолнечным эллиптическим орбитам.

Метеорное тело входит в атмосферу Земли на скорости около 11-25 км/сек. На такой скорости начинается разогрев и свечение вошедшего в атмосферу тела. За счет абляции (обгорания и сдувания набегающим потоком частиц вещества метеорного тела) масса, долетевшая до земли, может быть меньше, а в некоторых случаях значительно меньше той массы, что вошла в атмосферу. Так, например, тело, вошедшее в атмосферу Земли на скорости 25 км/с и более - сгорает почти без остатка, из десятков и сотен тонн начальной массы, при такой скорости вхождения, до земли долетает всего несколько килограмм вещества, или даже несколько грамм. Следы сгорания метеорного тела в атмосфере можно найти на протяжении почти всей траектории его падения.

Если метеорное тело не сгорело в атмосфере, то по мере торможения метеорит теряет горизонтальную составляющую скорости, что приводит к траектории падения часто почти горизонтальной вначале (при входе в атмосферу) и почти вертикальной (почти отвесной) в конце. По мере торможения свечение метеорита падает, метеорит остывает (часто свидетельствуют, что метеорит был при падении теплый, но не горячий). Кроме того, может произойти разрушение метеорного тела на фрагменты, что приводит к выпадению метеоритного дождя.