Заключительное слово учителя. Работа над лексикой

Урок русского языка в 6 классе (развитие речи)

подготовила и провела учитель I кв. категории

Барахова Татьяна Сергеевна

Тема:

Цель:

    познакомить учащихся с особенностями написания рассказа на основе услышанного;

    развивать аналитическое мышление, ОУУН, творческие способности, грамотную речь, учащихся;

    воспитывать навыки коллективного труда, уважение к поколению ветеранов.

Ход урока

    Оргмомент

Эпиграфом к уроку послужила пословица, прочитаем её и выясним смысл.

В умной беседе быть –

Ума прикупить,

А в глупой –

И свой потерять.

Каков смысл данной пословицы?

Сегодня на уроке у нас будет проходить очень «умная» беседа, в которой, у вас есть возможность прикупить ума.

    Организационный

Для того чтобы работа была плодотворной, вы разделились на три группы – команды, поэтому сейчас предлагаю каждой команде дать себе «имя», связанное с тематикой уроков русского языка, и выбрать капитана.

Итак, какое имя дали себе члены первой группы? Кого выбрали капитаном?

Вторая?

Третья?

    Сообщение темы урока, постановка проблемы

Вижу, что команды готовы, поэтому, думаю, пришло время сообщить тему урока. А звучит она так:

Рассказ на основе услышанного.

Беседа:

Скажите, а что такое р а с с к а з?

(- это повествовательное произведение, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя).

Какие элементы входят в композицию рассказа?

(экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка – эпилог).

На какие части можно разделить рассказ? (вступл. – основн. часть – заключ.)

А приходилось ли вам встречаться с рассказами на основе услышанного? Знаком ли вам этот вид работы? (Нет)

Давайте предположим, с какими трудностями можно столкнуться при написании рассказов такого вида?

Может кто-нибудь может сформулировать проблему, которая возникает перед нами?

Проблема:

    Незнание особенностей создания рассказов на основе услышанного.

Данная проблема может быть как личной, так и общей. Личная – это проблема одного человека, а общая – проблема многих.

Скажите, а какая у нас определилась проблема личная или общая?

Проблемы можно решать различными способами.

Какими, как вы думаете? (Посмотреть ответ на вопрос в справочнике, словаре, Интернете, спросить у взрослого и т.д.)

Да, конечно, все верно, но есть еще один эффективный способ решения проблемы – это создание проекта. Именно этому мы и будем сегодня учиться!

В результате проделанной работы у вас должна получиться собственная памятка-рекомендация

На своих столах вы видите образцы некоторых памяток, которые могут понадобиться в процессе работы, также там имеется и план-задание, которому вы должны следовать и обязательно выполнить (Приложение).

Чтобы было проще освоить учебный материал, предлагаю определенный алгоритм (последовательность действий) работы:

    Прочитайте внимательно план-задание.

    Рассмотрите имеющиеся на столах памятки.

    Изучите лингвистический текст о рассказах на основе услышанного.

    Выделите главное из этого текста, подберите материал для памятки.

    Подготовьтесь к защите своей работы.

    Выступите с полученной информацией.

Помните о рациональном использовании времени! Распределите между собой виды работ – это позволит сократить время.

Желаю удачи!!!

    Самостоятельная коллективная работа учащихся

В тексте вам встретилось понятие слушатель и рассказчик, скажите кто из них кто?

Задание первой группе:

    Каковы особенности написания вводной части?

    Найдите вводную часть в рассказе «Военное детство».

    Что мы узнали о рассказчике истории в приведенной вами вводной части?

    Подтверждается ли в примере полученная вами из лингвистического текста информация?

Задание второй группе:

    Прочитайте лингвистический текст.

    Каковы особенности написания основной части?

    Найдите в рассказе «Военное детство» основную часть.

    Как ведется повествование в основной части?

Задание третьей группе:

    Прочитайте лингвистический текст.

    Каковы особенности написания заключения?

    Найдите в рассказе «Военное детство» заключительную часть.

    Подтверждается ли в примере информация, полученная вами из лингвистического текста?

    Выступления учащихся

Спасибо за выступления.

VI . Обобщение

А сейчас нам осталось обобщить информацию, полученную каждой группой в результате самостоятельной коллективной работы, в единое целое. Сделав это, мы и получим памятку-рекомендацию «Особенности написания рассказа на основе услышанного » как результат, продукт проекта.

Кто желает сделать это?

    Домашнее задание

Дома, пользуясь полученной памяткой, напишите рассказ на основе услышанного. Темой данного рассказа пусть будет история из вашего детства, рассказанная вам мамой.

Итог урока

Прикупили ли вы сегодня себе ума в нашей «умной» беседе?

Приложение

Лингвистический текст

Рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения, так как необходимо подготовить читателя к восприятию рассказа, т.е. предварительно пояснить в нем такие детали, без знания которых понять рассказ невозможно.

Введение должно вызвать интерес читателя ко всему рассказу, объяснив где? когда? и как? автор узнал о том, что произошло с героем рассказа.

Основная часть рассказа включает в себя следующие композиционные элементы: завязку, развитие действия, кульминацию, спад действия и развязку, возможен эпилог. Все эти элементы подробно повествуют нам о том, какой же рассказ услышал автор. Здесь важно не исказить информацию, услышанную от рассказчика, постараться передать ее как можно точнее.

Заключительная часть сообщает читателю о впечатлениях слушателя, т.е. человека, пишущего рассказ, его пожеланиях рассказчику.

Повествование в рассказах на основе услышанного обычно ведется от 3 лица, но автор может излагать материал и от 1 лица, такое повествование оживляет рассказ, позволяет охарактеризовать рассказчика через его речь (прямую речь).

Как работать над рассказом

    Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.

    Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.

    Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.

    Повторите схему композиции рассказа.

    Конкретизируя схему композиции рассказа, составьте план. Укажите в нем вступление, завязку, кульминацию, развязку, заключение.

    Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.

    Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.

    Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как готовиться к устному высказыванию

    Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

    Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т.д.).

    Соберите или отберите необходимый материал.

    Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).

    Составьте план.

    Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.

Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания.

Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

    Расскажите о рассказчике.

    Охарактеризуйте его.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

    1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.

      Расскажите о рассказчике.

      Охарактеризуйте его.

      Передайте подробно услышанную историю.

5. Постарайтесь не исказить полученную информацию.

6. Выскажите свое впечатление от услышанного.

7. Пожелайте что-нибудь рассказчику.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

    1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.

      Расскажите о рассказчике.

      Охарактеризуйте его.

      Передайте подробно услышанную историю.

      Постарайтесь не исказить полученную информацию.

      Выскажите свое впечатление от услышанного.

      Пожелайте что-нибудь рассказчику.

«Особенности написания рассказа на основе услышанного»

1. Напишите, при каких обстоятельствах вы услышали рассказываемую вами историю.

    Расскажите о рассказчике.

    Охарактеризуйте его.

    Передайте подробно услышанную историю.

    Постарайтесь не исказить полученную информацию.

    Выскажите свое впечатление от услышанного.

    Пожелайте что-нибудь рассказчику.

«Военное детство»

Мою бабушку зовут Полина Ивановна Алексеева, она родилась в деревне Ярцево Красноярского края. Сейчас ей 75 лет. Сколько она пережила за свою жизнь! Самые страшные события - трагическая смерть отца и ранняя гибель мужа. Но особенно поражают рассказы бабушки о военных и послевоенных годах. Я не могу даже представить, как можно такое пережить и как можно выжить в таких условиях! В семье было 3 детей. Перед войной бабушкин папа был рыбаком и промышлял пушниной, этим он кормил свою семью. Но после его смерти жена и трое детей остались и без жилья, и без пропитания. Самой вкусной едой были лепешки, которые мама стряпала из очистков картошки и отходов от зерен, тайком подобранных детьми на полях. Еще питались травой-лебедой, полевым хвощом: варили из них похлебку и растирали в кашу. Уже в 42 году бабушке пришлось зарабатывать на хлеб. Семилетней пацанкой она бегала лесом в другую деревню, где ее взяли нянькой для грудного ребенка. Отец малыша был председателем колхоза, поэтому семья жила в достатке, и маленькую няньку кормили картошкой и хлебом. А по окончании работы ей подарили отрезы льна и ситца, которые потом были проданы. На эти деньги семья смогла купить плохонькое, но свое жилье – «засыпушку». Позже бабушка стала работать на станке. Он стоял на воздухе и был накрыт только тентом. Летом, чтобы защитить от дождя, зимой – от снега. Зимы были суровые, холодные. Мороз доходил до 50 градусов. Но рабочим разрешалось заходить в каморку только на несколько минут, ведь останавливать станок было нельзя: в мороз его уже не завести. У рабочих был обморожены руки, лица, но никто не сказал: «Не могу больше». Такое было время, всем было трудно. На всю жизнь бабушке запомнилось, как 9 мая 1945 года в класс зашел директор школы и сказал: «Идите домой и наденьте самое лучшее, потому что закончилась война. Мы победили!» Все дети побежали домой. У бабушки на двоих с сестрой был красивый красный платок. Она повязала его и побежала в школу радоваться вместе со всеми. Я восхищаюсь своей бабушкой! Она пережила столько бед и несчастий, одна воспитала девятерых детей. Сейчас бабуля плохо видит, тяжело передвигается, часто болеет. Но все равно многие говорят, что она очень красивая, хотя старенькая и вся в морщинах. А когда я гляжу на фотографии молодой бабушки, то восхищаюсь ее красотой: черные глаза, брови соболиные, длинные черные волосы, заплетенные в косу. Моя бабушка – оптимистка. Вспоминая свою жизнь, всегда и во всем видит хорошее, светлое. Говорит, что люди в трудные времена были «изработанные, но добрые и веселые». Жили дружно, «горевали и гуляли всей деревней». Возможно, именно это и позволило нашему народу выжить в страшные годы войны.

Крутяк! 2

В сочинении мальчик рассказывает историю про загадочную девочку, которую рассказала ему бабушка.

В один из выходных мы всей семьей поехали на дачу. К вечеру начался сильный ливень и пришлось прервать все работы по саду и укрыться в домике. Бабушка принялась вязать очередную пару носок, папа с мамой стали разгадывать кроссворды. Мы с сестрой молча наблюдали за ними.

Вдруг, бабушка прервала молчание и рассказала нам одну интересную историю, которая приключилась с ней в молодости. Она мне очень запомнилась и именно о ней я бы хотел рассказать.

На летние каникулы мою бабушку часто отправляли в деревню к родственникам. Там она каталась на лошадях, купалась в теплой речке, загорала и общалась со сверстниками. По вечерам они собирались большой компанией, жгли костер и рассказывали друг другу различные истории. На такие посиделки приходила одна скромная девочка по имени Агапка. Она особо ни с кем не общалась, садилась подальше от костра и просто наблюдала за всеми, слушала страшные истории.

Выглядела Агапка довольно странно. У нее были длинные черные волосы, большие карие глаза и бледный цвет лица. Она всегда была одета в одно и тоже темное длинное платье и ходила босиком.

В деревне на это никто не обращал внимание. Мальчишки постоянно подшучивали над ней, но почему-то боялись подойти поближе. На речку девочка никогда не ходила купаться, выходила из дома только вечером, чтобы посидеть у костра. В один из вечеров, ребята решили сходить искупаться в реке. Агапка, услышав подобное предложение, встала и направилась в сторону дома. Ее остановила моя бабушка и позвала с собой, но она отказалась, хотя по взгляду было видно, что очень хочет пойти. Ребята решили отправиться на утес, который находился примерно в километре от деревни.

И вот, все дружно направлялись по песчаной дороге. Путь детей преградило огромное колесо, которое само по себе катилось по дороге. Оно пыталось сбить с ног всю детвору, затем куда-то исчезло, но через несколько минут вновь появилось. Мальчишки пытались поймать его, но оно вырывалось. Один из парнишек взял толстую палку и стал бить ей по колесу. Оно завертелось и все услышали громкий визг. Вся компания ринулась в сторону дома.

В следующий вечер, несмотря на страх, дети вновь собрались у костра. Однако никто не обнаружил Агапку, ее место пустовало. Девочки решили зайти за ней, чтобы рассказать странную историю, которая приключилась с ними по дороге на утес. Но мама Агапки сказала, что она заболела и не сможет выйти на улицу. Тогда озорные мальчишки заглянули в окно и увидели, как местная знахарка обрабатывает синяки и ссадины на спине девочки.

Кто такая Агапка? Может это просто совпадение? Я до сих пор задумываюсь над этими вопросами. Но уверен, что в наше время таких Агапок уже не существует, потому что лично сам ни одну не встречал.

Еще больше сочинений на тему: «Рассказ на основе услышанного»:

Но совсем недавно Иван Петрович рассказал нам с Соней, что служил в легендарной бригаде капитана Флерова. В ее распоряжении находились знаменитые на весь мир «катюши», во время войны наводившие ужас на фашистов. Иван Петрович был командиром одной из этих машин. Дедушка моей подруги рассказал нам, что в октябре 1941 года он, вместе со своей бригадой, попал в окружение немцев под Москвой. Их командир, Иван Андреевич Флеров, дал приказ – во что бы то ни стало пробиваться к своим, пожертвовать жизнью, но не попасть в лапы к врагу. Ведь в противном случае фашистам достанутся «катюши» - мощнейшее оружие, которое они направят против русских!

По словам Ивана Петровича, он и его товарищи 150 км пробирались в тылу врага, и с каждым метром крепла надежда, что скоро уже они увидят своих. «Но, видно, не судьба!» - горько вздохнул во время своего рассказа бывший солдат. Внезапно у машин закончилось горючее – шансы на прорыв к своим исчезли.

Тогда капитан бригады дал страшный, но необходимый приказ – зарядить все «катюши» остатками топлива и дать последний бой немцам. А те машины, которые останутся пустыми, взорвать. Так и случилось. В ночь на 7 октября 1941 года под деревней Богатырь команда капитана Флерова дала свой последний бой. Иван Петрович рассказывал, что все солдаты мужественно выполняли приказ командира, вели себя очень достойно. Пока одни уничтожали немцев, другие взрывали «катюши», погибая при этом сами.

Взорвал себя и командир батареи. Получив тяжелое ранение, он решил уйти из жизни, уничтожив головную пусковую установку. Иван Петрович и еще несколько солдат чудом смогли спастись. Они прорвались сквозь кольцо немцев и попали к своим, где рассказали о подвиге своих товарищей. Однако, как с негодованием заметил Гурвич, достойно оценить его смогли лишь много лет спустя, когда присвоили Флерову звание Героя Российской Федерации.

Вспоминая эти давние события, Иван Петрович не скрывал своих слез. И сказал, что такое не забывается. И в этом я полностью с ним согласна. События тех страшных дней должны помнить все поколения россиян, чтобы быть благодарным тем солдатам, чтобы никогда не повторять тех ошибок.

Источник: www.litra.ru

Моя мама часто вспоминала о своем детстве и юности. Мы сейчас живем в морозной Сибири. А в годы ее детства мама жила в солнечной Киргизии. Мне всегда интересно слушать ее рассказы о природе этой страны. Я представляю себе горы, покрытые снегом, лес на их склонах.

Однажды мама рассказала о приблудившейся к ним в дом собаке. Откуда она пришла еще небольшим щенком, никто не знает. Ее так и прозвали Найда, то есть найденная. Моя бабушка сначала пыталась выгнать собаку. У них уже была своя, и еще одну они держать не собирались. Но Найда не уходила. Бабушка сжалилась над ней и оставила жить во дворе. Найда выросла в небольшую собаку. Но у нее была одна особенность – она не давала маме и ее братьям подойти к воде.

За селом, где жила мамина семья, был небольшой водоем. Туда ходили купаться все местные ребятишки. Лето в Киргизии жаркое, купаться и мама, и ее братья, то есть мои дяди, очень любили. Поэтому, сделав все дела по дому, они бежали к водоему. Однажды Найда увязалась вместе с ними. Когда ребята подошли к воде, Найда стала бегать по краю у самой воды и не пускала ни маму, ни ее братьев забежать в воду. Им стоило большого труда запрыгнуть в водоем. В это время все остальные спокойно вошли в воду и плавали. А вот своих хозяев собака никак не хотела пускать поплавать.

Когда мама забежала в прохладу водоема, Найда была занята тем, что пыталась удержать на берегу дядю Петю. Но, увидев маму в воде, она тут же кинулась за ней. Догнала ее и стала хватать за руки. Поймав маму за руку, она потащила ее к берегу. Мама засмеялась, вырвала руку и снова поплыла на середину. Но Найда стала хватать ее за волосы, за уши, за все, за что можно держать и тащить.

Так и бегала она всегда с ними купаться, и всегда повторялась одна и та же история. Но однажды за мамой увязался соседский мальчишка, приехавший в гости из города. Он плавал плохо. Мама играла с Найдой, пытаясь обмануть ее, и уплывала все дальше. Она глянула на Вовку. Тот барахтался на середине водоема. Сначала мама не обратила внимания. Но страшная догадка тут же заставила ее повернуть голову. Вовка уходил под воду, выныривал и снова погружался. А поблизости, кроме собаки, никого не было. В ужасе мама закричала собаке:

Найда, спасай!

Умная собака посмотрела туда, куда был направлен мамин взгляд. Через минуту она была уже возле Вовки, схватила уходящего под воду мальчишку за волосы и потащила к берегу. Мама подплыла к ним. Вдвоем с собакой они вытащили Вовку на берег. Он еще не успел наглотаться воды. Лишь обнимал Найду. С тех пор она стала героем. Все соседи старались оказать ей знаки внимания. А Вовка подарил красивый ошейник.

Источник: trostencova.ru

Растет возле дома бабушки большой куст калины. Хата будто спряталась в тени куста - такая величественная и пышная выросла калина. Осенью склоняет она свои кисти наземь, будто просится у руки: возьми меня. Я любуюсь ее красными ягодами и припоминаю услышанное от старых людей.

Было это очень давно, еще тогда, когда на широкие украинские степи часто налетали турецкие захватчики и орды татарские. Завоеватели были чрезвычайно жестоки, и после их набега горели дома, плакали матери, дети, просили защиты старые и немощные люди, пустошью на долгие года становилась земля. Имели враги каменное и безжалостное сердце: они рубили всех своими кривыми саблями. Проливалась кровь, лились слезы, стон и детский плач стелился по украинской земле и поднимался к самому небу.

Но не всех убивали поработители. Молодых девушек и ребят забирали в плен и гнали в далекую и неизвестную страну. Ребят превращали в бездушных янычар, а девушек продавали на невольничьем рынке в рабство.

В одном селе росла и расцветала чрезвычайно красивая и трудолюбивая девушка. Однажды, когда на село напали татары, мужественная и очень красивая девушка, обманув врагов, завела их в непроходимые чащи - якобы вывести на дорогую. И завела она их в такую трущобу, непроходимые болота, что они все там погибли. Хан велел казнить девушку, и верные его слуги выполнили приказ. Полилась горячая кровь, и где та кровь на землю упала - калиной стала.

Говорят, что именно из того времени ягоды калины стали похожими на капельки крови, а семена ягодок - на сердце. Вот какая легенда связана с калиной, вот почему эти ягоды так уважают в Украине.

Я любуюсь калиной, которая протягивает мне свои кисти, будто передает приветствие из далекого прошлого.

Моя мама очень сильно любит ходить в леса, особенно в сосновые или же березовые. И каждый год мы выезжаем в какое – нибудь новое место, чтобы прогуляться по лесу. Родители говорят, что это полезно для здоровья, так как в большом городе много грязи, а эта грязь вредит здоровью человека.

Из услышанного я понял, что лес обладает силой очищать организм человека. Но что как-то раз я увидел маму обнимающую ствол дерева и что – то говорящему ему. Деревья что, живые? – подумал я. Об этом я решил спросить свою маму. На что мама ответила, что они живые и могут впитать в себя весь негатив, который скопился внутри человека, деревьям можно доверять свою злобу. В этот момент мне стало грустно, потому что люди идут в лес только для того, чтобы сделать себе хорошо: очистить организм, избавиться от того, что гнетет тебя долгое время, а лесу взамен ничего не отдает. Я решил, что буду общаться с лесом, и буду помогать ему тоже, как и он мне. Теперь как только мы приезжаем в лес, я нахожу свое любимое дерево, которое хранит мои тайны, рассказываю все то, что накопилось внутри меня, а после поливаю его водой, чтобы он еще долго пожил.

Мне нравится общаться с моим деревом, внутри сразу возникает такое ощущение, что оно понимает меня, умеет слушать. Мне кажется он стал для меня настоящим другом, а я для него. Все-таки лес загадочное место, здесь человек может быть самим собой. Мне очень нравится, что я могу пообщаться в лесу со своей семьей, потому что они не заняты работой как обычно, мы проводим много времени вместе, поем песни, рассказываем друг другу все то, что произошло за это время, смеемся.

Лес действительно сближает людей, потому что человек освобождается от всех забот, и на его лице уже нет унылой улыбки и грустных глаз, а наоборот губы сами начинают улыбаться, а в глазах загорается огонек.

6 класс, 7 класс

Несколько интересных сочинений

    Книги – это то, что окружает нас почти с рождения. Пока мы крохотные младенцы, нам читают колыбельные песенки, когда мы подрастаем, родители читают сказки на ночь, а после каждый из нас сам готов взять книжку в руки

  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс

    «Лесная прохлада» - очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца

  • Грабарь И.Э.

    Родился в Будапеште в семье депутата. Впоследствии семья переезжает в Россию. В Москве получил юридическое образование и, одновременно же с ним историко-филологическое в период с 1889 по 1895 годы

  • Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве Мольера

    Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

  • Анализ рассказа Горького Мальва

    В рассказе М. Горького «Мальва» говорится о мужчине, который уехал работать смотрителем морской косы для того, чтобы заработать на жизнь. Этого мужчину зовут Василий. Автор представляет его читателю

Сочинение – рассказ на основе услышанного 6 класс

Белькова Маргарита Александровна


  • Разработала учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 9 г. Новый Уренгой ЯНАО
  • Белькова Маргарита Александровна

Обучающий урок

Цель: развивать умение писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий тип речи.


  • 1) повторить композицию сочинения – рассказа;
  • 2) провести работу по развитию речи: подбор синонимов, эпитетов, сравнений, эмоционально – экспрессивной лексики; составить рабочие материалы к сочинению;

  • 3) познакомить учащихся с видами связи предложений в тексте
  • 4) развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
  • 5) совершенствовать работу по комплексному анализу текста

Что такое рассказ?

  • Рассказ - малый эпический жанр : прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик.

Что такое композиция?

  • Композиция – это построение художественного произведения.

Композиция сочинения- рассказа

I. Вступление (кто и при каких обстоятельствах вспоминает эту историю)

II. Основная часть (где, когда происходили события, с кем произошла рассказанная история)

III. Кульминация (самый интересный, запоминающийся момент в развитии действия)

IY. Эпилог (послесловие)


  • Какой тип речи вы будете использовать в своем сочинении:
  • повествование
  • описание
  • рассуждение?

  • Повествование с элементами описания и, может быть, и рассуждения .

Примерный образец вступления

Примерный образец вступления

  • Эта история произошла давно, в годы Великой Отечественной войны. Мой прадедушка по линии мамы, как и многие другие советские люди, был призван на фронт. А было ему тогда всего 18 лет.

Примерный образец вступления

  • Эту невероятную (или забавную, или трагическую, или драматическую ) историю я услышал(- а) от своего друга(подруги), и произошла она в прошлом году в городе …Анапа.

Примерный образец вступления

I. ВСТУПЛЕНИЕ



II. Основная часть

  • - Когда я был работала на пасеке, которая находилась приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром.

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.


III. КУЛЬМИНАЦИЯ

Вдруг она подняла глаза и увидела прямо возле лица золотой переливающийся шар. Женщина замерла и даже перестала дышать.

Она догадалась, что это шаровая молния. Шар медленно приближался к ее лицу. «Ну, вот и конец », - обреченно подумала женщина, заворожённо глядя на молнию.




  • Когда страх немного отступил, женщина увидела, что молния ударила в верхушку тополя и словно разрезала её пополам чуть ли не до самой середины. Ствол обуглился и почернел.
  • - Так и стоит с тех пор этот тополь. Первое время он словно засох, но мама не разрешала его срубить, она считала, что он спас ей жизнь, приняв на себя удар молнии, - продолжал рассказывать Иван Егорович, наш сосед.

ЭПИЛОГ (послесловие)

С тех пор прошло много лет. Красавец – тополь опять зазеленел, разросся, обтянулся свежею корой. И только расщепленная надвое крона напоминает о том страшном и необычном событии.

Вот какая история произошла много лет назад в подмосковной деревне.



Работа над лексикой

  • Обратите внимание на определения в тексте.
  • Как называются яркие, запоминающиеся определения в художественном тексте ?

РАБОТА НАД ЛЕКСИКОЙ

  • Назовите определения в тексте

НАХОДИМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ!

  • Однажды я очутился в одной подмосковной деревне, где жили мои знакомые. В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец –тополь. Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом. Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

Средства связи предложений . Подбор синонимов, союзов, союзных слов

  • Однажды я очутился в одной подмосковной деревне, где жили мои знакомые. В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец –тополь. Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом. Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

Эпитеты – яркие, необычные, запоминающиеся определения, выражаются чаще всего прилагательными

  • кудрявый красавец
  • раздвоенную верхушку
  • необыкновенную историю.


  • Однажды я очутился в одной подмосковной деревне, где жили мои знакомые. В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец –тополь. Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом . Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

  • Как называется выделенное средство художественной выразительности текста ?

  • СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

«Прекрасна, как ангел небесный»

«Глаза как звёзды »


Работа над лексикой. Подбор глаголов.

  • Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гр ом.

Выпишите глаголы

  • Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром.

  • Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния и грохотал страшный гром.

ГЛАГОЛЫ

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.


Средства связи предложений

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.

  • ТАКОЙ СПОСОБ СВЯЗИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ НАЗЫВАЕТСЯ ЦЕПНОЙ СВЯЗЬЮ.
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОВНО ЦЕПЛЯЮТСЯ ДРУГ ЗА ДРУГА

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЯ !

  • Женщина промокла насквозь и кое –как брела по раскисшей дороге. Она почти дошла до дома и остановилась отдышаться под массивными деревянными воротами с козырьком. Рядом рос молодой серебристый тополь.
  • Есть ли среди этих определений эпитеты? Необычные, запоминающиеся определения?

  • по раскисшей дороге
  • под массивными воротами
  • молодой серебристый тополь.

Обращаем внимание на синтаксис! (построение предложений)

  • [Однажды я очутился где жили мои знакомые ). В доме напротив возле ворот рос кудрявый красавец – тополь . Я обратил словно расщепленную острым ножом . Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне.

Вывод

  • 1 предложение сложноподчиненное
  • [Однажды я очутился в одной подмосковной деревне], (где жили мои знакомые ).

ВЫВОД

  • Остальные все простые
  • 1 зпт стоит в сложноподчиненном предложении
  • 2 зпт выделяет сравнительный оборот
  • Я обратил внимание на его раздвоенную верхушку, словно расщепленную острым ножом .

Наблюдаем над синтаксисом

  • - Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села. Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром.

Наблюдаем над синтаксисом и пунктуацией

  • - ( Когда я был совсем мальчишкой), - [ начал старик] , - [моя мама работала на пасеке], ( которая находилась в трех километрах от села). (Диалог) Маме приходилось каждый день туда ходить пешком, а то и ночевать там. И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень. Сверкала синими змеями молния, и грохотал страшный гром .

  • 1 сложное, сложноподчиненное предложение – фрагмент диалога.
  • -Когда я был совсем мальчишкой, - начал старик, - моя мама работала на пасеке, которая находилась в трех километрах от села.

  • 2 предложение простое, осложненное однородными сказуемыми
  • Маме приходилось каждый день туда ходить пешком , а то и ночевать там.

  • 3 предложение простое
  • И вот однажды по дороге домой она попала под сильный ливень.

  • 4 предложение сложное, сложносочиненное, соединенное союзом И
  • Сверкала синими змеями молния , и грохотал страшный гром .


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1. написать сочинение – рассказ на основе услышанного по упр. 520 на стр. 217
  • ЖЕЛАЮ УДАЧИ!