Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого. Терновый венец: от Голгофы до Парижа Из чего сделан венок иисуса христа

, историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе

Все лекции цикла можно посмотреть .

Терновый венец – одна из самых удивительных святынь, которая сейчас в настоящий момент находится в очень известном соборе в Париже – Нотр-Дам де Пари и выносится каждую первую пятницу один раз в месяц ровно в три часа, в то время, когда Господь наш Иисус Христос умер на кресте, является конечно безусловно одной из самых важных святынь, не только для западных, но и для восточных христиан. Тем более, что эта святыня была привезена в Париж из Константинополя. Что же это за святыня?

Надо сказать, что о терновом венце упоминают все четыре евангелиста. Она очень важна, то есть, раз они упоминают – это очень важная часть описания страстей Господа. В чем же его важность? Дело в том, что, когда римские воины водрузили на главу Спасителя терновый венец, тут два толкования богословское и историческое. Богословское в том, что понятно – терновый венец – это была такая шуточная коронация, страшная шутка, которую сыграли с Христом римские воины. Мы помним, согласно Евангелию, они падали на колени и кричали: «Радуйся, царь иудейский» и совершали такую шутовскую пародийную коронацию, которую в то время проходили римские цезари, им на главу одевали лавровый венец, венец из лавра – символ величия, власти, победы и в принципе это символ царства был, как и жезл. Помните, Христу еще давали в руку палку – это то, что вручали при коронации цезарю, когда вручали ему жезл. И вот в эту страшную игру… традиция этой страшной игры к сожалению, существовала, она описана у разных античных авторов в то время, это такое развлечение римской казармы. И тут есть и богословское толкование того, что не только иудеи, но и весь остальной мир, в лице римских воинов конкретно, отверг Христа. То есть, Христос был отвержен всем миром. Но после Его воскресения терновый венец становится, как и крест, как и гвозди, как и копие, становится как раз символом победы жизни над смертью и уже об этой святыне, как о находящейся в Сионской горнице, упоминают паломники VI века.

Совершенно точно уже документально после иконоборческого кризиса святой терновый венец оказывается в Константинополе, и он находится в очень известной церкви до 1204 года, где настоятелем был очень известный человек, епископ, интеллигент – Николай Месарит. Именно он, описавший погребальные пелены Господа, описывает и терновый венец. Причем тут описано так по-византийски, что он его называет благоухающим и процветающим. И тут мы не понимаем, то ли это действительно византийское плетение словес, такая литературная гипербола, то ли действительно терновый венец являл чудо и во время таких выносов, особенно в Страстную пятницу для всеобщего поклонения в Константинополе, являл чудо и процветал – есть и такое мнение. С 1204 года после того, как Константинополь был варварски захвачен крестоносцами, терновый венец оказывается сначала во владениях латинского императора, дело в том, что с 1204 по 1261 год в Константинополе была Латинская империя. Николай Месарит кстати осуществлял контакты между латинянами и греческой партией, они пытались одно время договориться. И терновый венец, как очень важная святыня, находился в руках Латинского императора. Однако содержать империю было вещью достаточно малодоходной, мягко говоря, единственный, кто нажился очень хорошо на этом крестовом походе – это были все те же венецианцы, венецианские банкиры и он постоянно вынужден был брать в долг для того, чтобы империю свою содержать, в том числе и защищать от разных, к примеру, от монголов. И в итоге он брал в долг у венецианцев и как залог, что долг будет возвращен, он заложил терновый венец.

Но одновременно написал своему кузену замечательному королю Франции Людовику IX, который прославлен в Католической Церкви, как святой такое письмо, что святыня сейчас находится в руках венецианцев, хорошо бы, чтобы франки хоть что-то получили от этого крестового похода, хоть святыни остались в их руках. И действительно король – это человек очень горячего искреннего сердца, живой веры. Он вступает в переговоры с венецианцами, причем переговоры были очень интересные, очень интенсивные. Венецианцы сразу поняли, насколько важна именно эта святыня именно для этого короля и заломили такую цену, что просто-напросто Людовик IX при всем желании, Франция была тогда государством очень благополучным, не мог ее выплатить. Некоторые говорили, что это почти годовой доход Франции. Когда переговоры зашли в тупик и когда венецианцы осознали, что тут может не получиться ничего, они скинули цену, но добавили такое условие, что большинство шипов останутся в их руках и будут в качестве дара, либо еще как-то распространены по всем храмам прежде всего Европы. И действительно шипы от тернового венца, их насчитывают от 63 до 70, сейчас находятся в разных местах, и в Венеции, и в Лиссабоне, и разумеется в том же Париже. Итак, король бы не простачок, он прекрасно знал, с кем имеет дело, поэтому два доминиканских монаха, которые видели терновый венец еще до того, как был захвачен Константинополь крестоносцами, отправляются с очень надежным отрядом непосредственно к венецианцам, забирают у них терновый венец и каждый из них по 12 часов, один спит, другой следит.

И с такими предосторожностями святыню привозят к Парижу, сам король, об этом сохранились замечательные, очень теплые воспоминания очевидцев, сняв с себя все регалии королевского отличия вместе со своим братом, даже снял верхнюю одежду, в простой рубашке, босой взял эту святыню и вместе со своим братом герцогом Орлеанским нес на руках с молитвой, плакал, люди вокруг плакали. В общем, это было очень трогательное описание. И более того, в Париже в дворцовой капелле Людовик отстраивает замечательную церковь, которую и сейчас можно видеть – это один из шедевров готического искусства, жемчужина Сент-Шапель специально для хранения тернового венца.

Уже при жизни Людовика зафиксировано более 300 явных чудес, исцелений, которые происходят от этой святыни. Да и сам Людовик этому тоже очень большое количество свидетельств имеется, в том числе и описательных, получил исцеление от тяжелой смертельной болезни именно от тернового венца. И с тех самых пор терновый венец становится одним из символов Парижа прежде всего. Он так, или иначе… к примеру, строит Жюль Ардуэн-Мансар Людовику XIV храм Людовика святого, когда уже Людовик святой был прославлен, он устанавливает ему скульптуру и в руках Людовик держит терновый венец. Впоследствии в XIX веке, когда прославляется опять же Жанна д’Арк на холме Монмартр изображение опять же Людовика с терновым венцом. То есть он в Париже почитается и почитается вплоть до французской революции – это очень известная святыня и даже один из выдающихся ученых — Блез Паскаль, которому вера не мешала быть великим ученым, ни коим образом. Как раз приходит к вере благодаря чуду, которое произошло от тернового венца, случилось оно с его племянницей, когда девочка очень сильно заболела, у нее гноился глаз и хотели глаз удалять – это была очень болезненная и опасная операция и привезли терновый венец в монастырь Пор-Рояль, где была сестра Блеза Паскаля, там она была монахиней и девочка приложившись исцелилась. Это самого Паскаля, которую всю ситуацию знал и видел, как все-таки человек образованный, ученый, его это настолько поразило, что благодаря этому он уверовал, причем уверовал горячо, глубоко и даже такая у него была своя печать – крест в обрамлении тернового венца и слова апостола Павла: «Знаю во что уверовал».

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

Терновый венец Христа, хранящийся в Нотр-дам де Пари (Франция)

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом.

На фото хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками.

Эти перемычки закрывают места рассечения Венца.

Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни.

Однако все части благополучно сохранились.

В Х-ом веке венец был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце.

Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи.

В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене.

Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта.

До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом - ризничим государева храма.

Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.

Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается терновый венец.

Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа.

На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться - гладкий и нежный.

В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную.

Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры.

Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию.

Часть святынь была навсегда утрачена, часть - расхищена и растаскана по всей Европе.

Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа.

Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня.

В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры - на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец.

Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа.

Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу.

В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня Терновый венец выносится для поклонения.

В Страстную пятницу с 10 до 17 часов выносится также частица Креста Господня.

В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают.

Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией.

Плат Божией Матери

Во французском городе Шартре, в 70 километрах от Парижа, стоит собор, внесенный мировым сообществом в число красивейших храмов планеты.

Он был построен в девятом веке специально для одной из самых удивительных святынь христианского мира - Покрова Божией Матери, который Пресвятая Богородица носила от Благовещения до Рождества Христова.

По латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта-Камизия - Святая Срачица по-славянски, то есть туника.

Согласно некоторым предположениям, эта та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения русских князей Аскольда и Дира.

По крайней мере, ее часть.

А если это так, то, вполне вероятно, что Шартрская святыня - эта та Честная Риза, в которой Дева Мария спеленала новорожденного Младенца Христа.

И Византийская и Французская традиция связывают Святую Срачицу с Рождеством, а в истории Церкви известно немало случаев, когда одна и та же святыня разделялась на части и почиталась в разных местах.

Более того, по данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена Императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации.

А в 876 году его внук - Карл Второй, по прозвищу лысый - подарил Тунику шартрской церковной общине.

Через 35 лет во Франции от этой Ризы произошло такое же чудо, как и за полвека до этого в Константинополе.

В 911 году на город напали викинги под предводительством знаменитого Роллона. Епископ Шартра вынес чудотворный Покров Божией Матери на городскую стену и обратился к осаждавшим с проникновенным словом увещания.

Свирепые северяне ушли, не тронув города, а Роллон вскоре принял крещения, точно так же, как в свое время это сделал наш князь Аскольд.

P.S. Покров Божией Матери, хранящийся в Шартре, представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров.

Первоначально его длина составляла 5,5 метра, но во время французской революции духовенство Шартра разделило плат на несколько частей, которые были розданы людям, сохранившим верность Господу в эти кровавые времена.

В 1819 г. самый большой фрагмент плата возвратили в собор.

Хитон Богородицы

Хитон -платье Матери Божией, которое Она, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Замечательна история этой величайшей святыни всего христианского мира.

Пречистый Хитон завещан был Пресвятой Девой перед Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.

Одна из этих вдовиц пожелала, что бы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девице к другой.

Так, в течение трех веков Священный Хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.

Ныне Пречистый Хитон хранится в Зугдидском музее(Грузия).

Еще десять лет назад Христианский мир молчал о местонахождении Хитона Божьей Матери.

Просто об этом ничего не было известно. Раскрытие этой тайны, равнозначное чуду, произошло в Зугдиди.

Хитон находился в стенах дворца князей Дадиани.

После развала Советского Союза эту новость первой объявила обществу хранительница сокровищницы Лили Бераия.

В 2000 году произошло новое чудо - на Хитоне появилось изображение Иисуса Христа.

Увидеть его можно только с помощью кинообъектива.

Ученые пока не установили, знак ли это Свыше или создание рук человеческих.

Беседу с исследователем Георгием Каландия мы начали именно с истории самой святыни.

После Успения Пресвятой Богородицы это величайшее сокровище. Христианства было передано Греческой Церкви.

Его хранили монахи.

Позднее проходящие через Грецию братья византийского Императора Льва Великого Калвин и Кандид в одном из женских монастырей узнали от насельниц о чудодейственной силе Хитона Божьей Матери - от него исцелялись болящие.

В келье, где находилась святыня, лежало много больных.

Кандид и Калвин пожелали завладеть этой святыней и по возвращении своем из Палестины изготовили точно такой же ковчежец, подобный тому, в котором находился Хитон.

Ночью они поменяли ковчежцы.

Византийский император отнесся к святыне с большим уважением и поместил ее в специально построенный для этого монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы.

Но в дальнейшем Хитон считался потерянным.

Первые сведения о нем появились в V веке.

До XIV века все исторические источники подтверждают, что Хитон находится в столице Византийской империи Константинополе.

После падения Византийской империи один Архиепископ привез в Мингрелию эту святыню, чтобы спасти ее от мусульман.

В Грузию также попала средняя часть пояса Хитона Божьей Матери, на котором руками самой Пресвятой Богородицы вышито Ее изображение.

По одним из исторических источников, его вывезла из Византии супруга Баграта III Елена и поместила в Бедийский монастырь.

Затем Хитон Божьей Матери появился во дворце Дадиани, откуда его перенесли в Хобский монастырь.

В 1936 году, когда святыни, изъятые из церквей и монастырей, передали в музеи, Хитон Божьей Матери снова вернулся во дворец Дадиани.

Насколько вероятно, что изображение Иисуса Христа сделано рукой человека?

Его изображение обнаружили с помощью кинообъектива операторы студии «Матиане» («Летопись») Гурам Рогава и Давид Асатиани.

В Христианском мире существует три нерукотворных изображения Христа: на Убрусе, Туринская Плащаница и изображение Спасителя на Хитоне Божьей Матери в Зугдиди.

Если бы это было сделано рукой человека, то изображение можно было бы видеть невооруженным глазом.

Что вы ожидаете от научного исследования?

Необходимо провести серьезное научное исследование в самых престижных европейских лабораториях.

Для этого нужно изъять два миллиграмма пыли из ткани Хитона и для подтверждения возраста провести углеродный анализ.

Если подтвердится, что Хитону действительно две тысячи лет, споров будет меньше.

Необходимо также провести электромикроскопическое исследование заснятых нами фотопластинок, а также биологическое исследование.

О чудодейственной силе Хитона Божьей Матери существует много преданий.

Как они отразились в исторических источниках?

Первое чудо зафиксировано в 632 году.

Известно, что Хитон Божьей Матери два раза спас столицу Византии Константинополь от нашествия сарацин и египтян.

Однажды Константинополь шесть дней находился в окружении армии сарацин, возглавляемой известным предводителем Моавом.

Патриарх Фотий вынес Хитон и коснулся им моря, и бурные волны поглотили вражеские корабли…

Одно чудо было зафиксировано в Грузии в 1891 году. Разбойники украли Хитон из Хобского монастыря.

В исторических источниках написано, что все население Мингрелии и Хоби приняло участие в его розыске, но безрезультатно.

Однако через три дня Хитон был найден чудесным образом - в лесу, на месте, светящемся необыкновенным светом.

В XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий писал в Иерусалимскую Патриархию: «Я счастлив тем, что нахожусь в Мингрелии в Цаленджикском монастыре и передо мной лежит Хитон Божьей Матери и я смотрю на него».

Макарий Антиохийский положил дорогую ткань на Хитон, вырезал по нему аналогичный и освятил.

Копия Хитона как святыня и сегодня находится в Константинополе (ныне - Стамбул).

В каких условиях сейчас хранится Хитон?

Я не согласен с мнением, будто Хитон Божьей Матери не должен храниться в музее.

В одном из исторических источников прямо написано, что осматривать Хитон без разрешения никому нельзя.

Поэтому и оправдано нахождение Хитона во дворце Дадиани.

Видеть Хитон мог только Император, и то всего три раза в год.

Это была очень высокая честь.

На этом этапе постановлением грузинской Академии Наук вообще запрещен всякий перенос Хитона.

Сегодня он находится на том же месте, которое Леван Дадиани назвал Башней Девства, и содержится в необходимых для него температурных условиях.

Напомню, что Ватиканский музей позволяет показ Туринской Плащаницы лишь раз в десять лет.

Не скажу, что и у нас должно быть то же самое, но факт: в сегодняшних условиях перенос Хитона раз в год сопряжен с большими хлопотами.

Верующие могут прийти в церковь Влахернской Богородицы, которая расположена рядом с хранилищем Хитона.

Если мы допустим всех желающих прикладываться к Хитону, то, возможно, это уникальное сокровище Христианства рассыплется у нас в руках.

P.S. После фиксации факта появления изображения Иисуса Христа на Хитоне интерес к Христианской святыне и количество желающих увидеть эту реликвию день ото дня возрастают.

Сюда приезжают больные.

Приезжают иностранцы, которые своими глазами желают видеть одеяние, которое носила Сама Пресвятая Богородица.

В связи с этим как-то особенно чувствуют себя и жители Зугдиди, которым выпала такая честь в Уделе Божьей Матери.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

Хитон Спасителя

Хитон Спасителя находится в Германии

По одному христианскому преданию, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для маленького Иисуса хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

С детства Иисус ходил в нем и носил его всю земную жизнь.

До наших дней сохранилось два хитона, возможно принадлежащие Спасителю.

Один находится в городе Аржантёй (под Парижем), другой в немецком городе Трир.

Аржантёйскую реликвию считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Споры не умолкают и по сей день.

Туника - древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон - широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже).

Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям.

Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы.

Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными.

Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой.

Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей.

В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови.

По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина.

Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию.

Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне.

В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии.

После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход.

В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах.

Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь.

Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

В 1865 году реликвия перенесена в новый аржантёйский храм. Ученые изучают святой хитон. Примерно с начала XIX века его считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа.

В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

По христианской традиции, подтверждаемой старинными документами, императрица Римской империи св. равноапостольная Елена, увлеченно собиравшая христианские реликвии, отправила в свой родной город Трир (расположенный на границе с Люксембургом и в христианской иерархии того времени занимавший второе место после Рима) несколько святых реликвий, среди них и тунику Христа.

Древнейшими (хотя их подлинность полностью не доказана) свидетельствами этого факта являются древняя табличка из слоновой кости (некоторые ученые датируют ее V—VІ, а другие — более ранним веком), хранящаяся в сокровищнице трирского собора, в которой речь идет о перенесении реликвий в Трир благодаря св. Елене, и «Диплом Сильвестра», который находится в древнем архиве города и был прислан Папой Римским Сильвестром I (314—335 гг., когда он занимал папскую кафедру) в трирскую церковь.

Около 1100 года — это безоговорочно доказывают документы — жители Трира были убеждены, что у них хранится одежда без шва, принадлежавшая Христу, и что эта одежда подарена св. Еленой.

В Житии св. Агритиуса, епископа Трирского, написанном в ХІ веке (перед 1072 годом), упоминается о реликвиях, присланных св. Еленой Агритиусу в Трир.

Из «надежной традиции предков» известно, что одно время набожный епископ Трирский хотел открыть ковчег реликвий, хранившийся в сокровищнице собора.

Там находилась и одежда Господа, о которой одни говорили, что это туника без шва, а другие — что это Багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей.

Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах.

Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370-380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню.

Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана.

В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах.

Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом.

Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году.

Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа.

В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960-1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище.

В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал.

Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло.

Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога.

Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя.

Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других - серебряный и золотой - последовательно вставленных друг в друга.

Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа.

Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Археологические исследования 1890 и 1891 годов показали, что «материал простой коричневого цвета ткани — судя по всему, лен или хлопок».

На одежде не нашли никаких первичных швов, она цельнотканая.

С виду древняя и местами словно потертая — частые белесые пятна на темной ткани.

Она немного меньше аржантёйского хитона, рукава имеет тоже по локоть.

Туника, от которой исходит великая благодать, словно говорит: это — одежда Христова.

В 1196 году туника Христа была торжественно перемещена архиепископом Иоганном І из часовни собора св. Николая в только что освященный им соборный алтарь.

Помощник епископа Иоганн Энен сочинил в начале XVI века мессу, посвященную Tunica inconsutilis.

Наиболее известные демонстрации туники Христа состоялись в ХІХ веке. Первая — с 18 августа по 6 октября 1844 года.

Огромные толпы паломников — всего более миллиона — потянулись со всех сторон в Трир.

Многие чудесно исцелились.

Число паломников — 1 925 310.

В тот год Папа Лев ХІІІ официально провозгласил святыню как Tunica inconsutilis и дал индульгенцию ее пилигримам.

В 1894 году епископ Корум, устраивавший эту последнюю экспозицию, издал перечень чудес и Божьей помощи, связанной с ними.

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку.

Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва.

Оно прошито золотыми нитями из Китая».

Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни.

Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити.

Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя».

И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

P.S.Есть два предания, связанных с местонахождением Хитона Господня.

По преданию Грузинской Православной Церкви, эта святыня была принесена из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Другое предание восходит к святой равноапостольной Елене, матери императора Константина.

Пребывая на Святой Земле, она отыскала там многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа, в том числе и Его Хитон.

По распоряжению святой Елены, этот Хитон был перевезен в любимый ею Трир и оставлен там.

В настоящее время обе святыни — и грузинская, и трирская — равно почитаемы.

P.S.S.Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

Венец Спасителя хранится во Франции с XIII века. Король Людовик IX заплатил за него половину годового государственного бюджета – 135 тысяч ливров.

Терновый венец стал лучшим украшением нашего Господа
Иисуса Христа.

Прославленный в одноименном романе Виктора Гюго собор Парижской Богоматери привлекает к себе туристические потоки со всего света. Вот чьи-то глаза напряженно высматривают на крыше горбатого звонаря Квазимодо и улыбаются, узнавая имя Эсмеральды на вывеске кафе. Но о самом храме туристы знают не много. Только то, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене, знаменит своими витражами и средневековыми химерами. Но ведь в нем еще и хранятся главные христианские святыни.

Рыцари в белых мантиях и дамы в черном

У собора – всегда длинная очередь, а в первую пятницу каждого месяца, когда совершается торжественный вынос Венца, она и вовсе занимает всю площадь. Но на этот раз было настоящее столпотворение – со всей России сюда приехали паломники.

А самым удивительным было то, что чин поклонения был совершен на церковнославянском языке по православным канонам. Толпа расступается, и из ризницы выходит процессия – рыцари в белых мантиях, дамы в черном и, наконец, хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец проносят по храму и торжественно возлагают на престол.

Вы только представьте! На нулевом меридиане, в самом сердце французской столицы в соборе Парижской Богоматери из динамиков звучат православные песнопения! Вместе с 4 католическими 24 православных священника служили в этот день. Об истории Тернового венца и вовсе рассказывали на русском языке.

Как это было…

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2).

Особым событием в земной жизни нашего Господа Иисуса Христа является уничижение Его воинами Пилата. Они решили насмеяться над Ним как над «царем иудейским». Они возложили Христу на голову Венец, сплетенный из терна. Они надели на Него багряницу (старое тряпье красного цвета). Они дали Ему в правую руку трость. И началось их глумление над Иисусом Христом: они становились пред Ним на колени и говорили: радуйся, царь иудейский! После этого каждый из них плевал на Христа и ударял Его по голове. Но Терновый венец стал лучшим украшением нашего Господа Иисуса Христа.

В Евангелии ничего не говорится о том, был ли на голове Христа Терновый венец, когда Он висел на кресте Голгофы. И все же был. Воины, вне всякого сомнения, взяли его с собой на Голгофу, и когда была прибита над головой Христа надпись Пилата, гласившая: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», – Терновый венец был снова возложен на голову Христа, чтобы продолжить глумление.

Символика Тернового венца также убеждает нас в том, что он был на голове Христа, пригвожденного ко кресту Голгофы. Ведь Венец на голове Спасителя – это совокупность всех грехов мира, взятых Христом на Себя.

Босой король

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о Венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409 г.), святого Антония мученика (570 г.), Кассиодора (575 г.), Бернарда (870 г.). С VII по X век величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

В начале XIII века Константинопольский император Бодуэн II де Куртене заложил Венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить не смог. Тогда его кузен король Франции Людовик IX, за благочестие и истинную веру прозванный Святым, заплатил банку за Терновый венец Христов 135 тысяч ливров. Это практически половина годового бюджета Франции того времени. За свои деяния король был причислен католической церковью к лику святых.

С величайшими предосторожностями, чтобы избежать подмены и, не дай Бог, не потерять святыню, Венец был переправлен из Константинополя сначала в Венецию, а из Венеции – в Париж. Людовик IX вышел встречать процессию с Терновым венцом за 40 километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он вместе со своим братом нес на плечах Венец Христов .

Это было в августе 1238 года. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня, и один из четырех Гвоздей , которыми была прибита табличка INRI (то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»), и другие святыни.

Для чего была построена Сен-Шапель?

Один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры – «Святая часовня» – была построена специально для поклонения святыням: вместе с Венцом и фрагментом честного Креста здесь хранился также один из Гвоздей, вбитый в тело Христа. Государственной казне часовня обошлась в три раза дешевле, чем сам Терновый венец.

Шипы, а их было около 70, были подарены Людовиком другим христианским государствам.

Во время Французской революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемых святых во Франции. Чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Венца, терновое плетение из предосторожности было разрезано на три части. Однако все части благополучно сохранились.

Венец был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения хрупкой святыни.

Затем Терновый венец был заключен в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.

В 1806 году Венец и другие реликвии, также запаянные в специальные прозрачные капсулы, были размещены в сокровищнице Нотр-Дам де Пари, где хранятся до сих пор.

Дар Патриарха

В левом приделе собора, практически напротив алтаря, в нише находится икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II, который несколько лет назад отслужил в Нотр-Дам молебен перед Терновым венцом.

Тогда в собор, как и на этот раз, было не пробиться – приехали все православные, все русские, живущие во Франции, и очень много католиков.

И это неслучайное совпадение, ведь Терновый венец, возложенный на голову Христа, объединяет сердца всех христиан всех веков и всех народов.

Ольга Федоровская

800 лет назад Святой Терновый венец был захвачен крестоносцами в Константинополе. В скором времени король Франции, Людовик Святой, выкупил его за небывалую цену – половину годового государственного бюджета страны.

В момент прибытия выкупленной святыни во Францию Людовик IX Святой торжественно встретил реликвию в 40 километрах от Парижа. Король снял с себя все королевские регалии и обувь. Он понес на плечах реликвию в Париж, будучи босым, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах, в сопровождении большой торжественной процессии.


Реликварий Тернового венца на афише выставки в Кремле

Святой Терновый венец хранится в реликварии, который представлен на выставке в Музее Кремля “Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель”.

  • Святой Терновый венец – венец из ветвей растения с шипами (терниями), согласно Евангелиям был водружен на голову Иисуса Христа римскими воинами, чтобы усугубить его страдания. Венец всегда был символом силы, правления и почета. Изготовление его из терновника вместо традиционного лавра, использовавшегося римлянами для плетения венков великим героям, было позорным актом издевательства над Сыном Божьим.
  • Реликварий – вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение

Реликварий тернового венца на выставке в Московском кремле “”Святой Людовик и реликвии Сент-Шапель”

Произведение: Реликварий Святого Тернового венца

Дата и место создания: Париж, 1806

Материалы: Золото, серебро, хрусталь

Диаметр произведения: 28,2 см

Место постоянного хранения: Сокровищница собора Парижской Богоматери

Во времена правления Наполеона Бонапарта был создан данный реликварий в виде кольцеобразной колбы из горного хрусталя для размещения в нем венца. Перемещение святыни в колбу было произведено 6 августа 1806 года в присутствии кардинала Беллуа, архиепископа Парижского.

“Обруч” из тростника, внутри которого закреплены терновые ветви, был помещен в первый реликварий из хрусталя, разделенный по окружности на две половины, оправленные в обод из золоченного серебра. Эти две части соединены тремя креплениями в виде растительного орнамента также из золоченного серебра.


Первый реликварий Тернового венца

Вся описанная выше конструкция помещается во второй реликварий формы земного шара из золоченной меди, который сейчас также хранится в сокровищнице парижского собора Нотр-Дама. Второй реликварий поддерживают три ангела и венчает крест, фигура коленнопреклоненной Веры и лев, символ “колена Иудина”. Второй реликварий выполнен в форме средневековой королевской короны, покоящейся на массивной подставке с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Терновым венцом: императрицы Елены, императора Латинской империи Балдуина II и Людовика IX Святого , держащего в руках доставленную в Париж святыню.


Оба реликвария были сделаны одним ювелиром – Жаном-Шарлем Кайе (1772-1849).

По задумке и воплощению автора, поскольку терновый венец находился внутри глобуса, внешне он не был доступен для обозрения публики. Возможно именно по этой причине в 1862 году был сделан новый внешний реликварий Эженом-Эммануэлем Виолле-ле-Дюком при содействии скульптора Жоффруа-Дешома. Замысел был осуществлен ювелиром П. Пуссиельг-Рюсаном. С этого времени посетители могли внешне видеть реликвию.

Реликварий тернового венца (не экспонируется на выставке в Кремле)

Стиль

Все реликварии созданы в стиле ампир , появившийся в послереволюционный период наполеоновской Франции.

  • Ампир происходит от французского empire «имперский стиль». Основные источники творческого переосмысления и вдохновения – искусство архаики Древней Греции, искусство императорского Рима и Древнего Египта. В античности Ампир черпал, с одной стороны, монументальность и лаконизм, а с другой – идею утверждения императорского величия посредством соответствующих атрибутов и символов .

Реликварий тернового венца в Соборе Парижской Богоматери (не экспонируется на выставке в Кремле)

История приобретения Тернового венца Людовиком Святым

С IV до середины XI века Терновый венец был доступен для поклонения в Сионской церкви. Потом венец перенесли в Константинополь. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, в их руки попал и императорский дворец Константинополя Буколеон с часовней, в котором хранились реликвии, количество которых их потрясло . Но самый важный комплекс – реликвии Страстей.

Есть описание, сделанное рыцарем Робером де Клари, который перечисляет все, что они увидели в императорской часовне во дворце: терновый венец, большой фрагмент истинного креста, копье Лонгина, губка, пропитанная уксусом и желчью, которую подавали Христу, гвоздь от Распятия. .. Там было немало и других святынь, связанных и с почитанием Богородицы, и с другими святыми.

Крестоносцы отдавали себе отчет в ценности этих реликвий, которые были немедленно поставлены под охрану и перешли в собственность новых императоров Латинской империи (просуществовавшей с 1204 по 1261 год). Но они постепенно начинают реликвии закладывать и продавать, поскольку их положение крайне непрочное в силу того, что у них мало и военных, и финансовых сил.

Латинский император Балдуин II сильно задолжал Венеции и предложил ей венец в качестве компенсации, но в итоге терновый венец был продан Людовику Святому, который обошелся вдвое дороже, чем последующее возведение Сент-Шапель. Причем когда Балдуин II приехал на переговоры во Францию для ведения переговоров, его бароны уже заложили терновый венец венецианцам. Его выкупают у них. На нашей выставке в Кремле представлена грамота о залоге венца итальянскому банкиру Никколо Квирино – удивительный документ той эпохи.

Терновый венец, полученный от латинского императора Балдуина II, Людовик IX Святой торжественно встретил 10 августа 1239 года в городке Вильнёв-Аршевек, что в 40 километрах от Парижа. При этом Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь, а потом, босой, в одной рубашке, взволнованный и со слезами на глазах , вместе со своим братом Робером д’Артуа и в сопровождении большой торжественной процессии, понес реликвию на плечах.


Сент-Шапель на острове Сите в Париже

Сент-Шапель

После в рекордные сроки, за неполных три года, для святых реликвий в центре Парижа, на острове Сите, была воздвигнута часовня Сент-Шапель (Sainte-Chapelle, или Святая часовня) - один из шедевров готической архитектуры, на строительство которого было затрачено еще больше денег, чем та сумма, в которую был оценен Терновый венец Иисуса Христа.

Сент-Шапель представляет собой часовню-реликварий, выполненную в готическом стиле. Она имеет сравнительно небольшие размеры: 35 метров в длину и 11 метров в ширину. При этом эта часовня, шпиль которой уходит в небо на 75 метров, сейчас занимает третье место по посещаемости в Париже и считается одной из самых красивых небольших готических церквей в мире.

За свою легкость и красоту Сент-Шапель по праву считается шедевром французской готики.


Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она использовалась как хлебный склад, а затем была приспособлена под судебный архив. Начиная с 1790 года не раз поднимался вопрос о ее сносе, но, к счастью, это варварское мероприятие не было осуществлено.

Судьба реликвий из Сент-Шапель плачевна. Большая часть погибла в ходе Великой Французской революции: реликварии были переплавлены, а реликвии выброшены. Терновый венец уцелел благодаря тому, что его передали в Национальную библиотеку Франции, но вынули из реликвария (тот представлял собой большую готическую корону с драгоценностями), а сам венец разломили на три части.

Вернулась реликвия в начале XIX века уже в Нотр-Дам, в ведение архиепископа парижского. Сент-Шапель перестала быть действующей часовней даже после реставрации монархии.

История реликвария Святого Тернового венца

За несколько недель до коронации в соборе Парижской Богоматери Наполеон Бонапарт решил продемонстрировать Французской церкви свою благосклонность.

В 1801 году Наполеон передал его парижскому архиепископу с другими реликвиями. Эти бесценные предметы из коллекции короля Людовика IX Святого, все они были связаны с распятием и погребением Иисуса Христа. К перечню святынь прилагалась большая картонная коробка. В ней-то ошеломленный каноник и обнаружил сваленным в кучу то, что до сих пор считается едва ли не самым главным из реликвий христианского мира.

Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения хрупкой святыни.

Терновый венец был заключен в запаянный хрустальный круглый корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Хорошо видно, что корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения.

Так в сокровищнице собора Парижской Богоматери оказался Терновый венец.

С тех пор в первую пятницу каждого месяца (в три часа дня), а также в Страстную пятницу католического Великого поста (с десяти утра до пяти вечера) эти реликвии выносят для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Людовик Святой с Терновым венцом

Значение приобретения Тернового венца для Франции

Приобретение Тернового венца было новым политическим капиталом для Франции и династии Людовика Святого, династии Капетингов. Людовик прекрасно осознавал, что необыкновенно поднял свой престиж и во Франции, и в европейском масштабе . Хотя паломническая карта Европы очень богата, но реликвии Страстей в этой иерархии стоят выше всего.

Венец Спасителя хранится во Франции с XIII века.

Терновый венец (французы называют его Sainte Couronne - Святая корона).

Когда король строил Сент-Шапель, то сделал ее дворцовой капеллой, подчеркивая, что лично он обладает святынями.

В глазах его современников эти реликвии освящали и защищали всю Францию. Их присутствие – важный фактор формирования национального самосознания французов.

Достаточно быстро Людовик Святой стал отделять от тернового венца шипы и рассылать их и в пределах Франции (например, в аббатства, которые он основывал), и за ее пределы . Скажем, в Ассизи, город, связанный с именем Франциска Ассизского, которого он очень почитал и отправил туда и часть ризы, и один из шипов венца (он до сих пор там хранится). Он хочет связать христианский мир почитанием общих реликвий. Сейчас розданные им шипы находятся и во Франции, и в Швейцарии, и в Италии, и в Англии.

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», - первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», - изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».

Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

Терновый венец Спасителя

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции - 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Людовик IX встречает Терновый венец

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

В соборе Парижской Богоматери

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

Витражи Нотр-Дама

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

Нам же разрешили!

Кто вам разрешил?

Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?

Какой кардинал?! – изумляется охранник.

Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет песнопения.

Вынос венца Христова

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.