Есть ли в сети интернет недостоверная информация. Ложь в Сети: как распознать недостоверную информацию в интернете? Как поступить, если источником информации становится конкретное физическое лицо

Количество недостоверных материалов в интернете растёт в геометрической прогрессии — читателям предлагаются слезливые истории, которых никогда не было в реальности, или случаи вопиющей несправедливости, которые на поверку оказываются историей с двойным дном. Иногда в Сети собирают деньги на помощь людям, которых не существует, — таким образом мошенники отнимают деньги у тех, кому действительно нужна помощь.

Пора учиться отличать правду от вымысла. Сейчас обилием недостоверной информации — иными словами, фейками в Сети — озаботились и крупные интернет-корпорации. Социальная сеть Facebook даже вводит специальную кнопку, с помощью которой пользователи могут пожаловаться на ложные публикации.

Рассказываем несколько простых правил, с помощью которых любой человек может провести проверку сообщения на достоверность.

Проверяем картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу. Или что фото ребёнка из, например, Мурманска, на лечение которого собирает деньги пользователь социальной сети, на самом деле сделано три года назад, например, в Канаде.

Проверяем видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.

Ещё один совет, как заподозрить фейк — отключить в голове «оболочку» , то есть всё, что обрамляет сюжет: заголовок, описание видео, пост в социальной сети, к которому это видео прикреплено. Посмотрите ролик непредвзято. Если вы слышите только общие слова, которые легко встраиваются в любой контекст — возможно, перед вами фейк. Помогает и чтение комментариев — может быть, кто-то из тех, кто смотрел видеоролик до вас, уже вспомнил, где видел оригинал.

Проверяем персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным. Ну, или сотрудником спецслужб, но это уже совсем другая история.

Проверяем структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует — и такое бывало.

Проверяем ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.

Проверяем данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. Руководитель проекта Добро Mail.ru Александра Бабкина и благотворительное собрание «Все вместе» подготовили 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:

1. У него сомнительный адрес, «кривая» транслитерация.
2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
4. Удаляет комментарии на сайте и банит задающих вопросы.
5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.

Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.

Автор Якушина Екатерина Викторовна, к.п.н, старший научный сотрудник
лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://mediaeducation.ru/

В настоящее время Интернет является одним из самых популярных источников информации. Он привлекает людей тем, что в нем довольно просто и удобно найти любые необходимые данные, онлайн поиск занимает намного меньше времени, чем получение информации не только из книг, энциклопедий, газет, но даже из теле- и радио- сообщений.

Интернет-технологии постоянно развиваются и пополняются новыми сервисами и информационными ресурсами, аудитория расширяется, стирая региональные, социальные и возрастные границы. Подросток может заниматься вопросами ядерной физики наравне со взрослыми людьми, а взрослый может играть в сетевую игру с детьми, находясь на их уровне.

В целом в современном обществе сформировалось позитивное общественное мнение о полезности Интернета.

Тем не менее, несмотря на неоспоримые положительные моменты, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным, интерпретация фактов искаженной. Она, во многих случаях, представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться осуществлять контроль достоверности.

Примеров недостоверной информации можно привести много. Прежде всего, эта проблема касается новостной сферы. В последнее время многие ругают официальные СМИ, телевидение и радио за «однобокость» в представлении информации и предпочитают социальные сети, играя роль «сарафанного радио», предавая, распространяя и комментируя заведомо ложную информацию.

Так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание людей, появляются так называемые фейковые, фальшивые новости, которые выгодны определенным группам лиц, например оппозиционным активистам, или людям, которые хотят привлечь внимание к той или иной проблеме некорректным путем. Эти новости, способные с быстротой молнии «зацепить» обычного пользователя сети, могут распространяться с огромной скоростью, по ходу обрастая все новыми и новыми подробностями. Это могут быть новости или реакция на какую-либо новость, поддержанная пользователями социальных сетей. Такая информация может подолгу копироваться, «перепостиваться» в сети. К примеру, до сих пор в сети можно встретить новость о воинской повинности бездетных женщин, впервые появившейся на сайте петербургского депутата Виталия Милонова, а также комментарии к этой новости.

Еще один некорректный способ подачи информации, хорошо работающий на привлечение внимания потребителей информации – использование шокирующих новостных заголовков, причем сами новости при этом могут быть самые обычные. Например «Наташа Королева при смерти!» – новость о том, как в какой-то далекой деревне тезка известной певицы попала в ДТП. Но человек реагирует не на саму новость, а на ее заголовок, публикуя это в своей социальной сети, в блоге, твиттере и т.д. Если же это человек известный и его мнению многие доверяют, то новость расходится мгновенно. Многие помнят скандал, произошедший не так давно, когда одна известная персона распространила запись рядового пользователя о том, что на Химкинском водохранилище спустили воду, из-за чего Москва оказалась затоплена, погибли тысячи людей.
Много шума также вызвала новость о том, что популярный мультфильм «Ну, погоди!» могут отнести к категории «18+» в соответствии с принятым Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". На самом деле оказалось, что речь шла об ограничении показа одноименного шведского эротического мультфильма 2008 года с категорией «18+», но общество было растревожено: сообщение вызывало неоднозначную реакцию и разошлось по сети.

Провокационные новости распространяются преднамеренно, в целях черного пиара. Они, как правило, быстро опровергаются, но все равно цель бывает достигнута – возникают долгие обсуждения в обществе, к обсуждаемому лицу привлекается всеобще внимание. Конкретный пример – новость об увольнении увольнением главы РЖД Якунина.

Много недостоверной информации появлялось в связи с нашумевшим «Законом Димы Яковлева». Множество фактов, опубликованных в сети, касающихся судьбы детей усыновленных американцами, или же тех, кого американцы хотели бы усыновить, не нашли подтверждения. Тем не мене, тема эта широко обсуждалась в СМИ, социальных сетях, на различных Интернет-порталах.

Ложная информация также просочилась в сеть в день рождения ребенка принца Уильяма и К. Миддлтон, одно из средств массовой информации сообщало, что ребенок родился мертвым. Естественно этот факт сразу же был опровергнут, но данная новость всколыхнула мировую общественность и внимание было приковано к СМИ, сообщившему эту новость.

На самом деле недостоверная информация встречается не только информационно-развлекательно сфере, но и в любых других, включая образовательную. Масса ошибок встречается в различных банках рефератов, которым так любят пользоваться школьники и студенты. Учебники должны иметь лицензию, соответствовать ФГОС, входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. С другой стороны, электронный учебник в сети может выпустить каждый желающий и никто не будет застрахован от получения из него недостоверной информации. Ведь этот учебник не рассматривается специальной комиссией и не получает соответствующих разрешений, но тем не менее, он доступен любому желающему.
Доверять в сети можно официальным энциклопедиям, словарям. Но в тоже время, следует учитывать следующий момент. К примеру, в последнее время большую популярность приобрела Википедия – свободная энциклопедия. Информация, опубликованная в ней, вполне может оказаться недостоверной, поскольку доступ к редактированию статей имеет любой желающий – от научного сотрудника до учащегося начальной школы.

Итак, как же можно проверить представленную в сети Интернет информацию?

Прежде всего, надо разобраться какая информация считается достоверной, а какая недостоверной и научиться различать их.

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.

Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.

Достоверными также считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. Правда тут опять же возникает вопрос достоверности источника информации.
Начнем с определения, что же такое источник информации. В качестве источников информации могут выступать:

● физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются средства массовой информации
● реальная среда (природная, урбанистическая и предметно-вещественная среда, в которой обитает человек)
● виртуальная информационная среда
● документы
● печатные издание, имеющее выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале и т.д.)
● сайты в сети интернет (Интернет СМИ, Интернет-портал, Интернет-страница и т.д.)

Как уже было отмечено выше, документы является одними из самых надёжных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически.

Источники информации также могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные.

Самые распространенные источники информации – представители официальных органов власти. Государственные учреждения в первую очередь обязаны снабжать граждан, наиболее точной, объективной информацией.

Но в ситуации с новостью с увольнением главы РЖД Якунина было подделано сообщение пресс-службы правительства. Таким образом, никто не застрахован от того, что недостоверная информация может просочиться даже в государственную сферу.

Поэтому получить информацию – это еще не значит полностью доверять ей.

Итак, одним из доказательств достоверности информации является наличие ссылок на источники информации.

Источники информации, уполномоченные в том или ином вопросе, либо специализирующимися непосредственно в той или иной области, называются компетентными.

На самом деле не всегда ссылка обязательна – есть случаи, когда информационные положения подтверждаются в ходе изложения материала. Это работает в том случае, если автор информации человек компетентный и является специалистом в той области, в которой пишет. В таком случае в большинстве случаев можно быть уверенным, что информация достоверна.

В большинстве случаев неназванные источники делают материал менее достоверным, особенно если в статье содержатся новости негативного характера, ранее неизвестные читателю. Прежде всего, людей волнует первоисточник появившейся информации.

Самым лучшим является наличие ссылок на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, научно-исследовательские институты, другие официальные источники.
Зачастую в Интернете идет перепечатка данных с одного сайта на другие. Чем больше ссылок на исходный материал находится в Интернете, тем выше его авторитет в глазах других ресурсов, это говорит о том, что данному источнику информации доверяют. Тем не менее, его тоже лучше проверить, иногда многие сайты ссылаются на один и тот же источник недостоверной информации.

Очень важным является вопрос о компетентности автора информации. Стоит выяснить его статус, должность, познакомиться с другими работами, материалами, комментариями, отзывами. Возможно данный автор ведет свой блог, у него есть страница в социальной сети, он имеет научную степень, журналистский опыт и пр. естественно, если этому автору доверяют многие, то степень правдивости информации, представленной им, существенно возрастает.

Хуже если информация анонимна. Совсем недавно на одном из популярных Интернет-порталов была опубликована статья, в которой шла речь про «засорение» русского языка, про безграмотность даже в журналистской среде и т.д. Статья была написана в провокационно-обвинительном стиле и вызвала огромное количество перепостов и комментариев. Но первое что сразу бросилось в глаза – она не была никем подписана! Поэтому имело ли смысл спорить, соглашаться или не соглашаться с автором, возможно некомпетентным в данном вопросе?

Также можно выяснить рейтинг ресурса, на котором размещена информация. Насколько он популярен среди пользователей, пользуется или не пользуется авторитетом, какие отзывы существуют о данном ресурсе в сети. В этом могут помочь известные информационно-поисковые системы, например «Яндекс». Он покажет и индекс цитирования ресурса, и выдаст через поисковый запрос информацию о нем, а также по различным комбинациям поисковых запросов представит аналогичную информацию, которая поможет сравнить данные, оценить их достоверность.

В принципе, юридически информация из Интернета не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стараются избегать непроверенных данных.

Также можно доверять официальным информационным агентствам, например ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы.

Есть и сетевые агентства, заслуживающие уважения. Одно из крупнейших - НСН (Национальная служба новостей, или NNS - National news service), имеет развитую собственную корреспондентскую сеть, регулярно выпускает аналитические сборники статей, написанных на высоком теоретическом и публицистическом уровне. В качестве примера предоставления качественной информации можно привести онлайновое издание Gazeta.ru.

Образовательные ресурсы, прошедшие проверку достоверности, можно увидеть в различных официальных коллекциях образовательных ресурсов. Приведем некоторые примеры:
http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам . Учебно-методические материалы для общего образования по всем предметам по типам Интернет-ресурсов, каталог ресурсов для профессионального образования.
http://school-collection.edu.ru - Школьная коллекция . Каталог ресурсов для педагога (методические материалы), каталог для учащихся (электронные учебники, контрольные работы и т.д.) по средней школе по всем дисциплинам.
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов . Учебные интерактивные модули по всем предметам для среднего и профессионального образования; методические материалы по профессиональному образованию
http://school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов . Методические и учебные материалы для начальной и средней школы по предметам.
Ресурсы, опубликованные там, в большинстве своем прошли научно-методическую экспертизу.

Следующий момент. На который мы хотели бы обратить внимание – проверка и оценка фактов – обязательный момент подтверждения достоверности информации.

Достоверность факта строго установлена, его невозможно выдумать, Любые фактические и статистические данные имеют источник. Ссылка на источник позволяет читателю оценить факты. Проверка точности фактов и приведенных чисел с большой долей вероятности покажет, на какие данные опирается тот или иной информационный ресурс.

Как правило, информации, представленной в Интернете, свойственно вольное обращение с фактами. Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Здесь можно выделить два случая: автор сам не владеет всей информацией - недостаточные знания о предмете сообщения и автор умышленно скрывает от потребителя часть информации - селекция информации. Внимание может привлекаться к какому-то одному свойству материального объекта или явления, может быть предпринята неудачная попытка популяризации научных знаний. Адаптация информационного сообщения к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок.

Таким образом, фактические ошибки могут быть связаны с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.

Фактические ошибки возникают по разным причинам. К примеру, человек не способен правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. Фактическая ошибка может появиться и в том случае, когда человек не способен обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию.
Авторы текста зачастую могут домыслить то, о чем в тексте не упоминается, это неуместное проявление фантазии тоже становится причиной появления фактических ошибок.

Фактические ошибки также могут возникнуть в результате неточного цитирования, смысловой и терминологической путаницы.

Таким образом, умение работать с фактами – первый шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.

Для выяснения достоверности информации очень важно оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Важен также уровень образования потребителей информации. К примеру, информация, понятная студентам технического вуза и людям с высшем образованием не всегда будет доступна для школьников, людей, имеющих только среднее образование. Дело в том, что формальное образование построено на научных принципах, и у образованного человека всегда имеется некоторая культура восприятия информации, критического осмысления и работы с ней.

Еще одним важным моментов, является аргументация информации. Если что-то обосновывается, то это уже верно, закон достаточного основания выполняется, высказывания хорошо аргументированы, но обоснование может быть как корректным, так и некорректным. К примеру, если спорящие стороны интересует не истина, а победа в споре, то противники прибегают к способам, запрещенным логикой. Наиболее распространенными непроизвольными способы защиты и опровержения являются:
● доводы к личности, к публике;
● аргументы к авторитету;
● сведение к абсурду выдвинутого положения; двойственная оценка одного и того же;
● бездоказательная оценка утверждений противника;
● аргументы к жалости;
● аргументы к силе;
● подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;
● принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь; поспешное обобщение;
● аргумент к тщеславию и т.п.

Таким образом, для того чтобы сориентироваться в мире информации и уметь отделять достоверную информацию от недостоверной, необходимо:

● владеть навыками грамотного поиска информации, четко представлять себе, что надо найти в сети, правильно формулировать поисковый запрос,
● исследовать источники информации,
● научиться критически отбирать и оценивать информацию,
● уметь проверять фактические ошибки,
● изучать синтаксический план функционирования информации, логики ее построения, структуры,
● уметь отделять аргументацию научную от ненаучной, корректную от некорректной,
● сравнивать смысл, заложенный в информационном сообщении со своими базовыми званиями по той или иной проблеме, в случае их нехватки обращаться к дополнительной литературе, к другим источникам информации,
● систематизировать информацию, искать скрытый смысл.

Для нас особенно важным представляется обучение современных подростков работе с информацией, так как они в первую очередь в силу своих возрастных, психологических, образовательных особенностей подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.

Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают традиционные средства массовой информации, к которым постепенно они все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, каким является Интернет. Они, зачастую, самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета и пр. Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависит от того, обучены или не обучены они аналитической работе с информацией, обладают ли критическим мышлением, смогут ли произвести оценку достоверности информации, соотнести информацию и имеющиеся знания, суметь правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность. А школьники – это будущие взрослые, будущее нашего общества.

В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.

В качестве практического задания можно предложить педагогам проводить с учащимися анализ информационных сообщений по следующему плану:

● На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
● Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
● Кто автор информационного сообщения? (Если нет конкретной фамилии, можно предположить: журналист, политик, коммерсант, ученый, педагог, и т.д.)
● Кому адресовано это сообщение?
● Содержатся ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержатся эти сведения?
● Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
● Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
● Какая аргументация используется.
● Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
● Есть ли в тексте фактические ошибки?
● Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
● Найдите в сети похожие сообщения (похожую информацию по данной теме), используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
● Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ, кратко опишите, на основании чего вы так решили.

Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения осуществлять индивидуальную информационную защиту.
Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Внимание учеников, степень освоения ими технологий и уровня полученный знаний зависит от умения учителя организовать занятие.
Для правильной организации любого вида деятельности, в том числе получения и анализа информации из Интернета, требуется:

● установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;
● поставить конкретные задачи;
● определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;
● учесть следующие факторы: осмысленность и содержательность деятельности учащихся;
● активизация мыслительной деятельности;
● указание на возможные ошибки и контроль исполнения.

Чтобы повысить организацию внимания и восприятия информации при работе в сети, необходимо использовать фактор новизны и возможность личной интерпретации, которая привлечет внимание учащихся и создаст соответствующую теме эмоциональную насыщенность занятия. Работа на занятии должна предусматривать наличие обратной связи. Обратная связь может обеспечиваться контролем со стороны учителя или самоконтролем учащихся. Потребность в обратной связи определяется степенью трудности изучаемого. Чтобы достичь эффективности восприятия учитель должен употреблять слова, соответствующие той модели мира, которая пока имеется у учащихся.

Чем больше интеллектуальных умений приобрел человек, тем лучше он ориентируется в сети Интернет. Используя Интернет в качестве инструмента, учащиеся могут применять его для достижения целей, которые ранее не ставились. Роль преподавателя в решении возникших проблем сводится к формированию медиаобразовательных умений, обучению умениям переноса интеллектуальных знаний, и приемам оптимизации выбора наиболее подходящего способа решения задач поиска, анализа и представления информации.

Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то они могут сами защитить себя от темной стороны Интернета. В данном случае в связи со свободным течением информации через Интернет возрастает ответственность медиапедагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Использованная литература:

Губарева А.В. Как защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию в случае распространения недостоверных сведений в сети Интернет? [Электронный ресурс] // «Дом юриста», 2010. URL.

Многие новички Интернета думают о нем как о некоем Совершенном Компьютере, источнике Всей Информации Обо Всем. Это не ново: я наблюдал точно такую же модель поведения в конце 80-х годов, когда наплыв свежих пользователей модемов непомерно раздул ряды CompuServe, America Online и других сетевых служб. Тогда, как и теперь, многие новички выходили из себя, если нужная информация оказывалась недоступной. Они бомбардировали старичков такими вопросами, как «Где я могу найти телефонные номера Милуоки, которых нет в телефонной книге?» и «Где полная генеалогия семьи?»

Они хотели самые разные сведения, которые не могли больше нигде найти, и хотели получить их легко и бесплатно. Большинство новичков быстро выходили из заблуждения, что буквально все можно найти в сети. Они, тем не менее, не могли избавиться от чувства оскорбленной гордости тем фактом, что кто-то осмеливается взимать плату за информацию, которую трудно найти (например, дорогие демографические обзоры).

Я говорю все это просто для того, чтобы подчеркнуть, что наше общество придало информации в сети незаслуженный мистический ореол. Может быть, виною тому все эти научно-фантастические фильмы, где действовали всеведущие компьютеры или роботы, а может быть, нашел отражение порыв к исполнению всех желаний. Вероятно, и то и другое.

Независимо от источника или причины, многие из нас ожидают, что у компьютеров под рукой есть все нужные нам сведения или что они, по крайней мере, могут их для нас найти. Такая потребность в информации соблазнительна. Она заставляет обычно рациональных людей полагать, что любая находимая ими информация соответствует действительности, если только она является ответом на заданный вопрос. И они попадают в ловушку.

Очень немногие способны вынести суждение о достоверности и правдивости сетевой информации. Мы можем найти сайты, которые назовем грубыми, неподобающими, неуместными или политически неграмотными. Но только в исключительно редких случаях информация, предоставляемая на сайте, рассматривается с точки зрения ее соответствия действительности.

Это плохо. Потому что в WEB полным-полно недоброкачественной информации.

Проверяет ли кто-нибудь достоверность информации

Точно так же, как в Интернете нет полиции, там нет и центрального издательства, библиотеки или какого-либо учреждения по контролю информации. Информация может быть помещена в сеть любым желающим создать сайт.

Это значит, что в сеть может быть помещено что угодно без опоры на факты и вообще без соотнесения с действительностью. Вы можете найти повествования людей, утверждающих, что общались с НЛО, «подлинную версию» того или иного исторического события и прочие несусветные выдумки, выдаваемые за правду.

В других средствах коммуникации дело обстоит иначе. Газеты, теле- и радиоматериалы, журналы и книжные издательства обычно вполне точны, потому что они проверяют факты и не пытаются (как правило) выдать мнение или теорию за факт.

На сайтах никто не проверяет факты. Думаю, что для многих читателей это очевидно. Я должен, однако, отметить это особо, потому что многие пользователи Интернета относятся к нему так же, как к другим средствам информации. Но многое в Интернете выглядит полноценным только благодаря мистическому ореолу, о котором я упоминал выше, и благодаря легкости, с которой можно придать WEB страницам вид профессиональных публикаций.

Кто угодно может составить сайт, на вид вполне доброкачественный, ничуть не менее яркий и профессиональный, чем сайты, принадлежащие журналу Time, телеканалу ABC, Neir York Times, Wired или другим общепризнанным средствам информации. Смотрите сами: сайт, посвященный еженедельным путешествиям Мики Битско к сердцу солнца в компании пришельцев с Венеры и Песьей Звезды, получил такую же популярность, как Time и Wired.

Неожиданно, но факт вся информация выглядит одинаково. В частности, она выглядит одинаково правдоподобно. Интернет не ставит необходимым условием соответствие информации действительности, и поэтому у потребителей информации нет никакой возможности отличить точный репортаж от пропаганды, реальность от вымысла, факт от фикции. Вымышленную или вводящую в заблуждение информацию в Интернете очень легко выдать за факты.

То же самое относится к слухам. Например, к вирусным шуточкам.

Кто же виноват? Не обширная служба новостей или команда исследователей, а, конечно, Мики Битско - межпланетный путешественник - и тысячи ему подобных. Многие играют тоньше, они просто придают информации нужный уклон или подтасовывают факты, чтобы поддержать свою точку зрения вместо реальной картины. Некоторые выдают свои домыслы за факты. Другие могут вообще быть не в курсе фактов, и сами могут верить в ложную информацию, которую предоставляют. Такие люди никому не подотчетны, и они не потеряют работу из-за распространения ложной информации, намеренной или по невежеству. Если вы не верите их информации, вы не можете объявить им бойкот или протест в средствах массовой информации.

Отсюда два совета:

  • не считайте Интернет таким же средством информации, как телевидение, радио, газеты и журналы. За немногими исключениями, он не имеет с ними ничего общего;
  • не принимайте на веру все, что видите в Интернете.

Не забудьте: свобода слова - хорошая штука, но от нее ложь не становится правдой.

Информационные стратегии в Интернете

Когда вы имеете дело с информацией, найденной в сети, хорошей стратегией будет внимательно рассмотреть ее источник. Материал о торговле наркотиками в сетевой версии журнала Time с большей вероятностью окажется основанным на фактах, чем такой же материал, исходящий от маленькой новоиспеченной политической организации, где искажение фактов всегда стоит на повестке дня. Главным образом это происходит потому, что коммерческие сайты по средствам массовой информации кому-то подотчетны: своим организациям вне сети, своим владельцам и инвесторам, подписчикам и зрителям. Любой источник информации в WEB, имеющий аналог в реальном мире, скорее всего так же надежен, как этот аналог.

Проверяйте информацию, которую находите в сети. Ошибки иногда вкрадываются в материалы, переведенные или измененные еще каким-либо образом, и люди тоже ошибаются. В общем, при малейшем сомнении - проверяйте.

Наконец, подумайте вот о чем. Информацию, доброкачественную или нет, трудно удалить из WEB. Легкость, с которой информация в сети копируется и размножается, гарантирует ее скорое и широкое распространение. Но устранение ее идет куда медленнее. Один бит скверной информации может быть тысячекратно размножен за считанные дни, но возвращение и исправление ее происходит медленно или вообще не происходит.

Материал из ТолВИКИ

Интернет является одним из популярных источников информации. Искать данные в Сети, не выходя из дома, просто и удобно. Не нужно часами просиживать в библиотеке для того, чтобы отыскать нужную информацию. Достаточно правильно сформулировать поисковый запрос и можно рассчитывать на точный ответ. В связи с постоянным развитием Интернет-технологий, в обществе формируется позитивное отношение к Интернету. Все большее количество пользователей доверяют Википедии и Youtube. Интернет - это зона свободного доступа, следовательно, каждый может принять участие в наполнении его материалами любого содержания. Можно ли слепо доверять той информации, которая публикуется в Интернете? Насколько она точна и надежна? Как же убедиться в достоверности информации, полученной в сети?

Достоверность - верность информации, не вызывающая сомнений. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Причинами недостоверности могут быть: преднамеренное искажение (дезинформация); непреднамеренное искажение субъективного свойства; искажение в результате воздействия помех; ошибки фиксации информации.

В общем случае достоверность информации основывается на фактах, достигается: указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются; сопоставлением данных, полученных из различных источников; своевременным вскрытием дезинформации; исключением искажённой информации и др. (Викиучебник)

В соответствии с задачами, которые решаются при использовании информации, существуют различные подходы к определению достоверности информации. Например, в учебных целях можно использовать рекомендации по оцениванию надежности интернет-ресурсов , разработанные Л.А. Серых, руководителем отдела Интернет-технологий Центра развития образования г. Самара . О том, как их применять на практике, можно узнать из задания для старшеклассников , которое было предложено в ходе интернет-игры «Интернет:Доступность-Достоверность-Результат» .

Для более серьезных задач подойдут рекомендации А.А. Шперха по определению достоверности результатов поиска . Он предлагает использовать пять основных принципов :

  • подтверждение ее, как минимум, из двух независимых друг от друга источников;
  • проверка незаинтересованности источника информации в ее содержании;
  • сопоставление полученной информации с уже известной по этой теме;
  • проверка достоверности полученной информации у авторитетных экспертов;
  • затребование у источника информации дополнительных деталей, подтверждающих истинность основного сообщения.

О.И. Подъяпольская, руководитель отдела информационных технологий ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр" г. Новокуйбышевска, в статье "Фейк как феномен современной медиасреды. Инструменты анализа "цифровой" информации" приводит алгоритм поиска доброкачественного медиаконтента и последующей работы с ним:

  1. проводим первичный анализ информационных прецедентов в интересующем нас информационном поле (поиск грамотного представления информации в различных источниках);
  2. составляем «облако ключевых слов» и «облако образов» для последующего информационного поиска;
  3. выбираем поисковую машину с учетом показателей релевантности результатов , полноты охвата сетевой информации и особенности морфологии языка;
  4. составляем эффективный информационный запрос (конкретизированный, с использованием «операторов поиска»);
  5. оцениваем релевантность, достоверность и значимость полученных результатов поиска:
    • проверяемость и фактическое соответствие информации;
    • подтверждение или опровержение информации из нескольких источников;
    • возможность установить первоисточник и его независимость;
    • наличие информационных прецедентов;
    • возможная экспертная оценка содержания информации или ссылка на авторитетный источник;
    • ситуативная идентификация связи «качественный контент-фейк» (например, при обращении к профилю в социальной сети качественные профессиональные персонализированные фото уже дают повод заподозрить фейк);
    • возможность обратиться к автору медиаконента для уточнений.

Будьте внимательны при копировании материалов из Интернета!
Не используйте непроверенные данные! Возьмите за правило: вначале проверять, а потом - доверять!
Для определения надежности сайта используйте рекомендации, опубликованные выше!

Всякое произведение рук человеческих, можно использовать в благих целях, а можно во вред: так топором можно построить Кижи, а можно сходить с ним к старухе-процентщице.

Желание хотя бы на минуту привлечь к себе внимание, толкает любителей писать на заборе — а интернет это замечательный всемирный забор - использовать любую непроверенную информацию или самому, при надлежащем умении, сфабриковать «липу».

Как же убедиться, что вы не читаете и не используете недостоверную или фальшивую информацию. Потом не объяснишь, что доверился недостоверному источнику: "единожды солгавши..."

Конечно, ставшие знаменитыми в русском интернете «британские ученые», уже ничего, кроме смеха не вызывают. Если вы видите ссылку на некие исследования, за ними обязательно должна идти ссылка на статью и журнал, с указанием тома и номера журнала. Если информация получена из интернета, ссылка должна быть не просто на сайт, а конкретно на статью, откуда взята информация.

Можно, например, проверить личность человека, который распространяет информацию. Для этого есть несколько различных ресурсов, например Pipl.com – предназначен для поиска «интернет-следов» пользователя, помогает его идентифицировать и найти фотографии. Программа производит поиск во всех американских сетях (Facebook, LinkedIn, MySpace) – для этого нужно ввести имя и фамилию латиницей. Особенность сервиса в том, что поиск происходит в скрытом интернете (the deep Web), который игнорируется обычными системами. Еще есть ресурс WebMii – ищет ссылку с именем человека, дает рейтинг «веб-видимости», с помощью которого можно установить фейковые аккаунты. Для поиска в Рунете можно использовать сервис people.yandex.ru.

Многие знают, что размещение в посте изображений и видео привлекает больше читателей. Однако, как убедиться в том, что фотография реальна, а не результат обработки в фотошопе.

Существует немало ресурсов, способных помочь провести оперативную проверку изображений на достоверность:

1. Findexif.com — бесплатный сервис, на который можно загрузить фотографию или дать ссылку на нее — он определит EXIF-данные (сведения, когда было сделано фото, каким устройством, параметры изображения, иногда можно определить и место съемки).

2. FotoForensics — сайт, который может сделать Error Level Analysis (ELA), то есть найти «дорисованные» или вставленные в фотографию при редактировании фрагменты. После обработки программа выдает снимок, где измененные области будут выделяться на фоне других. Кроме того, программа также предоставит EXIF-данные.

3. Google Search by Image, поиск в «картинках» «Яндекса» и программа TinEye – обратный поиск изображений, сюда можно загрузить фото, чтобы найти его оригинальный источник и посмотреть, где оно еще публиковалось.

4. JPEGsnoop – программа для установки на компьютер, позволяет посмотреть метаданные не только JPEG, но и форматов AVI, DNG, PDF, THM. Ее можно использовать для многих целей, например, она позволяет увидеть, редактировалось ли изображение, выявить ошибки в поврежденном файле.

5. Если метаданные фотографии по каким-то причинам недоступны, можно внимательно изучить снимок. Обычно в кадр попадает немало деталей, способных помочь идентифицировать место и время, – страна, погода, иногда даже сезон и другие тонкости, помогающие определить подлинность фото. Разобраться в местоположении можно с помощью Google Maps или Panoramio. Geofeedia – сервис, который обрабатывает посты Twitter, Flickr, YouTube, Instagram и Picasa с использованием GPS и затем представляет их в виде коллажа. Программа агрегирует результаты по заданному местоположению.

Поддельные фотографии могут встретиться даже в самых авторитетных источниках. В 2006 году сотрудник агентства Reuters фотограф Аднан Хаджж фальсифицировал снимки из Бейрута – города в клубах дыма после бомбардировки израильской авиации. Когда опубликованное фото разошлось по крупнейшим изданиям, профессиональные фотографы и блогеры стали замечать, что снимок подвергся обработке в Photoshop. Обнаружилось, что Хаджж позаимствовал и обработал снимок Бена Кертиса из Associated Press. И хотя фальсификатора уволили, а снимки его удалили из банка агентства, не исключено, что немало его произведений или работ его "коллег" продолжают гулять по сети.