Тематические смены и дни. Игровая программа для летнего лагеря «Морские чудеса Карта морское путешествие в лагере

Игровая программа для детей 6-11 лет «С любовью к морю». Сценарий

Блинова Мария Анатольевна, музыкальный руководитель,МДОАУ «Детский сад №3 «Одуванчик» комбинированного вида,Оренбургской области, г. Новотроицка.
Описание материала: представляю вашему вниманию игровую программу для детей дошкольного,младшего школьного возраста, данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.

Цель: значение моря в жизни,каждого человека и ребёнка,атмосфера радости и игры,расширение кругозора детей.
Задачи:
1. Доставить детям удовольствие в конкурсах и играх,соревнованиях.
2. Развитие экологического воспитания,бережного отношения к природе моря,отгадывание загадок, исполнение танцев,чтение стихов.
3. Создание эмоционального благополучия, коммуникативных навыков общения с другими детьми, радость встречи с прекрасной музыкой моря и её обитателями.
4. Рассказать об истории возникновения моря,дать детям познавательную информацию,развитие интеллектуальных,мыслительных способностей детей.
Спортивный инвентарь: 2 обруча, 4 детских ведра одинаковой ёмкости, 2 с водой, 2 ложки, 2 длинных синтетических верёвки, диск с морскими песенками шумов моря, спортивные модули для постройки корабля,2 стола,
кубики ограничители, канат, морская бутылка с загадками, модули для строительства кораблей.
Оформление: спортивные флажки, нарисованные чайки, якорь, фигурки медуз, самодельные пальмы из пластиковых бутылок, большие ракушки, эмблемы для команд, грамоты и медали победителям.


Ход:
Дети собираются на игровой, спортивной площадке. Звучит музыка Поль Мориа «В мире животных».
Ведущий: История возникновения моря: три четверти земной поверхности огромная масса солёной воды океанов, море – это часть Мирового океана,происхождение Тихого,Атлантического и Индийского океана связано с разломом и движением материков,в море скапливаются большое количество солей, придающие морской воде солёный вкус.
«О море сказано не мало,
Но что там долго говорить,
Кто не бывал на нём не разу,
Мы предлагаем с нами плыть.»

1 ребёнок:
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.
Н. Белостоцкая
2 ребёнок:

Море,
я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
а волна
бежит ко мне!...
Э.Мошковская
3 ребёнок:

Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..
Л. Зубаненко


4 ребёнок:
На дне океана живет осьминог,
Его там и папа, и мама живет,
Живет там большая морская семья -
Отец Осьминогов и сыновья.
Они межу рифов в пещерке живут,
У них там и дом, и семейный уют,
Там мама их любит и бережет,
Чтоб их не обидел большой кашалот,
Чтоб их не застала акула врасплох,
Когда они водят большой хоровод,
Когда выплывают они погулять,
С морскими ежами в футбол погонять.
Они тоже дети, хоть в море живут,
И ценят, и любят домашний уют.
А. Слоников
5 ребёнок:

Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.
И. Сударева
6 ребёнок:

Под водой
В прозрачных блузах
Важно плавают медузы.
Не спеша, неторопливо,
Чтобы выглядеть красиво.
Вот какие модницы,
Модницы - подводницы.
И. Махонина
7 ребёнок:

О дельфинах всем известно -
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
8 ребёнок:
О чём грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку
Присесть и отдохнуть,
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть.
В.Лунин
Ведущий: Сегодня на нашем морском пляже работают необычные спасатели -это две команды,сейчас они нам представятся. Мы проведём различные конкурсы и игры-соревнования, оценивать вас будет жюри. Начинаем нашу игровую программу «С любовью к морю».
Звучит Фабрика «Море зовёт,волна поёт» команды встают на свои места.
Представление команд.


Команда «Дельфинчики».
Дельфины любят плавать и нырять,
И могут утопающих спасть.
Команда «Русалки».
Любим петь и веселиться,
В пене морской резвиться.
«Дельфины и русалки».
Мы дельфины и русалки закадычные друзья.
Уважаемое жюри, ты нас сильно не жюри.
Будем мы стараться к медалям пробиваться.
Знания и уменья мы покажем все,
Как мы любим море, во всей его красе.
Ведущий: Какие у нас собрались замечательные, весёлые, ловкие команды –спасателей ребят, девочек и мальчиков, дельфинов и русалок.
Разминка «Безопасность на воде».
Ведущий: как нужно себя вести на пляже, ведь не все дети умеют плавать, поэтому им нужно, что с собой иметь?
Ответ команд по очереди:
1. Спасательный жилет.
2. Спасательный круг.
3. Головой убор от солнца.
4. Ласты, надувной матрас.
2. Как нужно себя вести на воде.
Ведущий: вторая часть задания,какие правила необходимо соблюдать?
Ответ команд по очереди:
1. Купаться,плавать нужно в специально оборудованных места,под присмотром взрослых.
2. Нельзя заплывать за буйки,пить грязную воду.
3. В случае если начинаешь тонуть,немедленно кричать «Спасите я тону!»
4. Нельзя играть в игры с захватом под водой.
5. Не бросать бутылки и мусор на пляже и в воду,загрязняя море и нанося вред морским жителям,себе так же.
Ведущий: Уважаемые жюри,просим вас оценить результаты ответов детей и за правильные ответы поставить высокие баллы.
Конкурс №1 «Твой корабль».
Ведущий: предлагаю за то время пока звучит музыка командам,построить из модулей свои корабли, кто быстрее и лучше.
Звучит песня Газманова «Ты морячка-я моряк».
Оценка результатов жюри. Хорошие надёжные корабли у команд,капитанам по 5 баллов.
Ведущий: Уважаемые,жюри,просим вас оценить результаты ответов детей и за правильной ответ поставить 5 баллов,пока жюри ведёт подсчёт баллов поиграем.


Игра «Дует ветер в паруса».
Дети в кругу по сигналу ведущего все делают глубокий вдох,чтобы живот получился «надутым»,подгибают одну ногу,немного наклоняются вперёд и начинают считать до восьми,до тех пор, пока живот «не спуститься»-выдох. Воздух расходовать постепенно.
Игра повторяется несколько раз, позволяет тренировать дыхание.
Жюри объявляет результаты конкурса.
Команды садятся в корабль и плывут,звучит песня «Ах,белый теплоход» Юрия Антонова. К нам приплыла морская бутылка,в ней странный шифр с просьбой отгадать морские задания-загадки для команд.
Конкурс №2 загадки о море и морских обитателях.
По 4 загадки каждой команде.
1. Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины,
- Мчатся шустрые… (Дельфины )
2. Сидит длинноволосая красавица
По земле не ходит,а под водой пляски заводит.
Да чешуйчатым хвостом волны наводит. (Русалка)


3. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
(Волны)
4. Здесь-куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)


5. Это самый крупный зверь,
Словно лайнер многотонный.
А питается-поверь!-
Только мелочью -планктоном.
Проплывает тут и там
По арктическим морям.
(Кит)
6. Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель.
(Нептун)
7. Каждый,кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли
Состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь -
Обжигает,как огонь.
(Медуза)
8. В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны,ветер на просторе,
Чайки кружатся над …(Морем)


Конкурс № 3 «Спасательный круг».
Ведущий: Что же мы будем делать,если пассажир корабля оказался за бортом? Дети: спасать,накинем спасательный круг на него.
В конкурсе один участник отходит на небольшое расстояние,дети должны по очереди накинуть на него обруч,то есть надеть спасательный круг. Каждое удачное попадание балл команде,считает жюри,подводя итог после конкурса.
Жюри: всем по пять баллов.


Ведущий: перед вами репродукция «Девятый вал» известного художника назовите его имя?
Дети: Иван Айвазовский.
Предлагаю вам назвать картины,этого художника и не перепутать их с картинами других художников. Его картины «Фрегат», «Морской пейзаж»,«Море». Игра «Найди картины о море». Под музыку команды выбирают по одной репродукции художника Айвазовского. Звучит музыка звуки моря.


Жюри: всем по пять баллов.
Конкурс №4 «Нарисуй море сам».

По шаблону команда детей должна по очереди рисовать фрагменты моря по этапам,получается коллективная работа или картину могут рисовать капитаны, команды их поддерживают.
Звучит музыка моря. Звуки дельфинов,моря и фортепиано.
Предлагаю командам отдохнуть и посмотреть морские танцы соперников.
Танец «Дельфинов»,танец «Русалок».
Жюри: всем по пять баллов.
Конкурс №5 «Кто больше всех вспомнит поговорок и пословиц о море».
Дети называют о море:пословицы и поговорки.
Море слабых не любит.
Акул бояться-в море не ходить.
Море вплавь не переплывёшь.
В море много дорог.
Море-рыбачье поле.
Не море топит корабли,а ветры.
Не обязательно выпить всё море,чтобы узнать,что вода солёная.
В море раз побудешь, век не забудешь.

Ведущий: Нептун,явно,с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …

Дети: шторм.
Конкурс №6 «Шторм на море».
Участники становятся в две шеренги друг против друга. Первому в шеренге ведущий даёт длинную синтетическую верёвку. После свистка ведущего,нужно продеть через какую-то деталь гардероба– отверстие для пуговицы, лямку для ремня,сандаля,браслет или что-то подобное.
Конкурс №7 «Течь на корабле».
На некотором расстоянии от участников находится два стола на них,2 небольших по объёму детских ведра с водой рядом пустые ведра,вычерпать воду из трюма,такие же по объёму,конкурсанты бегут,добегают и по одному половнику маленькому заполняют пустую ёмкость ведра.
Задание спасти корабль тонущий корабль. Конкурс продолжается,пока одна из команд не справиться с поставленной задачей.
Заключительный конкурс №8 исполнить песню о море.
Дети поют песни: «Море начинается с маленькой реки»,«Ты слышишь море».
Жюри: всем по пять баллов.
Ведущий: Все команды отлично справились с заданиями,победила дружба и любовь к морю.
Жюри: Всех награждаем медалями,грамотами и поощрительными призами книжками «Морские рассказы».
Ведущий: Закончим игровую программу дружным девизом:«Море,солнце и вода-наши лучшие друзья».

Лагерь с дневным пребыванием МОУ "СОШ № 118" работает по программе сюжетно – ролевой игры "Морское путешествие". Ежегодно он собирает около 150 школьников, учащихся в МОУ "СОШ № 118 ". Радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи – все это дарит нашим воспитанникам жизнь в лагере.

1. Пояснительная записка.

Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ № 118”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ № 118”. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Содержание работы лагеря – это большая игра в “Морское путешествие”. Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Проведение смены обусловлено необходимостью:

  • продолжения учебного процесса в условиях лета;
  • создания единого коллектива;
  • укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.

В основе программы лагеря лежат принципы:

  • целесообразности – соответствия педагогических задач личностным целям детей;
  • добровольности участия в делах лагеря;
  • открытости в деятельности отрядов;
  • учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
  • индивидуального подхода к личности ребёнка.

2. Цель организации работы лагеря:

Цель: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.

Задачи:

  • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
  • поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
  • выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  • развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.

3. Основное содержание работы лагеря.

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Морское путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, представляющие различные корабли “Морского путешествия”. Каждый отряд имеет свой план работы. Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд – это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.

В лагере формируется 5 отрядов – кораблей. Один из отрядов – профильный (информационный). Учителем информатики была разработана программа занятий отряда (приложение 1 ) , итогом которых стали выпуски газеты “Бортовой журнал”.

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря организуются профильные отряды:

Отряд спортивной школы.

Организуют тематические дни и спортивные мероприятия согласно плана работы лагеря, учебно-тренировочные занятия, сдачу контрольных нормативов.

Трудовой отряд.

Организуют уборку пришкольного участка, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой школьных помещений.

Отряд вожатых.

Принимают участие в проведении досуговых мероприятиях лагеря.

Подготовка и проведение общелагерных дел обсуждаются капитанами и адмиралом. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на экране соревнований морского путешествия.

Словарик смены:

Лагерь – большая регата.

Отряд – корабль.

Все дети в лагере – экипаж.

Вожатые – штурманы.

Педагоги дополнительного образования – боцманы.

Старшая вожатая (зам. начальника лагеря) – контр-адмирал.

Воспитатели лагеря – капитаны кораблей.

Начальник лагеря – генерал флота.

Ежедневно проходят заседания штурманов, контр-адмирал, генерал флота, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга экипажа кораблей.

На заседаниях предлагаются задания:

  • спортивные;
  • творческие;
  • интеллектуальные;
  • изобретательские;
  • общественно-полезные.

Система стимулирования успешности и личностного роста:

В лагере существует денежная система – “ракушки”. За успешную работу ребята получают эти награды. Экипажи кораблей, заработав некоторое количество денег, могут купить какие – либо товары на ярмарке, которая проходит в конце лагерной смены.

Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).

Каждый штурман корабля в последний день лагеря получает подарок – сюрприз и благодарственное письмо.

На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвуют весь экипаж корабля. На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:

  1. Флаг корабля;
  2. Название корабля;
  3. Девиз корабля;
  4. Достижения корабля;
  5. Поздравления;
  6. Численность экипажа (список отряда).

Лагерная смена длится 18 дней, в течение которых предполагается реализация программы по блокам:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

  1. Операция “Уют”.
  2. Открытие смены “Здравствуй, лето”.
  3. “Подводная одиссея” (знакомство детей с территорией, законами и традициями лагеря).
  4. “Полный вперёд!” (знакомство детей с персоналом лагеря).
  5. “В поисках сокровищ капитана Флинта” (подведение итогов оргпериода).

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ:

  1. Проведение тематических игр и викторин в школьной библиотеке и библиотеке им. О. Кошевого.
  2. Викторина, посвящённая юбилею ОАО.
  3. Викторина по ПДД.

3. СПОРТИВНЫЙ:

  1. “Большой аврал”.
  2. Весёлые старты.
  3. Спортивные эстафеты.
  4. Командные спортивные игры.

4/ ТВОРЧЕСКИЙ:

  1. Написание заметок о жизни своего корабля и путешествия в целом для газеты “Бортовой журнал” (приложение 2 ) . Газета “Бортовой журнал” включает в себя:
    1. экран соревнований (экран поддержки чистоты, выполнение упражнений на зарядке, поведения во время тихого часа на корабле);
    2. меню;
    3. план мероприятий на весь сезон лагерной смены “Морское путешествие”.
  2. Открытие морской галереи “Подводное царство” (рисунки, поделки, стихотворения).
  3. Конкурсы красоты и талантов (“Королева моря”, “Король моря”, “Ты – морячка, я – моряк”).
  4. Закрытие смены “Земля! Земля! Земля!”

Условия реализации программы

1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют воспитатели, старшая вожатая, отрядные вожатые. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ “СОШ № 118”. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых. Педагогические кадры:

Старшая вожатая: несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

Специальные кадры (библиотекарь, учитель физкультуры, учитель информатики): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

Педагоги дополнительного образования: отвечают за содержание деятельности своих кружков, результативность работы и привлечение ребят к деятельности, участвуют в подготовке общественных мероприятий.

Воспитатели: несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

Отрядные вожатые: Организуют и поддерживают работу отрядов, обеспечивают безопасность детей.

2. Педагогические условия:

  1. Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря.
  2. Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные).
  3. Систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
  4. Организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
  5. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
  6. Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого.
  7. Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

3. Методическое обеспечение смены

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана – сетки;
  2. Должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ “СОШ № 118”;
  3. Проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала лагерной смены;
  4. Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
  5. Подбор реквизита для проведения дел.
  6. Разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Критерии эффективности программы

  1. Постановка реальных целей и планирование результата программы.
  2. Заинтересованность педагогов в реализации программы.
  3. Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах.
  4. Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы.
  5. Творческое сотрудничество педагогов и детей.
  6. Желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.

Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.

Библиографический список:

  1. Журнал “ЗДВ”
  2. Книга с программами лагеря
  3. Методичка “Я – вожатый”

Морские чудеса

Ведущий.

Сегодня всем на удивленье
Мы начинаем представленье!
Морскую сказку вам покажем,
Споём, станцуем и расскажем.

Сказку, сказку начинаем, всех похлопать приглашаем!
Сказка, сказка, непростая, а волшебная, морская.

Поскольку нам нужно собраться в долгое путешествие на море, нам нужно приготовиться основательно. Начнем с тренировки мозгов.
выход пиратов

Ведущий . Вы кто такие?

    Я – Джулико бандито.

    Я – Де Ля Воро Гангстерито.

    Мы не дать вам путешествовать.

    Мы вас грабить.

Ведущий. А мы вас не боимся. Правда, ребята? (шепотом)Если честно, ребята, я знаю как их перевоспитать. Мы их пригласим в игру.

Разминка «З агадки с подвохом».

Очко той команде, чей игрок даст правильный ответ. Пираты каждый раз говорят неправильный ответ.

На обед сыночку Ване
Мама варит суп в… в стакане
(в кастрюле)

Говорит нам папа басом:
«Я люблю конфеты с… с мясом
(с орехом)

Просит бабушка Аркашу
Из редиски скушать… кашу
(салат)

Попросила мама Юлю
Ей чайку налить в… кастрюлю
(в чашку)

И в Воронеже, и в Туле,
Дети ночью спят на… на стуле
(на кровати)

Подобрать себе я смог
пару варежек для… для ног
(для рук)

Во дворе трещит мороз -

Шапку ты одень на… на нос
(на голову)

День рожденья на носу -

испекли мы… колбасу
(торт)

В ползунки всегда одет
Спит в саду с пустышкой… дед
(братик)

И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет… мама
(дочка)

Куклам платьица, штанишки
Любят шить всегда… мальчишки
(девчонки)

Конкурс на самый длинный канат .

Даже в сложных ситуациях команда должна уметь быстро сориентироваться и справиться с возникшими трудностями. Если в ходе борьбы со стихией канаты были утеряны, команда должна уметь восстановить необходимый инвентарь. За небольшое количество времени командам нужно, пользуясь помощью болельщиков, набрать как можно большее количество всевозможной одежды и сплести из нее самый длинный канат.

Пираты пытаются помочь и как будто бы случайно, ненавязчиво мешают командам.
Морской узел .

О прочных морских узлах наслышаны, наверняка, все. Но плести мы их будем не их веревок и не из канатов. Капитанам команд по очереди предлагается на некоторое время покинуть зал. Команда встает в круг и прочно держится за руки. Капитан противоположной команды должен хорошенько «запутать» этот круг, кого-то развернув вокруг себя, кого – то попросив переступить через сомкнутые руки и т.д. Основное условие конкурса – нельзя разъединять скрепленные руки. Когда «морской узел» будет готов – можно приглашать капитана команды, которому предстоит непростая задача – распутать этот «узел». Затем то же самое происходит с командой соперников.
Женщина на корабле.

Известная примета, что женщина на корабле – к неприятностям, мягко говоря, не что иное, как обычное суеверие. Женщина – это радость всегда и везде! И на нашем празднике, конечно, тоже. Будет чудесно, если ваш дружный женский коллектив покажет танец. Что это может быть? Трогательная песня под гитару или специально написанные к этому дню стихи о каждом мужчине из вашего коллектива. А может быть, это будет веселая сценка или зажигательный танец – все в ваших руках, главное, чтобы подготовленное выступление было искренним и непосредственным.

Веселая песня.

Ни что так не подымает настроение, как веселая песн, или хотя бы ее часть. Команды должны спеть как можно больше песен на морскую тематику. Поют поочередно. Самое главное, чтобы песни «зажигали».

Гонки крабов.

Все известны тараканьи бега и петушиные бои. Но где в море взять тараканов петухов? Их с успехом заменят крабы. Ведь гонки крабов также зрелищны и зажигательны. Самое главное – передать стиль краба, ходьба боком на четвереньках наоборот.

Морской боулинг .

Как скоротать время в тесной посудине среди морских просторов? Конечно же, игра в боулинг. Непростой – морской. А инвентарь пойдет обычный – кегли и мячи. Правила всем известны. Играйте и развлекайтесь.

«Яблочко».

И заканчивается конкурсная программа самым морским и веселым танцем «Яблочко». Следовать канонам при этом совсем не обязательно, чем интереснее и жизнерадостнее будет его исполнение, тем лучше!

Ведущий . Ребята, что это приключилось с нашими бандитами? Они дерутся, толкаются, плачут.

    Это он все придумал. И ребят отвлечь, и конфеты ваши украсть.

    Неправда. Это все он придумал.

    Нет, ты! (машет кулаками)

    Нет. Это ты! (пытается дать сдачи)

Ведущий. Что я слышу? Где подарки ребятам?

    Мы их забрали.

    И спрятали.

Ведущий. Сейчас же верните, ребятам.

    Да вот они – подарки.

    А у нас их нет!

Ведущий. Не переживайте, и вам подарки достанутся.

    Ура!

    Спасибо! Я больше не буду бандитом.

    И я больше не буду.

Ведущий. Вот и славно! И путешествие закончилось, и бандиты перевоспитались.

«Утверждаю»

Директор школы Сазонова Г.П.

28.04.16

Программа

детского оздоровительного лагеря "Солнышко"

на базе МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»

в форме сюжетно-ролевой игры

"Морское путешествие"

1. Пояснительная записка

Летний период – активная пора социализации школьников.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.

Ежегодно на базе МКОУ « Варнавинская С(К)ШИ» открывается оздоровительный лагерь «Солнышко».

Программа предназначена для учащихся школы от 8 до 16 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены.

Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружков. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других ведомств и организаций: участковый инспектор, работники МЧС и ГИБДД, инспектор ПДН, медработник. Планируются экскурсии в музей, библиотеку, Поездку в ФОК «Богатырь»».


Ежегодно 15 учеников нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Солнышко» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей с ОВЗ и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь.

В основе программы «Морское путешествие» лежат следующие принципы:

Добровольности,

Открытости в деятельности экипажей (отрядов),

Учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;

Доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;

Систематичности,

Наглядности,

Развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше;

Развитие его творческих способностей; коллективности.

2. Целеполагание

Общепедагогическая цель программы : создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
  • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому.
И поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят.
Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.

5. Игровая модель

Ребята нашего лагеря очень неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они составили свою карту путешествия по «Следам Синдбада-морехода».
Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Солнышко» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:

Столовая – камбуз;
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Место сбора экипажа – кают-компания;
Экипажные комнаты – кубрики и каюты;
Отряд – экипаж;
Воспитатели отрядов – штурманы;
Администрация лагеря – оргкомитет по ведению регаты;
Информационный стенд – дневник путешествия;
Дети – моряки.

Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий ». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 островов.

6. Этапы игры

  • Организационный: «По следам Синдбада-морехода».
  • Основной: «По пути приключений и открытий».
  • Итоговый: «Остров сокровищ».

7. Система стимулирования

После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.

Каждый якорь имеет свой цвет и значение:

  • Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
  • Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
  • Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
  • За особые заслуги – золотой якорь.

Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

  • «Самый дружный»,
  • «Самый творческий»,
  • «Самый интеллектуальный»,
  • «СУПЕРЭКИПАЖ».

Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.

Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание « юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.

Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание « матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

Звание « морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:

1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.

2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.

3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.

4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).

5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.

6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль .

Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело(если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).

8. Детское самоуправление

На организационном этапе проходят выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радист.

Традиционно из детей формируется 2-3 отряда. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях.

Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:

· «Порт странствий»;

· «Залив веселых шуток»;

· «Бухта хочу стать взрослым»;

· «Залив сильных, ловких, смелых»;

· «Остров экспромтов»:

· «Бухта «Наши родные места» .

Так же в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут воспитатели отряда и носят законченный характер.

1. Спортивные: футбол, волейбол, ПДД «Светофорчик»
2. Творческие: песенный, танцевальный, мягкая игрушка, оригами.
3. Интеллектуальный: логические игры.

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.

10. Информационное обеспечение программы «Морское путешествие» осуществляет пресс-центр лагеря.

11. Кадровое обеспечение

Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы.

Координатор программы: Дворникова Лариса Александровна

12.Тематическое планирование

  • День первый:
  • приход в лагерь , игра по отрядам «Суета сует»;
  • общелагерная игра «Свистать всех наверх!» .
  • Отрядные огоньки знакомств.
  • День второй:
  • организационные сборы в отрядах; общелагерный час знакомств «Путешественники, здравствуйте!»
  • Учебная тренировка по пожарной безопасности
  • День третий:
  • линейка открытия «По следам Синдбада-морехода»,
  • «Полный вперёд!»,
  • День четвёртый:
  • Корабельная кутерьма
  • Конкурс рисунков «В погоне за морскими призраками»
  • День пятый:
  • индивидуальные соревнования в «Школе юнг»
  • «Брейн-ринг»
  • общая большая эстафета «В поисках сокровищ капитана Флинта»
  • День шестой:
  • шоу-программа «Вечер на рейде»,
  • «Дневник регаты»– просмотр видеокассеты.
  • День седьмой:
  • интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками»
  • Остановка на острове дорожных знаков «Красный,желтый,зеленый»
  • День восьмой:
  • день наоборот «Бермудский треугольник»
  • конкурсная программа «Сардинка, сардинка, сардинка моя…»
  • сказка «Шиворот-навыворот»
  • День девятый:
  • творческий день «С корабля на бал»
  • Залив «Сильных, ловких, смелых»
  • День десятый:
  • тематический день «Три в одном»
  • Полуостров «Веселых шуток»
  • День одиннадцатый:
  • соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы
  • конкурсная программа «Ты морячка, я – моряк»
  • День двенадцатый:
  • праздник «Нептуна»
  • остров «Хочу стать взрослым»
  • День тринадцатый:
  • праздник «Корабельная кутерьма»,
  • конкурсная программа «Лидер и его команда»
  • День четырнадцатый
  • подготовка ко Дню Памяти,
  • «Дневник регаты» ,
  • День пятнадцатый
  • День Памяти
  • ярмарка «Остров сокровищ»,
  • линейка закрытия смены – Финиш регаты

14. Ожидаемые результаты по программе

Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых более 15 мальчишек и девчонок нашей школы.
В ходе реализации программы «Морское путешествие» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:

1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

  • удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
  • реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
  • формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
  • формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

2. Результаты, касающиеся детского объединения:

  • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

  • апробация новой модели лагерной смены;
  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
  • пополнение копилки форм работы;
  • развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

4. Результаты, направленные на педагогический отряд воспитателей:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • апробация модели взаимодействия пед. отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие», самореализация воспитателей.

15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

  • Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
  • Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
  • Итоговая диагностика
  • Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

16. Законы путешественников

Закон дружбы:

Один за всех и все за одного.

Закон времени:

Точность – вежливость королей.

Закон слова и дела:

Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.

Закон поднятой руки:

Если поднята рука,
Значит – все молчат пока.

Закон дома:

Лагерь наш – нам общий дом.
Чистоту храните в нём.

Закон песни:

Без песни ни дня, без песни ни шагу.
В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.

Закон природы:

Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.

Должностная

инструкция

педагога-психолога в ДОЛ.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог детского оздоровительного лагеря (далее - педагог-психолог) относится к категории специалистов.

1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо:

Имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы;

Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

Не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергающееся (не подвергавшееся) уголовному преследованию (за исключением случаев, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.3. Педагог-психолог должен знать:

Законодательные акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной защиты детей;

Конвенцию о правах ребенка;

Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 N 18-2/10/1-7164) и другие нормативные акты по вопросам организации летнего отдыха детей, детского оздоровительного лагеря;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков (СанПиН 2.4.2.2842-11), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 N 22, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003, другие нормативные акты, устанавливающие санитарные нормы, правила и нормативы;

Условия размещения детского оздоровительного лагеря (далее - лагерь);

Основы физиологии, гигиены;

Индивидуальные и возрастные особенности детей;

Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Теорию и методику воспитательной работы;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Основы доврачебной медицинской помощи;

Правила по охране окружающей среды;

Основы трудового законодательства;

Правила внутреннего трудового распорядка лагеря;

Правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;

- ______________________________________________________________________.

1.4. Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется:

Уставом (Положением)ДОЛ «Солнышко»

Настоящей должностной инструкцией

1.5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно Начальнику лагеря

1.6. В период отсутствия педагога-психолога (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет иной работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в период пребывания в лагере.

2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей в лагере.

3. Должностные обязанности

Педагог-психолог исполняет следующие обязанности:

3.1. Способствует гармонизации социальной сферы лагеря и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

3.2. Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

3.3. Проводит психологическую диагностику, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

3.4. Способствует развитию у детей готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

3.5. Определяет у детей степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

3.6. Участвует в формировании психологической культуры детей, в том числе культуры полового воспитания.

3.7. Консультирует работников лагеря по вопросам развития детей, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности детей, сотрудников лагеря, родителей (лиц, их заменяющих).

3.8. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планами работы лагеря и утвержденными программами.

3.9. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период пребывания в лагере.

3.10. Оказывает консультативную помощь детям, их родителям (лицам, их заменяющим), коллективу лагеря в решении конкретных проблем психологического характера.

3.11. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права

Педагог-психолог имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства лагеря.

4.2. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

4.3. Запрашивать и получать от структурных подразделений, специалистов необходимую информацию, документы.

4.4. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.6. Требовать от руководства лагеря оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность

5.1. Педагог-психолог привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, - в порядке, установленном действующим трудовым, административным или уголовным законодательством Российской Федерации;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба лагерю - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе

Квалификационной характеристики должности "Педагог-психолог" (Единый

квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов

и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников

образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от

26.08.2010 N 761н),

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией

осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией

подтверждается _____________________________

С должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,

__________________________________________________________________________.