Как легко выучить латинский язык. Латинский язык для начинающих и «с нуля. Как легко и быстро изучить латинский язык

Инструкция

Изучать латинский язык нужно начинать с изучения алфавита. В латинском алфавите 25 букв. Шесть букв (a, e, i, o, u, y) передают 12 гласных звуков латинского языка. Также в латинском языке 4 дифтонга. Нужно знать, что в латинском языке есть долгие и краткие гласные. Краткость и долготу обозначают с помощью надстрочных знаков: ā – "a" долгое, ă – "a" краткое. Ударение в латинских словах никогда не ставится на последнем слоге. В двусложных словах ударение ставится на начальном слоге. В трехсложных и многосложных словах ударение ставится на втором слоге от конца, если этот второй слог долгий. На третьем слоге от конца ударение ставится, если второй слог – краткий. Например, в слове transformatio ударение ставится на "а".

Далее, в латинском языке 4 . В первого спряжения основа заканчивается на «а» долгое (ā). Например, «ornāre», в котором «ornā» - основа, а «re» - суффикс. Суффиксом также может быть «ere». Ко второму спряжению относятся глаголы, основа которых заканчивается на «e» долгое (ē), например, «habēre». К третьему спряжению относятся глаголы, основа которых заканчивается на согласный, «u» краткое и «i» краткое (ŭ и ĭ), например, «tangere» (основа – «tang»). К четвертому спряжению относятся глаголы на «i» долгое (ī), например, «audīre», где «audī» - основа, а «re» - суффикс.

Глаголы в латинском языке имеют следующие грамматические категории: время (шесть времен: настоящее время, будущее первое, будущее второе, имперфект, перфект, плюскамперфект), наклонение (изъявительное, сослагательное и повелительное), залог (действительный и ), число (единственное и множественное), лицо (1, 2 и 3 лицо). Конечно, изучать каждый раздел нужно постепенно. Однако следует с чего-то начать, например, для начала четыре правильных спряжения. Рассмотрим, как изменяются глаголы I-IV спряжения в настоящем времени изъявительного наклонения действительного залога.

Глагол I спряжения ornāre: orno, ornas, ornat, ornāmus, ornatis, ornānt. Глагол II спряжения tacēre: taceo, taces, tacet, tacēmus, tacētis, tacent. Глагол III спряжения tangere: tango, tangĭs, tangĭt, tangĭmus, tangĭtis, tangŭnt. Глагол IV спряжения audīre: audio, audis, audit, audīmus, audītis, audiuŭt.

Поговорим немного о существительных в латинском языке. Они имеют категорию рода (мужской, женский, средний), числа (единственное, множественное). В латинском языке 6 падежей: Nominativus (именительный падеж), Genetivus (родительный падеж), Dativus (дательный падеж), Accusativus (винительный падеж), Ablativus (отложительный падеж), Vocativus (звательный падеж). У существительных в латинском языке 5 склонений. К первому относятся существительные с основой на ā и ă. Ко второму – на ŏ и ĕ. К третьему – на согласный и ĭ. К IV – на ŭ. К пятому – на ē.

Итак, мы узнали немного о латинском глаголе и существительном. Важно, что теперь, когда мы уже можем немного различать их, с помощью словаря можно перевести некоторые латинские предложения;

Fortuna caeca est – Фортуна слепа;
Epistula non erubescit – Бумага не краснеет;
Mala herba cito crescit – Плохая трава быстро растет;
Amicitia vitam ornat – Дружба украшает жизнь;
Amat victoria curam – Победа любит заботу;
Terra incognita – Неизвестная земля;
Cogito ergo sum – Размышляю, следовательно, существую.

Латинский язык (или просто латынь) для начинающих и «с нуля» в школе «Европейское Образование» - обучение проводится по Skype.

Два языка уходят своими корнями в историю европейской цивилизации - это древнегреческий и латинский языки. Их ещё зачастую называют классическими.

Древнегреческий язык был важнейшим фактором развития цивилизации Европы в разных ее сферах. Именно греки заложили основу философии, базу для естественных и гуманитарных наук, дали направление в литературе, а также первыми продемонстрировали сложные социально-политические связи и отношения. Именно греческий язык стал первым европейским языком, имеющим свою письменность. Античная цивилизация начинается в Греции, однако затем эстафету подхватывает Римская империя. В Западную Европу Рим приносит дальнейшее развитие, однако уже не греческий язык является языком цивилизации, а латинский.

Латинский язык относится к индоевропейской семье (наряду с греческим, английским , немецким и другими германскими языками), а в дальнейшем на его основе возникают романские языки: итальянский , французский , испанский , португальский , румынский и другие.

Языком живого общения латинский был в период с VI века до н.э. до VI н. э. Использовать латинский язык первым начал один из италийских народов - Latini . Латиняне населяли центральную часть Италии – Лаций (Latium ). Начиная с VIII до н. э. их культурным и политическим центром становится Рим.

На протяжении своего тысячелетнего существования латинский язык, как и любой другой живой язык, менялся и пополнялся новыми словами и правилами.

В современном мире латинский язык считается мертвым (т.е. его больше не используют для живого общения).

Сегодня латинский язык нужен студентам филологических факультетов, работникам медицины, юристам, политикам, философам и представителям некоторых других профессий. Кроме того, латинская терминология принимается за основу другими языками, оставаясь в своем первоначальном виде или поддаваясь определенным изменениям. Следует заметить, что в математике, физике и других науках до сих пор используют условные обозначения, которые зачастую служат сокращением латинских слов. В биологии, медицине, фармакологии и сегодня используют единую международную латинскую номенклатуру. Наряду с итальянским языком , латинский язык является государственным языком Ватикана.

Поскольку римская наука была построена на фундаменте греческой, современная научная терминология содержит значительную греко-латинскую составляющую.

Латинский язык для начинающих – это довольно широкое понятие, ведь его изучение преследует различные цели. Преподаватели нашей школы помогут вам четко определить структуру работы и построить курс, который будет максимально ориентирован на ваши цели и пожелания. Даже если цель у многих одна, пути к ее достижению могут быть разные. Так как все мы разные, у нас разное восприятие и понимание структуры языка, разные схемы запоминания и т.д. Преподаватель старается учитывать индивидуальные особенности каждого студента при подготовке к занятиям, что значительно облегчает процесс овладения определенной темой и языком в целом. Например, если вы студент медицинского факультета, то для вас наверняка будут актуальны такие темы, как латинский язык и основы медицинской терминологии, латинский язык для медиков, латинский язык для изучения фармацевтической терминологии, краткий анатомический словарь, латинская терминология в курсе анатомии человека и т.д.

Для каждой профессии существуют свои программы и темы для изучения, которые можно менять и дополнять в соответствии с пожеланиями учащегося.

Заниматься латинским языком для начинающих лучше час-полтора, а в дни, когда у вас нет занятий, закреплять материал более короткими подходами. На выходных можно посвятить чуть больше времени изучению латинского языка. Следует помнить, что работа с преподавателем – это лишь часть пути. Для достижения результата необходимо прикладывать немало усилий и самостоятельной работы.

Латинская фонетика довольно проста, так как основана на буквах, которые нам всем знакомы (латинский алфавит является основой почти для всех языков Европы). Для начинающих сложнее освоить правила чтения в латинском языке. Если вы хотите научиться понимать язык, а не просто выучить пару латинских пословиц и фраз, нужно овладеть грамматикой. Понимание смысла латинских текстов просто невозможно без знания грамматики. Дело в том, что спряжение и другие трансформации частей речи происходят по определенным правилам, поэтому на начальных этапах учебники часто содержат объяснения и сноски к текстам, чтобы облегчить понимание и восприятие смысла прочитанного.

Следует также помнить, что курс латинского для начинающих не направлен на овладение разговорным латинским языком (поскольку латинский уже очень давно не используется в разговорной речи). Курс латинского для начинающих поможет овладеть грамматикой и лексикой, необходимой в вашей сфере.

Несмотря на то что считается мертвым, изучается и применяется во многих сферах человеческой деятельности: юриспруденции, медицине, фармакологии, биологии. Объём знаний, необходимый человеку, зависит от сферы применения и конечной цели, но в любом случае нужно знать основы. В данной статье рассмотрим вопрос о том, как выглядит курс " для начинающих". Алфавит, обзор грамматики и советы по практике - это необходимый минимум, который поможет в самостоятельном изучении.

Алфавит и фонетика

Из чего начинать изучать латинский язык? Для начинающих важным является, прежде всего, знание алфавита. Он включает 24 буквы. На основе исследований их произношение унифицировано и приближено к примерному произношению древних римлян. Ниже приведена транскрипция на русском.

Есть некоторые особенности их чтения.

Гласная i читается как [и] и [й] перед гласными, h - с придыханием, l - мягко как во французском, y звучит как [и]. Буква c читается как [ц] перед e, i, y, ae, oe или как [к] перед a, o, u и в конце слов. S звучит как [з] между гласными, x - как [кс].

Дифтонги читаются так:

  1. ae - [э]
  2. oe - [Ö]
  3. au - [ау]
  4. eu - [эу]
  5. ch - [х]
  6. ngu - [нгв]
  7. ph - [ф]
  8. qu - [кв]
  9. rh - [р]
  10. th - [т]
  11. ti - [ти]

Ударение

  • краткие (произносятся быстро) - ă, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ, y̆;
  • долгие (растягиваются при произношении) - ā, ē, ī, ō, ū, ȳ.

Слоги бывают:

  • открытыми - заканчиваются на гласную;
  • закрытыми - заканчиваются на согласную.

Ударение ставится на первый слог, если слово двусложное (на последний слог его не ставят никогда). Если слово состоит из трех и более слогов, то ударение ставят на второй слог с конца, если он долгий, и на третий, если он краткий.

Грамматика

Курс " для начинающих" предполагает знание основ грамматики. На латыни все части речи делятся на изменяемые числительное, местоимение) и на неизменяемые междометие).

При самостоятельном изучении грамматики следует заниматься по тем пособиям, в которых есть ответы к упражнениям для самопроверки. Желательно выполнять большое количество практических заданий, что позволит автоматизировать навык употребления грамматических конструкций, и, как результат, пройденный материал запомнится надолго.

Практика

При изучении алфавита и грамматики постепенно накапливается пассивный словарный запас, который позже нужно активизировать при чтении текстов. На этом этапе появятся новые слова, для перевода которых понадобится академический словарь, например, Большой латинско-русский. Если Вы знаете английский, то можно приорести Elementary Latin Dictionary и Oxford Latin Dictuonary. Нужно также завести свой словарик и периодически повторять слова из него.

Чтение - завершающий этап курса "Латинский язык для начинающих". На этом уровне рекомендуется чтение таких текстов как:

  1. Fabulae Facilies.
  2. Latin Reader.
  3. De Viris Illustribus.
  4. The Latin Vulgate Bible.

Постепенно нужно усложнять задачи и переходить от простого чтения к пониманию без словаря. Для этой цели подойдут курсы "Assimil", Schola Latina Universalis и форумы для изучающих латынь, где можно практиковать разговорную речь и получить советы, если что-то не понятно.

Тема вторая. Латинский глагол (verbum) в настоящем времени (presens)

Тема четвертая. Прошедшее время несовершенного вида (imperfectum) или простое прошедшее

Тема пятая. Будущее время (futurum I)

Тема шестая. Имена существительные третьего, четвертого и пятого склонений

Тема седьмая. Прошедшее время совершенного вида (Perfectum)

Тема восьмая. Причастие и отглагольное существительное

Тема девятая. Склонение и степени сравнения прилагательных и наречий (nomina adiectiva et proverbia)

Тема десятая. Сослагательное наклонение (coniunctivus)

Тема одиннадцатая. Имя числительное, римское летоисчисление и календарь

Тема двенадцатая. Неправильные глаголы

Тема тринадцатая. Более сложные явления латинского синтаксиса (придаточные предложения, инфинитивные и независимые обороты)

Тема четырнадцатая. Латинское стихосложение

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

ЛАТИНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ

РУССКО-ЛАТИНСКИЙ СЛОВАРЬ

ц (перед e, i, y, ae, oe), к (в остальных случаях)

к (употребляется только в слове Kalendae)

в сочетании qu – кв

с (з между гласными)

и (в словах греческого происхождения)

Примечание. Сочетание ngu читается [нгв] (или [нгу], перед гласным); ti читается как [ци] перед гласным, [ти] перед согласным; двугласные ae и oe читаются как [э], двугласные au и eu читаются в один слог (с неслоговым у: [ау], [эу]).

Правила ударения. Латинские слоги бывают краткими или долгими (долгота и краткость гласных обычно отмечается в словарях). Кроме того, долгими считаются закрытые слоги. Например, в слове documentum слог men закрыт, поскольку за его гласным следуют два согласных. Открытые слоги, в свою очередь, всегда краткие. Например, в слове ratio слог ti краток, так как он открыт, т. е. за его гласным следует гласная i. Открытым, следовательно, кратким считается также слог, за гласным которого следует одна согласная, например, слог bi в слове mobilis. Ударение в латинских словах ставится регулярным образом. Оно стоит на предпоследнем слоге, или на третьем от конца, если предпоследний краток, т. е. ударение, образно говоря, тяготеет к середине слова и никогда не ставится на последний слог (за исключением, разумеется, случая, когда слово состоит из одного слога).

Тема первая. Имя существительное (nomen substantivum)

Латинское существительное, как и русское, склоняется по падежам, однако количество падежей и их функции в латинском языке несколько отличаются от русского. Латинские существительные делятся на пять типов склонения, которые мы последовательно рассмотрим. Сейчас же начнем с двух самых простых и регулярных типов склонения – первого и второго.

Практическими признаками этих склонений являются: окончание -а в именительном и -ае в родительном падежах единственного числа для первого склонения, и окончания -us, -er, -um в именительном и -i в родительном для второго склонения.

Таким образом, к первому склонению относятся существительные с основой на -а. Например, culpa, culpae (вина). В основном они женского рода, за исключением немногочисленных существительных мужского рода, обозначающих профессии, например, poeta, poetae (поэт), nauta, nautae (моряк), agricola, agricolae (земледелец).

Второе склонение сложнее и включает в себя имена мужского и среднего рода. При этом к среднему роду принадлежат существительные, оканчивающиеся на -um. По общему правилу (для всех склонений), именительный, винительный и звательный падежи имен среднего рода всегда совпадают, а во множественном числе всегда оканчиваются на -а. Для имен на -us второго склонения – единственный раз во всей системе латинского склонения – звательный падеж не совпадает с именительным: meus amicus verus, мой верный друг, но – mi amice vere, о мой верный друг! Большинство имен на -us оканчиваются в звательном падеже на -е, за некоторым исключением – nulla regula sine exceptionibus: имена собственные на -ius, такие как Publius – Publi, а также местоимение meus и существительное filius в звательном падеже оканчиваются на -i: meus – mi, filius – fili.

Дательный падеж во множественном числе всегда совпадает с отложительным (ablativus – отложительный падеж, который может означать отделение, орудие действия, место и время и переводится на русский язык с помощью различных падежей).

Просклоняем, например, такие существительные: familia, ae, f (семья), locus, i m (место), ager, i m (поле), damnum, i n (ущерб).

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Единственное

Множественное

Остальные клеточки заполните самостоятельно!

Nota bene: слова, для того чтобы они имели смысл, должны согласоваться в роде, числе и падеже. Не забудьте также, что существительные и прилагательные второго склонения на -er при склонении имеют чередование, e.g. (exempli gratia): nom. ager, gen. agri, etc. (et cetera). За исключением – как будет по-латыни «Правил нет без исключений»? – нескольких прилагательных, которые следует запомнить:

liber, liberi; miser, miseri; asper, asperi; tener, teneri.

Латинские предлоги употребляются с двумя падежами – винительным и отложительным, причем большинство из них согласуется с тем или другим падежом, за исключением предлогов in (в, на) и sub (под). Например, in silva (в лесу), in silvam (в лес). Список предлогов см. в грамматическом справочнике.

Теперь просклоняйте такие словосочетания:

tua prima cura magna, poeta clarus, meus et noster amicus verus, bellum domesticum, collega bonus, nauta miser, agricola liber, tutela legitima, titulus iustus, culpa lata, causa privata, dolus malus, edictum perpetuum, iustae nuptiae, aeterna historia, terra incognita, persona suspecta, pia desideria.

Переведите и запомните.

Ad gloriam. Ab hoc et ab hac. Ab origine. Lapsus calami. Lapsus linguae. Nomina sunt odiosa. Non multa, sed multum. Per se. Sine ira et studio. Status quo. Ultima ratio. Ex iusta causa. Ex aequo et bono. Ad hoc. Ad memorandum. Ad usum. Ex libris. In aeternum. Ubi bene, ibi patria. Sine loco, anno vel nomine. Ante Christum natum. Anno Domini. Vide supra. In dubio pro reo. Sine causa. Ex delicto. Contra tabulas. Pro forma. Curriculum vitae. Cum Deo. Ex cathedra. Nemo est iudex in propria causa. Non est philosophia populare artificium. Via antiqua est via tuta.

NB. Если вы что-то забыли, таблицу склонения существительных, прилагательных и местоимений вы найдете в грамматическом справочнике в конце вашего учебника. В словаре же вы сможете найти значение незнакомых вам латинских слов.

Тема вторая. Латинский глагол (verbum)

в настоящем времени (presens)

Выделяют четыре типа латинского спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с основой, оканчивающейся на –а, ко второму – с основой на долгое –е, к третьему – с основой на согласный звук, к четвертому – с основой на –i. Глаголы третьего спряжения, оканчивающиеся на согласную, нуждаются в соединительной (так называемой тематической) гласной.

Глаголы третьего спряжения к основе добавляют соединительную гласную

I во всех остальных случаях

NB. Таблицу спряжения глаголов вы найдете в грамматическом справочнике.

Глаголы могут употребляться в различных временах, залогах и наклонениях. Начнем с самого простого – настоящего времени изъявительного наклонения. Образуется оно довольно просто: к основе глагола (не забудьте о соединительной гласной!) добавляются личные окончания действительного или страдательного залога, которые следует запомнить:

действительный залог

страдательный залог

Запомнив это, вы сможете сказать по-латыни все что угодно. Не верите? Попробуйте! Как сказать, например, брать, хватать? – capere, если забыли, то посмотрите в словаре. А как сказать я беру кошку? – Felem capio. О, меня захватывают в рабство! – наверное, думает кошка, или же: O, heu, in servitutem capior! – если это римская кошка, – и пытается убежать. Но скрыться от вас не так-то просто. Как результат, кошка взята – capta est. Но как сказать: «Я схватил кошку»? Этого вы еще не знаете. Хотя, наверное, кто-то уже знает, если посмотрел из любопытства один из последующих уроков учебника.

Нам только что встретились четыре формы глагола брать, хватать. Найдите их: capio – capta – capĕre – capior.

Capĕre – это неопределенная форма (третьего, как вы знаете, спряжения) глагола брать.

Capio – это первое лицо настоящего времени, я беру. Соответственно, capis, capit, capimus, capitis, capiunt – ты берешь, он или она берет, мы берем, вы берете, они берут.

Capta – это страдательное причастие прошедшего времени. Здесь оно женского рода (поскольку речь идет о кошке). Полная форма: captus, capta, captum – взят, взята, взято.

Теперь если вы посмотрите в словарь, то обнаружите, что все глаголы даны там примерно в таком виде: capio, cepi, captum, capĕre. Мы знаем все эти формы, кроме второй, которая выражает законченное действие и о которой речь впереди.

Наконец, capior – это форма настоящего времени страдательного залога. Напомню: тебя берут будет caperis, его или ее берут – capitur, нас берут – capimur, вас берут – capimini, их берут – capiuntur.

Повелительное наклонение образуется очень просто:

Сначала вы находите основу глагола, с тематической гласной, если это третье спряжение (т. е. то, что остается, если отбросить окончание -re от неопределенной формы), например: cape/re. Затем, если вы хотите сказать своему псу: ХВАТАЙ! – задача уже решена, так как CAPE! и будет означать указание взять. Если же у вас целая свора, то употребите вместо окончания -e другое, -TE (с тематическим гласным), и вы получите CAPITE!, что значит ЦАПАЙТЕ, ХВАТАЙТЕ!

Если вам, напротив, нужно сказать ФУ, НЕ СМЕЙ (или НЕ СМЕЙТЕ) ХВАТАТЬ! вы скажете NOLI (NOLITE) CAPERE!

Глагол esse быть, как и следовало ожидать, склоняется не вполне регулярным образом: sum, es, est, sumus, estis, sunt (я есть, вы есть, он есть и т.д.).

Переведите теперь и запомните несколько выражений! В каких формах употреблены здесь глаголы?

Noli accusare! Mittite! Es! Este! Noli esse captus! Nec tecum vivere possum, nec sine te. Rogo te, Luci Titi, petoque ad te! Credite mihi. Non credimus tibi. Isti libri tibi a me mittuntur. Noli dicere, si tacere debis. Divide et impera. Noli dicere quod nescis. Cognosce te ipsum. Da mihi veniam, si erro. Ne varietur. Probatum est. Ira non excusat delictum. Tantum scimus, quantum memoria tenemus. Commodium ex iniuria sua nemo habere debet. Credo. Veto. Absolvo. Condemno. In dubio abstine. Non licet. Dare, facere, praestare. Respondere, cavere, agere.

Думаю, вы теперь без труда переведете следующие тексты. Прочитайте и определите основные формы существительных и глаголов, которые встречаются в тексте. Имена существительные, которые вы встретите (за исключением mulier) принадлежат к первым двум склонениям.

Для облегчения перевода тексты нескольких первых разделов сопровождаются небольшим глоссарием. При переводе остальных текстов значение незнакомых латинских слов необходимо проверять по словарю. Долготу и краткость гласных, которую необходимо знать для правильного произношения слов, также уточняйте по словарю.

Puĕri Romāni cum paedagōgis in scholam propĕrant. Paedagōgi viri docti, sed servi erant.

Puellae domi manent et mater eas domi laborāre, coquere, sed etiam cantāre, saltāre, legere, scribere et recitāre docet. Multae matrōnae et mulieres Romānae doctae erant.

Puĕros magister in schola legĕre, scribĕre et recitāre docet. Magister librum habet, puĕri tabŭlas et stilos tenent. Puĕri in tabŭlis sententias scribunt, deinde recǐtant.

Magister bonus pulchre recǐtare potest, puĕri libenter audiunt; magister malus male recǐtat: pueri dormiunt. Sed magister virgam habet et puĕras verbĕrat. Orbilium, Horatii poetae clari magistrum, sevērum esse dicunt. Ita Horatius Orbilium per iocum "plagōsum" dicit, nam saepe puĕris plagas dat. Discipŭli magistri verba memoriā tenent: "Discite, pueri! Non scholae, sed vitae discǐmus."

domi – дома

stilus, i – палочка для письма, стиль

teneo, tenui, tentum, tenēre – держать

coquo, coxi, coctum, cocere – готовить, стряпать

mulier, mulieris, f. – женщина

virga, ae, f. – прут, розга

verbĕro, verberavi, verberatum, verberāre – бить

iocus, i – шутка

plaga, ae – удар

De servis Romanōrum

Latium in Italia est. Incŏlae Latii Latīni erant. Latium patria linguae Latīnae erat. Multae et pulchrae villae virōrum Romanōrum in Italia erant.

Romāni magnum numerum servōrum habent. Familia romāna ex dominis, liberis et servis constat. Servos Romani bellis sibi parant. Servi liberi non sunt, etiam filii servōrum servi esse debent. In villa opulenti viri multi servi laborant. Multi domini severi sunt, servos saepe vituperant et puniunt. Servi severos dominos non amant, sed timent. Recte etiam dictum est, inter dominum et servum nulla amicitia est. Cato, orator Romanōrum clarus, legere solet: Servus instrumentum vivum est.

Sed Graeci viri docti, qui servi Romanōrum erant, non in agri vel latifundiis laborāre debent. Multi servi docti paedagōgi, servi a libellis, bibliothecarii, librarii et etiam vestiplici vestiplicaeque et ornartrices erant. Alii servi Graeci morbos curant, alii liberos Romanôrum educant et pueros grammāticam, philosophiam, litteras docent. Magistri Graeci de claris poetis Graecōrum, ut de Homēro et Hesiōdo, et de philosophis, ut de Platone et Democrito et Pythagore et aliis viris doctis narrant. Liberi libros poetārum Graecōrum amant et saepe tragoedias et comoedias clarōrum poetārum legunt.

vitupero, -are, 1

soleo, solitus sum, solere, 2

servus a libellis

ornartrix, icis f

был, были

состоять

доставлять, добывать

иметь обыкновение

переписчик книг

раб или рабыня, которые следили за одеждой их господ

рабыня-парикмахер

Тема третья. Особенности латинского синтаксиса (простое предложение, место прилагательного и сказуемого, пассивные конструкции, падежи, предлоги и др.)

Построение латинского предложения отличается от русского некоторыми особенностями. Для того чтобы читать и писать по-латыни без ошибок, нужно помнить несколько простых правил.

Прежде всего, глагол-сказуемое, как правило, стоит в самом конце пусть даже очень длинного предложения. Всегда ищите его там! Подлежащее же, как правило, стоит в начале или ближе к началу. Для того чтобы убедиться в этом, просмотрите, пожалуйста, еще раз тексты, которые мы уже читали.

Далее, личные местоимения в латинском языке употребляются редко, поэтому предложение может состоять только из одного слова: lego означает я говорю. Так что будьте внимательны (audire debetis). В случае если глагол-сказуемое стоит в первом или во втором лице, подлежащее не ищите. Его нет. Если глагол стоит в третьем лице, то скорее всего вы найдете подлежащее в виде существительного в именительном падеже, если же его нет, то употребите местоимение третьего лица.

Прилагательные и местоимения ставятся (как во французском) после существительного к которому они относятся: amicus meus, vir doctus.

Очень многие вещи можно выразить по-латыни замечательно кратко. Не случайно латинские сентенции столь знамениты. Правда, русский язык почти не уступает латинскому. Например, клин вышибают клином будет clavus clavo pellitur, или лагерь укреплен валом – castra vallo munitur. Попробуете сказать это по-немецки или по-английски. Приведенные примеры – это так называемый страдательный оборот. Орудие действия (клин, вал) употреблены здесь в отложительном падеже (аблятиве) без предлога. Действующее лицо употребляется также в аблятиве, инструментальном падеже (который соответствует здесь русскому творительному), но с предлогом -a / -ab: castra a militibus vallo munitur лагерь укреплен воинами валом.

Очень интересным явлением латинского синтаксиса является так называемый двойной винительный падеж. Мы уже встречались с этим оборотом. Помните?

4-е изд. - М.: 2 009. - 352 с.

Учебник содержит: грамматический материал по программе, рассчитанной на 120 часов учебного времени, и упражнения для его усвоения; тексты латинских авторов; латинско-русский словарь, включающий лексику текстов учебника. В связи со спецификой самостоятельного обучения в книге даются контрольные работы, методические указания и комментарии к текстам. Подбор текстов отвечает интересам широкого круга читателей.

Для студентов гуманитарных факультетов.

Формат: djvu

Размер: 2,5Мб

Скачать: drive.google

Формат: pdf

Размер: 31,4Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Значение латинского языка 3
Как построен самоучитель и чему он учит 8
Что такое грамматика 10
I часть
I глава 11
§ 1. Буквы и их произношение (11). § 2. Сочетания гласных (13).
§ 3. Сочетания согласных (14). § 4. Долгота и краткость гласных звуков (количество) (14). §5. Ударение (15). Упражнения (15).
II глава 16
§ 6. Характеристика строя латинского языка (16). § 7. Первоначальные сведения о существительном (18). § 8.1 склонение (20). § 9. Глагол esse (быть) (22). § 10. Некоторые синтаксические замечания (22). Упражнения (23).
III глава 24
§11. Первоначальные сведения о глаголе (25). § 12. Характеристика спряжений. Общее представление о словарных (основных) формах глагола (26). § 13. Основные (словарные) формы глагола (28). § 14. Praes-ensindicativiactivi.Imperativus praesentis activi (29). § 15. Отрицания при глаголах (31). § 16. Предварительные пояснения к переводу (32). Упражнения (38).
IV глава 40
§ 17. Imperfectum indicativi activi (40). § 18. II склонение. Общие замечания (41). § 19. Существительные II склонения (42). §20. Явления, общие для I и II склонений (43). § 21. Прилагательные I-II склонений (43). § 22. Притяжательные местоимения (45). § 23. Accusativus duplex (46). Упражнения (46).
V глава 47
§ 24. Futurum I indicativi activi (48). § 25. Указательные местоимения (49). § 26. Местоименные прилагательные (51). § 27. Ablativus loci (52). Упражнения(53).
Контрольная работа 54
VI глава 56
§ 28. III склонение. Общие сведения (57). § 29. Существительные III склонения (59). § 30. Соотношение форм косвенных падежей с формой именительного падежа (60). § 31. Род имен существительных III скло¬нения (62). § 32. Ablativus temporis (62). Упражнения (63).
VII глава 64
§ 33. Прилагательные III склонения (64). § 34. Participium praesentis activi (66). § 35. Существительные III склонения гласного типа (67). Упражнения (68).
Статьи для чтения 69
II часть
VIII глава 74
§ 36. Пассивный залог. Форма и значение глаголов (74). § 37. Понятие об активной и пассивной конструкциях (76). § 38. Местоимения личные и возвратное (78). § 39. Особенности употребления личных, возвратного и притяжательных местоимений (79). § 40. Некоторые значения genetivus (80). Упражнения (81).
IX глава 82
§41. Система времен латинского глагола (82). §42. Главные типы образования основ перфекта и супина (83). § 43. Perfectum indicativi activi (84). § 44. Supinum и его словообразовательная роль (86). § 45. Раг-ticipium perfecti passivi (87). § 46. Perfectum indicativi passivi (88). Упражнения (89).
X глава 90
§ 47. Plusquamperfectum indicativi activi и passivi (91). § 48. Futurum II indicativi activi и passivi (92). § 49. Относительное местоимение (93). § 50. Понятие о сложноподчиненных предложениях (94). § 51. Рагticipium futuri activi (95). Упражнение (96).
Контрольная работа 97
XI глава 99
§ 52. Глагол esse с приставками (99). § 53. Сложный глагол posse (101). § 54. Accusativus cum infinitivo (102). § 55. Местоимения в обороте асе. с. inf. (103). § 56. Формы инфинитива (104). § 57. Определение в тексте и способы перевода оборота асе. с. inf. (105). Упражнения (107).
XII глава 108
§ 58. IV склонение (109). § 59. Verba deponentia и semidepo-nentia (110). § 60. Nominativus cum infinitivo (112). § 61. Ablativus modi (113). Упражнения (114).
XIII глава 115
§ 62. V склонение (115). § 63. Dativus duplex (116). § 64. Указательное местоимение hie, haec, hoc (117). Упражнения (117).
XIV глава 118
§ 65. Степени сравнения прилагательных (119). § 66. Сравнительная степень (119). § 67. Превосходная степень (120). § 68. Обра¬зование наречий от прилагательных. Степени сравнения наречий (121). § 69. Супплетивные степени сравнения (122). Упражнения (124)
Статьи для чтения 125
III часть
XV глава 129
§ 70. Причастные обороты (129). § 71. Ablativus absolutus (130). §72. Определение в тексте и способы перевода оборота abl. abs. (132). § 73. Ablativus absolutus без причастия (133). Упражнения (134).
XVI глава 135
§ 74. Числительные (136). § 75. Употребление числительных (137). § 76. Определительное местоимение idem (138). Упражнение (138).
XVII глава 139
§ 77. Формы конъюнктива (139). § 78. Значения конъюнктива (142). § 79. Оттенки значения конъюнктива в независимых предложениях (143). § 80. Придаточные предложения дополнительные и целевые (144). § 81. Придаточные предложения следствия (146). Упражнения (147).
XVIII глава 148
§ 82. Формы конъюнктива группы перфекта (149). § 83. Употребление конъюнктива группы перфекта в независимых предложениях (150). § 84. Consecutio temporum (150). §85. Придаточные предложения временные, причинные и уступительные(151). Упражнения (153).
XIX глава 154
§ 86. Косвенный вопрос (154). Упражнение (155).
Контрольная работа 155
XX глава 159
§ 87. Условные предложения (159). Упражнение (160).
XXI глава 161
§ 88. Герундив и герундий (161). § 89. Употребление герундива (162). § 90. Употребление герундия (164). § 91. Признаки различия герундия и герундива и сопоставление их значений с инфинитивом (164). Упражнения (165).
IV часть
Избранные места из произведений латинских авторов
С. Iulius Caesar. Commentarii de bello Gallico 168
M. Tullius Cicero. Oratio in Catilinam prima 172
Cornelius Nepos. Marcus Porcius Cato 184
C. Plinius Caecilis Secundus Minor. Epistulae 189
Velleius Paterculus. Historiae Romanae libri duo 194
Eutropius. Breviarium historiae Romanae ab U. с 203
Antonius Possevinus. De rebus Moscoviticie 211
Alexander Gvagninus. Moscoviae descriptio 214
P. Vergilius Maro. Aeneis 224
Q. Horatis Flaccus. Carmen. Satira 230
Phaedrus. Fabulae 234
Pater Noster 237
Ave, Maria 237
Gaudeamus 238
Афоризмы, крылатые слова, сокращения 240
Грамматический справочник
Фонетика 250
Морфология 250
I. Части речи (250). П. Существительные. А. Окончания падежей (251). Б. Закономерности склонений (252). В. Nominativus в III склонении (252). Г. Особенности склонения отдельных существитель¬ных (253). III. Прилагательные и их степени сравнения (254). IV. Числительные (254). V. Местоимения (257). VI. Глагол. А. Образование глагольных форм от трех основ (259). Б. Отложительные и полуотложительные глаголы (262). В. Недостаточные глаголы (262). Г. Арха¬ические глаголы (вне спряжений) (262). VII. Наречия (266). VIII. Предлоги (267). Синтаксис простого предложения 267
IX. Порядок слов в предложении (267). X. Употребление падежей (268). XI. Accusativus cum infinitivo (271). XII. Nominativus cum infinitivo (272). XIII. Ablativus absolutus (272). XIV. Gerundi-um. Gerundivum (272). XV. Значение конъюнктива (272).
Синтаксис сложного предложения 273
XVI. Союзы. А. Сочинительные (наиболее распространенные) (273). Б. Подчинительные (наиболее распространенные) (274). XVII. Соп-secutio temporum (274). XVIII. Подлежащные придаточные предложения (275). XIX. Определительные придаточные предложения (275). XX. Определительные предложения с обстоятельственным значением (276). XXI. Дополнительные придаточные предложения (276). XXII. Придаточные предложения цели (276). XXIII. Придаточные предложения следствия (277). XXIV. Временные придаточные предложения (277). XXV. Причинные придаточные предложения (278). XXVI. Уступительные придаточные предложения (278). XXVII. Условные придаточные предложения (279). XXVIII. Косвенный вопрос (279). XXIX. Косвенная речь (279). XXX. Attractio modi (280). XXXI. Придаточные предложения с союзами ut, quum, quod (280).
Элементы словообразования 282
Приложения 287
О римских именах 287
О римском календаре 288
О латинском стихосложении 292
О нотах 293
Об этимологии и лексике 294
Ключ к контрольным работам 295
Латинско-русский словарь 298