Открытый урок "человек и человечность " план-конспект урока по обществознанию на тему. Человек и человечность. презентация к уроку по обществознанию (6 класс) на тему Конспект урока по обществознанию что такое человечность

МБОУ- гимназии №2

г. Асино

Томскоя обл.
Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии

среднего образования

Конспект урока обществознания в 6 классе

по теме: «Человек и человечность»

Разработан

АНИСИМОВОЙ Мариной Ивановной

2013 год
План урока
Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема программы : ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
Тема урока : ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Тип урока: УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Форма урока: ТРАДИЦИОННЫЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МЕТОДА НАПРАВЛЯЮЩЕГО ТЕКСТА
Цель урока:


  1. К концу урока обучаемые будут:

2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

* ЧУСТВА СОСТРАДАНИЯ;

* ЧЕЛОВЕЧНОСТИ;
3. В ходе урока способствовать развитию образовательных компетенций:

* ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ;

* УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ;

* КОММУНИКАТИВНОЙ;

* ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Материально-дидактическое оснащение урока
1.Дидактические материалы: *КОМПЛЕКТЫ 2.Оборудование:

ДЛЯ ПОДГРУПП, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЛИСТОВ: * КОМПЬЮТЕР

Л1,Л2,Л3,Л4, Л4,Л5 * ПРОЕКТОР

*ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО»

*КАРТОЧКИ НА СТОЛЫ С УКАЗАНИЕМ

СОСТАВОВ МИКРО ГРУПП; * ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ТЕСТОВЫМИ

*КОНВЕРТЫ С НАБОРОМ ТРАФАРЕТОВ ЗАДАНИЯМИ;

ЦВЕТНЫХ ТЮЛЬПАНОВ ДЛЯ *ИЗНАНКА ОДНОЙ ИЗ СТВОРОК ДОСКИ

КАЖДОЙ МИКРО ГРУППЫ ОФОРМЛЕНА В ВИДЕ БУКЕТА В ВАЗЕ

Ход урока.


этапа урока


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.

8.00-8.02

-Сегодня я хочу с вами поговорить об очень важной вещи в нашей жизни. Мы все страдает, если она отсутствует в нашей жизни, мы все в ней нуждаемся. Чтобы нам было легче разобраться в этом важном вопросе я предлагаю посмотреть отрывок из одного фильма.

Обучающие рассаживаются в группы в соответствии с указанными на карточках списков.

Воспринимают информацию о предстоящей работе.


Формируется установка на полноценное восприятие видеоинформации

8.03-8.05

Просмотр отрывка из фильма «Чучело» (С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)

Просматривают отрывок из фильма «Чучело»

Обучающие эмоционально настраиваются на работу по теме урока.

8.05-8.20

- Кто из вас узнал, из какого фильма данный отрывок? Это экранизация произведение Владимира Железнякова «Чучело», которое вы изучали на уроках литературы.

А сейчас познакомьтесь с вопросом на информационном листе Л1, на который к концу урока мы должны найти ответит.

Для этого вы должны будите ознакомиться с информацией на листе Л2, коллективно обсудить её содержание и на листе Л4 дать ответ на вопросы, которые даны на листе Л3.


Обучающие знакомятся с информационными листами Л1, Л2, Л3, Л4. Прочитав информацию, коллективно обсуждают вопросы и заполняют пустой лист Л4.

После знакомства и обсуждения информационного материала,

обучающие составляют коллективную работу.


8.20-8.25

-Сейчас вы получите листы с правильными ответами. Вы должны сравнить их с содержанием своих листов и выставить баллы по каждому вопросу как это указано в эталоне.

Обучающие сравнивают свою работу с эталоном и выставляют баллы.

Обучающие должны правильно соотнести свою работу с эталоном – суметь понять содержание образца и сравнить со своей работой.

5.

8.25 – 8.28

-Постарайтесь объективно оценить работу каждого из вас в микро группах и, учитывая полученные баллы с работой по тексту, выставить в оценочный лист.

Обучающие заполняют оценочные листы.

Работа каждого в микро группах будет оценена с максимальной объективностью.

8.28 – 8.33

- А теперь давайте вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока. Что такое «гуманизм» и как фильм Р. Быкова «Чучело» учит гуманизму?

Обучающие отвечают на поставленный вопрос. Предоставляется возможность высказать каждому.

Должен быть верно сформулирован ответ на вопрос урока.

8.33-8.36

-Мы с вами на прошлом уроке говорили о морали и нравственности. Считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока и предыдущего близки?

Для закрепления обеих тем решим ряд тестов.


Отвечают на поставленный вопрос и решают тесты, представленные на экране.

Найти правильные ответы. При затруднении порассуждать над утверждениями тестов.

8.36-8.38

-Сегодня мы начали разговор об очень важной теме – теме гуманизма. Конечно, мы к ней ещё не раз вернёмся. А сейчас предлагаю высказаться, на сколько вам понравилась наша с вами работа. У вас есть конверты с набором «тюльпанов», а на доске – букет с нераспустившимися цветами. Если вы считает, что урок был интересным, познавательным вы помещаете свой цветок в букет.

Обучающие помещают свои трафареты на доску в импровизированный букет.

Создание визуального образа коллективной рефлексии урока.

8.38-8.40

-Запишите домашнее задание: стр. 100-105 (Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание. 6 класс»)и напишите эссе по теме: «Как фильмы могут воспитывать человечность?»

Записывают домашнее задание.

Знакомство с текстом параграфа и написание эссе.

Как один из вариантов выявления эффективности данного урок можно предложить учащимся на следующий урок по листу с вопросами Л3 составить конспект этого урока.


После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано: «Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».

Каково значение слова «гуманизм»? Что значит воспитывать чувство гуманизма?

Гуманизм - это слово происходит от латинского «гуманус» - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку, его развитию, что нет ничего на земле совершеннее человека. Мыслителей, которые первыми высказали эту мысль, стали называть гуманистами. Великие писатели, ученые, художники эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла и многие, многие другие, о которых вы узнаете на уроках истории и литературы, - выступали в своих произведениях против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей.

В 17-18-м вв. великие мыслители-просветители Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций и другие проповедовали идеи Свободы, Равенства и Братства. Они подготовили тем самым Великую французскую революцию 1789 г., 200-летие которой отмечал весь мир.

Но является ли каждый из нас настоящим гуманистом? Оказывается, что кому-то только еще предстоит им стать, и для этого нужно сделать очень и очень много, в первую очередь побороть в себе плохие качества. Например, бывает, что одноклассники жалуются на какого-нибудь своего товарища учителю только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию. Гуманно ли они поступают? Конечно, нет, ведь гуманизм - это и есть сочувствие другим людям, желание им добра, борьба со злом во имя счастья всех людей.

А гуманно ли поступают взрослые дети, забывая про свою состарившуюся мать, не ухаживая за ней или даже отправляя ее в дом престарелых? Ответ очевиден. Сочувствовать - значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию - одно из свойств гуманного человека. Оно ограничивает эгоизм, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного. Гуманный человек всегда добр, он заботится о всех, кто нуждается в его помощи, в защите, кто слабее его. Он никогда не обидит своих товарищей, родных, других людей, никогда не мучает животных, всегда говорит правду и не любит тех, кто может солгать во имя сиюминутных личных выгод…

Лист №3


  1. Подберите синоним к латинскому слову «гуманизм».

  2. Назовите основные идеи гуманизма, которые развивали мыслители-гуманисты эпохи Возрождения.

  3. Назовите 3-4 мыслителей-гуманистов 15-18 веков.

  4. Перечислите качества, которым должен обладать гуманный человек.
Лист №4

(Даётся чистый лист для заполнения для каждой микро группы).

ЭТАЛОН Лист №5


  1. Гуманизм – это человечность. (10 баллов)

  2. Они выступали против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей. (10 баллов)

  3. Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций. (10 баллов)

  4. Сострадание, сочувствие, доброта, борьба со злом, забота о других людях и животных, помощь слабым, честность, бескорыстность. (10-20 баллов)

Гуманизм Лист №6

Оценочный лист.


Список

микрогруппы.


Сумма баллов за

выполненное задание.


Перевод баллов в

отметку.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Для перевода суммы баллов в отметку применяется следующая шкала.

50 баллов – «отлично»;

40 баллов – «хорошо»;

30 баллов – «удовлетворительно»;

20 – менее баллов – задание не выполнено и оценивается - « не удовлетворительно».

Тест

к уроку обществознания в 6 классе

Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В. Воронцов, российский литератор)

Тип урока: комбинированный

Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

Ход урока.

I .Опрос.

Ответьте «да» или «нет».

1. Способности — врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)

2. Способности — высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)

3. Воля — специфическое человеческое свойство (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)

II . Изучение нового материала.

План.

1. Мораль и гуманизм.

2. Моральные нормы и поступки людей.

1. Обыгрывание ситуации:

1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2) друзья обозвали друг друга;

3) сказали маме не правду

2. Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы — правила поведения в обществе.

— Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе

— Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества

— Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

— Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это Табу — запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.

— Приведите примеры табу.

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

Обычай — это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.

Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?

Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.

Этика (греч. etnos)- устойчивая природа какого — либо явления, позднее — устойчивый порядок

Этика — философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.

Этика — совокупность норм поведения (С. И. Ожегов).Его синоним — нравственность.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла».

— Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?

Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

Человек, совершив какой — либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.

Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III . Закрепление.

Групповая работа.

1-я группа. Объясните смысл высказываний

«Суть всякой морали — рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)

2-я группа. Проанализируйте

«4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)

3-я группа. Как вы понимаете высказывания

«Нравственный закон — это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов — писатель)

Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»

Д/З: п.4, задание 1- 4.

  • Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. ФГОС. УМК Начальная школа 21 века
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Этим уроком мы завершаем курс «Обществознания» 6 класса. В ходе урока мы поговорим о том, что такое гуманизм, какие ценности являются гуманистическими. Также мы рассмотрим вопрос, какое общество можно считать гуманным, что принято в данном обществе. На конкретных исторических примерах мы рассмотрим, как можно пользоваться гуманистическими идеалами в своей жизни.

    Тема: Добродетели

    Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию. Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

    Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются. То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным. Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

    Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека. Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены. Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь. Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

    Рис. 3. Пожилые люди нуждаются в нашей опеке ()

    Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам. Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны. Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

    Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла. Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

    Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди. Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством. Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

    Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”. Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны. Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда. Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

    Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

    Наверняка сейчас вы знаете США как демократическую страну с развитой общественной системой, которая борется за права человека. В этой стране есть место независимому общественному мнению. Сейчас в США президентом является афроамериканец Барак Обама.

    Но ещё каких-то 60 лет назад Соединённые Штаты Америки были совершенно другими. Да, на территории США действовала та же самая Конституция 1787 года, которая гарантировала права и свободы американцам. Но вместе с тем на территории США существовало такое явление как сегрегация , или расовое разделение. В середине 19 века после Гражданской войны в США рабство было отменено, и американцы очень гордились тем, что смогли сами преодолеть такой позорный пережиток прошлого. Но они не избавились от того, что отношение белокожих людей к афроамериканцам было уничижительным. Белые люди – янки-были основой американского общества; все те, кто были людьми другого цвета кожи, прежде всего, афроамериканцы, оказались за бортом общественной жизни. Для них существовали специальные чёрные кварталы. Афроамериканцам нельзя было входить в бары или какие-то общественные заведения для белых людей, даже в общественный транспорт, который перевозил белых. Ни в коем случае неграм нельзя было учиться в тех учебных заведениях, где обучались белые дети и юноши. В высшие учебные заведения доступ неграм был практически закрыт.

    Понятно, что демократия в рамках такого общества существовать не могла, это абсурд. Если одна часть населения государства по факту угнетена, о демократии речи идти не может. В это время в США появился совершенно потрясающий человек, гуманист, который также своей жизнью доказал, что нельзя сопротивляться злу насилием, а нужно бороться со злом согласно человеческим принципам. Этого человека звали доктор Мартин Лютер Кинг. Кинг был священником-баптистом, это была очень популярная религиозная секта в США, особенно среди афроамериканцев. Прежде всего, этот человек был общественным деятелем. Он боролся за то, чтобы права афроамериканцев были приравнены к правам белого населения. Наиболее известна знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, которую он прочитал перед огромной аудиторией (около 300 тысяч американцев слушали его в тот момент). Эта речь носила название “I have a dream”, Мартин Лютер Кинг сказал о том, что люди должны жить в мире и согласии. Все свои конфликты люди должны решать с помощью слов, а не физической силы. Но самое главное, о чём мечтал Кинг, - это отсутствие различий между американцами по цвету кожи, по разрезу глаз, по языку и другим расовым и национальным признакам.

    Доктор Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию мира в 1964 году. Настолько высоко мир оценил деятельность человека, который пытался изменить не самую благоприятную на тот момент для жизни страну. В конечном итоге в 1968 году Кинг был убит, застрелен одним из людей, которые были ярыми фанатами сегрегации. Но его смерть не была напрасной, она явилась символом отмены сегрегации. Действительно вскоре США избавились от этой позорной общественной системы. Сейчас в Америке стыдно называть человека негром. Это считается оскорблением, вежливым считается слово «афроамериканец». Все люди вне зависимости от цвета кожи равны, и в этом высшая сущность гуманизма.

    1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

    2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

    3. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

    4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. - Дрофа, 2013.

    1. Российское гуманистическое общество ().

    2. Мораль и общество. Социальная этика ().

    3. Расовая сегрегация в Америке. История одной победы ().

    1. Выполни задание «Проверь себя» на странице 212. Учебник: Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. - Просвещение, 2004.

    2. Как вы понимаете выражение «гуманное общество»? Какими принципами оно руководствуется?

    3.* Наверняка вы встречали в своей жизни гуманных, вызывающих восхищение людей. Напишите сочинение на тему «Мой герой».

    Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

    Тип урока: Комбинированный

    Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

    Задачи урока:

    Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

    Развивающая: продолжение работы с глоссарием

    Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

    Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

    Этапы урока:

    Организационный момент

    Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

    Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

    Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

    Ответ: Человек.

    Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

    Экспресс-опрос

    Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

    1. Человек – это биосоциальное существо (да)

    2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

    3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

    4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

    5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

    6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

    7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

    8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

    9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

    Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

    Ученики отвечают.

    Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

    Ученики приводят примеры.

    Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

    Ответ: Жизненные обстоятельства.

    На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

    Изучение нового материала

    Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

    Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

    Что вы почувствовали, услышав об этом?

    Ответ: Страх.

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Ответы учеников.

    Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

    Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

    Мозговой штурм:

    ассоциации со словом Человечность

    Запись на доске:

    уважение к людям доброта милосердие гуманность

    Сострадание человеколюбие

    Работа со словарем (задания даются по рядам)

    СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

    несчастьем, горем.

    ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

    делать добро другим.

    УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

    нибудь достоинств.

    ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

    достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

    ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

    МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Человечность – каждодневное проявление гуманизма (Запись в тетрадь)

    Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

    Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

    «Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

    Она хочет жить до весны,

    Отпуская журавликов в небо,

    Но сжигают тело костры,

    Словно жар уходящего лета.

    Ей всего ничего отродясь,

    Но вы мудрость познаете взгляда,

    Но боль убивает смеясь,

    Не боясь пропитавшего яда.

    Верит птицам бумажным в руках,

    Что спасают нетронутой душу,

    Светлый мир посещает во снах,

    Близость смерти покой не нарушит…

    Учитель: Для чего нужно быть человечным?

    Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

    Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

    Гуманизм от латинского- человеческий, человечный. Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий. Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность. "У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

    Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

    Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

    Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

    Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

    Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

    Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

    Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

    Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

    Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

    Живи так, как тебе хочется.Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.Живи так, чтобы не навредить другим людям.Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

    Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

    Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

    Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

    Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

    У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

    Ответы учащихся: А вдруг это обман?

    Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

    Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

    Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

    Вспомним, золотое правило нравственности.

    Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

    Рефлексия.

    Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

    Ответ ученика.

    Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

    (Эти высказывания ученики подготовили дома)

    Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

    В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за...

    Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В.Воронцов, российский литератор)

    Тип урока: комбинированный

    Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

    Ход урока.

    I .Опрос.

    Ответьте «да» или «нет».

    1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)

    2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)

    3. Воля- специфическое человеческое свойство (да)

    4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

    5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)

    II . Изучение нового материала.

    План.

    1. Мораль и гуманизм.

    2. Моральные нормы и поступки людей.

    1. Обыгрывание ситуации:

    1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

    2) друзья обозвали друг друга;

    3) сказали маме не правду

    2. Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

    На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы- правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества

    Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

    Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это табу - запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.

    Приведите примеры табу.

    По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

    -Обычай - это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.

    Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т.д.

    Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.

    Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?

    Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.

    Этика (греч.etnos)- устойчивая природа какого- либо явления, позднее- устойчивый порядок

    Этика - философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.

    Этика - совокупность норм поведения (С.И. Ожегов).Его синоним- нравственность.

    Стержнем этики является определение «добра» и «зла».

    Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?

    Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

    Человек, совершив какой- либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.

    Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

    III . Закрепление.

    Групповая работа.

    1-я группа. Объясните смысл высказываний

    «Суть всякой морали- рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)

    2-я группа. Проанализируйте

    «4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)

    3-я группа. Как вы понимаете высказывания

    «Нравственный закон- это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов- писатель)

    Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»

    Д/З: п.4, задание 1- 4.

    Скачать Чтобы скачать материал или !