Удар из космоса: ракета, которая напугала США . Космическая ракета: виды, технические характеристики. Первые космические ракеты и космонавты Орбитальные баллистические ракеты

В 1960-х годах, боевое оснащение которых после запуска и выхода на низкую околоземную орбиту , совершив неполный оборот по орбите, поражало цель на поверхности Земли. Такая система не имела ограничений по дальности стрельбы, а траектория орбитального полёта не позволяла прогнозировать точку прицеливания. Система позволяла наносить ракетно-ядерные удары по территории США по наименее ожидаемым траекториям - через Южный полюс , с направления противоположного тому, на который была ориентирована в те годы система раннего предупреждения о ракетном нападении командования NORAD .

Для использования в составе системы частично-орбитальной бомбардировки в СССР разрабатывались несколько ракет, но только одна из них была принята на вооружение:

  • Орбитальная ракета Р-36орб (8K69), разрабатывавшаяся ОКБ-586 М. К. Янгеля . Была развёрнута в 1968 году, первый полк встал на боевое дежурство в 1969 году на территории НИИП-5 . Максимальное количество развёрнутых ракет - 18;
  • Глобальная ракета ГР-1 (8К713), разрабатывавшаяся ОКБ-1 С. П. Королёва . Работы над ракетой были прекращены по ряду причин (одна из которых - проблемы с двигателями);
  • Р-46, также предложенная ОКБ-586, из состояния проекта не вышла;
  • Универсальная ракета УР-200А (8K81), разрабатывавшаяся ОКБ-52 В. Н. Челомея . После девяти пусков на полигоне НИИП-5 работы над ракетой были прекращены;
  • Мощная универсальная ракета УР-500 (впоследствии ставшая РН «Протон») начинала разрабатываться по постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 29 апреля 1962 года № 409-183, в том числе и в варианте боевой орбитальной ракеты.

Американские спутники раннего предупреждения DSP (англ.) русск. , первый из которых был запущен в 1970 году, позволили США обнаруживать пуски орбитальных [ ] ракет [ ] .

Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2 , подписанный СССР и США в 1979 году, запрещал развёртывание систем подобных системе частично-орбитальной бомбардировки:

Статья 9

1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать:

с) средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, включая частично орбитальные ракеты ;

В соответствии с договором ракеты Р-36орб были выведены из эксплуатации в январе 1983 года.

Литература

  • Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. - М. : "Военный Парад", 2007. - 248 с. - 2000 экз. - ISBN 5-902975-12-3 .
  • Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное» / Под общей ред. С. Н. Конюхова. - Днепропетровск: ООО «КолорГраф», 2001. - 240 с. - 1100 экз. - ISBN 966-7482-00-6 .

На сегодняшний день Российская Федерация обладает самой мощной в мире космической отраслью. Россия является безоговорочным лидером в области пилотируемой космонавтики и к тому же обладает паритетом с США в вопросах космической навигации. Некоторые отставания нашей страны имеются лишь в исследованиях далеких межпланетных пространств, а также в разработках по дистанционному зондированию Земли.

История

Космическая ракета впервые была задумана российскими учеными Циолковским и Мещерским. Они же в 1897-1903 годах создали теорию ее полета. Намного позже данное направление стали осваивать зарубежные ученые. Это были немцы фон Браун и Оберт, а также американец Годдард. В мирное межвоенное время вопросами реактивного движения, а также создания для этой цели твердотопливных и жидкостных двигателей занимались лишь три страны в мире. Это были Россия, США и Германия.

Уже к 40-м годам 20 века наша страна могла гордиться успехами, достигнутыми в вопросах создания твердотопливных двигателей. Это позволило во время Второй мировой войны использовать такое грозное оружие, как "Катюши". Что касается создания больших ракет, оснащенных жидкостными двигателями, то здесь лидером была Германия. Именно в этой стране на вооружение приняли "Фау-2". Это первые баллистические ракеты, имеющие малую дальность. В период Второй мировой войны "Фау-2" использовали для бомбардировок Англии.

После победы СССР над гитлеровской Германией основная команда Вернера фон Брауна под его непосредственным руководством развернула свою деятельность в США. При этом они забрали с собой из поверженной страны все разработанные ранее чертежи и расчеты, на основании которых должна была быть построена космическая ракета. Только мизерная часть команды немецких инженеров и ученых продолжила свою работу в СССР вплоть до середины 50-х годов 20 века. В их распоряжении были отдельные части технологического оборудования и ракет без каких-либо расчетов и чертежей.

В дальнейшем как в США, так и в СССР были воспроизведены ракеты "Фау-2" (у нас это Р-1), что и предопределило развитие ракетостроения, направленного на увеличение дальности полета.

Теория Циолковского

Этого великого русского ученого-самоучку и выдающегося изобретателя считают отцом космонавтики. Им еще в 1883 году был написана историческая рукопись "Свободное пространство". В этом труде Циолковский впервые высказал мысль о том, что перемещение между планетами возможно, и нужен для этого специальный который называется "космическая ракета". Сама теория реактивного прибора была обоснована им в 1903 г. Она содержалась в труде под названием "Исследование мирового пространства". Здесь автор приводил доказательства того, что космическая ракета является тем аппаратом, с помощью которого можно покинуть пределы земной атмосферы. Эта теория явилась настоящей революцией в научной сфере. Ведь о полете на Марс, Луну и на другие планеты человечество мечтало давно. Однако ученые мужи так и не смогли определить, каким образом должен быть устроен летательный аппарат, который будет перемещаться в абсолютно пустом пространстве без опоры, способной дать ему ускорение. Данная задача была решена Циолковским, который предложил использование для этой цели Только с помощью такого механизма можно было покорить космос.

Принцип действия

Космические ракеты России, США и других стран до настоящего времени выходят на орбиту Земли при помощи ракетных двигателей, предложенных в свое время Циолковским. В этих системах происходит преобразование химической энергии топлива в кинетическую, которой обладает выбрасываемая из сопла струя. Особый процесс происходит в камерах сгорания таких двигателей. В них в результате реакции окислителя и горючего выделяется теплота. При этом продукты сгорания расширяются, нагреваются, разгоняются в сопле и выбрасываются с огромной скоростью. Ракета при этом движется благодаря закону сохранения импульса. Она получает ускорение, которое направлено в противоположную сторону.

На сегодняшний день существуют такие проекты двигателей, как космические лифты, и т. д. Однако на практике они не применяются, так как пока еще находятся в разработке.

Первый космический аппарат

Ракета Циолковского, предложенная ученым, представляла собой металлическую камеру продолговатой формы. Внешне она была похожа на аэростат или дирижабль. Переднее, головное пространство ракеты предназначалось для пассажиров. Здесь же были установлены приборы управления, а также хранились поглотители углекислоты и запасы кислорода. В отсеке для пассажиров предусматривалось освещение. Во второй, основной части ракеты Циолковский расположил горючие вещества. При их смешении происходило образование взрывчатой массы. Она зажигалась в отведенном ей месте в самом центре ракеты и выбрасывалась из расширяющейся трубы с огромной скоростью в виде горячих газов.

В течение долгого времени имя Циолковского было малоизвестно не только за рубежом, но и в России. Многие считали его мечтателем-идеалистом и чудаком-фантазером. Истинную оценку труды этого великого ученого получили только с приходом советской власти.

Создание ракетного комплекса в СССР

Значительные шаги в освоении межпланетного пространства были сделаны после окончания Второй мировой войны. Это было время, когда США, являясь единственной атомной державой, стали оказывать на нашу страну политическое давление. Первоначальной задачей, которая ставилась перед нашими учеными, было наращивание военной мощи России. Для достойного отпора в условиях развязанной в эти годы холодной войны необходимо было создать атомную, а затем и Вторая, не менее сложная задача, состояла в доставке созданного оружия до цели. Для этого и требовались боевые ракеты. С целью создания данной техники уже в 1946 г. правительством были назначены главные конструкторы гироскопических приборов, реактивных двигателей, систем управления и т. д. Ответственным за увязку в единое целое всех систем стал С.П. Королев.

Уже в 1948 г. первая из разработанных в СССР баллистических ракет прошла успешные испытания. Аналогичные полеты в США были осуществлены на несколько лет позже.

Запуск искусственного спутника

Кроме наращивания военного потенциала правительство СССР ставило перед собой задачу освоения космического пространства. Работы в этом направлении велись многими учеными и конструкторами. Еще до того как в воздух поднялась ракета межконтинентальной дальности, разработчикам подобной техники стало понятно, что, сократив полезный груз летательного аппарата, можно было добиться скорости, превышающей космическую. Этот факт говорил о вероятности вывода на земную орбиту искусственного спутника. Данное эпохальное событие произошло 4.10.1957 г. Оно стало началом новой вехи в освоении космического пространства.

Работа по освоению безвоздушного околоземного пространства потребовала огромных усилий со стороны многочисленных коллективов конструкторов, ученых и рабочих. Создатели космических ракет должны были разработать программу вывода летательного аппарата на орбиту, отладить работу наземной службы и т. д.

Перед конструкторами стояла сложная задача. Необходимо было увеличить массу ракеты и сделать возможным достижение ею второй Именно поэтому в 1958-1959 годах в нашей стране был разработан трехступенчатый вариант реактивного двигателя. С его изобретением стало возможным производить первые космические ракеты, в которых на орбиту мог подняться человек. Трехступенчатые двигатели открыли и возможность полета на Луну.

Далее ракеты-носители все более и более усовершенствовались. Так, в 1961 г. была создана четырехступенчатая модель реактивного двигателя. С ним ракета могла достичь не только Луны, но и добраться до Марса или Венеры.

Первый пилотируемый полет

Старт космической ракеты с человеком на борту впервые состоялся 12.04.1961 г. От поверхности Земли оторвался корабль «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным. Это событие явилось эпохальным для человечества. В апреле 1961 г. освоение космоса получило свое новое развитие. Переход к пилотируемым полетам потребовал от конструкторов создания таких летательных аппаратов, которые могли бы возвращаться на Землю, безопасно преодолевая слои атмосферы. Кроме того, на космической ракете должна была быть предусмотрена система жизнеобеспечения человека, включающая регенерацию воздуха, питание и многое другое. Все эти задачи были успешно решены.

Дальнейшее освоение космоса

Ракеты типа «Восток» еще долгое время способствовали удержанию ведущей роли СССР в сфере исследования околоземного безвоздушного пространства. Их использование продолжается и до настоящего времени. Вплоть до 1964 года летательные аппараты «Восток» превосходили все существующие аналоги по своей грузоподъемности.

Несколько позже в нашей стране и в США были созданы более мощные носители. Название космических ракет такого типа, сконструированных в нашей стране, - «Протон-М». Американский подобный аппарат - «Дельта-IV». В Европе была сконструирована ракета-носитель «Ариан-5», принадлежащая к тяжелому типу. Все эти летательные аппараты позволяют выводить 21-25 тонн груза на высоту в 200 км, где располагается низкая околоземная орбита.

Новые разработки

В рамках проекта полета человека на Луну были созданы РН, принадлежащие к сверхтяжелому классу. Это такие космические ракеты США, как «Сатурн-5», а также советская Н-1. Позднее в СССР была создана сверхтяжелая ракета «Энергия», которую в настоящее время не используют. Мощным американским РН стал «Спейс шаттл». Эта ракета позволяла выводить на орбиту космические корабли массой в 100 тонн.

Производители летательных аппаратов

Космические ракеты проектировались и создавались в ОКБ-1 (Особом конструкторском бюро), ЦКБЭМ (Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения), а также в НПО (Научно-производственном объединении) «Энергия». Именно здесь увидели свет отечественные баллистические ракеты всех типов. Отсюда вышли и одиннадцать стратегических комплексов, которые взяла на вооружение наша армия. Усилиями работников данных предприятий была создана и Р-7 - первая космическая ракета, которая считается самой надежной в мире и в настоящее время. С середины прошлого века на этих производствах инициировались и велись работы по всем направлениям, касающимся С 1994 г. предприятие получило новое название, став ОАО РКК «Энергия».

Сегодняшний день производителя космических ракет

РКК «Энергия» им. С.П. Королева является стратегическим предприятием России. Оно играет ведущую роль в разработке и производстве пилотируемых космических систем. Большое внимание на предприятии уделяется вопросам создания новейших технологий. Здесь разрабатываются специализированные автоматические космические системы, а также РН для вывода на орбиту летательных аппаратов. Кроме того, РКК «Энергия» активно внедряет наукоемкие технологии для производства продукции, не относящейся к освоению безвоздушного пространства.

В составе этого предприятия, помимо головного конструкторского бюро, находятся:

ЗАО «Завод экспериментального машиностроения».

ЗАО «ПО «Космос».

ЗАО «Волжское КБ».

Филиал «Байконур».

Самыми перспективными программами предприятия являются:

Вопросы дальнейшего освоения космоса и создания пилотируемой транспортной космической системы новейшего поколения;

Разработка пилотируемых летательных аппаратов, которые способны освоить межпланетные пространства;

Конструирование и создание энергетических и телекоммуникационных космических систем с использованием специальных малогабаритных рефлекторов и антенн.

Сегодня никто не сомневается в том, что оборонные доктрины ведущих государств являются военно-космическими . Стратегическая американская концепция быстрого глобального удара, помимо всего прочего, предусматривает широкое развертывание космических платформ запуска средств поражения. Не говоря уже о принципиальном наращивании спутниковой группировки обеспечения. Для отражения возможного контрудара форсируется комплексная программа ПРО. У России – свой принципиальный подход к такому вызову времени.

Ядерно ответим…

Начнем с американцев. Причем сразу с вывода. Американское военно-стратегическое планирование не предусматривает создание в обозримой перспективе новых систем ракетно-ядерного оружия . Определенные работы в этом направлении, конечно, ведутся, но за рамки НИР, в крайнем случае НИОКР, не выходят. Иными словами, «господствовать» в военно-техническом плане они собираются без ставки на ядерные вооружения.

Показательны в этой связи последние исследования Калифорнийского института международных исследований и Центра Джеймса Мартина по вопросам нераспространения ядерного оружия. Что касается МБР, то в конце прошлого года ВВС США приступили к анализу возможностей замены существующих ракет новым образцом, однако ничего конкретного пока не вышло. Затраты на соответствующие НИР скромны – менее 100 миллионов долларов.

Последний раз наземная американская ядерная составляющая перевооружалась в середине 80-х годов ракетой МХ «Пискипер», которая впоследствии была снята с боевого дежурства. Как бы то ни было, сегодня в США на вооружении состоят лишь МБР «Минитмен-3», разработка 40-летней давности.

Согласно указанным выше источникам состоящая сегодня на вооружении БРПЛ «Трайдент-2» останется в этом статусе вплоть до 2042-го . Что-то новое для ВМС сойдет с «чертежных досок» не ранее 2030 года.

ВВС США в настоящее время имеют на вооружении 94 стратегических бомбардировщика: 76 В-52 Н и 18 В-2А, к разработке которых приступили в начале 50-х и конце 70-х соответственно. Парк этих машин будут эксплуатировать еще три десятка лет . Существуют планы создания перспективного ударного дальнего бомбардировщика LRS-B (Long Range Strike-Bomber), однако никакими подробностями относительно данной программы источники не располагают.

С другой стороны, идет форсирование космических оборонных программ США, в частности , способного осуществлять долговременный полет, что необходимо, например, для обслуживания орбитальных платформ базирования ракетного оружия и спутниковых группировок.

Американцы не хотят связываться с ядерными вооружениями по вполне понятным причинам. Сегодня угроза локальных вооруженных конфликтов более вероятна, чем еще пару десятков лет назад. Воевать с той или иной степенью интенсивности приходится все чаще. Ядерное оружие в таком случае не подходит просто по определению. Его, конечно, можно использовать при превентивном ударе, что равносильно агрессии, или же как последний оборонный козырь, когда идет речь о существовании страны в принципе.

Но тот, кто первым решится на ядерное безумие, сразу станет мировым изгоем со всеми последствиями независимо от самых благородных причин, побудивших вскрыть атомный «цинк».

Сегодня нужна эффективная, а главное – реальная стрельба на основе высокоточных баллистических и крылатых ракет, в том числе и воздушно-космического базирования.

Ставка же российских Вооруженных Сил, как и прежде, делается на ядерные силы, причем с традиционным акцентом на наземные комплексы . Твердотопливные моноблочные «Тополя» различных способов базирования за последнее время «породили» уже две модификации с РГЧ. Речь идет о принятой на вооружение ракете и РС-26 «Авангард» , которую согласно заявлению командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева планируют поставить на боевое дежурство в 2015 году.

Интересно, что в качестве причины создания комплекса РС-26 «Авангард» главком РВСН называл, в том числе, и противодействие американскому глобальному удару. Но оказывается, этого мало. Даже с учетом знаменитой «Сатаны», о чем чуть ниже.

В последний весенний день замминистра обороны Юрий Борисов подтвердил факт разработки новой тяжелой жидкостной МБР шахтного базирования с рабочим названием «Сармат». «В самом разгаре работы над тяжелой ракетой. Проводится ряд НИОКР, связанных с упреждением угрозы, связанной с глобальным ударом со стороны США. Я считаю, что эта компонента (стратегические ядерные силы) к концу 2020 года будет переоснащена не на 70 процентов, а на все 100 ».

О задачах в связи с новой разработкой говорил в конце февраля бывший начальник ведущего ракетно-космического исследовательского центра – НИИ-4 Министерства обороны генерал-майор Владимир Василенко:

«Военная целесообразность создания тяжелой жидкостной МБР обусловлена необходимостью противодействия развертыванию глобальной ПРО, другими словами – сдерживания от развертывания ПРО. Почему? Именно тяжелая МБР шахтного базирования дает возможность не только доставлять боевые блоки к целям по энергетически оптимальным траекториям с жесткими, следовательно – прогнозируемыми азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс ».

«…Такое свойство тяжелой МБР: многонаправленность азимутов подлета к цели вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую ПРО. А она намного сложнее в организации, особенно по финансам, чем секторная ПРО. Это очень сильный фактор , – отметил Василенко. – Кроме того, огромный запас полезной боевой нагрузки на тяжелой МБР позволяет оснащать ее различными средствами преодоления ПРО, которые в конечном счете перенасыщают любую ПРО: как ее информационные средства, так и ударные ».

Какие выводы можно сделать из всего прочитанного и услышанного?

Первое . Вероятным, потенциальным и любым другим противником для нас, как и прежде, являются Соединенные Штаты. Факт этот подчеркивается на самых высоких уровнях, например, на недавнем «круглом столе» в Госдуме по наболевшей, с трудом решаемой проблеме воздушно-космической обороны.

Второе . Как наступательным, так и оборонительным американским стратегическим неядерным инициативам мы противопоставляем в целом исключительно наступательные ядерные программы.

Третье . Реализуй мы успешно задуманное с новой ракетой, станем первой страной, готовой вывести в космос ядерное оружие. Процесс этот между тем объективный. Уже никто не оспаривает тот факт, что космическое пространство есть потенциальный театр военных действий. То есть оружие там, в зависимости от выбранной направленности – ядерное, кинетическое, лазерное и т. д. – лишь вопрос времени. Тем более что разместить в космосе ядерные средства поражения – идея далеко не новая.

«Глобальная ракета» Никиты Хрущева

Как только, следуя принципу деления ядер, удалось высвободить несметную массу энергии, а ум Оппенгеймера и Курчатова заключил ее в «Толстяки», «Малыши» и прочие «изделия», возникла идея развернуть такое оружие на орбите Земли.

В конце 40-х – начале 50-х годов немцы, которые и генерировали в то время американскую военно-космическую мысль, предлагали в качестве базирования ядерных зарядов космос. В 1948-м правая рука Вернера фон Брауна – руководитель немецкого ракетного центра в Панемюнде Вальтер Дорнбергер предложил разместить атомные бомбы на околоземной орбите. В принципе для бомбардировки из космоса не существует «закрытых» территорий и такое оружие представляется эффективным средством устрашения .

В сентябре 1952 года, в самый пик корейской войны сам фон Браун предлагает проект орбитальных станций, которые помимо ведения разведки могли бы служить стартовыми площадками для ракет с ядерными боеголовками.

Однако прижимистые американцы быстро смекнули, во что им обойдется строительство орбитальных комплексов с оружием массового поражения. Кроме того, точность орбитальных бомб оставляла желать лучшего, так как в то время не удавалось разработать должную систему ориентации, необходимую для точного определения положения оружия относительно цели. И уж начисто отсутствовала технология маневрирования боеголовок на конечном атмосферном участке.

В середине прошлого века США отдали предпочтение МБР наземного и морского базирования. Другое дело – СССР . «…Мы можем запускать ракеты не только через Северный полюс, но и в противоположном направлении тоже », – объявил на весь мир в марте 1962 года тогдашний лидер Советского Союза Никита Хрущев. Это означало, что боеголовки ракет теперь полетят к США не по кратчайшей баллистической траектории, а выйдут на орбиту, совершат полуоборот вокруг Земли и появятся, откуда их не ждали, где не создавали средств оповещения и противодействия.

Врал, конечно, товарищ Хрущев, но не до конца. Над проектом ракеты ГР-1 конструкторское бюро Сергея Королева работало с 1961 года. Сорокаметровая трехступенчатая ракета оснащалась ядерной боеголовкой массой 1500 кг. Третья ступень как раз и помогала вывести ее на орбиту. Дальность стрельбы такой ракеты ограничений само собой не имела.

9 мая, а также на ноябрьском параде 1965 года по Красной площади провезли здоровенные баллистические ракеты. Это и были новые ГР-1. «…Перед трибунами проходят гигантские ракеты. Это – орбитальные ракеты. Боевые заряды орбитальных ракет способны наносить внезапные удары по агрессору на первом или любом другом витке вокруг Земли », – радостно вещал диктор.

Американцы потребовали объяснений. Ведь еще 17 октября 1963 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 18884, которая призвала все страны воздержаться о выведения на орбиту или размещения в космосе ядерных вооружений. На что советский МИД пояснил: резолюция-де запрещает применение подобного оружия, но не его разработку.

Правда, ракеты, которые провезли по Красной площади, оставались макетами. Королевскому КБ так и не удалось создать боевой образец ГР. Хотя в резерве оставался альтернативный проект частично орбитальной бомбардировки КБ Михаила Янгеля на основе МБР Р-36 – Р-36 орб. Это было уже действительно орбитальное ядерное оружие. Двухступенчатая ракета длиной 33 метра оснащалась головной частью с приборным отсеком систем ориентации и торможения боеголовки. Тротиловый эквивалент ядерного заряда составлял 20 мегатонн!

Система Р-36 орб. в составе 18 ракет шахтного базирования была принята на вооружение 19 ноября 1968 года и дислоцировалась в специальном позиционном районе на Байконуре.

По 1971-й включительно эти ракеты несколько раз отстреливались в рамках испытательных запусков. Одна из них все-таки «достала» США. В конце декабря 1969 года при очередном запуске на орбиту вышла макетная боевая часть, получившая традиционно мирное обозначение спутника «Космос-316». Этот самый «Космос» почему-то не был подорван на орбите, как его предшественники, а под действием силы притяжения вошел в атмосферу, частично разрушился и просыпался обломками на американскую территорию.

По договору ОСВ-2, заключенному в 1979-м, СССР и США обязались, что на испытательных полигонах не будут размещать боевые ракеты. К лету 1984 года все Р-36 орб. были сняты с боевого дежурства, а шахты взорваны.

Но, как известно, дурной пример заразителен. Разрабатывая с конца 70-х годов новую МБР МХ «Пискипер», американцы никак не могли определиться со способом базирования. Командование ВВС справедливо полагало, что для фантастической в то время ударной мощи советских ядерных сил наземного базирования не составит труда уничтожить при первом ударе большую часть позиционных районов американских континентальных МБР.

У страха глаза велики. Предлагались весьма экзотические способы. Например, посадить ракеты на якорь на морском дне близ родных берегов. Или сбрасывать их для большей сохранности в море после получения «стратегического предупреждения» с надводных кораблей и подводных лодок. Раздавались призывы выводить головные части ракет в случае возникновения кризисных ситуаций на «орбиту ожидания», откуда при неблагоприятном развитии событий производить перенацеливание боеголовок на наземные объекты.

Кому «Воевода», кому «Сатана»

Сегодня, говоря о планах разработать новую тяжелую жидкостную МБР для решения соответствующих задач, нельзя забывать: на вооружении РВСН уже существует подобный комплекс, правда, без «орбитальных» возможностей, что отнюдь не умаляет его достоинств. Речь идет все о том же проекте Р-36, который лег в основу знаменитой линейки российских МБР.

В августе 1983 года было принято решение о глубокой модификации ракеты Р-36М УТТХ – раннего детища Р-36, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской ПРО. Кроме того, было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва. Так родился ракетный комплекс четвертого поколения , получивший обозначение в официальных документах МО США и НАТО SS-18 Mod.5/Mod.6 и грозное имя «Сатана», что полностью соответствует его боевым возможностям. В российских открытых источниках эта МБР имеет обозначение РС-20.

МБР «Воевода» способна поражать все виды целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Таким образом обеспечиваются условия для реализации стратегии гарантированного ответного удара – возможность обеспечения пусков ракет в условиях наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва в полете. МБР оснащена РГЧ типа MIRV с 10 боеголовками.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый ракетный полк с данной МБР встал на боевое дежурство 30 июля 1988-го. С тех пор ракета неоднократно успешно отстреливалась. По официальным заявлениям командования РВСН, ее эксплуатация возможна еще в течение, по крайней мере, 20 лет .

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

В 1962 году в СССР была начата разработка трех проектов так называемых -глобальных или орбитальных ракет – Р- 36-0 в ОКБ-586 Михаила Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1 Сергея Королева и УР-200А в ОКБ-52 Владимира Челомея. На вооружение была принята только Р-36-0 (в печати приводится также вариант названия Р-36 орб).

Разработка ракеты в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля начата 16 апреля 1962 года после выхода постановления правительства "О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов". "Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими обеспечивают следующие преимущества:

неограниченную дальность полета, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических межконтинентальных ракет;

возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных направлений;

меньшее время полета орбитальной головной части по сравнению со временем полета головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению);

невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении на орбитальном участке;

возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель при очень больших дальностях пуска.

Основное преимущество орбитальной ракеты Р-36 Орб. заключалось в ее способности эффективно преодолевать противоракетную оборону противника". (Межконтинентальные баллистические ракеты СССР (РФ) и США. История создания, развития и сокращения/Под. ред. Е.Б.Волкова. – М.: РВСН, 1996. С. 135).

Энергетические возможности ракеты Р-36 позволяли выводить ядерную боеголовку в космос на низкую орбиту. Масса ГЧ и мощность боезаряда снижались, но достигалось важнейшее качество – неуязвимость для систем ПРО. Ракета могла нанести удар по территории США не с северного направления, где сооружалась система противоракетной обороны со станциями предупреждения о ракетном нападении, а с южного направления, где у Соединенных Штатов системы ПРО не было.

Эскизный проект двухступенчатой орбитальной ракеты разработан в декабре 1962 года.

"В орбитальном варианте (ракета 8К69) в состав орбитальной головной части (ОГЧ) ракеты кроме боевой части входит отсек управления. Здесь размещены двигательная установка и приборы СУ для ориентации и стабилизации головной части (ГЧ). Тормозной двигатель ОГЧ – однокамерный. Его турбонасосный агрегат (ТНА) запускается от порохового стартера. Двигатель работает на тех же компонентах топлива, что и двигатели ракеты. .. Стабилизацию ОГЧ по тангажу и рысканью на участке активного торможения при спуске с орбиты выполняют четыре неподвижных сопла, работающие на выхлопных газах турбины. Подача газа в сопла регулируется дроссельными устройствами. Стабилизацию по крену осуществляют четыре тангенциально расположенных сопла. Система ориентации, управления и стабилизации (СУОС) ОГЧ – автономная, инерциальная. Она дополнена радиовысотомером, который контролирует высоту орбиты дважды – в начале орбитального участка и перед подачей тормозного импульса.

Тормозной двигатель установлен в центральной части отсека управления внутри тороидального топливного модуля. Принятая форма топливных емкостей позволила сделать компоновку отсека оптимальной и снизить массу его конструкции. Внутри топливных емкостей для надежности запуска и работы двигателя в состоянии невесомости установлены разделительные сетки и перегородки, обеспечивающие надежную бескавитационную работу насосов двигателя. Тормозная двигательная установка создает импульс, переводя ОГЧ с орбитальной траектории на баллистическую. ОГЧ при боевом дежурстве хранится,как и ракета,в заправленном состоянии". (Байконур. Королев. Янгель/Автор-составитель М. И.Кузнецкий. – Воронеж: ИПФ "Воронеж", 1997. С. 180).

Первая ступень ракеты оснащена маршевым двигателем РД-261, состоящим из трех двухкамерных модулей РД- 260. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-262. Двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Компоненты топлива – НДМГ и азотный тетраоксид (AT).

Агрегаты стартового оборудования наземного комплекса для проведения испытаний ракеты на полигоне Байконур разработаны в КБТМ.

"С созданием комплекса (стартового комплекса – прим. авт.) 8П867 работы на площадке № 67 Байконура не завершились. Когда подоспела очередная ракета 8К69 ОКБ Янгеля, для обеспечения ее летной отработки была реконструирована вторая стартовая площадка этого комплекса. Новый стартовый комплекс получил индекс 8П869. Схожесть параметров и технологии подготовки ракет 8К69 и 8К67 потребовали создания относительно небольшого количества новых стартовых агрегатов, семь из которых были разработаны ГСКБ (КБТМ – прим. авт.) и семь – смежными предприятиями. В основном наземное оборудование было доработано и унифицировано для обеих ракет. Новый комплекс прошел испытания, был принят в эксплуатацию и в период 1965-1966 гг. обеспечил подготовку и пуск 4-х ракет 8К69". (Кожухов Н.С., Соловьев В.Н. Комплексы наземного оборудования ракетной техники. 1948-1998 гг./ Под. ред. докт. техн. наук проф. Бирюкова Г.П. – Москва, 1998. С 55). Первоначально ампулизация Р-36-0, как и ракеты Р-36, не была предусмотрена. Работы по ампулизации начаты после выхода приказа ГКОТ от 12 января 1965 года.


Р-36-О на пусковой установке


В конце 1964 года на Байконуре началась подготовка к проведению испытаний. Первый пуск Р-36-О произведен 16 декабря 1965 года. Испытания завершены в мае 1968 года.

Вспоминает полковник в отставке Георгий Смысловских:

"Испытания ракеты Р-36-О начались в конце 1965 года. Председателем государственной комиссии по испытаниям ракеты был назначен заместитель начальника Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского генерал- лейтенант Федор Петрович Тонких. Первый пуск ракеты Р-36-0 16 декабря 1965 года был аварийным. Во время окончания заправки 2-й ступени горючим, в ресиверной, из которой шел наддув емкостей горючего азотом, началась утечка азота. Учитывая, что запас азота был на две заправки, мы могли бы закончить заправку при травлении азота, но руководитель испытаний направил в ресиверную специалистов управления, при работе которых по поиску травления азота прошла ложная команда на отстрел наполнителей 2-й ступени. Наполнители отстыковались, горючее с высоты хлынуло на бетон, от удара воспламенилось, и начался пожар". (Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают. – М.: ЦИПК, 1996. С. 210). В 1966 году было проведено четыре успешных испытательных пуска.

"Следует отметить тот факт, что в декабре 1965 г. (дата нуждается в уточнении – прим. авт.) был произведен пуск глобальной ракеты 8К69. Ракета стартовала с НИИ-5 МО, вывела на круговую орбиту высотой 150 км и наклонением 65 0 орбитальную головную часть, которая, совершив один виток вокруг Земли, попала в заданный район с отклонениями от расчетной точки падения по дальности и направлению, соответствующими заданным по тактико-техническим требованиям Министерства обороны (ТТТ МО)". (Байконур. Королев. Янгель/Автор-составитель М. И. Кузнецкий. – Воронеж: ИПФ "Воронеж", 1997. С. 181).

Постановлением правительства 19 ноября 1968 года орбитальная ракета Р- 36-0 принята на вооружение. Комплексы в ШПУ ОС поставлены на боевое дежурство на полигоне Байконур 25 августа 1969 года. Серийное производство развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

18 пусковых установок орбитальных ракет Р-36-0 с ядерными боеголовками были развернуты к 1972 году в единственном позиционном районе – на полигоне Байконур.

Ракетная бригада для эксплуатации Р-36-0 была сформирована в октябре 1969 года. К июлю 1979 года на базе управления бригады, а также управлений отдельных инженерно-испытательных частей, осуществлявших пуски ракет Р-36 и Р-16, на Байконуре было сформировано управление отдельных инженерно-испытательных частей (ОИИЧ).

В 1982 году полигон Байконур передан Главному управлению космических средств Министерства обороны (ГУ- КОС). В январе 1983 года в соответствии с договором ОСВ-2 ракетный комплекс Р-36-0 был снят с боевого дежурства. К 1 ноября 1983 года управление ОИИЧ на Байконуре расформировано.