Оп-арт в живописи и искусстве. Картины оптических иллюзий. Оптические эффекты Бриджит райли картины

Оптическое искусство или Оп-арт (от английского слова optical art ) – направление в художественной живописи второй половины 20 века, отличительными чертами, которого были оптические иллюзии, вызываемые искаженным восприятием форм и фигур расположенных на пространстве.

Течение является логическим продолжением одного из направлений модернизма – техницизма. Основоположником считается французский художник Виктор Вазарели.

С точки зрения науки первые опыты с оптическими иллюзиями появились в конце 19 века. Профессор Томпсон опубликовал статью в научном журнале, в которой в качестве иллюстрации были изображены две круглые плоскости, создающие ощущение движения. В качестве художественного течения оп-арт получил известность у широкой публики в 1965 году на выставке в Музеи современного искусства в Нью-Йорке. Позже по всему миру с успехом проходили коллективные выставки различных представителей этого художественного течения: группа Зеро (Дюссельдорф), группа Т. (Милан) и много других.

Оптические иллюзии основаны на особенности зрительного восприятия человека, это искажение изначально присутствует в механизме созерцания окружающего пространства глазом человека, другими словами изображение присутствует не только в реальности, но и в мозге индивида. Вследствие чего ученные установили, что процесс зрительного восприятия протекает согласно ряду правил, чем успешно воспользовались художники для создания своих работ.

Художница Бриджит Райли в картине «Катаракта-3» создает волнообразный эффект. В другой своей работе «Прямая кривизна» из черно-белых линий она выстраивает вращающееся спираль.


Бриджит Райли. «Катаракта-3». 1967 год.

Оп-арт со временем становится глобальным течением. Художники из разных стран создают оптические картины и проводят коллективные выставки. В Италии это Мари Коломбо, в Испании Дуарте Ибаролла, в СССР Вячеслав Колейчук.

Позже особенности Оп-арта нашли широкое применение в промышленной дизайне, афишах, оформительском искусстве.

Знаменитые работы в стиле оп-арт

Джозеф Альберс один из основателей оп-арта, немецкий и американский художник, дизайнер, поэт и преподаватель. В этой оптической иллюзии, Альберс экспериментирует с восприятием пространства, играя с расположением линий, он демонстрирует как может неоднозначно восприниматься глубина пространства. Черные прямоугольные фигуры пересекаются друг с другом под разными углами, дезориентируя зрительское восприятие, не понятно, что находится впереди, а что позади.

Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового вращения. Мозг интерпретирует изображение, чередуя узор, и кажется что круг движется. Сама Райли сказала: "моя работа была разработана на основе эмпирического анализа и синтеза, и я всегда считала, что восприятие является средой, через которую пропускается опыт, полученный в реальной жизни".


Виктор Вазарели. Duo- 2. 1967 год. Контрастные теплые и холодные оттенки создают неоднозначную иллюзию трехмерной структуры. Они вогнутые или выпуклые? Иллюзия настолько реалистична, что мы забываем, что это всего лишь изображение, а не реальная объемная конструкция.


Сото приехал из Венесуэлы во Францию в 1950 году, был одним из немногих южно-американских художников, которые внесли важный вклад в развитие оп-арта и кинетического искусства. Своей формой работа «Сфера Парижа», кажется, бросает вызов гравитации, и напоминает источник зарождения мира и вселенной. Работа создана из тонких резиновых нитей голубого цвета. Сото начал делать такие работы в середине 1960-х годов, и хотя это произведение было создано через много лет после того ОП-арт движение пошли на спад, оно не теряет свое прилекательности и художественной ценности. А сам художник вызывает уважение за творческое постоянство и преданность оп-арту.


В Музее современного искусства Парижа проходит выставка «королевы оптических иллюзий» Бриджет Райли, творчество которой стало символом «свингующих шестидесятых»


В последние годы шестидесятые в моде. Стоит только вспомнить, как пару лет назад любая модница считала своим долгом накупить себе вещичек в стиле «свингующего Лондона». Все модные магазины заполонили мини-платья со строгим геометрическим рисунком, бесформенные пальто с огромными пуговицами и крупные украшения. В прошлом году вся Америка отмечала 40-летие знаменитого «лета любви» - на свет появилось множество книг об эстетике хиппи и психоделическом искусстве. В этом году свой «юбилей» отмечает Франция: сорок лет назад случился «май 68-го». Конечно же, в честь этих и многих других событий музеи и галереи устраивают очень интересные выставки. Где-то выставляются фотографии счастливых калифорнийских хиппи и французских студентов-бунтарей, где-то - плакаты психоделических групп, а где-то - творчество представителей «контркультуры», которые сейчас считаются великими современными художниками . Крупные музеи отдают дань течениям в искусстве, которые в 1960-х были на пике моды, а в XXI век вступили порядком подзабытыми. Этим летом в Музее современного искусства Парижа открылась выставка, посвященная оп-арту, а точнее, его самой главной представительнице - англичанке Бриджет Райли (Bridget Riley).

Сначала нужно выяснить, что же такое оп-арт и с чем его едят. Оп-арт - это сокращение от английского Optical Art, что значит «оптическое искусство» или «искусство оптических иллюзий». Картины, выполненные в этом жанре, всегда абстрактны, чаще всего это строгая геометрическая абстракция. Многое оп-арт взял от Color Field Painting - разновидности абстрактного экспрессионизма. При слове «абстрактный экспрессионизм» все представляют Джексона Поллока (Jackson Pollock), яростно разбрызгивающего краску по холсту, но не стоит забывать, что к этому движению принадлежали и такие художники, как Марк Ротко (Mark Rothko) , Барнетт Ньюман (Barnett Newman) и Эд Райнхардт (Ad Reinhardt), прославившиеся мрачными торжественными картинами с изображениями «цветовых полей». Но их живописные произведения статичны, чего нельзя сказать о картинах художников оп-арта. Геометрические формы на полотнах представителей этого движения, таких как Бриджет Райли, Виктор Вазарели (Victor Vasarely) и Хесус Рафаэль Сото (Jesus Rafael Soto), не «стоят на месте»: они движутся, перетекают друг в друга, светятся, переливаются, раздуваются и вообще… живут. Современного зрителя, конечно же, не удивишь таким зрелищем - его глаз уже привык к плавающим формам в компьютерных скринсейверах. Но чтобы маслом на холсте… Движение пытались передать в своих картинах Робер и Соня Делоне (Robert and Sonia Delaunay), итальянские футуристы и много кто еще, но по-настоящему убедить зрителей в том, что формы на холсте действительно плывут и переливаются, удалось только художникам оп-арта. Вазарели, Райли и прочие развивают идеи таких художников, как Ласло Мохой-Надь (Laszlo Moholy-Nagy) и Йозеф Альберс (Josef Albers), которые в бытность свою преподавателями института Bauhaus учили студентов создавать оптические иллюзии. Альберс даже написал книгу «Взаимодействие цветов», где исследовал восприятие человеческим глазом цвета и пространства. Благодаря этому труду, а также знаменитой серии картин «Посвящение квадрату» немецкого художника считают отцом оп-арта.

Одна из самых главных черт оп-арта - взаимодействие картины со зрителем. По словам Бриджет Райли, произведение искусства «случается», только когда картина находится перед глазами человека. Сами по себе ее полотна (да и творения других художников оп-арта) - это просто картины, на которых изображены какие-то абстрактные формы. Двигаться и переливаться они начинают только тогда, когда на них кто-то смотрит. Это отвечает одному из главных постулатов современного искусства, выдвинутому Марселем Дюшаном (Marcel Duchamp): писсуар - это писсуар, но когда его выставляют в музее, где на него смотрят и говорят о нем, это не писсуар, а произведение искусства.

Оптические иллюзии Райли и ее коллег пришлись ко двору в шестидесятые годы прошлого века. Произведения оп-арта очень «психоделичны»: стоя перед ними, сложно отделаться от мысли, что тебя посетила маленькая галлюцинация. Абстракции художников оп-арта появились на супермодных мини-платьях Мэри Квант (Mary Quant) и стали символизировать собой радостное безумие «свингующего Лондона». Публике оп-арт очень понравился, на всех выставках участников этого движения всегда было многолюдно. Идеи этих художников начали активно эксплуатировать в коммерческих целях: Бриджет Райли даже пришлось подавать в суд на одну компанию, которая вознамерилась использовать ее излюбленные мотивы в качестве рисунков на ткани. Оп-арт-мотивы появились даже на плакате к Олимпийским играм в Мехико 1968 года! Несмотря на все это, критики относились к движению скептически. Как пишет Ульф Эрдманн Циглер (Ulf Erdmann Ziegler) в газете Die Tageszeitung, в то время оп-арт считался «карликом» на фоне таких мощных движений, как минимализм, концептуальное искусство, лэнд-арт и поп-арт. Долгое время картины и объекты участников движения пылились в запасниках музеев. Но сейчас их в массовом порядке достают и экспонируют: выставок, посвященных оп-арту, открывается много. Например, в нью-йоркской галерее Albright-Knox открылась выставка, исследующая влияние оп-арта на современное искусство.

Ретроспектива Бриджет Райли в Париже открылась 12 июня. Это первая крупная выставка художницы во Франции. Бриджет Райли родилась в 1931 году. Начинала она с живописи в стиле импрессионизма, а затем ее привлек дивизионизм. Творчество Жоржа Сера (Georges Seurat) оказало громадное влияние на Райли, привив ей «научный» подход к искусству. Ранние картины художницы были фигуративными, но, посетив выставку работ Джексона Поллока, она решила попробовать себя в абстрактной живописи. Многие художники-абстракционисты, став знаменитыми и уважаемыми, открещиваются от своих ранних творений, считая их незначительными ученическими штудиями. Но только не Райли: на ретроспективе в Париже можно увидеть множество произведений, созданных ею в самом начале карьеры. «Непорочного зачатия нет», - с иронией говорит она, имея в виду неразрывную связь между ее ранними пейзажами и более поздними картинами в стиле оп-арта. Главный вдохновитель творчества Райли - природа, особенно пейзажи Корнуэлла, где она выросла. По ее словам, на ее картины надо смотреть так, как смотришь на леса, горы, море…

Самые знаменитые произведения Райли выполнены в черно-белой гамме, но начиная с 1980-х годов она активно исследует возможности цвета и цветовых контрастов. В 1960-х говорили, что благодаря картинам Райли у зрителя появляется возможность испытать ощущения, похожие на морскую болезнь или на прыжок с парашютом…

Бриджет Райли много говорит о том, что корни ее творчества лежат во многовековой исторической традиции. Она писала о многих художниках, от Николя Пуссена (Nicolas Poussin) до Брюса Наумана (Bruce Nauman), а также курировала выставку в лондонской Национальной галерее, где экспонировались картины Тициана (Titian), Веронезе (Paolo Veronese), Эль Греко (El Greco), Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Пуссена и Сезанна. Для ретроспективы в Париже художница просила у Музея д’Орсэ некоторые картины Сезанна, Сера и Клода Моне (Claude Monet), но знаменитый парижский музей ответил ей отказом.

Как обстоят дела с рынком произведений Бриджет Райли? На данный момент она является, ни больше ни меньше, автором самой дорогой работы среди ныне живущих британских художниц. Недавно на аукционе Sotheby’s ее картина «Песнь 2» ушла за 4,5 миллиона долларов. Конечно, Райли далеко до сумасшедшего аукционного успеха ее соотечественника Лусиена Фрейда (Lucian Freud), но это объясняется общей ситуацией на рынке искусства, где

Так сложилось исторически, что практически все известные художники – это мужчины. Сегодня мы разрушим этот миф. От захватывающих оптических иллюзий Бриджит Райли до смелых и дерзких экспериментов Трейси Эмин – мы назовем 8 громких женских имен, которые оставили свой след в современном искусстве.

Марлен Дюма

Марлен Дюма - голландская художница из Кейп-Тауна. В основном она пишет портреты, моделей для которых берет из газет, журналов и фотографий, снятых на полароид. Она виртуозно пишет «по мокрому», создавая тревожные, мрачные и часто провокационные работы. Дюма сумела стать одной из самых дорогих художниц современности. Ее картины и рисунки обычно выглядят вызывающе: жуткие, искореженные лица и тела, тревожные цветовые сочетания, наркотическая ломка форм. Темы Дюма – политика, расы и сексуальность, вина и невиновность, насилие и нежность.

Трейси Эмин

Трэйси Эмин - английская художница, режиссер и актриса, одна из наиболее известных представительниц группы «Молодые британские художники» («Young British Artists»). Помимо картин, художница знаменита инсталляцией «Моя кровать» (My Bed ), выставленной в 1999 году на выставке премии Тернера. Инсталляция представляла собой неубранную грязную кровать, вокруг которой были разбросаны личные вещи, включая окровавленное белье и использованные презервативы.

Дженни Савиль

Дженни Савиль - современная британская художница, прославившаяся своими монументальными полотнами, главными героями которых становились женские образы. В 1994 она провела более 48 часов, наблюдая за работой пластических хирургов в клиниках Нью-Йорка, становясь свидетельницей рождения новой красоты, что впоследствии и повлияло на ее творчество.

Яёи Кусама

Живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции этой японской художницы разделяют одержимость повтором, узорами, аккумуляцией. Сама Яёи описывает себя как «навязчивого художника» – она страдает психическими заболеваниями. 12 ноября 2008 на аукционе Кристи её работа была продана за $5100000, рекорд для живущей женщины-художника.

Джули Мерету

Джули Мерету известна благодаря насыщенным картинам большого формата. Например, Retopistics: A Renegade Excavation (2001) имеет размер 2,59х5,49 м. На работах Мерету слои акриловой краски пересекаются линиями, сделанными маркерами, карандашами и тушью. Ее творчество вызывают целый ряд аналогий - от динамизма итальянских футуристов и геометрической абстракции до абстрактных экспрессионистов. Отправной точкой для Мерету является архитектура и современный город с ускоренным темпом жизни и густонаселенными улицами.

Бриджет Райли

Бриджет Райли - современная английская художница, одна из крупнейших представительниц оп-арта. Британская художница Бриджит Райли ворвалась в «свингующие» 1960-е с композициями, от которых у зрителей рябило в глазах, кружилась голова, и даже слегка подташнивало. Рассматривать работы Бриджит Райли – занятие радостное, но требующее концентрации и внимания. Еще сложнее оторвать от них взгляд. Можно сколько угодно раскладывать по полочкам принципы, по которым построены ее полотна, но этим не объяснишь их мистической притягательности.

Паула Рего

Паула Рего - португальская художница, иллюстратор, гравер, живущая и работающая в Великобритании. Она постоянно обновляет свое творчество новыми стилями и техниками. От коллажей 1950-х и 60-х, серий с животными 80-х годов до больших композиций, пастелей и серий эстампов, гравюр и литографий в настоящее время, построенных на ее воображении и детских воспоминаниях. Ее главной задачей является визуальный рассказ своей необычной и завораживающей истории.

Художница, одна из крупнейших представительниц оп-арта .

Жизнь и творчество

В 1968 художница завоёвывает Международную премию на биеннале в Венеции . В 1967 году Райли начинает проводить на своих картинах различные эксперименты с цветом и различными его оттенками - сперва только с серым, затем - с другими красками. В 1981 году она совершает путешествие по Египту.

Художница работала в трёх художественных мастерских, одна из которых находилась в Корнуолле, вторая в лондонском округе Кенсингтон и Челси , третья - во Франции, в долине Воклюза . В 1983 году она создаёт дизайн внутренних помещений Королевского госпиталя в Ливерпуле . Работала также над художественным оформлением балетных постановок.

Бриджет Райли - участница международных выставок современного искусства documenta 4 (1968) и documenta 6 (1977) в немецком городе Кассель .

Художница была награждена орденами Британской империи и Кавалеров Почёта .

Награды (избранное)

  • 1963: премия John Moore’s Liverpool Exhibition
  • 1963: премия AICA Critics Prize
  • 1964: стипендия фонда Stuyvesant Foundation
  • 1968: Международная премия в живописи 34-го Венецианского биеннале
  • 2009: немецкая премия Goslarer Kaiserring"
  • 2012: премия Sikkens Prize

Напишите отзыв о статье "Райли, Бриджет"

Литература

  • Bridget Riley: Malen um zu sehen . Hatje Cantz, Ostfildern, 2002. ISBN 978-3775711982 .
  • Julia Voss, Wulf Herzogenrath, Robert Kudielka: Bridget Riley . Verein zur Förderung Moderner Kunst E.V. Goslar, MönchehausMuseum Goslar, Goslar 2009, kein ISBN

Источники

Отрывок, характеризующий Райли, Бриджет

– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c"est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.

Жизнь и творчество

В 1968 художница завоёвывает Международную премию на биеннале в Венеции . В 1967 году Райли начинает проводить на своих картинах различные эксперименты с цветом и различными его оттенками - сперва только с серым, затем - с другими красками. В 1981 году она совершает путешествие по Египту.

Художница работала в трёх художественных мастерских, одна из которых находилась в Корнуолле, вторая в лондонском округе Кенсингтон и Челси, третья - во Франции, в долине Воклюза . В 1983 году она создаёт дизайн внутренних помещений Королевского госпиталя в Ливерпуле . Работала также над художественным оформлением балетных постановок.

Бриджет Райли - участница международных выставок современного искусства documenta 4 (1968) и documenta 6 (1977) в немецком городе Кассель .

Художница была награждена орденами Британской империи и Кавалеров Почёта .

Награды (избранное)

  • 1963: премия John Moore’s Liverpool Exhibition
  • 1963: премия AICA Critics Prize
  • 1964: стипендия фонда Stuyvesant Foundation
  • 1968: Международная премия в живописи 34-го Венецианского биеннале
  • 2003: Praemium Imperiale
  • 2009: немецкая премия Goslarer Kaiserring"

Литература

  • Bridget Riley: Malen um zu sehen . Hatje Cantz, Ostfildern, 2002. ISBN 978-3775711982 .
  • Julia Voss, Wulf Herzogenrath, Robert Kudielka: Bridget Riley . Verein zur Förderung Moderner Kunst E.V. Goslar, MönchehausMuseum Goslar, Goslar 2009, kein ISBN

Источники

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 апреля
  • Родившиеся в 1931 году
  • Родившиеся в Лондоне
  • Современные художники Великобритании
  • Женщины-художники
  • Командоры ордена Британской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Райком закрыт, все ушли на фронт
  • Рэвен Райли

Смотреть что такое "Райли, Бриджет" в других словарях:

    Райли - (англ. Riley) английская фамилия. Известные носители: Райли, Алекс (р. 1981) псевдоним Кевина Роберта Кайли, американского рестлера. Райли, Артур (1903 ?) южноафриканский футболист, вратарь. Райли, Бриджет (р. 1931) современная английская… … Википедия

    Список художников - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Великобритания - I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

    Клум, Хайди - У этого термина существуют и другие значения, см. Хайди (значения). Хайди Клум Клум на The Heart Truth Fashion Show в 2008 году Настоящее имя Хайди Сэмюэль Дата рождения … Википедия

    Одноклассницы (фильм) - Одноклассницы St. Trinian s Жанр комедия Режиссёр … Википедия

    Одноклассницы - St. Trinian s Жанр … Википедия

    Зиген - Siegen Герб … Википедия

    США на летних Олимпийских играх 2008 - США на Олимпийских играх Код МОК … Википедия

    Императорская премия - (лат. Praemium Imperiale) награда деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали на своё искусство, духовное обогащение всего мирового сообщества». Учреждена в 1988 году по предложению императора… … Википедия

    IMG Models - одно из главных международных модельных агентств, в данный момент представляющее только моделей женщин. Основной офис расположен в Нью Йорке, с отделениями в Париже, Лондоне, Милане и Гонконге. Оно является подразделением Кливлендского IMG. IMG… … Википедия

Книги

  • Как это понимать?! Разберись в современном искусстве и открой в себе художника , Ричардс Мэри. О книге: Эта интерактивная книга знакомит читателей с жизнью и творчеством 16 художников и учит детей и подростков составлять собственное мнение о произведениях искусства. Задания в этом… Купить за 687 руб
  • Как это понимать Разберись в современном искусстве и открой в себе художника , Ричардс М.. Эта интерактивная книга знакомит читателей с жизнью и творчеством 16 художников и учит детей и подростков составлять собственное мнение о произведениях искусства. Задания в этом интерактивном…