Феликс юсупов национальность. Род князей юсуповых

Об истории рода Юсуповых я писала в посте . Отдельно хочу вспомнить князя Феликса, прославившегося как убийца Распутина. Рассказ князя об убийстве этого врага напоминает современный фильм ужасов. В юности Феликс вел богемный образ жизни, его любимым развлечением было петь и плясать в городских кабаре, нарядившись в женское платье. «Русский Дориан Грей» перепробовал все удовольствия порочного общества, где в воздухе витал запах опиума. В кругах декаданса подобный образ жизни считался вполне приемлемым и обыденным.

Интересны мемуары князя Феликса, он с самоиронией описывает курьезы своей жизни, когда становился посмешищем публики, честно говорит о своих личностных недостатках и подробно без прикрас повествует об убийстве Распутина – «демона в мужицком обличье».

Князь Феликс Юсупов в русском костюме. Здесь он напоминает Федьку Басманова - любимого опричника Ивана Грозного. Федька тоже любил "рядиться в бабское". Об этом у меня в посте

Как пишет сам князь Феликс, пересмотреть взгляды на жизнь и удовольствия ему помогла невеста - княгиня Ирина, племянница императора Николая II. Князь называл свои прежние увлечения «убогими».

Вот как писал Феликс о своей будущей жене:
«Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства».

Можно поверить Феликсу на слово. Но невольно представляется анекдот.
Возвращается князь домой под утро. А жена ему говорит:
- Где ты был?
- В бильярд играл с офицерами.
- А почему на тебе платье дамское и украшения матушки?
- Ну, Ира, ты так каждый день ходишь. Я тебе хоть слово сказал?


Феликс с любимой женой Ириной

Надо отметить, наряжаться Феликс любил не только в бабьи цацки. Нередко он являлся в костюмах исторических персонажей, прекрасно входя в образ героев. Особенно нравился князю персонаж кардинал Ришелье.
«В ту пору в Петербурге в моду вошли костюмированные балы. Костюмироваться я был мастер, и костюмов у меня было множество, и мужских, и женских. Например, на маскараде в парижской Опере я в точности повторил собой портрет кардинала Ришелье кисти Филиппа де Шампеня. Весь зал рукоплескал мне, когда явился я в кардиналовой мантии, которую несли за мной два негритенка в золотых побрякушках».

Однажды, нарядившись в женское платье, князь Юсупов снискал благосклонность английского короля Эдуарда VII. Этот случай мне напомнил историю шевалье д’Эона, который из-за своего переодевания чуть было не стал королевской фавориткой.


Сцены маскарада начала 20 века на картинах Константина Сомова

«Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин. Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII. Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу! Честно говоря, мне это было приятно. Такая победа льстила самолюбию» - хвалился Феликс.

Кстати, идея шуток с переодеваниями принадлежала Николаю – брату Феликса и его подружке Поленьке. Смеха ради Николай даже помог Феликсу устроиться певицей в шикарном кабаре «Аквариум». Дебют «певицы» прошел весьма успешно, после выступления заговорщики покатывались со смеху в гримерке, читая любовные послания от восторженных поклонников.


Кабаре "Аквариум", где блистал князь Феликс

«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами...


Так выглядели авиши эпохи модерна

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.

Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять. Карьера кафешантанной певички погибла, не успев начаться. Однако этой игры с переодеваньем я не бросил. Слишком велико было веселье».


Гостиная дома Юсуповых на Мойке


Дверь в ванную комнату

О приключениях князя Феликса можно снимать комедию. Возможно, приключения князя Феликса в кабаре вдохновили создателей фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячей»).Шутка с переодеванием снова привела к семейному скандалу.

«Была у меня история трагикомичная. Я изображал Аллегорию Ночи, надев платье в стальных блестках и брильянтовую звезду-диадему. Брат в таких случаях, зная мою взбалмошность, провожал меня сам или посылал надежных друзей присмотреть за мной.

В тот вечер гвардейский офицер, известный волокита, приударил за мной. Он и трое его приятелей позвали меня ужинать у «Медведя». Я согласился вопреки, а вернее, по причине опасности. От веселья захватило дух. Брат в этот миг любезничал с маской и не видел меня. Я и улизнул.

К «Медведю» я явился с четырьмя кавалерами, и они тотчас спросили отдельный кабинет. Вызвали цыган, чтобы создать настроенье. Музыка и шампанское распалили кавалеров. Я отбивался как мог. Однако самый смелый изловчился и сдернул с меня маску. Испугавшись скандала, я схватил бутылку шампанского и швырнул в зеркало. Раздался звон разбитого стекла. Гусары опешили. В этот миг я подскочил к двери, отдернул защелку и дал тягу. На улице я крикнул извозчика и дал ему Поленькин адрес. Только тут я заметил, что забыл у «Медведя» соболью шубу.

И полетела ночью в ледяной мороз юная красавица в полуголом платье и брильянтах в раскрытых санях. Кто бы мог подумать, что безумная красотка – сын достойнейших родителей!»

Конечно, отец Феликса был возмущен подобным поведением и непослушанием. Однажды он уже потребовал от сына прекратить дурацкие выходки, позорящие семью.
«Мои похожденья стали, разумеется, известны отцу. В один прекрасный день он вызвал меня к себе. Звал он меня только в самых крайних случаях, потому я струсил. И недаром. Отец был бледен от гнева, голос его дрожал. Он назвал меня злодеем и негодяем, сказав, что порядочный человек мне и руки бы не подал. Еще он сказал, что я – позор семьи и что место мне не в доме, а в Сибири на каторге. Наконец он велел мне выйти вон. После всего он так хлопнул дверью, что в соседней комнате со стены упала картина…».


Респектабельное семейство князя.
Мать - Зинаида Николаевна, отец - Феликс Феликсович, старший брат Николай и младший - Феликс.

Впервые князь нарядился барышней еще в детстве, вместе с кузеном они решили подурачиться и, стащив наряды из матушкиного шкафа, пошли гулять по Невскому проспекту…
«Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.


Бар ресторана "Медведь" в начале 20 века

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»

Свои эксцентричные выходки князь честно объяснял своим тщеславием и самолюбием:
«По правде, эта игра веселила меня и притом льстила самолюбию, ибо женщинам нравиться я мал был, зато мужчин мог покорить. Впрочем, когда смог я покорять женщин появились свои трудности. Женщины мне покорялись, но долго у меня не удерживались. Я привык уже, что ухаживают за мной, и сам ухаживать не хотел. И главное – любил я только себя. Мне нравилось быть предметом любви и вниманья. И даже это было не важно, но важно было, чтобы все прихоти мои исполнялись. Я считал, что так и должно: что хочу, то и делаю, и ни до кого мне нет дела».

Сам князь Феликс опровергал слухи о своей неприязни к дамам:
«Часто говорили, что я не люблю женщин. Неправда. Люблю, когда есть, за что. Иные значили для меня очень много, не говоря уж о подруге, составившей мое счастье. Но должен признаться, знакомые дамы редко соответствовали моему идеалу. Чаще очаровывали – и разочаровывали. По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин».

Хотя к однополой любви князь относился с пониманием.
«Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношенья противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?»

Как писал хронист Н. М. Романов: «Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и возможно… еще более циничного. Насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи о его похотях были распространены. В 1914 году он женился на племяннице Николая II и "исправился"».

Искренность и доброта Ирины особенно привлекли Феликса. Ей не были присущи характерные качества светских барышень, которые отталкивали князя. Светскость всегда портила характер.
«Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же…»

Как оказалось, друг Феликса – князь Дмитрий (который позднее стал сообщником в убийстве Распутина) тоже ухаживал за Ириной, но видя взаимность между княгиней и Феликсом – отступил.
«О помолвке моей еще не было объявлено официально. Неожиданно ко мне явился Дмитрий с вопросом, в самом ли деле женюсь я на его кузине. Я отвечал, что еще ничего не решено. «А ведь я тоже хотел жениться на ней», – сказал он. Я подумал, что он шутит. Но нет: сказал, что никогда не говорил серьезней.

Теперь решать предстояло Ирине. Мы с Дмитрием обещали друг другу никоим образом не влиять на решенье ее. Но, когда я передал ей наш разговор, Ирина заявила, что выйдет замуж за меня и только за меня. Решение ее было бесповоротно, Дмитрий отступился. Облако омрачило нашу с ним дружбу и не рассеялось уже никогда».

Хотя историки спорят, кого князь Дмитрий любил больше – Ирину или ее жениха – Феликса, а может, сразу обоих и поэтому страдал вдвойне, не зная кого предпочесть. А пока страдал и думал над выбором, оба предмета его любви решили пожениться.


Великий князь Дмитрий Павлович - соперник или любовник Феликса Юсупова?

Однако родители невесты усомнились в правильности своего выбора и решили расторгнуть помолвку. Эту новость Юсупов узнал в Париже. Немедля, он отправился к великому князю Александру, чтобы переубедить. Как оказалось, Феликса перед его будущей родней оклеветали люди, которых он считал своими друзьями.


Феликс Юсупов на портрете Зинаиды Серебряковой

«Прибыв в Париж на Северный вокзал, я встретил графа Мордвинова. С ужасом услыхал я, что он послан великим князем Александром объявить мне о разрыве помолвки! Запрещалось мне даже искать встречи с Ириной и родителями ее. Тщетно засыпал я вопросами великокняжеского посланца. Заявил он, что более говорить не уполномочен.

Я был потрясен. Однако решил, что не позволю обращаться с собой, как с малым дитем. Прежде чем судить, они обязаны выслушать. Буду защищаться и счастье свое отстаивать. Я тут же и поехал в гостиницу, где жили великий князь с княгиней, поднялся прямиком к ним в номер и вошел без доклада. Разговор был неприятен обоюдно. Однако удалось мне переубедить их и добиться их окончательного согласия. На крыльях счастья я бросился к Ирине. Невеста моя еще раз повторила, что ни за кого, кроме меня, не пойдет. Впоследствии выяснилось, что тех, кто оговорил меня в глазах Ирининых родителей, считал я, увы, своими друзьями. Я и прежде знал, что помолвка моя для иных была несчастьем. Выходило, что они и на подлость пошли, лишь бы расстроить ее. Их привязанность ко мне, даже и в такой форме, взволновала меня».
Предполагают, отвергнутые поклонники Феликса решили помешать его свадьбе.

Настал день свадьбы. Без курьеза опять не обошлось. Жених застрял в лифте, и самому царю вместе с родственниками пришлось вызволять будущего зятя из беды.
«В день свадьбы карета, запряженная четверкой лошадей, поехала за невестой и родителями ее, чтобы отвезти их в Аничков дворец. Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды».

Описание свадьбы из мемуаров князя:
«Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты.

А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати – черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны – устроила всех.
Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

В сопровождении родителей я пересек две-три залы, уже битком набитые и пестревшие парадными платьями и мундирами в орденах, и вошел в часовню, где в ожидании Ирины занял отведенные нам места.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась.

Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил.
После венчанья мы во главе шествия отправились в приемную залу, где встали рядом с императорской семьей принять, как водится, поздравленья. Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла. Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравленьями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.

Наконец отъезд. Толпа родных и друзей на вокзале. И опять пожимания рук и поздравления. Наконец, последние поцелуи – и мы в вагоне. На горе цветов покоится черная песья морда: мой верный Панч возлежал на венках и букетах.

Когда поезд тронулся, я заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия».

Описывая историю нашего края (Ракитянского района Белгородской области), невозможно обойти стороной повествование об одном из влиятельных княжеских родов – Юсуповых, оставивших неизгладимый след в истории России.

В книге князя Феликса Феликсовича Юсупова «Перед изгнанием 1887-1917» дается краткая биография Юсуповского рода:

«Семейный архив представляет нам основоположника рода князей Юсуповых – Абубекира бен Райока, который жил в VI веке и был потомком пророка Али – племянника Магомета. Он был верховным правителем и получил имя Эмира аль Омра – князя князей, султана султанов и ханов. Его потомки занимали также видные должности: были царями в Египте, Дамаске, Антиохии и Константинополе. Некоторые из них правили Меккой…

…Хан Юсуф среди мурз / мурза – татарский князь/ был наиболее могущественным и наиболее образованным»

Хан Юсуф был правителем Ногайской Орды.

«…Царь Иван Грозный, которому хан Юсуф был предан в течение двадцати лет, считал Ногайскую Орду суверенным государством и обращался к его главе как к равному, называя своего союзника: «Мой друг. Мой брат.»

Юсуф имел восемь сыновей и одну дочь – Сумбеку, ставшую царицей Казани. Княжна прославилась своей красотой, умом, пылкостью и отвагой…

Сумбека правила с миром своим царством несколько лет. Вскоре у нее возникли распри с Иваном Грозным. Осажденная Казань капитулировала перед более могучей русской армией, и царица Сумбека стала пленницей…

Сумбека так и умерла пленницей на тридцать седьмом году жизни. Но воспоминания не дали ее имени кануть в вечность…

…После смерти Юсуфа его потомки без передышки воевали друг с другом до конца XVII века. Его правнук Абдул-Мурза принял православие, был наречен Дмитрием и при царе Федоре получил фамилию и титул князя Юсупова…» Женили Дмитрия на русской княгине Татьяне Федоровне Коркодиновой. Новоявленные русские князья женились на представительницах знатейших родов.

«…Сын князя Дмитрия Григорий Дмитриевич был одним из сподвижников Петра Великого. Он участвовал в создании флота и принимал самое активное участие в сражениях, а также в правительственных реформах великого царя. Его ум и его характер снискали ему уважение и дружбу Государя…»

Генерал-лейтенант князь Григорий Дмитриевич Юсупов /1676-1730/ был героем Полтавской битвы.

При Петре II /царствовал с 1727по 1730гг,/ князьям Юсуповым были сделаны большие пожалования в Курской губернии, в том числе слобода Ракитная; тот же император жалует Григорию Дмитриевичу в Москве нынешний Юсуповский дворец.

«…Сын Григория Юсупова Борис /1695-1759/ продолжал дело предков… В царствование императрицы Анны князь Борис Григорьевич получил чин генерал- губернатора Москвы, а при императрице Елизавете был директором Шляхетского кадетского корпуса. Он был очень популярен среди своих учеников, и они видели в нем скорее друга, нежели начальника. Он выбрал наиболее одаренных из них, чтобы создать любительскую труппу актеров. Они играли классические пьесы, а также произведения своих сверстников… Императрица Елизавета услышала молву о труппе, состоявшей исключительно из русских, что было для того времени новинкой. Их пригласили в Зимний дворец дать представление. На государыню это произвело впечатление, и впоследствии она даже находила некоторую прелесть в том, чтобы самой заниматься одеванием актеров; она предоставляла свои лучшие наряды и свои украшения молодым людям, которые играли женские роли. Это подтолкнуло князя Бориса к тому, чтобы императрица Елизавета подписала в 1756 году приказ создать в Санкт–Петербурге первый публичный театр. Артистическая деятельность князя не отвлекала его от государственных дел…

Князь Борис имел двух сыновей и четырех дочерей…»

Его дочери вышли замуж за Измайлова, Протасова, Голицына, герцога Курляндского. Из всех детей Бориса Григорьевича Юсупова наиболее значимой личностью был его сын Николай /1751-1831/.

Феликс Феликсович Юсупов пишет о нем так: «Князь Николай- это одна из наиболее примечательных фигур в нашем роду. Он прожил жизнь интеллигента и оригинала: великий путешественник, эрудит, знавший пять языков, был очень известной личностью для своей эпохи. Николай Борисович проявил себя как меценат науки и искусства и был также советником и другом императрицы Екатерины; жил в царствования Павла I, Александра I, Николая I…

Князь Николай гордился дружбой с королем Пруссии Фридрихом Великим и императором Австрии Иосифом II.Он был знаком с Дидро, Д’ Аламбером и Бомарше. Последний сочинил для него стихи с пожеланием счастья. Вольтер после первой встречи с князем написал Екатерине II о том, что благодарит ее за удовольствие знакомства с очень интересным человеком…»

Николай Борисович также являлся родственником и собеседником А.С.Пушкина. Среди самых высоких наград империи, титулов, звезд и имений, высшая – это послание к нему А.С.Пушкина, состоящее из 106 стихотворных строк.

«В 1793 году князь Николай женился на Татьяне Васильевне Энгельгардт /1767-1841/, за пять лет до этого бывшей супругой князя Потемкина /речь идет о генерале Потемкине М.С.- родственнике светлейшего князя Григория Потемкина/…

После смерти князя Николая Борисовича все имения перешли к его сыну Борису Николаевичу Юсупову /1794-1849/. Он не разделял мировоззрения отца. Независимая натура, прямота и откровенность обеспечили ему больше неприятелей, чем друзей. Когда его выбирали предводителем Санкт –Петербургского дворянства, решающую роль сыграли не его ранг и состояние, а доброта и порядочность…»

Князь Борис был женат дважды. Сначала на княгине Прасковье Павловне Щербатовой, умершей от родов, когда ей было 24 года. Затем на Зинаиде Ивановне Нарышкиной /впоследствии графиня де Шево/, от которой и родился сын Николай Борисович – младший.

Князь Николай Борисович Юсупов – младший /1827-1891/, писатель, музыкант, философ-богослов, вице-директор императорской Библиотеки. Автор двухтомного издания «О роде князей Юсуповых…»,1866-67гг. От брака с графиней Татьяной Александровной де Рибопьер /1828-1879/ у него было трое детей. К сожалению, сын Борис умер очень рано, дочь Татьяна – в 22 года. Таким образом княжна Зинаида Николаевна осталась наследницей огромного состояния. В результате того, что наследников мужского пола у Николая Борисовича не осталось, именно на Зинаиде Николаевне Юсуповой и пресекся прямой род ногайских мурз.

В элитарном журнале «Наше наследие» /5-й номер за 1990г./ опубликован ее портрет в детстве, написанный неизвестным художником. Уже тогда девочка обещала стать красавицей и стала ею на радость матери. Л.Н.Толстой в своих «Автобиографических записках» пишет: «Зинаида Николаевна остается для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины. Казалось, она задалась целью всякого обворожить и очаровать, и всякий, кто к ней приближался, невольно попадал под ее очарование. Очень приятное лицо с очаровательными светло-серыми глазами, которые она то прищуривала, то как-то особенно открывала, улыбаясь при этом прелестным маленьким ртом. Стройная фигура и рано поседевшие волосы придавали ей впоследствии вид напудренной куколки…»

В 1887 году княжна Зинаида Николаевна Юсупова выходит замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова–Эльстон. Его отец – Феликс Николаевич Сумароков –Эльстон /1828-1877/ был внебрачным сыном венгерской графини Жозефины Форгач и прусского короля Фридриха-Вильгельма IV. /Другие авторы называют отцом Феликса Николаевича барона Карла Хюгеля или «одного венского банкира»/ (Замечание хранителя сайта: в семейной традиции Юсуповых матерью Феликса Николаевича признается графиня Катарина фон Тизенгаузен, внучка светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского). Семилетним мальчиком в 1827 году по неизвестным причинам он был перевезен в Россию графиней Тизенгаузен, урожденной Кутузовой. Ему была дана фамилия Эльстон – по имени героя одного английского романа. Феликс Николаевич Эльстон женился в 1856 году на графине Сумароковой и получил графский титул.

И вот спустя годы его сын Феликс Феликсович Сумароков – Эльстон благодаря браку с княжной Зинаидой Николаевной Юсуповой был возведен в княжеское достоинство с условием, что княжеский титул унаследует только его старший сын. Старшим сыном у Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича был Николай, но так как в возрасте 26 лет он был застрелен на дуэли, титул с особого разрешения Николая II перешел его младшему брату Феликсу.

Итак, последнее имя князя Юсупова гласит: князь Юсупов, граф Сумароков–Эльстон.

Последний носитель этих громких титулов Феликс Феликсович Юсупов /1887-1967/, окончивший Оксфордовский университет, генерал-майор свиты (Замечание хранителя сайта: здесь автор статьи спутал князя Феликса с его отцом Феликсом Юсуповым-старшим, генерал-адьютантом был именно он. Сын его генеральского звания не имел.), женившийся на великой княжне Ирине Александровне Романовой /племяннице царя Николая II/, более всего запомнился ракитянским жителям.

Семья Юсуповых вдохновляла на прекрасные работы и великих художников. Одним из таких художников был замечательный русский живописец Валентин Серов. Его кисти принадлежит множество картин, писанных с членов этой семьи; портрет З.Н.Юсуповой,1900-1902 гг.; портрет Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон,1903 г.; портрет Ф.Ф.Юсупова,1903 г. и др.

Феликс Феликсович Юсупов, благодаря своему высокому происхождению, не приложив к этому ни малейших усилий, являлся наследником сказочных богатств, которые, как из рога изобилия, сыпались на него. Он имел вес в светском обществе, безупречную репутацию, высокие связи, короче, все, чтобы жить беззаботно.

Постоянно путешествуя по миру, Феликс Юсупов не забывал посещать и свои родовые имения. Вот что он пишет в книге «Перед изгнанием».

«…Перед тем как отправиться в Крым, где мы проводили осень, мы останавливались для охоты в Ракитном, в Курской губернии. Это одно из самых обширных наших имений включало сахарный завод, многочисленные лесопильни, кирпичные и шерстяные заводы и множество скотных ферм. Дом управляющего и его подчиненных находился в центре владения. Каждое подразделение - конюшни, псарни, овчарни, курятники и т.д. – имело отдельное управление. Лошади с наших заводов одержали не одну победу на ипподромах Петербурга и Москвы.

Лошади были моим любимым спортом, и одно время я интересовался исключительно псовой охотой. Я любил галопировать по полям и лесам, держа на привязи борзых. Часто собаки замечали дичь впереди и делали такие прыжки, что я едва удерживался в седле. Всадник держал повод на ремне через плечо, а другой конец сжимал в правой руке: достаточно было раскрыть руку, чтобы отпустить собак, но если он не имел зоркого взгляда и быстрой реакции, то рисковал быть выбитым из седла.

Мой интерес к охоте был недолгим. Крики зайца, которого я ранил из ружья, были так мучительны, что с этого дня я отказался участвовать в жестокой игре.

Наша жизнь в Ракитном не оставила у меня особенно приятных воспоминаний. С тех пор как я потерял вкус к охоте, я видел в ней лишь отвратительное зрелище. Однажды я раздарил все свое оружие и отказался ехать с родителями в Ракитное…»

Но все-таки Феликсу Юсупову еще пришлось побывать в своем имении в Ракитном. После убийства Григория Распутина, инициатором которого выступал князь, он сюда и был сослан…

Царь Николай II наказывает организаторов и исполнителей убийства: Пуришкевич едет на фронт, великий князь Дмитрий Павлович – в Персию, а князю Феликсу Юсупову местом ссылки назначено имение в Курской губернии – Ракитное.

Из книги Ф.Ф.Юсупова «Перед изгнанием 1887-1917»:

«…Путешествие было медленным и без развлечений, но я был рад по приезде увидеть родителей и Ирину, которые, предупрежденные тестем, тут же выехали из Крыма ко мне в Ракитное, оставив нашу маленькую дочку с кормилицей в Ай-Тодоре.

Мой приезд в Ракитное не прошел незамеченным, но любопытные наталкивались на приказ никого не впускать.

Наша жизнь в Ракитном текла довольно монотонно. Главным развлечением были прогулки в санях. Зима была морозная, но великолепная. Солнце сияло, и ни малейшего дуновения ветра; мы выезжали в открытых санях при 30 градусах ниже нуля и не мерзли. Вечером - читали вслух…»

Последние годы жизни Юсупова прошли в Париже. В 60-лет он выглядел молодцевато, так же изящно одевался, так же, как в юности /до и после женитьбы/, слегка красил губы и щеки, любил принимать расслабленные позы, при этом на лице его царила давно заученная двусмысленная улыбка. Все десятилетия, отделяющие его от ночи на 18 декабря 1916 года, когда он совершил свой самый значительный поступок, Феликс Юсупов прожил как убийца Распутина и больше уже не пускался ни в какие политические авантюры. В парижских, лондонских, нью-йорских гостиных шушукались при его появлении, глядели на него с волнующим любопытством, и он как должное принимал такие знаки внимания.

Убивая Распутина, Юсупов, вероятно, мечтал стать кумиром всей России.

Первые годы эмиграции Юсуповы не бедствовали. Какая-то часть состояния оказалась у них за границей. Но привычка к роскоши скоро подорвала эту базу.

На русском кладбище Сен-Женевьев де Буа близ Парижа под русским православным крестом захоронены: княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, ее сын Феликс Феликсович Юсупов и невестка княгиня Ирина Александровна, урожденная великая княжна Романова (Замечание хранителя сайта: Ирина Александровна не носила титул Великой Княжны, а, будучи правнучкой Императора Николая I по отцу и внучкой Императора Александра III по матери, обладала титулом Княжны Императорской крови), дочь Феликса и Ирины – графиня Ирина Феликсовна Шереметева и ее муж граф Николай Дмитриевич Шереметев.

У графа и графини Шереметевых в 1942 году родилась дочь Ксения. В 1965 году в Афинах она вышла замуж за грека Илию Сфири, и у них в 1968 году родилась дочь Татьяна – правнучка Феликса и Ирины Юсуповых.

После революции Ксения с дочерью Татьяной, единственные из рода Юсуповых, побывали в России, на родине своих предков.
Такова вот история рода бывших владельцев и устроителей ракитянской земли.


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

Незадолго до революции сложно было отыскать дворянский род, основатели которого жили еще в древние времена. В тот период среди богатых семейств встречались в основном выходцы из купечества, а эта семья же была образцом уважения и почитания своих корней и родословной . Возможно, именно той нерушимой связью с предками и объясняется стойкость и выдержка всех членов этой влиятельной семьи.

История фамилии семьи Юсуповых берет свое начало еще со времен Ивана Грозного. Родоначальником будущих дворян был Юсуф-Мурза – ногайский хан. Он отправил своих потомков в Москву, чтобы те получили в кормление город Романов, приняли крещение по православному образцу и обрели новый дом. По официальным данным, временем, от которого ведет свое начало история рода, можно считать период с XVI по XVII вв.

Потомки Юсуфа всегда пользовались уважением и были приближены к царской семье. Так, правнук хана, Григорий Дмитриевич имел заслуги перед Петром Великим. Он участвовал в Азовских походах и Северной войне. Его сын Борис Григорьевич служил губернатором во времена царствования императрицы Анны Иоановны. его потомок, получил от Павла I звание министра Департамента уделов, а сменивший его император Александр I сделал Николая членом Государственного совета.

Трагедия рода

Посмотрите на фото семейного древа : история рода Юсуповых удивительна тем, что у них всегда был всего один наследник по мужской линии. Были и другие сыновья, но они никогда не доживали до зрелого возраста. Поэтому их генеалогическое древо не имеет дополнительных линий, оно прямое и неразветвленное. В те времена подобное редко встречалось, обычно у родовитых семей было множество родственников и потомков.

Существует легенда, что на всю семью наложено страшное проклятие. Якобы, соплеменники Юсуфа узналв, что он обратил своих потомков в другую веру, были рассержены и убили самого хана, как только тот пересек границу своего государства. Они разыскали степную колдунью, которая обрекла членов семьи на страшную участь. Из всех рожденных в пределах поколения детей до 26 лет доживал лишь один.

Эта история повторялась от предков к потомкам, и не зря, уж слишком много было подтверждений ее правдивости. У супругов действительно оставался лишь один сын, достигший возраста 26 лет. Члены семьи с опаской относились к этому пугающему преданию, а вся прислуга, находившаяся в доме, безо всяких сомнений принимала суеверие за чистую монету.

Историки, проводившие исследования дворянского рода Юсуповых, имеют на этот счет другое мнение. Они обнаружили, что гибель сыновей в молодом возрасте началась не сразу после возникновения именитой семьи. Легендарное «проклятие рода» проявило себя лишь после смерти Бориса Григорьевича, до него подобных случаев гибели в юном возрасте зафиксировано не было. К тому же, распространялось проклятие лишь на мужчин. С девочками таких проблем не было, они гораздо чаще доживали до старости. Поэтому исследователи выдвинули версию о том, что причиной трагедии стало вовсе не мифическое проклятие, а генетическая болезнь, передаваемая по мужской линии.

Так как в семье был лишь один сын и наследник, род князей Юсуповых на протяжении долгих лет находился на грани исчезновения. Однако, это положительно сказалось на благосостоянии семьи. В отличии от других именитых родов с множеством потомков, денежные средства не распределялись между наследниками, их не растрачивали попусту многочисленные родственники. Богатство семьи всегда оставалось в доме и сосредотачивалось в руках одного владельца. Мы расскажем вам о самых видных представителях династии. Истории их жизни увлекательны, полны загадок и удивительных событий.

Зинаида Ивановна

Супруга Бориса Николаевича происходила из влиятельной и знатной семьи Нарышкиных. Была сосватана в возрасте пятнадцати лет, в то время как ее избраннику уже исполнилось тридцать. Борис являлся на тот момент вдовцом. Встретив на коронационных торжествах юную фрейлину Зинаиду Ивановну, князь был очарован ее красотой. Добиться расположения родителей невесты было непросто, поэтому Борис Иванович вынужден был свататься несколько раз. История семьи Юсуповых гласит, что свадьбу несколько раз откладывали.

Наконец, 19 января 1827 года в Москве состоялось бракосочетание. Церемония прошла крайне неудачно: жених вынужден был вернуться домой, так как забыл получить благословение от отца, невеста уронила обручальное кольцо и потеряла его, поэтому пришлось брать другое. Семейная жизнь супругов с самого начала не заладилась. Молодая и энергичная Зинаида была несчастлива в обществе своего хмурого и задумчивого мужа, в письмах отцу отмечала, что в Петербурге ей скучно. Вскоре произошла трагедия, которая окончательно разрушила и без того непрочные семейные узы. После появления сына Николая, Зинаида родила дочь, но та умерла при родах. Узнав о родовом проклятии, княгиня наотрез отказалась рожать еще детей и разрешила мужу иметь связи на стороне и заводить любовниц. Их брак с того момента стал формальностью.

Княгиня была молода и очень хороша собой. Историки, исследовавшие династию Юсуповых, отмечают, что она, по словам современников, была стройной и высокой, имела тонкую талию и красивые темные глаза. Жажда развлечений толкала ее на многочисленные романы. Всему высшему свету было известно о ее похождениях и репутации, однако многие влиятельные семьи продолжали оказывать Зинаиде Ивановне почтение из-за ее приветливого нрава и знатной фамилии.

После смерти мужа в 1849 году княгиня покинула Российскую Империю и познакомилась с молодым французом. Их разница в возрасте составляла 20 лет. Они обвенчались в 1861 году на родине Зинаиды Ивановны. Знать отрицательно отнеслась к неравному браку, поэтому княгиня приобрела для супруга титул графа Шово и маркиза де Серр, а сама стала именоваться графиней де Шово. Так она порвала все связи с проклятым, по ее мнению, родом князей Юсуповых и начала новую жизнь во Франции.

Единственный сын отправившейся во Францию Зинаиды Ивановны, Николай Борисович. Фактически, история фамилии Юсуповых на нем прерывается, так как он был последним потомком по мужской линии.

Николай был страстным коллекционером, собирал музыкальные инструменты, произведения искусства, драгоценности. Одна из самых больших ценностей, которая затем передавалась из поколения в поколение в семье – жемчужина Пелегрина. С ней Зинаида – дочь Николая Борисовича, позирует практически на всех своих портретах.

Николай очень трепетно относился к искусству. Он собралу себя уникальную коллекцию картин, однако, галерея его всегда была закрыта для посетителей. Также, следуя примеру предков, с раннего возраста принимал участие в благотворительности, за что получил уважение современников.


Семейная жизнь князя тоже не обошлась без сложностей. Он был влюблен в свою сводную кузину – Татьяну Александровну Рибопьер. С точки зрения православия такой брак был недопустим, поэтому молодым пришлось венчаться тайно. Против этого союза в Синоде открыли дело, однако сам император Александр II повелел оставить супругов в покое.

В браке родилось трое детей: сын Борис и дочери Татьяна и Зинаида. Мальчик скончался в раннем возрасте от болезни, а Татьяна умерла на 22-ом году жизни. По официальной версии причиной смерти явился тиф, эпидемии которого в то время случались довольно часто. И вновь в биографии семьи Юсуповых возникает момент, когда в живых остается лишь один потомок князя. На этот раз не наследник, а наследница многомилионного состояния, княгиня Зинаида Николаевна, стала единственной законной владелицей фамильных богатств.

Зинаида Николаевна

Современники отзывались о княгине, как о женщины необычайного ума и красоты. Она получила прекрасное образование, знала несколько языков, а ее руки добивались самые знатные женихи, в том числе августейшие особы. Ее отец признавался, что хотел бы увидеть дочь на троне, но та не была честолюбивой и отказывала всем, желая найти избранника по душе. Им оказался граф Феликс Сумароков-Эльстон, за которого Зинаида Николаевна вышла замуж в 1882 году. Брак их был счастливым, несмотря на различие во взглядах и интересах супругов. Феликс был военным и не очень жаловал знатные круги, в которых предпочитала бывать его жена. Однако, светские приемы, которые супруги проводили в своих имениях, славились на всю империю. На них приглашали не только российских, но и западных аристократов.

Зинаида Ивановна была увлечена танцами, умела исполнять как бальные, так и русские народные. Во время костюмированного бала в Зимнем дворце княгиня так превосходно сплясала, что гости аплодировали и вызывали ее пять раз. Также владелица состояния дворянского рода Юсуповых славилась своей щедростью и вела благотворительную деятельность.

В браке у супругов родилось двое сыновей. Первенец – Николай, не дожил до своего 26-летия всего полгода и был убит на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем. В живых остался их младший сын Феликс Феликсович – последний потомок в истории рода князей Юсуповых.

Феликс Феликсович

Для тех, кто интересуется биографией и историей семьи Юсуповых, очень интересно будет прочесть мемуары Феликса. В них он увлекательно рассказывает о своей юности, отношениях с членами семьи, о своей блистательной матери и брате Николае. Сочетался браком с Ириной Александровной Романовой, находившейся в родстве с правящим императором Российской Империи.

Во время их свадебного путешествия началась Первая мировая война. Супругов задержали в качестве военнопленных в Германии до окончания войны. Отец князя Феликс привлек к делу испанского посла. Благодаря его дипломатическим действиям молодым удалось бежать в Россию, где они принялись заниматься обустройством военных госпиталей.

У Феликса и Ирины родилась дочь, крестными которой стали сам император Николай и его супруга. Феликс Феликсович замешан в деле об убийстве Распутина, так как считал его виновником всех несчастий, творившихся на тот момент в стране. Князь участвовал в организации убийства Распутина. Он заявил, что его необходимо убрать любым способом и прекратить его влияние на государя и императрицу, пусть даже ценой убийства.

После Октябрьской революции семья Юсуповых перебралась заграницу. Вначале они жили в Лондоне, а затем, продав несколько фамильных драгоценностей, приобрели имения во Франции. Чтобы наладить свое финансовое положение, супруги открыли дом мод, но он не принес значительной прибыли. Самой большой удачей Феликса стало выигранное им судебное дело с Голливудом. Одна из студий сняла фильм «Распутин и императрица», в котором было показано, что жена Феликса Феликсовича была любовницей императора. Возмущенный князь подал в суд за клевету и получил большую денежную компенсацию. Считается, что после этого случая во всех голливудских лентах стали предупреждать о вымышленности сюжета и пресонажей.


Супруги взяли на усыновление мексиканца Виктора Мануэля Контрераса. В дальнейшем приемный сын стал скульптором и художником, его произведения искусства. Его работы можно встретить в различных европейских государствах, а также в Мексике и США.

Князь Феликс Феликсович скончался в 1967 году, а через три года умерла его супруга. Чета похоронена в Париже. На этом заканчивается история дворянского рода Юсуповых.

В 10 часов вечера, в гостиницу «Россия», в д. № 60, по набережной р. Мойки, явился отряд солдат во главе с членом Военно-революционного комитета подпоручиком Тарасовым-РодионовымБольшевик, член Военной организации при ЦК РСДРП(б) . Вызванному управляющему гостиницей Агапову было предложено указать комнаты, в которых остановились недавно прибывшие в Петроград В. М. ПуришкевичЧлен IV Государственной Думы , его брат М. М. Пуришкевич и жена последнего, прописанные в гостинице, первый - под фамилией Евреинова, а вторые - под фамилией супругов Кириных. В. Пуришкевича не оказалось в комнате, супруги же Пуришкевич собирались куда-то идти. М. Пуришкевич и его жена были объявлены арестованными. На вопрос, где В. Пуришкевич, задержанные ответили незнанием. В помещении, занимаемом мнимыми супругами Кириными и Евреиновым был произведен тщательный обыск, которым обнаружена винтовка, различная переписка и документы.

Обыску подверглась и комната № 5, занимаемая скрывшимся офицером Кавказской дивизии. Во время дальнейшего осмотра гостиницы в коридоре, у телефонного аппарата, был задержан студент, оказавшийся родственником Пуришкевичей, а на кухне обнаружен спрятавшимся в кладовой неизвестный в форме вольноопределяющегося Гусарского полка. Неизвестный был также подвергнут аресту. На допросе задержанный назвался кн. ЮсуповымЕдинственный наследник богатейшей семьи Юсуповых, муж троюродной сестры Николая II, организатор убийства Распутина , графом Сумароковым-Эльстон. Все поиски В. М. Пуришкевича оставались тщетными до глубокой ночи.

Продолжая осмотр помещений, милиционер Викторов, войдя в помещение служащих, обратил внимание на лежащего в кровати неизвестного, одетого в красную рубаху, щегольские ботинки и при переднике. Несоответствие в наряде заставило милиционера усомниться в личности лежавшего. Последний был арестован. На допросе задержанный заявил, что он один из служащих гостиницы, но после долгого запирательства заявил, что он В. М. Пуришкевич. Выяснилось между прочим следующее: как только Пуришкевич узнал о приходе отряда солдат для его ареста, он немедленно переоделся в платье служащего, вышел из своей комнаты и в течение двух часов с лампой в руках показывал производившим обыск помещения гостиницы, не будучи узнанным.

В шестом часу утра были арестованы управляющий гостиницей Агапов и паспортист Ковель, как знавшие, что под фамилиями Кириных и Евреинова прописали Пуришкевича, М. Пуришкевича, его жену, их родственник-студент, управляющий Агапов, паспортист Ковель были препровождены в Петропавловскую крепость. В. Пуришкевич и граф Сумароков-Эльстон временно были оставлены в гостинице, но вскоре и они были отправлены туда же. В связи с обыском в гостинице «Россия» обыски произведены и в соседних домах.

В ту же ночь в различных частях города были произведены несколько арестов лиц, заподозренных в организации монархического заговора под руководством арестованного В. М. Пуришкевича.