Чем закончился первый бой русских с половцами. Борьба русских князей с половцами (XI-XIII вв.). Владимир Мономах, Святополк Изяславович. История Киевской Руси. В какой местности произошла битва на Калке

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

В середине XI века Киевская Русь столкнулась с серьезной угрозой в лице половцев. Эти кочевники пришли из азиатских степей и захватили Причерноморье. Половцы (или куманы) вытеснили из этих мест своих предшественников печенегов. Новые степняки ничем мало отличались от старых. Они жили грабежами и нашествиями на соседние страны, в которых проживало оседлое население.

Новая угроза

Появление кочевников совпало с началом процесса политического распада Руси. Восточнославянское государство было единым вплоть до XI века, когда его территория разделилась на несколько малых княжеств. Каждым из них правил самостоятельный выходец из Борьба русских князей с половцами была осложнена этой раздробленностью.

Правители часто ссорились между собой, устраивали междоусобные войны и делали собственную страну уязвимой перед степняками. Кроме того, некоторые князья стали нанимать кочевников за деньги. Наличие в войске своей собственной маленькой орды становилось важным преимуществом на поле боя. Все эти факторы в сумме привели к тому, что Русь на протяжении почти двух столетий находилась в состоянии постоянного конфликта с половцами.

Первая кровь

Впервые кочевники вторглись на территорию Руси в 1054 году. Их появление совпало со смертью Ярослава Мудрого. Сегодня его считают последним киевским князем, правившим всей Русью. После него трон перешел к старшему сыну Изяславу. Однако у Ярослава было еще несколько отпрысков. Каждый из них получил удел (часть державы), хотя формально они подчинялись Изяславу. Второй сын Ярослава, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод Ярославич, получил Переяславль. Этот город находился чуть восточнее Киева и был ближе всего к степи. Именно поэтому половцы часто нападали на Переяславское княжество в первую очередь.

Когда кочевники в первый раз оказались на русской земле, Всеволоду удалось договориться с ними, отправив к непрошенным гостям посольство с дарами. Между сторонами был заключен мир. Однако он не мог быть долговечным, так как степняки жили за счет грабежа соседей.

Орда вновь вторглась в в 1061 году. На этот раз было разграблено и уничтожено множество мирных беззащитных селений. Кочевники никогда не задерживались на Руси надолго. Их кони боялись зимы, кроме того, животных нужно было кормить. Поэтому налеты совершались весной или летом. После перерыва на осень и зиму южные гости возвращались.

Поражение Ярославичей

Вооруженная борьба русских князей с половцами поначалу носила несистематический характер. Правители уделов не могли в одиночку бороться с огромными ордами. Это положение вещей делало жизненно необходимым союз между русскими князьями. Сыновья Ярослава Мудрого умели договариваться между собой, поэтому в их эпоху проблем с координацией действий не было.

В 1068 году объединенная дружина Ярославичей встретилась со степным войском, которым руководил Шарукан. Местом битвы стал берег реки Альты недалеко от Переяславля. Князья были разбиты, им пришлось в спешке бежать с поля боя. После сражения Изяслав и Всеволод вернулись в Киев. У них не было ни сил, ни средств для того, чтобы организовать новый поход на половцев. Апатичность князей привела к восстанию населения, уставшего от постоянных набегов степняков и видевшего неспособность своих правителей что-то противопоставить этой страшной угрозе. Киевляне созвали народное вече. Жители города потребовали от властей вооружить простых граждан. Когда этот ультиматум был проигнорирован, недовольные разгромили жилище воеводы. Князю Изяславу пришлось скрываться у польского короля.

Тем временем набеги половцев на Русь продолжались. В отсутствие Изяслава его младший брат Святослав в том же 1068 году разгромил степняков в битве на реке Снове. Шарукан был взят в плен. Эта первая победа позволила на время парализовать кочевников.

Половцы на службе князей

Хотя половецкие набеги прекратились, степняки продолжали появляться на русской земле. Причиной тому послужило то, что кочевников стали нанимать русские князья, воевавшие друг с другом в междоусобных конфликтах. Первый такой случай имел место в 1076 году. Сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах вместе с половцами опустошил земли полоцкого князя Всеслава.

В том же году Святослав, до того занявший Киев, умер. Его кончина позволила Изяславу вернуться в столицу и вновь стать князем. Чернигов (наследственный удел Святослава) был занят Всеволодом. Таким образом братья оставили своих племянников Романа и Олега без земель, которые они должны были получить от отца. Дети Святослава не имели собственной дружины. Зато вместе с ними воевать пошли половцы. Часто кочевники отправлялись на войну по зову князей, даже не прося награды, так как награду они получали во время грабежей мирных сел и городов.

Однако такое союзничество было опасным. Хотя в 1078 году Святославичи разбили Изяслава в битве на Нежатиной Ниве (киевский правитель погиб в бою), совсем скоро князь Роман сам был убит половцами, которых он и позвал за собой.

Сеча на Стугне

В конце XI - начале XII вв. главным борцом со степной угрозой стал Владимир Мономах. Половцы решили вновь заявить о себе в 1092 году, когда тяжело заболел Всеволод, который тогда правил в Киеве. Кочевники часто нападали на Русь, когда страна оказывалась без власти или та была ослаблена. В этот раз половцы решили, что болезнь Всеволода не позволит киевлянам собраться с силами и отразить нападение.

Первое нашествие осталось без наказания. Куманы, не встретив сопротивления, спокойно вернулись в места своих зимних кочевий. Походами тогда руководили хан Тугоркан и хан Боняк. Мощный натиск степняков после продолжительного перерыва стал возможен после того, как разрозненные несколько лет орды объединились вокруг этих двух лидеров.

Все благоволило половцам. В 1093 году умер Всеволод Ярославич. В Киеве стал править неопытный племянник усопшего, Святополк Ярославович. Тугоркан вместе со своей ордой осадил Торческ - важный город в Поросье на южных рубежах Руси. Вскоре оборонявшиеся узнали о приближавшейся помощи. Русские князья на время забыли о взаимных претензиях друг к другу и собрали свои дружины для похода в степь. В этой армии оказались полки Святополка Изяславовича, Владимира Мономаха и его младшего брата Ростислава Всеволодовича.

Объединенная дружина была разбита в битве на реке Стугне, состоявшейся 26 мая 1093 года. Первый удар половцев пришелся на киевлян, которые дрогнули и бежали с поля боя. За ними были разбиты черниговцы. Войско оказалось прижатым к реке. Воинам пришлось в спешке переплывать реку прямо в доспехах. Многие из них попросту утонули, в том числе и Ростислав Всеволодович. Владимир Мономах попытался спасти брата, однако так и не смог помочь ему выбраться из бурлящего потока Стугны. После победы половцы вернулись к Торческу и наконец взяли город. Защитники крепости сдались. Их увели в плен, а город был предан огню. История Киевской Руси омрачилась одним из самых разгромных и страшных поражений.

Удар в спину

Несмотря на большие потери, борьба русских князей с половцами продолжилась. В 1094 году продолжавший бороться за отцовский удел Олег Святославович осадил Мономаха в Чернигове. Владимир Всеволодович оставил город, после чего тот был отдан кочевникам на разграбление. После уступки Чернигова конфликт с Олегом был исчерпан. Однако вскоре половцы осадили Переяславль и появились под стенами Киева. Степняки воспользовались отсутствием на юге страны сильных дружин, ушедших на север участвовать в очередной междоусобице на ростовской земле. В той войне погиб сын Владимира Мономаха, муромский князь Изяслав. Тем временем Тугоркан был уже близок к тому, чтобы взять Переяславль измором.

В самый последний момент на выручку городу пришла дружина, вернувшаяся с севера. Ее вели Владимир Мономах и Святополк Изяславович. Решающая битва произошла на 19 июля 1096 года. Русские князья наконец-то разбили половцев. Это был первый крупный успех славянского оружия в противостоянии со степняками за последние 30 лет. Под мощным ударом половцы бросились врассыпную. В этой погоне вместе со своим сыном погиб Тугоркан. На следующий год после победы на Трубеже русские князья собрались на знаменитом съезде в Любече. На этой встрече Рюриковичи урегулировали собственные отношения. Наследственные уделы покойного Святослава окончательно вернулись к его детям. Теперь князья могли вплотную заняться проблемой половцев, на чем настаивал Святополк Изяславович, которого формально продолжали считать старшим.

Походы в степь

Поначалу борьба русских князей с половцами не выходила за предел Руси. Дружины собирались только в том случае, если кочевники угрожали славянским городам и селам. Эта тактика была неэффективной. Даже если половцы терпели поражение, они возвращались в собственные степи, вновь набирали силы и уже через некоторое время вновь переходили границу.

Мономах понимал, что против кочевников необходима принципиально новая стратегия. В 1103 году Рюриковичи встретились на очередном съезде на берегу Долобского озера. На встрече было принято всеобщее решение идти с войском в степь, в логово врага. Так начались военные походы русских князей в места кочевий половцев. В кампании приняли участие Святополк Киевский, Давыд Святославович Черниговский, Владимир Мономах, Давыд Всеславович Полоцкий и наследник Мономаха Ярополк Владимирович. После общего сбора в Переяславле русская рать отправилась в степь ранней весной 1103 года. Князья торопились, надеясь как можно быстрее настичь противника. Половецкие лошади нуждались в длительном отдыхе после предыдущих походов. В марте же они были еще неокрепшими, что должно было быть на руку славянской дружине.

История Киевской Руси еще не знала такой военной кампании. На юг шла не только кавалерия, но и крупное пешее войско. Князья рассчитывали на него в случае, если конница слишком устанет после долгого пути. Половцы, узнав о неожиданном приближении врага, стали спешно собирать объединенную армию. Во главе нее встал хан Урусоба. Свои отряды привели еще 20 степных князьков. Решающее сражение произошло 4 апреля 1103 года на берегу реки Сутени. Половцы были разгромлены. Многие их князьки были убиты или попали в плен. Погиб и Урусоба. Победа позволила Святополку заново отстроить город Юрьев на реке Роси, который был сожжен еще в 1095 году и много лет пустовал без жителей.

Весной 1097-го половцы вновь пошли в наступление. Хан Боняк возглавил осаду города Лубена, принадлежавшего к Переяславскому княжеству. Святополк и Мономах вместе разбили его войско, встретившись с ним на реке Суле. Боняк бежал. Тем не менее мир был хрупким. В дальнейшем военные походы русских князей повторялись (трижды в 1109 - 1111 гг.). Все они были успешными. Половцам пришлось откочевать подальше от русских границ. Некоторые из них даже перебрались на Северный Кавказ. На два десятилетия Русь забыла об угрозе половцев. Интересно, что в 1111 году Владимир Мономах устроил поход по аналогии с Крестовым походом католиков в Палестину. Борьба восточных славян и половцев была еще и религиозной. Кочевники были язычниками (в летописях их называли «погаными»). В том же 1111 году русская рать дошла до Дона. Эта река стала ее последним рубежом. Были захвачены и разграблены половецкие города Сугров и Шарукань, в которых кочевники по обыкновению зимовали.

Долгое соседство

В Владимир Мономах стал киевским князем. При нем и его сыне Мстиславе (до 1132 г.) Русь в последний раз была единым и сплоченным государством. Половцы не беспокоили ни Киев, ни Переяславль, ни какие-либо другие восточнославянские города. Однако после смерти Мстислава Владимировича между многочисленными русскими князьями начались споры из-за прав на престол. Кто-то хотел заполучить Киев, кто-то боролся за обретение независимости в других провинциях. В войнах между собой Рюриковичи вновь начали нанимать половцев.

Например, правивший в Ростове, пять раз вместе с кочевниками осаждал «мать городов русских». Половцы активно вовлекались в междоусобные войны в Галицко-Волынском княжестве. В 1203 году они под командованием Рюрика Ростиславовича захватили и разграбили Киев. Тогда в древней столице правил князь Роман Мстиславович Галицкий.

Защита торговли

В XI-XII вв. половцы далеко не всегда вторгались на Русь по призыву одного из князей. В периоды, когда не было других способов грабить и убивать, кочевники самовольно атаковали славянские поселения и города. При киевском князе Мстиславе Изяславовиче (правил в 1167-1169 гг.) впервые за долгое время был организован и проведен поход в степь. Дружины отправлялись в места кочевий не только для того, чтобы обезопасить приграничные поселения, но и для сохранения днепровской торговли. Купцы на протяжении многих веков пользовались Путем из варяг в греки, по которому доставлялись византийские товары. Кроме того, русские торговцы продавали северные богатства в Константинополе, что приносило князьям большую прибыль. Орды грабителей были постоянной угрозой для этого важного обмена товарами. Поэтому частые русско-половецкие войны обуславливались еще и экономическими интересами киевских правителей.

В 1185 году князь Новгород-Северского предпринял очередной поход в степь. Накануне произошло солнечное затмение, которое современники расценили как дурной знак. Несмотря на это, дружина все-таки отправилась в логово половцев. Эта армия была разгромлена, а князь попал в плен. События похода легли в основу «Слова о полку Игореве». Данный текст сегодня считается самым значительным памятником древнерусской литературы.

Появление монголов

Отношения славян и половцев на протяжении почти двух веков укладывались в систему регулярного чередования войны и мира. Однако в XIII веке установившийся порядок рухнул. В 1222 году в Восточной Европе впервые появились монголы. Орды этих свирепых кочевников уже покорили Китай и теперь двигались на запад.

Поход 1222-1223 гг. был пробным и фактически являлся разведкой. Однако уже тогда и половцы, и русские ощутили свою беспомощность перед новым врагом. Эти два народа прежде постоянно воевали друг с другом, однако на этот раз решили выступить вместе против неожиданного противника. В битве на Калке половецко-русское войско потерпело сокрушительное поражение. Погибли тысячи ратников. Однако после победы монголы внезапно повернули назад и ушли в родные края.

Казалось, что буря миновала. Все стали жить как прежде: князья воевали друг с другом, половцы грабили приграничные поселения. Через несколько лет необоснованная расслабленность половцев и русских была наказана. В 1236 году монголы под руководством внука Чингисхана Батыя начали свой великий западный поход. В этот раз они шли в далекие страны для того, чтобы завоевать их. Сначала были разбиты половцы, затем монголы разграбили Русь. Орда дошла до Балкан и только там повернула назад. Новые кочевники осели в прежде Постепенно два народа ассимилировались. Однако как самостоятельная сила половцы исчезли именно в 1230-1240-х. Теперь Руси пришлось иметь дело с куда более страшным противником.

«Слово о полку Игореве» история о невероятной смелости русского народа, которая повествует о неудачном походе князя Игоря на половцев. Действие разворачивается не в момент расцвета Киевской Руси, а в период феодальной разобщенности. Центральный персонаж «Слова» Новгород-Северский князь Игорь Святославович , молодой и амбициозный человек. Игорь ослеплен от возможности прославиться, ради чего, собирает поход против орды половцев, привлекая к этому своего брата Всеволода.

В день отправления, природа дает знак молодому князю, посылая предупредительное знамение в виде солнечного затмения, которое князь Игорь игнорирует – он и его войско настроены решительно. Так, вступая на половецкую территорию, князю удается разгромить неприятельский отряд. В результате успешного сражения русское войско получает в награду много золота и драгоценностей. Князь окрылен победой и достигнутым результатом, не замечая, что победил лишь в первой битве, но еще не выиграл войну.

Таким образом, в первом сражении с половцами князем движет смелость, и жажда прославится, а благополучный исход битвы толкает князя Игоря на безрассудное продолжение похода. От чего влечет за собой еще большую беду, ослабляя Древнерусское государство, демонстрируя половцам разобщенность и распри между князьями.

В 12 веке для населения Древней Руси самыми опасными врагами считались половцы. Они вели кочевой образ жизни и занимали степные территории в долинах Дона и Днепра. Руководил набегами половцев хан Кончак. На Руси его называли "безбожным, окаянным разорителем".

Для русских князей военные походы являлись не только способом расширить свои владения, но и поднять собственный авторитет.

В 1185 г. в поход против половцев отправился князь Игорь .

Предпосылки

Довольно много информации о князе Игоре Святославовиче в "Слове о полку Игореве ". В этом древнейшем источнике описаны вооружение и путь дружин, тактика боя.

Начальный этап похода князя Игоря на половцев пришелся на весну 1185 г. К этому времени князю было 35. Раньше Игорь поддерживал с Кончаком довольно дружеские отношения. Половцев часто привлекали к междоусобным войнам за соседние территории. В 1180 г. князь вместе с половецким ханом направились к Киеву. Однако поход был неудачным.

Уже спустя 3 года началась активная борьба против половцев. Достаточно часто Игорь действовал самостоятельно: нападал на врагов только со своей дружиной, не обращаясь за помощью к соседним князьям.

В повести о походе на половцев князь Игорь охарактеризован как мужественный и храбрый воин. Вместе с тем он был недальновиден и безрассуден. Он стремился к славе и не особо не заботился о своей земле.

За год до неудачного похода князя Игоря на половцев , кочевники были разбиты совместным войском Святослава и соседних князей. На Руси посчитали, что больше кочевники нападать на страну не будут. Однако все оказалось не так.

Начало пути русской рати

Кроме князя Игоря, в походе на половцев участвовали его брат, племянник и сын. Первым был Всеволод Курский, вторым - Ольгович Рыльский, третьим - Владимир Путивльский. Ярослав (правитель Чернигова) направил к Игорю отряд куев. Это были полукочевые народы, проживавшие на южных территориях черниговской земли. Во главе этого отряда стоял Ольстин Олексич.

Дойдя до границ, русские воины увидели солнечное затмение. Это считалось предостерегающим знаком. Однако во внимание его не приняли и продолжили движение. Спустя время несколько воинов отправилось на поиски "языка". Вернувшись, он и рассказали о большом количестве кочевников, готовящихся к сражению. Нужно было принимать решение: или быстро нападать на врага, или поворачивать назад. На второй вариант Игорь пойти не мог, иначе это было бы позором похуже смерти.

Краткое описание

Кровавая битва началась в мае 1185 г. Как свидетельствуют источники, на битву отправились все племенные группы кочевников. Несколько русских князей, в том числе Игорь попали в плен. Незначительная группа русских воинов смогла вырваться из окружения половцев. Все остальные были убиты.

Князю Игорю удалось выбраться из плена. Однако сын его остался у половцев. Владимир был вынужден жениться на дочери хана. Впоследствии он все-таки вернулся на родину.

Ход событий

В первый день сражения князю Игорю удалось победить. К обеду дружина настигла половцев. Кочевники бросили свои шатры и перебрались на другой берег р. Сюурлий.

В походе князя Игоря на половцев участвовало 6 полков. В центре были его воины, справа - Всеволода, слева - его племянника. Эти полки были основными. Перед ними стоял сын Игоря с отрядом куев из Чернигова. Еще один полк был сборным. В его составе были стрельцы из всех остальных отрядов.

Игорь призвал полки к бою. Дружинники были защищены кольчугами и щитами; флаги русских развевались на ветру. Приблизившись к реке, воины увидели половецких стрельцов. Последние выпустили в русских стрелы и стали убегать.

Дальше по реке располагались основные половецкие полки. Они тоже пустились в бегство. Владимир и Святослав с воинами стали преследовать кочевников. Игорь и его брат шли медленно, не распуская отряды. В лагере кочевников было захвачено много добычи: золото, ткани, одежда. Попали в плен и половецкие девушки.

В это время кочевники стянули свои ряды к месту сражения.

Окружение

Оно началось на рассвете. Половцы в огромном количестве стали наступать со всех сторон. Князья решили выходить из окружения. Дружинники слезли со своих конец и стали драться с кочевниками.

Особенную храбрость проявил на поле боя Всеволод. Князь Игорь был ранен в руку. Погода была жаркая, люди и лошади, находившиеся в кольце кочевников, оказались отрезанными от реки. Все страдали от жажды.

Сражение длилось весь день. Множество русских воинов было убито и ранено. На следующий день куи начали бежать с поля боя. Игорь пытался их остановить, но не смог. На обратном пути к месту схватки он попал в плен.

Лучшие дружинники остались в центре сражения и боролись насмерть. Взятый в плен Игорь смотрел, как погибают его сородичи, видел смерь Всеволода.

Последствия поражения

Неудачно закончившийся поход Игоря против половцев стал настоящим потрясением для русских людей.

Одержав победу, кочевники начали разорение древнерусских городов. Нашествие было успешным, в том числе и из-за напряженной междоусобной войны. Никто из князей не желал помогать соседям. Все старались обособиться. Более того, частыми были нападения князей друг на друга. Они стремились захватить территории и расширить свое княжество.

Кочевники, выигравшие битву, начали движение в дух направлениях. В первую очередь, они пошли на Переяслав. Вторая часть направилась вдоль берега Сейма. Оборону в Переяславе держал Владимир Глебович. Ему на помощь были отправлены полки Киевского князя. Половцы, в свою очередь, решив не вступать в столкновение, повернули обратно. По пути в свои степи они сожгли город Римов.

Выводы

Поражение Игоря в битве с половцами наглядно показало, что одному княжеству не в силах самостоятельно справиться с нашествием кочевников. Причиной неудачи похода является отсутствие единения на русской земле.

После поражения от половцев границы Руси со стороны степи стали открытыми. Это позволило кочевникам беспрепятственно проникать на русскую землю, разорять города, уводить в плен людей. Более того, половцы совершали набеги не только на приграничные земли, но и заходили вглубь Древнерусского государства.

Междоусобная война русских князей длилась очень долго. Княжества переходили из одних рук в другие. Больше всех страдало от этого простое население. Если воины получали хоть какой-то доход от сражений в виде захваченной добычи, то люди, трудившиеся на земле, после каждого набега или столкновения оставались без урожая.

Заключение

Захватить русские земли хотели очень многие государства. Однако особенную опасность для населения представляли всегда кочевники. У них были сильные и жестокие правители, которым удавалось объединить все разрозненные племена в одну орду. Именно в единстве была их сила. Кроме того, они были мобильны, прекрасно сидели в седле, проявляли храбрость в сражениях, хорошо чувствовали себя в полевых условиях, часто шли на хитрость.

Отсутствие единства русских княжеств привели к очень плачевным последствиям. Государство не успевало оправиться от постоянных набегов. В итоге над княжествами надолго нависло татаро-монгольское иго. А избавиться от него удалось только после объединения князей и их дружин и начала междоусобиц в самой Орде.

VI. УПАДОК КИЕВСКОГО КНЯЖЕНИЯ

(продолжение)

Оживление борьбы с варварами. – Кончак. – Поход, плен и освобождение Игоря Северского. – Нашествие Половцев. – Освобождение Игоря. – Черные Клобуки. – Последние деяния Всеволодича.

Согласие, водворившееся между Ольговичами и Ростиславичами, не замедлило отразиться и на внешних делах Южной Руси, т.е. на отношениях ее к степным варварам; борьба с ними оживилась новою энергией. Укрепясь на Киевском столе, Святослав Всеволодович уже не имел нужды ласкать своих бывших союзников, и мы видим целый ряд удачных походов, которые южно-русские князья предпринимают общими силами, имея во главе Святослава и Рюрика. Они громят половецкие орды, освобождают из рабства многочисленных русских пленников и берут в плен самих половецких ханов, в том числе Кобяка Карлыевича с двумя сыновьями, Башкорда, Осалука и др. С своей стороны Половцы мстят русским князьям усиленными набегами на их земли, для чего собираются большими полчищами.

Славнейшим из половецких ханов того времени был Кончак. Русская летопись сохранила любопытное предание о его происхождении. Когда Владимир Мономах громил Половцев в степях Задонских, то один из их ханов, Отрок, бежал к Обезам за Железные врата, т.е. на Кавказ; а другой хан, по-видимому, брат его Сырчан остался на Дону. Когда же Владимир скончался, Сырчан послал с этим известием в Обезы гудца Орева; велел петь половецкие песни брату я уговаривать его к возвращению на родину, а если не послушает, то дать ему понюхать какое-то зелье или траву, называемую емшан. Гудец так и сделал. Понюхав зелья, изгнанник заплакал и сказал: "Да, лучше в своей земле лечь костьми, нежели в чужой славну быть". Он пришел на родину, и от него-то родился Кончак, "иже снесе Сулу, пеш ходя, котел нося на плечеву". Этот самый Кончак, "окаянный, безбожный и треклятый", как называет его летопись, пришел на Русь с половецкою ордою в 1184 году. Он грозил пожечь и попленить города русские, ибо имел при себе какого-то "бесерменина", который стрелял живым огнем; кроме того, по словам летописи, у него были метательные снаряды и самострельные луки, такие огромные и тугие, что 50 человек едва могли натянуть подобный лук. Кончак остановился на украйне и завел переговоры о мире с Ярославом Всеволодичем; это был младший брат Святослава, который передал ему свой Черниговский стол. Великий князь послал сказать брату, чтобы он не верил коварным Половцам и вместе с ним шел бы на них войною. Однако Ярослав уклонился от похода под предлогом своих мирных переговоров с Кончаком. Святослав соединился с Рюриком и поспешил против варваров. Старшие князья с главными силами шли назади, а вперед себя ("на вороп", как тогда выражались) отрядили несколько младших князей. Последние встретили на дороге гостей, или купцов, проехавших степи, и узнали от них, что Половцы стоят на реке Хороле, подле вала ("шоломя"), который ограждал Русскую землю со стороны степей. Младшие князья внезапно вышли из-за этого вала, ударили на половцев и захватили много пленных; в числе их привели к Святославу и того бесерменина, который стрелял живым огнем. Когда же подошли старшие князья, то Кончак бежал в степи. Это случилось 1 марта 1185 года, т.е. в самый новый год, так как русские начало его считали с марта. В погоню за Половцами великий князь отрядил 6000 Черных Клобуков, или берендеев, с их вождем Кунтувдыем; но по случаю наступившей распутицы погоня не могла настичь половцев.

В этом походе, кроме Ярослава Черниговского , не принимали участия и князья Северские ; последние не успели соединиться с великим князем по причине быстроты, с которою был совершен его поход. В челе северских князей стоял тогда его двоюродный брат Игорь Святославич, который уже не раз отличился в битвах с Половцами и не далее как в 1183 г. предпринимал удачный поиск в степи вместе с родным братом своим Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом. То же самое задумал он повторить и теперь, после поражения Кончака на Хороле, куда, к великому его сожалению, ему не удалось поспеть вовремя. Не спросясь главы своего рода Святослава Киевского, он решил немедленно идти в степи с одними северскими дружинами и в конце апреля выступил из своего стольного города. В Путивле соединился с ним княживший в том городе сын его Владимир; сюда пришел и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. Двоюродный брат Ярослав Черниговский прислал ему на помощь боярина своего Ольстина Олексича с отрядом коуев; то были полукочевые народцы, поселенные на южных пределах Черниговской земли, соплеменники Черных Клобуков. Современный поэт изображает приготовления Игоря к походу следующими словами: "Комони ржут за Сулою; звенит слава в Киеве, трубы трубят в Новеграде; стоят стязи в Путивле; Игорь ждет мила брата Всеволода". Но последний отправился другой дорогой, из Курска. Игорь двинулся к Донцу, перешел его, достиг берегов Оскола и здесь дождался своего брата, удалого Всеволода Трубчевского. Этот поход четырех князей, из которых самому старшему было не более 35 лет, произвел сильное впечатление на современников, так что кроме довольно подробного рассказа летописи он сделался предметом замечательного поэтического произведения Древней Руси, известного под именем "Слова о полку Игореве ".

Карта похода князя Игоря на половцев (1185)

Автор изображения – Лобачев Владимир

При самом начале похода являются недобрые знамения, которые предрекают ему печальный исход. Однажды, когда войско приближалось к Донцу, перед вечером солнце подернулось какою-то мглою, так что походило более на месяц, и это обстоятельство смутило дружину. Но Игорь старается ее ободрить. Вот уже Русь за шеломянем, т.е. перешла Половецкий вал и углубилась в степь. Ратники, высланные вперед "ловить языка", т.е. на разведки, воротились и донесли, что варвары собираются в большом числе и готовятся к сражению. "Спешите напасть на них, – говорили князьям разведчики, – или воротитесь домой, потому что время нам неблагоприятное". Но Игорь отвечал, что воротиться домой без битвы будет сором пуще смерти. Меж тем, по словам поэта, плотоядные чуют близкую поживу: стаи галок летят к Дону великому, волки воют по оврагам, орлы своим клекотом сзывают зверей на кости, лисицы брешут на червленые русские щиты.

Половцы собрались от мала до велика на берегах какой-то речки Сююрлея; а вежи свои, т.е. кибитки с женами, детьми и стадами, отослали далее назад. Игорь построил русское войско в обычный боевой порядок. Оно состояло из шести полков. Посреди шел полк Игоря, по правую сторону – брата его Всеволода, по левую – племянника Святослава; это была главная рать; перед нею шли Владимир Игоревич с своею дружиной и Черниговский полк, т.е. боярин Ольстин с коуями. Шестой отряд был сборный: его составляли стрелки, высланные наперед от всех пяти полков. Русь наступала бодро, покрытая железными кольчугами, пестрея красными щитами, под сенью своих стягов, развеваемых ветром. Передние отряды устремились на неприятеля; а Игорь и Всеволод тихо следовали за ними, "не распуская своего полку". Половцы не выдержали натиска одних передних дружин и побежали. Русь погналась за варварами, достигла до их веж и захватила большой полон: девиц, золото и шелковые ткани; а половецких кожухов, епанчей и других одежд было захвачено столько, что, по словам поэта, хоть мосты мости по болотам и грязным местам. Когда победители расположились станом среди половецких веж, Игорь начал говорить князьям и боярам: не довольно ли этой победы и не повернуть ли назад прежде, нежели соберутся остальные орды? Но Святослав Ольгович объявил, что он с своей дружиной далеко гнался за Половцами и что его притомленные кони не поспеют за другими полками. Всеволод поддержал племянника, и решено не спешить возвращением. Молодые князья веселились своею победою и легкомысленно похвалялись: "Братья наша, которая ходила с великим князем Святославом, билась с Половцами смотря на Переяславль; они сами пришли; а к ним князья не смели пойти. Мы уже побили поганых в их собственной земле; теперь пойдем за Дон, чтоб истребить их вконец; пойдем в Лукоморье, куда не ходили и деды наши". Поощренные успехом Северские князья, кажется, возымели надежду вновь отвоевать свой наследственный Тмутараканский удел.

"Дремлет в поле Ольгово хороброе гнездо, далече залетело", говорит поэт. А меж тем половецкие орды отовсюду спешат к месту действия; пришли два сильнейшие хана, Гзак и Кончак. На рассвете Русь с изумлением увидала бесчисленные полчища варваров, которые окружили ее подобно густому бору. Князья решили пробиваться в отечество; но чтобы не покинуть пеших ратников ("черных людей") на жертву врагам, доблестные Ольговичи велели своей дружине сойти с коней и медленно начали отступать, отчаянно сражаясь с напиравшими со всех сторон варварами. Особенно богатырствовал Всеволод, которого поэт называет то Буй-туром, то Яр-туром. Где он повернется, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие; их шлемы аварские разбиты стальными мечами и калеными саблями русскими. Дело происходило на берегах Каялы в жаркие майские дни; русские дружины были отрезаны от воды; люди и кони изнемогали от жажды. На третий день битвы, в воскресенье, коуи не выдержали и обратились в бегство. Игорь, уже раненный в руку, поскакал за ними, стараясь их остановить, и снял шлем, чтобы показать им свое лицо; но тщетно; ему не удалось воротить коуев. Тут, на обратном пути к своему полку, он был перехвачен Половцами и взят в плен. Всеволод, пробившийся наконец к воде, изломал все свое оружие о врагов и также был схвачен ими. Тогда окончилась битва; князья с остатком дружины разобраны Половцами и разведены по их вежам. Игорь достался хану Чилбуку из роду Тарголова, Всеволод – Роману, сыну Гзагка, Святослав попал в род Бурчевичей, а Владимир – Улашевичей. Поражение и плен смирили гордость Игоря; он принял их как наказание Божие за свои прошлые грехи, за многое пролитие христианской крови в междоусобиях с русскими князьями. С сокрушенным сердцем вспомнил он об одном русском городе, который был взят на щит и подвергся всем возможным неистовствам от ратных людей.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Картина В. Васнецова, 1880

"Слово о полку Игореве" трогательно изображает печаль и уныние, которые разлились по Русской земле при известии о судьбе Святославичей. В особенности поэтично рисует оно плач супруги Игоревой в Путивле на забрале, или на городской стене; с жалобой на свое горе она обращается к ветру, солнцу и Днепру. Супругою его была Евфросинья Ярославна, дочь Галицкого князя. Несчастный конец похода дает поэту случай указать на главную причину торжества варваров – на рознь и усобицы русских князей; он вспоминает о лучших временах, о Владимире Мономахе, который был грозою половцев; говорит и о последних удачных походах Святослава Киевского.

Ничего не ведая о предприятии северских князей, Святослав Всеволодович из Киева отправился в свою наследственную область, в землю вятичей, чтобы собирать там ратников и припасы; ибо он имел намерение вместе с Ростиславичами на все лето идти к Дону и воевать половцев. На обратном пути около Новгорода-Северского великий князь с неудовольствием узнал, что двоюродные братья, не испросив его согласия, как бы тайком предприняли поход в степи. Из Новгорода-Северского он на лодках по Десне приплыл в Чернигов, и тут достигла до него весть о поражении и плене его родственников. Земля Северская, в особенности Посемье, находилась в большом смятении; она лишилась своих князей и войска; в редком семействе не оплакивали потери кого-либо из самых близких. Святослав немедленно принял меры. Он отправил своих сыновей в пограничные северские города для защиты края от варваров; в то же время послал к Давиду Смоленскому и другим князьям, напоминая их обещание идти летом на половцев и приглашая поспешить походом. "Иди, брат, постереги землю Русскую", велел он сказать Давиду. Последний действительно пришел со своими смольнянами и вместе с другими князьями стал у Треполя; а родной брат киевского князя Ярослав собрал свою рать в Чернигове. Приготовления эти были весьма своевременны, ибо Половцы, возгордись своею победою и пленом четырех русских князей, сами в большом числе двинулись на Русскую землю. К счастию, между ханами произошла распря. Кончак говорил: "Пойдем на киевскую сторону; там была избита наша братья и погиб наш славный Боняк". А Гзак звал половцев на Семь, говоря: "Там остались только жены и дети, для нас готовый полон; возьмем города без опасения". Варвары разделились на две части. Одни за Гзаком пошли к Путивлю, воевали окрестную волость, пожгли села, сожгли острог, или внешнее укрепление, Путивля, но самого города не взяли и ушли обратно в степи. А другие с Кончаком направились к Переяславлю и осадили его. Но здесь княжил мужественный Владимир Глебович, внук Юрия Долгорукого; он сделал отчаянную вылазку, был тяжело ранен и едва спасен своей дружиной от плена. Тщетно гонцы Владимира звали скорее на помощь князей, стоявших у Треполя. Святослав также торопил Ростиславичей. Смоленская рать завела распрю с своим князем и начала творить шумные веча; она объявила, что пошла только до Киева и что теперь изнемогла в походе. Давид принужден был воротиться назад. На эту распрю намекает певец «Слова о полку Игореве», говоря: «Стяги Владимира (Мономаха) достались Рюрику и Давиду; но знамена их веют в разные стороны». Наконец Рюрик и другие, соединясь с великим князем, переправились на левый берег Днепра и пошли к Переяславлю. Тогда Половцы оставили осаду этого города; они бросились на Сулу, разорили лежавшие по ней волости и осадили Римов (Ромны). Степные варвары, неукротимые в грабеже и разорении открытых поселений, не были искусны в осаде городов; но на этот раз несчастный случай помог им овладеть Римовым. Когда осажденные столпились на забрале, под их тяжестию обломились из него две городни и упали с людьми прямо на сторону осаждавших. Тогда варвары вломились в город и захватили в плен всех, кто уцелел от меча; спаслись только те, которые убежали в ближние болотистые места и дебри. После того и Кончак ушел в свои степи. Вероятно, на это его нашествие и намекают приведенные выше слова летописца: "Иже снесе Сулу".

Игорь Святославич проживал в плену в ожидании выкупа или обмена. Половцы обращались с ним хорошо, уважая его знатность и мужество, и особенно благодаря поручительству Кончака, который считал его сватом, потому что прочил свою дочь за его сына. К Игорю приставили 20 сторожей; но последние не стесняли князя и даже слушались его приказаний; при нем находились еще пять или шесть собственных слуг и сын его тысяцкого. Ему позволяли даже выезжать по своему желанию и забавляться соколиного охотою. Призван был из Руси и священник для совершения св. службы: Игорь думал, что ему еще долго придется быть в плену. Орда, в которой он находился, кочевала этим летом на берегах Тора, одного из левых притоков Донца. Между Половцами нашелся некто Овлур, который привязался к князю и предложил бежать с ним в Русь. Князь сначала не решался. Но сын тысяцкого и конюший князя уговаривали его воспользоваться предложением; они сообщили Игорю, что Половцы грозят избить пленных князей и всю их дружину. Тогда Игорь решился и послал конюшего сказать Овлуру, чтобы тот ждал его с поводным конем на другой стороне Тора. Время для побега выбрано вечернее. Половецкая стража, напившись своего кумыса, начала играть и веселиться, думая, что князь спит. Но он не спал: усердно помолясь перед иконой, Игорь приподнял заднюю полость шатра и вышел никем незамеченный. Он перебрел реку, сел на коня и в сопровождении Овлура поскакал на родину. Когда кони были загнаны, пришлось пешими пробираться через степь, сохраняя все предосторожности, чтобы укрыться от погони. Спустя одиннадцать дней беглецы добрались до пограничного русского города Донца, откуда Игорь с торжеством поехал в свой Новгород-Северский. Он не замедлил посетить главу своего рода, великого князя Киевского, и поклониться киевским святыням в благодарность за свое освобождение. "Солнце светит на небеси, – восклицает певец "Слова", – Игорь князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, несутся голоса через море до Киева; Игорь едет по Боричеву к святой Богородице Пирогощей; в стране радость, в народе веселье". Года через два воротился из плена и сын Игоря Владимир, сопровождаемый дочерью Кончака, с которою и обвенчался. Всеволод Трубчевский и Святослав Рыльский также получили свободу .

После того борьба с степными варварами сделалась еще живее и упорнее. Мы видим почти ежегодные походы на половцев: то старые князья Святослав и Рюрик соединенными силами воюют кочевников, то посылают на них молодых князей или Черных Клобуков с своими воеводами. Русь разоряет половецкие вежи; но и варвары в свою очередь, улучив удобное время, набегают на русские украйны, жгут села и уводят множество пленников. Однако, при всем оживлении, борьба с ними уже не имеет той силы и энергии, как во времена Мономаха или его сына Мстислава. Вся история Святослава Всеволодовича показывает, что это был князь умный и деятельный. Благодаря установившимся на время миру и согласию со главою Ростиславичей, Рюриком, ему удается иногда соединять дружины южно-русских князей для общего дела; но он уже не имел никакого влияния на остальные русские земли. Он не всегда мог внушать единодушие и самим южным князьям. Собственный брат его Ярослав Черниговский как-то неохотно и вяло помогал ему в предприятиях против половцев. Так, по его вине не удался большой зимний поход 1187 года. За глубокими снегами русская рать пошла не прямым путем в степь, а по Днепру; когда она достигла реки Снопорода (Самары), князья узнали, что половецкие вежи и стада находятся недалеко, в какой-то местности, называемой Голубым лесом. Но Ярослав Черниговский вдруг отказался идти далее; напрасно Святослав и Рюрик уговаривали его сделать еще переход не более как в половину дня. Ярослав стоял на своем, отзываясь тем, что большую часть его рати составляет пехота, которая очень утомилась; что и так они зашли далее, чем было предположено. Вследствие этой распри князья ни с чем воротились домой.

Черные Клобуки, необходимые помощники в степных походах как конное войско, не всегда с одинаковым усердием действовали в пользу Руси. Случалось, что иногда русские князья спешат отразить набеги какой-либо хищной орды; а Черные Клобуки тайком известят "своих сватов" половцев, и те вовремя уйдут в степи с награбленною добычею и полоном. Иногда Черные Клобуки просто отказывались идти на ближайшие к ним половецкие роды, с которыми находились в дружественных и родственных отношениях; или, взяв в плен половецкого хана, тайком от русских князей брали с него выкуп и отпускали восвояси. Особенно много зла Русской земле причинил один из их старшин, упомянутый выше Кунтувдый. Летом 1190 года Святослав и Рюрик, пользуясь временным затишьем, предприняли вместе дальние ловы; на лодках они отправились по Днепру, доехали до устья реки Тясьмина и в окрестностях его убили и наловили множество зверей и разной дичи. Весело воротились они домой и долго праздновали удачную охоту. В это время Святослав велел схватить и заключить под стражу Кунтувдыя; Рюрик вступился за него и выпросил ему свободу; Киевский князь отпустил его, взяв клятву в верности. Но мстительный торчин тотчас ушел к Половцам и затем в течение нескольких лет ходил с ними на Русь, жег и грабил пограничные места. Между прочим, он разорил город какого-то Чурная, вероятно, одного из Торкских старшин, может быть, своего соперника и виновника своей опалы. Месть и набеги его прекратились только благодаря Рюрику, который уговорил Кунтувдыя отстать от половцев и дал ему во владение городок Дверень на реке Роси.

Впрочем, Черные Клобуки немало оказали услуг в нашей борьбе с Половцами. Иногда эти полукочевые народцы, такие же жадные к добыче, как и степные варвары, сами просили князей идти с ними в половецкие вежи, чтобы захватить там как можно более коней, скота и челяди. Они преимущественно пользовались тем временем, когда Половцы, оставив свои вежи и стада, совершали набеги в Придунайские страны. Особенно удачны были предприятия Черных Клобуков под начальством Рюрикова сына Ростислава, которому отец дал Торческ, главный город Поросья, или южной Киевской украйны; а здесь обыкновенно сажали самых удалых князей, чтобы оберегать Русскую землю от варваров. Наиболее замечательный поход был совершен им в 1193 году. Зимой этого года он занимался ловами около города Чернобыля, когда к нему явились лучшие люди от Черных Клобуков и просили идти с ними в степь, так как обстоятельства были очень благоприятны. Ростислав охотно согласился и поехал немедленно в Торческ собирать свою дружину. Он даже не счел нужным испрашивать позволение у своего отца Рюрика; последний находился тогда в Овруче и готовился к походу на Литву. Ростислав пригласил идти вместе своего двоюродного брата Мстислава Мстиславича (Удалого), который держал город Треполь. Мстислав охотно согласился. Со своими дружинами и Черными Клобуками они налетели врасплох на половецкие вежи и отполонили множество скота, коней и челяди: Черные Клобуки, очевидно, выбрали самое удобное время для этого набега. Половцы собрались и пошли в погоню, но не посмели вступить в открытый бой. К Рождеству Ростислав воротился в свой Торческ, а отсюда отправился к старшим родичам с "сайгатами", т.е. с подарками из своей добычи: сначала к отцу Рюрику в Овруч, потом к дяде Давиду в Смоленск, а оттуда во Владимир на Клязьме, к тестю своему Всеволоду Юрьевичу.

Около того времени в Суздальской земле уже прекратились смуты, вызванные убиением Боголюбского; Владимирский стол занимал младший его брат Всеволод III, и под его умным, твердым управлением Северная Русь снова получила преобладание над Южною; так что южные князья и сам Киевский принуждены были признать старшинство Всеволода. Таким образом, на Руси существовали уже два великих княжения: одно в Киеве, другое во Владимире Клязьминском. Южные князья спешили породниться с могущественным государем. Суздальским. Между прочим, Рюрик сосватал у него дочь Верхуславу за своего сына Ростислава в 1187 году. Верхуслава имела только восемь лет от роду; но подобное обстоятельство не помешало брачному союзу согласно с обычаями того времени. Всеволод отправил дочь на юг с большою свитою из бояр и их жен, снабдив богатым приданым, состоявшим из золотых и серебряных вещей. Отец с матерью провожали ее три переезда и простились с великими слезами. Венчание молодой четы происходило в Белгороде и совершено епископом белгородским Максимом в "деревянной" церкви св. Апостол. Свадьба была отпразднована на славу; на ней присутствовало до двадцати князей. Рюрик щедро одарил свою юную сноху и, между прочим, отдал ей город Брягин; а провожавших ее бояр отпустил в Суздаль также с большими подарками. Судя по летописи, эта свадьба вообще произвела впечатление на современников и была предметом многих разговоров. Когда Ростислав после помянутого похода на половцев вместе с супругою посетил своего тестя, Всеволод, нежно любивший Верхуславу, целую зиму продержал у себя зятя и дочь, после чего проводил их с великою честию и богатыми дарами.

Между тем набег Ростислава в степь изменил распоряжения его отца. Святослав Киевский прислал сказать Рюрику: "Сын твой затронул Половцев и начал с ним рать, ты хочешь идти в другую сторону, оставив свою землю; нет, иди теперь в Русь и стереги ее". Не забудем, что Русью в те времена называлась преимущественно земля Киевская. Рюрик послушал и с полками своими отправился на южную украйну, отложив свой поход на Литву, которая уже заметно начинала теснить наши западные пределы. Не далее как летом того же 1193 года, т.е. еще до Ростиславова похода, престарелый Святослав пытался заключить прочный мир с половецкими ханами, чтобы отдохнуть от непрерывных тревог. Он и Рюрик съехались в Каневе и послали звать ханов для переговоров о мире. Западные, или "лукоморские", ханы, Итоглый и Акуш, действительно приехали; но восточные, Осолук и Изай, из рода Бурчевичей, расположились на другом берегу Днепра против Канева и отказались переехать реку, приглашая самих князей переправиться на их сторону. Князья отвечали, что ни при дедах, ни при отцах не было такого обычая, чтобы им самим ездить к Половцам. Хотя Лукоморские охотно согласились на мир и Рюрик советовал этим воспользоваться, но так как Бурчевичи упорствовали, то Святослав сказал: "Не могу мириться с одной половиной". И съезд кончился ничем.

Это было последнее деяние Святослава по отношению к степным варварам. Нет сомнения, что, кроме обороны Черниговских и Киевских пределов, у Святослава и всего рода Ольговичей было еще одно побуждение, которое двигало их на упорную борьбу со степью. За этой степью, на берегах Азовского и Черного морей, лежал их родовой удел Тмутараканский, когда-то богатая и торговая область благодаря соседству с греческими городами в Тавриде и с Кавказским краем. Половецкие орды постепенно отторгли эту область от Руси Днепровской и загородили к ней пути ее наследственным князьям. К этой-то Тмутараканской Руси и пытались пробиться внуки Олега Святославича, на что намекает и певец "Слова о полку Игореве". Но все попытки окончились не в пользу русских князей; уже приходилось думать только о защите ближних украйн. А вновь наступившие княжие междоусобия снова дали Половцам возможность не только разорять эти украйны безнаказанно, но и грабить самую столицу Древней Руси.


Летопись по Ипат. списку. О каком живом огне говорится здесь – неизвестно. Достоверно, однако, что в эту эпоху на Востоке, именно у сарацин и турок, существовал какой-то огнеметательный снаряд, который они употребляли в войнах с крестоносцами. Может быть, это было нечто подобное греческому или так наз. мидийскому огню.

Наиболее обстоятельный рассказ о походе, плене и освобождении Игоря Святославича находится в Ипатьевском списке. При изложении события мы заимствовали некоторые черты из поэмы, принадлежащей неизвестному русскому певцу конца XII века, изображающей судьбу того же похода под заглавием Слово о полку Игореве. "Полк" употреблялся тогда в значении воинства, а равно и битвы, войны, рати. Это замечательное поэтическое произведение Древней Руси найдено было в конце XVIII века собирателем отечественных редкостей графом Мусиным-Пушкиным в одном старинном сборнике и впервые издано в 1800 году. Подлинник его сгорел в Московском пожаре в 1812 г. Это "Слово" породило обширную литературу, состоящую из многочисленных его изданий, толкований и переложений, как прозаических, так и стихотворных. Таковы издания: Палипина 1807 г., Пожарского 1819, Граматина 1823, Сахарова 1839, Головина 1840 и др. Наиболее замечательные издания, снабженные критическими толкованиями, это Дубенского (Русск. Достопамят. Часть 3-я. М. 1844), Тихонравова ("Слово о П. Игореве" – для учащихся. М. 1866) и кн. Вяземского ("Замечания на Слово о П. Игореве". СПб. 1875). Любопытно также несколько объяснений "Слова" у Шевырева в Истории Русск. словесности (Т. I. Ч. 2-я. М. 1846) и Буслаева – "Русская поэзия XI и начала XII века" (Летописи Русской литературы – издание проф. Тихонравова. Т. I.M. 1859), в особенности объяснения Е.В. Барсова (несколько томов). Из поэтических переложений укажу на труд Майкова (в 3-й части собрания его стихотворений).

Относительно реки Каялы, на берегах которой происходила битва, по "Слову о П. Игореве" и по Ипатьевскому списку, в настоящее время трудно определить, какая это именно река. Карамзин считал ее Кагальником, который впадает в Дон с правой стороны, повыше Донца. Но это пока гадательное предположение. По некоторым обстоятельствам можно думать, что главная битва происходила где-то ближе к Азовскому морю, или к Лукоморью, как его в летописи называют Северские князья. Некоторые ученые отождествляли Каялу с Калмиусом, впадающим в Азовское море (Бутков, Аристов), другие – с Тором. (Труды 3-го Археолог. Съезда).