Презентация "природа и рукотворный мир". Урок по окружающему миру "природный и рукотворный мир" Презентация природные и рукотворные материалы

ТЕМА: ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР

(экскурсия)

Цели: 1. учить находить взаимосвязи живой и неживой природы; 2.формировать представление об отношении людей к окружающему миру.3 воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Какие книги о природе вы читали? Что вам больше всего по­нравилось, что заинтересовало вас? Что нового узнали?

П. Экскурсия.

Посмотрите вокруг: какое великолепие красок нас окружает! -Перечислите всё, что относится к природе. (Дерево, куст,

трава, ворона, камень, солнце.)

    Вы много назвали предметов. Природа - это всё, что не сде­лано руками человека. Всё, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Какие? (Живая и неживая природа.)

    Назовите предметы неживой природы. (Ветер, дождь, солнце.)

    Подставьте щёчки к солнышку. Что вы чувствуете? (Немного тепла.)

    А как светило солнце летом? (Оно светило ярко, поэтому бы­ ло жарко.)

    Посмотрите на небо. Что вы там видите?

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

    Часто ли вы видели облака, плывущие по летнему небу? (Редко.)

Какие облака вы видите осенью? (Серые.)

Отгадайте загадку.

Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. (Ветер.)

Ветер стал дуть сильнее, сгибает деревья.

Какие изменения с приходом осени происходят в неживой природе? (Солнце светит и греет слабее, по небу плывут серые облака, усиливается ветер, часто идёт дождь, становится про­хладнее.)

Посмотрите на небо. Что вы видите? (Облака, солнце.)

А почему вы не видите звёзды? (Солнце яркое, поэтому звёзд не видно.)

    Что придёт на смену солнцу? (Луна или месяц.)

    Что происходит в природе с наступлением ночи?

Ш. Работа по учебнику (с. 14-15).

    Можно ли отнести к природе то, что сделано руками челове­ка? (Нет.)

    Что такое природа? (Природа Щ это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.)

На какие две группы делят природу? (На живую и неживую.) На доске записаны две группы предметов.

Назовите представителей двух групп, а также как можно больше признаков, которыми они отличаются.

Живая природа Неживая природа Рукотворный мир

Растения, животные, Воздух, песок, камни, Города, храмы, па-
бабочки, насекомые, вода, солнце, земля и мятники и т. д.
и т. д. т. д.

Представители живой природы питаются, растут, приносят потомство, умирают. А представители неживой природы не обла­дают этими признаками. К какой группе относится человек? (Часть живой природы. Он относится к миру животных.)

IV. Работа по тетради (с. 5, задания 1,2).

Как вы думаете, влияет ли неживая природа на живую? (Жи­вым организмам необходимы кислород для дыхания, а также сол­ печное тепло, вода для питания растений, являющихся пищей для живы* организмов.)

Прочитайте первый абзац на с. 16.

Рассмотрите рисунки и расскажите, каким может быть отно­шение человека к себе, к другим людям, к природе, к рукотворному миру.

    Ответьте на вопросы на с. 17. IV. Итог урока.

    Как связаны неживая и живая природа?

Домашнее задание: учебник, с. 14-17; рабочая тетрадь, с. 6, задания 3,4.

Тема урока: Природа и рукотворный мир

Цель: побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира, развивать внимание, память, сообразительность, воспитывать бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают, что такое природа, научатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; смогут обсудить то, каким должно быть отношение людей к окружающему миру.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс, Москва, Просвещение 2015 г., рабочая тетрадь для 2 класса А.А. Плешаков «Окружающий мир»карточки для проверки д.з, картинки с изображениями предметов природы и сделанных руками человека; презентация.

План урока.

    Актуализация знаний.

    Мотивация учебной деятельности

    Усвоение новых знаний.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

1. Актуализация знаний

На парте карточки, на которых написаны характеристики: многоэтажные дома, заводы, фабрики, вокруг много лесов, подвал в доме, много видов транспорта, просёлочные дороги, чистый воздух, много кинотеатров и театров, в доме живет много семей, есть земельный участок.

Распределите карточки на две группы: жизнь в городе- жизнь в селе.

Чем город отличается от села?

Какие плюсы и минусы жизни в городе и селе вы можете назвать?

(должна получиться картинка дома городского или сельского)

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель читает стихи.

Всё – от старой сосны у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось.

И котенок Васька небось?

Даже муха – вот это да!-

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.

О чем говорилось в стихотворении?

Попробуйте предположить, о чем пойдет речь у нас на уроке?

Что хотелось бы узнать?

На странице 14 учебника прочитайте, чему мы будем учиться.

3. Усвоение новых знаний.

С нами по страницам учебника путешествуют Серёжа и Кеша. Они очень наблюдательные, часто бывают на природе и делают красивые снимки. Откройте учебники, страницы 14-15. Рассмотрите фотографии. Какие предметы вы видите? Всё это существовало много столетий и будет существовать независимо от человека. Человек – это тоже часть природы. Но он вносит в этот мир некоторые изменения. Что сделал человек?

Найдите эти предметы на фотографиях. Почему парусник, паровоз, воздушный шар не относятся к природе?

На какие группы можно разделить эти предметы?

Вывод на странице 15

На доске прикреплены картинки, на какие группы их можно разделить?

Докажите, почему плодовые деревья и домашние животные не рукотворный мир.

Работа в рабочих тетрадях на странице 5. Зеленым карандашом подчеркнуть названия предметов, которые относятся к природе, красным – сделано руками человека.

Физкультминутка

Кто все сделал, встает. Немного поиграем, я называю предмет, если он относится к рукотворному миру – топаем, если к природе – хлопаем.

(тетрадь, кошка, яблоко, ручка, дом, груша, компьютер, трактор, корова, спутник, планета, человек, утюг, горы, камень, брюки, книга)

Работа в рабочей тетради

Подбор предметов, которые светят, гремят, блестят, плавают, летают.

Занести в таблицу на странице 6 тетради задание 3.

Задание на доске.Найти лишнее .

Откройте учебник на страницах 16-17. Прочитайте задание страница 16.

Рассуждаем о нашем отношении к увиденному. Сделайте вывод.

Чтение стихов

Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полете…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

О, как природа – мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле и сами сохранимся.

4. Рефлексия

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Смогли мы научиться тому, что запланировали? Какие сделали выводы? Сравните их с выводами Мудрой черепахи. В заключение послушаем песню «Не дразните собак»

5.Домашнее задание

Рабочая тетрадь страница 6, задание 4.

Использованные ресурсы

Список литературы

1. Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова «Школа России», Издательство «ВАКО», 2013 г.

2. Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир», издательство «Экзамен», Москва, 2012 г.

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

Урок 10

Тема. Природные и рукотворные объекты (тела)

Цель: дать общую классификацию объектов окружающего мира, формируя целостное представление о нем; учить приводить примеры объектов живой и неживой природы, объектов, созданных руками человека; закреплять навыки группировать объекты неживой и живой природы и рукотворные объекты по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к природы и вещей, созданных человеком.

Упражнение «Погода»

Какая сейчас пора года?

Какой месяц?

Какое число?

Тепло или холодно на улице?

Какое состояние неба?

Какая температура воздуха?

Были сегодня в течение дня осадки?

II. Сообщение темы и цели урока

Игра «Я знаю три названия...»

Учитель бросает мяч ученикам и предлагает назвать представителей живой природы.

Например:

Лиственные деревья;

Насекомые и тому подобное.

Кроме растений, животных, грибов, нас окружает множество других предметов. Сегодня на уроке мы научимся ориентироваться в этом многообразии.

III. Изучение нового материала

1. Ознакомление с природными и рукотворными объектами

На уроках мы изучаем природу. А что такое природа? Выгляньте в окно. Что вы там видите? (Солнце, небо, деревья и т. др.)

Лес и река, небо и воздух, вода, дождь, снег, птицы, звери и растения - все это природа. Не относится к природе лишь то, что сделано руками человека.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Ветер в поле повіва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы, мир красоты,

Человек и погода -

Все вокруг... (природа).

Как вы считаете, на какие две группы можно разделить предметы, что окружают нас?

2. Работа по рисункам

Назовите и распределите предметы, изображенные на рисунке, на две группы.

Дополните каждую группу своим примером.

Природные объекты и Рукотворные объекты

3. Упражнение «Микрофон»

Продолжите перечень, начатый художником. (Дети называют то, что создано руками человека: дома, машины, мебель, школьные принадлежности и др.)

На протяжении всей истории человечества руками и умом людей было создано огромное количество разнообразных вещей, зданий, машин и механизмов (искусственный спутник Земли, компьютер, телефон и прочее). Эти вещи создал человек.

Вывод: растения, животные, люди, Солнце, Луна, звезды, воздух, вода, почва - все это природа. То, что сделано руками человека не относится к природе.

Физкультминутка

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

Небо, Луна, вода, звезды, песок, карта.

Дуб, камень, Солнце, воздух.

Ветер, река, белка, радуга, дождь.

Волк, лиса, врач, чашка, комар.

1) Назовите из перечня то, что сделано руками человека.

Космический корабль

Воробей

2) Нарисуйте два любых предметы, сделанные руками человека.

3) Назовите то, что не сделано руками человека.

Самолет

4) Нарисуйте любые два объекта природы.

5) Какое предложение правильное?

Природой называется все то, что окружает человека.

Природой называется все то, что сделано руками человека.

Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.

6) Природные объекты - это то, что:

Создано человеком;

Создано нашей планетой;

Создано природой.

7) Что не относится к природным объектам?

а) Животные, растения;

б) сделанное руками человека;

в) реки, моря, океаны.

8) Укажите природные объекты.

а) Учебники, тетради, дома, здание школы, машины, космические станции;

б) человек, растения и животные, моря и океаны, Солнце, Земля, фабрики и заводы;

в) Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные, грибы и микробы.

9) Что создано руками человека? Отметьте лишнее. Почему вы так считаете?

3. Работа в группах

Игра «Потерялись слова»

Ребята, в течение урока вы получили новые знания о природе и о вещи, созданные людьми. Теперь в группах составьте предложение, как нужно относиться к природе и вещей, созданных людьми. (Предложения - на отдельных листах на доске.)

Беречь природу. Нужно

Людей. труд Почитай

Вывод. Нужно беречь природу и уважать труд людей.

V. Итог урока

На какие две группы можно распределить предметы, что окружают нас?

Что такое природные объекты?

Что такое рукотворные объекты?

Приведите примеры природных объектов.

Приведите примеры рукотворных объектов.

Как необходимо относиться к вещам, созданным человеком?

1. Подчеркни зелёным карандашом объекты природы, а красным - предметы рукотворного мира.

2. Подумай, как составить пары из этих рисунков. Соедини парные рисунки линиями.
Дополни рисунки, придумав свою пару.

3. Наш друг Попугай любит всё, что светит, гремит, блестит, плавает или летает. Он предлагает тебе заполнить таблицу.

4. Приведите примеры (напишите не менее трёх в каждом пункте). Не повторяйте того, что уже написано в таблице!

1) Объекты природы: море, горы, лес
2) Предметы рукотворного мира: машины, мебель, посуда

5. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт предмет рукотворного мира), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу.

Объекты природы: камни, солнце, небо, радуга, насекомые, люди, растения, животные, рыбы, бактерии, микробы, вода, планеты, горы, железо, бронза, золото, алюминий, огонь, гроза, лава, песок, валун, скала, холм, пещера, астероид, звезда, комета, снежинка, сугроб, лед, ледник, лужа, море, океан, воздух, грибы, птицы, рыбы, звери и т.д.

Окружающий всех нас мир необыкновенен и уникален . Деревья , горы , поля , животные — это всё природа .Она существовала ещё до появления людей , с образования планеты Земля . С появлением человека начал развиваться рукотворный мир . Его объекты — это дело рук человека .

Природа — это всё , что вокруг нас , но не сделано человеком . Все природные объекты мы можем подразделить на две группы : первые относятся к живой природе , а вторые — к неживой .

На картинке представлены объекты живой и неживой природы . Всё , что относится к живой природе , может расти , дышать и умирать (примеры : лиса , дерево , мальчик ). Объекты неживой природы не обладают этими качествами (камень , туча , ветер и т . д .).

Но живая и неживая природа не существуют отдельно , они связаны друг с другом . Не было бы воды и солнца , у нас бы не росли деревья , цветы , овощи и фрукты . Отсутствие растений вызвало бы гибель травоядных животных (коров , коз , верблюдов ). Поэтому , неживая природа помогает жить и существовать живой природе .

В видео представлено ещё больше предметов живой и неживой природы.

Объекты природы, фото

Объектами природы могут быть:

  • Животные: белка на рисунке относится к живой природе.

  • Растения: ромашка — это часть живой природы.

  • Планеты: Земля, также, как и другие планеты — объект неживой природы.

Примеры рукотворного мира

Всё, что создал человек, называют рукотворным миром . Рукотворный мир начал появляться в тот момент, когда древний человек изобрел свое первое орудие труда.

Всё, что делалось человеком, имело конкретную цель:

  • Одежда — человек придумал её очень давно, чтобы не мёрзнуть.
  • Убежище (дом) — защита от диких животных, врагов.
  • Дорога — строились для удобного, безопасного и быстрого перемещения из одного пункта в другой.
  • Газеты и журналы — печатались с целью сообщить людям какую-либо важную информацию.
  • Телефон — для связи с теми, кто далеко.

Объекты рукотворного мира, фото

  • Дом, гараж и другие здания сделаны построены человеком, а не природой.

  • Дорогу делали люди. Кстати, машины, проезжающие по ней также являются объектами рукотворного мира.

  • Игрушки, конструкторы, мячики и другие предметы для развлечений тоже предметы, созданные людьми, а не природой.

Пара природа и рукотворный мир примеры

В природе можно находить объекты, которые похожи на предметы рукотворного мира по каким-либо признакам: по форме, размеру, цвету, назначению и т. д. Каждый способен увидеть сходство по-своему.
Приведём примеры пар природы и рукотворного мира:

  • колокольчик — цветок на поляне (природа) - колокол в церкви (рукотворный мир). Названия схожи, да и внешне есть общие черты.
  • бабочка капустница - бабочка на костюме мальчика. Название предметов совпадают, и внешне они похожи.
  • Солнце на небе - лампочка на потолке. И первый, и второй объект светятся.
  • ежик — животное - гребешок для волос. Этими объектами можно уколоться.
  • Марс (планета) - игрушечный мячик. Предметы имеют форму шара.
  • голубь с крыльями - самолет. И птица, и самолет умеют летать, у них есть крылья.
  • снежинка - салфетка кружевная. Эти предметы состоят из узоров.
  • паутина - сеть для ловли рыбы. В обоих предметах можно запутаться.

Природа и рукотворный мир тест 2 класс

  1. Выберите правильно утверждение:
    а) Природа — это всё, что нас окружает
    б) Природа — это всё, что построил человек
    в) Природа — это то, что нас окружает, но не сделано человеком
  2. Что из написанного сделал человек своими руками?
    а) Солнце
    б) стул
    в) птицу
  3. Что из этого человек не сделал?
    а) автобус
    б) книгу
    в) цветок
  4. Найдите соответствие (стрелочками укажите, к чему относится каждый объект из правого столбика).

5. В каждой строчке найдите лишнее слово и выпишете его (всего получится 3 ответа):
портфель, конфета, гриб, сапог
гора, сосна, река, звезда
петух, град, мальчик Миша, подсолнух

Ответы к тесту: 1 — в; 2 — б; 3 — в; 4 — природа: медведь, шишка на дереве, воробей; рукотворный мир: платье, поезд, мороженое; 5 — гриб (так как это объект природы, остальное — рукотворный мир), сосна (это объект живой природы, остальное — объекты неживой), град (это объект неживой природы, остальные — живая).

Рисунки пара природа и рукотворный мир

Компьютерная мышка и живой мышонок . У объектов не только одинаковое название, но и можно отметить внешнее сходство. Но одна мышка — предмет, созданный человеком для работы на компьютере, а вторая — создана природой.

Яйцо из шоколада (Киндер) и куриное яйцо. Одно яйцо производилось кондитерами на фабрике, а второе произвела курица, то есть объект живой природы.

Осенний листок с дерева и лист бумаги. Листья на дереве появляются без вмешательства человека, создаются природой. А вот лист бумаги — это предмет, полученный на заводе. Причем изначально бумага была деревом — объектом живого мира, но после переработки стала предметом человеческого труда.

Маленький щенок и игрушка-собака. Оба предмета — животные, но одно — живое и является объектом природы, а другое — неживое и придумано человеком.


Видео урок природа и рукотворный мир

Природа и рукотворный мир таблица, с пояснениями

Выше были рассмотрены пары природы и рукотворного мира по внешним признакам. А сейчас попробуем найти пары по признаку действия. Ведь может плавать может не только рыба (объект природы), но и яхта (предмет, созданный человеком). В таблице представлено по два примера, их может быть много.

Признак

Мир природы

Рукотворный мир

Солнце — не создано человеком, появилось самостоятельно задолго до зарождения человечества;

светлячок — насекомое, которое светит по ночам

фонарик — создал человек, чтобы ориентироваться в темноте;

лампа — изобретение для освещения помещения

град природное явление происходит без участия рук человека;

гром — слышен при столкновении туч

погремушка — человек изобрел для малышей;

будильник — люди изобрели, чтобы не опаздывать в школу или на работу

снег , когда светит солнце (появляется без участия человека);

роса на траве

сережка — украшение создаёт ювелир;

монетка — люди создали деньги, чтобы приобретать нужные товары

лягу шка — создала природа, плавает в пруду и на болоте;

акула — хищное животное, обитающее в морях

кораблик из бумаги — их делают мальчишки для игр в моряков;

лодка — небольшое судно

гепард — это самое быстрое животное;

кошка — домашнее животное

герой компьютерной игры — игру создаёт человек, значит, её герои — это объекты рукотворного мира;

робот — человек создаёт роботов, которые умеют бегать

синица птица с желтым брюхом — объект живой природы;

оторвавшийся листок с дерева — какое-то время он летит

воздушный гелевый шар — создан человеком и используется как украшение для праздников;

самолёт — придуман для быстрого перемещения

Итак, всё окружающее можно разделить на мир природы и рукотворный мир. Главное отличие состоит в том, что природа — это то, что не создавал человек, она появилась сама. А рукотворный мир создавался человеком с определёнными целями. Причем мир природы появился ещё задолго до возникновения людей. И сам человек относится к природе.