Пять простых опытов с бумагой. Опыты для детей с бумагой. Кто из детей не любит воздушные шары

Тема: Опыты с бумагой

Цель: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её некоторых свойствах.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Развивать умение выражать свои мысли, используя полный ответ

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию аккуратности

Конспект занятия.

Ой, ребята, вы слышите, что это? (ответы детей) КТО -ТО ПЛАЧЕТ

(тихо играет музыка «плач карты»)

Проверим, кто плачет? (ответы детей) ДА

Кто же это? (ответы детей) КАРТА

Что с ней случилось?

Почему она плачет? (ответы детей) ПОРВАНА

Правильно, дети, она порвалась.

Почему она порвалась? (ответы детей) УРОНИЛИ, СИЛЬНО ДЁРНУЛИ ЗА КРАЙ.

А что можно сделать с ней? (ответы детей) ОТРЕМОНТИРОВАТЬ, ПОЧИНИТЬ.

С помощью чего мы будем это делать? (ответы детей) СКОТЧ, КЛЕЙ…

А как вы думаете на чем нарисована карта? (ответы детей) НА БУМАГЕ

Правильно, на бумаге.

А вы знаете как делают бумагу?

А сейчас я вам покажу, как же делают бумагу. (Презентация «Как делают бумагу?»)

- Ребята, мы с вами узнали процесс изготовления бумаги. Он очень сложный. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.

А вы знаете, какими свойствами обладает бумага? (ответы детей) НЕТ

Тогда давайте выясним. Проходите за столы.

Опыт № 1

Что вы видите на столе? (ответы детей)

- Попробуйте смять руками кусочек ткани…

Что произошло с тканью? (ответы детей) Ткань распрямилась

А теперь кусочек бумаги.

Что произошло с бумагой? (ответы детей), а бумага так и осталась мятой.

Мы провели 1 опыт, н ужно сделать вывод: Значит бумага хорошо……… мнётся.

Читается стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

Опыт №2

А сейчас попробуйте разорвать бумагу (показать)

Что произошло с бумагой?(ответы детей) БУМАГА ЛЕГО ПОРВАЛАСЬ

А теперь полиэтиленовый пакет.

Что произошло с пакетом? (ответы детей) НЕ ПОРВАЛСЯ

Мы провели с вами 2 опыт, нужно сделать вывод: бумага легко рвется (не прочная).

Опыт №3
Как вы думаете, может ли бумага издавать звуки? (ответы детей)

Давайте проверим, возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).
Что услышали? Ответы детей (Бумага шуршит, скрипит.)

Мы провели с вами 3 опыт, нужно сделать вывод : Значит, она может издавать звуки.
- А хотите немного отдохнуть и поиграть? (ответы детей)

Игра «Бывает-не бывает».

Ребята, наш экран будет показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (компьютер, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка, велосипед, карта) .

А сейчас кто-нибудь выйдет и расскажет: какие свойства бумаги он узнал? А помогут нам картинки- схемы.

Бумага мнется

Бумага рвется

Бумага может издавать звуки

Теперь вы понимаете, почему порвалась карта? (ответы детей)

Карта нарисована на бумаге, бумага хорошо рвется, мнется, поэтому с ней нужно обращаться аккуратно, бережно.

Эту карту мы отремонтируем. А в нашей группе есть больные предметы из бумаги? Что мы с ними будем делать?

Тогда пойдемте и полечим их?

Самоанализ.

Опыты с бумагой (познавательно- исследовательская деятельность)

Средняя группа.

Цель: формировать у детей знания и представления о бумаге, её некоторых свойствах.

Образовательные задачи:

Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.

Продолжать учить детей наблюдать.

Развивающие задачи:

Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Развивать умение выражать свои мысли, используя полный ответ.

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию аккуратности.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к предметам из бумаги.

Тема занятия выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием (тема недели « День народного единства»). В ходе занятия была организована познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.

Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для детей: организованно пространство с учётом размещения и перемещения детей, использовались демонстрационные материалы, наглядный материал, музыкальное сопровождение, мульти-медийная аппаратура.

Занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.

Структура образовательной деятельности выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме.

Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве.

1-ая часть – включает в себя организационный момент. На данном этапе попыталась настроить детей на доброжелательность, вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей дальнейшей деятельностью через создание проблемной ситуации, из чего делают бумагу.

Во 2-ой части – детскую деятельность организовывала с использованием ряда приёмов:

Игрового, наглядного, словесного

3-ая часть – заключительная, где был подведён итог занятия. Будем работать дальше в этом направлении, познавать новое и новое.

Считаю, что мне удалось …. (по задачам)

Если бы пришлось проводить занятие второй раз, то …

Маленький ребенок - это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно - ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим. Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии. Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу.

Взрыв цвета в молоке

Что может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным?

Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
План работы:

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
  3. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком.
  4. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

Выращиваем кристаллы

Этот опыт все знают с детства - получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант - простая поваренная соль.


Суть эксперимента проста - в соленый раствор (18 ложек соли на пол литра воды) опускаем цветную нитку и ждем, когда на ней нарастут кристаллы. Будет очень интересно. Особенно если взять шерстяную нитку или заменить ее замысловатой щетинчатой проволокой.

Картошка становится подводной лодкой

Ваш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку!
Для этого нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка и пищевая соль. Налейте полбанки воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?
Разгадка: Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.

Батарейка из лимона

Этот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество?

Нам понадобятся:

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый.
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см.
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта: первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек. Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.
Что произошло? Лампочка загорелась!

Стакан смеха

Вам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут!
Нам понадобится только стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.
Проведение опыта: возьмите стакан в руку и поднеси к глазам. Посмотрите сквозь него на пальцы другой руки. Что произошло?
В стакане вы увидите очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Поверните руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек.Отведите стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как-будто вы передвинули руку.
Посмотрите с ребенком друг на друга через стакан - и не надо ходить в комнату смеха.

Вода течет вверх по салфетке

Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.

Чудо-ракета из чайного пакета

Этот элементарный фокус-опыт просто "бомба" для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно!


Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Живая рыбка

Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг.
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ.

Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

Фокус «заговор воды»

Каждый ребенок считает, что его мама - волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими "волшебностями".
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской. Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

Башня плотности

Такой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.
В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.
Нам понадобятся:

  • высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
  • 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
  • пищевой краситель любого цвета
  • 1/4 стакана водопроводной воды
  • 1/4 стакана растительного масла
  • 1/4стакана медицинского спирта
  • разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Подготовка:

  • Аккуратно налейте в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
  • Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание: добавляя каждую жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
  • Медленно влейте в сосуд такое же количество растительного масла.
  • Долейте сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

  • Объявите зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Вам могут сказать, что это легко. Тогда объясните им, что сделаете так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
  • По одному аккуратно опустите в сосуд мелкие предметы.
  • Пусть зрители сами увидят, что получилось.


Результат: разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.
Объяснение: этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.
Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды. В свою очередь, вода - вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Когда вы опускаете предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости. У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя. У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Подводная лодка из винограда

Еще один трюк для любителей морских приключений!


Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Еще один эксперимент из серии "для девочек".
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила?

В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус.
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

"Стой, руки вверх!"

А этот опыт снова для мальчишек - взрывных и шаловливых непосед!
Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).
Поставьте ее на стол, перевернув "вверх ногами", и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся "грохот" и бутылочку подбросит вверх.

Секретное письмо

Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно - разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое.


Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Разбегающиеся зубочистки

Если на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело!

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!
Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Исчезающая монетка


А этому фокусу можно научить любого ребенка старше 5 лет, пусть он показывает его своим друзьям!
Реквизит:

  • стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
  • водопроводная вода
  • монетка
  • помощник

Подготовка:

  • Налейте в банку воды и закрой крышку.
  • Дайте своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
  • Пусть он положит монету на стол. Спросите у него: "Ты видишь монету?" (Конечно, он ответит "да".)
  • Поставьте на монетку банку с водой.
  • Скажите волшебные слова, например: "Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету".
  • Пусть ваш помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Советы ученому волшебнику:
Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как ваш помощник не сможет увидеть монетку, вы можете заставить ее появиться вновь. Скажите другие волшебные слова, например: "Как монетка провалилась, так она и появилась". Теперь уберите банку, и монета снова окажется на месте.
Результат: когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Ваш помощник ее не увидит.


Вконтакте

Воспитатель Соколова Лада Эдуардовна

Исследовательский проект

«Тайны бумаги»

Участники проекта: Дети и воспитатели старшей группы

Срок выполнения: Две недели

Цель: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.

Задачи:

  • развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента
  • познакомить детей со способом производства бумаги
  • развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности
  • развивать координацию движений, мелкую моторику руки
  • развивать исследовательские умения, психические процессы: внимание, воображение
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
  • воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей

Аннотация: В старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, нам нужно помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное отношение к нему - актуальная проблема современности. А бумага - предмет хорошо знакомый дошкольникам, доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, о значимости в жизнедеятельности человека.

ХОД ПРОЕКТА

Проблематизация: На занятиипо конструированию дети делают кораблики, из бумаги различной плотности. Во время прогулки запускают кораблики в воду и замечают, что кораблики из более плотной бумаги дольше плавают и не раскисают.

Детей заинтересовал вопрос. Как можно узнать, какими еще свойствами обладает бумага?

Целеполагание: После возвращения с прогулкидети вместе с воспитателем еще раз обсуждают эту проблему и предлагают обратится к Фантишке. Фантишка объясняет, что о свойствах бумаги можно узнать проведя опыты и эксперименты, дарит детям набор для экспериментов с бумагой.

Планирование: В ходе обсуждения дети с воспитателем приходят к выводу что для того чтобы получить знания о свойствах бумаги необходимо:

  • провести опыты и с бумагой
  • анализ полученных результатов
  • научится делать бумагу в домашних условиях
  • коллаж фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой»
  • выставка рисунков из бумаги сделанной своими руками.

Реализация плана: Воспитатель вместе с детьми проводит опыты:

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

Опыт № 2

«Сминание бумаги»

Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги - бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

Опыт № 3

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее чем бумага

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.

Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой - бумага материал не прочный.

Опыт № 6.

«Шуршащая или поющая бумага».

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении - бумага издаёт звук.

Опыт № 7.

«Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8.

«Бумага гнется»

Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

Опыт № 9

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Вывод: Бумага легко рвётся.

Опыт №10

«Летающая бумага»

Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

Опыт №11

«Бумага горит»

Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.

Вывод: Бумага горит.

После проведения опытов дети сделали выводы:

Выводы исследований:

  • бумагу можно использовать для рисования.
  • бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
  • картон толще чем бумага.
  • ткань прочнее чем бумага
  • бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой - бумага материал не прочный.
  • при смятии, трении - бумага издаёт звук.
  • бумажные предметы можно склеивать.
  • при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
  • бумага легко рвётся.
  • полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
  • Бумага горит.

Танцующая фольга
Нарезаем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем подносим ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Секретное письмо
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Рекордный вес
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!
Можно ли висеть на голове?
Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите волчок "танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, "вися на голове".

“Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются)

Все опыты и эксперименты зарисовываются и фотографируются.

Фантишка предлагает решить проблему:

Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Как вы думаете, что будет, если с земли исчезнут деревья? Вариантыответов детей
Фантишка: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранять деревья люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, не нужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура», и мы с вами сегодня будем делать бумагу из макулатуры.

Изготовление бумаги
Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся - это одно из её свойств. (дети рвут бумагу)

Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером - это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают)Воспитатель: Одно из свойств бумаги - это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета и пайетки. (добавить всё и перемешать)
Я вам приготовила два раствора: один без пайеток в него потом если захотите можно их добавить, а второй с пайетками.
Воспитатель: Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежать полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльцы с запяленой сеточкой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём пяльцы и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы с вами накроем пяльцы с «кашицей» тканью и промакнуть, далее берём губку и промакивать нашу бумагу. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльцы отделить их от бумаги и оставить до полного высыхания.
(дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)

Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.

После того, как бумага высохнет, дети делают открытки.

Презентация: В группе с помощью педагога оформляютколлаж из фотографий, презентация «Наши опыты с бумагой», выставка рисунков из бумаги сделанной своими руками.

Большинство детей любят играть с водой. Шестимесячный кроха с интересом наблюдает, как мама наливает воду из-под крана в стакан. Полуторагодовалый карапуз увлеченно выливает чай или компот из чашки в миску, а потом пытается вернуть его обратно. Четырехлетка устраивает «потоп» в ванной комнате, играя в пиратов. Шестилетка пытается изобрести «домашний фонтан». Через подобные игры проявляется стремление познать этот мир и его законы.

Эксперименты и опыты с водой, которые вы найдете в этом разделе, помогут вашим любознайкам-дошкольникам познакомиться с ее свойствами и возможностями. Попытки найти ответы на вопросы будут способствовать развитию мышления и логики ребенка, пробуждать его воображение и способность к творчеству.

Опыты с водой и бумагой.

Пожалуй, самыми простыми и интересными как для полуторагодовалых малышей, так и для детей предшкольного возраста будут опыты с водой и бумагой . Для их проведения не понадобится сложного оборудования или повышенных мер безопасности. Достаточно самого элементарного «инвентаря» — бумаги различной плотности, от тончайших салфеток до толстого картона.
Для того, чтобы ваши занятия принесли наибольшую пользу, а также много радости и удовольствия, познакомьтесь с правилами и описанием особенностей проведения опытов в зависимости от возраста ребенка.

Дружат ли бумага и вода.

Берем бумагу различной плотности. Это могут быть: салфетки, туалетная бумага, альбомный лист, гофрированная бумага, калька, фольга, тонкий картон, плотный картон, оберточная бумага и т.п. Вырезаем из каждого листа бумаги или картона кружочки одинаковой величины. И… откладываем их в сторону.
А ребенку пока что дадим оставшиеся части для изучения. Пусть потрогает пальцами, сомнет, разгладит ладонями, попробует постоять на ней босыми ногами, подбросить, подуть, разорвать… Если ваш дошкольник пока что не знаком с названием какого-то из видов предложенной бумаги, то это самый подходящий случай, чтобы восполнить его знания.
? Что произойдет, если бросить бумагу в воду?
Если ребенок не знает, предложите положить в воду тонкую бумагу (обычный лист для принтера или бумажный носовой платок).
? Как ты думаешь, любая бумага или картон утонет? Что утонет быстрее, что медленнее?
С ребенком пяти лет и старше можно приготовить «журнал наблюдений». Для этого наклейте на лист подходящего размера небольшие кусочки каждого вида бумаги и картона:

Аккуратно опустите вырезанные кружочки в миску или тазик с водой. И – наблюдайте…

Со старшими дошкольниками отмечайте в вашей таблице очередность, с которой кружочки тонули. А еще можно использовать секундомер и заносить в «журнал наблюдений» примерное время, за которое каждый вид бумаги опустился на дно.

Если у ребенка есть желание продолжить опыт с водой и бумагой разной плотности, понаблюдайте, исследуйте и обсудите с вашим почемучкой, намокают ли все виды по-разному или одинаково. Начинают с края или сразу целиком. Возьмите кусочки разного размера и сравните, быстрее ли погрузится в воду маленький кусочек или же большой.

Распускающийся цветок.

Это один из самых простых и известных опытов с водой и бумагой.
Возьмите цветную бумагу, лучше двухстороннюю, и вырежьте из нее цветы типа ромашки. Затем, проведите лезвием ножниц по лепесткам, закручивая их в «бутончик». Можно также лепестки просто несильно перегнуть так, чтобы они сходились кончиками в центре цветка.

Аккуратно положите цветы на поверхность воды, налитой в тазик или миску. Любуйтесь вместе с ребенком чудом.

? Как ты думаешь, почему цветок в воде стал распускаться?
Ребенку старше пяти лет, если ему интересно, можно рассказать о капиллярности воды.

Лодочка.

Для проведения этого опыта, вам понадобится треугольник, вырезанный из картона. Очень аккуратно положите вашу треугольную «лодочку» в угол тазика, направив острым концом к центру.

Отвернувшись от тазика, намочите палец ребенка жидким мылом. Пусть он опустит палец в воду за лодочкой.
Чтобы повторить этот опыт, придется налить новую воду. Поэтому для экономии воды лучше использовать тазик небольшого размера!

Если вам и вашему ребенку понравились предложенные опыты с водой и бумагой, попробуйте провести .

Екатерина Малышева

Руководитель: учитель начальных классов Шамсудинова Динара Раильевна.

ОГБОУ «Школа-интернат № 18» г. Рязань.

Научно-исследовательский проект «Простые опыты с бумагой»

Данный проект представляет собой знакомство с различными свойствами бумаги, посредством проведения ряда опытов.

Научно-исследовательский проект

«Простые опыты с бумагой»

Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Цель исследования: узнать различные свойства бумаги.

Задачи: выяснить, как изготавливают бумагу. Познакомиться с различными свойствами бумаги.

Гипотеза исследования: считаю, что зная особенности бумаги и её свойства, можно узнать, чем она интересна.

Методы исследования:

Расспрашивание учителя
Чтение познавательной литературы
Проведение опытов, исследования

На бумаге пишут, печатают, в нее заворачивают и упаковывают. Мне стало интересно, как изготавливают бумагу. И я попросила Динару Раильевну рассказать о том, как изготавливают, и как получают бумагу.

Впервые, прародитель бумаги, папирус, появился около 3500 года до нашей эры в Древнем Египте. Египтяне делали из узких полосок стебля папируса.Они смачивали эти полоски водой, складывали крест-накрест и спрессовывали в листы.Однако настоящую бумагу изобрели в Китае в 105 году.

В настоящее время бумагу производят из древесины быстрорастущих деревьев, таких как пихта, ель и сосна. Бумага состоит из миллионов тоненьких волокон. Эти волокна называются целлюлозой, которую делаютиз древесины.Берут бревно, очищают от коры, потом сильно измельчают в муку. Потом эту массу просеивают и промывают, очищая от грязи и отбеливают.Смешивают с водой, помещают в специальную машину, там выкладывается ровным слоем, проходит под круглым валиком, который прессует её в гладкий лист. Этот валик выдавливает всю лишнюю воду, потом это сушат, сматывают в рулоны, срезают края, чтобы бумага была ровная.Свойства бумаги.Бумага имеет определённые свойства, их нужно знать. Из опыта с листом бумаги ты можешь понять, какие свойства имеет бумага.Бумага легко рвётся, она не прочная.Бумага легко мнётся и сгибается.Влажная бумага становится непрочной.

А сейчас проведем несколько опытов.

Опыт №1. Первый опыт называется бумажная гармошка. Возьмем два стакана, поставим на стол. Положим на них полоску бумаги. Если сейчас положить на полоску коробок со спичками, то полоска прогнётся и коробок упадёт.

А теперь возьмём и сложим бумажку в гармошку. Положим эту гармошку на стаканы, а сверху положим коробок со спичками. Видите! Коробок не падает.

Сложенная в гармошку бумага становится прочнее и может выдержать большую нагрузку. Она становится как будто толще.То есть, изменяя форму бумаги, можно использовать ее по-разному.

Опыт №2. Проведем еще один опыт на прочность бумаги.Возьмём три полоски бумаги одинакового размера.С первой полоской не будем ничего делать.

Вторую надрежем немного. А третью смочим капелькой воды.А теперь попробуем разорвать все эти полоски по очереди.Целая полоска рвётся трудно. Надрезанная полоска порвалась полегче, а мокрую порвать оказалось легче всего.Этот опыт подтверждает, что бумага состоит из волокон, которые переплетены между собой. Мы нарушили волокна, и бумага рвётся легко.

Опыт № 3. А как вы думаете: что падает быстрее?Листок бумаги или монетка, гладкий лист бумаги или смятый? Возьмём в одну руку лист бумаги, а в другую монетку.Выпустим из рук их одновременно. Монета сразу быстро упала, а бумага падает медленно, крутится.Как вы думаете почему? Думаете потому, что монета тяжелее?Тогда давайте возьмём два одинаковых листа бумаги, один скомкаем, а другой оставим ровным.Мятый упал быстрее. Почему?А потому, что ровному листочку мешал падать воздух. А монетке и смятому листу мешал меньше потому, что поверхность уменьшилась, и уменьшилось сопротивление воздуха.Так придумали парашют.

Опыт №4. И давайте проведем еще один опыт. Проверим, сколько места занимает бумага в пространстве. Для этого необходимо взять коробку из-под обуви, стопку газет, ножницы. Сначала заполняем коробку газетами. В коробку поместилось много газет. Затем достанем газеты из коробки, скомкаем и попытаемся снова положить в коробку. В коробку входит гораздо меньше газет. После этого нарезаем газету на мелкие кусочки и кладем в коробку. В коробку помещается гораздо меньше газет. Между мятыми газетными листами и кусочками газет находится воздух, а в аккуратно лежащих друг на друге газетах его нет.
Проведение этих опытов принесло мне удовольствие, я узнала много нового и полезного.

Литература:

А. Шапиро Бумага или секреты знакомых предметов, 2007г.
Энциклопедия «Вопросы и ответы. Книга для любознательных» Издательство «Махаон», 1999г.
М. Султанова «Простые опыты с бумагой».
365 научных экспериментов