Надпись которую наносили во время блокады ленинграда. День полного освобождения ленинграда от фашистской блокады. Планы сторон. Подготовка операции

900 мучительных дней и ночей Ленинград был отрезан от мира. Город-герой на Неве никогда не забудет героизм и мужество, проявленные жителями во время блокады.

27 января россияне отмечают великий день в истории - День снятия блокады города Ленинграда. Вспоминаем места и памятники, связанные с самой долгой и кровопролитной осадой во всей истории.

Обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания

Монумент - вертикальный гранитный монолит, украшенный бронзовыми горельефами - установлен к 40-летию победы в Великой Отечественной Войне. Вершина обелиска увенчана «Золотой звездой Героя».

Родина-мать

Монумент установлен на Пискаревском мемориальном кладбище. Скульптура Матери-Родины протягивает руки в кладбищенской аллее. За скульптурой стоит каменная стена, на которой написаны слова известной поэтессы Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто».

Квартира Тани Савичевой

Семья Савичевых жила в доме № 13/6 на 2-й линии Васильевского острова. Таня - школьница, которая вела дневник с начала блокады Ленинграда. Этот дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Рупор на Малой Садовой

На пересечении Невского проспекта и Малой Садовой улицы сохранился рупор, возле которого ежедневно собирались ленинградцы, чтобы быть в курсе вестей с фронта.

Следы от снаряда на Аничковом мосту

В качестве еще одного напоминания об ужасающих событиях на некоторых исторических зданиях была оставлена часть следов от осколков снарядов.

Опасная сторона

Надпись, наносившаяся в период блокады Ленинграда на стены многих зданий с помощью трафарета: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Всего таких табличек в городе осталось 6.

Глобус против войны

Во дворе дома №4 на Невском проспекте о блокаде напоминает глобус, на котором выгравированы стихи поэта Ю. Воронова: «Чтоб снова на земной планете не повторилось той зимы, нам нужно чтобы наши дети об этом помнили, как мы!»

Памятник блокадному трамваю

Единственным транспортным средством на весь Ленинград в годы блокады были трамваи. Памятный вагон модели МС-29 в 2007 году появился на Трамвайном проспекте Кировского района.

Блокадная подстанция

Эта подстанция, расположенная на набережной Фонтанки, в блокадные годы давала ток для работы трамваев. Мемориальная доска гласит: «Подвигу трамвайщиков Блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая».

Блокадный колодец

В конце 1941 года в Ленинграде прекратил работать водопровод. Мемориальная композиция «Блокадный колодец» - воспоминание о том, что воду для жизни блокадники брали из колодцев или из проруби.

Памятник ленинградской проруби

Памятный знак «Блокадная полынья» расположился на подступе к Неве дома №21 по набережной Фонтанки – это памятник проруби. На мемориале изображена женщина, в левой руке она держит ребенка, в правой – ведро.

Ржевский переход

«Ржевский коридор» - мемориальная трасса. Именно на станцию Ржевка с «большой земли» по «Дороге жизни» прибывал транспорт с продовольствием, медикаментами и боеприпасами.

Кирпичный завод-крематорий

На месте павильона метро «Парк Победы» в блокадные годы находился кирпичный завод № 1. В печах завода сжигали трупы ленинградцев, которые погибли и умерли от голода в блокаду.

Театр музыкальной комедии на Итальянской улице

Это единственный театр, который не прекратил свою работу даже в тяжелейшие для города дни.

Мемориал «Журавли»

«Журавли» - мемориальный ансамбль памяти павших героев Великой Отечественной войны. Надпись на стеле с журавлями:

ПАМЯТЬ ПАВШИХ ГЕРОЕВ, ЗАЩИТНИКОВ ЖИЗНИ, СВЯЩЕННА,

БУДЬ ДОСТОЙНЫМ ЕЁ СВЕТЛЫМ ПОДВИГОМ ЖИЗНИ СВОЕЙ.

Ленинградская филармония

Здесь 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде состоялась премьера Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Музей обороны и блокады Ленинграда

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда полностью посвящен истории Ленинградской битвы в Великой Отечественной Войне.

Дом Радио

Особое место в жизни блокадного Ленинграда занимало радио. Оно держало жителей города на Неве в курсе событий, происходивших за кольцом блокады. У микрофона постоянно выступали О. Берггольц, Н. Тихонов и другие видные прозаики и поэты.

Памятник детям блокады

Памятник – фигура девочки в шали и стела, символизирующая окно блокадного Ленинграда - открыт в 2010 году в сквере на Наличной улице, 55. Авторы монумента - Галина Додонова и Владимир Реппо.

Стела героической обороне Ораниенбаумского плацдарма

Благодаря Ораниенбаумскому пятачку советским солдатам удалось сохранить контроль над частью акватории Финского залива, прилегающей к Ленинграду, а также сохранить историческое наследие Ораниенбаума.

Разорванное кольцо

Мемориал «Разорванное кольцо», входящий в Зеленый пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера. Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, а разрыв между ними - Дорогу жизни.

Памятник регулировщице на Дороге жизни

Мемориальный комплекс «Памятник Регулировщице» появился на Дороге жизни в 1986 году. Памятник напоминает потомкам о подвиге девушек, которые во время войны указывали путь идущим по льду Ладоги машинам.

Ленинградский зоопарк

В годы блокады зоосад сильно пострадал, но не прекращал своей работы. В память и благодарность о героическом подвиге сотрудников зоосада, зоопарк, несмотря на то, что город был переименован, остался Ленинградским.


Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей , переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинград а . Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда . Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда . Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко , но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны, вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады

Наступавшие на Ленинград немцы и их союзники ставили категорической целью его полное уничтожение. Ставка советского командования допускала возможность сдачи города и заблаговременно начала эвакуацию ценностей и промышленных объектов.

Жители города не знали ничего о планах ни одной из сторон, и это делало их положение особенно тревожным.

О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе - в материале ТАСС.

Немецкие планы: война на уничтожение

Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии - союзника и партнера Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда.

В сентябре 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти прямо заявил германскому посланнику в Хельсинки: "Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город".

Верховное главнокомандование сухопутных войск вермахта (ОКХ), отдавая 28 августа 1941 года приказ на окружение Ленинграда, определяло задачи наступавшей на город группы армий "Север" как максимально плотное окружение. При этом наступления на город силами пехоты не предусматривалось.

Вера Инбер, советская поэтесса и прозаик

10 сентября в Ленинград прибыл с особой миссией первый заместитель наркома НКВД СССР Всеволод Меркулов, который вместе с Алексеем Кузнецовым, вторым секретарем обкома партии, должен был подготовить комплекс мероприятий на случай вынужденной сдачи города противнику.

"Без всяких сантиментов советское руководство понимало, что борьба может развиваться в том числе и по самому негативному сценарию", - уверен исследователь.

Историки считают, что ни Сталин, ни командование Ленинградского фронта не знали об отказе немцев от планов штурмовать город и о переброске наиболее боеспособных частей 4-й танковой армии Гепнера на московское направление. Поэтому вплоть до снятия блокады этот план специальных мероприятий по выводу из строя важнейших стратегических объектов в городе существовал и периодически проверялся.

"В записных книжках Жданова (первый секретарь Ленинградского обкома ВКПб. - Прим. ТАСС ) на конец августа - начало сентября есть запись о том, что необходимо создавать нелегальные резидентуры в Ленинграде, имея в виду, что возможность продолжения борьбы с нацистами, с оккупантами может происходить в условиях, когда город будет сдан", - рассказывает Никита Ломагин.

Ленинградцы: в кольце неведения

Ленинградцы следили за развитием событий с первых дней войны, пытаясь предугадать судьбу родного города. Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, когда гитлеровские войска перешли тогдашнюю границу Ленинградской области. Блокадные дневники свидетельствуют о том, что уже 8 сентября, когда город был подвергнут массированному артобстрелу, большинство горожан догадались о том, что враг рядом и трагедии не избежать. Одним из главенствующих настроений этих месяцев были тревога и страх.

"Большинство горожан очень плохо представляли себе ситуацию в городе, вокруг города, на фронте, - говорит Никита Ломагин. - Эта неопределенность была характерна для настроений горожан в течение достаточно долгого времени". В середине сентября о тяжелой ситуации на фронте ленинградцы узнавали от военных, которые оказывались в городе для передислокации и по другим причинам.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения.

Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах, и теперь в торговых залах пахло пустотой. "Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания", - поясняет историк.

"Во время блокады было очень много предложений снизу, со стороны ученых, инженеров, изобретателей, как решать те проблемы, с которыми город столкнулся: с точки зрения транспорта, с точки зрения разного рода заменителей продовольствия, заменителей крови", - говорит Никита Ломагин.

Особенно подействовал на горожан пожар на Бадаевских складах в первый день блокады, где сгорело 38 продовольственных складов и кладовых. Запас продовольствия на них был невелик и его могло хватить городу максимум на неделю, однако по мере ужесточения пайков ленинградцы все больше укреплялись в уверенности о том, что именно этот пожар стал причиной массового голода в городе.

хлебное зерно и мука - на 35 суток;

крупа и макароны - на 30 суток;

мясо и мясопродукты - на 33 дня;

жиры - на 45 суток.

Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:

рабочим - 800 г;

служащим - 600 г;

иждивенцам и детям - 400 г.

Настроения горожан ухудшались по мере изменений на фронте. К тому же противник активно проводил в городе пропагандистскую деятельность, из которой особенно распространена была так называемая пропаганда шепотом, распространявшая слухи о непобедимости немецкой армии и поражении СССР. Свою роль играл и артиллерийский террор - постоянные массированные обстрелы, которым город подвергался с сентября 1941-го и до снятия блокады.

Историки говорят, что совокупность трагических обстоятельств, нарушивших нормальное течение жизни ленинградцев, достигла пика к декабрю 1941 года, когда нормы продовольствия стали минимальными, из-за нехватки электричества встало большинство предприятий, практически перестал работать водопровод, транспорт, другая городская инфраструктура.

"Эта совокупность обстоятельств - это то, что мы и называем блокадой, - говорит Никита Ломагин. - Это не просто окружение города, это дефицит всего на фоне голода, холода и артобстрелов, прекращение функционирования традиционных для мегаполиса связей между работниками, инженерами, предприятиями, учителями, учреждениями и так далее. Разрыв этой ткани жизни - это был чрезвычайно тяжелый психологический удар".

Единственное звено, соединявшее городское пространство в условиях блокады, - ленинградское радио, которое, по выводам исследователей, объединяло и смыслом борьбы, и объяснением того, что происходит.

"Люди желали узнавать новости, получать информацию, эмоциональную подпитку и не чувствовать себя одиноко", - говорит Ломагин.

С конца сентября 1941 года, отмечают историки, горожане стали ждать скорого снятия блокады. Никто в городе не мог поверить, что она продлится долго. Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее - успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве.

"В то, что это надолго, никто в Ленинграде так и не поверил вплоть до самого января 1943 года, когда блокада была прорвана, - говорит исследователь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева. - Ленинградцы постоянно ждали прорыва и деблокады города".

Фронт стабилизировался: кто победил?

Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса".

Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда.

"Избежать блокады Ленинграда в тех условиях было невозможно", - считает Вячеслав Мосунов.

"Вплоть до начала Великой Отечественной войны оборона Ленинграда строилась в первую очередь с условием того, что враг будет наступать с севера и запада, - отмечает историк. - Ленинградский военный округ, имевший самую обширную территорию, с самого начала боевых действий был ориентирован на оборону северных подступов к городу. Это было следствием предвоенных планов".

Александр Верт, британский журналист, 1943 год

Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году. Война фашистской Германии против СССР была войной на истребление, и немцы никогда не делали из этого секрета.

Кроме того, местная гордость Ленинграда носила своеобразный характер - горячая любовь к самому городу, к его историческому прошлому, к связанным с ним замечательным литературным традициям (это в первую очередь касалось интеллигенции) соединялась здесь с великими пролетарскими и революционными традициями рабочего класса города. И ничто не могло крепче спаять эти две стороны любви ленинградцев к своему городу в одно целое, чем нависшая над ним угроза уничтожения.

В Ленинграде люди могли выбирать между позорной смертью в немецком плену и почетной смертью (или, если повезет, жизнью) в собственном непокоренном городе. Также ошибкой была бы попытка проводить различие между русским патриотизмом, революционным порывом и советской организацией или спрашивать, который из этих трех факторов сыграл более важную роль в спасении Ленинграда; все три фактора сочетались в том необыкновенном явлении, которое можно назвать "Ленинградом в дни войны".

"Для немецкого командования наступление обернулось фактическим военным поражением, - отмечает Вячеслав Мосунов. - Из состава 4-й танковой группы только один 41-й моторизованный корпус смог полностью выполнить свою задачу без дополнительной помощи. Ему удалось прорвать оборону 42-й армии, выполнить задачу по захвату Дудергофских высот. Однако использовать его успех противник оказался не в состоянии".

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

Предпринимая нападение на СССР, немецко-фашистское руководство придавало исключительно важное значение захвату Ленинграда. Оно планировало ударом группы армий "Север" из восточной Пруссии в северо-восточном направлении и двух финских из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях уничтожить находившиеся в Прибалтике советские войска, овладеть портами на Балтийском море, включая Ленинград и Кронштадт, приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву. Наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Через Ладожское озеро проходила единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 года — марте 1943 года блокадный Ленинград со страной. Она была названа ленинградцами "Дорогой жизни". В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте.

Немецкие войска предпринимали многочисленные попытки овладеть городом, но не смогли прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца. Тогда фашисты решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Во время обстрелов и бомбежек было разрушено множество зданий Ленинграда.

В городе создались крайне тяжелые условия для жителей и оборонявших его войск. В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2,887 миллиона жителей, в том числе 400 тысяч детей.

Запасы продовольствия были крайне ограничены . С начала введения карточной системы (с 18 июля 1941 года) нормы выдачи продовольствия населению города неоднократно сокращались. В ноябре-декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов.

Хлеб был сырой, содержал до 40% примесей.

С осени 1941 года в Ленинграде начался голод. Суррогатный хлеб был почти единственным продуктом питания большинства блокадников, другое продовольствие (мясо, жиры, сахар) выдавалось в крайне ограниченном количестве, с перебоями.

Во второй половине ноября 1941 года была проложена автомобильная дорога по льду Ладожского озера. По ней подвозились боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, топливо, а из Ленинграда эвакуировались больные, раненые, нетрудоспособные (с сентября 1941 года по март 1943 года по ней перевезено в Ленинград более 1,6 миллиона тонн грузов, эвакуировано около 1,4 миллиона человек). Работа трассы не прекращалась , несмотря на бомбежки, обстрелы, плохую погоду. С началом работы Ладожской трассы хлебный паек стал постепенно увеличиваться (с 25 декабря 1941 года — 200-350 граммов).

Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии, остановились трамваи и троллейбусы. В январе 1942 года из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационная сети. Перестали работать коммунальные предприятия. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

Острый недостаток питания, рано наступившие холода, изнурительные пешие переходы на работу и домой, постоянное нервное напряжение подрывали здоровье людей. Смертность росла с каждой неделей. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, детей помещали в детские дома и ясли.

Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 года они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 года началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель. В декабре 1942 года началось подключение к электросети жилых домов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. 300 тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, семь из которых стали кадровыми. В 1941-1944 годах в городе изготовили и отремонтировали две тысячи танков, 1,5 тысячи самолетов, 4650 морских и полевых орудий, 850 боевых кораблей и судов различных классов; произвели 225 тысяч автоматов, 12 тысяч минометов, 7,5 миллиона снарядов и мин.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 километров, восстановивший сухопутную связь Ленинграда со страной.

Через него в течение 17 дней были проложены железная дорога и автомобильная трасса. Установление сухопутных коммуникаций облегчило положение населения и войск в Ленинграде.

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско-Новгородской операции, проведенной советскими войсками 14 января — 1 марта 1944 года.

Прекратились артиллерийские обстрелы города, от которых погибли около 17 тысяч человек и около 34 тысяч были ранены. Планы врага уничтожить Ленинград, вынудить оборонявшиеся советские войска к капитуляции потерпели провал.

27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве).

Длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: погибло от голода и обстрелов свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.

Жертв блокады хоронили на всех городских и пригородных кладбищах, места наиболее массовых захоронений — Пискаревское кладбище, Серафимовское кладбище.

Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда", которая была учреждена в декабре 1942 года, награждено около 1,5 миллиона человек.

26 января 1945 года сам город Ленинград был награжден орденом Ленина.

22 декабря 1942 года Указом Президиума ВС СССР была учреждена медаль "За оборону Ленинграда", которой удостоились около 1,5 миллиона защитников города.

Впервые городом-героем Ленинград был назван в приказе Сталина от 1 мая 1945 года. В 1965 году это звание ему было присвоено официально.

В мае 1965 года город награжден медалью "Золотая Звезда".

Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных датах России" от 13 марта 1995 года (с последующими изменениями) 27 января установлен День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Годовщина начала блокады Ленинграда в Петербурге отмечается как День памяти жертв блокады. Впервые этот день отмечался в 1990 году.

(Дополнительный

Прогуливаясь по проспекту Стачек, можно наткнуться на старинный трамвайчик, стоящий в стороне от дороги. На самом деле это памятник блокадному трамваю, своеобразный символ мужества и доблести ленинградцев. Первый в городе трамвай пустили по Садовой улице в 1907 году, а памятник соорудили к столетию этого события.

просп. Стачек, д. 114

Блокадный храм

Эта церковь освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Также ее называют храмом памяти Ленинградской блокады.

Малоохтинский просп., д. 52

Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» 0+

Военный музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» открылся в 1990 году, объединив музей-диораму и участки местности Южного Приладожья, на которых происходили важные события операции по снятию блокады Ленинграда.

Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Пионерская, д. 1

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Композиция была создана по проекту народных архитекторов СССР Сперанского и Каменского. 9 мая 1975 года состоялось торжественное открытие монумента.

площадь Победы

Вертикальный обелиск из гранита украшают бронзовые горельефы, наверху монумента установлена «Золотая звезда Героя». Памятник открыт к 40-летней годовщине со дня празднования победы в Великой Отечественной войне.

Невский просп., д. 85

Музей «Кобона: Дорога Жизни»

Экспозиция музея посвящена подвигу героев, которые ценой своей жизни защищали единственный путь, связывающий голодающий блокадный Ленинград с остальным миром.

Ленинградская обл., Кировский р-н, дер. Кобона, ул. Староладожский канал, 2-я линия, д. 2

Мемориал «Разорванное кольцо»

Две полукруглые арки символизируют разрыв блокадного кольца вокруг Ленинграда, в разрыв между ними - Дорогу Жизни.

Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Коккорево

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Дмитрия Шостаковича (Большой зал)

В осаждённом городе продолжалась культурная жизнь. В частности, в Петербургской филармонии состоялась премьера симфонии №7 Дмитрия Шостаковича. Произошло это 9 августа 1942 года.

ул. Михайловская, д. 2

Музей «Невский пятачок»

Одно из самых героических и самых кровавых событий Великой Отечественной войны нашло свое отображение в экспозиции.

Ленинградская область, Всеволожский район, посёлок Невская Дубровка, ул. Ленинградская, д.3

Стела и мемориальная доска памяти морякам катерных тральщиков на Елагином острове
Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова

Еще до объявления войны гитлеровские войска заминировали выходы к Балтийскому заливу. С 1942 по 1944 год Балтийский флот был заперт в Невской губе. Благодаря самоотверженному подвигу тральщиков Большой корабельный фарватер был очищен. День прорыва морской минной блокады Ленинграда -5 июня 1944 года - стал официальным городским праздником.

Елагин остров, д. 4б

В 1941 году советские моряки проводили эвакуацию группировок войск, оказавшихся на оккупированных территориях. Переброска личного состава из Таллина в Кронштадт проходила 28-30 августа в условиях шквального огня со стороны противника. Успешное проведение операции стало настоящим подвигом.

Кронштадт, Якорная площадь, Стена памяти

Свидетельство ужасов, которые пережили блокадники - дневник девочки, чья семья погибла. Документ стал одним из символов Великой Отечественной войны. Каждый год в памятные даты к дверям квартиры, где жили Савичевы, несут цветы в память о жертвах блокады.

2-я линия В.О., д. 13/6, кв. 1

Труженики тыла самоотверженно работали на победу, но если возникала необходимость - брали в руки оружие и пополняли ряды бойцов.

ул. Маршала Говорова, д. 29

От военного времени в Петербурге осталось шесть таких табличек. Они наносились трафаретом и предупреждали об опасной стороне улицы. Во время обстрелов такие надписи сберегли немало жизней.

Невский просп., д. 14

В трагический блокадный период водная поверхность стала единственной артерией, связывающей город с остальной страной. Вклад балтийских моряков в победу невозможно переоценить. Скромный дар ленинградцев - памятник мужественным героям.

ул. Межевой канал, д. 5

Знак признания полководцу, который руководил обороной и освобождением Ленинграда. Бронзовая фигура маршала была установлена 25 января 1999 года.

пл. Стачек

На протяжении 900 дней длилась осада города. На его защиту встали содаты и моряки - воины Советской Армии и жители Ленинграда. Они проявили героизм и беспримерное мужество, в нечеловеческих условиях отстояли Ленинград и победили врага. Памятный обелиск - дань памяти всем, кто внёс свой вклад в победу.

ул. Лёни Голикова, д. 15, к. 5

Гранитный цветок - часть мемориала памяти ленинградским детям, погибшим во время осады. Открыт 28 октября 1968 года. В мемориал также входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой» и аллея Дружбы.

3-й км Дороги Жизни

На небольшом плацдарме на берегу реки Тосны в 1942 году шли ожесточённые бои. Участок площадью 600 на 400 метров был буквально нашпигован свинцом - осколками снарядов и бомб. В 1960-е годы на этом месте сооружён мемориальный комплекс - вечная слава погибшим воинам.

Ленинградская обл., г. Отрадное

Во время боёв за город советские люди проявляли беспримерный героизм. Николай Павлович Тужик пал смертью храбрых во время сражения за деревню Каменка на Пулковских высотах. Ценой своей жизни он восстановил оперативный телефонный кабель между воинскими штабами. Крест-памятник (кенотаф) на его могиле на Волковском кладбище установлен к годовщине его гибели - в 2013 году.

Расстанный пр-д, д. 3, Волковское кладбище

Напоминание о массированных обстрелах и бомбардировках, которым подвергался город - следы от осколков снарядов на Аничковом мосту. Оставлены как свидетельства трагического периода в истории Ленинграда.

Невский просп., Аничков мост