Конспект урока письмо заглавной и строчной букв щ,щ. Щука — хищная рыба Письменная буква щ

Тип урока: Урок – игра Цель: научиться писать буквы Щ, щ. Задачи: 1. Образовательные: - Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом; - Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта; - Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок; - Учить писать слоги, сочетания и слова с буквами Щ, щ; - Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу; - Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу; - Закреплять написание изученных букв; - Закреплять умение правильно обозначать границы предложения. 2. Развивающие: - Развивать навыки самоконтроля и самооценки; - Развивать орфографическую зоркость; - Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать. 3. Воспитывающие: - Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку; - Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения. Тип урока: Открытие новых знаний В уроке использованы элементы современных педагогических технологий: - игровая (урок построен в форме игры – путешествия) - личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо) - проблемное обучение (частично – поисковый) - здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки) На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром. Технические особенности урока: урок включает компьютерную презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Письмо заглавной буквы «Щ»

в 1 «А» классе.

Тип урока : Урок – игра

Цель : научиться писать буквы Щ, щ .

Задачи:

1. Образовательные:

Формировать умение писать буквы Щ, щ в соответствии с образцом;

Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта;

Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок;

Учить писать слоги, сочетания и слова с буквами Щ, щ;

Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу ;

Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу ;

Закреплять написание изученных букв;

Закреплять умение правильно обозначать границы предложения.

2. Развивающие:

Развивать навыки самоконтроля и самооценки;

Развивать орфографическую зоркость;

Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Тип урока: Открытие новых знаний

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий :

Игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

Личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

Проблемное обучение (частично – поисковый)

Здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром.

Технические особенности урока: урок включает компьютерную презентацию.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Удерживать цель деятельности до получения её результата;

Планировать решение учебной задачи;

Выполнять последовательность необходимых операций;

Анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

Находить общие элементы в буквах;

Конструировать буквы из элементов;

Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

Анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

причины.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

Ориентироваться на странице тетради;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Строить высказывания, оформлять свою мысль в устной или

письменной речи;

Договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

Выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения;

Проявлять интерес к изучению нового;

Проявлять интерес к поиску способа действия в заданных условиях.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:
  • Прежде чем начать наш урок проверим вашу готовность к его началу. Я буду перечислять необходимые предметы, а вы проверьте все ли у вас лежит на парте и по необходимости достаньте то, что вы забыли положить. Ручка, карандаш, пропись, рабочая тетрадь

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

  • А урок сегодня не совсем обычный. Вы любите сказки? Это хорошо, потому что сегодня мы совершим небольшое путешествие в Страну сказок. Туда мы отправимся на ковре-самолёте.

(Слайд)

  • Но, чтобы он поднялся в воздух, вы должны ответить на мои вопросы.

2. Повторение:

  • Какие буквы мы уже умеем писать? (Все) правая сторона доски.
  • На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) (Ударные -безударные)(твердые-мягкие, глухие –звонкие).
  • Давайте проведем воздушный диктант (ребята угадывают буквы по описанию).

Часто в сказках героев ждут различные испытания. Ждут они и нас. А вот и первое испытание:

  • Каким шрифтом написаны буквы на левой стороне доски? (Печатным).
  • Подберите теперь к печатным буквам прописные.
  • Какая буква осталась без пары? (Щ).
  • Как вы думаете какую букву мы будем учиться писать?(букву Щ).

3. Сообщение темы и цели урока:

Знакомство с буквой Щ.

  • Звук щ гласный или согласный? Каким он бывает?(мягкий).
  • (Ребята рассматривают буквы, отвечают на вопросы учителя,)
  • А сейчас, мы вновь, оправимся в страну «Букволандию», где научимся писать новую букву, но прежде, подготовим наши пальчики к работе, к нам пришли в гости ежики (разминка с массажными шариками)

4. Работа по теме.

  • Открываем тетради в ячейку, вспоминаем правила посадки.
  • Записываем число.
  • Анализ буквы «Щ», выделение знакомых элементов. Хором произнести развернутый алгоритм написания данной буквы: В средней 1/3 допол нительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся по наклонной, выполняем «качалочку», подни маемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» - наклонная линия вниз, «качалочка», поднимаемся по крючку на 1-2 мм выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» - наклонная ли ния вниз, «качалочка»,крючок до 1/3 снизу, без поворота ручки опускаемся по наклонной до 1/3 в дополнительной строке, петелька (по принципу петельки буквы д ) , перехлёст на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины».
  • Работа в тетрадях в ячейку.
  • Оцените себя.

5. Зрительная гимнастика:

6. Работа по теме:

Работа в прописях

  • Далее дети самостоятельно упражняются в записи буквы Щ.
  • Повторяется правило о написании слов с большой буквы. Прочитываются слова Щукин, Щепкин, устанавливается их значение, слова записываются рядом с образцами.
  • Звуко-буквенный анализ слова: Щукин.

Работа в парах

Учитель дает задание:

  • Послушайте загадку и угадайте имя сказочного героя, который приготовил для вас следующее испытание:

Что это за мальчик странный,

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Слайд)

Скажите, а что помогает пройти все испытания (дружба). Сейчас вы поможете друг другу, будете работать в парах.(правила работы в парах).

  • Прочитывается скороговорка, проводится орфографический разбор слов, затем одни учащиеся записывают её по пунктиру, другие самостоятельно, подчёркивается буква Щ. Совместно ищут орфограммы.

Учитель загадывает загадку:

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь:

Это...(Гном) (Слайд)

  • Учащимся предлагается прочитать ещё одну скороговорку и после орфографической подготовки записать её на пустых строках:

Чащи чаще в нашей пуще.

В нашей пуще чащи гуще.

Учитель задаёт вопрос:

  • Кто знает значение слова пуща?
  • Лес густой и тёмный. Пуща. (Слайд)
  • Кто знает значение слова чаща?
  • Лес густой и тёмный. Чаща. (Слайд)
  • Какой вывод мы можем сделать?(разные по написанию слова обозначают одно – синонимы).
  • Вместе с педагогом дети проставляют ударение в словах, находят безударные гласные, отмечают их точками, учитель произносит проверочные слова.

7. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

  • Необходимо восстановить чистоговорку.

8. Продолжение работы по теме урока (вариативная часть).

  • Необходимо записать предложения, исправив ошибки.
  • Работа с лентой букв: учащиеся хором прочитывают буквы, подчёркивают четвёртую, пятую и седьмую по счёту, указывают в них сходные элементы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обращается к детям:

  • Заканчивается наше путешествие в Страну сказок. Мы встретили героев различных сказок, выдержали много испытаний.
  • Интересно ли было на уроке?
  • Какие задания показались вам наиболее трудными?
  • У кого из вас не было затруднений, и он справился легко со всеми заданиями?
  • Учитель обращается к детям: Подписи к слайдам:

    Письмо заглавной буквы «Щ». Презентацию приготовила: Учитель 1 «А» класса Юдицкая Т.В.

    Пу ща – большой и густой труднопроходимый лес.

    Ча ща – тёмный густой лес.


    Цели:

    • Обучающая:
      познакомить с написанием строчной буквы щ;
      формировать каллиграфическую зоркость.
    • Развивающая:
      развивать умения распознавать элементы букв.
    • Воспитывающая:
      формировать грамотную речь,
      прививать любовь к русскому языку.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Задачи урока:

    • Сформировать у учащихся навыки в написании строчной буквы щ.
    • Закреплять умения и навыки в написании слогов, слов, предложений.

    По завершении урока учащиеся должны:

    • Знать: правильное написание элементов буквы щ.
    • Уметь: писать букву щ и соединения с буквой щ.

    Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: дифференцированный подход.

    Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, групповые.

    Программное обеспечение:

    Оборудование:

    Этапы урока (с указанием времени на каждый этап):

    1. Создание учебной ситуации. (Психологический настрой) – 1 мин.
    2. Актуализация знаний – 1 мин.
    3. Работа над новой темой – 15 мин.
    4. Повторение – 12 мин.
    5. Физкультминутка – 2 мин.
    6. Самостоятельная индивидуальная работа. (Карточки с индивидуальными разно-уровневыми заданиями) – 11 мин.
    7. Итог урока – 1 мин.
    8. Рефлексия – 2 мин.

    Ход урока

    1. Создание учебной ситуации.

    Долгожданный дан звонок
    Начинается урок.
    Ну-ка, проверь, дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте,
    Все ль в порядке,
    Ручка, книжка и тетрадка?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?
    Каждый хочет получить
    Только лишь оценку пять.

    2. Актуализация знаний.

    Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с написанием новой буквы, научимся писать слоги и слова с данной буквой.
    О какой букве идет речь, вы сами скажете, когда откроете конверт с элементами букв и соберете эту букву. (В конверте лежит разрезанная на элементы буква щ.)
    – Какая получилась буква? (щ) (Приложение )

    3. Работа над новой темой.

    Что такое буква? (Это то, что мы можем написать и увидеть.) Что она дает? (Звук.) Что такое звук? (Это то, что мы можем произнести и услышать.) Звук (щ) – какой? Дайте характеристику: согласный, непарный глухой, мягкий. Написание буквы щ в тетради с комментарием.
    В передаче “Спокойной ночи малыши” ведущая Оксана предложила Хрюше и Степаше поиграть в игру, в которой гласные приходят в гости к согласным, то что получается? (Слоги.) (Образование, чтение и запись слогов ща, щу.) (Приложение ).
    Составление из букв слов (щука, чаща, плащ, щетка) – их запись в тетради. Провожу словарную работу над этими словами.
    Провожу звуковой анализ слова плащ (буква п дает звук п – он парный согласный, глухой, твердый; буква л дает звук л – он непарный согласный, звонкий, твердый; буква а дает звук а – он гласный, ударный; буква щ дает звук щ – он непарный согласный, глухой, мягкий).
    С написанием какой новой буквы мы сегодня познакомились?

    4. Повторение. Работа над предложением “Я чищу плащ щеткой”.

    Что написано на следующей рабочей строке?
    Докажите, что это предложение. Что такое предложение? (Это законченная мысль.) Из чего состоит? (Из слов.)
    Прочтите, посчитайте сколько в нем слов.
    Назовите первое слово, второе, третье, четвертое.
    Запишите предложение в тетради и составьте с помощью знаков его схему. (Знаки лежат в конвертах. Можете при затруднении поработать в парах.)

    5. Физкультминутка:

    Волны плещу в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
    Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед.)
    Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
    Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
    Мы по берегу гуляем,
    Мореходов поджидаем (ходьба на месте) ,
    Ищем ракушки мы в песке (наклоны)
    И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки) .
    Чтоб побольше их собрать,
    Надо чаще приседать (приседания) .
    Сядем дружно на песок.
    Снова начался урок. (Дети садятся за парты. )

    6. Самостоятельная индивидуальная работа.

    (Каждый учащийся получает индивидуальную карточку. Карточки даю разно-уровневые.)
    – Записать прописными буквами предложения, подчеркнуть гласные буквы и слоги, которые нужно запомнить.

    7. Итог урока.

    – С чем новым познакомились?
    – Что повторяли?

    8. Рефлексия. Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

    • Хорошо
    • Были затруднения
    • Трудно

    Щука - хищная рыба

    Письмо строчной и заглавной буквы щ и Щ

    Большинство педагогов, обучающих малышей письму, стараются строить урок таким образом, чтобы дети не писали монотонно все 35 минут. В канву каждого занятия включаются различные игры, тематические физкультминутки, фрагменты сказок. Примером такой работы может служить урок, разработанный Натальей ДЕМИНОЙ, учителем начальных классов школы № 465 г. Москвы.

    Тема. «Письмо строчной и заглавной буквы щ и Щ ».

    Цели. Учить писать строчную и заглавную буквы щ и Щ , правильно соединять буквы между собой; совершенствовать навык правописания.

    Оборудование. Пропись № 4 (автор В.А. Илюхина,) изд-во «Просвещение», М., 2003, к «Русской Азбуке» (авт. В.Г. Горецкий); карточки с письменными буквами и словами; плакат с правилом:
    «Чу -щу пиши с буквой у »; иллюстрации с изображениями коромысла, проруби, щуки, Емели на печке; доска; мел; цветные карандаши.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы урока

    Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам приехал Емеля на печи. Он хочет научиться красиво писать букву щ строчную и Щ заглавную. Поможем ему?

    Дети. Да!

    III. Вводная беседа

    У. А из какой сказки он приехал?

    Д. Он приехал из сказки «По щучьему веленью».

    Д. Это русская народная сказка.

    У. Назовите героев этой сказки.

    Д. Емеля, царь, щука, Марья-царевна.

    У. B какое время года происходили события в этой сказке?

    Д. Зимой, лежало много снега.

    У. Столетиями создавал народ свои сказки. В XIX веке народными сказками заинтересовались писатели. Они ходили по деревням и селам и записывали песни, сказки, были от известных сказителей-сказочников: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой...»
    Этим неторопливым присловьем (присловье –поговорка, вставляемая в речь ради украшения, увеселения, шутки) начинаются многие народные сказки. Само слово «сказка» происходит от глагола «сказывать». В глухую старину по всей необъятной России в занесенных снегом избах при тусклом свете лучины (лучина – тонкая длинная щепка; зажженной щепкой в старину освещались крестьянские избы) наши далекие предки складывали и сказывали свои сказки.
    Так вот, сказка о Емеле – одна из них. Веселая и озорная эта сказка. Лежит себе Емеля на печи да приговаривает: «По щучьему веленью, по моему хотенью», – и начинают вещи куролесить: что Емеля ни пожелает – все у него получается, а причиной всему – щучье слово.
    Так с помощью волшебного присловья простой крестьянин заставил уважать себя. Вот тебе и Емеля-дурак!

    IV. Чистописание

    У. Снегом завалило все дороги, все пути, можно проехать только на санях или на волшебной печке.
    Напишем снежный узор на индивидуальных карточках, а один из вас пойдет к доске.

    На доске:

    V. Графический анализ и письмо строчной буквы щ

    У. Давайте вспомним и назовем «зимние» слова. Они могут быть словарными, а могут быть и с орфограммами.

    Д. Мороз. Северный ветер.

    У. Какие это слова?

    Д. Это слова словарные.

    У. Какие еще назовем слова?

    Д. Снег, метель, пурга, вьюга, лед...

    Учитель записывает на доске эти слова или готовит их на карточках заранее.

    У. Объясните правописание орфограмм.

    Дети объясняют и записывают в тетрадь: снег, метель, вьюга, северный ветер, лед.

    – В деревне воду носили из проруби. Брали коромысло, два деревянных ведра и шли за водой.

    На доске:

    – Наш герой отправился за водой. Зачерпнул воду и... увидел в ведре щуку. Что было дальше?

    Д. Щука заговорила с Емелей человеческим голосом и попросила отпустить ее, а за это обещала выполнить все, что он пожелает, только надо произнести волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью...» – и сказать свое желание.

    У. А наше желание – красиво написать строчную букву щ . Какие знакомые элементы встречаются в этой букве?

    Дети анализируют графический образ буквы щ.

    Д. Элементы, которые мы писали в буквах и и у . Величина петли у буквы щ маленькая, на одну треть меньше петли буквы у .

    У. Дайте словесное описание буквы.

    Д. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, поворот на месте, «качалочка», крючок до середины, «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, пишу до середины, пишу «секрет», по «секрету» вниз, поворот на месте, крючок до одной трети без поворота ручки, наклонная линия вниз, на одну треть дополнительной строки, петелька, перехлест на нижней линейке рабочей строки, крючок до середины.

    Проговаривая хором вместе с учителем, дети прописывают эту букву в воздухе. Затем хором повторяют алгоритм буквы щ и записывают ее в прописях под словесный комментарий учителя два раза. Далее дети упражняются сами, шепотом проговаривая алгоритм написания этой буквы.

    VI. Игра на внимание

    Учитель проговаривает алгоритм написания буквы щ (см. выше) и показывает карточку с написанием строчной буквы щ после того, как дети ее угадают.

    У. Отгадайте следующую букву: ставим ручку на одну треть сверху, идем влево вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по прямой наклонной вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем «секретом», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, делаем поворот на месте, крючок до середины.

    Д. Буква а .

    У. Играем дальше.
    Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной линии до середины, бугорком уходим вправо вверх, коснувшись линеечки, опускаемся на одну треть, снимаем ручку, ставим на середину и выписываем «стульчик», поворот на месте, крючок до середины.

    Д. Буква к .

    Учитель на доске выставляет карточки с написанием строчных букв щ, а, к.

    У. Игра продолжается, будьте внимательны!
    Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем «секрет», по «секрету» длинная наклонная линия вниз, петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

    Д. Буква у .

    На доске появляется буква у .

    У. Ребята, попробуйте составить слово из этих букв и прочитайте название рыбы, которую поймал Емеля.

    Д. Щука.

    Учитель раздает детям карточки, на которых красиво написано слово щука .

    У. Где соединяются буквы в этом слове?

    Д. В этом слове буквы соединяются на середине строки.

    Дети отмечают «гнездышки», «шалашики», соединения, обязательно показывают одну третью. Проводится орфографический анализ этого слова.
    Обращается особое внимание на правило: «Чу-щу пиши с буквой у ».

    У. Ребята, придумайте еще несколько слов с этим сочетанием.

    Д. Ищу, щупать – распознавать, обследовать что-нибудь путем прикосновения руками.
    Щуплый – слабосильный, худой, невзрачный.
    Щуренок – маленькая щука.

    У. Щука – хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.

    Учитель показывает иллюстрацию с изображением щуки. Далее в тетрадях дети пишут слово щука , шепотом его проговаривая.
    Один ученик выполняет эту работу у доски под руководством учителя.

    VII. Физкультминутка

    У. Кто из вас был на рыбалке? Как вы забрасываете удочку?

    Дети показывают руками.

    – А когда рыба клюет, какие действия вы производите?

    Ребята показывают, как вытаскивать рыбу, приговаривая:

    Щуку я тащу, тащу,
    Щуку я не упущу.
    Вот она какая,
    Славная, большая!

    Дети разводят в стороны руки, показывая, какая большая рыба.

    Щука плавает кругами,
    Щука щелкает зубами.
    Ну и зубы – как пила!
    Где такие ты взяла?

    VIII. Графический анализ и письмо заглавной буквы Щ

    У. А теперь придумайте предложения про щуку. Вспомните, какая это рыба.

    Д. Щука – хищная рыба.

    Проводится орфографический разбор, анализ образца написания заглавной буквы Щ .
    Дети под руководством учителя хором разбирают образец написания буквы Щ заглавной (по аналогии с заглавной Ц).

    У. В средней трети дополнительной строки выписываем петельку, опускаемся вниз по наклонной линии, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку на один-два миллиметра выше верхней линеечки рабочей строки, пишем «секрет», по «секрету» прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до одной трети без поворота ручки, опускаемся вниз по наклонной линии до одной трети в дополнительной строке, петелька (по принципу петельки буквы д), перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.

    Дети пишут в тетрадях заглавную букву Щ , проговаривая написание шепотом, а один ученик пишет у доски под руководством учителя.

    IХ. Комментированное письмо слов и предложений

    Дети по очереди выходят к доске и, проговаривая каждое слово, записывают предложение: «Щука – хищная рыба» .

    У. С какой буквы мы написали начало предложения?

    Д. Начало предложения мы написали с заглавной буквы.

    У. Почему?

    Д. Начало предложения всегда пишется с заглавной буквы.

    У. В каких еще случаях пишутся заглавные буквы?

    Д. Заглавные буквы пишутся в именах и фамилиях людей, названиях городов, деревень, рек.

    У. Прочитайте фамилии людей, написанные в прописях.

    Д. Щукин, Щеглов, Щипанов, Щапов, Щербаков.

    У. Кто может ответить, что объединяет эти фамилии?

    Д. Во всех этих фамилиях заглавная буква Щ . Все фамилии мужские, к ним можно подставить слово он .

    У. Давайте заменим мужские фамилии на женские, используя слово она .

    Д. Щукина, Щеглова, Щипанова, Щапова, Щербакова.

    У. Запишем несколько фамилий в тетрадь и подчеркнем в них букву Щ .

    Работа идет с комментированием и проговариванием алгоритма написания.

    Х. Итог урока

    У. Чему вы сегодня учились на уроке?

    Д. Мы учились писать букву щ строчную и Щ заглавную.
    – Писать слова и предложения с этой буквой.

    У. С написанием каких букв схоже написание буквы щ ?

    Д. Написание буквы щ схоже с написанием строчных букв ц и у .

    У. Какие значки можно поставить на этой букве?

    Д. «Шалашики» (. ) – просвет в нижней части буквы;
    () – соединение элементов на верхней рабочей строке;
    (х ) – соединение элементов или изменение направления на одну треть внизу или сверху от высоты рабочей строки.

    У. Сколько «секретиков» вы спрятали?

    Д. Спрятали два «секретика».

    У. Сколько параллельных линий в написании буквы щ ?

    Д. Восемь.

    У. Как пишем линии? О чем помним?

    Д. При подъеме по «секретику» нужно перенести внимание на уже написанную прямую наклонную слева и стараться не отдаляться от нее.

    У. Кто вам помогал, рассказывая сказку?

    Д. Нам помогал Емеля, который учился вместе с нами.

    У. Все вы, ребята, сегодня хорошо работали на уроке, старались писать красиво буквы и слова.

    Учитель оценивает лучшие работы.

    Письмо заглавной буквы Щ

    Цели: научиться писать заглавную букву Щ

    Задачи:

    Писать заглавную букву Щ по образцу

    Писать под диктовку слоги и слова с изученными буквами

    Записывать слова со слияниями ЩА, ЩУ

    Дополнять предложение по смыслу

    Составлять схему предложения.

    Восстанавливать деформированное предложение

    Переписывать печатное предложение письменными буквами

    Учиться видеть орфограммы в написанных словах

    Ход урока

    1. Рассмотрите страницу 29 в прописях. Предположите, чем мы будем заниматься.

    Рассмотрите элементы, из которых состоит заглавная буква Щ.

    Сколько?

    Какие?

    Откуда начинать писать все элементы?

    В каких буквах встречали эти элементы?

    1. Пальчиковая гимнастика. Контроль посадки

    Обводим элементы буквы в широкой строке, узор.

    1. Определяем место буквы на рабочей строке.

    Обводим серую букву, пишем ещё одну, сравниваем с образцом, пишем до конца строчки, оцениваем (обведите зелёной ручкой написанную вами букву, наиболее похожую на образец).

    1. Читаем слоги на следующей рабочей строке. Как они написаны? (с заглавной буквы)

    Прочитайте слияния, в которых есть знакомые орфограммы (ЩА, Щу). Вспоминаем правило.

    Записываем эти слоги, пишем третий. Оцениваем (обведите зелёной ручкой написанный вами слог, наиболее похожий на образец).

    Физкультминутка

    1. Читаем предложение «Щёткой чищу я щенка».

    Находим слова с буквой Щ.

    Играем в сыщиков . А теперь всё по-взрослому. Будем тренировать нашего щенка, чтобы он вырос в настоящую розыскную собаку. А искать он у нас будет самые опасные места в словах, которые называются ……. (ищем орфограммы, обводим их в кружок).

    Составляем рядом схему предложения.

    Как думаете, что чувствует щенок? (ему щекотно)

    На доске слова ЩЕКОЧУ, БОКА, ЕМУ (все слова напечатаны строчными буквами).

    Попробуйте из этих слов продолжить фразу так, чтобы получилось в рифму (складно). Дети переставляют карточки со словами, чтобы получилось продолжение скороговорки «Щёткой чищу я щенка. Щекочу ему бока ».

    Рассматриваем полученное предложение, проверяем, как наш щенок научился искать орфограммы (ищем орфограммы, исправляем ошибку (заглавная буква))

    Пишем полученное предложение под диктовку.

    Обводим орфограммы. Проверяем у соседа по парте, оцениваем по критериям АККУРАТНО, ПРАВИЛЬНО. (зелёный плюсик на полях)

    Физкультминутка для глаз

    1. Предложите, что можно сделать в следующем задании? (вставить пропущенное слово, обвести серое слово, переписать предложение, найти и обозначить орфограммы, составить его схему).
    1. Читаем слова последнего задания, предлагаем, что будем делать. (составить из слов предложение, записать его письменными буквами).

    Из слов на доске составляем варианты предложений, останавливаемся на варианте «Щука живет в реке».

    Ищем орфограммы, пишем под диктовку.

    Проверяем у соседа по парте, оцениваем по критериям АККУРАТНО, ПРАВИЛЬНО.

    Итог:

    Чем сегодня занимались на уроке?

    Продолжите фразы:

    Сегодня на уроке:

    Я Узнал, как….

    Я Научился….

    Я Запомнил…

    Мне понравилось…

    Мне было трудно…

    Цель: учить написанию прописной буквы Щ, закреплять навыки правописания слов с изученными буквами.

    Ход урока:

    Оргмомент.

    Повторение изученного.

    1. Хлопните в ладоши, если услышите [щ"] в словах: шёлк, шептать, щекотать, честный, щелкунчик, цапля, шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.

    2. Запись слов в дополнительную тетрадь:

    роща, щука, щавель, чищу.

    Написание каких слогов вы должны запомнить? (Ща, щу.)

    3. Работа по теме урока .

    1. Учитель показывает на доске, как пишется прописная буква Щ, сравнивают ее с печатной.

    2. Работа по прописи.

    Обведение по контуру элементов буквы и узора в широкой строке.

    3. Анализ слогов, запись их.

    4. Списывание предложений после орфографического разбора:

    Щеткой чищу я щенка. Щенок от радости пищал.

    4. Физкультминутка .

    На зарядку солнышко поднимает нас.

    Поднимаем руки мы по команде «Раз!».

    А над нами весело шелестит листва.

    Опускаем руки мы по команде «Два!».

    Закрепление изученного.

    1. Составление предложения и запись его.

    Щука живет в реке.

    2. Дать ответы на вопросы. Ответы записать в дополнительную тет­радь.

    Где живут мыши? (Мыши живут в чулане.)

    Где живут ерши? (Ерши живут в реке.)

    Подчеркните буквы после ш, ж, ч.

    3. Словарная работа. Дети записывают ответы. Густой частый лес. (Чаща.)

    Инструмент для прокалывания отверстий. (Шило.) Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник.) Хищная рыба с острыми зубами. (Щука.)

    Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Чайник.)

    Еще раз повторите, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Итог урока.

    УРОК 89

    Тема: Письмо строчной буквы ф.

    Цель: знакомить с написанием строчной буквы ф, совершенствование каллиграфических навыков учащихся.

    Ход урока:

    Оргмомент.

    Знакомство с новой буквой.

    1. Найдите одинаковый звук в словах:

    фартук, фотоаппарат, кофта, фонарик, флаг, фрукты.

    2. Придумайте как можно больше слов, начинающихся с: фа (фабрика, фартук, фазан, факты)

    фи (физик, филин, фикус, фирма).

    Кто перед нами? (Футболист.)

    3. Дети обводят по контуру элементы буквы и узор в широкой строке.

    Письмо элементов и буквы в рабочих строках.

    4. Анализ слогов, соединений и запись их.

    Анализ схем и слов, письмо их.

    5. Списывание предложения.

    На каждом корабле есть флаг.

    Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем,

    Руки выше поднимаем.

    (Ходьба на месте с подниманием рук).

    Вдруг мы видим: у куста

    Выпал птенчик из гнезда.



    Тихо птенчика берем

    И назад в гнездо кладем.

    (Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки).

    Закрепление изученного

    1. Из букв составить слово: фарш.

    2. - Доскажите словечко.

    Из меня посуду тонкую,

    Нежно-белую и звонкую

    Обжигают с древних пор,

    Называюсь я... фарфор.

    Праздник, праздник у ворот.

    Кто встречать его пойдет?

    Я и верный мой дружок

    ­Красный, маленький... флажок.

    Запись слов «фарфор», «флажок» в дополнительную тетрадь.

    Учитель диктует слова.

    Если в слове звук [ф] твердый - встают маль­чики,

    [ф"] мягкий - девочки.

    Фокус, фикус, шофер, футбол, фабрика, светофор, Федя, филин, фирма, ферма, форточка, афиша, асфальт.

    Молодцы! Вы очень внимательные!

    Итог урока.

    УРОК 90

    Тема: Письмо прописной буквы Ф.

    Цель: учить писать прописную букву Ф, слова и предложения с этой буквой.

    Ход урока:

    Оргмомент.

    Повторение изученного.

    1. Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [ф] или [ф"]: кофта, ваза, шарф, Вася, ширмa, ферма, вагон, фазан, вилка, асфальт, фантазия.

    2. Буква потерялась.

    Абрика, ко. та, шо. ер, .у. айка, .рукты.

    Знакомство с новой буквой.

    1. - Отгадайте имя мальчика по первым звукам названий.

    Учитель демонстрирует рисунки: филин, ель, дом, яблоко. Ответ: Федя.

    Как напишем имя мальчика?

    Правильно, с большой буквы, но прежде надо научиться писать прописную Ф.

    Учитель дает образец написания прописной Ф на доске.

    2. Работа в прописи.

    Дети обводят по контуру элементы букв и узор в широкой строке.

    Какая профессия у человечка? (Факир.).

    Учитель объясняет значение этого слова.

    А какие еще профессии на ф вы знаете? (футболист, фотограф, фехтовальщик.)

    3. Письмо элементов и буквы ф в прописи в рабочих строках.

    Анализ слогов, схем и слов. Письмо их.

    Обращается особое внимание на соединения,

    Физкультминутка.

    Летели кукушки через три избушки.



    Так суетились, так торопились.

    Головками вертели, крыльями махали.

    А куда летели, так и не сказали!

    5. Закрепление изученного .

    1. Списывание предложений в прописи:

    Фаина вяжет кофту.

    У Феди тёплый шарф.

    2. Списывание с печатного текста.

    У светофора три цвета.

    Вспомните, что обозначает каждый цвет светофора.

    Послушайте считалку:

    Светофор.

    - Где ты был до сих пор?

    - Задержал светофор.

    Красный - ясно: путь опасный.

    Желтый - тоже, что и красный,

    А зеленый впереди - проходи!

    3. Письмо слов с буквой ф.

    Итог урока.

    УРОК 91

    Тема:Разделительный ь.