Элементы проблемного обучения на уроках информатики. Методы и приёмы обучения информатике Специальные методические приемы используемые на уроках информатики

Актуальность темы.

В наше время повсеместного распространения электронных вычислительных машин (ЭВМ) человеческие знания о природе информации приобретают общекультурную ценность. Этим объясняется интерес исследователей и практиков всего мира к относительно молодой и быстро развивающейся научной дисциплине - информатике.

На сегодняшний день информатика выделилась в фундаментальную науку об информационно - логических моделях, и она не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близкой по изучаемым вопросам. Объектом изучения информатики являются структура информации и методы ее обработки. Появились различия между информатикой как наукой с собственной предметной областью и информационными технологиями.

Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Итак, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что, несмотря на факт введения в состав учебного плана общеобразовательной школы дисциплины «Информатика», на сегодняшний момент, методика её преподавания освещена нечётко и в недостаточном объёме.

Объектом исследования является методика преподавания информатики.

Предметом исследования является методика преподавания темы «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» в 9 классе с использованием дифференцированного метода обучения.

Цель данной курсовой работы заключается в разработке методики преподавания темы «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» в 9 классе с использованием дифференцированного метода обучения.

Задачи , поставленные для достижения цели:

· провести анализ учебно-методической литературы;

· изучить принципы дифференцированного метода обучения;

· составить планы-конспекты уроков, посвященных теме «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» для 9 классов общеобразовательных школ;



· разработать домашнее задание по теме «ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ» для 9 классов общеобразовательных школ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ.

Методы и приёмы обучения информатике

Информатика и ИКТ” один из “молодых” предметов в школьном курсе. Но за счёт стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначению, содержанию и подходам в его преподавании.

Целью учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;

2. Создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;

3. Интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;

4. Создание условий для выявления одаренности учащихся.

С каждым годом система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, между самими учениками.

Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Метод (от гр. methodos – “исследование”) – это прием, способ или образ действия; способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

В литературе существуют различные подходы к определению понятия метода обучения:

1. Способ деятельности учителя и учащихся;

2. Совокупность приемов работы;

3. Путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4. Система действий учителя и учащихся.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитании.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний. В данной классификации выделяется пять методов.

1. Практический метод основан на получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности. В задачи педагога входит постановка задачи и оказание помощи в проведении обучающимися практической деятельности. Важным этапом такого обучения является систематизация и анализ информации, полученной в процессе занятий.

2. Наглядный метод. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.

3. Словесный метод так же предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме, в которой обязательно должны присутствовать: постановка вопроса, исследование и анализ содержания этого вопроса, подведение итогов и выводы.

4. Работа с книгой отражает метод самостоятельной работы учеников, включающей чтение, просмотр, конспектирование, анализ, систематизацию и другие виды учебной деятельности, возможные при работе с учебной литературой.

5. Видеометод – инновационный метод обучения с использованием видеоматериала и электронного учителя, используется в основном в качестве дополнительного метода для укрепления знаний или их расширения. Данный метод требует от ученика высокого уровня способности и мотивации к самообучению.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие целям и задачам обучения, воспитания и развития;

2. Соответствие содержанию изучаемого материала (сложность, новизна, характер, возможность наглядного представления материала и т.д.);

3. Соответствие реальным учебным возможностям учащихся класса: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности, степень владения информационными и коммуникационными технологиями), особенностям класса;

4. Соответствие имеющимся условиям (оснащенность кабинета соответствующими средствами обучения, наличие электронных и печатных учебно-методических материалов) и отведенному времени для обучения;

5. Эргономические условия (время проведения урока по расписанию, наполняемость класса, продолжительность работы за компьютером и т.д.);

6. Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям самих учителей (черты характера, уровень овладения тем или другим методом, отношения с классом, предшествующий опыт, уровень психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки).

Цель урока всегда согласуется с возможностями средств для ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при различном содержании методы могут быть разными, поэтому при их выборе учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для учащихся.

Форму урока учитель может выбрать по своему усмотрению: или групповую, или в парах, или фронтальную. Заметим только, что организация групповой работы, дающей хорошие результаты, требует формирования соответствующих навыков у учащихся.

При выборе фронтальной формы обучения условием продуктивной деятельности класса является учет того, что урок – это не монолог учителя и не традиционные объяснения и опросы, а беседы, обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ.

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

    I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

    I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?
    I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:


Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Переменные и действия над ними. Циклы

Как найти сумму нескольких чисел

Узнал новое

Хочу узнать подробнее

Цикл «Для». Команды строка и столбец

Как закрасить ряд поля, прямоугольную область поля, все рабочее поле

Как закрасить все рабочее поле Робота в разные цвета

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)


Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага

Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает

Использование интерактивных методов на уроках информатики

в условиях ФГОС

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Основные цели интерактивного обучения:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков
  • саморазвитие учащихся.

Современный урок в рамках ФГОС это урок на котором необходимо использовать современные технологии, различные методы и формы работы.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления ,

Технология критического мышления позволяет: объединить

  • организовать самостоятельную работу на уроке;
  • вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
  • развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
  • повышать уровень самоорганизации учащихся;
  • овладевать рациональными приемами самообразования;
  • стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
  • развивать ключевые компетентности лично значимые для учащихся умения и навыки.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на мотивирование ученика, подсознательное побуждение его на исследовательскую, творческую активность, предоставление ему условий для осмысления материала и помощи в обобщении приобретённых знаний.

Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:

Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Стадия рефлексии.

Технологичекие

этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Возможные

приемы и методы

I стадия (фаза)

Вызов (evocation):

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия

Осмысление содержания (realization of meaning):

Получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):

Размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Применение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Рисунок 1. Пример использования приёма «Корзина»

Класс: 7

Информация и её свойства.


Используется механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать или есть вопрос). Индивидуальная работа.

Таблица 1.

Пример использования приёма ЗУХ

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать подробнее. Есть вопрос?

Информация – это некоторое сообщение, которое люди передают друг другу. Она содержится в книгах, в окружающихся нас звуках, показаниях приборов и т. д.

Информация как сигнал. Сигналы бывают дискретными и непрерывными. Виды информации: визуальная, вкусовая, тактильная, обонятельная. Основную информацию человек получает визуально 80–90 %. Информация имеет свои свойства: объективность, достоверность, полнота, актуальность, понятность.

Каким образом получают информацию слепые? Как проверить информацию на достоверность? Все ли свойства должны выполняться для любого вида информации?


В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Класс: 9

Тема: Алгоритмы и исполнители.


Прием «Кластер». Работа в группах.


На поисково- исследовательском этапе класс делится на группы (по 5 человек).


Задание: составить кластер на основе изучения материала учебника. Также наряду с составление кластера обучающиеся составляют список вопросов. Затем группы выступают со своими работами, обсуждают появившиеся вопросы (вся деятельность осуществляется между обучающимися, учитель выполняет функцию координатора; на возникшие вопросы могут отвечать члены других групп, при затруднении обращаясь к учителю).

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими).

Рисунок 2. Пример использования приёма «Кластер»

Класс: 9

Тема: Информационные технологии и общество.


Прием «Зигзаг». Работа в группах.


На поисково-исследовательском этапе класс делится на группы (по 4 человека).


1этап. Внутри группы распределяют номера от 1 до 4.


2 этап. Обучающиеся рассаживаются за столы в соответствии с выбранным номером, в группе изучают материал учебника, составляют опорные схемы:

Рисунок 3. Схема размещения групп обучающихся


1 стол . Предыстория информатики;


2 стол . История чисел и систем счисления;


3 стол . История ЭВМ;


4 стол . История программного обеспечения и ИКТ.


3 этап. Возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.


Класс: 9

Тема: Способы поиска в Интернете.


Прием «Исследовательский проект». Индивидуальная работа.


На этапе рефлексии учитель предлагает обучающимся записать в тетради вопрос или тему, о которой им хотелось бы узнать подробнее. Домашнее задание: выполнить поиск ответа на свой вопрос при помощи Интернета. Проанализировать эффективность поисковых систем (не менее трёх), какая из них для них лично более предпочтительна, свой ответ обосновать по пунктам:


1. Какими поисковыми системами ты пользуешься чаще всего? Почему ты отдаешь предпочтение именно им?


2. Напиши преимущества и недостатки выбранных поисковых систем.


3. Какая из выбранных поисковых систем выдала наиболее оптимальный для тебя ответ на твой вопрос? Сделай выводы по проделанной работе.

«Мозговой штурм»

При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:

I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

Кроме широко известных примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся предлагается последовательно ответить на вопросы разных уровней

Например:

I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие?

III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Или:

I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

на уроках информатики удобно данным методом решать следующий тип задач:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)

Приведу несколько примеров использования данного приема на уроках.

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей)

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий. Так, например, прежде чем перейти к знакомству с исполнителем Робот можно попросить ребят изобразить связь со всеми изученными понятиями, отталкиваясь от ключевого слово Алгоритм (при этом к этому кластеру можно обращаться на протяжении всего курса, дополняя его новыми составляющими). Приведу несколько примеров созданных ребятами кластеров при изучении данного курса.

Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Очень удобный прием, когда на уроке необходимо охватить большой объем материала, особенно когда он носит теоретический характер. Так как учащиеся работают с рабочими тетрадями это достаточно легко сделать, особенно удачно этот прием будет работать на уроках по изучению таких тем как Вспомогательный алгоритм, Условия в языке Робота, Переменные, Ввод, Вывод данных.

Прием «Кубик»

В информатике многие задачи имеют несколько способов решения, при этом выбор оптимального из возможных решений зависит от критериев, которые мы предъявляем к решению задачи.

Итак, представим, что кубик это некое условие задачи, а его грани это возможные способы ее решения. Данный прием можно реализовывать как индивидуально, так и в группах.

Примеры таких задач вы может увидеть ниже:

Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Учитель

Душевный, открытый

Любящий, ищущий, думающий

Много идей - мало времени

Призвание

Или:

Учитель

Суетливый, крикливый

Объясняет, объясняет, ждет

Когда окончится эта пытка?

Бедолага


Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю - в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн - резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Использовать синквейны можно при изучении любого предмета.

Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

Приведу несколько примеров синквейнов, написанных учащимися во время изучения курса информатики в 6-ом классе.

Цикл

Сложный, разный

Повторяется, работает, зацикливается

Без цикла нельзя начистить картошку

Важно

Или:

Развилка

Полная, сокращенная

Предлагает, выбирает, решает

Нужно выбрать правильный путь

Проблема

Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени .

Приемов развития критического мышления великое множество, их применение на уроках также не ограничено. Уроки с применением подобных методик делают занятия более занимательными и продуктивными, а также дают учителю широкую картину уровня осознания и понимания изучаемого материала обучающимися.

Цифровые образовательные ресурсы дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • 1. построение урока с применением программных мультимедиа средств:
    обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
  • 2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
  • 3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными
    моделями.
  • 4. обработка результатов эксперимента.
  • 5.разработка методических программных средств.
  • 6. использование ресурсов интернет.
    7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.
  • Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

    LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.

    сайт http://standart.edu.ru )

    Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах:

    Интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны;

    Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;

    Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования;

    Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса;

    Производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера.


    Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
    Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

    • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
    • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

    Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». (Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. И.П. Подласый)
    Например, урок – игра в 5 - ом классе «Путешествие на планету Компик» (раздел «Устройство компьютера»). На уроке ребята собирают пазлы (разрезана картинка с нарисованным компьютером), собирают домино, разгадывают ребусы.

    Урок - игра в 6-ом классе «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

    Урок – исследование в 7- ом (математическом) и в 8-х классах «Графические редакторы». Учащимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений.

    Урок – исследование в 7-ом классе «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора». Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.

    Урок – беседа в 5-ом классе «Кодирование информации», «Наглядные формы информации». На данных уроках ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками урока.
    Урок – лекция используется в старших класса 9 – 11. Например, «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, а после идет применение и закрепление его на практике.
    Урок – зачет в 5-ом «Информация. Формы представления информации», 6-ом – «Кодирование информации», 7-ом классах – «Аппаратное и программное обеспечение». Данные уроки являются уроками - проверки изученного ранее материала.
    Наиболее эффективными средствами к любому уроку информатики являются наглядные средства: презентации к урокам, карточки, плакаты, видеосюжеты.

    Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.
    Например, учащимся 9-11 классов дается перечень задач (Visual Basic, Pascal, Excel) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который им близок, при этом он не задерживает других учащихся класса, или, например, учащимся 5-6 классов дается разноуровневое задание

    Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на уроке, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.
    Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию.
    Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном уроке. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на уроках информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.
    Например, необходимо средствами ЭТ Excel построить график функции y=ax2+bx+c. Из курса математики учащиеся знают, что графиком функции является парабола, поэтому в ходе написания программы в Excel, мы также должны получить параболу, в противном случае в программе – ошибка.
    Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
    Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
    Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
    Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.
    Например, проекты учащихся 5-го класса «Создание мультфильмов», используя возможности программ Power Point и графического редактора Paint.
    Проект учащихся 8В класса, которые, используя программу Power Point, создали игру, напоминающую теле-игру «Кто хочет стать миллионером?»

    В настоящее время на уроках информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.
    Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
    Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
    Например, реализации этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).
    В начале урока представляется следующая ситуация: «Вы приехали в чужой город. В гостиницу устроиться не можете. Но в этом городе живёт ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».
    Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?
    Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.
    Обращается внимание учащихся на то, что если в городе несколько жителей носят одинаковые инициалы и рождены в одном году, то компьютер сообщит адреса всех.
    Вопрос: Каково будет условие задачи?
    Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес. Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения».
    Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (8-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.
    Не только уроки позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML) – 11 класс, «Работа в текстовом редакторе Word» - 6 класс, «Создание презентаций. Power Point» - 5-7 классы.
    Каждый учащийся, посещающий внеклассное занятие, готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной им теме. Вот, например, некоторые из тем: (см.иллюстрации).

    Тематика творческих задач охватывает не только предметную область «Информатика и ИКТ». Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназическом, городском и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

    • мультимедиа проект «Морское дно» (5 класс, лауреат городского фестиваля рисунков и презентаций);
    • комбинированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости» (6 класс, III место – гимназия НПК, II место – город НПК);
    • комбинированная работа математика и информатики «Использование Visual Basic при решении неопределенных уравнений» (9 класс, I место – гимназия НПК, I место – университет «Дубна» НПК);
    • проект-программа «Если под рукой нет VB» (9 класс, I место- гимназия НПК, I место- город НПК, III место - Международная конференция г.Серпухов, III место - «Шаг в будущее» г.Москва);
    • создание Web-сайта «Анатомия человека» (11 класс, II место - гимназия НПК, II место – город НПК),

    Повысить качества уроков информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

    • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;
    • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic) – 9-10 классы;
    • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7 класс;
    • географии: создание презентаций 7 класс

    Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

    Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.
    На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.

    Литература:

    1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.
    2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
    3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

    Информатика как наука о различных способах получения, хранения, передачи и обработки информации предоставляет учителю много возможностей для развития мышления учащихся. В частности, на своих уроках я использую некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ ). С возможностями данной технологии я познакомилась на курсах повышения квалификации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе» в апреле 2012 года.

    Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) .

    Через ТРКМ на уроках информатики формируются:

    • образовательная мотивация – активное восприятие учебного материала;
    • ключевая компетентность – формирование коммуникативных навыков;
    • информационная грамотность – развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией.

    Базовая модель ТРКМ включает следующие стадии (этапы):

    • вызов – актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.
    • осмысление – получение новой информации; учащиеся соотносят старые знания с новыми.
    • рефлексия – рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения .

    Существует большое множество приемов технологии развития критического мышления, но не все они подходят для уроков информатики. В настоящее время я использую на различных этапах урока следующее приемы:

    I. Классификация . Перед классом демонстрируются некоторые предметы, учащимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение .

    II. Перепутанные логические цепочки. Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления .

    III. Кластер. Выделение смысло­вых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим прие­мом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему .

    В данной статье я хочу рассмотреть (на конкретных примерах) некоторые методические особенности использования вышеназванных приемов ТРКМ на различных этапах урока информатики. Кроме того, в своей статье я остановлюсь на возможностях такого инструмента, поддерживающего динамическое взаимодействие учителя и учащихся на уроке, каким в настоящее время является электронная интерактивная доска.

    I. Классификация . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, во 2 классе при изучении темы «Одинаковые и разные цепочки» (УМК Семенова А.Л., Рудченко Т.А. ) на стадии вызова учащимся предлагается следующее задание (см. скрин-шот экрана доски на рис. 1). Учащиеся выдвигают свои гипотезы по поводу признаков, существенных для объектов, изображенных на доске. После того, как все мнения выслушаны, учитель предлагает учащимся выполнить задание на доске (у доски успевают поработать двое учеников, остальные подсказывают работающим у доски, исправляют их ошибки). После выполнения задания (см. скрин-шот экрана доски на рис. 2) учащиеся самостоятельно формулируют тему (см. выше) и цели занятия (сравнивать цепочки, находить в наборе одинаковые и разные цепочки).

    II. Перепутанная логическая цепочка. Данный приемможно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала. Например, в 6 классе при изучении темы «Алгоритм» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии осмысления учащимся предлагается восстановить правильную последовательность заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 3). При выполнении задания у доски могут поработать несколько человек, строя различные правильные (по их мнению) алгоритмы заварки чая (см. скрин-шот экрана доски на рис. 4). После обсуждения каждого из алгоритмов учитель выводит на экран страницу флипчарта с правильным решением (см. скрин-шот экрана доски на рис. 5), и учащиеся могут сравнить свои алгоритмы с образцом (эталоном). Использование интерактивной доски в данном случае обеспечивает более эффективную отработку новых понятий за счет наглядности, путем вовлечения детей в активную познавательную деятельность, что ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала.

    III. Кластер. Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). Например, в 8 классе при изучении темы «Основные компоненты компьютера» (УМК Босовой Л.Л. ) на стадии рефлексии учащимся предлагается составить кластер, помогающий понять иерархическую структуру групп устройств компьютера (см. скрин-шот экрана доски на рис. 6). Данное задание позволяет поработать у доски, по крайней мере, пяти ученикам, остальные подсказывают работающим у доски, а при необходимости могут выйти к доске и исправить недочеты своих одноклассников. После построения правильной (на взгляд учащихся) схемы и ее обсуждения (см. скрин-шот экрана доски на рис. 7) учитель открывает страницу флипчарта с правильной схемой, и учащиеся могут сравнить свой кластер с эталоном (см. скрин-шот экрана доски на рис. 8). Задания подобного рода помогают учащимся выполнять в дальнейшем задания на систематизацию информации не только на уроках информатики, но и на других школьных предметах.

    Можно сделать вывод, что использование на уроках информатики вышеназванных приемов помогает систематизировать изучаемую информацию, т.е. информация приводится к определенному виду, отображается в определенной завершенной форме, что наполняет ее определенным смыслом и значением. Это помогает учащимся более наглядно воспринимать учебный материал, интерпретировать учебную информацию, сводить ее до упрощенных синтезированных образов и категорий.

    В заключение хочу отметить следующие преимущества использования интерактивной доски в рамках применения ТРКМ:

    1) приобретение учащимися новых навыков работы с интерактивным оборудованием;
    2) активное вовлечение учащихся в познавательную деятельность;
    3) улучшение темпа и течения урока (на выполнение заданий требуется меньше времени);
    4) повышение мотивации, заинтересованности учеников за счет новизны способа изложения материала.

    Конечно, используя интерактивную доску в образовательном процессе, нужно иметь в виду и минусы данного технического средства:

    1) большие временные затраты учителя на подготовку к уроку (поиск в Интернете подходящих презентаций, Flash-роликов, программ, тестов, разработка собственных презентаций и флипчартов);
    2) иногда урок превращается в игру (для 5-6-х классов это еще допустимо, но для 7-9-х, а тем более 10-11-х нежелательно и даже недопустимо);
    3) ухудшение зрения учащихся (необходимо соблюдать нормы САНПИНа при работе с доской – не более 20 минут);
    4) возможны технические сбои в оборудовании (может быть нарушена калибровка доски, «сесть» батарейки в указке и т.п.).

    Используемые ресурсы:

    1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2012.
    2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
    3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
    4. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006.
    5. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012.
    6. ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
    7. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
    8. Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409
    9. Интерактивные доски Hitachi // Инфологика.