Рисовое поле. Технология выращивания риса. Как и где растет рис? Рисовые поля в горах

Песня освоения целины в горах
По легенде Северо-Западного региона, около 4 веков назад представители малых этносов, таких как Монг, Зао, Ла-чи..., мигрировали на эти земли, стали обживать их, однако на четырех больших долинах Северо-Западного региона: Мыонг Тхань (Диен Биен), Мыонг Ло (Иен Бай), Мыонг Тхан (Лаи Чау), Мыонг Так (Шон Ла) уже жили коренные народы: Тхай, Ла Ха. Таким образом, пришельцы должны были выбрать для проживания горные полосы Кхау Фа (Му Канг Чай - Йен Баи), Хоанг Лиен Шон (Шапа - Лао Кай) и Таи Кон Линь (Хоанг Шу Фи - Ха Жанг) - местность с высотой от 1000 - 1600 метров над уровнем моря, чтобы построить селения, основать деревни.


Для обеспечения жизни эти этнические группы выбрали такие формы земледелия, как выращивание кукурузы и риса на земляных горах, имеющих большие откосы. Сначала террасированные поля формировались только у подножий гор, чтобы жители могли использовать воду для орошения. Впоследствии, когда население увеличилось, они начали постепенно обрабатывать горы до самых вершин, создавая там террасированные поля. Таким образом, постепенно были созданы большие площади великолепных террасированных горных полей, которые мы можем видеть сегодня.

Создание на целинных землях терассированных полей является филигранным процессом. Г-н Ку А Жанг, представитель этнической группы Монг из коммуны Ла Пан Тан (Му Канг Чай), сказал: «Опыт предков показывает, что выбранная для земледелия гора должна иметь умеренный откос, а ручьи, как водный источник, - возможность укатки, а также необходимо иметь немного гравия и камня. Террасированные поля возводятся весной, как правило, с января по март, а с апреля по май проводят воду, необходимую для земледелия».

По словам г-нa Ли Ван Тхач (коммуна Тхунг Нгуен, Хоанг Шу Фи), самым трудным этапом в процессе освоения целины и создания террасированных полей являются укатка поля и создание берегов поля, потому что они отвечают за сохранение воды и выравнивание воды для всех полей. Г-н Тхач объяснил: "Наша этническая группа Зао использует мотыги для того, чтобы счищать землю, создавая берега для полей, затем ногами утаптывает грунт, после чего плотно прессует его мотыгой. Разница между высокими и нижними полями, как правило, от 0,5 до 2 м. Когда вода сбегает в поля, то берега поглощают воду, соединяясь друг с другом и затвердевая".

Процесс освоения горной местности продолжался из года в год, из поколения в поколение, создав террасированные поля как монументальные художественные картины на склонах гор.


Ландшафт террасированных полей в коммуне Нам Ти являются одним из самых красивых вo всей системе террасированных полей в местности Хоанг Су Фи (Ха Жанг). Фото: Нгуен Тханг



Очаровательный природный ландшафт долины коммуны Та Ван уезда Сапа с прекрасными террасированными
полями, окружающими деревни. Фото: Нгуен Тханг



Красота террасированных полей в форме подошвы в сезон созревания риса в коммуне Че Ку Ня уезда Му Канг Чай. Фото: Нгуен Тханг



Террасированные поля в сезон созревания риса в коммуне Луок (Хоанг Шу Фи). Фото: Тхонг Тхиен


В коммуне Че Ку Ня уезда Му Канг Чай террасированные поля в сезон созревания риса как волны докатываются до вершины горы. Фото: Нгуен Тханг


История формирования террасированных полей органически соединилась с историей и культурой этнических групп Монг, Зао, Ла-чи, Нунг..., проживающих в таких местностях, как Му Канг Чай, Хоанг Шу Фи и Сапа. В духовной жизни данных этнических групп существуют представления, что все вещи в мире имеют свою душу, поэтому террасированные поля, рабочие инструменты и рис обожествляются, существуют Бог Поля, Бог Риса, Бог Грома, бог Воды...

Отпечаток многобожия ясно выражен через поклонение рабочим инструментам, поклонение Богу Полей и Богу Воды, которое проходит у этнической группы Монг на Новый год (декабрь по лунному календарю). Г-н Жанг А Чы из коммуны Као Фа (Му Канг Чай) рассказал об этом обычае: "Весь год мотыги и плуги помогали нам производить рис и кукурузу, поэтому на Новый год они нуждаются в перерыве. Таким образом, наша этническая группа имеет обычай украшать мотыги и плуги цветной бумагой, а потом приносить их на алтарь, чтобы поблагодарить их и вспомнить своих предков".

А в сообществе Зао До уезда Хоанг Шу Фи существует своеобразный фестиваль - ритуал жертвоприношения душе риса. Представители этнической группы Зао До считают, что рис на террасированных полях имеет душу, как и человек. Шаман Чиеу Чои Хин из коммуны Хо Тхау, распорядитель ритуала жертвоприношения душе риса в этом году, сказал: "После сбора риса на террасированных полях довольно много риса рассыпают при транспортировке домой. Представители этнической группы Зао, выполняя этот ритуал, взывают к душе риса и просят его вернуться домой, чтобы следующий сезон принес обильный урожай".

Элементом многобожия также является поклонение Богу Грома в деревне Шуои Тхау коммуны Бан Луок, которая находится в горном районе Таи Кон Линь, у представителей этнических групп Зао, Монг, Ла Чи, Нунг. Глава деревни Шуои Тхау г-н Данг Хонг Кань рассказал, что 300 лет назад, когда люди этнической группы Зао культивировали рисовые террасированные поля в этом районе, несколько лет подряд были неурожайные годы из-за засухи. Когда крестьяне построили храмы для поклонения Богу Грома, то установилась хорошая для земледелия погода с достаточным количеством дождей. Следуя той традиции, и сегодня, в новой культурной среде, жители Хоанг Шу Фи также уделяют внимание этому священному храму, где они молятся о приходе дождя.

Террасированные поля, приносящие благополучие
Г-н Жанг А Тонг, Председатель районного народного комитета Му Канг Чай, который родился и вырос на склоне горе Кхау Фа, с гордостью рассказал о достопримечательности данной местности: "Наши отцы создавали рисовые террасированные поля. Этническая группа Монг из поколения в поколение, непрестанно возделывала все новые ступеньки террасированных полей. С 2007 года, когда Министерством культуры, спорта и туризма террaсированные рисовые поля в Му Канг Чай были признаны национальной достопримечательностью, они стали общим достоянием и должны сохраняться. Террасированные поля не только дают возможность производить рис и кукурузу, но также являются лицом и душой нашей этнической группы Монг".

По словам г-на Жанг A Тонга, в последние годы представители люди этнических групп Монг и Тхаи уезда Му Канг Чаи используют достижения науки для более эффективного возделывания террасированных полей, поэтому урожайность риса составила в среднем 53 тонн/га. Только в 2014 году, общее производство продовольствия в уезде Му Канг Чай достигло почти 27 тысяч тонн, способствуя обеспечению продовольственной безопасности в районе.



Женщины народности Монг в уезде Му Канг Чай работают в поле, чтобы подготовить место для посева молодого риса. Фото: Хоанг Ха


Люди этнических групп Монг, Зао, Таи, Нунг, Ла Чи в уезде Хоанг Шу Фи создали из бамбука водопровод, чтобы вода из ручья попадала на поля или с более высоких террас к нижним рисовым полям. Фото: Конг Дат



Люди этнической группы Хмонг в уезде Му Канг Чай обычно сажают молодой рис с мая до июля каждого года. Фото: Тат Шон



По словам г-жи Хо Тхи Дe из деревни Зе Тханг коммуны Че Ку Ня (Му Канг Чай), после сбора урожая, рис сушится
на полях около 3 дней. Фото: Тат Шон


После сбора урожая риса на полях, представители этнической группы Нунг из коммуны По Ло (Хоанг Шу Фи)
молотят рис на берегах полей. Фото: Тхонг Тхиен



В настоящее время представители этнической группы Нунг из коммуны По Ло (Хоанг Шу Фи), по-прежнему, сохраняют обычай «обмениваться продуктом друг с другом» в сезон сбора урожая риса. Фото: Тхонг Тхиен


Желтые корзины риса символизируют процветание этнических групп Северо-Западного региона. Фото: Тат Шон

Террасированные поля, расположенные в 3 коммунах: Че Ку Ня, Ла Пан Тан и Зе Шу Финь привлекают туристов полюбоваться красотой этих мест в дождливый сезон и сезон созревания риса. Ежегодно уезд Му Канг Чаи организует Фестиваль террасированных полей, привлекая туристов во время сбора урожая. Фестиваль террасированных полей, по существу, является фестивалем в честь жителей, которые упорно и прилежно трудились для того, чтобы успешно создáть в этом горном районе террасированные поля, приносящие благополучие жителям” - с гордостью сказал г-н Жанг А Тонг.

В Хоанг Шу Фи история формирования террасированных полей насчитывает уже 3-4 века. Министерство культуры, спорта и туризма официально признало национальным достоянием 760 га общей площади из 3000 гектаров террасированных полей в местности Хоанг Шу Фи, относящейся к коммунам Бан Луок, Сан Са Хо, Бан Фунг, Хо Тхау, Нам Ти, Тхонг Нгуен.

В рейтинге самых сюрреалистических пейзажей мира, проводимом газетой «The Daily Telegraph» (Великобритания), террасированные поля Северо-Западного региона Вьетнама заняли 8-ую позицию из 14. (

Одна из главных достопримечательностей Китая – это . Рис уже на протяжении многих тысяч лет является основой рациона каждого жителя этой великой страны. Поэтому традиций придерживаются не только в церемонии еды. Искусством является сам процесс выращивания риса.

«Вы уже ели рис сегодня?» – не праздное любопытство, а приветствие китайцев при встрече. Быт рядового жителя Китая невозможно себе представить без этой зерновой культуры. И засеивают рис не только на равнинах, но и на склонах гор.

Знаменитые – это настоящее чудо инженерии. Возводить их стали еще в XIII веке н.э. Наиболее качественные и вкусные сорта выращивают в провинции Юньнань. На десятки километров простираются китайские рисовые поля . Здесь, на высоте 200 – 2000 метров над уровнем моря, на площади 20 тысяч квадратных метров, раскинулись тысячи террас.

Все создается вручную без применения каких-либо современных технологических достижений. По сути, рисовые поля в Юньнани – это автономная система выращивания культуры. Вода, стекая с горных вершин, затапливает лунки. Как результат – потом не растет сорная трава, почва обогащается азотом и создаются все благоприятные условия для созревания риса. В это же время, в специальных питомниках проращивается рисовые зерна, которые затем вручную высаживаются в затопленные лунки.

Посмотреть на рисовые террасы в Китае приезжают путешественники со всех стран. Зрелище, восхищающее в любой период. С ноября по апрель можно увидеть залитые водой поля. На водной глади отражается небо и солнце, облака и луна.

Весной рисовое поле в Юньнани превращается в зеленый ковер. Осенью поля окрашиваются в яркие цвета осени. Завораживающий вид лоскутного ковра настолько фантастичен, что не сразу можно поверить в реальность его существования. Пейзаж будто написан кистью искусного художника.

Местные жители позаботились о туристах, создав удобные условия для того, чтобы каждый желающий мог вдоволь насладиться потрясающей картиной и запечатлеть ее на свой фотоаппарат. Здесь можно найти смотровые площадки, откуда поразительный вид рисовых террас Китая . Правда, вход на них не бесплатный, но символическая сумма в 50 юаней (эквивалентно 250 рублям) – это, действительно, небольшая плата за удивительные впечатления.

Лунцзи (Драконий хребет) – рисовые террасы китайской провинции Гуанси в горах Луншэн

Расположенные в 27 км к югу от городка Луншэн, обширные рисовые террасы «Драконий хребет» , слой за слоем покрывают холмы и горы. Это одни из самых знаменитых террас во всем Китае, прославившихся далеко за пределами Китая благодаря своим сказочным пейзажам.

У стариков Луншэн есть поговорка: «Где есть земля, там будет и рисовая терраса». В китайской провинции Гуанси в двух часах езды от города Гуйлинь проблема посева и выращивания риса на крутых склонах давно решена. Еще династия Юань в конце 13 века начала реализацию масштабной задачи по засеванию рисом гор Луншэн.

Для создания рисовых полей известных как Лунцзи, понадобилось четыре столетия. За это время множество поколений усиленно трудились на террасах для обеспечения своих семей годовым запасом риса. Но кроме того они создали изумительную по красоте местность. Не зря ведь китайцы называют это маленькое чудо «восхитительной терассой».

В разное время года эта местность выглядит по-разному. Скопившая за зиму вода весной проливается на поля в виде дождей. Летом благодаря ветрам, которые колышут побеги риса, поля превращаются в зеленые рисовые поля. Осенью, созревшее поле урожая приобретает благородный золотистый цвет, а зимой весь склон укрыт снегом.

У людей, вынужденных массово селиться на этой холмистой местности во время правления династии Юань, возникла проблема нехватки урожая из-за особенностей здешнего региона: увеличивающееся население не могло получить достаточно большой урожай. Поэтому люди придумали необычную технику для лучшего использования пригодной к пахоте земли.

Вершина человеческой изобретательности – природные дождевые стоки, являющиеся единственным источником воды в гористой местности. Вода хранится в водоемах и весной рисовые поля залиты водой. Расположенные в шахматном порядке террасы обеспечивают использование всей воды без остатка.

Представители этнической группы Чжуаня называют террасы «Позвоночником Дракона». С 800-метровой высоты невооруженным глазом видно, что поля похожи на чешуйки дремлющего дракона с извивающимся хребтом.

Рисовые поля, самая высокая точка которых расположена на высоте в 1100 метров, занимают территорию в 60 кв.км.

Здесь всегда рады приезжим, а многие местные жители даже открывают небольшие постоялые дворы для путешественников. Посещая рисовые поля Китая , можно много узнать о культуре и особенностях местного населения. Террасы лучше посещать весной или летом, чтобы открыть их для себя в лучшем виде. Приехав осенью, увидите высокий рис, террасы будут выглядеть как волнистые холмы.

Столетиями рисовые террасы были во владении семей, из поколения в поколение их передавали от отца к сыну. Когда к власти пришли коммунисты – правила поменялись: при рождении человека ему выделяется определенный земельный надел, а после смерти местный комитет отчуждает его в свое пользование и позднее передает кому-то еще.

Хотя каждая семья способная вырастить урожай только для собственных нужд, рис здесь выращивают не только для еды. Ведь в жизни всегда есть место и для маленьких радостей. И каждый год часть урожая, так называемый клейкий рис, используется для производства рисового вина.

Сейчас, когда на дворе двадцать первый век, роль рисовых полей, конечно же, не так важна как раньше. Все больше и больше молодежи едет на заработки в Луншэн или еще дальше. И, несмотря на то, что терассы до сих пор засевают рисом, они больше не служат основным источником дохода для местного населения.

Выращенный тут рис не может продаваться по конкурентной цене, так как площадь террас просто не позволяет получать большие объемы зерна. Однако эти китайские рисовые поля все чаще включаются в туристические карты и жители деревень ежегодно зарабатывают на туризме больше, чем на рисовых полях. Поэтому плантации риса в Луншэне будут до тех пор, пока они не наскучат туристам.

Рисовые террасы в Китае

Увидев однажды , создается впечатление, что выращивание риса в этой стране осуществляется с помощью ландшафтного дизайна.

Строительство рисовых террас началось еще в династии Юань (1271-1368). Они являются кульминацией глубокой мудрости и напряженного труда. А какие названия у смотровых площадок вокруг рисовых террас в Китае: «Девять драконов и пять тигров», «Семь звезд вокруг луны»… Здесь их называют «самыми красивыми на свете» и «единственными под облаками».

К знаменитым рисовым террасам «Лунцзи» нужно подниматься сквозь деревушку Пинь Ан, расположенную в 27 км к югу от городка Луншэн в провинции Гуанси.

Это одни из самых известных террас во всем Китае, и все благодаря сказочным пейзажам.

Рисовые террасы занимают площадь 66 кв.км. Находятся они на высоте от 300 до 1 100 метров над уровнем моря и с уклоном между 25 и 35 градусами, иногда даже 50.

Билет на смотровые площадки стоит 50 юаней (около 250 рублей).

На террасах, окружающих деревеньку Пинь Ан, находятся те самые две смотровые площадки с живописными названиями: «Девять драконов и пять тигров» и «Семь звезд вокруг луны».

Все-таки необычно наблюдать рукотворные «поля-ступени», живописно изгибающиеся на склонах:

Рис, собранный на Хребте дракона, считается одним из лучших в стране. Причин этому много: это и горная вода, и почва и огромные силы, приложенные для выращивания риса.

Фотка для оценки масштаба - ступенька в человеческий рост!

На фотографиях пейзажи кажутся довольно однообразными, но в действительности это не так!

Вид рисовых террас изменяется в зависимости от времени года. Весной, когда вода орошает рисовые поля, террасы выглядят как большие блестящие ленты, обвивающие склоны гор и холмов:

В начале лета рисовые террасы становятся зелеными:

А так выглядят рисовые поля, когда приходит пора сбора урожая:

Эти удивительные фотографии напоминают скорее драгоценные витражи или мозаику, если не знаешь, что это на самом деле. Рисовые поля - удивительной красоты творение рук человеческих. Подобные поля можно увидеть на Филиппинах, Бали и, конечно же, в Китае. Может быть, именно выращивание риса - занятие крайне трудоемкое и кропотливое - один из основных факторов, сформировавших характер китайцев, о трудолюбии и терпении которых созданы легенды.

Рисовые террасы в Китае - это целое произведение искусства, и за отдельную плату туристов привозят полюбоваться вживую на рисовые поля.



С древнейших времен все операции выполнялись вручную. Рис не является растением, которое живет в воде естественным образом, но жители Азии (скорее всего, в Китае, но некоторые заявляют, что это было в Индонезии) обнаружили, что рис, растущий на поле, залитом водой, дает урожай в 20 раз больший, чем на сухом поле - как выращивают злаки или другие культуры.

Выращиванием риса в Китае занимаются с древнейших времен. Раскопки, проведенные в деревне Хэмуду (провинция Чжэцзян), свидетельствуют о том, что рис в этом районе возделывался уже 8000 лет назад.



Посевы риса в Китае представляют собой маленькие площадки-ячейки, наполненные водой и разделенные сетью узких земляных валиков. Поверхность такой площадки должна быть идеально ровной и строго горизонтальной, поэтому так мал ее размер.

Конечно, легче всего выращивать рис на равнинах, но под такие площадки приспосабливают и склоны гор, создавая на них искусственные террасы. Сначала рис высеивается в специальных питомниках, а примерно через месяц молодые растения пересаживаются в поле. С древности и до недавнего времени этот тяжело поддающийся механизации процесс осуществляется вручную.



Процесс выращивания риса на затопленном поле начинается с его обработки. Крестьянин запрягает быков в плуг и пашет землю. Даже сегодня, при том, что в Китае и других странах Восточной Азии растет уровень жизни и они проходят процесс «вестернизации», на полях по-прежнему отсутствуют машины. Наиболее часто можно встретить крестьянина, пашущего землю деревянным плугом с запряженным крупным рогатым скотом. Процесс затопления поля включает перемешивание земли с водой и превращение ее в однородную грязь.




При перемешивании земли рисовые зерна высаживают в специальные «парники». Прямое высаживание на поле не дает хороших результатов, поскольку зерна с трудом прорастают на затопленном поле. Мягкие проростки собирают, когда они достигают высоты примерно 10 см. Затем делают пучки стеблей риса и выходят с ними на затопленное поле для посадки. Их не нужно помещать в землю руками, а просто бросать в воду и они укоренятся сами.




На затопленном поле вода изолирует ростки риса от тепла и холода и создает цельную и сбалансированную экологическую систему, которая обеспечивает себя всем необходимым. Затопленное рисовое поле не нуждается в искусственных удобрениях. Оно может сохранять постоянный уровень натуральных удобрений в течение длительного времени, если ему немного «помочь»: сжечь остатки ростков на сухом поле (в конце сезона сбора урожая) и перемешать их с землей; разбросать выделения животных или остатки пищи; выращивать на затопленном поле рыбу или уток - их выделения обеспечивают поле азотом.



Рис созревает за срок от 140 до 210 дней. Современные сорта, разработанные в лаборатории, могут вызревать за 90 дней. Примерно через два месяца рис начинает цвести - когда ростки достигают высоты 50-60 см. Рисовые соцветия состоят из 70 маленьких цветков, которые внезапно распускаются рано утром. Запах рисового поля похож на запах готового риса дома - сладковатый и очень нежный. После цветения зерна риса начинают формироваться и становиться твердыми.

На фото рисовые поля выглядят сочно и красочно: ярко зеленые ростки утопают в воде, в которой отражается голубое и бескрайнее небо. Через некоторое время поля превращаются в густую зеленую стену.




И лишь на третий месяц, когда рисовые террасы приобретают золотистый оттенок, происходит сбор урожая.



Рисовые поля с высоты кажутся разноцветными. В качестве «краски» используются разные сорта риса. Например, зерна обычного жёлтого риса издалека смотрятся светло-зелёными, а бурого - практически чёрными. За многовековую историю выращивания риса в Китае было выведено ни много ни мало 10 тысяч его сортов — разных по виду, цвету, вкусу, размерам колосков, выходу зерна, срокам созревания и многим другим показателям. Шесть сортов считаются элитными.


Подбор ранних и поздних сортов позволяет во многих районах Китая собирать по два урожая в год, а на полуострове Лэйчжоу и в провинции Хайнань - даже 3 урожая. Для этого позднеспелые сорта высаживают между рядами скороспелого риса еще до его созревания или же возделывают на месте уже убранного раннего риса. О мощной "зеленой энергии" рисовых полей говорится в старой китайской поговорке -"В один день поле бывает золотым, черным и зеленым" (утром крестьянин убирает отливающий золотом созревший рис, к обеду вспаханное под новые посевы поле черное, а вечером на нем уже зеленеет рассада).


С рисового поля привозят необрушенный рис, также известный как "падди". Далее его высушивают и отделяют зерна от рисовой соломы и сорняков. Одна из самых интересных картин в Китае даже наших дней - это ковры с рисом, лежащие на дорогах или возле домов.



На первой стадии обработки удаляют рисовую шелуху, которая защищает зерна от повреждений. В продажу после этого поступает коричневый рис. Он состоит из цельных зерен риса, у него остается питательная отрубевая оболочка, которая придает ему характерный коричневатый оттенок и ореховый привкус.


На следующем этапе обработки риса, в процессе шлифовки, удаляют отрубевую оболочку. Рис теряет большую часть всех питательных веществ. Рис, прошедший все стадии шлифовки, называется белым, так как остается только белое гладкое зерно риса, содержащее значительное количество крахмала. По содержанию витаминов и минералов белый рис проигрывает коричневому или пропаренному рису, однако именно он является основным типом риса, потребляемым во всем мире.


Есть технология обработки риса - обработка паром. Необрушенный рис замачивают в воде, а затем обрабатывают горячим паром под давлением. Потом зерна сушат и шлифуют как обычный рис. После обработки зерна пропаренного риса приобретают янтарно-желтый оттенок и становятся полупрозрачными. При обработке паром до 80% витаминов и минералов, содержащихся в отрубевой оболочке, переходит в зерно риса.

Каждый килограмм риса, который вы покупаете в супермаркете, полит в среднем 4000 литрами воды. Китайцы научились с большим искусством регулировать течение рек, чтобы поливать свои рисовые поля, иногда при помощи каналов, которые направляют воду прямо на поля. Вода на них находится в постоянном движении и не застаивается. Вода, которая стоит слишком много времени, нагревается и может нанести ущерб проросткам в самом начале их роста. Кроме того, стоячая вода может привлечь комаров и вызвать болезни. Рис имеет замечательное свойство - его можно выращивать год за годом на одном и том же поле без перерыва даже 2000 лет (в отличие от других сельхозкультур, при выращивании которых поле должно отдыхать). Причина в том, что в глубокой воде, в которой растет рис, есть ряска, усваивающая азот и обеспечивающая таким образом рис естественным удобрением.



Свежий рис, только что собранный с поля, может храниться примерно год. Затем он начинает желтеть. Рис, который продается в магазинах, сможет легко храниться три года до открытия пачки.



Рис в Китае используется для самых различных целей, кроме того, что он основной продукт питания, включая приготовление разнообразных лепешек, сладостей, спиртных напитков, рисового уксуса и т.п. Широко известны и лечебные свойства риса. Китайские медики считают, что рис "бережет желудок, укрепляет здоровье и изгоняет из тела болезнь". Китайцы используют не только рисовые зерна, но и солому. Она идет на кровлю, на изготовление широкополых шляп от солнца. Из рисовой соломы плетут обувь, корзины и циновки, делают зонты и веера, прочную тонкую бумагу, а рисовая шелуха используется при упаковке изделий из фарфора.


В мире существует два принципиально разных типа риса: Indica - более длинный, твёрдый и Japonica - округлый, мягкий. Между собой они не скрещиваются. Каждый тип делится на множество различных видов и сортов. Весь рис, выращиваемый в России, относится к типу «Японика».



Россия - самая северная страна, где попытки выращивать рис оказались успешными. Хотя «история рисосеяния» началась у нас в 1929 году, почти все рисовые поля и РОС (рисово-оросительные системы) были построены в 70-80 годы нашего века. То есть буквально нашими родителями.

В 90-е годы около трети посевных площадей пришло в запустение, а оросительные каналы - в негодность. Урожайность на оставшихся полях упала вдвое. В 2000-х отрасль начала восстанавливаться.

По статистике, потребление риса в России составляет порядка 4,3 кг на человека в год. На втором месте гречка - 4,1 кг. Общее потребление круп - примерно 11 килограммов. Основная часть рисовых полей расположена на Кубани и в Ростовской области.

Подготовка рисовых чеков. Планировка, очистка дренажей, оросителей и сбросов, проводятся различные гидротехнические и агротехнические мероприятия.

Сев. Семена разбрасываются с приличной скоростью, попасть под такой «обстрел» довольно болезненно.

Далее семена прикатывают, чтоб не всплыли и нарезают в чеках диагональные борозды для лучшего распределения воды. После этого открываются заслонки и в чеки поступает вода. Поля должны быть идеально ровными. Разница более 2 см по уровню рельефа - критична. Японские сандалии гэта неспроста имели деревянные подставки высотой 13 см. Это оптимальный уровень воды в рисовых чеках.

Опрыскивание и подкормка проводятся большей частью с помощью малой авиации. Желтые сектора - это цветущий рапс, участник севооборота.

Уборка риса начинается в конце августа - начале сентября в хорошо просушенных чеках. И, если позволяет погода, производится порой и круглосуточно. Страда - не просто название.

Каждая привезённая с поля партия проходит контроль на содержание влаги и примесей. Нет ГОСТ - нет переработки.

Всё зерно предварительно сортируется в зависимости от сортности, влажности и других показателей, хранится и обрабатывается раздельно.

Очистка рисового зерна производится в несколько этапов, начиная от подработки сырца сразу после приёмки. Далее сушка и очистка. Фотосеператор «видит» брак и выдувает его из общего потока направленной струёй воздуха. То есть в буквальном смысле он разглядывает каждую рисинку. Наша Золушка.

Обработка ядра различается. Шлифованный рис - это когда с зерна удаляется лузга (верхняя непищевая оболочка) а после зерно шлифуется до белого цвета с удалением всех плёнок. Слабошлифованный - шлифовка щадящая, с частичным удалением алейронового слоя. Более полезный вариант. Нешлифованный рис теряет только лузгу, в нём наибольшее содержание минералов и витаминов.

Экспертиза крупы на заводе совершается не реже чем 1 раз в два часа. Рисовый завод вообще довольно сложная штука.

Сертификат выдаёт независимая лаборатория ФГБУ. Декларации, ГОСТы, тех. условия, регламенты и принципы работы системы ХАССП я здесь упущу, но всё это направлено на обеспечение продовольственной безопасности страны. Есть такое устойчивое выражение.

Итак, сегодня Россия имеет чуть менее 200 тысяч гектаров рисовых систем и общий урожай около 1 миллиона тонн риса-сырца в год. Для сравнения, Китай собирает более 140 миллионов.За весь российский миллион не отвечу, расскажу, как распределяется примерно 200 тысяч тонн, которые убирает с полей наша компания.

10% урожая сырьём уплывает на баржах, в Турцию, Ливию Испанию и др. Остальная часть хранится и перерабатывается в России. Некоторое время сырец можно хранить навальным методом, при этом регулярно перемешивая.

Рисовой крупы из сырца получается примерно 60%. Остальное: лузга - 20%, - содержит большое количество кремния, используется в металлургии; мучка - 12% - богата полезными веществами, идёт на экспорт; дробь мелкой фракции - 8% - приобретается компаниями-производителями кормов для животных.

Селекция и семеноводство мы тоже развиваем дабы заместить европейские сорта. 9600 сортообразцов произрастает в питомнике, единицы из них отправятся на гос. испытания, и возможно попадут в реестр охраняемых селекционных достижений.

Для семян оборудована лаборатория, отдельное хранение и переработка. Импортозамещение в части риса возможно не на все 100%. Мы способны воспроизвести сорта мягких рисов, но не можем культивировать рис типа Indica. В ближайшие десятилетия этот необходимый импорт для удовлетворения потребности потребителя будет составлять 20-25% общего объема потребления.

И напоследок, ответ на извечный вопрос, как варить рис.