Урок: "Передвижение веществ у животных". Перенос питательных веществ в организме растения и животного Транспорт веществ у многоклеточных животных

Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о строении кровеносных систем животных;
  • познакомить со строением сердца, видами сосудов и составом крови.
  • объяснить зависимость усложнения строения организма и строения кровеносной системы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Передвижение веществ в организме животных» (Приложение 1 . Программа Smart Notebook), интерактивная доска, микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания.

Задание «Верно - неверно». Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.

I вариант

  1. Вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
  2. Органические вещества передвигаются в растении по сосудам древесины.
  3. Движение цитоплазмы способствует медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
  4. Подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
  5. Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
  6. При испарении воды листья растения охлаждаются.
  7. Органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
  8. Вода поступает в растение через листья.

II вариант

  1. Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
  2. Передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
  3. Вода в растении перемещается из листьев в стебли.
  4. Основная ткань образует жилки листа.
  5. Вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
  6. Движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
  7. Старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
  8. Вода поступает в растение через корневые волоски.

Карточка для ответа.

Фимилия Имя _______________________________________

Взаимопроверка. Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Взаимопроверка в парах (результаты обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).

Оценка «5»-0 ошибок

Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок

Оценка «3»- 4 ошибки

Оценка «2»- от 5 и более ошибок.

3. Изучение нового материала.

А сейчас переходим к изучению новой темы.

Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».

На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.

Посмотрите на карту нашей страны.Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.

Вы уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс. Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее. В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.

Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.

У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червьимеет развитую кровеносную систему. Она состоит изсосудов,по которым движется кровь.Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри кровеносных сосудов.

Кровьсостоит из плазмы и клеток крови.Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.

Работа с микроскопами

У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их, определим сходства и отличия.

Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.

Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?

  1. Разносит по организму питательные вещества и кислород
  2. Выносит углекислый газ и продукты распада
  3. Защищает от болезнетворных микроорганизмов.

У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.

У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.

У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.

Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.

Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.

Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.

С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:

  • рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения;
  • земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения;
  • пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения;
  • птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (Ответы детей.)

4. Закрепление материала.

1. Составить кластер 1 вариант - «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».

2. Работа с интерактивным заданием у доски (Приложение 2).

5. Домашнее задание.

1. Параграф №12 (страница 74-77).

2. Подготовить дополнительную информацию о животных с необычным цветом крови.

6. Рефлексия.

У вас на столах лежат яблоки красного, зеленого и желтого цвета. Прошу Вас выразить свое отношение к уроку. Красный цвет – понравился, желтый – не очень, зеленый – не понравился.

А теперь давай повесим яблоки на дерево и посмотрим, каким оно окажется!

Значение транспорта веществ в организме животных. Почти у всех животных имеется специаль­ная система для транспорта и рас­пределения веществ в организме. Исключение составляют кишечно­полостные и плоские и круглые черви. Внутри тела этих организ­мов вещества проходят настолько незначительные расстояния, что вполне могут перемещаться путем диффузии. У планарии, например, кишечник сильно разветвлен, и его ветви отходят ко всем участкам тела (рис. 4.10), что сокращает путь питательных веществ к клеткам.

С увеличением размеров тела и сложности строения возрастает и количество поступающих в орга­низм веществ. Расстояния, которые приходится проходить веществам, также увеличиваются, и для их рас­пределения уже недостаточно про­стой диффузии. В связи с этим в процессе эволюции у животных сформировалась кровеносная систе­ма - система сосудов, по которым

циркулирует жидкость (кровь, гемо­лимфа). Кровеносная система слу­жит для транспорта не только пи­тательных веществ, но и газов, уча­ствующих в процессе дыхания, про­дуктов распада, гормонов, антител и солей. Кроме того, у теплокров­ных животных (птиц, млекопита­ющих) с током крови переносится и равномерно распределяется в организме тепло, что способству­ет сохранению постоянной темпе­ратуры тела и предупреждает пе­регрев глубоко расположенных органов.

Основные элементы кровенос­ной системы. У животных разных групп развились разные по органи­зации типы кровеносной системы. Однако в них можно выделить ос­новные элементы, выполняющие у всех животных сходные функции.

1. Главный сократимый орган, служащий для проталкивания кро­ви в системе кровообращения орга­низма. В большинстве случаев та­ким органом является сердце.

2. Артериальная система, от­вечающая за распределение и до­ставку крови от сердца ко всем органам и тканям и играющая таким образом, роль напорного резервуара.

3. Капилляры, благодаря которым происходит перенос веществ между кровью и клетками различных тканей организма.

4. Венозная система, представляющая собой резервуар для крови и обеспечивающая ее возврат к сердцу-

У всех животных однонаправленный ток крови (из сердца в артерии, затем в капилляры, вены опять в сердце) обеспечивается благодаря наличию клапанов, а просвет сосудов регулируется работой гладких мышц стенок сосудов, что дает возможность управлять количеством крови, протекающей по тому или иному сосудистому рус­лу, и тем самым перераспределять кровоток в организме.

Типы кровеносных систем. У [ животных встречается два типа кровеносной системы - замкну­тый и открытый (незамкнутый).

При замкнутой кровеносной системе кровь циркулирует в зам­кнутой полости, в пределах которой она разносится от сердца по проводящим сосудам к органам и тканям и затем, не выходя из этой полости, возвращается к сердцу (рис. 4.11). Такая система свой­ственна кольчатым червям, хордо­вым и некоторым другим группам животных.


У круглоротых и рыб (кроме двоякодышащих) имеется один круг кровообращения. У двоякоды­шащих рыб (большинство вымер­ло, современные представлены ше­стью реликтовыми видами) и назем­ных позвоночных два круга крово­обращения.

У многих беспозвоночных (мол­люски, членистоногие) кровенос­ная система незамкнутая. В этом случае гемолимфа выбрасывается сердцем через артерию в полость тела и, не поступая в капилляры, непосредственно омывает ткани. Вены, по которым кровь возвраща­лась бы в сердце, отсутствуют, по­этому из полости тела кровь посту­пает непосредственно в сердце, проходя через клапаны, открыва­ющиеся в момент его расслабления (рис. 4.12).

Важнейшими особенностями не­замкнутой системы кровообращения являются обычно невысокое давле­ние крови, трудности регулирования ее распределения и медленное воз­вращение крови к сердцу. В этом отношении замкнутая система кро­вообращения более динамична.

У большинства животных и человека все вещества, получаемые или выделяемые их к летками, транспортируются с участием крови. У одних животных кровь движется в системе замкнутых сосудов (замкнутая кровеносная система), у других - по полостям

тела и частично по сосудам (не­замкнутая кровеносная система).

1. В связи с чем у животных возникла не­обходимость в развитии кровеносной сис­темы?

1. Какие элементы кровеносной системы выполняют сходные функции у всех живот­ных?

3. В чем состоят отличия в строении замкну­того и открытого типов кровеносных систем и особенности функционирования?

1. Во всех листьях есть жилки. Из каких структур они образованы? Какова их роль в транспорте веществ по растению?

Жилки образованы сосудисто-волокнистыми пучками, которые пронизывают всё растение, соединяя его части - побеги, корни, цветки и плоды. Их основу составляют проводящие ткани, которые осуществляют активное перемещение веществ, и механические. Вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины, а органические вещества - по ситовидным трубкам луба из листьев в другие части растения.

Кроме проводящей ткани в состав жилки входит механическая ткань: волокна, придающие листовой пластине прочность и упругость.

2. Какова роль кровеносной системы?

Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.

3. Из чего состоит кровь?

Кровь состоит из бесцветной жидкости - плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество - пигмент гемоглобин.

4. Предложите простые схемы замкнутой и незамкнутой кровеносных систем. Укажите на них сердце, сосуды и полость тела.

Схема незамкнутой кровеносной системы

5. Предложите опыт, доказывающий движение веществ по организму.

Докажем, что вещества движутся по организму на примере растения. Поставим в воду, подкрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через 2-4 суток вытащим побег из воды, смоем с него чернила и отрежем кусочек нижней части. Рассмотрим сначала поперечный срез побега. На срезе видно, что древесина окрасилась в красный цвет.

Затем разрежем вдоль оставшуюся часть побега. Красные полоски появились в местах окрасившихся сосудов, которые входят в состав древесины.

6. Садоводы размножают некоторые растения срезанными веточками. Они сажают веточки в землю и накрывают банкой до полного укоренения. Объясните значение банки.

Под банкой формируется за счет испарения высокая постоянная влажность. Поэтому растение меньше испаряет влаги и не завянет.

7. Почему срезанные цветы рано или поздно вянут? Как можно предотвратить их скорое увядание? Составьте схему транспорта веществ в срезанных цветах.

Срезанные цветы не являются полноценным растением, т. к. у них удалена коневая система, которая обеспечивала адекватное (задуманное природой) всасывание воды и минеральных веществ, а также и часть листьев, которые обеспечивали фотосинтез.

Увядает цветок главным образом потому, что в срезанном растении, цветке в связи с усиленным испарением не хватает влаги. Начинается это с момента срезки и особенно когда цветок и листья долго находятся без воды, имеют большую поверхность испарения (срезанная сирень, срезанная гортензия). Многим срезанным оранжерейным цветам трудно переносить разницу температур и влажности того места, где они выращивались, с сухостью и теплом жилых комнат.

Но цветок может отцветать, или стареть, процесс этот естественный и необратимый.

Чтобы избежать увядания и продлить срок жизни цветов, букет цветов должен быть в особой упаковке, служащей для предохранения от сминания, проникновения солнечных лучей, тепла рук. На улице букет желательно нести цветками вниз (влага всегда на время переноса цветов будет поступать непосредственно к бутонам).

Одна из основных причин увядания цветов в вазе - уменьшение содержания сахаров в тканях и обезвоживание растения. Происходит это чаще всего из-за закупорки сосудов пузырьками воздуха. Чтобы избежать этого, конец стебля опускают в воду и делают косой срез острым ножом или секатором. После этого цветок уже не вынимают из воды. Если же такая потребность возникает, то операцию повторяют снова.

Перед тем как поставить срезанные цветы в воду, удаляют со стеблей все нижние листья, а у роз - еще и шипы. Это уменьшит испарение влаги и предотвратит бурное развитие бактерий в воде.

8. В чём заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?

Вода поступает в растение через корневые волоски. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.

9. Каково значение испарения воды листьями?

Попав в листья, вода испаряется с поверхности клеток и в виде пара через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению: отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать её из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.

10. Весной садовод обнаружил два повреждённых дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол кольцом. Какое дерево может погибнуть?

Может погибнуть дерево, у которого зайцы обгрызли ствол кольцом. В результате этого будет уничтожен внутренний слой коры, который называют лубом. По нему перемещаются растворы органических веществ. Без их притока клетки, находящиеся ниже повреждения погибнут.

Между корой и древесиной залегает камбий. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины - новые клетки древесины. Поэтому жизнь дерева будет зависеть от того, поврежден ли камбий.

МБОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

6 КЛАСС


ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ У ЖИВОТНЫХ

Учитель биологии

Л.Л. Лебедева

2013 – 2014 учебный год

Технологическая карта урока биологии в 6 классе.

Урок по теме «Передвижение веществ у животных» - 1 час.

Цель урока : изучить основные механизмы передвижения веществ у животных.

Задачи урока :

1 –образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о транспорте веществ в организме, его особенности

у животных; раскрыть усложнение транспортной системы животных в процессе их эволюции; способствовать

выработке умений применять полученные знания при самостоятельной работе с заданиями;

2. – воспитательные : продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;

воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке;

3 – развивающие : развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной

работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.

Форма урока : комбинированный урок

Оборудование : доска, экран, компьютер, проектор, ЭОР по теме урока, ;печатная рабочая тетрадь, цветные карандаши.

УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии:

Личностно – ориентированного обучения;

Объяснительно – иллюстративного обучения;

Словесной продуктивной и творческой деятельности;

Проблемное обучение

Ожидаемые результаты:

Усвоение материала в полном объёме на уроке;

Применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

Умение «оперировать» биологическими терминами.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. Напоминает о правилах проведения на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2

Мотивация учебной деятельности

Стимулирование познавательного интереса, постановка цели урока.

Подготовка к сознательному восприятию материала

3

Проверка знаний по предыдущему уроку.

1. Проводящие ткани растений

Проверка полученных ранее знаний учащихся.

Коллективная работа по карточкам: сосуды, ситовидные трубки, корень, лист, древесина.

Используя материал ЭОР как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы.

1) Что входит в состав транспортной проводящей системы у растений (сосуды и ситовидные трубки)?

2) По какой системе происходит передвижение воды с минеральными солями (сосуды)?

3) Длинные трубки, состоящие из мертвых клеток, где поперечные перегородки растворились – это (сосуды)?

4) Вода попадает в проводящую систему растения из (корня)?

5) Живые вытянутые клетки, где поперечные перегородки пронизаны мельчайшими порами – это (сит. трубки0?

6) В стволе дуба вода перемещается по (сосуды и древесина)?

7) Органические вещества в стебель и корень растения поступают по сит. трубкам из (листьев)?

8) По лубу передвигаются органические вещества с помощью (ситовидных трубок)?

9) Сосудистые пучки жилок листа состоят из (сосудов и ситовидных трубок)?

10) У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и в (древесине)?

Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля, посчитайте количество «+» и выставьте оценки за 1 задание. Критерии оценок:

13 «+» - оценка «5»

12-10 «+» - оценка «4»

9-7 «+» - оценка «3»

6 и меньше «+» - оценка «2»

Отвечают на вопросы учителя с использованием карточек.

На каждый ответ в карточке самооценки, в задании № 1 отмечают результат своего ответа – «+» или «-».

Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля, оценивают свою работу и выставляют оценки за 1 задание.

5

Изучение новой темы.

Рассказ учителя с элементами беседы

Индивидуальная и групповая работа учащихся

2. Транспорт веществ у амебы

№ 3. Гемолимфа

4. Кровеносная система позвоночных

5. Строение крови

6. Строение сердца птицы

1. И так, как же растения обеспечивают свои клетки необходимыми им веществами? Как же у животных происходит передвижение веществ в организме? Сообщает тему урока.

Используя материалы ЭОР, как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы. Какие животные относятся к подцарству одноклеточные? Какое строение имеет тело амебы? Какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности амебы? Как передвигаются эти вещества у амебы? У простейших перенос веществ осуществляется с помощью постоянного движения цитоплазмы: ложноножки амебы окружают пищу (бактерии, водоросли или других простейших). Из цитоплазмы, окружающей добычу выделяется пищеварительный сок и так образуется пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ пищи и переваривает их. В виде водного раствора питательные вещества просачиваются из вакуоли в цитоплазму и используются на необходимые ей процессы жизнедеятельности. Используется материал ЭОР для демонстрации питания амебы.

Кислород для дыхания поступает в цитоплазму амебы через всю поверхность тела.

Дает задание. Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 2 задание.

2. Чем по строению отличаются многоклеточные организмы от простейших? Как же клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества?

Используется материал ЭОР для демонстрации передвижения веществ у насекомых и моллюсков.

У многих животных в процессе эволюции сформировалась специальная система для переноса веществ – кровеносная система. У беспозвоночных животных, например, насекомых и моллюсков тканевая жидкость – бесцветная или зеленоватая, циркулирует по всему телу, омывая, каждую клетку и называется гемолимфа. Гемолимфа передвигается по сосудам, выполняющим функции, сходные с функциями крови. Кровеносная система их состоит из сердца и сосудов. Гемолимфа из сердца поступает в сосуды, а затем в полость тела, где омывает каждую клетку и отдавая ей кислород и питательные вещества, а забирает отработанные продукты обмена. Затем гемолимфа собирается в сосуды и попадает опять в сердце.. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Дает задание. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 3 задание.

3. У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь, которая движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Используется материал ЭОР для демонстрации типов кровеносных сосудов. Используется материал ЭОР для изучения строения крови и функциях форменных элементов крови.

Дает задание. Контролирует и анализирует результаты выполнения этого задания.

Используется материал ЭОР для изучения строения сердца

Птицы и звери имеют сердце, состоящее из четырех камер – двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит кровь насыщенную кислородом – артериальную, а правая углекислый газ – венозная.

Выполняют задания № 3 на стр. 26 в Печатной тетради

Устно отвечают на вопрос. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 2 задание.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.

Выполняют задания № 4 на стр. 26 в Печатной тетради. Устно отвечают на вопросы. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 3задание.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя

В задании № 5 на стр. 26 в Печатной тетради записывают состав крови.

Самостоятельно записывают функции форменных элементов крови и оценивают результаты выполнения 4 задания.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, подписывают названия основных частей сердца в задании № 6, с. 27 в Печатной тетради. и оценивают результаты выполнения 5 задания.

7

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание

- S 20, № 1, № 2, с. 25 в П.Т.

и отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание, знакомятся с заданием, задают

вопросы.

8

Закрепление. Итоги урока.

Рефлексия.

7. Передвижение веществ у растений и животных

Организует беседу с классом по вопросам:

Как называется самая совершенная система переноса веществ у животных?

Из чего состоит кровь?

Какие функции выполняет кровь?

Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?

Чем различается транспорт веществ у растений и животных?

(Или используется тест ЭОР «Передвижение веществ у растений и животных)

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, записанным в листе самооценке

Отвечают на вопросы.

Заполняют карту. Проводят самооценку. Сдают тетрадь и лист самооценки.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

1

Проводящие ткани растений

И-тип.

Демонстрация.

Демонстрационный слайд для проверки знаний по предыдущему уроку

4

Кровеносная система

5

Форменные элементы крови

И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала

Теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость"

6

Внутреннее строение птиц

И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового

Интерактивное средство для объяснения нового материала

7

Транспорт веществ в организме

К-тип. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Интерактивное задание с текстом, с вводом ответов и автоматизированной проверкой

ЛИСТ

САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ

Класс________ Дата урока______________

Ф.И. ученика___________________________

Задание №

Критерии оценок:

Оценка

13 «+» - оценка «5»

12-10 «+» - оценка «4»

9-7 «+» - оценка «3»

6 и меньше «+» - оценка «2»

Оцени свою работу:

«5» - выполнил все данные мне задания«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался«3» - часто ошибался, выполнил только половину«2» - ничего не смог выполнить правильно

Оценка за урок «______»

Транспорт веществ у животных.

Уильям Гарвей в 1628 году сформулировал теорию кровообращения и экспериментально ее доказал.

О.К. № 29 . Биология.

Питание, пищеварение и дыхание обеспечивают попадание в организм питательных веществ и кислорода, которые необходимы для жизнедеятельности и должны быть доставлены к клеткам. Как происходит эта доставка?

У губок, кишечнополостных, плоских червей эту доставку осуществляет диффузия , у круглых червей – жидкость первичной полости тела , а у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых – кровеносная система .

Перенесение веществ по организму должно осуществляться быстро и эффективно. Для этого в состав транспортной системы входят:

- жидкость в которой вещества растворяются (гидролимфа у медуз, гемолимфа у членистоногих, кровь у моллюсков и позвоночных)

- сократительный орган , который обеспечит движение жидкости по телу (сердце или видоизмененные кровеносные сосуды )

- кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры )

У губок, кишечнополостных (рис.1), плоских червей(рис. 2) и круглых червей кровеносной системы нет . Питательные вещества и кислород к клеткам попадают путем диффузии.


Впервые кровеносная система появляется у кольчатых червей (рис.3) . Она у них замкнутая , но сердца нет , движение крови происходит благодаря пульсации спинного и кольцевых сосудов .

У всех остальных животных центральным органом кровообращения является сердце , которое вместе с сосудами образует кровеносную систему (К.С.) .

Сосуды, по которым кровь движется от сердца, называются артериями . Они переходят в капилляры – мелкие сосуды, в которых через стенки осуществляется обмен веществ из межклеточной жидкости. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу , называют венами.

Замкнутая К.С. водных позвоночных животных – рыб, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения . У наземных животных - сердце трехкамерное или четырехкамерное и два круга кровообращения : малый (легочный ) и большой.

Полностью разделены круги кровообращения только у птиц и млекопитающих , благодаря наличию у них четырехкамерного сердца (рис.4).

Кровь – жидкая соединительная ткань, которая движется по кровеносной

системе и осуществляет транспорт веществ . Доставка кровью кислорода и

углекислого газа к тканям и от них осуществляется за счет дыхательных

пигментов , которые находятся либо в растворенном состоянии (беспозвоночные )

или сосредоточены в кровяных клетках - эритроцитах (позвоночные ).

Дыхательные пигменты :

    красный гемоглобин (содержит железо)

    синий - гемоцианин (содержит медь).

Да­вай­те рас­смот­рим со­став крови на при­ме­ре по­зво­ноч­ных жи­вот­ных .

Жид­кая часть крови на­зы­ва­ет­ся плаз­мой . Плаз­ма со­сто­ит из воды, рас­тво­рен­ных в ней солей, пи­та­тель­ных ве­ществ и про­дук­тов об­ме­на . В плаз­ме на­хо­дит­ся клет­ки фор­мен­ные эле­мен­ты крови : лей­ко­ци­ты , эрит­ро­ци­ты , тром­бо­ци­ты .

Эрит­ро­ци­ты

Лей­ко­ци­ты

Тром­бо­ци­ты

Функции крови осуществляются ее клетками или межклеточной жидкостью – плазмой:

    Дыхательная (перенесение кислорода и углекислого газа)

    Питательная (перенесение питательных веществ)

    Выделительная (транспорт от клеток к органам выделения продуктов обмена)

    Терморегуляторная (перенесение тепла от мышц, печени по всему организму для поддержания постоянной температуры тела)

    Гомеостатическая (поддержание постоянства внутренней среды)

    Защитная (защита организма от чужеродных веществ и клеток)

    Опорная (жидкая кровь принимает участие в создании гидравлического скелета у дождевого червя, виноградной улитки)

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое транспорт веществ у животных? 2.Что такое кровеносная система? 3. Назовите типы кровеносных систем? 4. Какие органы образуют кровеносную систему? 5.Что такое кровь? 6. Назовите основную функцию крови.

7. Какое значение имеет транспорт веществ в организме животных? 8. Каково общее строение кровеносной системы у животных, ее типы? 9. Какие функции крови в организме животных?

10.В чем сходство и отличие в строении кровеносной системы позвоночных животных?

Иллюстрации и информация для практической работы №4.

    Кровеносные системы позвоночных животных.




    Рассмотрите иллюстрацию схематического строения кровеносных систем и определите, какой группе позвоночных животных они принадлежат.

Сравнительная характеристика кровеносной системы у разных групп животных.

Животные

Характерные особенности кровеносной системы

Простейшие

Отсутствует , транспорт веществ в организме осуществляется путем диффузии, а так же благодаря движению цитоплазмы и деятельности сократительных вакуолей

Кишечнополостные

Отсутствует, транспорт веществ - преимущественно путем диффузии (полипы ) или с помощью разветвлений кишечной полости (медузы )

Плоские черви

Отсутствует , транспорт веществ - путем диффузии, которая облегчается уплощенной формой тела и с помощью разветвлений кишечника.

Круглые (первично-полостные) черви

Отсутствует . Транспорт веществ осуществляется жидкостью первичной полости тела, которая постоянно движется

Кольчатые черви

٭ и состоит из двух главных сосудов – спинного (кровь течет к переднему концу тела) и брюшного (кровь течет к заднему концу тела) и капилляров ٭. Кровь ٭ состоит из плазмы и клеток, может иметь зеленый, желтоватый и красный цвет, содержит дыхательные пигменты٭. Сердце отсутствует .

Моллюски

٭ . У большинства сердце трехкамерное (два предсердия и один желудочек) и расположено в околосердечной сумке . Гемолимфа красная или синяя.

Членистоногие

Кровеносная система незамкнутая . На спинной стороне тела расположен пульсирующий сосуд – сердце , которое обеспечивает быстрое движение гемолимфы . Гемолимфа желтоватого (содержит клетки, богатые питательными веществами), синеватого (содержит гемоцианин) или красного цвета (содержит гемоглобин)

Ланцетники

Кровеносная система замкнутая и состоит из двух главных сосудов – спинного (артериальная кровь течет к заднему концу тела) и брюшного (венозная кровь течет к переднему концу тела) и их разветвлений. Один круг кровообращения . Сердце отсутствует . Кровь бесцветная. (гемоглобин отсутствует)

Рыбы

Кровеносная система замкнутая . Сердце двухкамерное , содержит только венозную кровь . Один круг кровообращения . Появляется селезенка ٭. Холоднокровные.

Земноводные

Кровеносная система замкнутая . Сердце трехкамерное ٭. Два круга кровообращения ٭. Через артериальный конус от желудочка отходит брюшная аорта, которая делится на сосуды. К органам подходит смешанная кровь . Холоднокровные.

Пресмыкающиеся

Кровеносная система замкнутая . Сердце трехкамерное с неполной перегородкой , у крокодилов – четырехкамерное . Два круга кровообращения . От желудочка отходят правая и левая дуга аорты , которые впадают в аорту. Холоднокровные.

Птицы

Кровеносная система замкнутая . Сердце четырехкамерное ٭. Два круга кровообращения . От левого желудочка отходит правая дуга аорты (левая дуга аорты - редуцирована). Полное отделение артериальной крови от венозной. Теплокровные.

Млекопитающиеся

Кровеносная система замкнутая . Сердце четырехкамерное. Два круга кровообращения. От левого желудочка левая дуга аорты (правая дуга аорты отсутствует). Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Теплокровные.

Эволюция кровеносной системы:

1) возникновение у беспозвоночных примитивных сосудов и развитие в их стенках мышечной ткани, благодаря чему сосуды могут сокращаться;

2) от незамкнутой до замкнутой кровеносной системы;

3) превращение полостной жидкости в кровь со специализированными клетками и дыхательными пигментами;

4) возникновение и совершенствование централизованного органа кровообращения, который сокращениями обеспечивает движение крови;

5) разделение крови на венозную и артериальную, что обеспечивается изменениями в строении сердца и приводит к образованию двух кругов кровообращения