Урок: "Передвижение веществ у животных". Перенос питательных веществ в организме растения и животного Транспорт веществ у многоклеточных животных
Цель: познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем разных животных.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о строении кровеносных систем животных;
- познакомить со строением сердца, видами сосудов и составом крови.
- объяснить зависимость усложнения строения организма и строения кровеносной системы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Передвижение веществ в организме животных» (Приложение 1 . Программа Smart Notebook), интерактивная доска, микроскопы, микропрепараты «Кровь лягушки» и «Кровь человека».
Тип урока : комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Добрый день! Сегодня на уроке мы продолжим изучать передвижение веществ в живых организмах. Но сначала проверим домашнее задание.
2. Проверка домашнего задания.
Задание «Верно - неверно». Вы ставите «+» если считаете, что данное суждение верно, «-« если неверно.
I вариант
- Вода в растении картофеля перемещается из листьев в клубень.
- Органические вещества передвигаются в растении по сосудам древесины.
- Движение цитоплазмы способствует медленному перемещению хлоропластов вдоль клеточной стенки.
- Подсолнечник ежедневно теряет до 3 литров воды.
- Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящими тканями.
- При испарении воды листья растения охлаждаются.
- Органические вещества перемещаются по ситовидным трубкам из листьев в другие части растения.
- Вода поступает в растение через листья.
II вариант
- Движение цитоплазмы обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.
- Передвижение веществ в растении обеспечивает образовательная ткань.
- Вода в растении перемещается из листьев в стебли.
- Основная ткань образует жилки листа.
- Вода испаряется с поверхности клеток в виде пара через устьица.
- Движение воды и минеральных веществ в растении осуществляется по клеткам и сосудам.
- Старый дуб ежедневно теряет до 2 литров воды.
- Вода поступает в растение через корневые волоски.
Карточка для ответа.
Фимилия Имя _______________________________________
Взаимопроверка. Ответы:
Вариант 1
Вариант 2
Взаимопроверка в парах (результаты обнародовать; поднять руки у кого оценка «5», «4», «3», «2»).
Оценка «5»-0 ошибок
Оценка «4»- от 1 до 3 ошибок
Оценка «3»- 4 ошибки
Оценка «2»- от 5 и более ошибок.
3. Изучение нового материала.
А сейчас переходим к изучению новой темы.
Сообщение темы урока. Тема урока «Передвижение веществ в организме животных».
На данном уроке изучим особенности переноса веществ в организмах животных, познакомимся со строением и функциями кровеносной системы у многоклеточных животных.
Посмотрите на карту нашей страны.Она пересечена транспортными линиями связи. Нельзя представить себе государство без транспортных линий. Так и в любом организме существуют транспортные линии.
Вы уже знаете, что перенос веществ в организме – это жизненно-необходимый процесс. Если бы мы могли заглянуть внутрь живых организмов то увидели бы следующее. В одноклеточных организмах животных (например, амеба, инфузория-туфелька) перемещение питательных веществ в клетке происходит за счет движения цитоплазмы. При этом у амебы происходит перекатывание цитоплазмы, а, следовательно, перемешивание питательных веществ. У инфузории-туфельки осуществляется круговое движение цитоплазмы, которое приводит к распределению веществ в клетке.
Многоклеточные животные для переноса веществ имеют особые системы органов.
У них перенос питательных веществ и газов выполняет кровь или гемолимфа, образуя особую систему – кровеносную. Она состоит из сердца и сосудов, по которым движется кровь. Например, дождевой червьимеет развитую кровеносную систему. Она состоит изсосудов,по которым движется кровь.Кровь – жидкость красного цвета, которая находится внутри кровеносных сосудов.
Кровьсостоит из плазмы и клеток крови.Плазма – это бесцветная жидкость. Клетки крови делятся на красные – эритроциты, белые – лейкоциты и тромбоциты. Эритроциты придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество – пигмент гемоглобин. Соединяясь с кислородом, он разносит его по всему организму. Таким образом, осуществляя транспортную и дыхательную функции крови. Лейкоциты выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы. Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови, например при ранении.
Работа с микроскопами
У Вас на столах есть микроскопы и микропрепараты крови человека и лягушки, давайте рассмотрим их, определим сходства и отличия.
Итак, Вы увидели, что эритроциты лягушки крупнее, чем у человека. Они имеют шарообразную форму и ядро. А у человека – ядра нет и форма двояковогнутого диска, что увеличивает площадь соприкосновения с кислородом и они могут переносить больше кислорода.
Давайте подведем итог: Каковы же функции крови?
- Разносит по организму питательные вещества и кислород
- Выносит углекислый газ и продукты распада
- Защищает от болезнетворных микроорганизмов.
У дождевого червя кровеносная система состоит из сосудов. Движение крови по сосудам обеспечивается сокращением кольцевых сосудов. Они соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую систему.
У насекомых и моллюсков по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови, сходные с функциями крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Затем она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
Итак, у животных бывает замкнутая и незамкнутая кровеносные системы.
У позвоночных животных к которым относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, кровеносная система устроена по единому плану. Она замкнутая, состоит из сосудов и хорошо развитого сердца.
Среди сосудов различают артерии, несущие кровь от сердца, вены – несущие к сердцу, и мельчайшие сосуды – капилляры, которые пронизывают все тело животного. Именно в капиллярах происходит обмен веществами между кровью и тканями.
Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. В предсердия кровь собирается из вен, затем поступает в желудочки, а сокращения желудочков выталкивают ее в артерии, по которым она расходится по всему телу, разнося кислород и питательные вещества.
Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце и замкнутую кровеносную систему. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы идут быстро с выделением большого количество энергии.
С усложнением строения животных усложнялась и кровеносная система:
- рыбы имеют 2-х камерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения;
- земноводные – 3 камеры (2 предсердия и 1 желудочек) и два круга кровообращения;
- пресмыкающиеся 3 камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения;
- птицы и млекопитающие 4-х камерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.
Итак, в заключении хочу задать Вам вопрос: Каково значение кровеносной системы? (Ответы детей.)
4. Закрепление материала.
1. Составить кластер 1 вариант - «Кровь» и 2 вариант - «Сердце».
2. Работа с интерактивным заданием у доски (Приложение 2).
5. Домашнее задание.
1. Параграф №12 (страница 74-77).
2. Подготовить дополнительную информацию о животных с необычным цветом крови.
6. Рефлексия.
У вас на столах лежат яблоки красного, зеленого и желтого цвета. Прошу Вас выразить свое отношение к уроку. Красный цвет – понравился, желтый – не очень, зеленый – не понравился.
А теперь давай повесим яблоки на дерево и посмотрим, каким оно окажется!
Значение транспорта веществ в организме животных. Почти у всех животных имеется специальная система для транспорта и распределения веществ в организме. Исключение составляют кишечнополостные и плоские и круглые черви. Внутри тела этих организмов вещества проходят настолько незначительные расстояния, что вполне могут перемещаться путем диффузии. У планарии, например, кишечник сильно разветвлен, и его ветви отходят ко всем участкам тела (рис. 4.10), что сокращает путь питательных веществ к клеткам.
С увеличением размеров тела и сложности строения возрастает и количество поступающих в организм веществ. Расстояния, которые приходится проходить веществам, также увеличиваются, и для их распределения уже недостаточно простой диффузии. В связи с этим в процессе эволюции у животных сформировалась кровеносная система - система сосудов, по которым
циркулирует жидкость (кровь, гемолимфа). Кровеносная система служит для транспорта не только питательных веществ, но и газов, участвующих в процессе дыхания, продуктов распада, гормонов, антител и солей. Кроме того, у теплокровных животных (птиц, млекопитающих) с током крови переносится и равномерно распределяется в организме тепло, что способствует сохранению постоянной температуры тела и предупреждает перегрев глубоко расположенных органов.
Основные элементы кровеносной системы. У животных разных групп развились разные по организации типы кровеносной системы. Однако в них можно выделить основные элементы, выполняющие у всех животных сходные функции.
1. Главный сократимый орган, служащий для проталкивания крови в системе кровообращения организма. В большинстве случаев таким органом является сердце.
2. Артериальная система, отвечающая за распределение и доставку крови от сердца ко всем органам и тканям и играющая таким образом, роль напорного резервуара.
3. Капилляры, благодаря которым происходит перенос веществ между кровью и клетками различных тканей организма.
4. Венозная система, представляющая собой резервуар для крови и обеспечивающая ее возврат к сердцу-
У всех животных однонаправленный ток крови (из сердца в артерии, затем в капилляры, вены опять в сердце) обеспечивается благодаря наличию клапанов, а просвет сосудов регулируется работой гладких мышц стенок сосудов, что дает возможность управлять количеством крови, протекающей по тому или иному сосудистому руслу, и тем самым перераспределять кровоток в организме.
Типы кровеносных систем. У [ животных встречается два типа кровеносной системы - замкнутый и открытый (незамкнутый).
При замкнутой кровеносной системе кровь циркулирует в замкнутой полости, в пределах которой она разносится от сердца по проводящим сосудам к органам и тканям и затем, не выходя из этой полости, возвращается к сердцу (рис. 4.11). Такая система свойственна кольчатым червям, хордовым и некоторым другим группам животных.
У круглоротых и рыб (кроме двоякодышащих) имеется один круг кровообращения. У двоякодышащих рыб (большинство вымерло, современные представлены шестью реликтовыми видами) и наземных позвоночных два круга кровообращения.
У многих беспозвоночных (моллюски, членистоногие) кровеносная система незамкнутая. В этом случае гемолимфа выбрасывается сердцем через артерию в полость тела и, не поступая в капилляры, непосредственно омывает ткани. Вены, по которым кровь возвращалась бы в сердце, отсутствуют, поэтому из полости тела кровь поступает непосредственно в сердце, проходя через клапаны, открывающиеся в момент его расслабления (рис. 4.12).
Важнейшими особенностями незамкнутой системы кровообращения являются обычно невысокое давление крови, трудности регулирования ее распределения и медленное возвращение крови к сердцу. В этом отношении замкнутая система кровообращения более динамична.
У большинства животных и человека все вещества, получаемые или выделяемые их к летками, транспортируются с участием крови. У одних животных кровь движется в системе замкнутых сосудов (замкнутая кровеносная система), у других - по полостям
тела и частично по сосудам (незамкнутая кровеносная система).
1. В связи с чем у животных возникла необходимость в развитии кровеносной системы?
1. Какие элементы кровеносной системы выполняют сходные функции у всех животных?
3. В чем состоят отличия в строении замкнутого и открытого типов кровеносных систем и особенности функционирования?
1. Во всех листьях есть жилки. Из каких структур они образованы? Какова их роль в транспорте веществ по растению?
Жилки образованы сосудисто-волокнистыми пучками, которые пронизывают всё растение, соединяя его части - побеги, корни, цветки и плоды. Их основу составляют проводящие ткани, которые осуществляют активное перемещение веществ, и механические. Вода и растворённые в ней минеральные вещества передвигаются в растении от корней к надземным частям по сосудам древесины, а органические вещества - по ситовидным трубкам луба из листьев в другие части растения.
Кроме проводящей ткани в состав жилки входит механическая ткань: волокна, придающие листовой пластине прочность и упругость.
2. Какова роль кровеносной системы?
Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, выносит углекислый газ и другие продукты распада. Таким образом, кровь выполняет дыхательную функцию. Белые кровяные клетки выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.
3. Из чего состоит кровь?
Кровь состоит из бесцветной жидкости - плазмы и клеток крови. Различают красные и белые кровяные клетки. Красные кровяные клетки придают крови красный цвет, так как в их состав входит особое вещество - пигмент гемоглобин.
4. Предложите простые схемы замкнутой и незамкнутой кровеносных систем. Укажите на них сердце, сосуды и полость тела.
Схема незамкнутой кровеносной системы
5. Предложите опыт, доказывающий движение веществ по организму.
Докажем, что вещества движутся по организму на примере растения. Поставим в воду, подкрашенную красными чернилами, молодой побег какого-либо дерева. Через 2-4 суток вытащим побег из воды, смоем с него чернила и отрежем кусочек нижней части. Рассмотрим сначала поперечный срез побега. На срезе видно, что древесина окрасилась в красный цвет.
Затем разрежем вдоль оставшуюся часть побега. Красные полоски появились в местах окрасившихся сосудов, которые входят в состав древесины.
6. Садоводы размножают некоторые растения срезанными веточками. Они сажают веточки в землю и накрывают банкой до полного укоренения. Объясните значение банки.
Под банкой формируется за счет испарения высокая постоянная влажность. Поэтому растение меньше испаряет влаги и не завянет.
7. Почему срезанные цветы рано или поздно вянут? Как можно предотвратить их скорое увядание? Составьте схему транспорта веществ в срезанных цветах.
Срезанные цветы не являются полноценным растением, т. к. у них удалена коневая система, которая обеспечивала адекватное (задуманное природой) всасывание воды и минеральных веществ, а также и часть листьев, которые обеспечивали фотосинтез.
Увядает цветок главным образом потому, что в срезанном растении, цветке в связи с усиленным испарением не хватает влаги. Начинается это с момента срезки и особенно когда цветок и листья долго находятся без воды, имеют большую поверхность испарения (срезанная сирень, срезанная гортензия). Многим срезанным оранжерейным цветам трудно переносить разницу температур и влажности того места, где они выращивались, с сухостью и теплом жилых комнат.
Но цветок может отцветать, или стареть, процесс этот естественный и необратимый.
Чтобы избежать увядания и продлить срок жизни цветов, букет цветов должен быть в особой упаковке, служащей для предохранения от сминания, проникновения солнечных лучей, тепла рук. На улице букет желательно нести цветками вниз (влага всегда на время переноса цветов будет поступать непосредственно к бутонам).
Одна из основных причин увядания цветов в вазе - уменьшение содержания сахаров в тканях и обезвоживание растения. Происходит это чаще всего из-за закупорки сосудов пузырьками воздуха. Чтобы избежать этого, конец стебля опускают в воду и делают косой срез острым ножом или секатором. После этого цветок уже не вынимают из воды. Если же такая потребность возникает, то операцию повторяют снова.
Перед тем как поставить срезанные цветы в воду, удаляют со стеблей все нижние листья, а у роз - еще и шипы. Это уменьшит испарение влаги и предотвратит бурное развитие бактерий в воде.
8. В чём заключается роль корневых волосков? Что такое корневое давление?
Вода поступает в растение через корневые волоски. Покрытые слизью, тесно соприкасаясь с почвой, они всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
Корневое давление - это сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегам.
9. Каково значение испарения воды листьями?
Попав в листья, вода испаряется с поверхности клеток и в виде пара через устьица выходит в атмосферу. Этот процесс обеспечивает непрерывный восходящий ток воды по растению: отдав воду, клетки мякоти листа, подобно насосу, начинают интенсивно поглощать её из окружающих их сосудов, куда вода поступает по стеблю из корня.
10. Весной садовод обнаружил два повреждённых дерева. У одного мыши повредили кору частично, у другого зайцы обгрызли ствол кольцом. Какое дерево может погибнуть?
Может погибнуть дерево, у которого зайцы обгрызли ствол кольцом. В результате этого будет уничтожен внутренний слой коры, который называют лубом. По нему перемещаются растворы органических веществ. Без их притока клетки, находящиеся ниже повреждения погибнут.
Между корой и древесиной залегает камбий. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины - новые клетки древесины. Поэтому жизнь дерева будет зависеть от того, поврежден ли камбий.
МБОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ У ЖИВОТНЫХ
Учитель биологии
Л.Л. Лебедева
2013 – 2014 учебный год
Технологическая карта урока биологии в 6 классе.
Урок по теме «Передвижение веществ у животных» - 1 час.
Цель урока : изучить основные механизмы передвижения веществ у животных.
Задачи урока :
1 –образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о транспорте веществ в организме, его особенности
у животных; раскрыть усложнение транспортной системы животных в процессе их эволюции; способствовать
выработке умений применять полученные знания при самостоятельной работе с заданиями;
2. – воспитательные : продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;
воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке;
3 – развивающие : развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной
работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.
Форма урока : комбинированный урок
Оборудование : доска, экран, компьютер, проектор, ЭОР по теме урока, ;печатная рабочая тетрадь, цветные карандаши.
УУД : познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Личностно – ориентированного обучения;
Объяснительно – иллюстративного обучения;
Словесной продуктивной и творческой деятельности;
Ожидаемые результаты:
Усвоение материала в полном объёме на уроке;
Применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
Умение «оперировать» биологическими терминами.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность учащихся
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. Напоминает о правилах проведения на уроке.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
2
Мотивация учебной деятельности
Стимулирование познавательного интереса, постановка цели урока.
Подготовка к сознательному восприятию материала
3
Проверка знаний по предыдущему уроку.
№1. Проводящие ткани растений
Проверка полученных ранее знаний учащихся.
Коллективная работа по карточкам: сосуды, ситовидные трубки, корень, лист, древесина.
Используя материал ЭОР как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы.
1) Что входит в состав транспортной проводящей системы у растений (сосуды и ситовидные трубки)?
2) По какой системе происходит передвижение воды с минеральными солями (сосуды)?
3) Длинные трубки, состоящие из мертвых клеток, где поперечные перегородки растворились – это (сосуды)?
4) Вода попадает в проводящую систему растения из (корня)?
5) Живые вытянутые клетки, где поперечные перегородки пронизаны мельчайшими порами – это (сит. трубки0?
6) В стволе дуба вода перемещается по (сосуды и древесина)?
7) Органические вещества в стебель и корень растения поступают по сит. трубкам из (листьев)?
8) По лубу передвигаются органические вещества с помощью (ситовидных трубок)?
9) Сосудистые пучки жилок листа состоят из (сосудов и ситовидных трубок)?
10) У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и в (древесине)?
Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля, посчитайте количество «+» и выставьте оценки за 1 задание. Критерии оценок:
13 «+» - оценка «5»
12-10 «+» - оценка «4»
9-7 «+» - оценка «3»
6 и меньше «+» - оценка «2»
Отвечают на вопросы учителя с использованием карточек.
На каждый ответ в карточке самооценки, в задании № 1 отмечают результат своего ответа – «+» или «-».
Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля, оценивают свою работу и выставляют оценки за 1 задание.
5
Изучение новой темы.
Рассказ учителя с элементами беседы
Индивидуальная и групповая работа учащихся
№ 2. Транспорт веществ у амебы
№ 3. Гемолимфа
№ 4. Кровеносная система позвоночных
№ 5. Строение крови
№ 6. Строение сердца птицы
1. И так, как же растения обеспечивают свои клетки необходимыми им веществами? Как же у животных происходит передвижение веществ в организме? Сообщает тему урока.
Используя материалы ЭОР, как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы. Какие животные относятся к подцарству одноклеточные? Какое строение имеет тело амебы? Какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности амебы? Как передвигаются эти вещества у амебы? У простейших перенос веществ осуществляется с помощью постоянного движения цитоплазмы: ложноножки амебы окружают пищу (бактерии, водоросли или других простейших). Из цитоплазмы, окружающей добычу выделяется пищеварительный сок и так образуется пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ пищи и переваривает их. В виде водного раствора питательные вещества просачиваются из вакуоли в цитоплазму и используются на необходимые ей процессы жизнедеятельности. Используется материал ЭОР для демонстрации питания амебы.
Кислород для дыхания поступает в цитоплазму амебы через всю поверхность тела.
Дает задание. Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 2 задание.
2. Чем по строению отличаются многоклеточные организмы от простейших? Как же клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества?
Используется материал ЭОР для демонстрации передвижения веществ у насекомых и моллюсков.
У многих животных в процессе эволюции сформировалась специальная система для переноса веществ – кровеносная система. У беспозвоночных животных, например, насекомых и моллюсков тканевая жидкость – бесцветная или зеленоватая, циркулирует по всему телу, омывая, каждую клетку и называется гемолимфа. Гемолимфа передвигается по сосудам, выполняющим функции, сходные с функциями крови. Кровеносная система их состоит из сердца и сосудов. Гемолимфа из сердца поступает в сосуды, а затем в полость тела, где омывает каждую клетку и отдавая ей кислород и питательные вещества, а забирает отработанные продукты обмена. Затем гемолимфа собирается в сосуды и попадает опять в сердце.. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Дает задание. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 3 задание.
3. У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь, которая движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Используется материал ЭОР для демонстрации типов кровеносных сосудов. Используется материал ЭОР для изучения строения крови и функциях форменных элементов крови.
Дает задание. Контролирует и анализирует результаты выполнения этого задания.
Используется материал ЭОР для изучения строения сердца
Птицы и звери имеют сердце, состоящее из четырех камер – двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит кровь насыщенную кислородом – артериальную, а правая углекислый газ – венозная.
Выполняют задания № 3 на стр. 26 в Печатной тетради
Устно отвечают на вопрос. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 2 задание.
Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.
Выполняют задания № 4 на стр. 26 в Печатной тетради. Устно отвечают на вопросы. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 3задание.
Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя
В задании № 5 на стр. 26 в Печатной тетради записывают состав крови.
Самостоятельно записывают функции форменных элементов крови и оценивают результаты выполнения 4 задания.
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, подписывают названия основных частей сердца в задании № 6, с. 27 в Печатной тетради. и оценивают результаты выполнения 5 задания.
7
Домашнее задание
Объявляет домашнее задание
- S 20, № 1, № 2, с. 25 в П.Т.
и отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание, знакомятся с заданием, задают
вопросы.
8
Закрепление. Итоги урока.
Рефлексия.
№ 7. Передвижение веществ у растений и животных
Организует беседу с классом по вопросам:
Как называется самая совершенная система переноса веществ у животных?
Из чего состоит кровь?
Какие функции выполняет кровь?
Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?
Чем различается транспорт веществ у растений и животных?
(Или используется тест ЭОР «Передвижение веществ у растений и животных)
Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, записанным в листе самооценке
Отвечают на вопросы.
Заполняют карту. Проводят самооценку. Сдают тетрадь и лист самооценки.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
1
Проводящие ткани растений
И-тип.
Демонстрация.
Демонстрационный слайд для проверки знаний по предыдущему уроку
4
Кровеносная система
5
Форменные элементы крови
И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала
Теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость"
6
Внутреннее строение птиц
И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового
Интерактивное средство для объяснения нового материала
7
Транспорт веществ в организме
К-тип. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
Интерактивное задание с текстом, с вводом ответов и автоматизированной проверкой
ЛИСТ
САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
Класс________ Дата урока______________
Ф.И. ученика___________________________
Задание №
Критерии оценок:
Оценка
13 «+» - оценка «5»
12-10 «+» - оценка «4»
9-7 «+» - оценка «3»
6 и меньше «+» - оценка «2»
Оцени свою работу:
«5» - выполнил все данные мне задания«4» - выполнил все задания, но иногда ошибался«3» - часто ошибался, выполнил только половину«2» - ничего не смог выполнить правильно
Оценка за урок «______»
Транспорт веществ у животных.
Уильям Гарвей в 1628 году сформулировал теорию кровообращения и экспериментально ее доказал.
О.К. № 29 . Биология.
Питание, пищеварение и дыхание обеспечивают попадание в организм питательных веществ и кислорода, которые необходимы для жизнедеятельности и должны быть доставлены к клеткам. Как происходит эта доставка?
У губок, кишечнополостных, плоских червей эту доставку осуществляет диффузия , у круглых червей – жидкость первичной полости тела , а у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых – кровеносная система .
Перенесение веществ по организму должно осуществляться быстро и эффективно. Для этого в состав транспортной системы входят:
- жидкость в которой вещества растворяются (гидролимфа у медуз, гемолимфа у членистоногих, кровь у моллюсков и позвоночных)
- сократительный орган , который обеспечит движение жидкости по телу (сердце или видоизмененные кровеносные сосуды )
- кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры )
У губок, кишечнополостных (рис.1), плоских червей(рис. 2) и круглых червей кровеносной системы нет . Питательные вещества и кислород к клеткам попадают путем диффузии.
Впервые кровеносная система появляется у кольчатых червей (рис.3) . Она у них замкнутая , но сердца нет , движение крови происходит благодаря пульсации спинного и кольцевых сосудов .
У всех остальных животных центральным органом кровообращения является сердце , которое вместе с сосудами образует кровеносную систему (К.С.) .
Сосуды, по которым кровь движется от сердца, называются артериями . Они переходят в капилляры – мелкие сосуды, в которых через стенки осуществляется обмен веществ из межклеточной жидкости. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу , называют венами.
Замкнутая К.С. водных позвоночных животных – рыб, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения . У наземных животных - сердце трехкамерное или четырехкамерное и два круга кровообращения : малый (легочный ) и большой.
Полностью разделены круги кровообращения только у птиц и млекопитающих , благодаря наличию у них четырехкамерного сердца (рис.4).
Кровь – жидкая соединительная ткань, которая движется по кровеносной
системе и осуществляет транспорт веществ . Доставка кровью кислорода и
углекислого газа к тканям и от них осуществляется за счет дыхательных
пигментов , которые находятся либо в растворенном состоянии (беспозвоночные )
или сосредоточены в кровяных клетках - эритроцитах (позвоночные ).
Дыхательные пигменты :
красный – гемоглобин (содержит железо)
синий - гемоцианин (содержит медь).
Давайте рассмотрим состав крови на примере позвоночных животных .
Жидкая часть крови называется плазмой . Плазма состоит из воды, растворенных в ней солей, питательных веществ и продуктов обмена . В плазме находится клетки – форменные элементы крови : лейкоциты , эритроциты , тромбоциты .
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Функции крови осуществляются ее клетками или межклеточной жидкостью – плазмой:
Дыхательная (перенесение кислорода и углекислого газа)
Питательная (перенесение питательных веществ)
Выделительная (транспорт от клеток к органам выделения продуктов обмена)
Терморегуляторная (перенесение тепла от мышц, печени по всему организму для поддержания постоянной температуры тела)
Гомеостатическая (поддержание постоянства внутренней среды)
Защитная (защита организма от чужеродных веществ и клеток)
Опорная (жидкая кровь принимает участие в создании гидравлического скелета у дождевого червя, виноградной улитки)
Вопросы для самоконтроля |
|
1.Что такое транспорт веществ у животных? 2.Что такое кровеносная система? 3. Назовите типы кровеносных систем? 4. Какие органы образуют кровеносную систему? 5.Что такое кровь? 6. Назовите основную функцию крови. |
|
7. Какое значение имеет транспорт веществ в организме животных? 8. Каково общее строение кровеносной системы у животных, ее типы? 9. Какие функции крови в организме животных? |
|
10.В чем сходство и отличие в строении кровеносной системы позвоночных животных? |
Иллюстрации и информация для практической работы №4.
Кровеносные системы позвоночных животных.
Рассмотрите иллюстрацию схематического строения кровеносных систем и определите, какой группе позвоночных животных они принадлежат.
Сравнительная характеристика кровеносной системы у разных групп животных.
Животные |
Характерные особенности кровеносной системы |
Простейшие |
Отсутствует , транспорт веществ в организме осуществляется путем диффузии, а так же благодаря движению цитоплазмы и деятельности сократительных вакуолей |
Кишечнополостные |
Отсутствует, транспорт веществ - преимущественно путем диффузии (полипы ) или с помощью разветвлений кишечной полости (медузы ) |
Плоские черви |
Отсутствует , транспорт веществ - путем диффузии, которая облегчается уплощенной формой тела и с помощью разветвлений кишечника. |
Круглые (первично-полостные) черви |
Отсутствует . Транспорт веществ осуществляется жидкостью первичной полости тела, которая постоянно движется |
Кольчатые черви |
٭ и состоит из двух главных сосудов – спинного (кровь течет к переднему концу тела) и брюшного (кровь течет к заднему концу тела) и капилляров ٭. Кровь ٭ состоит из плазмы и клеток, может иметь зеленый, желтоватый и красный цвет, содержит дыхательные пигменты٭. Сердце отсутствует . |
Моллюски |
٭ . У большинства сердце трехкамерное (два предсердия и один желудочек) и расположено в околосердечной сумке . Гемолимфа красная или синяя. |
Членистоногие |
Кровеносная система незамкнутая . На спинной стороне тела расположен пульсирующий сосуд – сердце , которое обеспечивает быстрое движение гемолимфы . Гемолимфа желтоватого (содержит клетки, богатые питательными веществами), синеватого (содержит гемоцианин) или красного цвета (содержит гемоглобин) |
Ланцетники |
Кровеносная система замкнутая и состоит из двух главных сосудов – спинного (артериальная кровь течет к заднему концу тела) и брюшного (венозная кровь течет к переднему концу тела) и их разветвлений. Один круг кровообращения . Сердце отсутствует . Кровь бесцветная. (гемоглобин отсутствует) |
Рыбы |
Кровеносная система замкнутая . Сердце двухкамерное , содержит только венозную кровь . Один круг кровообращения . Появляется селезенка ٭. Холоднокровные. |
Земноводные |
Кровеносная система замкнутая . Сердце трехкамерное ٭. Два круга кровообращения ٭. Через артериальный конус от желудочка отходит брюшная аорта, которая делится на сосуды. К органам подходит смешанная кровь . Холоднокровные. |
Пресмыкающиеся |
Кровеносная система замкнутая . Сердце трехкамерное с неполной перегородкой , у крокодилов – четырехкамерное . Два круга кровообращения . От желудочка отходят правая и левая дуга аорты , которые впадают в аорту. Холоднокровные. |
Птицы |
Кровеносная система замкнутая . Сердце четырехкамерное ٭. Два круга кровообращения . От левого желудочка отходит правая дуга аорты (левая дуга аорты - редуцирована). Полное отделение артериальной крови от венозной. Теплокровные. |
Млекопитающиеся |
Кровеносная система замкнутая . Сердце четырехкамерное. Два круга кровообращения. От левого желудочка левая дуга аорты (правая дуга аорты отсутствует). Артериальная и венозная кровь не смешиваются. Теплокровные. |
Эволюция кровеносной системы: 1) возникновение у беспозвоночных примитивных сосудов и развитие в их стенках мышечной ткани, благодаря чему сосуды могут сокращаться; 2) от незамкнутой до замкнутой кровеносной системы; 3) превращение полостной жидкости в кровь со специализированными клетками и дыхательными пигментами; 4) возникновение и совершенствование централизованного органа кровообращения, который сокращениями обеспечивает движение крови; 5) разделение крови на венозную и артериальную, что обеспечивается изменениями в строении сердца и приводит к образованию двух кругов кровообращения |