Третье соборное послание апостола иоанна богослова. Толкование библии, третье послание иоанна 3 послание иоанна

3 Послание Иоанна

20. Учиться на примере

1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников;

6 Они засвидетельствовали пред церковью о твоей любви; ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога.

7 Ибо они ради имени Его пошли, не взявши ничего от язычников.

8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. ан, как мы сами, которые придерживаются той же самой истины и так же учатся любить. Все мы - дети одного Отца и принадлежим к одной семье. Чем больше все вместе мы пребываем в истине и любви, тем больше это будет способствовать соблюдению заповедей, данных Тем, Кто является Главой нашей церкви.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.

14 А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Это последнее из трех Посланий, приписываемых Иоанну, является наиболее личным. По длине оно схоже со вторым, это обусловлено тем фактом, что оно занимало один лист папируса. И во многих других отношениях оба эти Послания являются зеркальным отражением друг друга. В них автор представляется просто старцем (см. комментарии к 2 Ин. 1); выражает желание увидеться со своим адресатом лично, чтобы продолжить обсуждение проблем, затронутых в Послании (ст. 13–14; ср. 2 Ин. 12); проявляет озабоченность по поводу странствующих проповедников и отношения к ним со стороны членов общины. Но если во Втором послании Иоанн предостерегает нас, советуя не приветствовать «обольстителей», то в Третьем его предостережения направлены на тех, кто проявляет враждебность по отношению к подлинным христианам и посланцам, несущим Евангелие. Таково позитивное дополнение к негативным запретам Второго послания, напоминающее Гаию и его общине, что отрицательное отношение еретиков к проявлению гостеприимства и радушия не должно становиться предлогом для того, чтобы не проявлять эти качества по отношению к верным и преданным христианским проповедникам.

Это сходство тематики, словарного состава и структуры навели Ленски на мысль, что, «возможно, оба эти послания были написаны в один и тот же день и посланы в одно и то же место, только второе было адресовано к общине в целом, а третье - к одному из ее членов». Несомненно, это весьма заманчивая идея. Если лжеучителя к тому времени начали успешно проникать в церкви, тогда закономерно предположить, что те, кого привлекали новые идеи, могли подпасть под их влияние, привлеченные новыми знаниями или, что более вероятно, силой самой личности. А это, в свою очередь, могло привести к тому, что укрепившие свои позиции в церкви «новые» проповедники стали не допускать туда учителей, придерживающихся ортодоксальной доктрины, и, напротив, всячески приветствовать «обольстителей».

Очевидно, нечто подобное произошло в церкви Гаия. К нему пришли братья от Иоанна, которые несли истинную Христову весть, и он приветствовал, поддержал и принял их с любовью. Но вся церковь в целом не последовала его примеру, хотя были в ней и те, кто хотел поступить именно так. Как выяснилось, власть в церкви находилась в руках Диотрефа, человека, имевшего в ней наибольшее влияние, который не только «не принимал братьев», посланных Иоанном, но «поносил» самого Апостола. Напротив, Димитрия Иоанн хвалит. Возможно, именно он доставил это Послание, а также выступал в роли представителя Иоанна, неся церкви слово Апостола - для того чтобы определенным образом подготовить людей перед приходом самого Иоанна. Поскольку все, о чем сказано в Послании, вращается вокруг этих трех людей, для лучшего понимания текста было бы полезно поглубже вникнуть в то, что представлял собой каждый из них.

Послание св. Иоанна Богослова С необычайной простотой, силой и ясностью выражает проводимую нами мысль о трех моментах христианского учения возлюбленный ученик Господа, св. Иоанн Богослов. «Заповедь Его та, - поучает нас сын Громов, - чтобы мы веровали во имя Сына Его

1 Послание Иоанна 1:1-4 1. Пролог 1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, 2 Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,

Первое Послание Иоанна Введение Это писание часто называют «посланием» или письмом, но в нем не указаны ни адресат, ни подпись отправителя. Действительно, отсутствие многих характерных особенностей письма приводит к тому, что некоторые ученые, говоря о «послании»,

Второе послание Иоанна Комментарий 1-3 Приветствие Вступление традиционно для письма первого века. 1,2 Автор называет себя старец, что может говорить о его возрасте или, возможно, о положении, занимаемом в церкви. Он обращается к избранной госпоже, что также может

Третье послание Иоанна Комментарий 1 Приветствие Как и во Втором послании Иоанна, автор называет себя просто старец. Послание адресовано дорогому другу Гаию (буквально, «возлюбленному Гаию»; Браун утверждает, что «дорогой» слишком бесцветное обращение для agapetos - Brown,

Первое послание Иоанна 4:14 229

Третье послание Иоанна. «Старец - возлюбленному Гаию…»Это имя мы уже встречали, не так ли? Кажется, Иоанн в нём ошибся.«Я весьма обрадовался, когда пришли братья и засвидетельствовали о твоей верности… Ты, как верный, поступаешь в том, что делаешь для братьев и для

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ИОАННА ВВЕДЕНИЕАвторство, дата написания. См. введение к Первому посланию Иоанна и Евангелию от Иоанна; Первое и Второе послания Иоанна несколько различаются по стилю. Иоанн сам мог написать более короткое личное послание, которое было похоже на более

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть.
3. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего‐то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
11. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,
12. не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.
13. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
14. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
15. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
16. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
17. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?
18. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.
19. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши;
20. ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все.
21. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22. и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.

Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания Апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же Апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем (; ; ), и один из них, именно коринфянин Гаий (), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно первоначальные читатели как первых двух посланий св Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания.

Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса.

Глава I

Приветствие Гаию и похвала ему (1–4). О добродетели странноприимства (5–8). Обличение Диотрефа и похвала Димитрию (9–12). Известия и приветствия (13–15).

. Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.

. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.

. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях великого Апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1): «которого я люблю по истине» и неоднократное повторение обращения «возлюбленный» (ст. 1, 2, 5, 11) к Гаию, которому Апостол прежде всего посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3–4) основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и расположения своего к нему – в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это для пастырской любви Апостола к духовным чадам своим – высшая радость (ст. 4; см. ).

. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.

. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,

. ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.

. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Апостолы в своих писаниях неоднократно восхваляют и заповедуют верующим страннолюбие, странноприимство (напр., ; Евр 13и др.), как высокую христианскую добродетель, получавшую особенно высокую ценность и значение в том случае, когда странноприимство оказывали проповедникам Евангелия, безмездно трудившимся среди новообращенных (ср. ; ; ). Такого рода, очевидно, было странноприимство и благочестивого Гаия, о чем возвестили Апостолу братья, «вышедшие ради имени Божия, не взяв ничего от язычников» (ст. 7): таковы именно были истинные благовестники Евангелия (ср. 1Кор IXи др.).

. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.

. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

Вместо: "я писал" , έγραψα , в Синайск. код. стоит: έγραψα αν – « я написал бы». Такое чтение, находящее подтверждение и в чтении Вульгаты: saipsissem forsitan, я, может быть, написал бы, – более отвечает смыслу текста ст. 9–10: иначе было бы непонятно: как утерялось послание, написанное Апостолом целой Церкви? При предлагаемом же чтении получается тот смысл, что, если бы Апостол написал послание всей церкви, то любящий первенствовать у них (членов этой поместной церкви) мог бы злоупотребить этим посланием, а теперь Апостол надеется обличить его лично (ст. 10). Кто был Диотреф, прямо в тексте не сказано, но эпитет «первенстволюбец», ό φιλοπρωτεύων (ст. 9), усвояемый Диотрефу, в связи с предикатами: «и сам не принимает братьев и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (ст. 10), т. е. лишает общения церковного, как еретиков, – показывает в нем председателя Церкви, недостойного, по суду Апостола, этого звания. Неизвестно, равным образом, церковно-общественное положение похваляемого Апостолом (ст. 12) Димитрия; только у Дорофея Тирского записано предание, что этот Димитрий впоследствии был епископом Филадельфийской церкви, одной из семи малоазийских церквей, упоминаемых в Апокалипсисе (Откр.3и дал.).

. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,

. а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Заключение 3-го послания близко напоминает заключение второго послания (ст. 12–13); есть лишь еще упоминание о «друзьях» (οί φίλοι ) Апостола (ср. Деян XXVIÏ3), частью при нем находящихся, частью же приветствуемых им через послание.

Неудивительно, что Иоанна радует верность истине своих духовных детей. Наверное, нет на свете духовного учителя или наставника, которого...

Неудивительно, что Иоанна радует верность истине своих духовных детей. Наверное, нет на свете духовного учителя или наставника, которого не радовала бы верность его духовных детей или учеников тому, чему он их научил. Но ведь христианство не какое-то новое учение, которому можно было бы, с одной стороны, научить, и которое, с другой стороны, можно было бы усвоить, как усваивают адепты те или иные положения своего учения. Не случайно для описания духовного состояния своих духовных чад апостол использует глагол «ходить»: и в иврите, и в арамейском соответствующее слово употребляется также в значении «чего-либо придерживаться» или «чему-либо следовать». А в греческом варианте своего послания Иоанн употребляет слово, использовавшееся ещё со времён Аристотеля для обозначения неспешной философской беседы, во время которой постепенно, шаг за шагом собеседники приближаются к истине. Такие беседы, впрочем, были хорошо известны не только греческим философам, но и учителям традиционных иудейских школ и академий. Так что же: истина недостижима? Как нечто абстрактное, безусловно, нет. Как конкретное Царство, принесённое в мир конкретным Мессией, — безусловно, да. Но Царство — прежде всего жизнь, те самые живые отношения с Богом, со Христом, с ближними, которые и образуют духовное пространство Царства. Это и есть, так сказать, конкретика Царства, всё остальное, что мы можем о нём сказать, в том числе и с богословской точки зрения, — скорее абстракция. А в Царстве можно жить, или, говоря иначе, пребывать — находиться в общении с Богом и людьми и переживать это общение. Вот такое переживание и можно было бы, наверное, назвать пребыванием в истине с точки зрения христианина. Ведь пребывание в истине для христиан не верность доктрине, а верность Царству. И Тому, Кто принёс Царство в мир. А значит — непрерывное общение, постоянно обновляемые и возобновляемые отношения. То, что, собственно, и называется жизнью.

Это небольшое послание апостола может показаться малозначительным, по крайней мере, для нас сегодня. Мы ничего не знаем об упоминающихся в нём людях, да и сама ситуация остаётся для нас понятной лишь отчасти. Очевидно, речь идёт о какой-то внутрицерковной или околоцерковной проблеме, притом достаточно непростой. Ясно одно: для Иоанна свидетельством о Христе и о Царстве оказывается, в первую очередь, верность. Верность не идеям и убеждениям, а конкретным людям в конкретных ситуациях. Оно и понятно: ведь христианство — не религия, а жизнь в Царстве, Царство же — не идея и не концепция, а реальность, создаваемая и формируемая в первую очередь именно отношениями.

Отношениями людей с Богом и со Христом, их отношениями между собой, наконец, отношениями Самого Христа с Его небесным Отцом, образующими духовную основу Царства. А в отношениях мелочей не бывает. Они, собственно, из мелочей и состоят. Как и духовная жизнь. И жизнь вообще. Это только кажется, что в жизни и в отношениях важны эпохальные события и судьбоносный выбор. На самом же деле причиной эпохальных событий становится множество принятых в повседневной текучке решений, которых мы за этой самой текучкой порой даже не замечаем. А судьбоносные решения подготовляются решениями отнюдь не судьбоносными, а самыми обычными, повседневными, на которые мы часто не обращаем внимания из-за их кажущейся малозначимости.

То же свойственно и жизни церковной: чтобы содействовать истине, порой достаточно всего лишь открыть кому-то дверь в свой дом, хотя бы ненадолго, а перед кем-то её, наоборот, закрыть. Протянуть кому-то руку — а кому-то руки не подать. Улыбнуться в ответ на чьи-то слова — а на чьи-то отвернуться. Всё это — решения и поступки, не менее значимые, чем те, которые мы считаем большими и важными. Из них и складывается жизнь. Всякая жизнь. И жизнь Церкви. И жизнь Царства.

Хотя послание Иоанна персонально адресовано одному определённому человеку, в нём на конкретных примерах...

Хотя послание Иоанна персонально адресовано одному определённому человеку, в нём на конкретных примерах, приведённых для назидания всей общины, показаны проблемы, важные для всей Церкви, поэтому оно справедливо названо соборным. Гаий одобряется за верность истине, проявившуюся совершенно конкретным образом - принятием странствующих братьев. Казалось бы, частное обстоятельство, но оно оказывается принципиальным, поскольку не все братья способны проявлять братолюбие.

Дело не в одном лишь Диотрефе, любящем первенствовать, поступки этого конкретного человека обнажают огромную проблему: среди братьев усиливаются разногласия и распри, к неизбежным разногласиям примешиваются честолюбивые амбиции. Даже странно: ведь ранняя Церковь гонима, использовать церковные связи для того, чтобы сделать карьеру, вроде бы невозможно. Но сила человеческого тщеславия такова, что даже в трудных условиях преследований срабатывает страсть самоутверждения за счёт окружающих. Она настолько сильна, что выражается в стремлении задавить тех, кто вошёл в Церковь раньше, включая одного из первых апостолов.

Гонения от лжебратьев - реальность, многократно отравлявшая жизнь христиан. Но не будем смущаться, рано или поздно правда торжествует. Ведь и потуги Диотрефа оказались тщетными, и мы о нём помним только благодаря упоминанию его имени у того самого апостола, которого Диотреф не хотел принимать, но которого Церковь будет признавать всегда.

Третье послание Иоанна Дэн Бернс

Историческая обстановка и литературная цель

Апостол Иоанн написал своему другу Гаю письмо, в котором хвалил его за характер и проявление гостеприимства верующим, и в то же время предупреждал о разделении и подозрении, появившемся в церкви из-за незрелости и чувства собственной незащищенности у Диотрефа. Иоанн призывает Гая учиться подражать добру и отвергать зло на примерах, которые он видел в мире. Далее Иоанн сообщает, что собирается посетить их и лично разобраться с Диотрефом.

Богословские темы

Церковь должна поддерживать благочестивых проповедников.

2-е и 3-е послания Иоанна касаются гостеприимства членов церкви, проявленного к странникам. Вероятно, здесь подразумевались, как путешествующие члены церкви, так и официальные лидеры церкви. Члены церкви поддерживали странствующих проповедников и учителей, предоставляя им жилье и финансовую поддержку для их путешествий. В Евр. 13:2 мы видим пример того, как верующие принимали у себя дома странствующих учителей и проявляли заботу о них. Предоставив им место для отдыха, они отправляли, финансово поддержав их путешествие. Эти проповедники провозглашали истину о Христе и доверяли себя телу Христа. Они жили по вере. Сегодня члены церкви должны продолжать поддерживать тех, кто трудится, проповедуя и уча об имени Господа. Приношения церкви должны идти на поддержку таких проповедников, являющихся сотрудниками церкви. Хотя и сегодня церкви принимают у себя странствующих проповедников и гостей, но обычно в церквях проповедует пастор или старейшины. Поэтому церковь поддерживает своих сотрудников, которые посвятили себя служению полное время. Более того, церковь должна поддерживать тех, кто послан за пределы церкви для работы с молодежью, студентами, атлетами и другими людьми в районе, где находится церковь.

Церковь должна проявлять осторожность в отношении лидеров, которые любят быть первыми.

Иоанн столкнулся с проблемным лидером церкви. Диотреф любил быть первым. Очевидно, что ему не нравился апостол Иоанн, и поэтому он клеветал на него и тех, кто тесно работал с ним. Более того, он исключил из церкви тех, кто проявлял симпатию к Иоанну и его окружению. Он использовал сплетни и клевету для установления контроля над группой. Вероятно, у Диотрефа были проблемы с управлением.

В своей жизни я был знаком с церковными лидерами, которые так сильно хотели быть первыми, что стремились контролировать всех вокруг. Они хотели знать не только то, во что вы верили и что вы делаете, но и где вы были и с кем вы разговаривали. Такие люди хотят читать всю вашу электронную переписку и запрещать вам разговаривать с кем-либо извне. Если такой человек является пастором, то он очень легко исключает людей по причине «неподчинения власти». Такого рода лидерство заставляет меня сильно нервничать. Диотреф очевидно забыл несколько ключевых учений Иисуса. Он не научился применять все «заповеди блаженства» из Нагорной проповеди. Он был склонен преувеличивать основания для церковной дисциплины (3 Ин. 1:10). Хотя Диотреф возможно был настоящим верующим, своим желанием контролировать мысли и поведение людей в церкви он равнялся не на Бога, а на тех, кто не видел Бога (3 Ин. 1:11).

В церкви мы должны развивать умение учиться у тех, кто дает нам негативный пример. Я уверен мы умеем жаловаться на этих людей, но можем ли мы чему-то научиться у них? Возможно, не только они демонстрируют свои плохие качества. Научились ли мы считать других важнее себя, как этому учит Флп. 2:3-4? Настоящее лидерство любит быть последним. Научились ли мы благословлять проклинающих нас? Всегда неприятно быть объектом клеветы, но нам необходимо учиться не отвечать злом на зло, а вместо этого учиться благословлять тех, кто проклинает нас.

Настоящее лидерство позволяет Богу исключать тех, кто должен быть исключен и позволяет Богу одному контролировать такие решения. Бывает время для исключения и строгой дисциплины. Но если для церковных лидеров это не было по-настоящему болезненным, то возможно они осуществили его неправильно. Настоящее лидерство объединяет вместе людей с разными мнениями и дарами, чтобы они могли трудиться вместе над расширением единого Царства Божьего.

Структура

  1. Приветствия: 1:1-4
  2. Похвала его другу Гаю за заботу о странствующих учителях: 1: 5-8
  3. Беспокойство о Диотрефе: 1:9-11
  4. Заключительные приветствия: 1:12-14

Вопросы для изучения Библии по Третьему посланию Иоанна

1. Какое ваше действие или поступок вызвало у родителей огромную радость? Если у вас есть дети, что они сделали такого, что вызвало у вас неописуемую радость? Доставлять радость своим родителям это удовольствие или бремя?

2. Что приносит радость Иоанну в 3 Ин. 1:4? Это удовольствие или бремя «ходить в истине» и таким образом приносить радость нашему небесному Отцу?

3. Что мы узнаем о Диотрефе в 1:9-11? Как он относился к людям, которые отличались от него?

4. В чём вы любили быть первыми, будучи ребенком? Став взрослым, в чем вы по-прежнему любите быть первым? Как это желание влияет на людей вокруг вас?

5. Был ли Диотреф настоящим верующим? Как вы понимаете людей, которые явно проявляют качества настоящей веры в одних сферах своей жизни, но в тоже время в других сферах они демонстрируют такое же настоящее обмирщение? Когда мы проявляем похожие качества?

6. В чем друг Иоанна, Гай, показал противоположный Диотрефу пример в 1:5-8? Как он относился к другим, даже к тем, кого не знал лично? Кто из ваших знакомых похож на Гая?

7. Как тело Христово должно проявлять гостеприимство к людям в нашем мире? Как тело Христово должно поддерживать тех, кто проповедует и учит Божьему Слову в сегодняшнем мире?

8. Вы когда-нибудь замечали за собой подражание манерам или выражениям речи людей, с которым проводите время? Как мы можем учиться подражать характеру благочестивых людей, с которыми проводим время (1:11)? Чему мы можем научиться на негативных примерах окружающих нас людей?