Характеристика зимних месяцев старшая группа. Занятие на тему:"Уходит зима холодная". задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»

Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках; развивать наблюдательность; учить детейобразно мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать определённые выводы; прививать любовь у природе и бережное отношение к ней.

Планируемые результаты: научится распознавать зимние отличительные особенности в природе, выучить зимние месяцы, грамотно и лаконично отвечать на поставленные учителем вопросы.

Оборудование: репродукция И. Шишкина «Зима»; проигрыватель; карточки со словами для игры «добавь по смыслу».

Предварительная работа: подготовить карточки, репродукцию, композицию Вивальди «Времена года».

План урока:

I. Организация класса.
II. Повторение пройденного материала.
III. Знакомство с новой темой.
IV. Новый материал.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
VII. Итог.
VIII. Домашнее задание.

* В изображении картина И. Шишкина "Зима"

Ход урока

I. Организационный момент. Сосредоточить детское внимание приветствием друг с другом.

Встаньте, дети, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
После чего дети тихо садятся за парты.

II. Повторение прошлой темы. Задать несколько вопросов по пройденному материалу и проверить домашнее задание. Можно оценить активных и старательных детей.

III . Знакомство ребят с новой темой и предстоящей работой на уроке.
Урок начинается с прослушивания композиции Вивальди «Времена года». Учитель просит детей закрыть глаза послушать мелодию. Далеезадаются вопросы: О чём думали? Что представляли? Объявляется тема урока и представленные задачи. Дорогие дети, зима -это прекрасное время года, которое дарит нам много красивых красок, морозных и весёлых деньков, семейных праздников. И сегодня мы поговорим именно об этой красавице-поре.

IV. Новая тема

Зима пришла

Зиму издавна воспевали в песнях, сочиняли про неё сказки, писали стихи и композиции. А как иначе, ведь зима - это самая сказочная и прекрасная пора года. Все мы помним зимние забавные игры и весёлых снеговиков. Давайте рассмотрим репродукцию русского художника И. И.Шишкина «Зима». Обратите внимание, какие краски используются для изображения зимы? Какой запах можно почувствовать зимой? Какие эмоции у вас вызывает зима? Почему? Учитель предлагает детям сыграть в игру «добавь по смыслу». Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.

  • Зима (снежная, белоснежная);
  • Мороз (трескучий, сильный);
  • Снежинка (многогранная, искристая);
  • Метель (снежная, южная);
  • Лед (крепкий, скользкий);
  • Снег (блестящий, скрипучий).
  • Сугроб (высокий, пушистый)
  • Снегирь (красногрудый, шустрый)

Похвалить детей, и коллективно составить рассказ про зиму, употребляя как можно больше эпитетов, сравнительных оборотов. Оценивание.

Зимние месяцы

Учитель предлагает детям отгадать загадки (про зимние месяцы).

Декабрь

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт -
Мы встречаем Новый год.

Добавляем, что в древности декабрь называли студень, спрашиваем какими ещё праздничными днями он богат, какие особенности присуще именно этому месяцу. (День святого Николая, Католическое Рождество, Новый год)


V Физминутка.

У маленьких детишек ёлочка большая. (становятся на носочки и тянутся руками вверх)
Огоньками, шариками ёлочка сверкает. (сжимают и разжимают кисти рук)
Ай да ёлочка, погляди, погляди. (хлопают)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (руки над головой, ладони вправо влево)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой (грозят пальчиком),
Убери иголочки дальше от ребяток. (прыгают)

Январь

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Добавляем, что раньше январь называли сечень, спрашиваем об отличительных особенностях месяца, о праздниках. (Рождество, Старый новый год, Крещение)

Февраль

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Февраль называли лютый, вспоминаем в чём отличия месяца и его праздники. (День святого Валентина, День защитника Отечества). Похвалить детей, закрепить название месяцев и предложить вспомнить народные приметы, выяснить для чего они нужны людям, привести пример из жизни.

  • В августе собираем, а зимой поедаем.
  • Сани готовятся летом, а телега зимой.
  • Зима - не лето, в шубу одета.
  • В зимней шубке и морозы - шутка.
  • Зима бездельника заморозит.
  • В декабре год кончается, а зима начинается.
  • Зимой и поморозит и санкам ходу даст.
  • Если утром закричали синицы - быть морозу.
  • Бежит вьюга по снегу, а следу нету.
  • Если февраль начался хорошей погодой - быть ранней и пригожей весне.

VI. Закрепление пройденного материала

  1. С каким временем года мы сегодня познакомились? (зима)
  2. Подберите эпитеты к слову «зима»
  3. Какие месяцы зимы вы запомнили? (декабрь, январь, февраль)
  4. Что особенного в каждом месяце?
  5. Кто вспомнит древние названия месяцев?
  6. С каким художником мы сегодня познакомились, назовите его работу.(И. И. Шишкина «Зима»)
  7. Какую композицию мы прослушали? Кто автор? (Вивальди «Времена года»)
  8. Давайте вспомним, какие явления зимней природы мы знаем? (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь)
  9. Какие праздники отмечают в каждом месяце?
  10. В какие игры можно играть зимой?
  11. Какие праздники празднуются в вашей семье?

VII . Подведение итогов, поблагодарить детей. Выяснить, понравился ли им урок, что именно. Закончить урок отрывком стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Оценить учащихся, выставить оценки в дневники и журнал.

VIII . Задание на дом - вырезать снежинку для конкурса и придумать четверостишие про зиму.

Задачи занятия: уточнить представления детей о существенных признаках февраля: дуют ветры, вьюги, ночью бывают сильные метели, но день увеличивается, чаще выглядывает солнце; .

В гости приходит доктор Воздух.

Доктор Воздух.

То бураны, то метели

К нам в деревню залетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль .)

Вот и дождались мы с вами последний месяц зимы. Младший братец зимних месяцев - февраль. Назовите старшего братца зимних месяцев, среднего. (Ответы детей.)

У февраля два друга: ветер и вьюга. Ветер свистит, завывает, кружит. Вьюга налетит, завалит все пути-дороги огромными сугробами - не перешагнуть, не перепрыгнуть. Не хочет зима-царица убираться прочь. А растения уже к встрече с весной готовятся. Лишь пригреет солнышко - начнут раскрывать они свои почки. Все ждут прихода весны.

Игра «Подбери признак».

В. В феврале снег (вьюга, солнце, мороз, день и т.д.) какой?

Доктор Воздух приглашает детей в гости к доктору Солнцу.

Доктор Солнце предлагает детям поиграть. Превращает их в волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Я только чувствую».

Игра «Путешествие волшебников».

Дети отправляются в путешествие по зимнему месяцу февралю. Волшебникам предлагается ответить на вопросы. Что увидели волшебники «Я только вижу», что услышали волшебники «Я только слышу», что почувствовали волшебники «Я только чувствую».

Доктор Солнце, доктор Вода, доктор Воздух и доктор Природа предлагают детям вспомнить, что они узнали о зиме.

Игра «Зимние месяцы».

Доктора называют зимний месяц, а дети должны рассказать его признаки.

Игра «Хорошо - плохо».

Доктор Природа задаёт вопросы: «Чем полезна (опасна) зима для здоровья?»

П риметы февраля

  • Начало февраля погожее - жди весну пригожую.
  • Холодные северные ветры в феврале - к урожаю.
  • Тёплый февраль предвещает холодную с морозами весну.
  • Туманы в феврале предвещают дождливый год.
  • Февраль холодный и сухой - август жаркий.
  • В феврале много инея на деревьях - будет много мёда.

Тема: Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Образовательные области:

Приоритетная : формирование целостной картины мира

В интеграции : коммуникация, познавательно-исследовательская деятельность, музыка.

Цель : создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе.

Задачи:

1) Обучающие:

Изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения

2) Развивающие : развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.

Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам,высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени года,сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы :рассматривание иллюстраций,наглядностей,беседа,объяснение создание проблемной ситуации,поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Заучивание стихов о зиме.

Материалы и борудование для педагога : фланелеграф, иллюстрации с изображением зимушки-красавицы;

ЦОР: мультимедийная презентация "Зимние месяцы".

Оборудование для детей : мяч, иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,клей,детали снеговика из бумаги.

Виды детской деятельности: продуктивная,игровая деятельность,коммуникативная,музыкально-художественная,трудовая.

Формы работы с детьми :коллективная,индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей.

Вводная

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года.

(Дети играют).

Основная

Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

(Ответы детей: Зима)

Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее),

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла "Зимушка-красавица" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-красавица"), и принесла Вам загадки:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: (Слайд № 1). Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

(Слайд №2) Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

(Слайд №3)Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали!

Физминутка: "Снежок"

Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)

Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Воспитатель: А сейчас какой у нас зимний месяц? Кто ответит? (Ответы детей: январь). Кто расскажет стихотворение про месяц Январь? (ребенок читает стишок).

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Дидактическая игра: "Признаки зимы"

Ход игры

На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.) Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки? (Ответы детей: звездочки, цветочки). Молодцы!

Воспитатель: Ребята а знаете что такое оттепель?(Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда греет солнышко и снег начинает таить,снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки.А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед.на деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь,все становится красивым.Чем тише морозная погода,тогда снежинки падают медленно и красиво.А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.

Посмотрите у меня есть конверт с пословицами от Зимушки-красавици,я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.

Новый год к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Мороз велик да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Молодцы!

Подведение итога:

Воспитатель: А теперь скажите чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было?Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки -красавици".Все вмести мы склеим картину со снеговиком.

Тема урока: Зима: покой природы.
Задачи:

— познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

— научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

— воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование:

для учителя — презентация;

для учеников – учебник, тетрадь. Ход урока
I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, —

Бледная тень набегает и тает:

Кажется ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий: (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки)

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

— С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?

— Они связаны со словом «зима «.

— Отгадаете следующую загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

— Это зима и зимние месяцы.

— Кто назовёт зимние месяцы?

Декабрь — это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь — это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

Январь — это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью — луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз — красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Февраль — последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

— Возьмите карточки с предметами и обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

— Давайте теперь проверим.

— Отгадайте загадки и назовите этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой? (Снеговик)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет (Сосулька)

III. Совместное «открытие » новых знаний.

— Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?

— Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

— Тема нашего урока «Зима: покой природы «.

— А почему зиму называют «покой природы»?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?

— Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).

— Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

— Так говорят о снежинке.

— А кто из вас знает, как образуются снежинки?

— Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки » В. Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

— Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

— Откройте учебники на с. 88 самую настоящую красивую снежинку.

Физкультминутка.

— Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

— Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

— Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

— Но не все деревья сбрасывают листья.

— Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?

— Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.

— Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются? (ученики рассказывают о белке, зайце, лисе)

— Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.

— А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать. А как они зимуют расскажут нам…

— Какие птицы остаются зимовать?

— Воробьи, овсянки, сороки, синицы.

— Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.

— Так о чем же попросила синичка?

— Как мы можем им помочь?

Стихотворение «Покормите птиц зимой».

V. Итог урока. Рефлексия.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь «. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— Ребята, почему говорят, что «Зима — покой природы «, что «зимой природа спит «?

— Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника.

Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Конспект занятия на тему: «Уходит зима холодная».

Цель : уточнить и закрепить представления детей о зиме, о том, как животные и птицы приспособлены к жизни в холодное время года, развивать восприятие красоты зимней природы; обучение рассказыванию с использованием рисунков-схем.

Словарная работа : «белая скатерть», сугроб.

Оборудование : ежик, персонаж из крупного театра; наборное полотно с рисунками-схемами; картина осеннего леса.

1 Орг. момент .

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем собираться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Сядем заниматься.

2 Воспитатель : «Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнице. А что это за волшебница, догадайтесь:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня… (зима).

Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о волшебнице- зиме.

Какая же зима? (белая, морозная, снежная…)

А давайте вспомним с вами, что бывает только зимой: «белая скатерть все поле одело»- что это? (снег).

Снег какой? (белый, пушистый, мохнатый, чистый…).

А что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

А на реке «мост как синее стекло» - что это? (лед).

Какой лед? (прозрачный, гладкий, хрупкий…).

Каким бывает лес зимой? (спящим, неподвижным, красивым…).

Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…).

Зимние дни. Какие? (короткие, холодные, морозные, солнечные…).

Какие птицы остались у нас зимовать? (воробьи, синицы, вороны…).

Следы каких животных можно встретить в зимнем лесу на белом, снежном покрывале? (зайца, белки…).

3 Воспитатель: «Молодцы! Но кто это шевелиться, пыхтит у меня под столом?

Да ведь это ежик! (персонаж кукольного театра).

Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?

Ежик - Здравствуйте! Рыжая плутовка- лиса разбудила меня, я вылез из своей норки и …совсем замерз. Вот и закатился к вам в детский сад погреться. Вот вы тут все про зиму говорили, а я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне ребята, пожалуйста, о ней.

Воспитатель : «Ребята, расскажем ежику о зиме?».

Давайте мы не только расскажем, но и нарисуем ему зиму.

4 На доску вывешивается картина осеннего леса с прорезями. Рядом наборное полотно, на котором размещены рисунки- схемы животных и птиц.

Ежик, знаком тебе этот лес?

Ежик: «Таким он был, когда я ложился спать».

Воспитатель : «А сейчас ребята расскажут тебе каким он бывает зимой».

А знаешь ли ты, сколько месяцев гостит зима? И как называются зимние месяцы?

5 Игра . «У детей шапочки с номером на голове 1, 2, 3. Водящий называет месяц «декабрь»- выходят дети с карточкой под номером 1 и говорят об этом месяце.

Декабрь- первый месяц зимы.

Стынут ветви у берез,

По ногам трещит мороз,

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Декабрь- стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь- году начало, зиме середина.

В январе солнце сквозь слезы улыбается.

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Зайка выскочил из норки-

Тихо. Холодно. Бело.

Февраль- последний месяц зимы.

В феврале зима с весной встречаются впервой.

Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

Февраль три часа дня прибавит.

Февраль- вьюговей, февраль- бокогрей.

Февраль- воду подпустит, март подберет.

«Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей,

Даже волк, разбойник волк.

Испугался и примолк.

Ежик: «Оказывается я три месяца спал».

Ничего, ежик, ребята тебе сейчас все- все про зиму расскажут.

6 Дети поочередно проговаривают предложения и при этом вставляют в прорезь на картине соответствующий рисунок- схему.

Примерный рассказ .

«Зимой часто идет снег. Снежные шапки лежат на деревьях, крышах домов. В лесу выросли сугробы. Река покрылась льдом. Спят деревья в лесу, но не спят животные. Вот зайка дрожит под кустом. Мелькнула рыжая лиса. Пробежал волк. Белка вышла из дупла. Не слышно в лесу птиц. Они прилетели ближе к людям. Люди повесили им кормушку. Вот ворона, синица, воробей, сорока, дятел. Это зимующие птицы. Не страшен мороз ребятам. Они катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки».

На наборном полотне остался медведь.

Воспитатель : «Почему остался медведь»? (он зимой спит, его мы не встретим в лесу).

7 Физкультминутка : «Зимние развлечения».

Мы в снежки играем смело,

Ах какое это дело!

Нам в снежки играть не лень.

Мы играем целый день.

Хлоп- хлоп! Не зевай!

Ты скорей в снежки играй!

Хлоп- хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай.

Пусть мороз морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

Ножками затопаем,

Ручками захлопаем.

8 Повторный пересказ .

Один ребенок начинает, следующий продолжает (3-4 детей).

9 Воспитатель : «Ежик, узнал теперь, что же такое зима? Понравилось тебе это время года? Сможешь ли ты рассказать другим ежам о зиме»?

Ежик повторяет рассказ ребятам и приглашает их в гости в весенний лес.