Одна и две нн в разных частях. «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание Н и НН в разных частях речи

В прилагательных пишется НН в следующих случаях:

1. Если прилагательные образованы от существительных:

При помощи суффикса -Н- от существительных с основой на – Н – (чугун - чугунный);

При помощи суффиксов – ОНН, - ЕНН – (диссертация – диссертационный, утро - утренний); исключение: ветреный;

2. В кратких прилагательных при наличии НН в полной форме (бездонная пропасть – пропасть бездонна).

Пишется в прилагательных Н:

1. в прилагательных, не образованных от других частей речи (зеленый);

2. в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов - АН - , - ЯН - , - ИН - (песок – песчаный, глина – глиняный, гусь - гусиный); исключения: оловянный, деревянный, стеклянный;

3. в кратких прилагательных при отсутствии НН в полной форме (зеленая улица – улица зелена).

Значительную группу слов в русском языке составляют так называемые отглагольные прилагательные (прилагательные, образованные от глаголов).

При написании Н или НН в названных прилагательных нужно установить: от глаголов какого вида образовано то или иное прилагательное (совершенного или несовершенного): обиженный от «обидеть» (глагол совершенного вида), плетеный от «плести» (глагол несовершенного вида).

В прилагательных пишется Н, если они образованы от глаголов несовершенного вида (косить - кошеный), пишется НН, если прилагательные образованы от глаголов совершенного вида (обидеть - обиженный). Исключения: названый, посажёный.

Однако следует помнить, что слова типа: кошеный, раненый, образованные от глаголов несовершенного вида, могут перейти в причастия, и тогда они пишутся с НН (кошенный, раненный). Причастия, в отличие от прилагательных, имеют зависимые слова (плетеная корзина, но: плетенная из ивовых прутьев корзина).

Причастия могут быть образованны и от приставочных глаголов (сплести - сплетенный), в них пишется НН.

Выводы:

1. Не путать причастия и прилагательные.

2. В полных страдательных причастиях пишется НН:

При наличии приставки или зависимых слов (исправленная рукопись, правленная автором рукопись).

Если они (причастия) образованы от глаголов совершенного вида (приставочных или бесприставочных): сломать – сломанный, бросить – брошенный, но: ломать – ломаный;

В кратких причастиях пишется всегда одна буква Н (погашенная свеча – свеча погашена);

На правописание Н и НН в прилагательных не влияет приставка НЕ, т.е. при наличии данной приставки пишется столько Н, сколько и без нее (глаженый костюм – неглаженый костюм, покрашенный забор – непокрашенный забор).

3. Обратить особое внимание на то, какая гласная пишется в причастиях перед Н или НН. Если в глаголе неопределенной формы, от которого образованно причастие, перед -ТЬ, есть А или Я, то в причастии тоже пишется А, Я (выкачать - выкачанный), во всех остальных случаях в причастиях пишется только Е (выкатить – выкаченный).

4. Запомнить написание слов:

Данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, недреманный, деланный (в данных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, иногда с отрицанием НЕ, пишется НН).

5. Страдательные причастия на – ОВАННЫЙ, - ЁВАННЫЙ (организованный, балованный, линованный) пишутся с НН, но: жёваный, кованый.

Задание.

Отметить номера слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфографические ошибки.

1. Пуганный

2. Немощеный

3. Нагруженный

4. Стиранный – перестиранный

5. Если книга плохо прочитана, она не может быть поставлена обратно на полку, заставленную другими книгами.

1. Иллюстрированый журнал

2. Нечаяный проступок

3. Крашенный забор

4. Топленое молоко

5. Выглаженный – костюм.

1. Некипяченая вода

2. Вскипяченная на костре вода

3. Гладкокрашеная ткань

4. Малоезженая дорога

5. Свежезамороженая рыба.

1. Пущенное в срок производство

2. Лишенный прав человек

3. Сюжеты этих произведений сложны и запутаны

4. Иногда простые вопросы бывают искусственно запутаны

5. Манеры художника весьма изысканы.

1. Ношенный костюм

2. Нехоженые тропы

3. Незваный и непрошеный гость

4. Девушка очень тактична и воспитана

5. Театральная молодежь воспитана в классической традиции.

1. Замешанное тесто

2. Замешанный в преступлении человек

3. Выкаченная из подвала бочка

Итак, сначала необходимо определить, от какой части речи образовано прилагательное, так как оно может быть отыменным прилагательным, т. е. образованным от имени существительного, и отглагольным - образованным от глагола.

Правило I. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

1. Одна буква н пишется:

  • ан, ян, ин: кожа - кожан ый, глина - глинян ый, соловей - соловьин ый ; исключение: в словах деревянн ый, оловянн ый, стеклянн ый пишется две буквы н;
  • в первообразных прилагательных, или исконных прилагательных: багрян ый, един ый , зелен ый, красн ый, свин ой, син ий, прян ый, румян ый, юн ый. В данных прилагательных буквы н входит в состав корня.

2. Две буквы н пишутся:

  • в прилагательных, образованных от существительных с основой на н и мя с помощью суффикса н : семя - семенн ой, лимон - лимонн ый.

В прилагательном семенн ой два суффикса - ен и н , поэтому в слове пишется две буквы н . В слове лимонн ый одна буква н будет относится к корню, а вторая н - к суффиксу, поэтому в нем также будет писаться две буквы н .

Примечание: прилагательное безымянный , образованное от существительного имя , сочетается только со словом палец (безымянн ый палец); с иными словами, например, станция, высота, герой и др. употребляется прилагательное безымённый (безымённ ая высота);

  • в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов онн-енн : торжество - торжественн ый, лекция - лекционн ый ; исключение: в слове ветрен ый пишется одна буква н , но в приставочных образованиях будет писаться уже две буквы н : без ветренн ый, об ветренн ый, про ветренн ый и т.д.

Правило II. Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов

    Одна буква н пишется:

    • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: коптить - копчен ая колбаса, вялить - вялен ая рыба; исключение : в словах деланн ый, желанн ый, жеманн ый, медленн ый, невиданн ый, негаданн ый, недюжинн ый, нежданн ый, неслыханн ый, нечаянн ый, священн ый , чванн ый, чеканн ый пишется две н , несмотря на то, что эти слова образованы от глаголов несовершенного вида, а также в словах посажен ый (отец или мать), назван ый (брат или сестра), смышлен ый.

    От глагола задается вопрос: коптить (что делать?) - глагол несовершенного вида, поэтому образованное отглагольное прилагательное будет писаться с одной н - копчен ая колбаса.

Две буквы н пишется:

  • в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: сказать - сказанн ое слово, купить - купленн ые билеты; исключение: в слове ранен ый пишется одна буква н , в приставочных образованиях - две: из раненн ый, по раненн ый.

От глагола задается вопрос: сказать (что сделать?) - глагол совершенного вида, поэтому образованного отглагольное прилагательное будет писаться с двумя н - сказанн ое слово;

  • в суффиксах ованн-еванн полных и кратких форм прилагательных, образованных от глаголов: взволновать - взволнованн ая актриса, актриса взволнованн а, организовать - организованн ые ученики, ученики организованн ы; исключение: в словахжеван ый, клеван ый, кован ый пишется одна буква н , так ова-ева входят в состав корня, а не являются частью суффиксов ованн-еванн , но в приставочных образованиях будет писаться две буквы н: про жеванн ый, ис клеванн ый, под кованн ый.

Тема урока:

« Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »

Тип урока: Объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Средства обучения: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, доска

Цель урока:

Учащиеся должны знать:

  1. Правописание -Н- и -НН- в наречиях на -о(-е)
  2. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях
  3. Признаки наречий на -о (-е) и кратких страдательных причастий среднего рода

Учащиеся должны уметь:

  1. образовывать наречия от прилагаетльных;
  2. отличать друг от друга наречия и краткие страдательные причастия среднего рода;
  3. объяснять написание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  4. конструировать предложения с наречиями на -о (-е) и краткими страдательными причастиями среднего рода;
  5. употреблять наеречия в речи

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  1. изучение материала по теме « Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е) »;
  2. формирование навыка написания Н и НН в наречиях;

Развивающий аспект цели:

  1. развитие внимательности, логического мышления;
  2. развитие речи.

Воспитывающий аспект цели:

  1. формирование нравственных качеств личности;

Ход урока

  1. Организационный этап
  1. приветствие;
  2. проверка готовности к уроку;
  3. организация внимания.
  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

На доске записаны дата, вид работы (классная ) , тема урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)»

  1. Сообщение учителем темы урока и цели.

Тема нашего урока «Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)».

Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (мы должны научиться писать Н и НН в наречиях, точнее должны узнать, в каких наречиях нужно писать Н, а в каких НН)

Изучая прилагательное и причастие, мы говорили с вами о правописании Н и НН в этих частях речи. Давайте повторим эти правила, чтобы вам легче было понять новую тему.

  1. На слайде:

Серебряный Посеребрённое Посеребрено

Ветреный Обветренное Обветрено

Ломаная Сломанное Сломано

Ценный Оценённое Оценено

Беседа по вопросам:

1) Что объединяет слова 1 столбика? (Орфограмма Н - НН в суффиксах имен прилагательных)

2) Какое из этих слов, на ваш взгляд, является лишним и почему? (ломаная – отглагольное прилагательное, ценный – пишется НН)

3) Объясните правописание слов 1 столбика

А ещё в каких суффиксах пишется Н? НН?

4) Как вы объясните правописание слов из 2 столбика?

5) Почему в словах 3 столбика пишется Н?

Учитель: Ещё мы должны помнить о написании некоторых словарных слов

  1. На карточках слова

Нежданный

Негаданный

Подлинный

Неслыханный

Невиданный

Рьяный

Румяный

Свиной

Смышлёный

Слайд № 2

Спишите предложения с объяснением.

1) Всегда имей своё сердце расположе…ым к добру, а дух мужестве…ым.

2) И в мыши…ую нору проникает луч света.

3) Испуга…ый зверь далеко бежит.

4) Согласие крепче каме...ых стен.

5) С умом задума…о, да без ума сдела…о.

Из данных предложений выпишите прилагательное и причастие, от которых, на ваш взгляд, можно образовать наречия:

Учитель на доске записывает:

Мужественный – мужестве…о (бороться)

Испуганный – испуга…о (посмотреть)

Почему нельзя образовать наречия от прилагательных мышиную, каменных ? (это относительные прилагательные)

Как вы считаете, сколько Н нужно написать в этих наречиях?

Запишите их в составе словосочетаний.

А если в прилагательном пишется Н, как, например, в слове бешеный , то сколько Н напишем в наречии, образованном от этого прилагательного?

(запишите словосочетание с этим наречием)

Бешеный - бешено

Итак, сделайте вывод: отчего же зависит правописание Н и НН в наречиях?

Проверьте себя по учебнику на с. 41 .

Закрепление

Упр. 569 с комментированием.

В это время к доске вызываю 2 – х учащихся.

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Сосредоточе…о смотрит, серебря…ое кольцо, восторже…о улыбаться, лома…ая линия, ответить сдержа…о, безветре…ая погода, беше…о налетевший ветер, позолоче..ые часы.

Карточка № 2

Войско сосредоточе…о в лесу, огорчё…о посмотреть, стари…ые часы, задача реше…а, слушать рассея…о, собрание перенесе…о, слома…ая ветка, овся…ая каша.

Проверка

Найдите слова, которые произносятся одинаково. Выпишите их в данном контексте.

Слайд 3.

сосредоточе нн о смотрит - войско сосредоточе н о в лесу

Почему ты, …, написала с НН, а ты, …, с Н?

Итак, на письме следует различать наречия и краткие причастия среднего рода.

Как это сделать, прочитайте в учебнике на с. 42.

Учитель (после самостоятельного знакомства с правилом):

Как отличить краткое причастие от наречия на -о(е)

Закрепляем. Упр. 572 с комментированием

1 и 2 предложение записываем на доске. Подчёркиваем грамматическую основу, определяем часть речи.

Разберите эти слова по составу.

Что мы должны с вами помнить при морфемном разборе наречий? (они не изменяются, следоваетльно у них нет окончаний).

А в кратких страдательных причастиях мы с вами выделяем окончание.

Чем ещё различаются наречия и краткие причастия? (составом слова)

Предложения под № 2 записывают с комментированием с места.

3 и 4 по вариантам самостоятельно.

(Устно) А теперь составьте свои предложения со словами обдумано и обдуманно (из упр. 573)

Проверочная работа

Итак, проверим свои знания. Перед вами карточки 3 варинтов. Кто считает, что он усвоил новый материал очень хорошо, то выбирает 1 вариант. Кто не совсем уверен в своих знаниях, тот выбирает 2 вариант, и кто считает, что ему ещё нужно поработать над изучаемой орфограммой, выбирает 3 варинт и в тех словах, которые вызовут у вас затруднения, вы можете поставить знак вопроса

1 вариант 2 вариант

1. радиофицирова…й класс

2. местность пусты…а

3. песча…ый берег

4. гружё…ый кирпичом вагон

5. време…о не работать

6. организова…о собраться

7. хорошо организова…о

8. явиться нежда…о-негада…о

9. увере…о ответить

1. изуче…о досконально

2. насыще…ый влагой

3. тренирова…ый спортсмен

4. исследование законче…о

5. нежда...ый гость

6. искре…е пожелать

7. оживлё…о говрить

8. подли…ые украшения

9. самоотверже…о служить

3 вариант

1. речь торжестве…а

2. ране…ый боец

3. написа…о пером

5. увлече…на музыкой

6. свяще…ый долг

7. всё переплете…о

8. асфальтирова…ая дорога

9. скоше…ая трава

Вывод: 1) Чему же вы научились сегодня на уроке? От чего зависит правописание Н и НН в наречиях?

2) Как отличить наречие от краткого страдательного причастия?

Д/з упр. 570.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЙ № 15 ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е)

(урок русского языка в 7 классе

по УМК С.И. Львовой и В. В. Львова)

Разработала Полканова Наталия Анатольевна,

учитель высшей квалификационной категории

САРАТОВ - 2011


Тема урока

Одна две буквы Н в наречиях на – О и –Е.

Цель урока: формировать навык написания одной и две буквы Н в наречиях на О и Е; конструирование предложений по схемам; повторить правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

Оборудование: карточки, таблица Т.Я.Фроловой «Написание НЕ с разными частями речи», тексты учебника.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Ход урока.

1.Организационный этап .

2. Мотивация учебной деятельности учащихся : объявление цели и задач урока.

Актуализация опорных знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания: выборочно ,

    Вопрос классу:

* Расскажите о правописании букв о-ё после шипящих в корнях слов.

Подтвердить ответ примерами.

    Работа над темой урока .

Затрудняет учащихся правописание нн и н в различных частях речи (прилагательных, причастиях и наречиях). Для сознательного усвоения этих правил необходимо обратить внимание на

следующее:

во-первых, надо научить учащихся правильно ставить вопросы, на которые отвечают слова с нн и н;

во-вторых, быстро находить и определять поясняемые ими слова. Приводим пример: в словосочетании Море взволновано последнее слово отвечает на вопрос каково?, поясняет существительное море, является кратким страдательным причастием, изменяется по родам и числам и пишется с одной буквой н. В предложении Человек взволнованно смотрит вдаль слово взволнованно не изменяется, отвечает на вопрос как?, поясняет глагол, является наречием и пишется с двумя буквами нн.

4. Повторение-беседа :(на доске таблица Т.Я.Фроловой)

Давайте вспомним, когда у полных и кратких прилагательных пишется н и нн буквы н? В полных и кратких причастиях? Приведём примеры.

5. Работа с учебником и с таблицей на доске о написании н и нн буквы н у наречий.

6 . Закрепление.

1. Объяснительный диктант.

1). По степи разлилось искусственное море. (Море какое?)

2). Поведение этого человека было и скусственно , неестественно.

(Поведение каково?)

3). В теплице искусственно поддерживалась высокая температура.

(Поддерживалась как?)

4). Сегодня ветреный день. (День какой?).

5). Вчера было ветрено . (Было каково?).

6). Этот человек поступил ветрено , необдуманно . (Поступил как?).

Разбор проводится следующим образом. Читается первое предложение, подчёркивается изучаемая орфограмма с нн (искусственное). К нему ставится вопрос какое?, который надписывается; выясняется, что слово искусственное является именем прилагательным, согласуется с существительным море (показать дугой или стрелкой) и пишется с нн, так как имеет суффикс –енн-.

Слово искусственно во втором предложении отвечает на вопрос каково?, поясняет существительное (поведение), согласуется с ним в роде и числе и является кратким прилагательным. Оно пишется с двумя н, потому что образовалось от прилагательного с суффиксом -енн-.

В третьем предложении слово искусственно не изменяется, отвечает на вопрос как?, поясняет глагол и является наречием, пишется с двумя нн, так как образовано от прилагательного с нн.

2 . Вывод по теме (делается вместе с учениками):

1). Полные прилагательные и причастия отвечают на вопрос какой?, поясняют существительное, согласуются с ним в роде, числе и падеже, пишутся с нн.

2).Краткие прилагательные и причастия отвечают на вопрос каков? (-а, -о), поясняют имя существительное, согласуются с ним в роде и числе, краткое прилагательное сохраняет нн, а краткое причастие пишется с н.

3). Наречия, образованные от прилагательных или от причастий с нн, отвечают на вопрос как?, не изменяются, поясняют глагол и пишутся с нн; в наречиях, образованных от прилагательных с н, пишется только одно н.

3. Для закрепления выводов выполняются упражнения учебника по усмотрению учителя.

4. Домашнее задание: словарный диктат из 20 слов по теме.

Рефлексия . (Можно устно, смотреть по времени)

Распределительный диктант . Распределить на три колонки:

1.Полные прилагательные и причастия, отвечают на вопрос какой?

2.Краткие прилагательные и причастия, отвечают на вопрос каков?

3.Наречия, не изменяются, отвечают на вопрос как?

Возбуждённая толпа, толпа возбуждена, говорит возбуждённо, медленное движение, движение медленно, читает медленно, неожиданная встреча. Встреча неожиданна, остановиться неожиданно, необдуманное дело, дело необдуманно, сказано необдуманно..........................................................