Тактика действий противника по борьбе с разведывательными группами. Тактика действий сил специальных операций вс иностранных государств Вооружение и тактика действий диверсионных групп конспект

кл слова: война, разведка, упражнения, офп, нож, Адельбаев Вадим

Анонс
Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь рекомендации, необходимые для начального обучения военнослужащих в подразделениях глубинной (силовой) разведки.

Авторы освещают вопросы психофизической и тактической подготовки разведчиков, следопытства и маскировки, оборудования укрытий и преодоления минно-взрывных заграждений, рукопашного боя, выживания в экстремальных природных условиях, а также многое другое.

Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специальных войск, членам военно-спортивных и военно-патриотических клубов, учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто хочет научиться преодолевать любые опасности.

Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специального назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обычно идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужащих.

Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой пособие по базовой подготовке армейских разведчиков-диверсантов (иногда такую подготовку называют «одиночной»). Книга рассчитана на сержантов, прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с молодежью руководители военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, ту-ризмом и модным сейчас ниндзюцу.

Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов-универсалов не существует. Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка супер-разведчика требует такого человеческого материала, столь больших сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый боец спецназа имеет свой профиль: один - снайпер, другой - подрывник, третий - радист, четвертый - водолаз и т.д. Но сначала все они проходят базовую подготовку.

В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготовка разведчика-диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способами. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах, на «тропе разведчика», в городке физподготовки, на стрельбище. Второй - изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выживания, отработка тактико-специальных действий в учебно-тренировочном лаге- ре, «в поле». Третий - закрепление и совершенствование выработанных на- выков на соревнованиях разведывательно-диверсионных групп и на войсковых учениях.

Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и мин- но-подрывное дело, радиосвязь, парашютно-десантная и горная подготовка, вождение транспортных средств, методы экспресс-допроса в полевых услови- ях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и т.д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указа- на соответствующая литература.

Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге, не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печа- ти, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего Минобороны СССР в 19451991 годах. Работа авторов заключалась в первую очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необ- ходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков-дивер- сантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступ- ном виде.

Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Тарас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК

Разведчик должен уметь:

Совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;
- в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;
- определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять под- готовку противника к применению ОМП;
- определять принадлежность личного состава противника по форме одеж- ды и знакам различия, а техники - по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;
- знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь пользоваться его оружием и техникой;
- отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передви- жения на любой местности;
- владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушива- нием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в охранении;
- скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать;
- совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прик- ладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;
- знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки пере- вода документов, допроса военнопленных;
- умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на воо- ружении как своих войск, гак и противника, уметь изготавливать ВВ из подручтах материалов;
- знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;
- владеть «военной альпинистикой»;
- владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях;
- уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телеграфном режиме;
- уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и противника;
- уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противника, устанавливать радиомаяки;
- знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведывательные меры, применяемые противником, способы обмана противника для сохранения боеспособности…
Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противника. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, независимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник, снайпер и т.п.

А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штат- ные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:

Знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ);
- владеть огневым и электрическим способами взрывания;
- уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева, кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.
Короче говоря, хотя разведчик-диверсант - не супермен, он должен знать и уметь многое, главное - как выполнять любые задания и оставаться при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война, Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.

Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал специальной разведки, говорит следующее:

« …В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных полях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний «неуд» ставит пуля…»

ОТБОР КАНДИДАТОВ В РАЗВЕДЧИКИ

Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осуществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической подготовленности и соответствующими психологическими качествами.

Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь вы- полнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков соверше- ния марш-броска протяженностью до 30-50 километров. Если же объект уда- лось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10-15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом «работать головой», чтобы «переиграть» противника.

Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спец- назе тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже) можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у мужчин. Ниже мы приводим нормативы двух таких тестов.

Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, которое пробегает боец за 12 минут:

Более 2,8 км - отлично,
-2,8-2,4 км - хорошо,
-2,4- 2,0 км - посредственно,
-менее 2,0 км - плохо.
Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, выполняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа; подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражне- ния вместе составляют одну серию. 7 серий отлично; 5-6 серий хорошо; 3-4 серий посредственно; 1-2 серии плохо.

Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специа- листы: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. В принципе, они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критериями:

1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого);

2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения нормативов военно-спортивного комплекса);

3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе бе- седы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологичес- ких тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно опубликованного на русском языке);

4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2-3 дня в солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих воинов).

Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предус- мотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сер- жантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и непривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их мо- рально-волевых качествах и психологической надежности.

Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спец-подразделений тот, кто имеет так называемый «пассивно-агрессивный тип» характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10-15 баллов: склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не «обстоятельства» или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации.

Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно «играют в прятки» с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошиб- ки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, означающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Следовательно, разведчики действительно должны превосходить средний сол- датский уровень по всем показателям.

Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно-диверсионный отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза) капи- тан 2-го ранга В. Н. Леонов:

«…Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось одно - хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего сильной волей… Мы брали в отряд только тех, кто понимал что разведка это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд… В дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хо- чет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?»

Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза ка- питан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом:

«После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал роту в цепь, по-пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал маршбросок, потом опять переползание по-пластунски и когда у разведчиков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще метр - и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: «в одну шеренгу становись!» Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводили перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом, бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не принимал…»

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Психофизические упражнения - это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они предс- тавляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и пси- хическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет пси- хический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле. Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот.

Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и рис- ком. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх - это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх - драгоценность, если боец умеет владеть ею.

Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это - врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса - сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное - постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым уп- ражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая - дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил - не пустые слова.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, поше- велиться. Но у человека есть прекрасное свойство - он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целе- направленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков - типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы свя- зи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные по- ля, мины - ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, при- готовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскиров- кой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном по- ложении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз - закономерностью, а внезапное изменение ситуации - обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

Упражнения на «тропе разведчика»;
- «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
- упражнения горной подготовки;
- упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
- переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
- преодоление проволочного забора под напряжением электрического то- ка;
- действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
- «борьба с танками» - «обкатка танками»;
- скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным ре- шением тактических задач;
- упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замк- нутого пространства;
- переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
- плавание в обмундировании и с оружием;
- ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
- ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
- рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
- сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересе- ченной местности со стрельбой на 2-х - 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
- ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автома- том с прикрепленным к нему штык-ножом;
- уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;
- выдерживание ударов тупыми предметами;
- сопротивление болевым и удушающим приемам;
- адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому су- ществу;
- специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить живот- ное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
- посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
- метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
- преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.
(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психо-физической подготовки разведчиков:

« …Мы изготавливали чучело - манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» ни за что - ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов». После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневроло- гических диспансеров, либо попадают в исправительнотрудовые учреждения»

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

В «Наставлении по физической подготовке» (НФП-87) говорится:

«Специальными задачами физической подготовки являются: для личного состава разведывательных частей и подразделений: преимущественное разви- тие общей выносливости, способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении специальных препятствий; формирование готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником; воспитание спло- ченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших психических и физических нагрузок».

Дополнительно, физическая подготовка разведчиков должна способствовать повышению устойчивости к укачиванию и к ударным перегрузкам на опорнодвигательный аппарат, психической устойчивости к воздействию больших физических нагрузок, а также воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

Перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физи- ческой подготовке, выглядит следующим образом:

Для личного состава разведывательных частей и подразделений - 2, 3(4), 6(7), 10, II, 12, 13, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31.
Дополнительно военнослужащие изучают приемы рукопашного боя по специальной программе. В казармах оборудуются места для занятий рукопашным боем и силовой подготовкой. Они оснащаются простейшими устройствами для отработки ударов руками и ногами, ножом, лопаткой, автоматом, а также снарядами для развития силы мышц рук, ног и спины.

Упражнения, которые в НФП-87 перечислены, таковы:

Упражнение 1. Бег на 3 км.
Оценки:
«отлично» 12 мин. 30 сек.
«хорошо» 12 мин. 45 сек.
«удовлетворительно» 13 мин. 10 сек.
Упражнение 2. Лыжная гонка на 5 км.
Оценки:

«отл.» 28 мин.
«хор.» 29 мин.
«удовл.» 30 мин.
Упражнение 3. Кросс на 5 км (для бесснежных районов).
Оценка:

«отл.» 24 мин.
«хор.» 25 мин.
«удовл.» 26 мин.
Упражнение 4. Подтягивание на перекладине.
Оценка:

«отл.» 13 раз.
«хор.» 11 раз.
«удовл.» 9 раз.
Упражнение 5. Комплексное силовое упражнение.
Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 сек. - максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгиба- ние ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); затем повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выпол- нить в течение 30 сек максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).
Оценка:

«отл.» 48 раз (наклоны и отжимания вместе)
«хор.» 44 раза
«удовл.» 40 раз
Упражнение 6. Бег на 100 метров.
Оценка:

«отл.» 14, 1 сек.
«хор.» 14,6 сек
«удовл.» 15,6 сек
Упражнение 7. Прыжки ноги врозь.
- через гимнастического «козла» в длину - высота снаряда 125 см, мостик высотой 10-15 см устанавливается в 1м от снаряда; прыжок выполняется с разбега;
- через «коня» в длину - высота снаряда 115 см, мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбега толчком ру- ками о дальнюю половину снаряда.
Разрешается выполнять две попытки.

Упражнение 8. Комплексное упражнение на ловкость.
Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде «Марш» пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком сделать поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10м в обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается применение матов.
Оценка:

«отл.» 10 сек
«хор.» 10,6 сек
«удовл.» 11,2 сек
Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук с одновременными махами ног на брусьях.
Оценка:

«отл.» 9 раз
«хор.» 6 раз
«удовл.» 4 раза.
Упражнение 10. Марш на лыжах 10 км в составе подразделения.
Каждый участник стартует в полной боевой выкладке. На финиш подразделение должно прибыть в полном составе с растяжкой не более 100 м и без потери предметов вооружения и снаряжения. Взаимопомощь разрешается без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему участнику.
Оценка:

«отл.» 1 час 15 мин
«хор.» 1 час 20 мин
«удовл.» 1 час 25 мин.
Упражнение 11. Марш-бросок в составе подразделения. Условия те же, что и при броске на лыжах.
Оценка на 5 км:

«отл.» 27 мин
«хор.» 28 мин
«удовл.» 29 мин
Оценка на 10 км.
«отл.» 56 мин
«хор.» 58 мин
«удовл.» 1 час.
Упражнение 12. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Оценка:

«отл.» 2 мин 25 сек
«хор.» 2 мин 30 сек
«удовл.» 2 мин 40 сек.
Упражнение 13. Специальное контрольное упражнение на полосе препятствий.
Если предыдущее упражнение выполнялось без автомата, то это упражнение выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами и противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя у борта БТРа (оружие в руке, противогаз в сумке): влезть в макет БТРа через борт, соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по нап- равлению к первой траншее, обежать флажок, соскочить в траншею и надеть противогаз, выскочить из траншеи и пробежать по бревну через овраг, соскочить с бревна на землю, преодолеть завал, соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик весом 40 кг и перенести его на передний бруствер, затем снова на задний. Снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить из рва, пробежать по проходам лабиринта, взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки, преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю. Преодолеть стенку, соскочить в колодец, пробежать по ходу сообщения до траншеи, метнуть противотанковую гранату массой не менее 1 кг на 15 м по щиту размером 2х1 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели, выскочить из траншеи и преодолеть палисадник, влезть в нижнее окно фасада дома, с него - в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее - на вторую, спрыгнуть на землю, перепрыгнуть через траншею.

Оценка: «отл.» 3 мин 25 сек
«хор.» 3 мин 30 сек
«удовл.» 3 мин 45 сек
Упражнение 14. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.
Командиры взводов, рот и их заместители выполняют упражнение в составе проверяемых подразделений. Выполняется в составе отделения.
Оценка:
до 4 чел.

«отл.» 3,50
«хор.» 4 ,15
«удовл.» 4,40
до 7 чел.
«отл.» 4 ,15
«хор.» 4 ,40
«удовл.» 5,05
до 10 чел.
«отл.» 4 ,40
«хор.» 5 ,05
«удовл,» 5,30
Упражнение 15. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.
Те же условия, что и в N14, но сначала пробежать 1000 или 3000 метров и затем уже преодолеть полосу.

Упражнение 14. Плавание в обмундировании с оружием (автомат).
Выполняется в повседневной одежде, сапоги сняты и уложены за поясной ремень спереди или сзади. Упражнение считается невыполненным при утере оружия или предметов обмундирования.
Оценка:

«отл.» 100 м
«хор.» 75 м
«удовл.» 50 м
Или плавание на 100м в спортивной форме, если нет условий для плавания в обмундировании.
Оценка: брассом

«отл.» 2,05
«хор.» 2,20
«удовл.» 2,50
Оценка: вольным стилем

«отл.» 1,50
«хор.» 2,05
«удовл.» 2,35
Упражнение 16. Специальный комплекс приемов рукопашного боя.
Предназначен для уничтожения и пленения противника и включает приемы, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно следующие приемы:
1) Режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом - наносятся быстрыми движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали.
2) Загиб руки за спину.
3) Рычаг руки наружу.
4) Рычаг руки внутрь.
5) Задняя подножка.
6) Бросок через спину.
7) Освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и болевых приемов, названных выше.

Существует несколько общих правил для совершения диверсий и партизанской деятельности:

1. Удостоверьтесь, что операция будет эффективной. Никогда не тратьте время на операцию с насилием или без насилия, которая является неэффективной.

2. Наносите удар по врагам там, где они этого меньше всего ожидают, и где это им будет больнее всего.

3. Многие акты саботажа следует проводить по ночам.

4. Нужно в совершенстве выверить время, поскольку чем дольше длится операция, тем больше шансов, что что-нибудь пойдет не так, как надо.

5. Действуйте только с теми людьми, которым доверяете. Многие шпионы и информаторы предложат планы, которые лишь приведут вас к неудаче. Действуйте малыми группами или ячейками, состоящими самое большее из четырех-пяти человек.

6. Все операции должны быть простыми и быстрыми. Следует спланировать несколько путей отхода.

7. Все виды оружия должны быть спрятаны. К взрывчатым веществам следует относиться с тем уважением, какого они заслуживают.

8. Каждая группа должна иметь руководителя. Его следует подбирать по качеству руководства. Он должен принимать все главные решения.

9. Необходимость в секретности очевидна. Безопасность и секретность должны поддерживаться без ограничений.

10. Всякий член группы, нарушающий правила поведения группы, должен быть наказан на глазах у других членов.

Человечество эволюционирует уже много тысяч лет. На протяжении этого времени происходит развитие военного искусства, при помощи которого люди убивают друг друга на полях сражений. Самый большой прорыв в области военного мастерства пришёлся на XX век. Две мировых войны существенно повлияли на восприятие и сам вид конфликтов между государствами. Человечество поняло, что Третьей мировой войны попросту не пережить. На сегодняшний день все международные разногласия принято решать путём переговоров, однако локальные конфликты всё-таки случаются. В подобных конфронтациях большую роль играет военное «изобретение» былого столетия, которое имеет название - диверсионно-разведывательные группы. Подобные подразделения являются наиболее манёвренными и смертоносными. Они имеют специфическую организацию и функции, о чем будет рассказано в статье далее.

История диверсионных отрядов

Чтобы ответить на вопрос, что такое ДРГ, нужно окунуться в военную историю. Подобные подразделения стали активно использоваться в XVIII веке Российской Империей. Конечно, были известны и более ранние примеры, например разведывательные отряды центурионов в Риме или специальные подразделения гоплитов в Греции, но все они находились в зачаточном состоянии. Сугубо диверсионные функции начали выполнять казаки. В своих воспоминаниях князь Прозоровский писал, что сведённые отряды казаков без проблем прорывались в тыл врага и наносили существенный урон его наиболее укреплённым пунктам. При это подобные отряды избегали открытого сражения. Принцип деятельности ДРГ существенно изменился в XX веке.

ДРГ - расшифровка аббревиатуры

В современном понимании ДРГ или же диверсионно-разведывательная группа - это высокомобильное подразделение Как правило, данные группы используются для разведки и диверсий в глубоком тылу врага. Помимо этого, диверсионно-разведывательная группа выполняет сбор данных об укреплённых точках врага, объектах, которые имеют стратегическую ценность.

Любая важная информация о противнике, которую невозможно добыть общими разведывательными способами, является целью диверсионно-разведывательной группы. Чтобы более детально разобраться в вопросе, что такое ДРГ, следует изучить задачи, ставящиеся перед этими подразделениями.

Задачи диверсионно-разведывательных групп

Ранее было указанно, что ДРГ - это маневренная группа, предназначенная для ведения диверсионной и разведывательной деятельности в тылу врага, отсюда можно выделить следующие основные задачи:

  • полная дезорганизация связи и транспорта, а также других систем транспортировки;
  • выведение из строя объектов, имеющих стратегическую ценность;
  • деморализация войска противника путём распространения паники;
  • сбор данных, которые представляют стратегическую ценность (количество войск, их экономические и боевые показатели, расположение основных военных объектов).

Как происходит подготовка диверсионно-разведывательных групп

Подразделения такого типа практически всегда являются штатными как в армии, так и на флоте.

В обоих родах войск принцип деятельности ДРГ и задачи схожи. Личный состав усиленно готовят в сфере подрывного дела, огневой и
Помимо этого, бойцы диверсионно-разведывательных групп подвергаются достаточно сильному психологическому тренингу. Ко всему прочему, у личного состава вырабатывают навыки альпинизма, и т. п. Большой упор делается на выработку способностей, которые позволяют «выживать» в любых условиях на территории противника.

Диверсионно-разведывательная группа: численность и методы работы

Число личного состава обычно формируется на основе конкретных задач, которые ставятся перед ДРГ. Оружие таких подразделений - скрытность. Они передвигаются по территории противника небольшой численностью, что существенно увеличивает их манёвренность и мобильность. Все эти признаки также способствуют уменьшению шансов обнаружить ДРГ. Оружие общего предназначения используется диверсионными группами в крайних случаях. В основном подразделение до последнего остаётся в тени. Ущерб от атак диверсионно-разведывательных групп может быть не меньше, чем от атак боевых соединений армии и флота. Когда подобную группу раскрывают, то зачастую командование не предпринимает никаких действий по её освобождению или спасению, вследствие риска вербовки подобных бойцов армией противника. Таким образом, деятельность ДРГ является достаточно рискованной.

Правовые рамки деятельности диверсионно-разведывательных групп

Многие люди, при ответе на вопрос, что такое ДРГ, отождествляют эти подразделения с террористами или другими незаконными военизированными формированиями. Такой подход в корне неверен, так как диверсионно-разведывательные группы действуют в строгих рамках международного права ведения войн. Деятельность этих подразделений допускается исключительно в военное время. При нарушении данных правил, деятельность подобных групп действительно будет считаться терроризмом или военным преступлением. Согласно нормам ДРГ разрешено наносить урон в отношении следующих объектов:

  • личный состав вражеской армии;
  • сооружения стратегического назначения;
  • техника военная;
  • ДРГ противника;
  • объекты военно-промышленного комплекса.

Данный перечень является исчерпывающим. Нанесение ущерба любым другим объектам будет считаться военным преступлением в военное время и террористическим актом - в мирное.

Объекты, которые не могут атаковать диверсионно-разведывательные группы

Существует ряд объектов, которые имеют особый охраны. За нанесение им вреда следуют наиболее суровые санкции. Запрещается осуществлять разведывательно-диверсионную деятельность против:

  • мирного, гражданского населения;
  • медицинских учреждений, например Красного Креста;
  • любым другим объектам гуманитарного назначения.

Помимо этого, существуют требования о том, чтобы при выполнении боевых задач члены ДРГ носили форму с отличительными знаками своего государства. В противном случае их деятельность будет носить противозаконный характер. Именно благодаря обязанности носить группы отличаются от террористических и других незаконных формирований.

Таким образом, мы ответили на вопрос, что такое ДРГ. Деятельность подобных подразделений с каждым годом эволюционирует и приобретает новые аспекты, что подтверждает эффективность диверсионно-разведывательных групп.

Целью диверсий была дезорганизация вражеского тыла, нанесение фашистам ущерба и живой силе и технике» Этот способ вооруженной борьбы по сравнению с другими обладал серьезными преимуществами. Во первых, диверсии позволяли партизаним малыми силами и почти без потерь наносить весьма эффективные удары по противнику. Во-вторых, систематические диверсии распыляли внимание и силы противника на охрану коммуникаций и других тыловых объектов.
В результате резко снижались его возможности в борьбе с партизанами, та к как создание крупных группировок войск для блокирования районов активных партизанских действий и проведения карательных экспедиций было затруднено. Диверсии играли также важную роль в деморализации вражеских войск.
В 1941-1942 гг., когда еще не было налажено снабжение партизанских формирований специальными минно-взрывными средствами, партизаны широко применяли простейшие способы диверсий. Они подкапывали и расширяли железнодорожные пути, отводили рельсы в сторону, разбрасывали на автомобильных дорогах металлические «ежи» и колючки, создавали на грунтовых дорогах замаскированные «волчьи ямы», устраивали поджоги и т.д.
Роль диверсий в партизанской борьбе возросла со второй половины 1942 г. когда на вооружение партизан стала поступать из советского тыла более сложна я современная подрывная техника (мины замедленного действия с электрочасовыми или химическими взрывателями, магнитные мимы и другие специальные взрывные устройства)ж Массовое применение этой техники обеспечило очень высокую эффективность диверсионной работы. С начала 1943 года диверсии (использованием специальных технических средств) вышли на первое место в тактике партизанской борьбы.
Особенно много диверсий устраивали партизаны на коммуникациях,образом на железных дорогах.
Иногда они сочетали диверсии с засадами и налетами, чтобы закрепить результаты диверсии, уничтожить больше живой силы и техники врага, разрушить важные железнодорожные объекты. Однако чаще всего партизаны нарушали работу железнодорожного транспорта, не вступая в боевое столкновение с противником.
Они минировали железнодорожные пути и вызывали крушения поездов. При этом партизаны стремились закладывать мины на затяжных уклонах, высоких насыпях и кривых участках пути, то есть в таких местах, где взрыв наносил наибольший ущерб. Для обеспечения длительного перерыва в движении поездов, они организовывали крушения в глубоких выемках, на малых мостах, которые не охранялись или слабо охранялись, на насыпях, проходивших через болота, т.е. там, где было трудно вести восстановительные работы.
Война дала массу примеров, когда небольшие подразделения партизан, умело используя минно-взрывные средства, производили массовые крушения вражеских поездов. Так, в декабре 1943 года взвод минеров под командованием заместителя командира батальона Чернигове-Волынского партизанского соединения A.M. Садиленко на участке Малорита - Крымно железной дороги Ковель - Брест заложили мины замедленного действия. Следующей ночью взвод заминировал другой участок, севернее и южнее станции Заблоцк. На двенадцатые сутки, когда взвод был уже в 90 километрах от места минирования на железной дороге начались взрывы. В течение двух недель там потерпели крушения 31 эшелон и один бронепоезд. Движение на участке прерывалось в общей сложности на 12 суток.
Партизаны широко осуществляли диверсии и на автомобильных дорогах: устраивали перекопы, завалы, пожары (на лесных дорогах), обвалы (на горных трассах), минировали их, разрушали дорожные сооружения. Кроме того, немалый ущерб вражескому автотранспорту наносило нарушение работы дорожной службы противника. Так, партизанский отряд Лебедянского района Сумской области, действуя недалеко от линии фронта, 27 сентября 1941 года уничтожил вражеского регулировщика и переменил направление дорожных указателей. В результате фашистская автоколонна пошла по ложному направлению. Командир отряда сообщил об этом советскому командованию, по заблудившейся автоколонне удалось нанести мощный артиллерийский удар, который уничтожил ряд машин с военными грузами.
Различные способы диверсий применяли партизаны на водных коммуникациях. Среди них минирование фарватеров, разрушение мостов при помощи сплавных мин, уничтожение и перестановка бакенов, закладка на судах мин замедленного действия и т.д.Так, летом 1943 года партизаны из соединения А.Ф. Федорова произвели диверсию на реке Припять с помощью самодельной мины. Подорвавшись на этой мине, затонули буксир и баржа с воинскими грузами.
Те партизанские формирования, которые в своей боевой деятельности ориентировались преимущественно на диверсии, обычно не имели больших потерь, сохраняли высокую маневренность, могли систематически наносить чувствительные удары по врагу. Высокая результативность диверсий, простота выполнения, большая экономия сил и средств, сохранение боеспособности и подвижности партизан - все это свидетельствует о ведущей роли диверсий в тактике партизанской борьбы.
Во второй половине войны советские партизаны проводили целые кампании массовых диверсий в интересах обеспечения наступательных операций регулярной армии. Среди них пресловутая «Рельсовая война», проводившаяся на коммуникациях групп армий «Север», «Центр» и «Юг» в августе-сентябре 1943 года для обеспечения наступления Брянского, Степного и Воронежского фронтов под Орлом и Белгородом. Партизаны провели также операцию «Пустыня», в ходе которой они уничтожили водокачки и водонапорные башни на значительной территории.
Самую крупную наземную транспортную диверсию периода Второй мировой войны осуществил диверсант Федор Крылович (1916-1959), поддерживавший связь со спецгруппой «Храбрецы». Рано утром 30 июля 1943 года он установил две магнитные мины с часовыми взрывателями в эшелоне цистерн с бензином, сделавшем остановку на станции Осиповичи. Одну мину он прикрепил в голове эшелона, вторую - на последней цистерне. B тот же день заминированный поезд немцы поставили рядом с тремя другими воинскими эшелонами в вагонном парке станции Осиповичи.
В установленное время взорвалась первая мина, вызвавшая сильный пожар. Охрана станции попыталась отвести пылающие -цистерны от соседних вагонов, но через 10 минут взорвалась вторая мина. Загорелись стоявшие рядом составы, начали взрываться авиабомбы и снаряды, находившиеся в одном из них. В итоге полностью сгорели либо взорвались 5 паровозов, 25 цистерн с бензином, 8 цистерн с авиационным маслом, 65 вагонов с боеприпасами, 12 вагонов с продовольствием, 8 танков на платформах (из них 5 типа «Тигр»), 7 бронетранспортеров, угольный склад вместе с погрузочным краном, ряд станционных построек. Погибло до 50 человек станционного персонала. Движение на этом участке полностью прервалось на двое суток.
Во многих партизанских бригадах и отрядах имелись специальные диверсионные подразделения - взводы или роты. Кроме того, на оккупированной территории действовали отдельные диверсионные и диверсионно-разведывательные группы.
Эффективность диверсионных акций находилась в прямой зависимости от наличия у партизан взрывчатки, мин и различного рода подрывной техники, уровня подготовленности личного состава к их применению, а также от степени охраны противником железнодорожных коммуникаций и других тыловых объектов. Подрывы партизаны организовывали не только на железнодорожных линиях. Многие диверсионные группы успешно минировали шоссейные и грунтовые дороги. Тактика диверсионных групп обычно выглядела следующим образом. После предварительной разведки подступов к объекту и тщательного изучения режима его охраны группа в наиболее удобный момент выходила на железную или шоссейную дорогу, закладывала мину (фугас), а затем отходила в условленное место, откуда можно было наблюдать за результатом диверсии и затем незаметно скрыться.
В первые месяцы борьбы в тылу врага партизаны использовали в основном самодельные, а также некоторые армейские табельные мины, которые предназначались для других целей, поэтому не всегда могли удовлетворить их требования. Проявляя сметку и изобретательность, партизанские умельцы усовершенствовали многие образцы имевшейся в отрядах минно-подрывной техники. В результате арсенал партизанских диверсионных групп пополнился необходимыми, порой совершенно неожиданными видами мин, секрет которых был известен только изобретателю и исполнителю диверсионной акции.
Помимо взрывных устройств, партизаны довольно успешно применяли для диверсий всевозможные подручные средства. В некоторых отрядах были устроены специальные мастерские, где ковали клинья для крушения эшелонов на железных дорогах, изготавливали всевозможные «ежи» и «шипы» для прокола шин автомобилей и другие несложные приспособления. Партизаны подпиливали и сжигали деревянные мосты, растаскивали рельсы, выкапывали и сжигали шпалы, что приводило к крушениям транспортной техники врага. Одновременно с этим они рвали телефонные и телеграфные провод а,подпиливали и валили опорные столбы вражеских линий связи.
Успех диверсионных действий партизан во многом зависел также от организации разведки и других видов боевого обеспечения, улучшения планирования и совершенствования управления партизанскими формированиями.

Источник информации:
Издатель: Минск-М

Введение 3 1. Понятие диверсионно-разведывательной группы 4 2. Принципы ведения современного боя 6 3. Тактика диверсионно-разведывательной группы 12 Заключение 21 Список литературы 23

Введение

Диверсионно-разведывательная группа в войсковой тактической разведке, как правило, является специально подготовленной группой военнослужащих, направляемой за линию фронта (в расположение противника) для совершения диверсионных актов - уничтожения важных военных и гражданских объектов противника стратегического и тактического назначения, ликвидации командного состава и т.п. Диверсионно-разведывательная группа, как правило, является штатным подразделением специального назначения армии и флота. Члены диверсионно-разведывательной группы проходят специальную подготовку по минно-подрывному делу, огневой, физической, психологической, парашютно-десантной, подводной, альпинистской подготовке, способны действовать автономно на территории противника длительное время. В ходе выполнения поставленной задачи, диверсионно-разведывательная группа действует скрытно, способна в предельно сжатые сроки преодолевать большие расстояния. Небольшая, как правило, численность группы повышает её скрытность, маневренность и мобильность, что осложняет мероприятия по её поиску и ликвидации. В ходе боевых действий диверсионная работа, в случае достижения желаемого результата, способна причинить урон противнику не меньше, чем боевые действия частей и соединений. Цель данной работы – рассмотреть особенности тактики диверсионно-разведывательной группы. В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие диверсионно-разведывательной группы. 2. Изучить принципы ведения современного боя. 3. Рассмотреть особенности тактики диверсионно-разведывательной группы.

Заключение

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) - это подразделение специального назначения, используемое для разведки и диверсий в тылу противника в военное и предвоенное время с целью дезорганизации тыловых учреждений, уничтожения или временного выведения из строя важнейших промышленных предприятий, военных объектов, транспорта, связи, а также сбора информации о противнике Диверсионно-разведывательная группа действует в рамках общепринятых норм международного и военного права. Согласно международных соглашений и законов ведения войны, диверсионные мероприятия допускаются только в военное время в отношении объектов армии, флота, военно-промышленного комплекса, средств связи и транспортных коммуникаций государства-противника, официально находящегося в состоянии войны. Принципы военного искусства – это основные руководящие положения по организации и ведению боя, операции и войны в целом. В них получают свое выражение объективно действующие законы вооруженной борьбы; они являются результатом научного обобщения практики этой борьбы. Диверсионно-подрывная деятельность связана с убеждением людей или групп людей к совершению определённых действий в чьих-то интересах. Это один из решающих факторов в ведении боевых действий. Диверсионно-подрывная деятельность включает: ведение пропаганды; психологические операции; дезинформацию; террор; организацию контрпартизанских формирований. Психологические операции тщательно планируются и проводятся в определённых районах до полного достижения поставленных целей. Такими целями могут быть: деморализация, разделение и дезорганизация разведывательной группы; завоевание поддержки у местного населения; одобрение местным населением проводимых мероприятий контрпартизанской борьбы и оказание помощи местным властям и т.п. Дезинформация организуется с целью введения разведывательных групп в заблуждение относительно своих сил, средств и намерений по борьбе с ними. Основным методом нанесения ударов для РДГ – это диверсии на коммуникациях врага, на военных и промышленных объектах. При осуществлении этих операций используются толовые заряды и самые разнообразные минные устройства – от миниатюрных магнитных мин, мин замедленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.

Список литературы

1. Болтунов М.Е. Короли диверсий. История диверсионных служб России. – М.: Вече. 2002.- 352с. 2. Зарицкий В.Н., Харкевич Л.А. Общая тактика: Учебное пособие. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. – 184с. 3. Сергин М.Ю., Харкевич Л.А. Общая тактика. – М.: Машиностроение, 1999. – 120с. 4. Сергин М.Ю., Харкевич Л.А. Теоретические основы организации и ведения боевых действий. – М.: Машиностроение, 2000. – 151с. 5. Современная армия [электронный источник]: режим доступа http://www.modernarmy.ru/article/43 6. Тактика (рота, батальон). Ч. II / Под ред. Е.И. Крылова. – М.: Воениздат, 1991. – 464с. 7. Тактическая подготовка / Под ред. В.И. Левина. – М.: Воениздат, 1988. – 432с