Воспитание без принуждения читать онлайн бесплатно. Предупреждение о наказании: считаем "Раз! два! три!" Как воспитывать детей без принуждения

Когда ребенок ведет себя плохо, нет задачи его наказать: есть задача его проблемное поведение прекратить (а в по-хорошему, привлечь его к чему-то доброму, веселому и полезному). Так вот, если ситуация с ребенком еще не совсем запущена, то самый простой вариант - предупредить ребенка, что если он безобразие не прекратит, то будет наказан известным ему образом. Когда и грядущее наказание известно, и предупреждение звучит так, что его ни с чем не перепутаешь, то шансы на разумное решение вопроса - высоки. Умные дети себе очевидных неприятностей не хотят и безобразия прекращают.

Когда отношения нормальные, даже не нужно ничего выдумать. С просторов интернета : "Когда безобразничества расцветают в полную силу, и ребенок игнорирует просьбы, я говорю: "Алиса, сейчас мама разозлится, и мы с тобой будем ругаться! Разве ты этого хочешь?". Обычно действует 2-3 раза через 1. Меня это устраивает..."

Тем не менее, иногда предупреждения можно оформить более серьезно, тогда и ребенок приучится реагировать на него более надежно. Как педагогический прием, предупреждение по форме "Раз! два! три!" пришло из Канады. Дело в том, что в Канаде приняты строгие законы в отношении воспитания детей: детей нельзя не только бить и строго наказывать, но даже ругать, поскольку все это считается неуважением к личности ребенка. На вас легко могут донести в полицию прохожие, соседи и даже сами дети, а за нарушение закона родителю придется заплатить серьезный денежный штраф или даже провести несколько дней за решеткой. И что теперь делать бедным родителям, когда их ребенок разошелся? Как призвать ребенка к порядку, когда ребенка не могут утихомирить никакие гуманные способы?

Канадцы даже специально слово придумали для обозначения буйного состояния у детей – «тантрум». Тантрум ребенка вызывает состояние бессилия у родителя, и если он сильно переживает – то тоже впадает в состояние тантрум. Т.е. родитель становится тоже буйным, перестает себя контролировать, начинает наказывать ребенка и нарушать закон... Согласно исследованиям, состояние «тантрум» наблюдается по крайней мере у 80% детей, то есть с этим сталкивается практически каждый родитель.

Нужно было придумать метод эффективного наказания без применения насилия, и таким методом для канадцев стал метод 1-2-3, описанный в книге Томаса Фелана “1-2-3 Magic. Effective Discipline for children 2-12”.

На самом деле, разумеется, насилие в методе 1-2-3 присутствует. Просто гуманисты считают такое насилие допустимым, так как действия родителя при таком подходе не унижают личность ребенка.

Итак, как это делается? Если ребенок опасно балуется, дразнится, буянит, хулиганит, дерется и так далее безобразничает, то чтобы его остановить,

  1. Успокойтесь. Предупреждение более результативно, когда родитель выглядит спокойно и уверенно. Никаких разговоров, ссор, выяснения отношений. Только счет. При этом чем меньше эмоций на вашем лице и в вашем голосе, тем лучше.
  2. Произнесите строгим голосом «Считаю до трех. Раз!».
  3. Ждите 5 секунд.
  4. Если безобразие продолжается: «Два!».
  5. Ждите 5 секунд.
  6. Если всё также, говорите: «Три».
  7. Если вы досчитали до трех, то с вашей стороны должно последовать наказание.

Какое наказание?

Если вы дома, то самое обычное - это ​​​​​​​ (прерывание контакта). Вы берете ребенка за руку и отводите в его комнату, убрав оттуда все электронные развлечения. Книги и простые игры можно оставить, а вот телефон, айпэды и прочите радости жизни, включая друзей - всего этого ребенок лишается. Если ребенок вас слушается, то еще проще - посадить его на стул рядом с вами, пусть одиноко сидит и немного скучает.

Если ребенок вас совсем не слушается, на стуле не сидит, из угла выходит и из своей комнаты убегает, то его действия нужно физически заблокировать (держать дверь или стоять в дверях, блокируя выход), а плач и крики нужно просто перетерпеть. Собственно, плач и крик для здоровья ребенка не вредны, а разумные окружающие вас поддержат.

Труднее использовать этот метод в общественном месте, но если не все жутко запущено и дома вы этот подход уже успешно использовали, то он поможет вам и на улице, и в супермаркете. В супермаркете качестве комнаты для наказания можно использовать магазинную тележку (посадить туда ребенка), либо общественный туалет, либо угол магазина. Как вариант, вы просто уходите из супермаркета... Если вы увели ребенка за руку, дальше разбираться с ребенком проще, а если вы ушли из супермаркета, оставив его там, - то, понятно, вы не совсем ушли, а просто сделали вид, что ушли, и наблюдаете за происходящим скрыто.

Если ребенок хулиганит в машине, опять-таки нужно начинать считать. Наказание: вы останавливаетесь на обочине и никуда не едете, пока все не успокоятся, либо разворачиваетесь и едете домой, а не на прогулку.

Если тайм-аут в вашем исполнении никак не срабатывает, ближайшие действенный вариант наказания - лишение. Вы лишаете ребенка того, что ему хотелось: лишаете его десерта, отправляете его друзей домой, выключаете телевизор, отбираете любимую игру, раньше укладываете ребенка спать или забираете несколько монет из его копилки.

Ответы на часто задаваемые вопросы

  • "Почему 1-2-3, а не меньше?" - Мы предоставляем ребенку две попытки опомниться, измениться.
  • "Что делать, если ребенок подражает вам и сам начинает считать?" - Игнорируйте это.
  • "Что делать, если появляются сомнения: считать или не считать?" - Если Вы не уверены в чем-то, считайте. В будущем составьте список проступков, которые вам нужно останавливать приемом "Раз! два! три!". Для составления такого списка можете привлечь ребенка, это будет полезно в первую очередь для него.
  • "Можно ли считать одной последовательностью разные плохие поведения, если ребенок разошелся?" - Можно. Так, например, если ребенок толкнул свою сестренку, мы считаем «Это раз»; раскидывает кубики, мы продолжаем считать «Это два»; затем кричит и визжит в процессе счета, мы произносим «Это три».

Каковы будут результаты?

Примерно половине детей хватает одного наказания, чтобы все понять и больше не испытывать ваше терпение. Другая половина будет испытывать вас на прочность, и ближайшие 7-10 дней вас ждут нелегкие испытания. Продержитесь - ваш ребенок будет вас слушаться. Сдадитесь - ваш ребенок будет управлять вами, и, по сути, лишил вас родительских прав. Устроит ли это вас - решайте сами.

Сильная сторона этого приема – его универсальность. На любые хулиганские действия ребенка взрослый реагирует одинаково: начинает считать, и ребенок останавливается. И хотя метод не решает всех воспитательных задач, но он помогает взрослому справиться с самыми сильными манипуляциями ребенка и правильно решает вопрос власти в семье. Взрослый – главный, а ребенок его слушается. Так и должно быть, потому что именно от такого положения выигрывают оба – и взрослый, и ребенок.

Где этот метод не работает? Каковы границы его применения?

Лучше всего этот метод работает для детей от 2 до 12 лет. Если ребенок младше или старше, он уже может не срабатывать.

Этот метод хорошо останавливает нежелательное поведение "здесь и сейчас", но только на короткое время. Счет побуждает ребенка выполнять требуемое, но недолго: эффект длится от нескольких секунд до нескольких минут.

Если нужно, чтобы ребенок что-то прекратил - этот метод подходит, а если вы хотите, чтобы ребенок что-то начал - метод подходит в гораздо меньшей степени. Если ребенок возьмет ложку и начнет кидаться кашей, такое поведение можно остановить. Но если требуется, чтобы ребенок съел кашу на тарелке, то вам придется буквально стоять над ним и долдонить "Раз, два, три!" всякий раз, когда он заупрямится. Это само по себе глупо и неэффективно, поэтому, в таких ситуациях следует использовать другие методы.

Метод 1-2-3 не стоит применять, если ребенок болен, уже испытывает боль и другие негативные переживания. Родителю также стоит запомнить, что во время его применения не допускаются споры, крики, трепка, выяснение отношений. Конфликты гасят эффективность метода. Родителям нужно сначала успокоиться, научиться держать себя в руках, наладить свои отношения и взаимопонимание, а потом требовать того же от любимого отпрыска. Кроме того, стоит помнить, что простое решение не всегда оказывается самым эффективным. Плохое поведение часто является сигналом, что ребенку требуется больше нашего внимания, любви. Поэтому кроме наказаний и угроз наказаний в жизни ребенка должно хватать поощрений и поглаживаний. Важно понимать мотив плохого поведения – ведь иногда оно является следствием кривых действий самого родителя.

Видео от Яны Счастье : интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

В возрасте 4-5 лет ребенок начинает проявлять свой характер. Иногда с ним становится очень тяжело справляться. При этом физическую силу применять не хочется. И даже за крики потом начинаешь себя винить. В то же время не хочется превратить в ребёнка в послушного робота, который потом всю жизнь будет покорно подчиняться другим.

Мы долгое время пытались объяснять ребёнку, что он поступает неправильно. Понятно, что длинные нотации ребёнок всё равно не воспринимает. Но даже с короткими возникали проблемы - ребенок кричал, капризничал и пытался манипулировать. При этом на удивление, когда начинали считать до трёх, то зачастую это останавливало дитёныша. И это при том, что никакого наказания ему по результатам счёта не обещали.

Книга Томас У. Фелан "Воспитание без принуждения. Как привить послушание детям от 2 до 12 лет. Волшебство 1-2-3" как раз во многом посвящена именно такому счёту, который назван здесь "Волшебство 1-2-3" и используется для контролирования несносного поведения. В книге конечно более системный подход. Родители должны реагировать без эмоций. Ребёнок должен понимать, что после счёта до 3 он получит наказание. В качестве такого автор предлагает, например, поставить ребёнка в угол или изолировать в комнате. Поскольку изоляция может впоследствии сказаться и во взрослом возрасте, к такому методу мы не прибегали. А вот лишение мультиков или других прелестей дитё получало. И чем чаще начинали счёт вместо объяснений, тем больше понимали, что это гораздо более быстрый способ прекратить манипуляции и крики, что не нужно считать, что маленький человечек уже взрослый и ему нужны длинные объяснения.

Также в книге понравилось описание 6 способов тестирования и манипулирования ребенка: выклянчивание, запугивание, угрозы, мученичество, подлизывание, физические тактики.

Контролированию несносного поведения посвящена только половина книги. Для поощрения хорошего поведения "Волшебство 1-2-3" уже не используется. Вместо этого предлагаются другие тактики:


  • положительное подкрепление,

  • простые просьбы,

  • кухонные таймеры,

  • система вычитания,

  • естественные последствия,

  • составление таблиц,

  • счёт.

Для себя конечно отметил, что хвалить ребёнка нужно хотя бы в 2 раза чаще. Пока получалось как раз в основном только ругать и критиковать. Есть над чем поработать. Про большую эффективность таблиц также наслышан, так что нужно будет тоже взять на вооружение. Возможно, и другие способы пригодятся. Но вот стимулировать хорошее поведение деньгами, вычитая их при плохом, желания нет.

Также в будущем нужно будет попробовать семейный советы для выработки правил вместе с детьми, больше заниматься активным слушанием, проводить время с ребенком один на один. И конечно важно не забывать про любовь и похвалу.

В целом книга может оказаться очень полезной для многих родителей. Рекомендую прочитать. В электронном виде (fb2, fb3, mobi, epub, pdf, djvu) мне эта книга не попадалась (на Литрес продаётся электронный вариант книги Томаса Фелана "

Томас У. Фелан
Тип: PDF
Страниц: 288
Год издания: 2007
Язык: Русский
ISBN: 985-483-794-7, 978-985-15-0015-0

Родителем быть нелегко: чадо склонно не слушаться и вообще не очень-то заботится о том, чтобы каждодневно приносить Вам радость. А Вы - не святой, не гений, не профессиональный психолог, да и времени постоянно не хватает, чтобы стать кем-нибудь из этих трех... Книга призвана упростить Ваши проблемы в общении с собственным ребенком, взрастить его понимающим, но счастливым. Для широкого круга читателей.

Отзывы

Анастасия , 02.04.2012
Эта книга не оставит равнодушными читателей разного уровня образования и возраста. Интересен, в первую очередь, красочный и богатый язык автора, но и содержанием этого произведения останется доволен даже самый привередливый любитель книг. Читается она довольно быстро и легко.

Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:




Часто задаваемые вопросы

1. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com

2. В какой программе открыть файл DJVU?
Для открытия файла DJVU Вы можете воспользоваться бесплатной программой WinDjView. Она доступна для скачивания на сайте windjview.sourceforge.net

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Описывается простой и действенный метод, с помощью которого любой родитель сможет поддержать порядок в доме без применения насилия. Советы автора основаны на базовых поведенческих принципах и… - Попурри, (формат: 60x84/16, 304 стр.) 2014 218 бумажная книга
Представляем вам исправленное и дополненное издание книги Воспитание без принуждения, вышедшее к 25-летнему юбилею программы Томаса Фелана Волшебство 1-2-3 . Как утверждают сотни тысяч родителей, она… - ПОПУРРИ, (формат: 60x84/16, 304 стр.) Воспитание. Обучение. 2014 329 бумажная книга
электронная книга 2016 199 электронная книга
Магия на 1-2-3. Как перестать срываться на ребенка и начать общаться спокойно и с удовольствием Еще вчера ваш ребенок был забавным и милым карапузом, а сегодня дом превратился в место военных действий: малыш капризничает, упрямится и совсем не слушается. Даже усамых прекрасных и любящих мам и… - Эксмо, Baby Boom!Лучшие книги для родителей аудиокнига можно скачать 2016 229 аудиокнига

См. также в других словарях:

    ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

    Планомерное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонически развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма. Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ.… … Философская энциклопедия

    Формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… …

    Планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма. До возникновения марксизма не было … Большая советская энциклопедия

    1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… … Философская энциклопедия

    I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВОЛЯ - [греч. θέλημα, θέλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в… … Православная энциклопедия

    - — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 …

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

    Побочный сын кн. Ивана Юрьевича Трубецкого (впоследствии фельдмаршала), прижитый им во время пребывания в плену в Стокгольме после неудачного сражения под Нарвою в 1700 г., род., по единогласному показанию, 3 февраля, но годом рождения одни… … Большая биографическая энциклопедия

К сожалению не нашла её в электронном виде (есть одна ссылка, но с вирусами). Единственное что могу вот-прям-щаз предложить тем, кто с книгой не знаком это вот такое описание содержания , даёт некоторое представление о методе, но конечно не полное и всегда лучше читать самому.

Вполне пригодная методика если выполнить ряд условий .

1. не увлекаться первой частью («раз-два-три»):
действительно правильно применять «счёт»;
не злоупотреблять этим приёмом вворачивая его по 10 раз на дню в любую сферу деятельности;
не заменять им все остальные способы общения с ребенком в негативной ситуации и даже в самом «перестань-поведении» пользоваться и другими инструментами общения, не только этим;
не ограничивать с помощью и вправду прекрасно работающего «1-2-3» любое неудобное родителю поведение ребенка, в том числе и то же нытьё.
и конечно не в коем случае не заменять им, счётом 1-2-3, мотивацию «начни-поведения», а этим грешат ОЧЕНЬ многие родители, даже среди тех, кто книгу не читал («считаю до трёх» же не Фелан придумал, это народная мудрость практически любого народа), а уж среди читавших…

2. Побольше внимания уделить второй части – там чистый бихивеаризм, теория обучения, тоже не Феланом придуманная. Он просто описал применение общей теории к родительско-детским отношениям. И позитивные подкрепления (те, что описаны во второй части) всегда эффективнее негативных («1-2-3») – им нужно уделить больше внимания, чем самому этому «волшебству один-два-три».

В целом могу с казать, что я не одобряю эту книжку. Не потому что не одобряю сам метод, напротив, с указанными выше оговорками (в книге они, в общем-то, в той или иной форме тоже есть) я очень даже поддерживаю его.
Не одобряю именно саму книгу, потому что то, как её применяют родители мне в подавляющем большинстве не нравится. Даже то, какими словами обычно родители описывают эффект от методики – «ребенок стал послушным». Послушный ребенок – адаптивный ребенок*. Это удобно для родителя, удобно для общества, но плохо для личности ребенка. Из адаптивных детей вырастают адаптивные взрослые.

Без предварительной подготовки соблюсти нужные условия, особенно описанные в первом пункте, родителям очень трудно, большинство проваливает самые значительные из них – применяют счёт очень много в неуместных ситуациях: вместо позитивного подкрепления и мотивации, вместо других способов общения с ребенком в негативе. А самое главное – счёт совершенно не уместно применяется многими что б «отучить» ребенка ныть, канючить, приставать, мешать, и всячески ограничить его неудобное родителям и другим домочадцам поведение. И это очень плохо, потому что лишает родителей обратной связи с ребенокм и лишает детей возможность показать родителям, что у них есть неудовлетворённая потребность, проблема, нужда (в общении, заботе, уверенности в родительской любви и т.п.) – многое «неудобное поведение» это именно сигналы о таких неудовлетворённых нуждах. Если ребенок методом счёта научен не проявлять себя подобным образом его нужды так и остаются не удовлетворены, а родитель прибывает под ложным впечатлением благополучия своего ребенка.
Кроме того ограничение негативного поведения ребенка мешает ему выразить свои отрицательные эмоции, а следовательно мешает научится ими владеть в полном обёме (переживать, осознавать, контролировать). И это тоже плохо.

Так же, в силу разных причин, но родителями обычно вторая часть просто игнорируется, это видно хотя б из тех же обсуждений (в интернете и в живую с родителями) – обсуждается «метод 1-2-3», активно и со всех сторон. Второй же части книги какбуд-то и нет вовсе. В то время как она должна быть самой главной. Но она не наглядна и не так эффектна (не «эффективна», а «эффектна») как «1-2-3» поэтому автор написал книгу так, что главной и основной мыслью оказывается метод счёта – для популярности и продаж. Как бизнесмен не могу его в этом винить, но как психолог - никакого ему «респекта и уважухи».

Книга прекрасно учит «как», но она не учит «зачем», «почему», «когда». Получается вариант, простите за грубое сравнение, «обезьяна с гранатой». Когда родитель получает прекрасный, легитимный, не насильственный, реально работающий метод, но не имеет возможности отличить, когда его стоит, а когда не стоит применять, где границы. Хорошо когда есть предварительная подготовка (образование, литература, житейский опыт, интуиция или что-то ещё), тогда никаких «гранат». Но такие родители обычно и не читают подобных книг - им это не нужно, у них всё и так хорошо получается.

Так что, Баба-Яга против =)
Но это глас вопиющего в пустыне, никто меня всё равно не послушает. Однако я должна была это сказать, у меня мораль с этикой такие =)

* Адаптивный ребенок – это термин из транзактного анализа. Адаптивность, в данном контексте, это черта личности характеризующая человека как конформиста, в негативном вареанте этого слова. Человек, подстраивающийся под коружение в ущерб своим личным интересам, пассивный, зачастую даже сам себе не отдающий отчёт что он хочет чего-то другого, не того, что предлогает ему партнёр, друг, общество.