Совет архонтов. Результаты поиска по \"коллегия архонтов\". Общественный строй Афин

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов.

Коллегия десяти стратегов избиралась открытым голосованием путем поднятия рук из числа наиболее богатых и влиятельных граждан.

Основные функции коллегии стратегов - верховное руководство и командование всеми вооруженными силами афинской державы. Значение этой должности вытекает из значения афинских вооруженных сил.

По афинским законам все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. На практике установился неписаный обычай, что один из стратегов занимал первое место не только в самой коллегии стратегов, но и во всем государстве.

В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и дела, касающиеся нравственности.

Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх) и секретарь к ним избирались жребием по одному из каждой филы. Затем архонты, кроме секретаря, подвергались докимасии в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков.

Архонты: эпоним, базилевс и полемарх - имели равную власть и каждый из них избирал себе по два товарища.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган

Гелиэя. Гелиэя помимо чисто судебных функций выполняла функции в области законодательства.

Гелиэя состояла из 6000 человек, ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет по 600 человек от каждой филы.

Функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Участие в охране конституции и законодательства придавало гелиэе огромный политический вес.

Круг судебных дел, подлежащих решению гелиэи, был очень обширен. Она разбирала наиболее важные частные дела самих афинских граждан, все государственные дела, все спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств.

Кроме гелиэи в Афинах было еще несколько судебных коллегий, которые разбирали круг определенных дел: ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд ди- этетов, коллегия 40.

Система афинской демократии в V-IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности и возмездности.

Для своего времени Афинская демократия имела самое передовое государственное устройство, в условиях которого все полноправные граждане имели возможность управлять страной, а государство заботилось о материальном благо состоянии своих граждан и создавало условия для развития культуры.

Рабовладельческий строй в Афинах сложился в наиболее развитой форме

В форме демократической республики.

Представляется важным рассмотреть полномочия органов государственной власти на примере древнегреческих государств Афин и Спарты.

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н.э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона.

Государственный аппарат Афин состоял из следующих органов власти: Народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание (экклесия) являлось главным - суверенным и законодательным - органом афинского государства. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни.

Полномочия Народного собрания были весьма широкими: они охватывали практически все стороны жизни Афинского полиса. Здесь принимали законы, решали вопросы войны и мира, избирали должностных лиц, заслушивали отчеты магистратов по окончании сроков их полномочий, решали вопросы снабжения города продовольствием, обсуждали и утверждали государственный бюджет, осуществляли контроль за воспитанием юношей. В компетенцию народного собрания входило и такое чрезвычайное мероприятие как остракизм.

Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. С этой целью была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая получала свои полномочия непосредственно от Народного собрания. Это был специальный орган «хранителей законов», наблюдавший за строгим выполнением афинских законов всеми органами государства.

Решения Народного собрания, которые становились государственными законами, обычно начинались со слов «Постановил Совет и народ». Эта юридическая формула показывает большую роль Совета (Буле) в системе государственных органов афинской демократии. Совет в Афинах был столь же влиятельным и авторитетным органом, как и Народное собрание.

Совет состоял из 500 человек, по 50 от каждой из 10 афинских фил. Каждый член Совета избирался по жребию из нескольких кандидатов, что исключало возможность подкупа или какого-либо давления сверху. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения.

Важнейшими задачами Совета 500 были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Совет 500 комплектовался из всех разрядов афинского гражданства. Члены Совета избирались на один год, повторное избрание разрешалось через несколько лет, так что каждый год Совет обновлялся заново. В компетенцию Совета входила подготовка и обсуждение всех дел, которые необходимо было решить на Народном собрании. Он давал предварительное заключение по обсуждаемым вопросам, без которого народ не мог вынести постановления. Кроме того, Совет следил за соблюдением решений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Важной функцией Совета являлась организация строительства флота. Совет пятисот производил также проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на следующий год, вел наблюдение за всеми общественными постройками, ведал исполнением общественных и государственных дел. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, прежде всего, виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэе.

Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага . Ареопаг в отличие от Совета 500 был органом аристократическим. Он состоял из нескольких десятков членов (возможно, до 60-70 человек), кооптируемых (а не избираемых народом) главным образом из среды афинских аристократов на пожизненный срок (для члена Ареопага требовалось «хорошее воспитание», что подразумевало аристократическое происхождение). Ареопаг в V-IV вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций - разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев.

Афины были политическим центром и гегемоном большого союза греческих городов - это ставило перед государством многие проблемы по управлению и организации административного аппарата.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Совет 500 в свою очередь непосредственно контролировал их деятельность. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов . Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, восходящих еще к VIII в. до н.э. Девять архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полемарх), а также их секретарь избирались посредством жребия по одному от каждой филы. После этой процедуры все девять архонтов подвергались докимассии в Совете пятисот. Окончательное утверждение в должности архонты получали в гелиэе, где проходило голосование путем подачи камешков. В ведении коллегии архонтов находились дела религиозные, семейные и вопросы нравственности.

Коллегия десяти стратегов осуществляла верховное руководство и командование всеми вооруженными силами полиса. Соответственно, чем выше в тот или иной период было значение афинской армии и флота, тем больший вес в обществе имела и коллегия стратегов.

В Афинах было также множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутригородской жизнью. 10 астиномов следили за санитарным состоянием города, 10 агораномов наблюдали за соблюдением правил рыночной торговли, 10 метрономов отвечали за правильность мер и весов, и т.д.

В целом это был довольно многочисленный, разветвленный административный аппарат. Но он не был бюрократическим, отделенным от массы афинского гражданства. Прежде всего, все коллегии должностных лиц избирались лишь на один год. Дважды избираться на одну и ту же должность запрещалось (исключение было сделано для военных). Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточить власть в одних руках исключалась.

Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя , которая помимо чисто судебных функций выполняла еще и функции законотворчества. В качестве судебного органа гелиэя разбирала частные дела афинских граждан, все государственные дела, споры между союзниками Афин и наиболее существенные дела граждан союзных государств.

Как уже отмечалось, функции гелиэи выходили далеко за пределы чисто судебных разбирательств. Огромный политический вес этому органу придавало, прежде всего, его участие в охране конституции и законодательства. Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных органов: ареопаг, 4 коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия 40.

Таким образом, по свидетельству Аристотеля, практически все должности, «входящие в круг обычного управления», в Афинах были выборными. Кандидаты на них избирались по жребию, за исключением должностей военных, а также «казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов», которых избирали «поднятием рук».

Широкое участие граждан в управлении государством достигалось путем увеличения числа коллегий, их сменяемости и подотчетности Совету пятисот и Народному собранию, а также путем включения в состав гелиэи представителей всех категорий афинского гражданства.

Высшим органом государственной власти в Спарте было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой ) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего, потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

Решающую роль в государственном управлении Спарты играл Совет геронтов, или геруссия . Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии - он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из узкого круга спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов.

Коллегия эфоров обладала огромной властью, Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н.э. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания - основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.

В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т.е. освященной древним обычаем войны против илотов.

В Спарте правили два царя , принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н.э. В V-IV вв. до н.э., эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

Архонт - правитель древнегреческого полиса (города-государства), его высшее должностное лицо, представитель перед другими городами. Во времена византийской империи архонтами называли высокопоставленных вельмож. В славянском мире эта должность аналогична княжеской.

Когда пала Византия, Москва стала зваться «третьим Римом», а титул архонта отошел во владения Русской Православной Церкви. Константинопольский Патриарх присваивал титул архонта крещеным по православному обряду мирянам за особые заслуги.

Ареопаг

Самое большое распространение получили афинские архонты, которые появились еще до басилевсов (или при них, как гласят другие источники). В XI веке до н. э. царскую власть отменили, и представители царского рода Коридов стали носить этот титул в течение всей жизни, передавая его по кровной линии.

В VIII веке до н.э. должность архонта смогли получать евпатриды - представители знати Афин. Находиться на должности они могли не более десятилетия, а начиная с первой половины VII века до н. э. - не более года. Все это предпринималось для ослабления влияния титулованных вельмож.

Самые древние должности - это первый архонт эпонима , бывший главой исполнительной власти, второй - басилевс , ведающий религиозными культами, а третий - полемарк , то есть военачальник. В честь архонта эпонима называли год правления. В середине VII века до н. э. в этот список стали входить еще шесть архонтов-фемосфетов , исполнявших судебные функции.

Таким образом несложно сказать, сколько архонтов стало в ареопаге, судебном контролирующем органе, - девять. Вместе они представляли коллегию высших должностных лиц, вроде усеченной версии нынешнего парламента. Ареопаг имел политические, судебные, контролирующие и религиозные функции, огромное влияние.

Основные дела, которые расследовал ареопаг, - убийства. До тех пор пока не пали античные Афины, ареопаг представлял собой едва ли не самый авторитетный орган власти и суда. Все слои общества подчинялись ему, а члены ареопага пользовались множеством привилегий. Но афинская рабовладельческая демократия развивалась, и с течением времени ареопаг с архонтами утратили былую власть, но по-прежнему занимались исполнением судебных обязанностей.

В VI веке до н. э. архонт Солон провел реформы, по итогам которых коллегия архонтов стала не столь закрытой. Теперь пентакосимедимны, то есть члены высшего имущественного разряда, могли претендовать на должность. Чуть позже такими правами стали обладать и члены второго разряда - гиппеи, т. е. всадники.

С V века до н. э. право распространилось на зевгитов. В V веке коллегия окончательно потеряла политическую значимость вкупе с реальной властью. До самого конца века ареопаг оставался почетным органом, выполняющим разные государственные обязанности. В классический период выборы в ареопаг выполнялись жеребьевкой среди членов благородных семей. Претендовать на столь высокий титул могли лишь самые достойные люди города.

Коллегия архонтов в Византии

Коллегия в Афинах имела большое значение именно как государственный орган с девятью почетными гражданами. Для византийцев архонт был правителем государства (архонтии) , признававшей императорский сюзеренитет. Существовала женская версия титула, которая отходила к супруге владыки - архонтисса.

В начале XI – XII века титул архонта присваивался фактическим владетелям лимитрофных территорий, т. е. земли ранее принадлежавшие Византии. Они фактически не управлялись страной, однако номинально продолжались считаться частью империи. Продолжали свое существование должности архонта аллагии (командующего императорской конницей и пехотой), архонта влаттии (начальника государственных мастерских по изготовлению и окрашиванию наиболее ценных тканей), архонта соли (начальника имперских солеварен, в обязанности которого входило слежение за выработкой и оптовым отпуском соли).

Существовал титул архонта архонтов как аналогичного армянского титула ишаханаца ишхана (шаншаха). Его использовали во внешней политике, торговых отношениях. После присвоения этого титула православной церковью он стал значить что-то вроде «церковного дворянства». Это произошло благодаря связи Православия с турецким владычеством, при котором патриарх Константинополя был главой греческой общины, совмещая церковные обязанности и гражданские (так называемый рум-миллет).

В наше время некоторые отдельные церкви, придерживающиеся греческих традиций, сохранили институт архонтства. В 2012 году Болгарская Православная Церковь вновь ввела титул архонта в церковный обиход. Реакция была неоднозначной, но упразднения нововведения не произошло.

Гностицизм и архонты

Перевод слова двусмыслен. Греческий оригинал Евангелия может быть переведен как Сатана, Диавол. В гностицизме антагонисты добра, злые духи, правящие миром , зовутся архонтами и считаются демиургами физического плана и изначального закона нравственности, представляющего собой свод законов, запрещающих и наставляющих. Конечная их цель - сделать человечество рабами материального, низменного, физического.

Верховный архонт Абраксас

Раннегностическая секта офитов частично заимствовала имена архангелов и соединила их с антропоморфными обличьями - архангел Михаил имеет львиную голову, Суриил - бычью, Рафаил - змеиную, Гавриил - орлиную, Фавфаваоф - медвежью, Ератаоф - собачью. Порой Фарфаваоф и Оноил предстают с ослиными головами. На заре мироздания люди и стихии были поделены между изначальными сущностями.

Верховный архонт Абраксас отождествляется с Верховным владыкой, предстает как дух единства. Злобы в нем нет, но даже так он грешен из-за невежества относительно бытия в абсолютном Боге, которого невозможно превзойти. Полагая себя всевышним, верховный архонт сам себя почитает как Бога - и в этом его грех. Сын призван вывести отца из греховного заблуждения. Порой в гностической системе случаются расхождения, и тогда верховного делят на «великого архонта», что был на земле до пришествия Адама и Моисея, и на «второго», который подарил Моисею Закон.

Мандейство и манихейство рисует архонтов могущественными дьявольскими слугами. Сильнейшие из них принадлежат пяти изначальным стихиям: огню, земле, воде, воздуху и эфиру. Они - противоположность пятерым сыновьям Первого человека. В образе семи страстей предстают семь дьявольских слуг семи планет - Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры, Меркурия, Урана, Нептуна. Большинство из них погибли во время первой космической битвы. Материальный мир построен на их мертвых телах.

Теория заговора гласит, что нашим миром тайно управляют масонские ложи . Современные энциклопедии и справочники точного ответа на это не дают, официальная медицина приписывает верящим в теорию заговора психические отклонения, истина остается за кадром. Всегда были те, кто находил в войнах, заговорах, революциях и государственных переворотах влияние сторонних сил, диктующих миру свою волю. Это касается и курса валюты и колебания цен на нефть и газ.

Кто контролирует мировую финансовую систему, кто обладает неограниченной властью? По мнению тех, кто верит в теорию заговора, эти правители - архонты. Одна из многих теорий гласит, что архонтом можно стать, войдя в узкий круг избранных. Но как? Что нужно совершить, чтобы стать современным архонтом и войти в коллегию? Ответ на этот вопрос недоступен даже многим высокопоставленным участникам тайного мирового правительства, не говоря уже о простых обывателях.


Многие авторы, исследующие теорию мирового заговора, опираются на мнения экономистов, финансистов и аналитических экспертов. Книга Сэнсей IV, описывающая Шамбалу, подробно разбирает историю появления самого влиятельного тайного сообщества, представляя всех современных политических деятелей марионетками в руках кукловода. Согласно его словам, мир находится в безнадежном положении под пятой беспощадного диктатора, навязывающего свое мнение всем странам, от лидеров-гигантов до отсталых аграрных островов.

Многие авторы полагают, что глобальное потепление - манипуляция или, напротив, фактор, который мешает воплощению планов элиты в жизнь. Как бы они не стремились установить новый мировой порядок, природа противостоит им. Инструменты манипуляции вскоре утратят свою эффективность, и в ближайшие десятилетия станет известна правда.

Действительно ли архонты - верхушка тайного правительства? Манипулируют ли они людьми, используя их в своих целях? Есть ли пастырь у овец, и не волк ли это? Сложно сказать, появятся ли у человечества ответы на эти вопросы в ближайшее время.

1. Общие положения.

2. Народное собрание.

3. Совет пятисот.

4. Органы исполнительной власти.

5. Органы судебной власти.

По своей сущности Афинское государство являлось полити-ческой организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно пред-ставляло собой демократическую республику, в которой афин-ские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетно-сти, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись:

Народное собрание; Совет пятисот;

Коллегия стратегов;

Коллегия архонтов.

Верховным органом власти былоНародное собрание-экк-

Лесия.

Местом проведения собрания была центральная городская площадь – Агора. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полно-правные афинские граждане вне зависимости от их имущественно-го положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания

охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала зако-ны, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномо-чий, решала дела по продовольственному снабжению города, об-суждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспи-танием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на противозаконие», охранявший основ-ные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помо-щью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих сущест-вующие законы. В Народном собрании мог выступить любой уча-стник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот

(булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетне-го возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье.

Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, со-ставлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их от-четы. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По исте-чении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верхов-ное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, со-гласно которому один из стратегов занимал первое место не толь-ко в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосо-ванием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касаю-щиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти ар-хонтов и секретаря,избираемых с помощью жребия по одному откаждой филы. Первый архонт – эпоним, считался архонтом-правителем. Вторым был архонт-базилевс, занимавшийся жрече-скими функциями. Третий – военный архонт-полимарх. Оставшие-ся шесть составляли коллегию судей-фесмофетов. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жре-бию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Заседания гелиэи проходили в течение светового дня. По-этому она получила свое название в честь бога солнца – Гелиоса. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граж-дан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законода-тельства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определен-ные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Архонт - правитель древнегреческого полиса (города-государства), его высшее должностное лицо, представитель перед другими городами. Во времена византийской империи архонтами называли высокопоставленных вельмож. В славянском мире эта должность аналогична княжеской.

Сколько архонтов в ареопаге и что за титул

Когда пала Византия, Москва стала зваться «третьим Римом», а титул архонта отошел во владения Русской Православной Церкви. Константинопольский Патриарх присваивал титул архонта крещеным по православному обряду мирянам за особые заслуги.

Ареопаг

Самое большое распространение получили афинские архонты, которые появились еще до басилевсов (или при них, как гласят другие источники). В XI веке до н. э. царскую власть отменили, и представители царского рода Коридов стали носить этот титул в течение всей жизни, передавая его по кровной линии.

В VIII веке до н.э. должность архонта смогли получать евпатриды - представители знати Афин. Находиться на должности они могли не более десятилетия, а начиная с первой половины VII века до н. э. - не более года. Все это предпринималось для ослабления влияния титулованных вельмож.

Самые древние должности - это первый архонт эпонима , бывший главой исполнительной власти, второй - басилевс , ведающий религиозными культами, а третий - полемарк , то есть военачальник. В честь архонта эпонима называли год правления. В середине VII века до н. э. в этот список стали входить еще шесть архонтов-фемосфетов , исполнявших судебные функции.

Таким образом несложно сказать, сколько архонтов стало в ареопаге, судебном контролирующем органе, - девять. Вместе они представляли коллегию высших должностных лиц, вроде усеченной версии нынешнего парламента. Ареопаг имел политические, судебные, контролирующие и религиозные функции, огромное влияние.

Основные дела, которые расследовал ареопаг, - убийства. До тех пор пока не пали античные Афины, ареопаг представлял собой едва ли не самый авторитетный орган власти и суда. Все слои общества подчинялись ему, а члены ареопага пользовались множеством привилегий. Но афинская рабовладельческая демократия развивалась, и с течением времени ареопаг с архонтами утратили былую власть, но по-прежнему занимались исполнением судебных обязанностей.

В VI веке до н. э. архонт Солон провел реформы, по итогам которых коллегия архонтов стала не столь закрытой. Теперь пентакосимедимны, то есть члены высшего имущественного разряда, могли претендовать на должность. Чуть позже такими правами стали обладать и члены второго разряда - гиппеи, т. е. всадники.

С V века до н. э. право распространилось на зевгитов. В V веке коллегия окончательно потеряла политическую значимость вкупе с реальной властью. До самого конца века ареопаг оставался почетным органом, выполняющим разные государственные обязанности. В классический период выборы в ареопаг выполнялись жеребьевкой среди членов благородных семей. Претендовать на столь высокий титул могли лишь самые достойные люди города.

Коллегия архонтов в Византии

Коллегия в Афинах имела большое значение именно как государственный орган с девятью почетными гражданами. Для византийцев архонт был правителем государства (архонтии) , признававшей императорский сюзеренитет. Существовала женская версия титула, которая отходила к супруге владыки - архонтисса.

В начале XI – XII века титул архонта присваивался фактическим владетелям лимитрофных территорий, т. е. земли ранее принадлежавшие Византии. Они фактически не управлялись страной, однако номинально продолжались считаться частью империи. Продолжали свое существование должности архонта аллагии (командующего императорской конницей и пехотой), архонта влаттии (начальника государственных мастерских по изготовлению и окрашиванию наиболее ценных тканей), архонта соли (начальника имперских солеварен, в обязанности которого входило слежение за выработкой и оптовым отпуском соли).

Существовал титул архонта архонтов как аналогичного армянского титула ишаханаца ишхана (шаншаха). Его использовали во внешней политике, торговых отношениях. После присвоения этого титула православной церковью он стал значить что-то вроде «церковного дворянства». Это произошло благодаря связи Православия с турецким владычеством, при котором патриарх Константинополя был главой греческой общины, совмещая церковные обязанности и гражданские (так называемый рум-миллет).

В наше время некоторые отдельные церкви, придерживающиеся греческих традиций, сохранили институт архонтства. В 2012 году Болгарская Православная Церковь вновь ввела титул архонта в церковный обиход. Реакция была неоднозначной, но упразднения нововведения не произошло.

Гностицизм и архонты

Перевод слова двусмыслен. Греческий оригинал Евангелия может быть переведен как Сатана, Диавол. В гностицизме антагонисты добра, злые духи, правящие миром , зовутся архонтами и считаются демиургами физического плана и изначального закона нравственности, представляющего собой свод законов, запрещающих и наставляющих. Конечная их цель - сделать человечество рабами материального, низменного, физического.

Верховный архонт Абраксас

Раннегностическая секта офитов частично заимствовала имена архангелов и соединила их с антропоморфными обличьями - архангел Михаил имеет львиную голову, Суриил - бычью, Рафаил - змеиную, Гавриил - орлиную, Фавфаваоф - медвежью, Ератаоф - собачью. Порой Фарфаваоф и Оноил предстают с ослиными головами. На заре мироздания люди и стихии были поделены между изначальными сущностями.

Верховный архонт Абраксас отождествляется с Верховным владыкой, предстает как дух единства. Злобы в нем нет, но даже так он грешен из-за невежества относительно бытия в абсолютном Боге, которого невозможно превзойти. Полагая себя всевышним, верховный архонт сам себя почитает как Бога - и в этом его грех. Сын призван вывести отца из греховного заблуждения. Порой в гностической системе случаются расхождения, и тогда верховного делят на «великого архонта», что был на земле до пришествия Адама и Моисея, и на «второго», который подарил Моисею Закон.

Мандейство и манихейство рисует архонтов могущественными дьявольскими слугами. Сильнейшие из них принадлежат пяти изначальным стихиям: огню, земле, воде, воздуху и эфиру. Они - противоположность пятерым сыновьям Первого человека. В образе семи страстей предстают семь дьявольских слуг семи планет - Юпитера, Сатурна, Марса, Венеры, Меркурия, Урана, Нептуна. Большинство из них погибли во время первой космической битвы. Материальный мир построен на их мертвых телах.

Теория заговора гласит, что нашим миром тайно управляют масонские ложи . Современные энциклопедии и справочники точного ответа на это не дают, официальная медицина приписывает верящим в теорию заговора психические отклонения, истина остается за кадром. Всегда были те, кто находил в войнах, заговорах, революциях и государственных переворотах влияние сторонних сил, диктующих миру свою волю. Это касается и курса валюты и колебания цен на нефть и газ.

Кто контролирует мировую финансовую систему, кто обладает неограниченной властью? По мнению тех, кто верит в теорию заговора, эти правители - архонты. Одна из многих теорий гласит, что архонтом можно стать, войдя в узкий круг избранных. Но как? Что нужно совершить, чтобы стать современным архонтом и войти в коллегию? Ответ на этот вопрос недоступен даже многим высокопоставленным участникам тайного мирового правительства, не говоря уже о простых обывателях.

Многие авторы, исследующие теорию мирового заговора, опираются на мнения экономистов, финансистов и аналитических экспертов. Книга Сэнсей IV, описывающая Шамбалу, подробно разбирает историю появления самого влиятельного тайного сообщества, представляя всех современных политических деятелей марионетками в руках кукловода. Согласно его словам, мир находится в безнадежном положении под пятой беспощадного диктатора, навязывающего свое мнение всем странам, от лидеров-гигантов до отсталых аграрных островов.

Многие авторы полагают, что глобальное потепление - манипуляция или, напротив, фактор, который мешает воплощению планов элиты в жизнь. Как бы они не стремились установить новый мировой порядок, природа противостоит им. Инструменты манипуляции вскоре утратят свою эффективность, и в ближайшие десятилетия станет известна правда.

Действительно ли архонты - верхушка тайного правительства? Манипулируют ли они людьми, используя их в своих целях? Есть ли пастырь у овец, и не волк ли это? Сложно сказать, появятся ли у человечества ответы на эти вопросы в ближайшее время.