Интеграционные процессы в Центральной и Восточной Европе и на постсоветском пространстве (ЦЕИ, СНГ). Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ Причины торможения интеграционных процессов на пространстве снг

На постсоветском пространстве экономическая интеграция сопряжена со значительными противоречиями и трудностями. Множество принятых политических решений по различным аспектам интеграции в СНГ не смогло в силу объективных причин стимулировать интеграционные процессы. Нельзя недооценивать вклад СНГ в упорядочение размежевания бывших союзных республик и предотвращение глубоких геополитических потрясений при распаде СССР. Однако вследствие серьезных различий в уровнях развития экономик, методах управления ими, темпах и формах перехода от планового к рыночному хозяйству и действия ряда других факторов, в том числе различной геополитической и внешнеэкономической ориентации стран бывшего СССР, их боязни зависимости от России, бюрократизма и национализма, экономическая интеграция на постсоветском пространстве с середины прошлого десятилетия приняла многоформатный и разноскоростной характер, что нашло свое выражение в создании в рамках СНГ нескольких, более ограниченных по количеству участников и глубине взаимодействия интеграционных группировок.

В настоящее время СНГ представляет собой региональную организацию, перспективы эволюции которой в сторону интеграционного объединения оцениваются в диссертации скорее как неблагоприятные. В работе отмечается, что в рамках Содружества наблюдается тенденция разделения азиатского и европейского блоков СНГ наряду с усилением взаимодействия между странами Центральной Азии и Закавказья, что ставит под сомнение вопрос о сохранении целостности данной организации в долгосрочном периоде.

Интеграционные инициативы в регионе предпринимаются в рамках более локальных образований постсоветских государств. Так, существенно более узкоформатным объединением, нежели СНГ, является созданное в 2000 г. Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), находящееся пока на начальном этапе интеграции. Стремление политических элит стран-участниц Сообщества форсировать переход к более высокому уровню интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС проявляется в декларировании создания к концу 2007 г. тремя членами Сообщества (Россией, Казахстаном и Белоруссией) таможенного союза.



Создание в 1999 г. Союзного государства России и Белоруссии (СГРБ) имело целью углубление разделения труда и кооперационных связей данных стран в различных отраслях народного хозяйства, упразднение таможенных барьеров, сближение национальных законодательств в области регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и др. По некоторым направлениям сотрудничества, в частности в области развития кооперационных связей, либерализации торговых режимов, были достигнуты определенные положительные результаты. К сожалению, в области торгового взаимодействия страны нередко применяют изъятия из режима свободной торговли, не скоординировано введение общего таможенного тарифа. Договоренности об объединении энергетических и транспортных систем подверглись серьезному испытанию в связи с ситуацией, сложившейся в сфере поставок российского газа в Белоруссию и его транспортировки в страны ЕС через ее территорию. Намеченный с 2005 г. переход к единой валюте не был реализован, в частности, в связи с неурегулированностью вопросов о едином эмиссионном центре и степени самостоятельности центральных банков обоих государств в проведении кредитно-денежной политики.

Экономическую интеграцию двух стран во многом тормозит нерешенность концептуальных вопросов строительства Союзного государства. Россия и Белоруссия до сих пор не достигли согласия по вопросу о модели объединения. Принятие Конституционного акта, первоначально намечавшееся на 2003 г., постоянно откладывается ввиду серьезных разногласий между странами-партнерами. Основная причина разногласий - нежелание стран поступиться своим суверенитетом в пользу Союзного государства, без чего невозможна реальная интеграция в высших, наиболее развитых формах. Дальнейшая интеграция СГРБ в сторону экономического и валютного союза сдерживается и различной степенью зрелости рыночных хозяйств и демократических институтов гражданского общества в РФ и РБ.

Важным условием развития интеграционного сотрудничества России с Белоруссией является взвешенный, прагматичный подход к взаимодействию двух государств, основанный на учете реальных возможностей и национальных интересов обеих стран. Баланс национальных интересов может быть достигнут только в процессе поступательного развития интеграции двух экономик на основе рыночных принципов. Поэтому представляется нецелесообразным искусственно форсировать интеграционный процесс.

Новым этапом на пути поиска действенных взаимовыгодных интеграционных форм и гармонизации отношений между странами Содружества стало подписание Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной соглашения о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Юридическое оформление данной договоренности состоялось еще в конце 2003 г.

Для интеграции экономик «четверки» имеются реальные предпосылки: на эти страны приходится подавляющая часть экономического потенциала стран постсоветского пространства (при этом доля России составляет 82% совокупного ВВП, 78% промышленной продукции, 79% инвестиций в основной капитал); 80% внешнеторгового оборота в СНГ; общий огромный евразийский массив, связанный единой транспортной системой; по преимуществу славянское население; удобные выходы на внешние рынки; общность исторического и культурного наследия и многие другие общие черты и преимущества, создающие реальные предпосылки для эффективной экономической интеграции .

Однако приоритет Евросоюза в интеграционной политике Украины в значительной мере тормозит процесс реализации проекта формирования ЕЭП-4. Серьезным фактором, сдерживающим развитие экономических отношений России и Украины, является несогласованность сроков и условий присоединения каждой из них к ВТО. Украина демонстрирует свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли и принципиальную неготовность к участию в формировании таможенного союза на Едином экономическом пространстве. Политическая нестабильность на Украине также является препятствием на пути реализации данного интеграционного проекта.

В диссертации также отмечается, что постсоветское пространство становится зоной острейшей международной конкуренции за сферы влияния, где Россия выступает не как безусловный лидер, а, наряду с США, ЕС, Китаем, является лишь одним из политических центров силы и экономических игроков, причем далеко не самым влиятельным. Анализ современного состояния и тенденций эволюции интеграционных группировок на постсоветском пространстве показывает, что его конфигурация

определяется противоборством как центростремительных, так и центробежных сил.

После распада СССР в декабре 1991 г. был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан (не вошли лишь Литва, Латвия и Эстония). Имелось в виду, что СНГ позволит сохранить и углубить экономические связи между бывшими республиками СССР. Процесс становления и развития СНГ происходил весьма динамично, но не беспроблемно.

Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который даёт им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала, 10% ресурсообразующих товаров. Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в США и Китае. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию. По оценкам Всемирного банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд. долл. Другие конкурентные ресурсы стран СНГ – дешевая рабочая сила и энергоресурсы – создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (четвертое место в мире по ее выработке).

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

За время существования Содружества в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Экономическая интеграция выражается в образовании межгосударственных объединений из стран-членов СНГ. Динамика развития представляется следующим образом:

Ø Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);

Ø Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);

Ø Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);

Ø Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);

Ø Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);

Ø Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);

Ø Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).

На путях независимого и раздельного хозяйствования возникли субрегиональные политические альянсы и экономические группировки, вызванные разновекторной внешней стратегией. На сегодняшний день на пространстве СНГ существуют следующие интеграционные объединения:

1. Союзное государство Белоруссии и России (СГБР);

2. Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;

3. Единое экономическое пространство (ЕЭП): Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан;

4. Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС): Узбекистан, Казахстан Киргизия, Таджикистан.

5. Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии (ГУУАМ);

ПРОБЛЕМЫ:

Во-первых, серьёзным барьером для формирования единого экономического пространства стало глубокое различие в экономической ситуации, сложившейся в отдельных странах СНГ. Пестрота важных макроэкономических показателей была очевидным свидетельством глубокого размежевания постсоветских республик, дезинтеграции ранее общего народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, к факторам экономического порядка, не способствующим развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, относятся, конечно, различия в проведении экономических реформ. Во многих странах отмечаются разноскоростное движение к рынку, рыночные преобразования далеко не завершены, что препятствует формированию единого рыночного пространства.

В-третьих, важнейшим фактором, мешающим быстрому развитию интеграционных процессов в рамках СНГ, является политический. Именно политические и сепаратистские амбиции правящих национальных элит, их субъективные интересы не позволяют создать благоприятные условия для функционирования на едином межстрановом пространстве предприятий разных стран Содружества.

В-четвертых, не последнюю роль в торможении процессов интеграции на постсоветском пространстве играют ведущие мировые державы, давно привыкшие придерживаться двойных стандартов. У себя, на Западе, они поощряют дальнейшее расширение и укрепление таких интеграционных групп, как ЕС и НАФТА, а в отношении стран СНГ придерживаются прямо противоположной позиции. Западные державы на самом деле не заинтересованы в возникновении на просторах СНГ новой интеграционной группировки, которая будет конкурировать с ними на мировых рынках.

Переход новых независимых государств от командно-распределительной к рыночной экономике обусловил невозможность или экономическую нецелесообразность сохранения в новых условиях сформировавшихся в бывшем СССР взаимных хозяйственных связей. В отличие от западноевропейских государств, начавших интеграционное сближение с середины 50-х годов, технико-экономический уровень производства стран Содружества, входящих вместе с Россией в региональные группировки, сохраняется на невысоком уровне (низком у Киргизии и Таджикистана). Эти государства не имеют развитой обрабатывающей промышленности (особенно высокотехнологичных отраслей), которая, как известно, обладает повышенной способностью связывать экономики стран-партнёров на основе углубления специализации и кооперации производства и является основой реального интегрирования национальных хозяйств.

Уже состоявшееся вступление ряда стран СНГ в ВТО (Армения, Грузия, Киргизия и Молдавия) или не синхронизированное с другими партнерами ведение переговоров о присоединении к этой организации (Украина) также не способствуют экономическому сближению бывших союзных республик. Согласование уровня таможенных пошлин прежде всего с ВТО, а не с партнерами из Содружества значительно затрудняет создание таможенного союза и общего экономического пространства в регионе СНГ.

Самое негативное по своим последствиям для рыночных преобразований в государствах-членах СНГ состоит в том, что ни один из новообразованных рыночных институтов не стал инструментом структурной и технологической перестройки производства, «точкой опоры» антикризисного управления, рычагом мобилизации реального капитала.Они также не создали благоприятных условий для активного привлечения прямых иностранных инвестиций. Таким образом, почти во всех странах Содружества за время реформ не удалось полностью решить задачи первоначально намеченных экономических преобразований.

Остаются проблемы со стимулированием малого и среднего предпринимательства, созданием конкурентной среды и эффективного механизма частной инвестиционной деятельности. В ходе приватизации не сложился институт «эффективных собственников». Продолжается утечка отечественных капиталов за пределы СНГ. Состояние национальных валют отличается неустойчивостью, склонностью к опасным колебаниям курсов, повышающих инфляцию. Ни в одной из стран Содружества не сложилась эффективная система государственной поддержки и защиты национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Не преодолен кризис неплатежей. К этим проблемам финансовый кризис 1998 г. добавил девальвацию ряда национальных валют, понижение кредитного рейтинга, бегство портфельных инвесторов (особенно из России и Украины), ослабление притока прямых иностранных инвестиций, утрату некоторых перспективных зарубежных рынков.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Исходя из накопленного опыта интеграции учитывая инерционность интеграционных процессов, это развитие, как и прежде, будет происходить посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами – членами Экономического союза СНГ. Характерной является практика заключения соглашений ОАО «ЗЭиМ» со своими зарубежными контрагентами. Каждой стране соответствует свой типовой договор. Здесь присутствует практика двусторонних соглашений о покупке российской продукции. Вместе с тем возможно и целесообразно задействование иной модели эволюции. Речь идет о переходе от разноскоростной интеграции к дифференцированной интеграции государств.

Таким образом, сначала должны интегрироваться взаимодополняемые государства, а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.

Основные принципы новой стратегии – прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.

Главный стратегический ориентир – создание зоны свободной торговли (посредством открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и капитала) – свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.

Определение согласованных, максимально универсальных и прозрачных целей и средств экономической интеграции республик СНГ исходя из интересов каждой из них и Содружества в целом.

Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».

Координация и согласование совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО.

Модернизация правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового, гражданского, иммиграционного законодательств. Модельные законы Межпарламентской ассамблеи должны стать средством гармонизации национальных законодательств.

Создание эффективного переговорно-консультативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного осуществления многостороннего сотрудничества и учета позиций государств СНГ.

Выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.

Формирование многосторонней платежной системы, призванной: а) способствовать сокращению издержек осуществления торговых операций между странами Содружества; б) обеспечивать использование соответствующих национальных валют.

Главное из этих направлений – высокая степень взаимозависимости экономик стран СНГ, потенциал которых может быть эффективно использован лишь в условиях совместной слаженной работы. Сохраняются также технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие транспортные коммуникации.

В любом случае первоначально должны решаться три важнейшие задачи интегрирующихся стран по последовательному формированию единого информационного, единого правового, единого экономического пространств. Под первым понимается обеспечение необходимых условий для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Во-первых, необходимы экономические сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, во-вторых, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами мирохозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Исходная основа интеграционного развития – соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

Разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

Желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

Технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Несмотря на это, тенденции к размежеванию в первый год функционирования Содружества явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях.

За время существования Содружества в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Экономическая интеграция выражается в образовании межгосударственных объединений из стран-членов СНГ. Динамика развития представляется следующим образом:

Ø Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);

Ø Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);

Ø Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);

Ø Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);

Ø Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);

Ø Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);

Ø Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).

Однако эти и многие другие решения так и остались на бумаге, а потенциал взаимодействия пока оказался невостребованным. Статистика подтверждает, что правовые механизмы не стали эффективными и достаточными для интеграции экономик стран СНГ. И если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 государств СНГ превышала 70% общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она составила 55, а в 2003 г. – менее 40%. При этом в первую очередь сокращается доля товаров с высокой степенью обработки. В то же время в ЕС доля внутренней торговли в общем объёме экспорта превышает 60%, в НАФТА – 45%.

На процессах интеграции в СНГ сказывается разная степень подготовленности входящих в него стран и различные подходы в них к проведению радикальных экономических преобразований, стремление найти собственный путь (Узбекистан, Украина), взять на себя роль лидера (Россия, Белоруссия, Казахстан), уклониться от участия в трудном договорном процессе (Туркмения), получить военно-политическую поддержку (Таджикистан), решить за счет Содружества свои внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия).

При этом каждое государство самостоятельно исходя из приоритетов внутреннего развития и международных обязательств определяет форму и масштабы своего участия в Содружестве и в работе его общих органов с тем, чтобы в максимальной степени использовать его в интересах укрепления своих геополитических и экономических позиций. Главное препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.

На путях независимого и раздельного хозяйствования возникли субрегиональные политические альянсы и экономические группировки, вызванные разновекторной внешней стратегией. На сегодняшний день на пространстве СНГ существуют следующие интеграционные объединения:

1. Союзное государство Белоруссии и России (СГБР);

2. Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;

3. Единое экономическое пространство (ЕЭП): Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан;

4. Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС): Узбекистан, Казахстан Киргизия, Таджикистан.

5. Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии (ГУУАМ);

К сожалению, за весь период своего существования ни одно из региональных образований так и не добилось весомых успехов в заявленной интеграции. Даже в наиболее продвинутых СГБР и ЕврАзЭС зона свободной торговли действует в не полном объеме, а Таможенный союз в стадии становления.

К.А. Семёнов перечисляет препятствия, лежащие на пути процесса создания единого интеграционного пространства на рыночных основах между странами СНГ – экономические, политические и др.:

Во-первых, серьёзным барьером для формирования единого экономического пространства стало глубокое различие в экономической ситуации, сложившейся в отдельных странах СНГ. К примеру, в 1994 г. разброс показателей дефицита государственных бюджетов в большинстве стран Содружества составил от 7 до 17% ВВП, на Украине – 20, а в Грузии – 80%; оптовые цены на промышленную продукцию в России возросли в 5,5 раз, на Украине – в 30, а в Белоруссии – в 38 раз. Подобная пестрота важных макроэкономических показателей была очевидным свидетельством глубокого размежевания постсоветских республик, дезинтеграции ранее общего народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, к факторам экономического порядка, не способствующим развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, относятся, конечно, различия в проведении экономических реформ. Во многих странах отмечаются разноскоростное движение к рынку, рыночные преобразования далеко не завершены, что препятствует формированию единого рыночного пространства.

В-третьих, важнейшим фактором, мешающим быстрому развитию интеграционных процессов в рамках СНГ, является политический. Именно политические и сепаратистские амбиции правящих национальных элит, их субъективные интересы не позволяют создать благоприятные условия для функционирования на едином межстрановом пространстве предприятий разных стран Содружества.

В-четвертых, не последнюю роль в торможении процессов интеграции на постсоветском пространстве играют ведущие мировые державы, давно привыкшие придерживаться двойных стандартов. У себя, на Западе, они поощряют дальнейшее расширение и укрепление таких интеграционных групп, как ЕС и НАФТА, а в отношении стран СНГ придерживаются прямо противоположной позиции. Западные державы на самом деле не заинтересованы в возникновении на просторах СНГ новой интеграционной группировки, которая будет конкурировать с ними на мировых рынках.


Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР На первом этапе своего существования (1991 -1994 гг.) в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению взаимных внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на другие страны, что явилось одной из главных причин глубокого экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интегра-ционных процессов. Объективной основой формирования СНГ являлись: сформированные за годы существования СССР глубокие интеграционные связи, страновая специализация производства, разветвленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 - численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

На первом этапе функционирования Содружества основное внимание уделялось решению социальных проблем - безвизовому режиму перемещения граждан, учету трудового стажа, выплатам социальных пособий, взаимному признанию документов об образовании и квалификации, пенсионному обеспечению, трудовой миграции и защите прав мигрантов и др.

Одновременно решались вопросы кооперации в производственной сфере, таможенного оформления и контроля, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики на железнодорожном транспорте, разрешения хозяйственных споров и др.

Экономический потенциал отдельных стран СНГ различен. По экономическим параметрам среди стран СНГ резко выделяется Россия Большинство стран Содружества, став суверенными, активизировали свою внешнеэкономическую деятельность, о чем свидетельствует увеличение доли экспорта товаров и услуг по отношении к ВВП каждой страны. Беларусь имеет наиболее высокий удельный вес экспорта - 70 % ВВП

Республика Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

Различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

Разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

Неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

Несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;

Применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

Большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 г. - Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 г. - Договор об образовании Союзного государства.

В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.



В сентябре 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения - Организации региональной интеграции (ОРИ).

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Для реализации Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.

Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.

При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. Одним из основных препятствий экономической интеграции является несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия участников Содружества.

Существенно ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические и социальные условия отдельных государств, неравномерность распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.

Перед государствами-участниками Содружества стоит сложная взаимосвязанная задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ развития отдельных группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ.

Дальнейшее развитие интеграционных связей стран-участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.

Процесс проведения согласованной экономической политики в рамках эффективного использования объединенной транспортной и энергетической систем, общего аграрного рынка, а также рынка труда должен осуществляться при соблюдении суверенитета и защиты национальных интересов государств с учетом общепризнанных принципов международного права. Для этого необходимо сближение национальных законодательств, правовых и экономических условий функционирования субъектов хозяйствования, создание системы государственной поддержки приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества.

Реинтеграция на постсоветском пространстве происходит в рамках Содружества независимых государств (СНГ) , которое было создано в 1991 году. Подписанный в 1992 году Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества, межпарламентское сотрудничество, финансовые вопросы.

Государствами-членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

Основой экономического механизма СНГ является Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 г.). На его основе предусматривалось прохождение ряда этапов: ассоциация свободной торговли, таможенный союз и общий рынок.

Целями создания Содружества явились:

· Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях;

· Содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции;

· Обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

· Осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения;

· Мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.

В настоящее время функционируют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Рассмотрим подробнее институциональную структуру Содружества Независимых Государств.

Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов. Совет собирается дважды в год; а по инициативе любого государства-члена могут созываться чрезвычайные сессии. Председательствование в Совете осуществляется поочередно главами государств.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях. Встречи Совета глав правительств проводятся четыре раза в год. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются на основе консенсуса.

Совет министров иностранных дел осуществляет координацию деятельности государств-членов в сфере внешней политики, включая их деятельность в международных организациях.

Координационно-консультативный комитет - постоянный исполнительный и координационный орган СНГ, состоящий из постоянных полномочных представителей (по два от каждого государства) и координатора Комитета. Он разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов, занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.

Совет министров обороны занимается вопросами, связанными с военной политикой и структурой вооруженных сил государств-членов.

Экономический суд обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. В его компетенцию входит также разрешение споров, возникающих в процессе выполнения экономических обязательств.

Межгосударственный банк занимается вопросами взаимных платежей и клиринговых расчетов между государствами-членами СНГ.

Комиссия по правам человека является консультативным органом СНГ, контролирующим выполнение обязательств в области прав человека, принятых на себя государствами - членами Содружества.

Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций и обеспечивает проведение межпарламентских консультаций, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения, касающиеся деятельности национальных парламентов.

Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ.

Деятельность органов СНГ финансируется государствами-членами.

С момента создания Содружества основные усилия государств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций и проведение единой политики.

Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 5% - численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% - промышленного производства, 12% - научно-технического потенциала, 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.

Другие конкурентные ресурсы стран СНГ - дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее выработке).

Словом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов. Разумное использование всего комплекса благоприятных условий и возможностей открывает перед странами Содружества реальные перспективы экономического роста, повышения их удельного веса и влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция. Действуют такие интеграционные группировки, как Союзное государство России и Беларуси, Центральноазиатское Сотрудничество (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Евразийское экономическое сообщество(Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – «ГУАМ»).