Попытки создания коллективной безопасности

Образование очага войны на Дальнем Востоке. Японские правящие круги на протяжении многих лет вынашивали обширные захватнические планы и активно готовились к их осуществлению. Эти планы с предельной откровенностью были изложены в «меморандуме Танака», поданном японскому императору в 1927 г. Автор этого меморандума, занимавший тогда пост японского премьер-министра, требовал захвата Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) и Монголии, войны с Советским Союзом и захвата советского Дальнего Востока и Сибири, установления японского господства над всем Китаем, а затем над Юго-Восточной Азией и Индией.

Первый шаг к осуществлению этой программы японские империалисты сделали в 1931-1932 гг., захватив Северо-Восточный Китай.

Международная обстановка 1930-1931 гг. характеризовалась обострением отношений между СССР и капиталистическими странами. В этих условиях можно было рассчитывать на то, что западные державы не окажут противодействия японской агрессии в Северном Китае, явно нацеленной против СССР.

18 сентября 1931 г. японские войска, расположенные в зоне Южно-Маньчжурской железной дороги, приступили к оккупации Северо-Восточного Китая. В качестве предлога для этой оккупации японские власти использовали лживое сообщение, будто китайцы произвели взрыв на Южно-Маньчжурской дороге.

Китайские правящие круги не оказали японским захватчикам никакого сопротивления. В феврале 1932 г. японские войска завершили оккупацию всего Северо-Востока Китая. 1 марта 1932 г. японские власти официально объявили о создании на захваченной территории нового «государства», так называемого Маньчжоу-Го. Во главе его был поставлен свергнутый в 1912 г. последний китайский император Пу И. На Дальнем Востоке был создан первый очаг новой мировой войны.

В октябре 1931 г. Совет Лиги наций рассмотрел жалобу китайского правительства на агрессию Японии. Большинство членов Совета поддержало резолюцию, обязывавшую Японию в трехнедельный срок вывести свои войска из Китая. Япония голосовала против этой резолюции и тем сорвала принятие решения по обсуждаемому вопросу (поскольку решения Совета Лиги наций могли приниматься только единогласно).

В декабре 1931 г. Совет Лиги наций назначил комиссию для обследования японо-китайского конфликта на месте и предоставления рекомендаций Лиге наций.

В январе 1932 г. государственный секретарь США Н. Стимсон направил правительствам Японии и Китая ноту, в которой заявил о непризнании правительством США положения, созданного односторонними действиями Японии, но «Доктрина Стимсона» не предусматривала никаких эффективных мер в защиту территориальной неприкосновенности Китая.


Фактически как Лига наций, так и правительство США устранились от оказания какой-либо помощи Китаю и тем самым развязали Японии руки для дальнейших актов агрессии.

Обсуждение японо-китайского конфликта в Лиге наций стало началом «политики невмешательства».

Несмотря на то, что Лига наций фактически признавала господство Японии на Северо-Востоке Китая, она вызвала бурное возмущение японских военных. 27 марта 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Одновременно она приступила к оккупации ряда провинций Северного Китая.

Агрессивные действия Японии и политика непротивления им со стороны западных держав ободрили всех сторонников передела мира в Европе и, прежде всего в Германии.

Захват Японией Северо-Восточного Китая обострил советско-японские отношения. Маньчжурские власти и японские военные приступили к организации новых провокаций на КВЖД и вдоль советских дальневосточных рубежей. Советское правительство, стремясь к укреплению мира на Дальнем Востоке, обратилось в конце 1931 г. к Японии с предложением заключить пакт о ненападении. Однако Япония отклонила это предложение.

Советский Союз не признал захвата Японией Северо-Востока Китая. В декабре 1932 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Китаем , разорванные в 1929 г. по вине гоминьдановского правительства.

Образование очага войны в Европе. Новый толчок к обострению международной обстановки в Европе дал захват власти в Германии национал-социалистской партией. Взгляды гитлеровцев были давно уже известны международной общественности. Еще в 1924 г. А. Гитлер в «Майн кампф» изложил программу завоевания немцами Европы и установления мирового господства.

Объявляя немцев «высшей расой», «расой господ», он призывал их к приобретению для себя «жизненного пространства», к порабощению и истреблению «низших рас». А. Гитлер рисовал обширную программу германской экспансии как на континенте Европы, так и в колониях. Однако он подчеркивал, что новые территории нужно искать прежде всего на востоке Европы, за счет Советского Союза, он призывал немцев к тотальной, истребительной войне, не знающей разницы между фронтом и тылом.

В годы мирового экономического кризиса нацисты развернули агитацию за отмену Версальского мира, за вооружение Германии, за насильственный передел карты Европы.

Приход А. Гитлера к власти в 1933 году в Германии вызвал беспокойство международной общественности. Первые же шаги нового германского правительства на международной арене показали, что это беспокойство было вполне обоснованным. Фашистская партия создала угрозу безопасности всех европейских государств. Ее усилиями Германия была превращена в очаг войны в Европе.

В июне 1933 г. в Лондоне открылась международная экономическая конференция. Глава германской делегации на этой конференции выступил с заявлением, в котором потребовал передачи Германии Советской Украины и других окраинных территорий Советского Союза.

Это заявление вызвало огромное возмущение в демократических кругах и официальный протест со стороны Советского правительства.

На возобновившей свою работу Женевской конференции по разоружению германская делегация в ультимативной форме потребовала признания «равноправия» Германии с другими державами в области вооружений. Однако ей было в этом отказано. 14 октября 1933 г. Германия покинула конференцию по разоружению, а через несколько дней заявила о своем выходе из Лиги наций. Этим гитлеровцы развязали себе руки для односторонней ликвидации военных ограничений Версальского договора.

В марте 1934 г. германский рейхстаг утвердил военный бюджет, который предусматривал крупные ассигнования на содержание военно-воздушного флота, запрещенного Германии Версальским миром. В июле 1934 г. Гитлер пытался захватить Австрию. На австрийских границах были сконцентрированы германские войска. В Вене произошел нацистский путч. Австрийский канцлер Дольфус был убит. Австрия избежала германской оккупации в 1934 г., только потому, что этому воспротивился итальянский фашистский диктатор - Б. Муссолини, который сам стремился завладеть этой страной.

В январе 1935 г. в Саарской области (Франция) происходил плебисцит (опрос народа), предусмотренный Версальским миром. Гитлеровцы, искусно спекулируя на естественном желании населения Саара вернуться в состав Германии и жестоко преследуя всех сторонников сохранения в Сааре существующего положения, обеспечили себе большинство голосов. Саарская область была возвращена Германии, что в значительной степени увеличило ее военно-промышленный потенциал.

В марте 1935 г. германское правительство приняло закон о восстановлении в Германии всеобщей воинской повинности. Был восстановлен германский Генеральный штаб. Германия воссоздала также военную авиацию и подводный флот.

7 марта 1936 г. немецкое правительство официально заявило об отмене пункта Версальского мирного договора относительно создания Рейнской демилитаризованной зоны. В тот же день в Рейнскую зону вступили германские войска и приступили к строительству в ней военных сооружений.

Одностороннее расторжение Германией военных статей Версальского договора и бурный рост германской армии вплотную подвели Европу к войне.

В этих условиях в декабре 1933 г. советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности, при которой государство-агрессор должно было встретить сопротивление всех европейских стран. Для пропаганды этой идеи активно использовалась трибуна авторитетной международной организации - Лиги Наций, куда СССР вступил в 1934 г. В 1935 г. Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословакией, предусматривавшие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашистскую Италию, начавшую захватническую войну в Абиссинии (современная Эфиопия), оказала помощь антифашистским силам в Испании (1939 г.), а также Китаю.

Аншлюс Австрии 1938 года. К концу 1937 года фашистская Германия в основном закончила подготовку к большой войне. На совещании у А. Гитлера был решен вопрос принципиальной важности: в каком направлении фашистская Германия нанесет первый удар – против СССР или против западных стран. Руководство фашистской Германии решило начать борьбу за мировое господство с нападения на Англию и Францию, что бы уже за тем вступить в войну с СССР. В качестве необходимой предпосылки успешного военного похода на Запад фашистское руководство рассматривало захват Австрии, Чехословакии и «нейтрализацию» Польши.

В феврале 1938 года в руководстве фашистской Германии произошли изменения. Командование вермахтом А. Гитлер в качестве Верховного главнокомандующего взял на себя. Министром иностранных дел стал А. Риббентроп.

Ставя на повестку дня открытые акты агрессии, гитлеровцы в полной мере учитывали четко определенную готовность западных держав к тому, что бы отдать А. Гитлеру Австрию, Чехословакию, Польшу, Балканы. Взамен правительства ведущих европейских государств рассчитывали получить от Германии гарантии безопасности западно-европейских стран и сохранения их колониальных владении. Австрия стала первой жертвой фашистской Германии в Центральной Европе.

На рассвете 12 марта 1938 года 300-тысячная немецкая армия хлынула в Австрию. А. Гитлер объявил о «воссоединении» - аншлюсе Австрии с Германией. Австрия превратилась в одну из провинций фашистского третьего рейха.

Англия, Франция и США официально признали захват Австрии. Закрыли свои посольства в Вене.

После аншлюса Австрии не одна Европейская страна не могла чувствовать себя в безопасности. Чехословакия была теперь окружена с трех сторон, а установление непосредственной границы Германии с Италией, Югославией и Венгрией облегчало фашистам экспансию на Балканы.

Мюнхенское соглашение 1938 года. Раздел Чехословакии. Захват Чехословакии обеспечивал бы Германии приобретение богатейших промышленных и сельскохозяйственных ресурсов. Вдохновленные безнаказанным захватом Австрии, гитлеровцы в соответствии с захватнической программой, сформулированной А. Гитлером 5 ноября 1937 года, спешили с осуществлением новой агрессивной акции, теперь уже против Чехословакии, чтобы открыть себе дорогу для большой войны.

Высокоразвитая в индустриальном отношении, богатая запасами каменного угля, железной руды и другого сырья, Чехословакия давно являлась объектом агрессивных планов германских нацистов. Гитлеровцы намеривались ликвидировать национальную государственность чехов и словаков.

Глава национал-социалистической партии в Судетах – Г. Генлейн, выступая 24 апреля 1938 года в Карловых Варах, потребовал полной автономии для всех немцев, проживающих в Чехословакии, и полной свободы фашистской пропаганды. Однако развитие событий в мае 1938 года опрокинуло гитлеровские планы немедленного захвата Чехословакии. В стране была проведена частичная мобилизация. Чехословацкие войска заняли пограничные укрепления и были готовы во всеоружии встретить фашистское нашествие. Согласно немецкому плану «Грюн» в операции против Чехословакии предусматривалось использовать 30 дивизий.

21 мая 1938 года английское и французское правительства в категорической форме предостерегли Германию от военного нападения на Чехословакию. Они даже заявили, что в противном случае выступят в защиту Чехословакии. Гитлер вступил с ними в переговоры и потребовал прежде всего решить чехословацкую проблему «путем возвращения» в рейх 3 млн. судецких немцев. В результате 19 сентября 1938 года правительства Англии и Франции вручили Чехословакии ультиматум: Чехословакия должна была передать Германии районы, где немцы составляли более половины населения. Пакты о взаимопомощи, заключенные Чехословакией с Францией и СССР, подлежали аннулированию. Взамен Англия и Франция обещали Чехословакии «гарантию» ее новых границ. 21 сентября 1938 года чехословацкое правительство приняло англо-французский ультиматум.

29 сентября 1938 года в Мюнхене состоялась встреча А. Гитлера с главами правительств Англии (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье) и Италии (Б. Муссолини), которые поставили свои подписи под предложенным гитлеровцами документом о разделе Чехословакии. Ей предписывалось в недельный срок передать Германии Судетскую область и пограничные с ней районы. Представители самой Чехословакии были вызваны в Мюнхен лишь для того, чтобы выслушать приговор.

На следующее утро, 30 сентября 1938 года, стали известны условия, на которых правящие круги Англии согласились выдать фашистской Германии Чехословакию. Это было «обещание» А. Гитлера не нападать на Англию, зафиксированное в англо-германской декларации, подписанной Н. Чемберленом и А. Гитлером. Позднее была подписана аналогичная франко-германская декларация. Гитлеровцы могли теперь разрабатывать планы экспансии на Восток. СССР был отстранен от участия в разрешении военно-политического конфликта, возникшего в Европе вокруг Чехословакии.

Мюнхенское соглашение западных держав с А. Гитлером явилось крупнейшим стратегическим просчетом западной дипломатии ХХ столетия. Это нанесло тяжелый удар по всей системе безопасности, возникла мировая угроза фашизма. После Мюнхена начался необратимый процесс стремительного скатывания к войне.

Вскоре Германия оккупировала всю Чехословакию. Большая часть страны была включена в третий рейх под названием «Протекторат Богемия и Моравия». В Словакии было создано зависимое от Германии государство. Захват Чехословакии открыл Гитлеру дорогу для экспансии в страны Восточной и Юго-Восточной Европы.

После Мюнхена Германия предъявила претензии к Польше, и военная опасность возросла чрезвычайно. Английские деятели, провозгласившие поначалу, что Мюнхен обеспечил мир для целого поколения, принимали меры к усиленному вооружению своей страны, чтобы с более выгодных позиций продолжать мюнхенскую политику.

Цели :

1) показать основные тенденции в развитии международных отношений в 20-е гг., указав на особенности международной ситуации в этот период, подчеркнув, что для него было характерно распространение пацифистских настроений между государствами;

2) охарактеризовать состояние международных отношений в 1930-е гг., проследив на конкретных примерах постепенное нарастание кризисной ситуации;

2) рассмотреть цели и задачи в области внешней политики ведущих стран мира;

3) указать причины, по которым не удалось предотвратить вторую мировую войну.

Опора на пройденный материал :

знания итогов первой мировой войны (9 и 11 классы) и материала 9 класса по данной теме.

Основные понятия:

политика умиротворения, коллективная безопасность.

В помощь учителю:

Исторический календарь

1922 г. - попытка решить вопрос о возврате долгов России западным странам на конференции в Генуе,

1923 г. – рурский конфликт,

1924 г. - принятие плана Дауэса об уменьшении ежегодной суммы репараций Германии,

1924 - 1925 гг. - признание СССР ведущими странами Европы,

1925 г. - подготовка Лигой Наций конференции по разоружению,

1925 г. - Рейнский гарантийный пакт о соблюдении условий Версаль­ского мира (Локарно),

1926 г. – Германия становится членом Лиги наций,

27 августа 1928 г. - подписание странами пакта Бриана - Келлога о разрешении международных споров мирными путями,

1931 г. - вторжение японских войск в Маньчжурию,

1932 г. - франко-советский договор о ненападении,

1932 г. – Лозаннская конференция, на которой принято решение о прекращении взимания репарационных выплат у Германии,

1932 - 1934 гг. - Женевская конференция по вопросам разоружения,

1933 г. - выход Германии из Лиги Наций,

1933 г. - выход Японии из Лиги Наций,

1934 г. - принятие СССР в Лигу Наций,

1935 г. - договоры Франции, Чехословакии и СССР о взаимной помощи,

1935 г. - введение всеобщей воинской повинности в Германии,

март 1935 г. - передача Саарской области Германии,

1935 - 1936 гг. - захват Италией Эфиопии,

март 1936 г. - оккупация Рейнской области Германией,

1936 - 1939 гг. - гражданская война в Испании,

октябрь 1936 г. - договор о сотрудничестве Германии и Италии («ось Берлин - Рим»),

ноябрь 1936 г. - антикоминтерновский пакт Германии и Японии,

1937 г. - вторжение Японии в Северный Китай,

ноябрь 1937 г. - присоединение Италии к антикоминтерновскому пакту («треугольник Рим - Токио - Берлин»),

1937 г. - выход Италии из Лиги Наций,

март 1938 г. - захват Австрии Германией («аншлюс Австрии»),

сентябрь 1938 г. - Мюнхенское соглашение Германии, Италии, Франции и Англии по вопросу о Чехословакии,

март 1939 г. - оккупация всей Чехословакии Германией,

май 1939 г. - бои советско-монгольских войск с Японией в районе реки Халхин-Гол,

август 1939 г. - переговоры Англии, Франции и СССР в Москве,

23 августа 1939 г. - договор о ненападении СССР и Германии, секрет­ный протокол о разделе сфер влияния в Европе.

Выделяем два периода в международных отношениях 1920-1930-х гг.:

Первый период . Период стабилизации (1920–е гг.):

1. Урегулирован рурский конфликт (1924 г.).

2. Подписание локарнских соглашений (1925 г.).

3. Германия принимается в Лигу наций (1926 г.).

4. Пакт Бриана-Келлога (1928 г.).

5. Решение проблемы германских репараций (1932 г.).

Вопрос: Как можно оценить эти пять событий?

Особо следует подчеркнуть, что в основе этих событий лежит линия на уступки Германии, так как в странах Запада к власти приходят новые политики.

Вместе с учениками вспомним имена тех, кто пришел к власти в 1920-е гг. (США – У. Гардинг, К. Кулидж, Г. Гувер; Великобритания – Р. Макдональд, С. Болдуин; Франция – Э. Эррио, А. Бриан, Р. Пуанкаре.). Они полагают, что Версальский договор был слишком жестким по отношению к этой стране и необходимо смягчать его.

Кроме того, отметим, что все эти события стабилизируют международную ситуацию.

Второй период (1930–е гг.). Здесь выделяем три линии в международных отношениях:

Линия агрессии, которую олицетворяют Германия, Италия и Япония. Они были заинтересованы в изменении существующего положения. Особо выделим то, что комплекс национально-государственной неполноценности порождал в Германии реваншистские настроения, способствовал приходу к власти Гитлера и его партии. Укажем на реакцию населения на эту ситуацию (2, с. 53-55). Особо выделим положение в Великобритании, которая относилась к числу стран-победительниц (2, с. 72). В учебнике дана очень хорошая хронология этой линии (2, с. 118);

Линия на создание системы коллективной безопасности, которую проводит Советский Союз, но эта политика носит очень противоречивый характер, особенно во второй половине 1930-х гг. Дадим определение понятию «коллективная безопасность». Это система мирового порядка, в которой мировое сообщество коллективно выступает против государства-агрессора;

Политика умиротворения, главными ее выразителями являются Великобритания и Франция. Они больше других были заинтересованы в сохранении порядка, установленного Версальским договором. При рассмотрении данной линии следует поразмышлять о причинах такой политики, выделив в ней и положительные моменты и отрицательные ее проявления. Дело в том, что, с одной стороны, лидеры этих стран понимали, что Германии надо делать уступки (Версальский договор был очень тяжелым для страны), но с другой стороны, они понимали, что уступать можно до определенного предела. Таким пределом оказалась оккупация Германией Чехословакии в марте 1939 г. (2, с.118-120; с.122-124).

Особо тщательного анализа требует 1939 г. (2, с.120-122), когда для западных держав стало ясно, что Германия перешла ту грань, за которой должны последовать со стороны Великобритании и Франции жесткие шаги по пресечению агрессивной деятельности Германии. Учителю необходимо четко изложить позиции ведущих европейских держав по дальнейшему формированию каких-то союзов и договоренностей, а завершается этот период анализом советско-германского пакта о ненападении и секретного дополнительного протокола к нему 23 августа 1939 г. (2, с.124-125, зад. 3, 5).

В заключительной части урока (или дать задание на дом) можно заполнить следующие таблицы (на выбор).













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель : создать условия для обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии критического мышления.

Цели урока:

  • обучающие : способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности, причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;
  • развивающие : содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты; способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;
  • воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока : Алексашкина Л.Н. Россия и мир в XX – начале XXI века: 11 кл./ Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2007; Антонова Т.С. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник / Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Клио Софт, 2004; Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельных работ по истории СССР: 11 кл.: Кн. для учителя / Е.А. Гевуркова, А.Г. Колосков. – М.: Просвещение, 1991; компьютерная презентация к уроку, мультимедиапроектор.

Подготовка урока : учебная группа, класс разбивается на несколько дискуссионных групп. Каждая из них получает задание по исследованию проблем международных отношений 20-30-х годов XX века:

А) политики умиротворения;
Б) политики коллективной безопасности;
В) внешней политики СССР.

Каждая группа включает учащихся в следующих ролях:

  • ведущий – организует обсуждение частных задач в группе, вовлекает всех участников;
  • эрудит – является источником информации для всей группы;
  • аналитик – подвергает сомнению все гипотезы и предположения, организует полемику;
  • протоколист – фиксирует все, что относится к решению проблемы, письменно оценивает каждого участника дискуссии.

План урока:

I. Определение темы, целей и задач урока.

II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.

  1. «Эра пацифизма».
  2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров.
  3. Причины недооценки опасности миру.
  4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, попытки реализации и крах.
  5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

III. Закрепление. Решение проблемного задания.

IV. Подведение итогов.

Ход урока

I. Определение темы, целей и задач урока.

1. Вводное слово учителя.

В 2009 году исполняется трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война.

(Демонстрируется фрагмент начала войны.)

Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?

2. Фронтальная беседа по схеме.

(Презентация – слайд № 2)

  1. Что обозначают символы I, II на схеме? (Первая и Вторая мировые войны).
  2. Каковы их хронологические рамки?(1914-1918, 1939-1945 г.г.)
  3. Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами? (мировой экономический кризис)
  4. ПЗ: Опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Международные отношения в 20-30-е годы XX века)

3. Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания.

(На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

  1. Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).
  2. Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).
  3. Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).
  4. А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).
  5. Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)

Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) (Презентация - слайд №3)

ППЗ: Что привело ко Второй мировой войне?

Можно ли было ее предотвратить?

На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. Но урок у нас непростой, урок исследования и проходит в не совсем обычной форме – это урок открытых мыслей: каждый из вас может высказываться по наиболее интересующим вас проблемам сегодняшнего исследования, соблюдая порядок и правила выступления. Кроме того, каждый является участником творческой группы, которая занималась исследованием проблем: 1 группа – политики умиротворения; 2 группа – политики коллективной безопасности; 3 группа – внешней политики СССР.

На сегодняшнем уроке нам необходимо разобраться в следующих проблемах: почему на смену «эре пацифизма» приходит агрессия, каковы причины появления политики умиротворения и коллективной безопасности, почему происходит смена ориентиров во внешней политике СССР в конце 30-х годов.

II. Усвоение, обобщение, систематизация знаний.

1. Тестирование «Эра пацифизма».

Взаимопроверка в парах . (Приложение 1)

2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров .

Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос:

Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?

(Ответы сопровождаются показом по карте и по ходу изложения позиция каждой державы – Презентация – слайд № 4). (Приложение 2)

3. Причины недооценки опасности миру . Фронтальная беседа.

  1. Как вы считаете, почему страны демократии не смогли оценить эти события как реальную угрозу существующему миру?
  2. В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?
  3. Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?
  4. Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

(Презентация – слайд № 5)

Ответы: Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

(Презентация – слайд № 6)

Начиная с 1936 года, в Европе формируются два противоположных направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

А) Политика умиротворения. Сообщение учащегося из 1 группы.

Активным сторонником этой политики был премьер-министр Великобритании в 1937-1940 годах Невилл Чемберлен.

По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии. Подобная политика требовала жертв и территориальных уступок со стороны третьих стран, т.е. тех, к кому Германия предъявляла претензии.

Б) Политика коллективной безопасности.

Сообщение учащегося из 2 группы.

Политика коллективной безопасности предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

  • в 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;
  • в 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);
  • в 1936 году подписан договор с Чехословакией;
  • в 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

Почему другие государства не поддержали политику коллективной безопасности?

Ответы:

  1. СССР не имел общей границы с Германией. Чтобы выполнить свои обещания по договору, его войска должны быть пропущены через территорию Польши или Румынии, но правительства той и другой стороны боялись СССР больше Германии и категорически отказывались давать обещания относительно возможного пропуска советских войск через свою территорию.
  2. Военный потенциал СССР оценивался чрезвычайно низко после массовых репрессий среди командного состава Красной Армии.

Итог: Франция в 1938 году отказывается от политики коллективной безопасности и плетется за британской политикой умиротворения.

В) Реализация политики умиротворения.

  • Фронтальная беседа.

1. Вспомните, в чем состояла, по мнению Гитлера, историческая миссия германского фашизма?

Ответ: Завоевание мирового господства. А для этого необходимо: ликвидировать условия Версальского договора, создать мощную армию, объединить всех немцев в едином государстве, завоевание необходимого «жизненного пространства» на Востоке.

2. Какие пункты этого плана уже были реализованы Гитлером?

Ответ: Ликвидированы частично условия Версальского договора относительно ограничений Германии, создана мощная армия. Можно было приступать к реализации следующего этапа – объединение всех немцев в едином государстве.

  • Компьютерная презентация, подготовленная 1 творческой группой..

3. Немецкий генерал-фельдмаршал В. Кейтель заявил после окончания войны: «В период Мюнхена Германия не была подготовлена к вооруженному конфликту. Если бы в марте 1938 года союзники позволили Чехословацкой республике провести мобилизацию, Гитлер не смог бы оккупировать даже Австрию…» Была ли уступка Гитлеру со стороны западных держав в Мюнхене вызвана явным военным превосходством Германии или иными обстоятельствами?

Содержание презентации : В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия- родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

(Ответ на ПЗ)

4. Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

Г) Крах политики умиротворения. Рассказ учителя.

Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

Ответ: Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

5. Внешняя политика СССР в 30-е годы. (Презентация – слайд № 7)

А) Причины сближения СССР И Германии.. Фронтальная беседа.

1. Какие выводы сделало для себя советское руководство после подписания Мюнхенского соглашения?

Ответ: СССР пытаются отодвинуть от активного участия в европейских делах. Попытка направить агрессию Германии на Восток, против СССР.

2. Как развивались советско-японские отношения в 1938 – 1939 годах?

Ответ: Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта.

3. Почему Германия начинает искать пути сближения с СССР в 1939 году?

Ответ: Главным объектом притязаний для Гитлера теперь была Польша. Но Англия и Франция предоставили Польше гарантии военной помощи. Напав на нее, Германия рисковала оказаться в состоянии войны с Англией, Францией. Захват Польши выводил германию на границу с СССР, и если СССР будет продолжать антигерманскую политику, то германия окажется в состоянии войны на два фронта. Узнав о гарантиях Польше и твердом намерении Англии и Франции их соблюдать, он стучал кулаками по мрамору своего письменного стола, пообещав сварить «чертово зелье» Англии. Эти зельем и стало сближение с СССР.

Б) Работа с документами . (Приложение 3 – рабочий лист № 1)

  1. Заявление Гитлера Верховному комиссару Лиги наций в Данциге 11 августа 1939 г.
  2. Из выступления В.М. Молотова на сессии Верховного Совета 31 мая 1939 года.

Почему Англия и Франция, осознавая военную опасность со стороны фашистской Германии, тем не менее уходили от того, чтобы заключить союз с СССР?

Почему СССР начал отходить от политики коллективной безопасности в августе 1939 года?

Ответ: СССР настаивал на предоставлении ему права ввести свои войска на территорию Польши и Румынии для отражения агрессии Германии, установив свой контроль над Восточной Европой. Советская сторона видела в позиции Польши и Румынии предлог для затягивания переговоров и доказательство того, что Англия и Франция не желают по-настоящему сотрудничать с СССР, а используют переговоры как средство давления на Гитлера в попытке договориться с ним.

В) Выбор сделан. Рассказ учителя.

В середине августа 1939 года СССР оказался в центре мировой политики. Его благосклонности активно добивались как Германия, так и ее военные противники. Перед Советским Союзом встала проблема выбора между противоборствующими противниками. От этого выбора зависела судьба мира. Поворот произошел 21 августа 1939 года. Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа был подписан пакт о ненападении.

Г) Пакт о ненападении. Секретные протоколы. Работа с документами . (Приложение 4 – рабочий лист № 2).

  1. Соответствовал ли договор нормам международного права?
  2. Нарушал ли интересы других государств?
  3. Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?
  4. Какую оценку можно дать этому документу?

III. Закрепление.

Слово учителя. Подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота не может быть оценен однозначно – попытка обеспечить безопасность страны путем прямой договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики, что в исторической перспективе намного перевешивало те временные преимущества, которые обеспечивались пактом.

Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

(Презентация – слайд № 8)

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Ответ на ППЗ: Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание

После первой мировой войны международные отношения определялись Версальско-Вашингтонской системой - рядом договоров и соглашений в пользу стран-победительниц. Германия была объявлена единственной виновницей войны и должна была выплачивать репарации - платежи другим пострадавшим от войны государствам.

Она лишилась части территории в Европе и своих колоний, должна была сократить армию.

Версальско-Вашингтонская система игнорировала интересы не только Германии, но и Советской России. Данное обстоятельство способствовало сближению этих двух стран на международной арене. Германия закупала в СССР сырье, продовольствие, вела на его территории подготовку военных кадров и испытание техники, запрещенной Версальским договором.

Развитие событий показало, что экономическое возрождение Германии было выгодно странам-победительницам, иначе невозможно было получить репарации. Летом 1924 г. на международной конференции в Лондоне был принят план Дауэса, согласно которому американские и английские банки оказывали Германии помощь в восстановлении экономики. Усиливаясь экономически, Германию не устраивало неравноправное положение в системе международных отношений. Важным дипломатическим успехом Германии стала Локарнская международная конференция 1925 г. В целом она проходила в духе сохранения Версальско-Вашингтонской системы. Однако Германия отказалась гарантировать свои восточные границы с Польшей и Чехословакией, считая их несправедливыми. Несмотря на это, в следующем году (1926 г.) Германия была принята в Лигу Наций и получила постоянное место в ее Совете, как и другие великие державы. Это был первый шаг к пересмотру Версальско-Вашингтонской системы.

Франция опасалась реваншистских устремлений Германии. В 1928 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул идею подписания договора об отказе от войны как средства

национальной политики. Все ведущие государства, в том числе и СССР, подписали пакт Бриана-Келлога.

Международная обстановка была нестабильной. В 1925-1926 г. обострились англо-советские отношения. СССР был обвинен во вмешательстве во внутренние дела Англии. Поводом послужила материальная помощь, оказанная советскими профсоюзами английским рабочим во время всеобщей стачки. В 1927 г. британское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР, аннулировало торговое соглашение.

Начавшийся в конце 1929 г. мировой экономический кризис повлек за собой и перестройку международных отношений. Утратила стабильность финансово-валютная система капиталистических стран, в том числе Германии. В 1929 г. специальный комитет под руководством Юнга принял решение о снижении репарационных платежей. Франция и Англия, перестав получать репарации, также прекратили выплату своих военных долгов США. Воспользовавшись этим, Германия в 1932 г. добилась окончательной отмены репараций. Это повлекло за собой и прекращение выплаты долгов, несмотря на сопротивление США. Таким образом, под ударами мирового экономического кризиса рухнула вся система послевоенных платежей. В том же 1932 г. Германия, в принципе, получила признание ее равноправия в области вооружений.

Первой страной, отбросившей принципы Версальско-Ва- шингтонской системы и применившей силу в борьбе за новый передел мира, стала Япония.

Она соперничала с США в установлении господства над Китаем и в бассейне Тихого океана. В сентябре 1931 г. японские войска начали оккупацию СевероВосточного Китая (Маньчжурии). Захватив всю Маньчжурию, Япония создала на оккупированной территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Когда после долгих проволочек Лига Наций в своей резолюции осудила захват Маньчжурии и потребовала вернуть ее Китаю, Япония вышла из Лиги Наций в марте 1933 г. и приступила к оккупации ряда других провинций Северного Китая.

Главный очаг второй мировой войны возник в центре Европы, в Германии. Здесь в январе 1933 г. была установлена фашистская диктатура. Фашисты Германии намеревались любыми средствами добиться отмены ограничений, установленных в Версале, бороться за возвращение колоний и дополнительные территории для немцев. Экономические трудности в стране они объясняли ущемлением Германии на международной

арене и недостатком территорий для развития немецкого народа. Ускорилось тайное вооружение страны. Осенью 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, покинула Женевскую конференцию по разоружению и получила свободу для дальнейшего нарушения статей Версальского договора. В марте 1935 г. в стране была восстановлена всеобщая воинская повинность. Через год германские войска были введены в Рейнскую демилитаризованную зону. Тем самым были нарушены военные статьи Версальского договора и Локарнские соглашения 1925 г. Эти действия Германия сопровождала отказом участвовать в создании европейской системы коллективной безопасности, проект которой в середине 30-х годов активно обсуждался в Европе. Все это свидетельствовало о подготовке гитлеровским правительством возможностей для развязывания войны. И хотя в январе 1934 г. в Берлине был подписан германо-польский договор о дружбе и ненападении, фашисты Германии намечали Польшу одной из первых жертв в борьбе за передел мира.

В обстановке накала международной напряженности многие страны искали новых союзников. Предпринимались попытки создания системы коллективной безопасности путем заключения международных договоров о выступлении единым фронтом против агрессора. Франция, обеспокоенная усилением Германии, стала искать путь к сотрудничеству с СССР (Россия была традиционным союзником Франции). СССР также искал союзников на Западе и при поддержке Франции осенью 1934 г. вступил в Лигу Наций. Была предпринята попытка заключения Восточного пакта о взаимной помощи в случае агрессии. Его должны были подписать ряд прибалтийских и восточноевропейских стран. Однако сделать это не удалось в связи с противодействием Германии и Польши, которые опасались роста влияния СССР в Европе. В мае 1935 г. были подписаны двусторонние советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимной помощи. Они могли бы стать преградой на пути гитлеровской агрессии. Но западные круги расценивали договоры с СССР как маневр, а не как долгосрочную стратегию, и не собирались выполнять своих обязательств.

Политика попустительства агрессорам приводила в 30-е годы к увеличению очагов войны и международной напряженности.

Осенью 1935 г. фашистская Италия начала агрессивную захватническую войну против Эфиопии (Абиссинии). Совет Лиги Наций признал Италию агрессором и вынес решение о применении к ней экономических и финансовых санкций. Но отста-

лая и слабая Эфиопия стала легкой добычей агрессора. На кратчайших морских путях из Европы в Азию завязался еще один узел военного конфликта.

В июле 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж, во главе которого стоял генерал Франко. В стране началась длительная гражданская война. Правящие круги Запада предложили придерживаться по отношению к событиям в Испании «политики невмешательства». На словах согласившись с этим, Германия и Италия поставляли оружие и войска генералу Франко, в то время как законное республиканское правительство Испании подвергалось под лозунгом «невмешательства» самой настоящей блокаде. Только Советский Союз оказал помощь Испанской республике оружием, продовольствием, послал туда добровольцев. «Политика невмешательства» способствовала победе мятежников и установлению в Испании фашистской диктатуры Франко.

Постепенно агрессоры начали сближаться. В октябре 1936 г. было подписано германо-итальянское соглашение о совместных действиях в международной политике. В ноябре этого же года Германия и Япония заключили так называемый «Ан- тикоминтерновский пакт». Они обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и сообща бороться против «международного коммунизма». В 1937 г. к «Антико- минтерновскому пакту» присоединилась Италия. Подписание пакта усиливало позиции агрессоров, способствовало подготовке войны за передел мира. Острие блока было направлено не только против СССР, но и против США, Великобритании и Франции.

Главную роль в союзе агрессоров играла Германия. К 1938 г. ее вооруженные силы выросли настолько, что она смогла перейти к насильственной перекройке карты Центральной Европы. Политика территориальных захватов проводилась под лозунгом объединения всех немцев в составе единого государства. Этот лозунг уже оправдал себя во время проведения плебисцита о принадлежности Саарской области. Саарская область 1 5 лет находилась под управлением Лиги Наций. По истечении этого срока она отошла к Германии в соответствии с результатами плебисцита (1935 г.). В марте 1938 г. гитлеровские войска, прикрываясь лозунгом объединения немцев в едином государстве, вторглись в Австрию и оккупировали ее. Через несколько дней эта страна была включена в состав германского рейха. Это присоединение (по-немецки аншлюс)

носило насильственный характер и являлось актом грубого нарушения Версальского договора. Правительства западных стран ограничились словесным протестом и не поддержали предложение СССР созвать международную конференцию для организации отпора агрессорам.

Такое поведение агрессоров стало возможно из-за пассивной, выжидательной политики европейских государств и нейтралитета США. Ведущие политики Запада заявляли, что их главной целью является предотвращение войны, пусть даже путем уступок агрессорам (так называемая политика «умиротворения»). В США же был принят закон о нейтралитете, который запрещал продажу оружия и военных материалов воюющим сторонам, не делая при этом различий между агрессором и жертвой нападения.

Безнаказанность поощряла Германию к новым захватам. Она потребовала передачи ей Судетской области Чехословакии, на территории которой проживало немецкое национальное меньшинство. Для решения этого вопроса в сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция глав правительств четырех стран: Германии (Гитлер), Италии (Муссолини), Англии (Чемберлен) и Франции (Даладье). Она вошла в историю как Мюнхенский сговор, или Мюнхенская сделка. На ней западные круги решили участь Чехословакии. Судетская область передавалась Германии. За счет Чехословакии были удовлетворены территориальные претензии буржуазно-помещичьей Польши и Венгрии. Под натиском Великобритании и Франции правительство Чехословакии приняло Мюнхенское соглашение, не обратившись за помощью к Советскому Союзу (по условиям советско-чехословацкого договора 1935 г. помощь могла быть оказана только после просьбы о ней и при участии Франции). Мюнхенская сделка была направлена на изоляцию СССР на международной арене и на подталкивание гитлеровской агрессии на Восток. К лету 1939 г. становилась все более очевидной ошибочность политики умиротворения агрессоров. В марте 1939 г. Чехословакия как самостоятельное государство перестала существовать, была расчленена на отдельные области, в той или иной степени подчиненные Германии. В апреле 1939 г. Гитлер заявил о расторжении польско-германского договора о ненападении. Италия и Германия отказывались от всех заключенных ранее соглашений и открыто разжигали войну в Европе. 23 марта 1939 г.

Под влиянием этих событий общественное мнение Англии и Франции изменилось в пользу решительного противодействия агрессии. Правительства этих стран заявили о гарантиях независимости Польши, Румынии, Греции, вступили в переговоры с СССР о возможности сотрудничества. Позиция СССР на международной арене была крайне важной. При союзе СССР с Англией и Францией был бы создан мощный блок против агрессора. Выступив против них вместе с Германией, СССР создал бы для них критическую, безвыходную ситуацию, облегчил бы действия Германии на Западе. Даже нейтралитет СССР мог быть различным и по-разному влиять на развитие событий. СССР предложил Англии и Франции сотрудничество в борьбе с агрессорами. Однако начавшиеся переговоры выявили большое взаимное недоверие, стали затягиваться. Колебания западных партнеров привели к тому, что советское руководство параллельно пошло на сближение с Германией, чтобы не оказаться в изоляции. 12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры англо-франко-советских военных миссий. Но 17 августа они были приостановлены, а советско-германские переговоры на уровне министров иностранных дел активизировались. 23 августа 1939 г. был подписан советско- германский договор (пакт Молотова - Риббентропа) о ненападении. Он состоял из основного текста и секретного дополнения - протокола, в котором распределялись сферы влияния и интересов Германии и СССР. В сферу интересов Советского Союза вошли Прибалтийские республики, Румыния (признавались претензии СССР на Бессарабию). Границы сфер влияния СССР и Германии устанавливались в Польше по линии рек Нарев, Висла и Сан (Западная Украина и Западная Белоруссия отходили к СССР). Это был не просто договор, а договор двух диктаторов о будущем разделении территорий. Он ускорил развязывание второй мировой войны, обеспечив Германии нейтралитет СССР.

Таким образом, противоречия между европейскими государствами и их взаимное недоверие помешали создать систему коллективной безопасности. Фашистские агрессоры получили возможность развязать войну за передел мира.

Урок всеобщей истории 9 класс «Международные отношения в 30-е годы».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

способствовать выявлению причин и последствий появления политики умиротворения и коллективной безопасности,

причин и сущности внешней политики СССР, установлению причин Второй мировой войны;

способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Оборудование урока: учебник, исторические документы.

План урока:

1. Вводное слово учителя.

5. Мюнхенский сговор 1938 г.

6. Провал идеи коллективной безопасности.

Ход урока:

В 2009 году исполнилась трагическая дата – ровно 70 лет назад началась самая кровопролитная, самая разрушительная, самая жестокая из всех войн – вторая мировая война. Что произошло 70 лет назад, когда мир, еще не оправившись от ужасов первой мировой войны, был втянут в горнила второй мировой? Почему?

Моделирование ситуации для определения целей урока и постановки проблемного задания. (На каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте? (различие в положении победителей и побежденных).

Как чувствуют себя те, у кого мало места? (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты).

Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными? (Германия и Италия).

А что испытывают те, у кого места много? (Желание сохранить преимущества за собой).

Какие государства вышли победителями из первой мировой? (Англия, Франция, США)

Слово учителя: Думаю, что смоделированная ситуация поможет лучше понять, какие настроения господствовали в общественном сознании различных стран в 20-30-е годы. А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока (на схеме появляется ПОЧЕМУ?) Что привело ко Второй мировой войне? Можно ли было ее предотвратить? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

2. Крах Версальско-Вашингтонской системы.

Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия. Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща. Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис.

До начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. сохранялась относительная стабильность в отношениях между государствами. Но в начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

У каждой группы на столах лежат карточки: «Япония», «Италия», «Германия». Необходимо выбрать одну из карточек и ответить на вопрос: - Каким образом данное государство виновно в нарушении условий Версальско-Вашингтонской системы?

Япония – программа экспансии Дальнего Востока под лозунгом создания зоны процветания.

Германия - пересмотр Версальского мирного договора и отмена всех военных ограничений. Пропаганда «равенства» и «справедливости».

Т.о., к 1936 г .- путь к перевооружению был расчищен.

3. Несостоятельность Лиги Наций.

В Уставе Лиги Наций в ст. 16 предусмотрена система санкций против страны агрессора. Но смогла ли Лига Наций воспользоваться этой статьёй? Когда Япония в 1931 г. захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск. Но Япония вышла из Лиги Наций.

В 1935 г. Италия совершила агрессию против Эфиопии, и Лига Наций вновь оказалась бессильной перед лицом агрессии.

И ничего не было сделано, когда Германия и Италия открыто, поддержали фашистский мятеж Франко в Испании. И не выступила против присоединения Австрии к Германии (аншлюс) в 1938 г., хотя это запрещалось.

4. Военно-политический блок «Берлин – Рим - Токио».

Три державы, которые встали на путь агрессии, заключили военно-политические договорённости.

Октябрь 1936 г . – итало-германское соглашение (Берлинский протокол) ось «Берлин-Рим».

Ноябрь 1936 г. – германо-японское соглашение о борьбе против коммунизма (Антикоминтерновский пакт ). В 1937 присоединилась Италия. Так образовался военно-политический треугольник.

5. Мюнхенский сговор 1938 г.

Присоединение Австрии к Германии было только началом политики воссоединения. Следующим объектом агрессии стала Чехословакия. Германия требовала отдать Судетскую область, где проживала большая часть этнических немцев, угрожая при несогласии войной.

29-30 сентября 1938 г. в Мюнхене главы правительств: Чемберлен (Великобритания), Даладье (Франции), Гитлер (Германия), Муссолини (Италия) подписали соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Провал идеи коллективной безопасности .

В 1934 г. после выхода Германии и Японии из Лиги Наций в её состав приглашён Советский Союз.

Весной 1939 г. обстановка в Европе осложнилась. Оккупирована Чехословакия, фашистский режим Франко в Испании, Франция окружена тремя фашистскими государствами. Италия захватила Албанию.

У Сталина вызывали недоверие Англия и Франция, а это на руку Германии.

23 августа 1939 г был заключен советско-германский пакт о ненападении, который предусматривал нейтралитет СССР и Германии в случае военных конфликтов одной из сторон. Но это был вынужденный шаг для СССР, т.к. развязывала руки в отношении Балтии и Финляндии, и разделе Польши.

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу. 3 сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

Домашнее задание: 19, страница 150 ответить на вопросы; заполнить рабочую тетрадь.