Проблемы бухгалтерского учета расчетов с использованием электронных денег. Перспективы развития электронных денег и платежных систем в российской федерации Недостатки электронных денег

Внедрение электронных денег связано с экономической и технологиче­ской неопределенностью относительно их будущего. Следует отметить, что внедрение электронных денег направлено, в первую очередь, на замещение платежей наличными деньгами и чеками. Однако внедрение электронных де­нег может также повлиять на интенсивность использования в розничных платежах кредитных и дебетовых карточек. Важно определить, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъ­ектов об использовании электронных денег.

Очевидно, что в будущем для успешной работы электронные деньги должны обеспечивать дополнительные выгоды главным субъектам экономи­ческих взаимоотношений: потребителям, торговым точкам, банкам и эмцтенг там электронных денег (денежным посредникам). Выгоды могут быть одно­моментными и непосредственными. Например, электронные деньги будут более удобными или дешевыми в использовании. Выгоды могут также быть долгосрочными и стратегическими. Например, торговые точки будут исполь­зовать внедрение электронных денег как часть общей маркетинговой страте­гии по внедрению новых платежных технологий для стимулирования про­даж, даже если их использование не будет иметь серьезного финансового зна­чения.

С учетом сказанного выше можно выделить следующие факторы, влияю­щие на решение потребителей: 1) большие удобства использования и мень­шие издержки обращения; 2) безопасность и конфиденциальность расчетов. Потребители ожидают, что электронные деньги не только будут сокращать их издержки, но и будут удобными. Однако новые средства платежа вряд ли смогут повлиять на объемы расходов домашних хозяйств. Если больший объ­ем торговли будет вестись с использованием электронных платежей, то уменьшится объем расчетов с использованием традиционных средств плате­жа, таких, как наличные деньги, чеки, кредитные и дебетовые карточки. В случае расчетов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронные деньги окажутся более дешевыми или удобными в ис­пользовании, чем традиционные формы денег, то бизнесмены смогут увели­чить объем оборотных средств и свои совокупные доходы.

Все пользователи электронных денег столкнутся с той же проблемой, что и пользователи традиционных форм денег, - необходимостью обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов. В случае со смарт-картами подавляющее большинство финансовых институтов, планирующих выпус­кать карты, являются банками. Следовательно, за смарт-картами или номе­рами электронных счетов клиента стоят активы банков, входящих в такую ассоциацию. Но обладают ли денежные средства, которые стоят за этими кар­тами, защитой, адекватной защите сберегательных и чековых счетов застра­хованных, например, в США Федеральной страховой корпорацией? По всей видимости, нет, поскольку в США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.

Мошенничество, существующее в традиционной системе платежей, веро­ятно, будет существовать в предлагаемых системах будущего. Вопрос обеспе­чения безопасности и конфиденциальности расчетов с использованием элек­тронных денег может быть эффективно решен посредством разработки спе­циального законодательства и выработки единых стандартов осуществления безопасных расчетов.

На решение торговой точки по поводу использования электронных мето­дов платежа влияют следующие факторы: а) увеличение объемов продаж; б) сокращение издержек; в) выгодные условия договоров.

Торговые точки ожидают, что существует значительное число потребите­лей, которые не могут сделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платежной системой. В случае если достаточно большое число потребителей используют конкретную платежную систему, конкуренция мо­жет побудить торговую точку к капиталовложениям, необходимым для уста­новления оборудования данной платежной системы. Так, угроза потери по­тенциальных потребителей, которые не используют в своих расчетах налич­ные деньги, привела к тому, что многие операторы автоматов по продажам мелких товаров стали устанавливать специальные устройства, принимаю­щие пластиковые карты . Подобная ситуация происходит и в электронной экономике, где наравне с использованием в качестве средства оплаты пласти­ковых карт все активнее применяются различные виды электронных денег. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительных продаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при внедрении новых методов платежа.

Дополнительные продажи являются не единственным преимуществом электронных денег, они могут повлиять и на сокращение издержек. Напри­мер, управление наличными является дорогим, медленным и небезопасным процессом. Системы, которые позволят сократить использование наличных де­нег, смогут сократить издержки обращения, хотя они наверняка увеличат капи­тальные издержки. От того, позволят ли новые формы платежа сократить сум­марный объем издержек в течение краткосрочного периода, будет зависеть же­лание торговых точек их использовать.

Внедрение электронных денег приводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например, продажи, осуществленные с ис­пользованием электронных денег, могут быть оспорены уже после того, как трансакция была осуществлена. Поэтому для работы с электронными деньга­ми торговые точки и эмитенты должны будут заключить новые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и риски торговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новой системы расчетов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности и рисков). Конкретные условия контракта являются важными факторами в определении успеха новых методов платежа.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение эмитентов электронных денег по поводу выпуска электронных денег: 1) электронный сеньораж; 2) низкие трансакционные издержки; 3) завоевание доли на фи­нансовом рынке.

В результате выпуска электронных денег эмитенты получают эмиссион­ный доход. Величина этого дохода напрямую связана с объемом эмиссии электронных денег. Поэтому эмитенты электронных денег заинтересованы в росте объемов эмиссии.

Поскольку издержки трансакции наличными деньгами являются очень низкими в сравнении со стоимостью покупки, для массового использования электронных денег эмитенты электронных денег должны будут значительно снизить издержки их использования. Сегодня средняя стоимость трансакции электронными деньгами в США составляет около 15 центов, но даже такая низкая стоимость может составлять достаточно высокий процент, например, от стоимости электронной услуги за 1 долл.

Эмитенты электронных денег также стремятся захватить возможно боль­шую долю рынка трансакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными или депозитными деньгами. Завоевание доли на финансовом рынке может позволить эмитентам электронных денег предоставлять и дру­гие финансовые услуги, конкурируя за денежные ресурсы с другими финан­совыми институтами.

Первые системы электронных денег в значительной степени оказались невостребованными. Прежде всего, они не были удобными. Потребителям необходимо было иметь специальное программное обеспечение и использо­вать сложные протоколы совершения трансакций. Кроме того, первые систе­мы электронных денег часто не обеспечивали анонимности трансакций. Практически все системы первого поколения функционировали в рамках за­крытого обращения, что заранее ограничивало универсальность их использо­вания. Потребители могли потратить свои электронные деньги только в очень ограниченном количестве торговых и сервисных точек. Поэтому в от­личие от прогнозов 1998 г., согласно которым к 2002 г. платежи электронны­ми деньгами должны были составлять 41% от общего объема онлайновых платежей, их реальная доля в развитых странах сегодня не превышает 5% (рис. 3.3).

В настоящее время активно разрабатываются платежные системы элек­тронных денег второго поколения. В их основе заложены повышенные требо­вания к удобству данных систем для конечных пользователей, к их аноним­ности и универсальности. Многие компании при внедрении электронных де­нег широко используют поощрительные программы. Кроме того, большинство современных систем электронных денег поддерживает прове­дение микроплатежей. Некоторые из них обладают свойством оффлайновой совместимости, другие - разменностью и портативностью. Наиболее успеш­ной системой нового поколения электронных денег в широком смысле явля­ются PayPal.

В целом электронные деньги находятся лишь на начальном этапе своего развития. Данный этап характеризуется значительной технической сложно­стью и дороговизной платежных систем на основе электронных денег, либе­рализацией регулирования деятельности кредитных организаций и возрож­дением конкуренции в денежной сфере. Современное развитие электронных денег затрагивает не только теоретические проблемы денег, но и вопросы банковской деятельности, аспекты денежно-кредитной политики. Для широ­кого внедрения электронных денег в денежное обращение развитых стран не­обходимо выполнить следующие условия: 1) обеспечить чрезвычайно низ­кую стоимость трансакций с использованием электронных денег; 2) разрабо­тать четкую правовую базу, регулирующую статус эмитентов электронных
денег и порядок регулирования отношений между участниками оборота электронными деньгами; 3) создать надежные и доступные шифровальные алгоритмы, гарантирующие полную конфиденциальность и безопасность электронных расчетов; 4) развить широкую инфраструктуру по обслужива­нию плательщиков, использующих электронные деньги. Выполнение всех указанных выше условий позволит электронным деньгам занять одно из важнейших мест в денежно-кредитной системе XXI в.


В настоящее время в нашей стране и за границей достаточно активно обсуждается вопрос о перспективах применения электронных денег. На основе анализа мнений различных отечественных и зарубежных экономистов и практиков относительно возможности расширения практики использования электронных денег при оплате товаров и услуг можно сформулировать три основных сценария развития ситуации:

  • 1. Сценарий первый: электронные деньги не получат широкого распространения или полностью исчезнут из обращения.
  • 2. Сценарий второй: электронные деньги будут широко использоваться в качестве платежного инструмента и обращаться наряду с традиционными наличными.
  • 3. Сценарий третий: электронные деньги полностью вытеснят из обращения традиционные наличные .

Несмотря на четвертьвековой опыт внедрения электронных денег в промышленно развитых странах, на долю наличных по-прежнему приходиться подавляющая часть расчетов в сфере розничной торговли и услуг. Бурное развитие систем электронных денег в середине 90-х годов прошлого века, когда в течение нескольких лет появилось несколько сотен пилотных проектов, закончилось. Многие проекты, так и не сумев привлечь достаточное количество потребителей, вынуждены были завершить свое существование.

Финансовые неудачи некоторых эмитентов электронных денег, недостаточный интерес к последним со стороны населения и торговых предприятий позволили отдельным отечественным и зарубежным ученым сделать предположение, что электронные деньги не смогут в будущем составить достойной конкуренции традиционным наличным и будут функционировать лишь в рамках неких закрытых систем (первый сценарий).

Такой вывод представляется поспешным. Сегодня электронные деньги находятся на одной из первых ступеней своего развития, что находит свое отражение в относительно низкой степени их соответствия желательным денежным свойствам. Современные электронные деньги являются денежным суррогатом, они выступают лишь в качестве средства обмена, которое предусматривает последующий расчет, а не новой формой кредитных денег.

Однако, это временное явление. Постоянно совершенствуются информационные и финансовые технологии, во многих странах разрабатывается новое или вносятся изменения в старое законодательство, регулирующее процесс выпуска, обращение и погашения электронных денег, развивается телекоммуникационная инфраструктура, растут объемы электронной коммерции. Все это должно способствовать формированию новых систем электронных денег, которые действительно будут надежными, эффективными и малорискованными, а значит и привлекательными для потребителей.

Иными словами, электронные деньги будут функционировать и использоваться субъектами в будущем, хотя не в том виде в каком они существуют сегодня.

По мнению целого ряда экономистов, в будущем электронные деньги на аппаратной основе смогут полностью вытеснить из обращения традиционную наличность и чеки, тогда как электронные деньги на программной основе заменят кредитные карты (третий сценарий).

Подобный сценарий развития представляется нам наименее вероятным. Дело в том, что традиционные наличные являются наиболее простым в применении платежным инструментом. Для их использования не требуется никаких специальных программ или технических устройств, как в случае с электронными деньгами, платеж осуществляется посредством простой передачи физического предмета (денежного знака) получателю платежа.

Вероятность реализации подобного сценария становится еще меньше, если электронные деньги так и не получат статус законного платежного средства на территории государства. Это будет означать, что любой получатель платежа может по своему усмотрению отказаться принимать электронные деньги в оплату своих товаров и услуг. Иными словами, владелец электронных денег, теоретически, может вообще оказаться без средств к существованию.

Кроме того, традиционные наличные, выпускаемые центральным банком, имеют нулевой кредитный риск, в то время как электронные деньги, являясь обязательствами частных кредитных институтов, имеют значительно выше степень кредитного риска. Поэтому традиционные наличные уже изначально будут иметь значительные конкурентные преимущества перед электронными деньгами.

Наиболее вероятно, что развитие электронных денег будет происходить по второму сценарию. В этом случае электронные деньги будут конкурировать с другими платежными инструментами за право быть использованным в качестве средства оплаты за товары и услуги.

Наибольшее снижение удельного веса банкнот и монеты в структуре узкой денежной массы наблюдается в следующих странах - Германии, Бельгии, Нидерландах и Сингапуре. И именно эти страны являются в данный момент мировыми лидерами в сфере развития и использования электронных денег. И хотя влияние самих электронных денег на процесс вытеснения традиционных наличных относительно невелико, это происходило, прежде всего, из-за роста использования пластиковых карт, в будущем ситуация может измениться.

Современные электронные деньги являются денежным суррогатом, они выступают лишь в качестве средства обмена, которое предусматривает последующий расчет, а не новой формой кредитных денег. Однако, это временное явление. Постоянно совершенствуются информационные и финансовые технологии, во многих странах разрабатывается новое или вносятся изменения в старое законодательство, регулирующее процесс выпуска, обращение и погашения электронных денег, развивается телекоммуникационная инфраструктура, растут объемы электронной коммерции. Все это должно способствовать формированию новых систем электронных денег, которые действительно будут надежными, эффективными и малорискованными, а значит и привлекательными для потребителей. Иными словами, электронные деньги будут функционировать и использоваться субъектами в будущем, хотя не в том виде в каком они существуют сегодня.

Горизонт предсказуемости отрасли не превышает пяти лет. Действительно, восемь/десять лет назад лет назад несколькими энтузиастами разрабатывалась прогрессивная система PayPal для платежей между двумя КПК через инфракрасный порт, лидером онлайновых решений была система Digicash, обеспечивающая абсолютную приватность платежей, в области смежных разработок несомненно доминировала система Mondex.

В целом серьезно обсуждалось, создадут ли электронные деньги самостоятельный денежный агрегат, вытесняющий традиционные платежные средства, и не приведут ли они к созданию новой финансовой реальности. Все это, по разным причинам, кануло в небытие или неузнаваемо эволюционировало, дав, тем не менее, мощный толчок к развитию этой отрасли .

Технологическое соперничество между двумя доминирующими технологиями -- электронными деньгами и кредитными картами -- на уровне тенденции четко разрешилось в пользу первых.

Давая прогноз развития электронных денег в России, необходимо подчеркнуть следующее. Львиная доля платежей, по некоторым оценкам - свыше 90%, в сфере розничной торговле осуществляется наличными деньгами. Уровень развития безналичных платежных инструментов является крайне невысоким. Несмотря на более чем десятилетнею историю развития и использования пластиковых карт в нашей стране, их доля в общем количестве безналичных трансакций на начало 2002 года составляла всего 4,5%. Основным безналичным платежным инструментом являются банковские переводы - их доля в общем количестве безналичных трансакций составляла на конец 2001 года 95,2%. Системы электронных денег не получили какого-либо существенного развития.

В отличие от большинства экономически развитых стран, где на протяжении более чем трех десятилетий развивались электронные деньги на аппаратной основе и лишь недавно появились сетевые деньги, в России функционируют пока только сетевые деньги. Это можно объяснить действиям следующих основных причин: слабое развитие инфраструктуры, что выражается в малом количестве терминалов, обслуживающих пластиковые карты (в ведущих странах обслуживание карт электронных денег зачастую возможно через те же терминалы, что и пластиковые карты); более низкие начальные и текущие затраты участников систем сетевых денег; высокие темпы развития электронной коммерции (по данным, приведенным на 4-й Международной конференции “eBusiness Russia 2004” исполнительным директором Национальной ассоциации участников электронной торговли А. Никольским, объем электронной торговли в России в сегменте В2С вырос с 218 млн. долл. США до 480,4 млн. долл. США, в 2004 году -- 615,4 млн. долл. США). К основным причинам, сдерживающих развитие и использование электронных денег в России необходимо отнести: весьма ограниченный платежеспособный спрос населения; отсутствие надежно функционирующей национальной банковской системы; недостатки в законодательной базе, которая не обеспечивает надлежащих гарантий выполнения всех обязательств по электронным деньгам; отсутствие четкой государственной политики в отношении развития электронных денег.

В целях расширения практики использования электронных денег в России и регламентации деятельности по осуществлению операций с ними необходимо реализовать ряд следующих мер. Во-первых, нужно дать на законодательном уровне четкое определение понятия «электронные деньги», определить перечень возможных операций с ними и состав участников систем электронных денег. При этом предлагается ограничить состав эмитентов электронных денег только кредитными организациями, имеющих лицензию Банка России на осуществление банковских операций, в том числе и с электронными деньгами. Необходимо запретить участие в любом качестве в системах электронных денег финансовым организациям, зарегистрированных в оффшорной зоне.

Во-вторых, необходимо разработать и законодательно закрепить порядок выпуска, обращения и погашения электронных денег. Выпуск в обращение электронных денег должен производиться эмитентом на основании заключенных с держателем договоров. В соответствии с договором эмитент обязан по первому же требованию погасить предъявителю эмитированные электронные деньги путем обмена на наличные денежные средства либо путем перечисления безналичных средств на текущий (расчетный) счет предъявителя в объеме и валюте предъявленных обязательств.

В-третьих, в отношении деятельности эмитентов электронных денег требуется установить следующие требования:

  • 1) первоначальный капитал и размер собственных средств (размер первоначального капитала должен составлять не менее 5 млн. евро; величина собственных средств не должна быть ниже 20% от обязательств по выпущенным электронным деньгам).
  • 2) экономические нормативы и резервные требования (банки-эмитенты электронных денег должны соблюдать экономические нормативы и выполнять резервные требования, установленные Банком России в соответствии с действующим законодательством. При этом необходимо предоставить Банку России право увеличить размер средств, вносимых в фонд обязательных резервов банками-эмитентами электронных денег.

В-четвертых, повысить транспарентность деятельности кредитных организаций - эмитентов электронных денег, в том числе открытость структуры собственности и финансового положения. В-пятых, повысить требования к качеству управления рисками в кредитных организациях, осуществляющих операции с электронными деньгами. Банки - участники систем электронных денег должны располагать адекватными техническими, организационными и процедурными средствами защиты для предупреждения, сдерживания и выявления рисков системы.

В-шестых, разработать единые стандарты электронных денег и правила конвертации электронных денег из одного вида в другой. В-седьмых, в целях повышения гарантии возврата потребителям денежных средств установить резервные требования на уровне 100% от суммы эмиссии электронных денег. Реализация предложенных мер, в совокупности с экономическим ростом страны, повышением уровня благосостояния населения, развитием платежной инфраструктуры, позволит создать благоприятные условия для развития и использования электронных денег в России. Рост использования электронных денег должен привести к снижению доли банкнот и монеты в узкой денежной массе, а также к снижению доли использования банковских переводов.

Подводя краткие итоги, необходимо подчеркнуть следующее. В платежных системах экономически развитых странах продолжают прослеживаться две основные тенденции: тенденция к снижению налично-денежного оборота и замене его безналичными расчетами, прежде всего пластиковыми картами, и тенденция замены безналичных бумажных кредитных денег небумажными кредитными деньгами.

По мнению некоторых аналитиков, в скором времени электронные средства расчетов полностью вытеснят с рынка наличные деньги и чеки, поскольку они представляют более удобный способ оплаты за товары и услуги.

По подсчетам компаний ABA/Dove, электронные платежи вскоре могут вытеснить наличные деньги и чеки, поскольку уже сегодня каждая вторая покупка в магазине совершается с использованием электронных средств оплаты. Наличные остаются главным средством оплаты в традиционных магазинах лишь для 33% покупателей.

В то время как большинство онлайновых покупок совершается при помощи кредитных карт, почти половина респондентов используют в электронной коммерции чеки и денежные почтовые переводы, а четверть виртуальных покупателей пользуются Р2Р-платежами.

Две трети потребителей оплачивают хотя бы один ежемесячный счет электронными средствами, включая кредитные/дебетовые карточки, Аналитики считают, что к 2003 году онлайновая оплата счетов достигнет значительных объемов, поскольку большинство пользователей начнет использовать или увеличит использование этой платежной опции. Вместе с этим значительно сократится использование "бумажных" платежей - 21% респондентов заявили, что они намерены отказаться от оплаты своих счетов по чекам. Однако специалисты предупреждают, что в данной области банки столкнутся с конкуренцией со стороны провайдеров финансовых услуг, учитывая, что провайдер, который предоставит пользователям удобный и простой интерфейс сможет удерживать их в течение длительного времени.

Рост оборотов электронной коммерции «Business to consumer» в России, млн. долл. (по данным The Economist, Boston Consulting Group):

Рост электронной коммерции в секторе «Business to consumer», млрд. долл. (по данным eMarketer):


Доля электронной коммерции в ВВП (GDP) США (по данным eMarketer):

Активная Интернет-аудитория в России по данным РОЦИТ, млн.чел.:


С момента своего образования на российском рынке биржи, торговые площадки используют современные технологии, создавая практически с нуля уникальные по своим характеристикам системы, пытаясь охватить весь рынок, все регионы Российской Федерации. Развиваясь в русле передовых мировых тенденций, организованная электронная торговля становится все более привлекательной на мировом рынке. Возникли предпосылки для сближения и связи торговых площадок как внутри России, так и за ее пределами. Сегодня информационные технологии определяют лицо мирового финансового рынка. Мировые финансовые рынки становятся все более глобальными, и Россия идет в русле этого процесса. Вызовом времени является интернационализация мировой экономики, которая сегодня выступает в качестве глобально интегрированной хозяйственной системы.

Наша страна собирается сделать важный шаг - вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Необходимым условием вступления в ВТО является интеграция России в международный финансовый рынок. Поэтому, говоря о перспективах развития российского рынка, в качестве одного из главных этапов можно выделить интеграцию в инфраструктуру мирового рынка капитала. Эта работа уже началась. Электронные технологии стремительно развиваются. Сегодня уже трудно представить нашу жизнь без Интернета. В последние несколько лет в мире быстро растет популярность торговли акциями компаний через Интернет. Индивидуальные инвесторы получили возможность заключать сделки, по сути, не выходя из дома. В 1999 году было положено начало развития Интернет-трейдинга на фондовом рынке России.

Общий объем сделок через Интернет на российском рынке постоянно растет, и по некоторым оценкам уже в 2001 году составил около 40% совокупного оборота фондового рынка. К примеру, в декабре 2001 года уже порядка 47% объема торгов и около 70% сделок на фондовом рынке ММВБ было заключено через Интернет. Торговля через Интернет сегодня наиболее простой и удобный доступ частных инвесторов на финансовых рынках. С распространением Интернет-трейдинга стало увеличиваться число сделок небольшого объема. Иными словами, опережающими темпами растет активность клиентов на фондовом рынке и доля клиентских операций в общем обороте.

Интересно отметить, что лидерами во внедрении и продвижении Интернет-трейдинга на российском фондовом рынке оказались не крупные, а динамичные брокерские компании, которые теперь устойчиво входят в первую десятку участников рынка по оборотам. В то же время крупные брокерские компании и банки начали осваивать новую услугу значительно позже. Сегодняшние реалии таковы, что побеждает не "большая", а "быстрая" компания.

Получив по ряду причин начало на фондовом рынке, Интернет-трейдинг уверенно развивается в настоящее время и на других секторах финансового рынка: государственных ценных бумаг; валютном; срочном.

В будущем развитие Интернет-трейдинга будет определяться следующими основными тенденциями. Прежде всего, расширится как спектр рынков и торгуемых инструментов, предлагаемых в рамках систем Интернет-трейдинга, так и предлагаемый сервис и спектр дополнительных услуг для клиентов на базе их полной автоматизации. Мы увидим более тесную взаимосвязь в рамках одной Интернет-системы функций банковских систем, Интернет-трейдинга и систем депозитарного и бэк-офисного обслуживания. Кроме того, более активно будет продолжаться процесс расширения аналитической и информационной поддержки клиентов на основе интеграции с информационными и аналитическими Интернет-системами, разрабатываемыми информационными агентствами.

При условии низкого уровня развития телекоммуникационных сетей, особенно в регионах России, безусловно, одним из приоритетных направлений развития станет повышение качества работы, улучшение потребительских свойств систем Интернет-трейдинга. Решение этой проблемы лежит не только в области совершенствования применяемых технических и программных средств Интернет-трейдинговых систем, но и в области создания систем нового поколения, позволяющей существенно расширить технологические возможности обслуживания клиентов и повысить качество их работы.

Очень важным фактором, влияющим на процесс развития Интернет-бизнеса на финансовых рынках, в самое ближайшее время, с появлением соответствующей нормативной базы, несомненно, станет необходимость обязательного применения в системах удаленного доступа через Интернет сертифицированных программных средств защиты информации и электронной цифровой подписи. 10 января 2002 года Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральных закон "Об электронной цифровой подписи", направленный на обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

С появлением Интернет-технологий возникла реальная необходимость соединить разрозненные технологические звенья процесса обслуживания клиентов в единую цепочку. Инвесторы теперь могут с помощью автоматизированных систем следить за всем процессом инвестирования и управлять своими активами в режиме реального времени. Такой подход требует постоянной модернизации программных продуктов и всех систем различного функционального назначения с цепью возможности их информационной взаимосвязи в режиме реального времени либо их объединения в единые программно-технические комплексы многофункционального назначения.

Интерактивная торговля, по-видимому, становится повсеместной. Или так только кажется? В многочисленных отчетах утверждается, что лишь треть всех пользователей Internet действительно совершает покупки, а большинство остерегается подобных сделок из соображений безопасности. В ответ торговые компании пытаются найти способ превратить заинтересованных в их услугах, но недоверчивых людей в Web-покупателей. Возможным решением в данном случае могут стать электронные деньги.

Несмотря на все перечисленные плюсы электронных денег они не пользуются высокой популярностью. Однако по прогнозам GartnerGroup, в ближайшие пять лет технология электронных денег будет значительно усовершенствована, и к концу 2009 года объем электронных платежей составит 60% всех интерактивных транзакций, хотя сейчас этот показатель не превышает 14%.

Компании, принимающие электронные деньги, могут рассчитывать на снижение издержек, вызванных неоплатой счетов при использовании кредитных карт, а также на расширение объема коммерческих сделок между производителями и потребителями, а также между отдельными пользователями.

Некоторые ведущие компании, работающие в этой области, предлагают производителям и потребителям средства проведения интерактивных сделок, используя электронные деньги. Уже существует ряд хорошо известных и крупных узлов, где компании могут подписать соглашение об использовании средств электронной оплаты. К подобным решениям. В частности, относятся службы PayPal компании X.com, Flooz одноименной компании и пакет продуктов Monneta компании eCash Techologies.

Ударной же технологией для электронных денег, которая уже скоро (примерно через год) взорвет платину сдерживающую бизнес в Internet, является технология smart-card, то есть пластиковых карт с компьютером и криптографическим программным обеспечением внутри.

Такая карта, как уже отмечалось будет годна не только для оплаты товаров в магазинах, но и для расчетов в Internet. Это будет очень скоро (хотя уже сегодня в России появились, основанные на smart-картах, электронные деньги, помеченные для "для уплаты штрафов ГАИ") однако, сейчас реально работают другие электронные платежные системы. Ими просто воспользоваться, и тем, кто уже созрел для организации своего виртуально бизнеса, полезно начать именно с них, тем паче, что с введением в широкий оборот smart-карт технология виртуального бизнеса не изменится (хотя и будет уже настолько проста, что любая школьница будет в состоянии его организовать).

Технология электронных денег привлекает к себе немалый интерес, и многие торговые компании начинают использовать такую форму и такие средства оплаты.

Электронные деньги обещают превратить потребителей, предпочитающих сейчас самые разные способы делать покупки, в покупателей, для которых альтернативы Internet-магазинам Web не существует.

Электронные деньги - мир без границ :

Многоуровневая система позволит легко переслать деньги от селения в дебрях Парагвая в сибирскую деревню, позволит устанавливать денежные связи между любыми людьми на Земле, где бы они ни находились, превратит все Человечество в единый финансовый социум.

Открытый для денег мир станет открытым для людей, для товаров, для идей, для любого общения. Именно электронные деньги осуществят вековечную мечту Человечества об объединении людей. Именно электронные деньги ликвидируют все границы, превратят границы в понятия картографические, а затем, возможно, и вообще ликвидируют их.

Человек сможет свободно поехать в любую точку Земли всего лишь с одной карточкой в кармане и найти там пищу и кров, развлечения и все, что ему необходимо, естественно, если на этой карточке, точнее, на счете в банке, который управляется карточкой, есть деньги. Просто деньги. А не деньги американские или японские. А в дальнейшем можно представить, что не потребуется и самой карточки, номер банковского счета может быть записан на ладони невидимой и несмываемой краской, идентификация личности и его счета будет осуществляться по папилярному узору на его пальце.

Можно предположить, что не нужны будут никакие паспорта и прописки, номер банковского счета станет единственным идентификатором личности человека, причем идентификатором уникальным, единственным, идентификатором от рождения до смерти и даже после смерти.

Все его банковские операции - его покупки, поступления и иные финансовые движения в течение определенного времени могут храниться в банке.

Таким образом, мир вступает в ХХI веке в эпоху не правового, а финансового общества. Управлять поведением индивида будет уже не право, которое надо знать, надо понимать, надо где-то что-то читать и помнить. В эпоху электронных денег большинство нарушений будут просто невозможными просто потому, что их не пропустит компьютер. Если запрещены наркотики, то вы их не сможете купить просто потому, что компьютер не пропустит платеж от физического лица производителю наркотических средств. Если запрещено приобретение частными лицами каких-то опасных продуктов - радиоактивных веществ, ядов, оружия и т.д., то физическое лицо не сможет их приобрести, потому что платеж от физического лица к предприятиям- производителям или поставщикам будет просто заблокирован в банковском компьютере.. А тем, за что невозможно заплатить, невозможно и обладать. Конечно, может какой-то мастер сделать пугач для самого себя, но, понятно, что такая "преступность" обществу ничем не грозит, аналогично тому, как десяток мальчишек, пробегающих в метро без монеты, не представляют для метрополитена никакой опасности или финансового ущерба. Так что малая преступность обществу вовсе не опасна, скорее даже полезна, главное чтобы не было возможностей для массовой преступности, ее ликвидируют электронные деньги.

Итак, электронные деньги - это общество свободы, общество, в котором человек свободен в своем передвижении по всему миру - не только белый человек из Северной Америки и Западной Европы, а любой человек на Земле. Это общество подлинно равных людей в том смысле, что рамки поведения задаются, фактически, компьютером, которому невозможно дать взятку или задобрить, который не способен делать каких-либо различий между людьми - будь то дворник или президент, где ваши права зависят не от чиновника, который может разрешить, а может не разрешить. Здесь все предельно просто. Компьютерная программа запрещает это действие - оно будет запрещено, и любые мольбы, "подходы" и взятки бессильны его уломать. Так что мы действительно видим, идея правового государства - это вчерашний день человеческой цивилизации, ХХI век не век права, а век финансового регулирования человеческого поведения через бездушные универсальные единые алгоритмы, финансового запрета, создающие широчайший простор для допустимых действий. Это такая свобода, перед которой свободы правового государства будут казаться настоящим рабством и чиновничьей деспотией. Человек ощущает обиду, если знает, что может, но нельзя, так как запрещают человек или циркуляр. А на машину у него не может быть обид, никто не обижается на турникет в метро, который не пропускает без жетончика. Такова разница между правовым (юридическим) и финансовым социальными устройствами.

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ

Г. И. АЛЕКСЕЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях Ю. И. МАКОВСКАЯ, студентка факультета международных экономических отношений

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Одним из важнейших элементов рыночной экономики являются деньги, поскольку именно денежное обращение обеспечивает нормальное функционирование рыночных механизмов, кругооборот товаров и услуг между субъектами экономики. Вместе с тем деньги остаются одной из самых сложных и спорных экономических категорий. Одним из наиболее слабо изученных денежных феноменов являются денежные суррогаты, которые функционируют в денежном обращении, используются во внутренних взаимных расчетах между различными лицами и составляют определенную часть денежной массы, но при этом «полноценными» деньгами не являются.

Денежные суррогаты - это заменители официальных форм денег, введенные в обращение произвольно хозяйствующими субъектами для осуществления платежей (денежные знаки, не предусмотренные законодательством и вводимые отдельными лицами самовольно). Основной причиной появления денежных суррогатов, как отмечают многие экономисты, является недостаток официальных денежных знаков (нарушение реального товарно-денежного баланса), который может быть выявлен в результате проведения государством чрезмерно жесткой денежно-кредитной политики, направленной на устранение негативных инфляционных процессов.

Денежные суррогаты могут выполнять функцию средства платежа, но не могут служить средством сбережения и определять пропорцию обмена товаров. Денежные суррогаты, в отличие от денег, не обладают абсолютной ликвидностью, поскольку имеют ограниченное обращение. Кроме того, денежные суррогаты могут не обеспечивать сохранение покупательской способности, так как во вторичном обращении могут приниматься с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала.

В экономике денежные суррогаты наиболее широко представлены следующими видами:

Фальшивыми деньгами;

Ценными бумагами (векселями, облигациями, депозитными и сберегательными сертификатами и т. д.);

Безналичными деньгами, возникающими в процессе бартерного обмена;

Правом требования долга, вытекающим в первую очередь из договоров гражданско-правового характера;

Иностранной валютой, обращающейся на внутреннем рынке в качестве платежного средства;

Электронными деньгами.

В последние годы все большую распространенность приобретают электронные деньги. Они становятся неотъемлемым элементом расчетов между различными субъектами.

Под электронными деньгами подразумеваемся эквивалент реальных денежных средств, которые обращаются только внутри конкретной электронной платежной системы (ЭПС). Сущность электронных денег состоит в хранении денежной стоимости на электронных носителях - смарт-картах или жестком диске компьютера. Они являются денежным обязательством эмитента перед их предъявителем и служат способом расчетов внутри ЭПС с другими пользователями или продавцами товаров и услуг, заключившими с эмитентом соглашения. Чтобы стать участником ЭПС, следует просто пройти регистрацию на сайте системы и там же заключить договор. Затем сайт ЭПС предложит скачать и установить специальную программу - электронный кошелек. Средства, которыми пополнен электронный кошелек, - это электронная стоимость денег. Операторы электронных платежных систем, как правило, оказывают услуги агента.

Обращение электронных денег регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Электронные деньги являются денежным обязательством эмитента перед их предъявителем и служат способом расчетов внутри ЭПС с другими пользователями или продавцами товаров и услуг, заключившими с эмитентом соглашения. Электронными деньгами можно рассчитываться не только с самим эмитентом, но и с другими участниками системы. При этом эмитентом, как правило, выступает организация, не являющаяся ни центральным, ни коммерческим банком. В отличие от традиционных денег, которые могут выпускаться либо центральным банком (в форме наличных денег), либо другими банковскими институтами (в форме депозитных денег), денежная стоимость (электронные деньги) может эмитироваться специализированными небанковскими кредитными институтами, предусматривающими особый порядок регулирования их деятельности.

Превратить электронные деньги в рубли можно только при выводе из платежной системы. Многие

компании используют ЭПС для приема платежей за свои товары и оказываемые услуги, реализуемые через интернет (дистанционная торговля). Оператором может быть только кредитная организация (банк).

Клиенту банковский счет не открывается, расчеты через оператора осуществляются посредством электронных средств платежа. Электронное средство платежа является корпоративным. В соответствии с п. 19 ст. 3 Закона № 161 -ФЗ расчеты электронными деньгами осуществляются, как отмечалось выше, с помощью электронного кошелька.

Для использования электронного средства платежа юридические лица или предприниматели в соответствии с п. 7 ст. 10 Закона № 161 -ФЗ обязаны пройти идентификацию, которая проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Из п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ следует, что получить корпоративное электронное средство платежа организации могут в банке только при предъявлении свидетельства о постановке на налоговый учет. При этом банк обязан сообщать налоговому органу о предоставлении или прекращении права организации использовать корпоративные электронные средства платежа в течение трех дней со дня соответствующего события.

В соответствии со ст. 7 Закона № 161-ФЗ электронные кошельки в ЭПС пополняются организациями и предпринимателями только путем перечисления со своего банковского счета. Денежные средства, переведенные клиентом оператору электронных денежных средств, остаются собственностью клиента.

Работа с электронным счетом имеет свои ограничения. Например, компании и предприниматели не могут рассчитываться электронными деньгами между собой. Одним из участников расчетов обязательно должно быть физическое лицо, что следует из ч. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ. Использование электронных средств платежа возможно лишь при условии, что остаток электронных денег не превышает 100 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте (по курсу Банка России на конец рабочего дня оператора). В соответствии с пп. 8 и 9 ст. 10 Закона № 161-ФЗ сумма остатка может оказаться больше лимита только в одном случае: если изменение произошло за счет того, что официальный курс иностранной валюты вырос.

При превышении остатка оператор обязан выводить излишек на банковский счет компании. При этом никакого распоряжения от владельца денег не потребуется. Для этих целей организация должна либо иметь банковский счет, открытый у оператора электронных денежных средств, либо предоставить оператору информацию о банковском счете, открытом в иной кредитной организации, на который может быть переведен остаток (его часть) электронных денежных средств. Оператор формирует записи, отражающие размер его обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее - остаток электронных денежных средств).

Оператору запрещено кредитовать клиента, начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплачивать клиенту вознаграждение. Перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. Перевод электронных денежных средств осуществляется сразу после принятия оператором распоряжения клиента. Оператор одновременно уменьшает остаток электронных денежных средств плательщика и увеличивает остаток получателя на сумму перевода.

В случаях, предусмотренных договором, оператор может осуществлять эти действия не одновременно. Такой режим переводов называется автономным режимом использования электронного средства платежа. После осуществления перевода он становится безотзывным и окончательным. Оператор незамедлительно направляет клиенту подтверждение об исполнении его распоряжения. При этом оператор на постоянной основе ведет учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах. Согласно ст. 10 Закона № 161-ФЗ организации и предприниматели должны использовать корпоративное электронное средство платежа, позволяющее идентифицировать клиента. По распоряжению организации остаток электронных денег может быть переведен также только на банковский счет клиента. Вывод денег из электронного кошелька юридического лица или предпринимателя не может быть осуществлен наличными. Уже сейчас оператор имеет право прекратить или приостановить использование клиентом электронных средств платежа. В соответствии с п. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ это возможно на основании уведомления, полученного от клиента, или при выявленных нарушениях договора, который

описывает порядок использования электронных средств платежа.

Положения Закона № 161-ФЗ предоставили основания для появления соответствующих указаний в нормативных актах считать, что электронные деньги являются аналогом денежных средств. Тем не менее в настоящее время бухгалтерский учет операций, которые осуществляют при помощи ЭПС, а также денежных средств, находящихся в электронном кошельке, законодательством не урегулирован. В Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, специального счета для учета такого рода средств не предусмотрено. Поэтому отсутствует единый подход к бухгалтерскому учету денег, которые находятся в электронном кошельке.

Существует несколько мнений относительно отражения в бухгалтерском учете расчетов с помощью электронных денег:

С использованием счетов учета денежных средств;

С использованием сч. 58 «Финансовые вложения»;

С использованием сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По мнению ведущего экономиста-консультанта компании «Первый Дом консалтинга "Что делать Консалт"» Д. Антонова, который аргументирует свою позицию нормами Закона № 161-ФЗ, «операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому их учет целесообразнее вести с использованием сч. 55 «Специальные счета в банках», а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам.

Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», например:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках» К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -

получена оплата от покупателя электронными деньгами;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» К-т сч. 55 «Специальные счета в банках» - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 55 «Специальные счета в банках» - учтена комиссия за перевод денег;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов.

Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете необходимо иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету» 1.

Аналогичного мнения придерживается и ведущий консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению ООО «Бейкер Тилли Русаудит» Е. Н. Деева: «Вот так будут выглядеть проводки при использовании электронных денег:

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» К-т сч. 51 «Расчетный счет» - пополнение электронного кошелька;

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступление электронных денег от покупателей;

Д-т сч. 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» К-т сч. 90, субсчет «Выручка» - выручка от розничной продажи» 2.

Однако электронные деньги - это не фактическая валюта, а лишь ее электронная стоимость. Электронная платежная система - это безналичная система оплаты, расчеты в которой осуществляются путем платежа из электронного кошелька через оператора ЭПС. Электронный кошелек по своей сути является виртуальным счетом в конкретной электронной платежной системе. Расчеты в ЭПС производятся при помощи специальных внутрисистемных электронных денег, поэтому, на взгляд авторов, такой способ учета довольно спорный, хотя ряд специалистов и предлагают именно этот вариант учета электронных денег, ссылаясь на их определение, данное в Законе № 161-ФЗ: «электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать

1 Антонов Д. Электронные средства платежа // Консультант. 2013. № 3.

2 Деева Е. Н. Налоговые нюансы при торговле товарами через

интернет-магазин // Российский налоговый курьер. 2014. № 4.

распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа» 3.

Приверженцы третьего метода опираются на положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ): электронные деньги не являются денежными средствами в понимании, определенном ГК РФ. Следовательно, учет данных денежных средств на сч. 55 «Специальные счета» противоречит принципу достоверности бухгалтерской отчетности. Оператор ЭПС не является кредитной организацией, а осуществляет посреднические операции между продавцом и покупателем по проведению расчетов. Ввиду этого денежные средства, находящиеся на счете оператора ЭПС (в электронном кошельке), целесообразно отражать с использованием сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с открытием специального субсчета «Расчеты в ЭПС». Поскольку денежные средства, находящиеся в электронном кошельке, не предназначены для какой-либо определенной сделки, в бухгалтерской отчетности их логичнее отражать не в составе прочей дебиторской задолженности, а представлять в строке «Прочие оборотные активы» бухгалтерского баланса.

За последние несколько лет оплата товаров, различных работ и услуг через Интернет приобретает все большую популярность, поскольку данный способ экономит время, удобен в обращении и доступен. При вводе в ЭПС происходит трансформация наличных и безналичных денег в электронные средства платежа, которые действуют только внутри этой системы. То есть по сути электронные деньги не являются деньгами в традиционном понимании этого слова. Важно помнить, что только рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ. Платежные средства, которыми пополнен электронный кошелек, как отмечалось выше, всего лишь электронная стоимость денег. Настоящие же деньги остаются у оператора ЭПС, т. е. при расчетах через ЭПС движения реальных денег не происходит, электронные деньги компании

3 О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

обменивают на реальные по окончании сделки через банки-партнеры оператора.

Компания может создать себе электронный кошелек как юридическое лицо в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона № 161 -ФЗ только путем перечисления со своего банковского счета.

Пример. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Заря» зарегистрировало электронный кошелек. Для уборки производственного помещения решили купить в Интернет-магазине при помощи электронного кошелька 10 комплектов рабочей одежды. Стоимость одного комплекта - 1 062руб., в том числе НДС - 162руб. В систему ввели 11 000 руб. Комиссия за ввод денег в систему составляет 0 %, за перевод суммы интернет-магазину - 1,5 %%.

В бухгалтерском учете ООО «Заря» оформляются следующие записи:

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» К-т сч. 51 «Расчетные счета» - 11 000 руб. - внесены деньги в систему через банк;

Д-т сч. 10 «Материалы»К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 9 000 руб. - приняты к учету 10 комплектов рабочей одежды;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 1 620 руб. - отражен налог на добавленную стоимость (НДС) со стоимости 10 комплектоврабочей одежды;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» - 1 620 руб. - НДС со стоимости 10 комплектов рабочей одежды принят к вычету.

По условиям договора оператору системы выплачивается комиссия в размере 159,30руб. (10 620 руб. х 1,5 %);

Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -

135руб. - комиссия включена в стоимость 10 комплектов рабочей одежды;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - 24,3 руб. - отражен НДС с комиссии;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» К-т сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям» - 159,3 руб. - НДС с комиссии принят к вычету.

Таким образом, можно сделать вывод, что назрела необходимость разработки методических рекомендаций по бухгалтерскому учету электронных денег, активно используемых в своей деятельности российскими компаниями.

Список литературы

1. Антонов Д. Электронные средства платежа // Консультант. 2013. № 3.

2. Деева Е. Н. Налоговые нюансы при торговле товарами через Интернет-магазин // Российский налоговый курьер. 2014. № 4.

3. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

4. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

8. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Центробанки большинства стран очень настороженно относятся к развитию электронных денег, боясь неконтролируемой эмиссии и других возможных злоупотреблений; хотя электронная наличность может обеспечить массы преимуществ, таких как быстрота и удобство использования, большая безопасность, меньшие транзакционные сборы, новые возможности для бизнеса с переносом экономической активности в Интернет.

Существует много спорных вопросов касательно внедрения электронных денег. Введение электронных валют вызывает ряд вопросов, таких как принципиально не решённые проблемы по сбору налогов, обеспечения эмиссии, отсутствия стандартов обеспечения эмиссии и обращения электронных нефиатных денег, опасения об использовании электронных платежных систем для отмывания денег.

Для оборота электронных денег используются достаточно сложные технологии, и коммерческие банки не всегда хотят и способны самостоятельно развивать новые продукты.

Основными причинами нежелания банков развивать проекты, связанные с электронными деньгами, являются:

  • - необходимость финансировать разработки, плодами которых могут пользоваться конкуренты;
  • - трудности кооперации с другими банками с целью разделить затраты на инновационные разработки;
  • - отсутствие квалифицированных специалистов в собственном штате;
  • - неуверенность в надёжности аутсорсеров.

На фоне проблем с реализацией проектов «электронных денег» коммерческими банками на рынке появляется множество мелких проектов, основными проблемами которых на данный момент являются:

  • - крайне малый размер реального рынка «электронных денег»;
  • - приоритетная ориентированность законодательств в области платёжных систем на банковскую отрасль;
  • - неготовность регуляторов пустить на рынок платёжных систем компании-«не банки»;
  • - большое количество конкурирующих и плохо ориентированных на своих потребителей технологий и отсутствие стандартов.

Российский бизнес вступил на рынок электронных платежей в то время, когда во всем мире этот рынок уверенно и динамично развивался и регулировался.

К моменту появления российских игроков - электронных негосударственных платежных систем, таких как WebMoney, Яndex.Деньги, «Единый кошелек», RBK Money, «Рапида», у российского потребителя уже имелись представления об электронных деньгах и потребности в электронных платежах.

И перечисленные российские негосударственные платежные системы приступили к эмиссии электронных суррогатов денег, расширяя число участников, принимающих эти средства платежа.

Следует сказать, что электронные средства платежа подразделяются на собственно электронные деньги и на суррогаты денег.

Электронные деньги обязательно выражены в одной из мировых валют и являются разновидностью денежных единиц денежной системы одного из государств. Из этого следует, что эмиссия, обращение и погашение электронных денег происходят по правилам национальных законодательств.

Электронные суррогаты денег являются электронными единицами стоимости негосударственных платежных систем.

Соответственно эмиссия, обращение и погашение (обмен на обычные деньги) электронных суррогатов денег происходят по правилам негосударственных платежных систем.

Зачастую негосударственные платежные системы привязывают свои электронные суррогаты денег к курсам мировых валют, однако это не гарантирует полную надежность и реальную ценность таких суррогатов.

Выйдя на рынок, российские платежные системы продемонстрировали достаточную привлекательность для клиентов и очень быстрый рост: многочисленные данные платежных систем показывают, что в настоящее время электронными деньгами оплачивает покупки каждый 15-й житель России.

Объем мобильных платежей (с помощью платных SMS) показывает двукратное приращение в год, и этот сегмент активно развивают сотовые операторы. Все больше российских кредитных организаций добавляют интернет-транзакции в линейку своих услуг.

Пользовательская аудитория в России и СНГ показывает непрерывный рост, и соответственно растет спрос на такие операции. Добавим, что отнесение к электронным деньгам и мобильным платежам таких банковских услуг, как интернет-банкинг, и других современных средств доступа к банковскому счету (а именно - традиционных банковских платежных карт (как микропроцессорных, так и с магнитной полосой) является одной из распространенных ошибок, поскольку в системах, которые осуществляют расчеты электронными деньгами, банковские счета используются только при вводе и выводе денег из системы, и при этом используется консолидированный банковский счет эмитента электронных денег, а не карточные или текущие счета пользователей.

Убедительный рост объемов электронных платежей и увеличение числа вовлеченных участников, безусловно, не может не поставить на передний план такие вопросы, как: правовая сущность электронных денег, правовой режим, гарантии и конфиденциальность, взаимоотношения участников рынка электронных платежей. Со всей очевидностью следует требование разработки правового регулирования рынка электронных денег в России.

В законодательстве Российской Федерации в настоящее время не прописаны нормы и правила регулирования эмиссии и обращения электронных денег на территории РФ.

Несмотря на то, что в российской юридической литературе используются понятия, сходные с определением электронных денег, данным в Директиве ЕС, существуют и другие точки зрения на природу электронных денег.

Согласно одной из точек зрения, электронные деньги признаются безналичным платежным средством особого рода, поскольку они обладают свойством делимости, что делает возможным выполнение ими функций средства обращения и средства платежа.

Однако ряд свойств «электронных денег» противоречит данной точке зрения. В частности, то, что они являются предоплаченным финансовым продуктом, а также то, что фактическое получение стоимости возможно лишь после перевода «электронных денег» в наличные или безналичные.

Другая точка зрения заключается в том, что виртуальные денежные единицы представляют собой право требования к эмитенту, которое фиксируется с помощью специальных технических средств, носителей информации.

Соответственно их обращение представляет собой уступку права требования к эмитенту. То есть в момент зачисления денег на электронный счет эмитент электронных денег и клиент вступают в договорные отношения. И в этом случае остается открытым вопрос о правовой природе такого договора. При определении правовой конструкции электронных денег необходимо учитывать аспекты действующего гражданского законодательства. в соответствии с ГК РФ электронные деньги не являются денежными средствами, однако, Центральный Банк России принимал попытки предпринимал попытки регулировать рынок электронных денег. Таким образом, при постановке задачи регулирования и правового определения электронных денег необходимо серьезное всестороннее исследование данного вопроса, чтобы сделать однозначный вывод в пользу той или иной юридической конструкции.

Правовое определение электронных денег предваряет следующий этап регулирования -- определение эмитентов и набор требований к ним, призванный обеспечить их платежеспособность перед клиентами.

В текущий момент времени на территории РФ действуют обычные юридические лица, работающие через сеть сертифицированных партнеров и систему банковских счетов.

Одни системы, например Яndex.Деньги, работают строго по агентской схеме, другие привлекают кредитные организации для эмиссии платежных инструментов, которые позволяют осуществлять расчеты между клиентами.

К последним можно отнести WebMoney Transfer, использующую для расчета в рублях электронные чеки на предъявителя.

Отсутствие правового регулирования в настоящее время приводит также и к незащищенности пользователей в части возможности востребования средств, размещенных в платежной системе, получения компенсации в случае программных сбоев, а также в части соблюдения конфиденциальности предоставленных личных данных.

Вопросы социально-экономического характера, такие как защита прав потребителя, конкуренция, доступность, широта применения, вызывают особую озабоченность финансовых государственных органов.

Другим немаловажным аспектом регулирования, к которому необходимо подойти со всей ответственностью, является вопрос оценки присущих данным системам потенциальных рисков, последствия которых определены недостаточно.

С большой долей уверенности можно утверждать, что риски, присущие системам электронных денег, подпадают под общие категории, свойственные традиционным розничным платежным механизмам, расчеты в которых осуществляются посредством чеков, платежных карт: операционный риск, риск потери репутации, правовой риск и стратегический риск.

Нарушение безопасности систем электронных денег чревато вероятностью мошенничества, которое приводит к материальному ущербу потребителя электронных денег или их эмитента, раскрытию конфиденциальной информации.

Также системы электронных денег представляются привлекательными для реализации всевозможных схем, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем (так называемое «отмывание» денег).

Анонимность платежей может привести к тому, что эмитенты столкнутся с возрастающими трудностями в применении традиционных методов обнаружения и предотвращения криминальной деятельности.

Проблема идентификации клиентов при совершении платежей посредством электронных денег, особенно если платежи, согласно российскому законодательству и нормативным актам Банка России, подлежат особому контролю, представляется особенно актуальной.

Все вышеперечисленные рассуждения показывают, насколько сильно назрела необходимость в правовом регулировании российского рынка электронных платежей.