Керамические массы. Виды керамических масс. Приготовление керамических масс Массы керамические для шамотной плитки

Подготовленная для формования изделий глиняная смесь с соответствующими добавками

(Болгарский язык; Български) - керамична маса

(Чешский язык; Čeština) - keramická hmota; keramické těsto

(Немецкий язык; Deutsch) - keramische Masse

(Венгерский язык; Magyar) - kerámiai massza

(Монгольский язык) - керамик масс

(Польский язык; Polska) - masa ceramiczna

(Румынский язык; Român) - pastă ceramică

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - keramička masa

(Испанский язык; Español) - masa ceramica; pasta ceramica

(Английский язык; English) - ceramic material; ceramic mix

(Французский язык; Français) - pâte céramique

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  • - , физ. величина, одна из осн. хар-к материи, определяющая её инерционные и гравитац...

    Физическая энциклопедия

  • - одна из осн. физ. характеристик материи, определяющая её инертные и гравитац. свойства. В классич...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - мера инертности и гравитационных свойств тел. От массы тела зависят: ускорения, которые приобретаются телом под действием разных сил и 2) силы гравитационного воздействия на данное тело со стороны других...

    Начала современного Естествознания

  • - скалярная величина, являющаяся мерой инертности и мерой тяготения материальных объектов...

    Астрономический словарь

  • - сын Измаила. Потомки М. составили араб. племя, к-рое в ассир. надписях упоминается рядом с эпонимами см. Фема и см. Наваиоф...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - изготовленное из керамической массы плоское, как правило, тонкостенное глазурованное или неглазурованное изделие, применяемое для наружной или внутренней облицовки стен и стеновых панелей, а также для настилки...

    Строительный словарь

  • - метлахская плитка- обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей...

    Строительный словарь

  • - Обожженные до спекания плитки из глины с добавлением красителей. Лицевая сторона может быть рифленой, гладкой, со вдавленным рисунком и т. п. Укладывается на цементно-песчаную стяжку или специальные мастики...

    Строительный словарь

  • - Обожженные до спекания плитки, применяемые для облицовки стен. Различают фарфоровые, фаянсовые и гончарные плитки...

    Строительный словарь

  • - English: Chassis; frame Проводящее тело, потенциал которого принят за базовый -78)Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - - подотрасль промышленности строит. материалов, объединяющая предприятия по добыче сырья и произ-ву грубой керамики; кислотоупорных и огнеупорных изделий; плиток; тонкой керамики; керамзита...

    Геологическая энциклопедия

  • - англ. mass; нем. Masse. 1. Множество, огромное количество ч.-л. 2. Большая популяция, рассматриваемая в целом. 3. Аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации...

    Энциклопедия социологии

  • - выражение количества поставляемого или предлагаемого к поставке товара; измеряется, как правило, в единицах метрической системы мер - тоннах, центнерах, килограммах...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - плитка с гладкой лицевой поверхностью с нанесенным цветным рисунком. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - плитка с гладкой поверхностью, не декорированная. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - в ней топливо сжигается в пористом керамическом излучателе или тонком газовом слое вблизи поверхности керамического излучателя, обеспечивая интенсивную теплоотдачу излучением...

    Энциклопедический словарь по металлургии

"МАССА КЕРАМИЧЕСКАЯ" в книгах

Керамическая плитка

Из книги Ремонт своими руками. Из старого дома – современный коттедж автора Ойд Вольфганг

Керамическая плитка Керамическая плитка в качестве напольного покрытия очень удобна в помещениях с повышенной влажностью (кухня, ванная комната, санузел), а также там, где напольное покрытие подвержено повышенному износу (например, прихожая: грязная, зачастую мокрая

Керамическая плитка

Из книги Современные отделочные материалы. Виды, свойства, применение автора Серикова Галина Алексеевна

Керамическая плитка При облицовке фасада керамической плиткой (рис. 1) достигается не только эстетический эффект, но и обеспечивается надлежащая защита наружных стен, которые в наибольшей степени подвержены вредным воздействиям окружающей среды. Преимущества отделки

Керамическая плитка

автора

Керамическая плитка Самый гигиеничный вид покрытия не только стен, но и пола, – это плитка. Она гигроскопична, легко моется, не впитывает запахи, не разрушается от воздействия дезинфицирующих средств и, что немаловажно, обладает высокими экологическими

Керамическая плитка

Из книги Лоджии и балконы автора Коршевер Наталья Гавриловна

Керамическая плитка Пол из плитки имеет много достоинств: он красив, долговечен, за ним легко ухаживать. Это делает плитку одним из наиболее предпочтительных половых покрытий, применяемых при устройстве балконов и лоджий.Основанием для наклейки керамической

Керамическая плитка

Из книги Внутренняя отделка. Современные материалы и технологии автора

Керамическая плитка

Керамическая плитка

Из книги Плиточные работы своими руками автора Антонов Игорь Викторович

Керамическая плитка Керамическая плитка - это, наверное, самая известная и популярная разновидность плитки. Она изготавливается из смеси глины, воды и песка с различными красителями и добавками. Из этой смеси формируют пластины, которые затем обжигают при температуре

Керамическая плитка

Из книги Новейшая энциклопедия правильного ремонта автора Нестерова Дарья Владимировна

Керамическая плитка Одним из наиболее практичных и удобных облицовочных материалов является керамическая плитка – изделие, изготовленное из смеси глины, кварцевого песка и других природных составляющих и прошедшее обжиг в печи при температуре от 1000 до

Керамическая плитка

Из книги Уютный дом без особых затрат автора Криксунова Инна Абрамовна

Керамическая плитка В западных странах, особенно с жарким климатом, плиткой облицовывают все полы в квартире, не только в помещениях санитарно-гигиенического назначения, но также и в жилых комнатах. Правда, для отделки пола в комнатах применяется преимущественно

Керамическая плитка

Из книги Новая прихожая, гостиная, спальня. Лучшие проекты по отделке и дизайну автора Соколов Илья Ильич

Керамическая плитка В отличие от кварц-виниловой плитки это полностью натуральный материал на основе формованной глины. При покупке плитки для облицовки пола обязательно обратите внимание на то, чтобы она была предназнаячена именно для этого, так как напольную плитку

а) «ЗАКОСНЕЛАЯ МАССА» И «НЕУДОВЛЕТВОРЁННАЯ МАССА»

Из книги Том 2 автора Энгельс Фридрих

а) «ЗАКОСНЕЛАЯ МАССА» И «НЕУДОВЛЕТВОРЁННАЯ МАССА» Жестокосердие, закоснелость и слепое неверие «массы» имеют одного довольно решительного представителя. Этот представитель говорит об «исключительно гегельянском философском образовании берлинского

Керамическая плитка

автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Керамическую плитку производят из смесей глин, песка и других природных материалов, поэтому название «керамика» произошло от греческого слова keramos - глина. Это практичный и в то же время эстетичный материал, незаменимый при

Керамическая плитка

Из книги Справочник строительных материалов, а также изделий и оборудования для строительства и ремонта квартиры автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Выбор типа керамической плитки для покрытия пола определяется предполагаемой областью его применения. В соответствии с особенностями изготовления можно выделить следующие виды напольной керамической плитки. Отметим, что все нижесказанное во

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА

Из книги Полы в вашем доме автора Галич Андрей Юрьевич

КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА Выбор материала полов определяется будущим использованием помещения и связанным с ним решением интерьера. В помещениях с прямым выходом наружу целесообразно устраивать полы из легко чистящегося твердого материала - керамики или природного камня

Керамическая плитка

автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Керамическую плитку производят из смесей глин, песка и других природных материалов, поэтому название «керамика» произошло от греческого слова keramos (глина). Это практичный и в то же время эстетичный материал, незаменимый при строительстве и ремонте. А

Керамическая плитка

Из книги Правильный ремонт от пола до потолка: Справочник автора Онищенко Владимир

Керамическая плитка Этот отделочный материал представляет собой изделия из глины, кварцевого песка и других натуральных компонентов, обожженные в печи при высоких температурах, варьирующихся в зависимости от типа кафеля. Выбор типа керамической плитки определяется

Керамической массой называют смесь каолинов, разных видов глин и других минеральных веществ. Данные массы являются основой для создания различных керамических изделий и определяют его свойства. Другие названия, которые встречаются в литературе и Интернете – пластичные материалы, глины, шамоты, шликеры. Также к керамическим массам относятся фаянс и фарфор.

Выбирать массу нужно с учетом техники формирования и декорирования, типа изделия, условий проведения обжига. Если в мастерской есть специальное оборудование для приготовления глиняных смесей, можно корректировать обжиговые, сушильные, формовочные свойства массы с любыми параметрами.

Самым эффективным оборудованием считаются глиномялки с функцией вакуумирования. Незаменимы в мастерских устройства для роспуска пластинчатых, сухих материалов в воде. Полный комплект оборудования включает в себя фильтр-прессы, шаровые мельницы, вакуумные глиномялки, приспособления для хранения и смешивания жидких масс.

Технологии обработки керамических масс

Пластичные массы в продажу поступают в виде пластов или валюшек, завернутых в пленку из полиэтилена; масса единицы товара, как правило, варьируется от 1 до 30 кг. Шликер может поставляться в форме порошка или уже разведенной в соответствии с техническими требованиями жидкости.

Глиняные изделия обрабатываются с применением формовки, сушки, декорирования и обжига. К техникам пластического формирования относятся набивка, раскатка, лепка, вытягивание на круге – это самые популярные варианты. В принципе, массу можно формовать любым способом – главное, чтобы у керамиста хватило мастерства. Шликерное литье применяют при небольших объемах производства керамики. Наиболее эффективным способом формовки керамических изделий при массовом производстве является прессование.

Сушка керамики обязательно должна быть равномерной, то есть все части изделия просушиваются с одинаковой скоростью. Если это необходимо и возможно технически, тонкие быстросохнущие кромки или части изолируются от контакта с воздухом. Чем быстрее происходит процесс сушки, тем меньше будет процент усадки. Толстые стенки изделий сохнут достаточно долго, поэтому их рекомендуется сушить на бомзах.
Декорирование предполагает нанесение керамических красок, глазури и других материалов. По сырцу допускается ангобная роспись, глазури наносятся на утильно обожженное изделие.

Продолжается в течение 5-20 часов при максимальных температурах. Начинать обработку следует медленно во избежание взрывов изделий в результате контакта с водяным паром.

Характеристики глиняных масс

Рассмотрим основные параметры глиняных масс:

  • данную характеристику обязательно нужно учитывать, особенно в тех случаях, когда предусматриваются ограничения по температурной обработке изделий. К минимальным относятся те показатели, при которых получится прочный черепок. Ниже них отметки устанавливаются только в тех случаях, когда процесс проводится для наглядности – например, нужно показать, как обжигается керамика ученикам в творческой студии. Предельно допустимая температура – это та, выше которой изделие начинает вспучиваться и деформироваться.
  • Цвет черепка – терракота производится из красных глин, майолика из белых и светлых, фарфор, фаянс только из беложгущихся масс.
  • Фактурные особенности черепка – обычно поверхность у глины гладкая, а у шамота зернистая либо гладкая. Встречаются массы, внешний вид которых после обжига напоминает гранит, мрамор, песчаник.
  • Техника формовки – одни виды керамических масс, которые оптимально подходят для лепки, другие - для , третьи - для набивки изделий с толстыми стенками. Различия между ними условны и определяются в большой степени опытом мастера. Литейные массы (шликеры) годятся только для литья в формы из гипса.
  • Водопоглощение (или плотность) – характеристика, которая указывает на число свободных пор в уже обожженном черепке. Чем ниже показатели поглощения воды, чем более прочным и плотным будет черепок. Фарфоровые изделия имеют водопоглощение ниже 1%, показатель 20% допустим разве что для декоративной майолики.
  • Усадка – степень уменьшения размеров изделия в процессе обжига либо сушки. Чем меньше усадка, тем выше вероятность деформации конечного изделия. У шамотных масс усадка минимальная.
  • Отношение к сушке. Тонкие массы, которые содержат большое количество глины, могут затруднять выход водяных паров из толщи уже сформованного изделия, имеют значительную воздушную усадку, высокочувствительны к режиму сушки. Тощие глины лучше пропускают воду, дают минимальную усадку и к сушке практически не чувствительны. Лучше всего температурные воздействия переносят шамоты – из них можно делать изделия с очень толстыми стенками, поэтому они применяются для изготовления крупных форм и садово-парковой скульптуры. .
  • Морозоустойчивость – характеристика изделия в целом. Многие массы являются морозостойкими сами по семе, но глазури на них шелушатся уже спустя 2-3 зимних сезона.
  • Коэффициент теплового расширения – показатель указывает на параметры относительного расширения пластичных масс при нагреве на градус. Важен не столько сам КТР, сколько его соотношение с глазурью.

Правила работы с керамическими массами

Главная опасность, которая возникает во время работы с глиной и другими керамическими массами, — это пыль. Поэтому регулярно делайте уборку на рабочих местах и почаще стирайте одежду. Поскольку в большинстве литейных масс содержатся кальцинированная сода и жидкое стекло, возможны аллергические реакции, хотя они крайне редки. При регулярной и масштабной дообжиговой обработке и глазуровании рекомендуется использование респиратора. Если выполнение работ связано с активным выделением газов, в помещениях должна быть организована качественная вентиляция.

КЕРАМИЧЕСКИЕ МАССЫ

Керамические массы - смеси различных глин, каолинов и многих других минералов. Массы являются основой любого керамического изделия и определяют практически все его свойства.

Часто пластичные керамические массы называют просто "глинами", пластичные массы, содержащие крупную крошку - "шамотами", массы в жидком виде - "шликером", и, наконец, массы в сухом виде - "порошком".

При наличии в мастерской массоприготовительного оборудования возможна корректировка формовочных, сушильных, обжиговых свойств любой массы, а также составление собственных рецептур на базе имеющихся масс и исходных материалов. Желательно иметь глиномялку, в идеале с вакуумированием. Хорошим подспорьем является устройство для роспуска в воде сухих или пластичных материалов. Полный набор оборудования включает шаровые мельницы, фильтр-пресс, вакуумную глиномялку, устройства для роспуска, а также перемешивания и хранения жидких масс.

Керамические массы имеют множество характеристик. Некоторые важны для формования изделий, другие - для получения требуемых свойств конечного изделия, есть и такие, которые носят "скрытый" характер и проявляют себя в особых случаях или через большое время.

ИНТЕРВАЛ ОБЖИГА - эта характеристика важна, если в производстве существуют ограничения на температуру обжига. Минимальная температура это такая, ниже которой заведомо не получится прочный черепок. Ниже нижней температуры обжиг может быть проведен только в "образовательных" целях, например, в детской студии. Максимальная температура - такая температура, выше которой начинается заметная деформация изделия, вспучивание и т.п. явления.

ЦВЕТ ЧЕРЕПКА - цвет после обжига (исходная глина часто бывает другого цвета). Терракоту изготавливают исключительно из красножгущихся глин, майолику - из красно-, светло- и беложгущихся глин, фаянс и фарфор - только из беложгущихся глин, для каменных изделий цвет черепка не имеет значения.

ФАКТУРА ЧЕРЕПКА. Т.н."глины" обычно имеют ровную гладкую поверхность, "шамоты" - гладкую или зернистую. Бывают массы, поверхность которых после обжига напоминает песчаник, мрамор, гранит. Некоторые массы допускают лощение.

ТЕХНИКА ФОРМОВАНИЯ. Есть глины, чрезвычайно удобные для лепки, или для формования на гончарном круге, или для набивки толстостенных изделий. Различия здесь во многом условны и определяются опытом. Шликеры (литейные массы) пригодны исключительно для литья в гипсовые формы.

ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ (плотность черепка) - числовая характеристика, указывающая на количество открытых пор в обожженном черепке. Чем меньше водопоглощение, тем плотнее и прочнее черепок. Фарфоровый черепок должен иметь водопоглощение точно меньше 1%. Такой же плотной обязана быть каменная масса. Крайне редко встречается водопоглощение свыше 20%, допустимое для декоративной майолики.

УСАДКА. Уменьшение размеров изделия в процессе сушки (воздушная усадка) и обжига (огневая усадка). Чем меньше усадка, тем меньше вероятность деформации изделия. Шамотные массы имеют, как правило, небольшую усадку.

ОТНОШЕНИЕ К СУШКЕ. Тонкие массы, содержащие в составе значительные количества глины, затрудняют выход паров воды из толщи отформованного изделия, часто имеют большую воздушную усадку. Такие массы чувствительны к режиму сушки. Тощие массы легче пропускают воду, меньше усаживаются, поэтому менее чувствительны к сушке. Легче всего переносят сушку шамотные массы, из них можно формовать изделия с толстыми стенками.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ. Эта характеристика относится к изделию в целом. Многие массы морозостойки сами по себе, но глазури на них могут начать шелушиться через 2-3 зимы.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕРМИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ (КТР) характеризует относительное расширение при нагреве на 1 градус. Важен не сам КТР, а его соотношение с КТР глазури. Большинство глазурей будет выходить без цека, если КТР черепка составляет 60-65 (на 10 в минус седьмой степени). КТР определяется составом массы и условиями ее обжига.

Беложгущиеся массы
Беложгущиеся массы необходимы для получения изделий белого цвета или изделий, на которых цветная роспись и цветные глазури выглядят особенно насыщенно и ярко.
Основные характеристики.

ТИП МАССЫ - некоторое условное название, характеризующее общий набор свойств массы. Широкопринятыми типами являются:

- "белая глина"

Понятие фарфор в настоящее время охватывает очень широкий круг материалов на основе беложгущихся глин, каолинов и полевых шпатов. Температура созревания колеблется от 1200 до 1350С. Общее - плотный, почти стекловидный, почти белый черепок. Тонкостенный фарфор обладает просвечиваемостью.

Фаянсом называют массы, похожие на фарфор, но дающие белый черепок с остаточной пористостью после обжига. Существуют твердые фаянсы (вообще без плавней) и полевошпатовые фаянсы. Термин "фаянс" принят в России и может быть воспринят иначе керамистами других стран.

Так называемые "белые глины" представляют собой специальные составы с очень разной температурой обжига, определяемой изготовителем.

Некоторые шамотированные массы по цвету черепка после обжига тоже могут быть отнесены к беложгущимся.

Основной поставщик керамических масс для ООО «Керамика Гжели» - ООО «Керамические массы Донбасса»

Таблица 1 Обозначение марки

Расшифровка обозначения

Масса керамическая для производства полуфарфоровых изделий художественно-бытового назначения

Масса керамическая для производства майоликовых изделий художественно- бытового назначения

Масса керамическая для производства электротехнических изделий.

Масса керамическая для производства фаянсовых изделий художественно - бытового назначения.

Масса керамическая для производства фарфоровых изделий художественно-бытового назначения.

Масса керамическая для производства шамотных изделий художественно-декоративного назначения.

Масса керамическая порошкообразная для производства плитки для внутренней облицовки стен двукратного обжига.

По заявкам потребителей марка массы может подразделяться на дополнительные подмарки в пределах требований к физико-химическим свойствам данной марки, что обозначается прибавлением цифрового и (или) буквенного индекса. Требования к подмаркам: цифра в наименовании обозначает физико-химические свойства подмарок, буква в наименовании обозначает рекомендуемый метод изготовления изделий из данной массы (Л-для шликерного литья, И - для изостатического прессования, П или Ф - для пластического формования) – указываются в спецификации к договору-контракту. Пример записи обозначения массы полуфарфоровой для шликерного литья ПФ при заказе и в другой технологической документации: «Масса керамическая ПФЛ-1, ТУ У 14.2-32359731-001:2006»

Металлокерамика - технологическое объединение двух материалов - металлического сплава и стоматологического фарфора или ситалла, - в котором первый служит каркасом, основой, а фарфор или ситалл - облицовкой. Керамика - продукт, получаемый в результате спекания сырьевой массы из различных компонентов, обжигаемых в вакууме, в результате неоднократного обжига они превращаются в прочную керамическую массу, химически устойчивую во многих средах, за исключением крепкой хлористоводородной кислоты, в которой она растворяется. В клинике для облицовки цельнолитых металлических каркасов несъемных зубных протезов используются керамические массы отечественного и импортного производства. Отечественная масса КС ПРИМЕНЕНИЕ: КС используют для облицовки металлических каркасов несъемных зубных протезов из кобальтохромового сплава. Представляет собой токоизмельченные порошки. СВОЙСТВА: изделия из массы не оказывают раздражающего действия на ткани слизистой оболочки полости рта. ФОРМА ВЫПУСКА: выпуска: набор из 11 цветов грунтовых и дентинных масс и 2 прозрачных масс. В клинике широко известны и популярны массы «Ивоклар» (Лихтенштейн), которая постоянно совершенствует и расширяет комплектацию указанной продукции. При этом следует отметить, что, кроме обычного выпуска масс в форме порошка и жидкости, фирма производит готовые к применению пастообразные материалы, консистенция и отличная устойчивость которых обеспечивает высокую кроющую способность при нанесении материала тонкими слоями. Точный состав компонентов, входящих в состав масс IPS-Классик, позволяет регулировать основные свойства керамических масс, таких, как коэффициент теплового расширения, рост кристаллов и др. Это дает возможность смешивания всех керамических материалов фирмы «Ивоклар». Основной ассортимент IPS-Классик представлен следующими компонентами: порошок непрозрачной «грунтовой» массы «Грунт - наполнитель» для заполнения пустотелого каркаса промежуточной части мостовидного протеза, полученного с использованием стандартных восковых заготовок; 20 паст различных оттенков непрозрачной «грунтовой» и дентинной масс, которые могут наноситься тонким слоем; набор «5 вариантов цветов» пастообразной, интенсивно окрашенной, непрозрачной «грунтовой» массы, которая наносится «при необходимости» перед вторым обжигом грунтовой массы; набор «9 цветов» пастообразной интенсивно окрашенной дентинной массы, которая наносится «при необходимости» перед вторым обжигом дентинной массы; набор прозрачных масс «4 цвета» для достижения различных эффектов, а также создания режущего края (5 цветов), что делает возможным имитацию естественной эмали зубов; пастообразная глазурная масса - для придания облицовке естественного блеска. Кроме того, в ассортименте имеются: средства для изоляции гипсом от керамической массы (жидкость Модельсепаратор, высыхающая в течение двух мин. после нанесения) и для разделения слоев керамической массы «жидкость Керамиксепаратор); три жидкости для моделирования: «N» - для нанесения небольшого количества керамической массы кисточкой, «L» - медленно высыхающая жидкость, «S» - для нанесения массы шпателем, с последующей конденсацией и высушиванием, т.е. для быстрого моделирования. Несомненным достоинством является и то, что фирма «Ивоклар» в дополнение к основному набору выпускает: массы IPS-Классик шести наиболее распространенных цветов, которые чаще других используются в клинике; набор индивидуальных масс (IPS-Импульс), который облегчает внесение эффектов естественности в восприятие протеза. Достоинством такого набора является также естественный цветовой вид благодаря опаловому эффекту пяти мамелоновцых масс, двух масс для резцов и режущего края. Этот набор также выпускается в отдельных упаковках; при необходимости использование в арсенале зубного техника имеются специальные дентинные массы, основной набор которых состоит из 14 цветов, с их помощью, даже при самых трудных условиях, достигается хороший эстетических эффект; массы для края коронки («плечевые массы») поставляются в наборе из 14 основных цветов. Достоинством этого набора масс является наличие: специальной расцветки, которая используется и в кабинете и в зуботехнической лаборатории для непосредственного определения цвета. Поэтому наличие у зубного техника расцветки позволяет проводить индивидуальное послойное нанесение масс, контролировать результаты обжига, проводить различные виды послойного нанесения материала, сравнивать цветовые оттенки; изолирующего карандаша с моделировочной жидкостью, которые обеспечивают простое снятие каркаса с рабочей модели после моделирования края коронки; Набора пастообразных дентинных красок (IPS-Шэйдз) - 15 цветов поставляются в пастообразном виде в шприцах;

красок для керамических материалов (IPS-Стэйнс-Р) в виде пасты для непосредственного нанесения на керамическую поверхность. Кроме того, их можно добавлять в керамические массы. Поставляются девяти цветов (от белого до черного).

Таким образом, использование керамических масс IPS-Классик обеспечивает:

простое экономичное применение пастообразных масс;

естественный вид облицовки благодаря опаловому эффекту и светопроницаемости различных масс;

быструю по времени коррекцию цвета с помощью пастообразных дентинных красок;

создание оптических эффектов с использованием пастообразных масс режущего края;

минимальную усадку масс при обжиге;

естественную флюоресценцию;

возможность использование с большинством благородных и неблагородных сплавов металлов;

совместимость с керамическими массами фирмы «Ивоклар»;

совпадение цвета с расцветкой Хромаскоп.

Хромаскоп - ориентированная на практическое использование универсальная расцветка. Она состоит из 20 цветов, которые подразделяются на 5 наглядных, съемных цветовых групп («белый», «желтый», «светло-коричневый», «серый», «темно-коричневый»). По окончании определения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета осуществляются лишь в рамках соответствующей группы.

Последовательный отказ от ненужных эффектов при конструировании расцветки Хромаскоп (например, изображение шейки, прозрачных мест, сильного цветоизменения в области режущего края и дентина, а также окраски поверхности) намного облегчает определение оттенка зуба.

Главное преимущество расцветки Хромаскоп заключается в широком диапазоне ее применения:

при протезировании с использованием керамических материалов IPS-Классик и IPS-Эмпресс;

при протезировании съемными протезами с использовании пластмассовых зубов SR-Антарис (передних) SR-Постарис (боковых);

при протезировании несъемными протезами с полимерной облицовкой материалами SR-Хромазит, SR-Спектразит;

при пломбировании зубов материалами фирмы «Ивоклар-Вивадент» типа Гелиомоляр, Гелиопрогресс, Тетрик.

Следует отметить, что как другие фирмы, специализирующие на производстве фарфоровых масс, искусственных зубов и пломбировочных материалов, фирма «Вита» (Германия) разработала свою шкалу расцветок - Вита-Люмин-Вакуум. Эта расцветка представлена четырьмя вариантами основных типов, составляющих 16-цветную палитру: А1,А2, А3, А3-5, А4, B1, B2, B3, B4, С1, С2, С3, С4, D2, D3, D4. Диапазон применения этой шкалы расцветок таков:

для керамических материалов из Вита Амега/Амега-800, ВитаVMK68/95, Вита Тиманкерамик, Вита Хай-Керам, Витадур Альфа;

при использовании искусственных пластмассовых и фарфоровых зубов Витапан.

Набор оттенков, представленный расцветкой, необязательно дает воспроизведение цвета естественных зубов. Очень часто имеются индивидуальные характеристики, которые невозможно воспроизвести, используя только массы грунта, дентина и эмали.

Чтобы удовлетворить все требования, необходимы определенные навыки зубного техника и специальные вспомогательные материалы, которые имеются в дополнительном наборе. Специальный набор массы для края коронки (плечевая масса) упрочняет периметр шейки искусственной коронки и применяется после обжига непрозрачного (грунтового) слоя.

При различном освещении цвет естественной зубной эмали может быть различных оттенков - от голубовато-белого до желто-оранжевого. Эта игра цвета в резцовой зоне может быть воспроизведена при использовании масс режущего края.

Керамическая масса Вита VMK 95 базируется на получивших признание фарфорах VMK 68. В ассортимент выпускаемых масс входят стандартные (содержит 41 оттенок фарфора), лабораторный и большой наборы. Массы VMK 95 дают надежное воспроизведение цвета. В стандартной послойной методике хорошие результаты получают при трехслойной схеме: непрозрачный, дентинный и эмалевый слои.

Выпускаются также набор непрозрачного дентинного порошка, содержащий 16 фарфоров, и дополнительный набор из 15 фарфоров.

Фарфоры Вита Интерно (12 цветов) позволяют индивидуализировать особенности естественных зубов, создавать эффект глубины. Высокая степень флюоресценции приводит к усилению яркости и интенсифицирует пропускание цвета. Хроматический эффект у этих фарфоров может быть усилен путем смешивания с порошками дентинных и прозрачных масс. Фарфоры Интерна можно использовать также для создания эффекта глубины при недостаточной глубине дентинного слоя вследствие отсутствия места.

Вита Акцент - это набор тонкозернистых наборов (20 цветов) с однородным распределением красящих пигментов, что позволяет зубному технику точно имитировать естественную окраску зубов на последней стадии технологии зубного протеза.

Красители позволяют воспроизвести трехмерный эффект, придающий естественный вид протезу и цветовую гармонию искусственных и естественных зубов.

В набор входит порошок для улучшения качества поверхности зубного протеза. Его добавка к красителям Акцент позволяет получить желаемую интенсивность окраски, создает большую прозрачность красителей, и этим усиливает эффект трехмерности. Применение этого порошка способствует закрытию микропор и сведению к минимуму травмы десневого края.

Масса Карат - материал последнего поколения фирмы «Дентсплай» (США) - способна легко воспроизводить цвета, указанные на шкале расцветок Биодент и Вита, а также обладает свойством опалесценцции.

Опалесценция - явление рассеяния света мутной средой, наблюдаемое, например, при освещении большинства коллоидных растворов.

Желаемый цвет облицовки можно получить прозрачной (при достаточной толщине облицовки) или непрозрачной (при недостаточной ее толщине) дентинной массой. Обе дентинные массы могут комбинироваться или даже смешиваться при желании друг с другом. Кроме основного набора, выпускается набор масс режущего края Карат Опалэффект Масса Карат Биопак - готовая к применению непрозрачная пастообразная фарфоровая масса, которая не требует смешивания, моделировки, конденсации и особой грунтовки. При такой сильно упрощенной технике тем не менее можно получить тонкий ровный слой.

Низкоплавкая стоматологическая керамика Дуцерам - LFC фирмы «Дуцера» (Германия) по своему химическому составу, структуре, обрабатываемости и эксплуатационным качествам несравнима ни с одной из стоматологических керамик. Самым выдающимся ее свойством является низкая температура обработки, что и послужило основой для ее названия - Low-Fusing Ceramic (LFC) Низкоплавкий фарфор LFC представляет собой кристаллическую структуру с частицами размером от 5 до 15 микрон. Дуцерам содержит меньше лейцита, что дает более низкий КТР и увеличенную светопроводимость по сравнению с обычными фарфоровыми материалами.

Поскольку низкоплавкая керамика изготавливается из обычного материала Дуцерам, то эти два материала совместимы. Таким образом, LFС и Дуцерам могут использоваться в двуслойной технологии как металлокерамических, так и в цельнокерамических конструкциях несъемных зубных протезов.

Для изготовления цельнокерамических протезов используются массы Витадур, Витадур N, NBK 1000, ОРС и его последующая модификация Оптек, Хай-Керам на основе оксида алюминия. Фирма «Ивоклар» (Лихтенштейн) рекомендует использовать керамическую массу IPS-Эмпресс, основой которой является упрочненное лейцитом стекло, содержащее латентные частицы, стимулирующие рост кристаллов.

Набор материалов IPS-Эмпресс представлен комплектами:

сырьевых керамических масс в виде порошка (20 цветов дентина по шкале Хромаскоп, 4 массы режущего края; нейтральная и корректировочная массы) и жидкостей для моделирования;

девяти светоотверждающих культевых материалов в шприцах, которые предоставляют большие возможности имитации цвета естественных зубов. Световая полимеризация культевого материала проводится в аппарате Спектрамат-мини;

фосфатных формовочных масс для паковки моделированных из воска коронок, облицовок и вкладок. Характеристика компонентов керамических масс. Основными природными компонентами в процессе изготовления керамических масс для зубных протезов являются оксид кремния SiO2 , полевой шпат и каолин. Оксид кремния входит в исходную шихту в виде кремнезема, кварцевого песка и других сырьевых материалов. Полевой шпат - это безводные алюмосиликаты калия, натрия или кальция. При высокой температуре полевой шпат обеспечивает развитие стекловидной фазы, в которой растворяются и другие компоненты. Его содержание в керамической смеси достигает 60–70%. Полевой шпат, чаще калиевый, называют микроклином или ортоклазом - в зависимости от структуры. Ортоклаз K 2 O x Al 2 O 3 x 6SiO 2 - основной материал для получения стоматологической керамической массы. Натриевый полевой шпат называется альбитом, кальциевый - анортитом.
Каолин - белая или светлоокрашенная глина - которая содержится в керамической массе в диапазоне от 3 до 6%. Основной частью каолина (99 %) является алюмосиликат - каолинит Al 2 O 3 x 2SiO 2 x 2H 2 O.
Красители придают керамическим массам цвета, свойственные естественным зубам. Обычно красителями являются оксиды металлов: окиси титана, кобальта, хрома, золота, серебра, цинка и др.

Любое производство керамики складывается из следующих технологических стадий: - подготовка сырьевых материалов (дробление);

Приготовление керамической массы;

Формование изделий;

Декорирование.

Керамическая технология предъявляет жесткие требования к однородности керамической массы, ее влажности, тонкости измельчения сырьевых компонентов, к зерновому составу материалов.

Способы приготовления керамической массы

Керамическая масса должна представлять собой технически однородную смесь, соответствующую данному рецепты. Она должна быть хорошо перемешана, равномерно увлажена и обеспечивает формование из нее полуфабриката изделий, соответствующей формы.

Существуют четыре способа приготовления керамических масс:

Сухой - приготовление сухих порошков;

Пластический;

Шликерный;

Комбинированный.

Выбор способа приготовления керамической массы определяется свойствами исходного сырья. Составом шихты, размерами и формой изготавливаемых изделий и требованиями к готовой продукции.

Сухой способ применяется тогда, когда глина малопластична, трудно перерабатываема и имеет высокую чувствительности к сушке.

Пластический способ, самый древний, используется для глины, которая легко набухает, имеет высокие пластические свойства и хорошо перемешивается с каменистыми отощителями и плавнями. Такую массу можно получить двумя способами:

Из предварительно полученных сухих порошков с последующим увлажнением до 16…25% влажности;

Обезвоживанием шликера с влажностью около 40% до 16…25% (комбинированный способ).

Шликерный способ используют для получения литейного шликера.

Способы формования изделий

Способы формования керамических изделий определяют в основном свойствами керамической массы, видом, формой и требованием готовых изделий, назначение любого способа формования - предать плотность, размер и необходимую прочность полуфабрикату. Существует три принципиально различающихся способа формования:

Полусухое прессование из сухих пресс-порошков с влажностью массы 4-11%;

Пластическое формование изделий с влажностью массы 16-25%;

Литье изделий из литейных шликеров.

Полусухое прессование применяют, когда необходимо получать изделия с точными размерами и правильной формы. Это обеспечивает получение изделий с высокой прочностью и низкой влажностью, что позволяет исключить стадию сушки, совместив его с обжигом. Этот способ применяют в технологии кирпича, огнеупорных изделий, облицовочной и половой плитки, декоративных изделий.

Пластичный способ формования является самым древним и самым распространенным. Его широко применяют в производстве различных видов керамики - фарфора, фаянса.

Для пластичного формования в промышленном производстве применяют машинные способы формования:

Выдавливание массы через мундштук пресса;

Штемпельное прессование;

Раскатка в теле вращения;

Формование вращающимися роликами.

Для получений декоративно-художественных изделий применяются лепка, набивка, раскатка и выдавливание.

Литье изделий из литейных шликеров имеет три разновидности:

Литье из водных шликеров;

Горячее литье с использованием термопластического связующего (парафина);

Литье тонких пленок из шликера на полимерных связующих.

Наиболее распространен и широко применим способ шликерного литья из водных суспензий. Его применяют при формовании тонкой, декоративной и художественной керамики, в том числе тонкостенных изделий и изделий сложной формы.