На склоне лет даргомыжский воскликнул опять тезка. Интересные факты об александре даргомыжском. Тесты для контрольных уроков

Разделы: Музыка

Цели: расширение художественного кругозора, развитие творческого воображения, образного мышления учащихся.

Задачи: закрепить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве Даргомыжского, показать преемственную связь с традициями Глинки и черты новаторства камерно-вокальных произведений композитора.

Учитель: Ребята, почему имя Даргомыжского всегда ставят рядом с именем Глинки?

Дети: Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки.

У.: Совершенно верно. Они жили в одно время и занимались одним делом – созданием русской классической музыки. А кто первым достиг уровня классического искусства?

Д.: М. И. Глинка.

У.: Творчество Глинки отвечало самым высоким профессиональным требованиям, и именно Глинке принадлежит право называться основоположником русской классической музыки. Но это почетное для Глинки положение нисколько не уменьшает значения А. С. Даргомыжского, творчество которого также стало выдающимся явлением в русской музыкальной культуре. Скажите, а был ли Даргомыжский знаком с Глинкой?

Д.: Да.

У.: Конечно, они жили не только в одно время, но и в одном городе Петербурге. А детские годы их прошли в одной и той же Смоленской губернии, где находились родовые поместья их родителей: у Глинки – в селе Новоспасское, у Даргомыжских – в селе Твердуново Юхновского уезда. И покинули Смоленщину они в один и тот же год – в 1817-ом, правда, в разном возрасте: юному Глинке было 13 лет, а маленькому Даргомыжскому – 4 года. А зачем Глинка приехал в Петербург?

Д.: Чтобы учиться в Благородном пансионе.

У.: А Даргомыжский?

Д.: Потому что отец получил должность правителя канцелярии Коммерческого банка, и вся семья переехала в Петербург.

У.: И, конечно, находясь рядом, они не могли не встретиться. В каком году это произошло?

Д.: В 1834 году.

У.: Ранней весной 1834 года они встретились, и эта встреча сыграла решающую роль в творческой биографии Даргомыжского. Глинка тогда только что вернулся из заграничной поездки, полный решимости осуществить свою мечту – создать большую русскую национальную оперу. Как называется эта опера?

Д.: «Жизнь за царя».

У.: Можно сказать, что эта опера рождалась на глазах Даргомыжского. Когда возникла идея исполнить I акт оперы во дворце князя Юсупова, Даргомыжский принял самое деятельное участие в организации и проведении оркестровых репетиций. Помогая Глинке, он понимал, что рядом с ним был Мастер, ясно осознававший свое предназначение в музыке, для которого музыка была не салонным времяпрепровождением, а делом всей жизни. И это заставляло задумываться над своим музыкальным будущим и твердо определить свои позиции. Через год после знакомства с Глинкой Даргомыжский пишет: «Что касается меня, то мои музыкальные занятия приняли совершенно решительную форму: я всецело бросил исполнительство и пробую себя все время в различных родах сочинения».
Но Даргомыжский понимал, что имеющихся знаний у него слишком мало для серьёзного композиторского труда, и по совету Глинки и Кукольника он засел за теорию музыки, а Глинка передал ему пять своих драгоценных тетрадей с лекциями З. Дена. Александр Сергеевич тщательно их проштудировал и скопировал все 5 тетрадок на немецком языке, хотя немецким он не владел так свободно, как французским.
А теперь давайте вспомним, как проходило музыкальное развитие Даргомыжского до знакомства с Глинкой. В какой семье он вырос и какое образование получил?

Учитель показывает портреты родителей Даргомыжского.

Д.: Родители старались всячески пробуждать и развивать творческие наклонности своих детей.

У.: Мать, Мария Борисовна, сама обладала поэтическим даром, её стихи публиковались в журналах.
Отец, Сергей Николаевич, тоже был незаурядным человеком. Он начал свой путь с небольшой должности почтового чиновника, но прирожденный ум, сила воли помогли ему подняться достаточно высоко: он вышел в отставку в генеральском чине действительного статского советника. Сергей Николаевич был человеком критичного ума, очень остроумный, находчивый в беседах, и стремился развивать эти качества у своих детей. Для них существовала даже поощрительная премия: за оригинальную шутку или ловкий ход в разговоре ребенок получал 20 копеек. Композитор Даргомыжский, который пережил своего отца всего на пять лет, многое унаследовал от него: вдумчивое отношение к жизни, наблюдательность, критический подход к окружающим. Все эти черты ярко проявятся и в творчестве композитора.
А мог ли Даргомыжский учиться в Благородном пансионе, как Глинка?
Нет, так как отец его в тот период не имел дворянского звания. Личное дворянство Сергею Николаевичу было пожаловано в 1821 году за безупречную службу, а право иметь собственный герб и передавать дворянское звание по наследству он получил лишь в 1829 году, когда его сыновья были уже относительно взрослыми.
Таким образом, все дети в семье Даргомыжских получили только домашнее, но очень серьезное образование. Сергей Николаевич приглашал в дом лучших учителей и не считался с затратами. Сашу с 6-летнего возраста обучали игре на фортепиано. Правда, первая учительница Луиза Вольгеборн, как писал композитор, «только целовала и ничему не научила». Поэтому её сменил другой учитель – Адриан Трофимович Данилевский, хороший пианист и очень требовательный педагог. Но Данилевский не поощрял желания своего ученика сочинять музыку. Все пьески, которые Саша приносил ему, получали оценку «весьма скверно» и тут же безжалостно уничтожались. Удалось спасти совсем немногое – несколько романсов и фортепианных пьес. Ну а завершил пианистическое образование Даргомыжский у выдающегося пианиста-виртуоза и композитора Франца Шоберлехнера, который жил тогда в Петербурге. Шоберлехнер был учеником
Х. Гуммеля, а Гуммель в свое время учился у Моцарта. Таким образом, Даргомыжский стал как бы правнуком Моцарта по искусству игры на фортепиано и добился в этом искусстве больших успехов. Не случайно Глинка, вспоминая первую встречу с Даргомыжским, назвал его «бойким фортепьянистом».
Кроме занятий на фортепиано, Даргомыжский брал уроки игры на скрипке и мог принимать участие в квартетных вечерах.
Удивительно чуткими были родители Даргомыжского. Заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, они пригласили в дом ещё одного мэтра – учителя пения Цейбиха, прекрасного певца, актера и режиссера. Благодаря ему Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал прекрасным педагогом. За всю его творческую жизнь у него было свыше 60 учеников. Правда, природа не одарила Даргомыжского красивым голосом. Голос его был испорчен в юности болезнью кори, от которой он чуть не умер и вследствие чего не мог говорить нормально. Его голос напоминал писклявое сопрано, охрипшее от простуды (смесь детского голоса с голосом взрослого, который осип). Тем не менее, пение Даргомыжского приводило многих в восхищение. Вот что пишет современник: «Декламация у него была доведена до совершенства, а также задушевности была бездна, так что ради этих последних качеств забывалась странность его голоса».

Итак, мы видим, что к началу 30-х годов Даргомыжский был уже достаточно известен в Петербурге как сильный пианист и сочинитель романсов, но по-прежнему оставался лишь музыкантом-любителем. Хотя далеко не каждый петербургский любитель музыки мог похвастаться такими музыкальными познаниями и таким исполнительским уровнем, каким обладал Александр Сергеевич. Шоберлехнер считал его первым своим учеником, который читает ноты как книгу.
В это время Даргомыжский часто посещает литературные, музыкальные салоны.
Что такое салон? В каких выражениях оно используется?

Д.: Салон красоты, салон-парикмахерская, салон обуви, одежды. Это то место, где представлены лучшие товары или услуги.

У.: С французского языка это слово переводится как гостиная для приемов и вечеров. Салон – неотъемлемая часть светской жизни аристократии, своеобразная форма проведения досуга. В салонах, помимо светской болтовни, велись беседы о литературе, зачитывались литературные новинки и, конечно, музицировали. В исполнении любителей музыки можно было услышать не только песни и романсы, но и фортепианные пьесы, квартеты, а иной раз и симфонические произведения.
Таких салонов в 1830-х годах в Петербурге было не счесть. Но я хочу назвать, а вы постарайтесь запомнить, несколько самых известных салонов, которые принесли большую просветительскую пользу России.
Это, в первую очередь, салон графа Михаила Юрьевича Виельгорского , человека блестяще образованного в самых разных областях, который, казалось, дышал воздухом искусства, литературы, музыки. Дж. Россини назвал его «первым знатоком в мире». Он был отличным музыкантом: пианистом и композитором, а его родной брат Матвей – профессиональным виолончелистом, принимавшим участие в концертах самого высокого класса. Братьев Виельгорских знала вся просвещенная Москва и весь просвещенный Петербург. Их дом был настоящим культурным центром, где встречались известные писатели и музыканты, актеры и живописцы, люди науки и где разговор шел исключительно по-французски. Здесь выступали многие мировые известности: Ф. Лист,
Р. Шуман, Г. Берлиоз, П. Виардо. Всякий артист с громким именем, приехав в Петербург, считал честью представиться Михаилу Юрьевичу. Несомненно, постоянным гостем был здесь Даргомыжский.
Его можно было встретить и в салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого писателя-историка. Современники говорили, что здесь создавались литературные и художественные репутации, т.е. обсуждение литературных новинок или иных произведений искусства носило весьма компетентный характер и заслуживало безусловного доверия. В этом радушном и высоко эстетическом доме любили бывать А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.
Часто посещал Даргомыжский и «субботы» Владимира Федоровича Одоевского . Одоевский был энциклопедически образованным человеком и большим чудаком. Его кабинет напоминал лабораторию алхимика. Повсюду были разбросаны рукописи и старинные книги, вдоль стен размещались ящички с самыми невероятными предметами. Вместо барометра князь держал в банке лягушек, которые своим поведением предсказывали погоду (к дождю они по лесенке вылезали из воды). Над роялем висел большой портрет Бетховена с красным платком на шее. Музыка была любимым занятием Одоевского. Он владел музыкальными инструментами, мог с листа сыграть самую сложную пьесу, а также писал статьи на музыкальные темы, рассказы о композиторах и музыкантах. Одоевский внимательно следил за развитием русской музыки, а в дни премьеры «Жизни за царя» Глинки он пророчески сказал, что с Глинки начинается «новая стихия, новый период в искусстве – период русской музыки».
Посмотрите, какие интеллектуалы окружали Даргомыжского, весь цвет творческой интеллигенции того времени. Но никто из них не может сравниться с той огромной ролью, которую сыграл Глинка в творческом становлении Даргомыжского. В одном из писем Даргомыжский назвал Глинку «славным советником». Композитор и критик А. Н. Серов с полным основанием отмечал близкое родство «Русалки» с операми Глинки и называл её «достойным продолжением того же стиля, той же школы». В таком же родстве находятся «Камаринская» Глинки и «Казачок» Даргомыжского.
В свою очередь, и Глинка, и Даргомыжский испытали сильное воздействие Пушкина. Они жили в одно время с великим русским поэтом. Поэтическое слово Пушкина озаряло весь их творческий путь, вдохновляло на создание лучших сочинений. Александр Сергеевич Пушкин был самым любимым поэтом Александра Сергеевича Даргомыжского. Широко известна его фраза: «Опять тезка! Что делать, не могу шагнуть без него».
«Пушкиниана» Даргомыжского по количеству одна из самых значительных в русской музыке. Из четырех сценических произведений Даргомыжского три созданы на сюжеты Пушкина. Какие?

Д.: Оперы «Русалка», «Каменный гость», опера-балет «Торжество Вакха».

У.: На слова великого поэта Даргомыжским написано более 25 романсов и вокальных ансамблей. Пушкинские романсы Даргомыжского – это, в первую очередь, конечно, любовная лирика и среди них такие шедевры, как: «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева».
Прежде чем послушать романс «Я вас любил», давайте прочитаем стихотворение и ощутим красоту и музыкальность его поэтического языка. О чем это стихотворение?

Д.: О несчастной, неразделенной любви.

У.: О любви, которая никогда не была возможна, которую герой утаивал, а сейчас вдохновенно произносит свое признание, потому что это – последнее, что предстоит сказать. Какой глагол несколько раз повторяется в этом стихотворении, и в каком времени?

Д.: «Любил», в прошедшем времени.

У.: Этот трижды повторенный глагол передает глубину чувства, а используемая форма прошедшего времени говорит о невозвратимости прошлого, даже если любовь ещё «угасла не совсем».
А сейчас давайте послушаем, как Даргомыжский соединил стихи с музыкой. У меня к вам будет очень простой вопрос. В каком ладу написан этот романс?

Д.: В мажорном.

У.: А уточните, какой вид мажора использован?

Д.: Гармонический. Это мажор, у которого понижена VI ступень, и субдоминантовое трезвучие становится минорным.

У.: Но почему же мажор, а не минор, ведь история грустная? Наверное, герой Пушкина в интерпретации Даргомыжского уже пережил свою любовь и хочет избавиться от страданий, хотя это ему удается не совсем, и душевная боль, как рана, напоминает о себе. Послушайте внимательно, какое слово выделяется VI низкой ступенью и минорной субдоминантой?

Д.: «В душе».

У.: То есть душа ещё отзывается болью.
Но, в целом, мажорный лад сообщает этому романсу сдержанно-благородное, возвышенно-просветленное звучание.
В искусстве есть такое понятие: катарсис. Это понятие пришло к нам из Древней Греции, его дословный перевод – «очищение». Так называли особое духовно-психическое состояние, в процессе которого человек очищается от страданий души и тела. Мне кажется, момент катарсиса есть и в романсе Даргомыжского «Я вас любил». Излечение от болезни неразделенной любви приводит к внутреннему просветлению, успокоению, восстановлению разрушенной гармонии. Отсюда и мажор, а также очень сдержанный темп, плавность и уравновешенность мелодии.
Ещё один замечательный романс на стихи Пушкина – очаровательная миниатюра «Юноша и дева». Текст романса простой, в духе сентиментальной чувствительной поэзии.
Учитель читает стихотворение.
Видите, как девушка расчувствовалась и сколько пролила слез сначала из-за ревности, а потом от умиления, глядя на юношу, задремавшего у неё на плече. Здесь, конечно, нет такой глубины переживаний, как в романсе «Я вас любил». Все счастливы, юноша безмятежно спит, а девушка оберегает его сон. Так и хочется представить эти застывшие фигуры в какой-нибудь красивой скульптуре. И хотя вы услышите минорный лад, он лишь усиливает чувствительный характер, добавляет мягкости и нежности этому романсу. Сейчас прозвучит романс «Юноша и дева» (лучше, если его исполнит сам педагог или иллюстратор) , а вы, ребята, попробуйте определить, в каком переменном размере написан этот романс?

Д.: Размер на 6 долей и размер на 3 доли.

У.: Скажите, а в каком размере больше распевности, широты мелодического движения?

Д.: В размере 68.

У.: В размере 68 и начинается романс. Здесь ещё можно отметить появляющиеся в мелодии задержания – интонации, похожие на вздох, которые являются типичными чувствительными оборотами. А дальше, когда меняется размер, задержаний уже нет (юноше не подобает чувствительно вздыхать) и начинают чаще появляться сильные доли. Учащая акценты, композитор как бы хочет ещё больше заострить наше внимание на этой восхитительной паре и словно начинает лепить их образы, их пластику. (Учитель поет фразу «К ней на плечо преклонен, юноша вдруг задремал» и инсценирует её движениями головы). Когда засыпаем, голова сама собой падает, и мелодия это обрисовывает. Возникает зрительная ассоциация! И хотя этот штрих еле уловимый и, может быть, не очень существенный в этом беспредельном господстве лирической интонации, но он уже показывает стремление композитора следовать за текстом, передавать все его детали.

В лирическом романсовом стиле Даргомыжского заметно влияние Глинки. Оно сказывается в широкой мелодической напевности, в обобщенном музыкальном воплощении поэтического текста, в господстве чисто мелодического начала.
Но вот Даргомыжский взял в руки томик драматических сочинений Пушкина – «Сцены из рыцарских времен». Его внимание привлекла веселая, озорная песня «Воротился ночью мельник», которую поет миннезингер Франц. Этот сюжет достаточно распространен и встречается в фольклоре разных народов. Но Даргомыжский придал ему чисто русский характер. Песню «Мельник» нельзя просто назвать романсом. Это настоящая комедийная народно-бытовая сценка, вокальный театр с живыми колоритными персонажами. И сейчас ребята попробуют показать этот театр.

Стихотворение «Воротился ночью мельник» инсценируется по ролям.

Ребята попытались представить нам портреты действующих лиц и их характерные речевые интонации. Какой вы увидели жену?

Д.: Бойкая, сварливая, понимающая, что лучшая защита – нападение, упрекающая своего загулявшего мужа.

У.: Какая у неё речь? Как называется такая речь?

Д.: Очень быстрая. Скороговорка.

У.: Она на одном дыхании обрушивает каскад скороговорки, её визгливые крики сыплются как горох из мешка. Музыкальная интонация здесь естественно рождается из разговорной интонации и построена на народной песне «Шла девица за водой».

Учитель играет музыкальную фразу, которая из народной песни перешла в песню Даргомыжского.

Ну, а Мельник? Ещё не совсем трезвый, он идет, грузно переваливаясь, «плюхается» на лавку и видит чужие сапоги. Сначала мы слышим требовательное восклицание: «Женка! Что за сапоги?» А после атаки жены его речь становится неуверенной, вопрошающей.
«Ведра?» Какой интервал? Квинта; при движении вверх звучит как вопрос.
«Право?» Какой интервал? Неустойчивая септима передает недоумение, растерянность. Ну, а дальше герой рассудительно, не спеша размышляет. Последние слова он произносит дважды и, как указывает ремарка, «с раздумьем», как будто не может решить: верить или не верить глазам своим? И только решительно звучащее фортепианное заключение как бы «снимает» вопрос: – Нет, конечно, не видал на ведрах медных шпор. При этом трель ещё больше усиливает комизм сценки.

В ходе разбора учитель исполняет фрагменты песни «Мельник», затем включается запись песни.

Скажите, какой тип мелодии преобладает в этом произведении: кантилена или речитатив? Конечно, речитатив – мелодия, приближенная к разговорной речи, передающая интонации речи. В «Мельнике» с блеском проявилось умение Даргомыжского показать разные характеры с помощью свойственных им интонаций, умение фиксировать каждую реплику и даже манеру поведения: как идет мельник, как, подперев бока руками, его встречает жена. Такая отчетливость, реалистичность воплощения приводит к тому, что ухо обретает способность «увидеть» этот комический диалог. В то время это было поистине новаторское произведение, по сути, новый жанр – народно-бытовая речитативная сценка.

Дальнейшее развитие этот жанр получит в творчестве Мусоргского.

– Итак, какие произведения мы послушали?
– На чьи стихи они написаны?
– Что мы видим на примере этих произведений?

С одной стороны, Даргомыжский продолжает традиции Глинки, опираясь на эстетические принципы пушкинской эпохи, а с другой стороны, выступает ярким новатором, находит свой путь в музыке. Как сказал замечательный русский музыковед и композитор Борис Асафьев, «Музыка Даргомыжского ещё эхо пушкинской эпохи и вместе с тем накануне Мусоргского». 4 мая 1868 года в посвящении, предпосланном двум своим песням – «Колыбельная Еремушке» и «С няней» – М. П. Мусоргский написал: «Великому учителю музыкальной правды – Александру Сергеевичу Даргомыжскому». В этих словах – не только глубокая благодарность старшему другу и наставнику, но и определение значения творческой деятельности Даргомыжского для русской музыкальной культуры.

"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ "Сельская школа", 1872 год

"УЧИТЕЛЬ!

ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ

ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»

(Н.А.НЕКРАСОВ)

О равенстве, о братстве, о свободе.

Еще добром должны мы помянуть

Тогдашнюю литературу,

У ней была задача:

как-нибудь Намеком

натолкнуть на честный путь

К развитию способную натуру.. .

Хорошая задача!

Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,

Отметивших то время роковое:

Белинский жил тогда,

Грановский, Гоголь жил,

Еще найдется славных двое-трое

У них тогда училось всё живое.. .

Белинский был особенно любим..

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

В те дни, как всё коснело на Руси,

Дремля и раболепствуя позорно,

Твой ум кипел - и новые стези

Прокладывал, работая упорно.

Ты не гнушался никаким трудом:

"Чернорабочий я - не белоручка! "

Говаривал ты нам - и напролом

Шел к истине, великий самоучка!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил об народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе..

Недаром ты, мужая по часам,

На взгляд глупцов казался переменчив,

Но пред врагом заносчив и упрям,

С друзьями был ты кроток и застенчив.

Не думал ты, что стоишь ты венца,

И разум твой горел не угасая,

Самим собой и жизнью до конца

Святое недовольство сохраняя,

То недовольство, при котором нет

Ни самообольщенья, ни застоя,

С которым и на склоне наших лет

Постыдно мы не убежим из строя,

То недовольство, что душе живой

Не даст восстать противу новой силы

За то, что заслоняет нас собой

И старцам говорит: "Пора в могилы! "

В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно "преклонял колени".

Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда "неистовый Виссарион", как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: "Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? . .

Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника.. .

" Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить "золотое народное сердце".

Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.

Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота":

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе. . .

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.

Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845).

Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:

"Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!"

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки , с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.


Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.


В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка ». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой ». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.


Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.


  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой , а сестра Эрминия – арфой .
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова .
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка » была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.


  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака , имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского


Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой . Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя » разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда », она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.


Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха » на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка » создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.


1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок ». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки - Пушкина. В «Каменном госте » нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову . Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.


Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский , не плодовитый, как Римский-Корсаков ... Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер . Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Видео:

Александр Сергеевич Даргомыжский
Оделась туманами Сиерра-Невада. Болеро
Испанский романс. Романс Лауры из оперы "Каменный гость"

Александр Даргомыжский вместе с Глинкой является основоположником русского классического романса. Камерная вокальная музыка была для композитора одним из главных жанров творчества.
Он сочинял романсы и песни в течение нескольких десятилетий, и если в ранних произведениях было много общего с сочинениями Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, Глинки, то поздние некоторыми чертами предвосхищают вокальное творчество Балакирева, Кюи и особенно Мусоргского. Именно Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды».
Даргомыжский создал более 100 романсов и песен. Среди них — все популярные вокальные жанры того времени — от «русской песни» до баллады. Вместе с тем Даргомыжский стал первым русским композитором, который воплотил в своем творчестве темы и образы, взятые из окружающей действительности, и создал новые жанры — лирико-психологические монологи («И скучно, и грустно», «Мне грустно» на слова Лермонтова), народно-бытовые сценки («Мельник» на слова Пушкина), сатирические песни («Червяк» на слова Пьера Беранже в переводе В. Курочкина, «Титулярный советник» на слова П. Вейнберга).
Несмотря на особую любовь Даргомыжского к творчеству Пушкина и Лермонтова, круг поэтов, к стихам которых обращался композитор, весьма разнообразен: это Жуковский, Дельвиг, Кольцов, Языков, Кукольник, поэты-искровцы Курочкин и Вейнберг и другие.

Вместе с тем композитор неизменно проявлял особую требовательность к поэтическому тексту будущего романса, тщательно отбирая лучшие стихотворения. При воплощении поэтического образа в музыке он по сравнению с Глинкой использовал иной творческий метод. Если для Глинки важным было передать общее настроение стихотворения, воссоздать в музыке основной поэтический образ, и для этого он использовал широкую песенную мелодию, то Даргомыжский следовал за каждым словом текста, воплощая свой ведущий творческий принцип: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Поэтому наряду с песенно-ариозными чертами в его вокальных мелодиях так велика роль речевых интонаций, которые часто становятся декламационными.

Фортепианная партия в романсах Даргомыжского всегда подчинена общей задаче — последовательному воплощению слова в музыке; поэтому в ней часто присутствуют элементы изобразительности и живописности, она подчеркивает психологическую выразительность текста и отличается яркими гармоническими средствами.



Валериан Федорович Ширков (1805 - 1856)


Прозрачные безный эфира

Луной и звездамый горят!

Открой мне вентану. Элвира,

Минуты блаженства летят!

Уснул ли идалго дакучный?

Спусти мне с узлами снурок!

Со мною кинжал неразлучный

И смертного зелия сок!

Не бойся, цвет милой Гренады!

Вентану за мною закрой!

Пускай нам поёт серенаду

И плачет Карехо младой!

Оделась туманами Сиерра-Невада,

Волнами играет кристалный Хенил,

И к берегу веет с потока прохлада,

И в воздухе блещет сребристая пыль.

романс Лауры из оперы «Каменный Гость» (I действие, 2 картина)




Не бойся друг милый,
Мрак нас сокроет от взоров коварных!
В восторге безмолвном,
В объятиях страсти
Забудем мы время,
Забудем заботы мирские.
Но что же ты медлишь, Эльвира?
Иль страх безрассудный владеет тобою?
Пылким лобзаньем, друг милый,
Навеки его заглушу я.

Предварительный просмотр:

А. С. Даргомыжский

«Великий учитель музыкальной правды – так называл Даргомыжского Мусоргский. Младший современник Глинки, в молодости испытавший его сильное влияние, Даргомыжский избрал в музыке свой путь. Он обладал способностью улавливать тончайшие оттенки душевного состояния людей. Девизом его творчества стало известное высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.» Даргомыжский вслед за Глинкой – один из основоположников русской классической музыки. Композитор, пианист, блестящий учитель пения, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества…

Начало жизненного пути Даргомыжского вовсе не предвещало такой будущности.

14 февраля 1813 года. В семье Сергея Николаевича и Марии Борисовны Даргомыжских родился второй сын Александр. Они жили тогда в Тульской губернии у родственников, а когда армия Наполеона была изгнана из России, вернулись в свое имение Юхновского уезда Смоленской губернии.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где отец вскоре занял место чиновника особых поручений при Министерстве императорского двора.

В раннем детстве Саша очень беспокоил родителей: он не разговаривал до 4 лет, опасались, что ребенок так и останется немым, но обошлось. К воспитанию детей в семье Даргомыжских относились очень ревностно. Не богатство и знатность ценились в ней, а нравственные качества, образованность, любовь к искусствам. Все дети получили только домашнее, но серьезное образование.

Музыкальному развитию в семье уделялось самое серьезное внимание. Сашу с шестилетнего возраста обучали игре на фортепиано. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке. Поощряемый Шоберлехнером, Даргомыжский стал сочинять и в начале 30-х годов создал по его словам, «множество сочинений для фортепиано и скрипки, а также множество романсов.

  1. сл. М. Лермонтова «Мне грустно» (И. Грищенко)

Казалось бы, растущие успехи Александра на музыкальном поприще не оставляли сомнений в выборе будущей деятельности. Однако, в дворянской среде профессия музыканта не поощрялась.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях".

  1. Вальс (П.Манахов)

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он вскоре переделал в оперу. Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

3. «Юноша и дева» (И. Грищенко)

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором».

4 . Даргомыжский сл. А. Кольцова. «Не скажу никому». Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, «Русалку», на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы.

Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

  1. «Сватушка»

Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Работая над оперой «Русалка», Даргомыжский продолжал писать романсы, и эти два основных вида его творчества находились в постоянной взаимосвязи. Романс стал для композитора настоящей творческой лабораторией. Здесь возникали новые темы, новые образы, оттачивалось мастерство, проходил активный поиск музыкальных средств. Появляется ряд оригинальных вокальных пьес: "Титулярный советник", "Старый капрал", "Паладин", "Червяк", замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Цель своей работы Даргомыжский сформулировал так: « Я не намерен снизводить...музыку до забавы . Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Место рождения. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.

Мария Борисовна Козловская. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: «Подарок моей дочери».

Сергей Николаевич. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

Детство. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора.

Образование. Александр Сергеевич получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке.

Первые произведения. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах.

А. Даргомыжский сл. М. Лермонтова «Мне грустно»

Служба. В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой.

Знакомство с М. И. Глинкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов.

А.Даргомыжский Вальс

Опера «Эсмеральда» Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа " Notre Damе de Paris " и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык.

Опера «Торжество Вакха». В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

Романсы В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»

А.Даргомыжский сл. А. Кольцова «Не скажу никому».

Гастроли. В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

Опера «Русалка» Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Р абота над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки.

Опера «Русалка» хор «Сватушка»

А. Даргомыжский Сл.Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»

Меланхолический вальс

опера «Каменный гость». Опера написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина.

Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).