Что важно знать при построении межличностных отношений. Межличностные отношения. Психология межличностных отношений Межличностные отношения с чем связаны

В основе взаимодействия лежат межличностные отношения партнеров, т.е. субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе личных и социально значимых целей, установок и ценностных ориентаций, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, однако в большинстве своем они проходят следующие стадии: зарождение , стабилизация и угасание. Станут ли отношения продуктивными, зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное общение одного партнера с другим, в ходе которого межличностные отношения проявляются с различной степенью активности.

Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о деловом партнере пассивно , когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно , когда получаем информацию от других, и интерактивно , когда обращаемся непосредственно к человеку, вступаем с ним в коммуникативный контакт. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, устанавливается контакт глаз, а уже затем происходит вступление в разговор, его поддержание и далее при необходимости переход на более тесные отношения.

В неформальных межличностных отношениях, как известно, существует баланс самораскрытия , когда люди обмениваются биографическими данными, личными идеями и проблемами, трудностями, складывающимися ситуациями и обстоятельствами и описывают свои чувства и переживания, связанные с ними, и обратной связи , как уже отмечалось, вербальных и физических реакций на людей и их сообщения, сопереживание, сочувствие.

В отличие от неформальных отношений совместная деятельность осуществляется для решения конкретной профессиональной задачи, стоящей перед организацией или деловыми партнерами, а также с наличием у ее участников общей цели.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека).

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов, к которым относятся:

  • единая (или совпадающая по ожидаемым результатам) цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
  • общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
  • наличие единого пространства и времени взаимодействия;
  • разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
  • координация и коррекция индивидуальных действий и управление ими;
  • знание каждым участником норм, правил и процедур взаимодействия;
  • необходимость передачи информации, обмен ею;
  • эффективная обратная связь по вертикали и по горизонтали.

Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. поддерживать на этом уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относительно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с другом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытыми для собеседника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположения, предлагать версии, а не устанавливать жесткие догмы; вести переговоры и общаться на равных, не унижая достоинство другого человека, достигать компромисса (от лат. compromissum - соглашение на основе взаимных уступок) и консенсуса (от лат. consensus - согласие, единодушие).

Основной принцип деловых взаимоотношений - рациональность, целевая направленность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности совместной деятельности и общения.

Формальное и неформальное групповое взаимодействие предполагают различие контактов в зависимости от степени формализации.

Взаимодействие в формальных группах позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:

  • организационными (схема организационной структуры предприятия);
  • функциональными (положение об отделах и службах).

Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

  • обязательность контактов всех участников общения независимо от их симпатий и антипатий;
  • предметно-целевой характер содержания взаимодействия;
  • соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;
  • заинтересованность всех участников взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений;
  • коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил);
  • формальные ограничения (табл. 7.3).

Таблица 73

Виды формальных ограничений в деловом общении

Конвенциональные

Это действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр., как правило, включают соблюдение правовых, т.е. обязательных, социальных (этика отношений и корпоративная культура) и психологических норм взаимодействия (независимо от акцентуированных типов характера участников общения)

Ситуативные

Э го взаимодействие с помощью разнообразных средств, в гой форме деятельности, регламенте и пространственной среде, которая предлагается, например, лекция - в монологической форме, с помощью вербальных, визуальных (слайды, презентации) и невербальных средств общения, а круглый стол - в полилогической форме, в убеждающей манере, с помощью дискуссионных средств коммуникации

Эмоциональные

Проявляется в том, что независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым участником взаимодействия высокой эмоциональной культуры и способности к самоуправлению

Насильственные

В практике делового общения допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение)

Для того чтобы взаимодействие участников общения было эффективным, удовлетворяющим обе стороны и соответствующим поставленным целям, людям необходимо соблюдать целый комплекс условий. К ним относятся, прежде всего, следование нормам и корпоративным правилам, принятым в обществе и в конкретной организации, соблюдение обычаев и традиций своей страны, организации. Обычаи, как известно, формируются у каждого народа, помогая приспособиться к окружающей обстановке, многие из них закрепляются и передаются от поколения к поколению, опираясь на кросс-культурные различия. Это деловой этикет или этика деловых отношений, корпоративная культура и организационное поведение. Они становятся нравственными нормами, соблюдение которых необходимо каждому работающему.

Социальные и правовые нормы общения разрабатываются и развиваются в профессиональной среде. Нормы - это разновидность правил, общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные , правовые) - обязательны для исполнения, другие (социальные , деловой этикет) являются желаемыми для выполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время или на дому). В формальной группе нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Неформальные группы, а также команды могут вырабатывать и свои собственные нормы.

Неформальные группы характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженностям, дополняющее формальное общение. Известно, что неформальные каналы обычно передают информацию быстрее, чем формальные, и играют важную роль в распределении организационных задач.

В то же время при взаимодействии в неформальных группах часто информация распространяется с помощью слухов и сплетен. Сплетни это передача информации о людях, известных вам и вашему собеседнику, причем эта информация не обязательно правдива. Специалисты в сфере общения отмечают, что сплетни - одна из самых распространенных форм межличностной коммуникации. С одной стороны, сплетня позволяет побеседовать, не выдавая много информации о себе. По большей части сплетни не опасны, потому что они просто отражают то, что знают в организации о конкретных людях. В жизни происходят разнообразные ситуации, случается, что коллеги разрывают отношения, теряют работу, попадают в аварии, выигрывают призы, гранты и т.д. В этих ситуациях нет ничего тайного, и если человек стал свидетелем или участником подобных событий, то он, вероятно, расскажет сам о том, что с ним произошло. Человек может долгое время обмениваться сплетнями и на самом деле ничего не говорить о себе и ничего не узнать о другом человеке. Сплетня беспрепятственно позволяет представить, возможно ли дальнейшее развитие отношений, потому что мы видим, реагирует ли другой человек на объект сплетен так же, как мы, или нет.

С другой стороны, сплетня может наносить вред партнеру, быть злонамеренной, передающей неточную информацию. Особенно злостной сплетня становится тогда, когда кто-то умышленно хочет причинить боль другому человеку, которого в данный момент нет рядом, или поставить его в неловкое положение. Сплетня быстро превращается в слух, а слухи могут навредить деловому партнеру. В то же время, по данным некоторых исследователей, слухи, по меньшей мере, на 75% являются точными.

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение читать людей по невербальным признакам , устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными . Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Классификация межличностных отношений

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать современные техники достижения психологии в построении взаимоотношений в различных сферах. Овладев этими психологическими техниками вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Личные отношения

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. В первую очередь - любовь. Бестселлер Марины Комисаровой «Любовь. Секрты разморозки» помог сотням людей выйти из кризиса личных отношений.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Деловые отношения

Под деловыми (профессиональными) контактами понимают те, которые складываются на почве совместной деятельности и профессиональных интересов. Например, люди вместе работают и общий интерес у них – их работа. Ученики учатся в одном классе – общее у них школьная программа, одноклассники, учителя и школа в целом. Такие взаимосвязи складываются независимо от личных межличностных контактов, то есть можно даже никак не контактировать с человеком (не общаться и не испытывать никаких чувств по отношению к нему), но при этом наличие деловых связей не исключается, поскольку эти люди продолжают вместе учиться или работать. Особенно ценится умение поддерживать отношения в стрессовых ситуациях, когда общаться приходится с неадекватными людьми, ведь никто из нас не застрахован от этого. Есть прекрасная книга Марка Гоулстона о том, что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни . В ней вы найдете методики и советы, которые помогут вам контролировать общение с неадекватными людьми, исключить ненужные конфликты.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные отношения

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг.

Эмоциональные отношения

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Паритетные и субординационные взаимоотношения

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными . Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Формальные и неформальные взаимоотношения

Можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Чувства и их роль в отношениях

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его , его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Формы межличностных отношений

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящён теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

Понятие «межличностные отношения»

Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.

Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем - 150 контактов.

Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы :

  • неформальные\формальные;
  • деловые\личные;
  • практичные\эмоциональные;
  • субординационные\паритетные.

Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.

Типы отношений

  • Формальные\неформальные ;

Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчинённым.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Неформальные отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.

Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать чёткие разграничения.

  • Личные ;

К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.

  • Деловые ;

Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.

  • Практичные\эмоциональные ;

Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.

Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.

  • Субординационные\паритетные ;

Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник - подчинённый).

Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.

Виды межличностных отношений

Существуют такие виды межличностных отношений :

  • Знакомство - имеет три этапа:
  • узнавание в лицо;
  • узнавание и приветствие друг друга;
  • приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
  • приятельство - обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
  • товарищество - деловые отношения на основе общих целей;
  • дружба - устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
  • любовь - наивысшая форма взаимосвязи.

Роль чувств

Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.

На искажение чувств могут повлиять такие факторы :

  • неумение отличать истинные намерения от мотивации;
  • умение объективно оценивать нового знакомого;
  • определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
  • стереотипы;
  • форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
  • не восприятие чужого мнения.

Что мы узнали?

Межличностные отношения - это взаимодействие между людьми, которое основывается на установленных моральных принципах, жизненных устоях личности. Существует несколько типов взаимосвязей: формальные и неформальные, личные и деловые, паритетные или субординационные, практичные и эмоциональные. Все они тесно переплетаются друг с другом и выстраиваются в такой последовательности: знакомство - приятельство - товарищество - дружба - любовь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 422.

1) Пользуясь текстом параграфа, заполни схему.

2) Напиши, какие межличностные отношения установились у тебя:

    А) с учителями - деловые

    Б) со сверстниками - приятельские

    В) с родителями - личные

3) Установи соответствие между понятиями и их определениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

4) В Интернете многие заводят виртуальных друзей. Как ты думаешь, можно ли таких друзей считать настоящими? Свой ответ обоснуй.

    Да, друзей из интернета можно считать настоящими, если они могут помочь в трудную минуту не только словом, но и делом - приехать, возможно что - то сделать, поговорить по телефону с вами. К тому же друзья по переписке, вернее сама идея такой дружбы появилась очень давно в мире, а не с приходом интернета.

5) Прочитай стихотворение Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

Вспомни о самом приятном комплименте, который ты когда - либо получал. Напиши о нем.

    Самый потрясающий комплимент я получал за хорошие манеры и деловой костюм на торжестве. Мне его сделали мамины друзья. Это было очень здорово.

а) Напиши, какой комплимент ты хотел бы сделать близкому человеку.

    Я бы хотел сказать своей маме, что она самый замечательный человек в моей жизни, и я очень благодарен, за то время, что она проводит со мной.

6) Вспомни и напиши три пословицы о дружбе, которые нравятся.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Друга не деньги не купишь.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

7) Прочитай текст песни Михаила Танича «Когда мои друзья со мной» и выполни задания.

Как ты думаешь, в чем ценность дружбы?

    Главная ценность дружбы в поддержке, которые могут оказать тебе друзья, часто речь идет не о материальной, а о душевной поддержке, моральной.

а) Напиши небольшой рассказ о своем друге, подруге.

    С моим другом мы познакомились еще в начальной школе - у нас были одинаковые портфели, и поэтому мы сразу заметили другу друга и подружились.

    Он очень хороший и добрый - всегда помогает мне, когда я его прошу, а часто бывает так, что я еще не успел попросить о чем - то, а он уже спешит на помощь.

    Мы много времени проводим вместе после школы - гуляем, играем в игры, просто дурачимся и общаемся. Он играет в футбол довольно профессионально, поэтому наша команда часто выигрывает. Мне нравится в нем прямота и открытость, желание помогать другим, а так же благородство и честность.

8) Проведи сравнительный характер межличностных отношений. Заполни сравнительную таблицу.


Нет на свете такого человека, который бы не нуждался в общении с себе подобным.

И совсем не важно, будут ли это отношения между парой или группой. Являются ли эти отношения дружескими или деловыми. В любых отношениях есть свой алгоритм.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать как свои коммуникативные способности, так и способности других людей, необходимо понимать, как они формируются в психике человека начиная с рождения, а также при каких обстоятельствах они могут измениться и почему.

Для построения хорошей коммуникации важно уметь отслеживать, как мешают или помогают те или иные предрассудки и стереотипы, заложенные культурой, требованиями и потребностями того социума, в котором живет человек.

Межличностные отношения играют значимую роль в жизни каждого человека. Они служат связующим звеном, которое соединяет внутренний мир человека с его социальным окружением. Независимо от того, ведет человек активный образ жизни или является отшельником, межличностные отношения в любом случае возникают, и их невозможно просто игнорировать.

Важную роль в отношениях играет личный и социальный опыт человека. На установление и развитие отношений влияют политические, социальные, а также экономические факторы, но в каждом из этих факторов основополагающим является сам человек либо группа людей, к которой принадлежит человек, принимающих участие в формировании отношений. Четкого разграничения между межгрупповыми и межличностными отношениями нет.

Каждый человек одновременно является членом нескольких групп. Сюда входят социальные группы (формальные - рабочий коллектив, профессиональное сообщество, спортивные сообщества; неформальные - различные группировки, фанаты; субкультурные группировки - эмо, ска, готы и так далее) и семейные группы, которые в свою очередь подразделяются на малые семейные (муж, жена, дети, бабушки и дедушки) и на большие, куда входит большое число родственников.

Поэтому при взаимодействии с другими людьми хотя бы одна из групповых принадлежностей человека будет отличаться. В некоторых случаях это помогает формировать крепкие и поддерживающие межличностные отношения, но в других случаях наличие в жизни человека каких-то групп может сыграть не на пользу при построении необходимых коммуникаций.

Взаимодействовать могут люди разных полов, возрастов, профессий, национальностей, политических и культурных взглядов, вероисповеданий. Но в любом случае на их межличностные отношения будут оказывать большое влияние взаимоотношения, принятые в первичных группах, с которыми идентифицирует себя каждый из участников построения межличностных отношений.

Межличностные отношения должны постоянно развиваться, они не являются статичным образованием, причем меняются как сами отношения, так и участвующие в них индивиды. Отношения, которые со временем не меняются и не переходят на качественно новый уровень, со временем либо угасают сами по себе, либо при распаде несут разрушающий характер.

В межличностных отношениях присутствуют эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент составляет основу межличностных отношений, он может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная основа межличностных отношений начинает формироваться в раннем детстве и проходит поэтапно.

Первичными являются взаимоотношения с матерью. Длятся они, как правило, от нуля до полутора лет. В этот период формируется базовое доверие или недоверие к миру, в зависимости от того, как протекали контакты с матерью.

Далее формируются социальные навыки и автономность, от полутора до трех лет. В этот период важной фигурой является отец, именно он «отделяет» ребенка от матери и вводит в мир социальных контактов. Соответственно то, как это сделал отец, будет основополагающим для развития коммуникативных навыков в социуме (человек либо будет легко устанавливать межличностные контакты, либо будет их бояться).

После трех лет у человека формируется понятие собственного «Я», отдельного от родительской пары, и первичные навыки взаимоотношений с группой как «Я сам», но за этим всегда будут стоять первые два этапа.

Без взаимодействия между людьми в индивидуальном и групповом порядке, эмоциональный компонент межличностных отношений не может сформироваться. Эмоции всегда формируются при наличии контакта.

В межличностных отношениях нужно учитывать, что отношения несут в себе субъективный и объективный аспекты. Под субъективным аспектом следует понимать личные навыки восприятия и способы коммуникации объектов общения, но они напрямую зависят от групповой оценки, от тех стереотипов, которые существуют в данном обществе в данное время. Следовательно, эти два аспекта постоянно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Групповое восприятие оказывает большое влияние на формирование способов коммуникации индивида, опыт каждого индивида в отдельности вносит свои коррективы в групповое восприятие и способы коммуникации, как в самой группе, так и за ее пределами.

Трудности в межгрупповой - межкультурной коммуникациях

1) Первая трудность вызвана вербальными и невербальными способами общения. Для межличностных контактов на вербальном уровне в другой культуре или социальной среде, если у человека есть желание или необходимость взаимодействовать с таковой, необходимо знание языка той культуры, в которую человек пытается влиться.

На невербальном уровне необходимо знать специфику поведения и паралингвистические особенности коммуникации, принятые в той среде, с которой у Вас есть желание или потребность коммуницировать.

Паралингвистические особенности в свою очередь делятся на

  • фонационные (темп, тембр, громкость речи);
  • кинетические (жесты, поза, мимика говорящего)
  • графические (особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв - &, § и другие).

Человек зачастую не может усвоить тонкости другого языка, адекватно воспринимать вербальную и невербальную специфику общения, что вызывает определенные трудности в установлении благоприятных межличностных отношений.

Речь и поведение людей, с которыми Вам приходится налаживать контакты, могут восприниматься как агрессивные так же, как и Ваше поведение может восприниматься другим человеком как агрессивное или недружелюбное. Это может быть связанно с этническими, социальными идругими традициями. При межкультурном общении человек должен учитывать и знать их. Например, социальная дистанция между людьми различается у разных народов, и разными культурами воспринимается неоднозначно.

2) Вторая трудность связана с этноцентризмом - способностью рассматривать весь мир сквозь призму собственной культуры. Для преодоления этноцентричного взгляда на мир человеку необходимо усвоить правила и техники межкультурного общения, это требует огромной психологической работы над собой.

3) Третья трудность - это стереотипы восприятия и поведения, ошибки в интерпретациях увиденного и услышанного при взаимодействии с совершенно новым человеком. Особенно это накладывается в тех случаях, когда контактирующие принадлежат к различным этническим группам. Уровень, занимаемый человеком в социуме, также очень влияет в подобных ситуациях.

4) Четвертая трудность - в неопределенности и двусмысленности основных правил, посредством которых будет осуществляться интеракция. Такая неопределенность присуща как вербальному, так и невербальному способам коммуникации.

5) Пятая трудность - неизбежность конфликта и непонимания, связанные с тем, что поведение людей не соответствует взаимным ожиданиям и, как следствие, интерпретируется как покушение на систему ценностей и мораль, существующую в конкретно взятом социуме.

Групповое членство и этническая принадлежность оказывают воздействие на разные по степени близости отношения. На стадии близкой дружбы человек стремятся к равному общению, он может общаться на общие и личные темы. Такое общение способствует разрушению культурных стереотипов, люди свободно обмениваются мыслями, эмоциями и чувствами. При таком общении стереотипы разрушаются и меньше будут оказывать влияние на отношения, сначала в индивидуальном порядке, а в дальнейшем интегрируются в ту группу, к которой принадлежат участники контакта.

Основные «правила» построения межличностных отношений

Тут важно понимать, что правил как таковых нет, но есть некий алгоритм, который поможет Вам выстраивать наиболее благоприятные межличностные отношения.

Важно

Формировать область позитивных эмоций:

  • попытайтесь не принимать другую точку зрения сразу в штыки;
  • будьте в чем-то солидарны с партнером, согласитесь в каких-то моментах, которые на сегодня Вам менее важны;
  • если почувствуете напряжение, не нагнетайте обстановку, дайте возможность партнеру остыть.

Область решения проблем:

  • делайте предложения, не бойтесь говорить о своих идеях и видении построения межличностных отношений;
  • указание на то, что именно и почему Вам не подходит сегодня и сейчас помогут найти решение возникших затруднений;
  • Ваше мнение должно быть высказано, хотя бы для того, чтобы о нем знали;
  • попытайтесь в процессе построения коммуникаций процентов на 60 ориентироваться на партнера/партнеров.

Область постановки проблем:

  • не стесняйтесь просить информацию, которая Вам необходима;
  • говорите о том, что Вам хотелось бы услышать мнение собеседника;
  • для того, чтобы установить область проблем, необходимы указания, иначе все будет трактоваться каждым из участников по-своему.

Область негативных эмоций:

  • без нее построение межличностных отношений невозможно, но ее не стоит бояться. Просто нужно помнить, что в любых коммуникациях у людей всегда возникают несогласие и желание отстоять именно свою позицию. Случаются моменты напряженности и агрессии, и тут важно научиться не бояться ее, а прояснять, почему она возникает, и что за эти стоит.

Удачи Вам! Общайтесь и расширяйте свои контакты!