Совет взаимной экономической помощи. Совет экономической взаимопомощи. Проблемы и причины распада СЭВ

Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи)- документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государствпри ведущей ролиСоветского Союза- Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединениеФРГкНАТО.

Договор подписан Албанией,Болгарией,Венгрией,ГДР,Польшей,Румынией,СССРиЧехословакией14 мая1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня1955 года.26 апреля1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами - участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытанийпри условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытанийядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) - принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах ЦентральнойиВосточной Европы25 февраля1991 годагосударства-участники ОВДупразднили её военные структуры, а1 июля1991 в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ)- межправительственная экономическая организация, действовавшая с1949по1991, созданная по решению экономического совещания представителейБолгарии,Венгрии,Польши,Румынии,СССРиЧехословакии.Штаб-квартира СЭВнаходилась вМоскве.

Был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообществоили «общий рынок», предшественникЕвропейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничествосоциалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН . Цель создания СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Первоначально в состав СЭВ вошли страны- участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав СЭВ Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

В начале своей деятельности СЭВ концентрировал свои усилия главным образом на развитии торговли между социалистическими странами. В дальнейшем в работе СЭВ главным направлением все больше становится координация народнохозяйственных плановстран - участниц Совета.

Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая(бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР.

5 января1991 на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня1991 в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества,Международный инвестиционный банк,Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что если в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986по1990 годыроли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Из Эстонии за рубеж на заработки уезжает гораздо меньший процент жителей, нежели из Латвии или Литвы. Об этом свидетельствует официальная статистика. Значит ли это, что Эстония за годы нахождения в ЕС продвинулась гораздо дальше своих прибалтийских соседей на пути социально-экономического развития? Или же дело в хитростях лукавой статистики?

Количество населения в Эстонии ежегодно неуклонно сокращается уже на протяжении 25 лет, и основными причинами этого являются превышение смертности над рождаемостью, а также негативное миграционное сальдо. По официальным данным Департамента статистики Эстонии, на начало 2015 года численность населения страны составила 1312,2 тыс. жителей. Это почти на 4 тыс. человек меньше, чем было год назад.

После вступления Эстонии в Европейский Союз, из страны за 10 лет, с 2004-2013 годы, выехало примерно 51 тыс. человек, что составляет около 4% населения страны, большинство из них были эстонские граждане (89%).

Абсолютное большинство эмигрантов (81%) – жители трудоспособного возраста от 15 до 64 лет, а наибольшее количество уехавших было среди людей, находящихся в самом расцвете сил - от 25 до 44 лет. Их удельный вес среди всех эмигрантов составил 47%. Также чаще других отправлялись за рубеж люди старше 45 лет (20%) и молодёжь от 15 до 24 лет (17%).

Очевидно, что отъезд жителей наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста не может не сказаться на возрастном составе населения Эстонии. По официальным данным за 2014 год, в стране проживало 45% жителей в возрасте 45 лет и старше, тогда как доля жителей наиболее трудоспособного возраста от 25 до 44 лет составляла лишь 28% населения. В то же время доля молодых людей 15-24 лет, только вступающих в трудовую жизнь, в составе населения Эстонии оказалась наименьшей – 11%, а детей младше 15 лет – 16%.

По этим данным хорошо видно - людей трудоспособного и репродуктивного возраста в Эстонской Республике становится всё меньше и меньше.

Эмиграция населения, конечно, характерна для всех трёх прибалтийских стран после их вступления в Евросоюз, и тенденции здесь схожи. Преимущественно молодые люди уезжают в другие, более благополучные страны ЕС за «длинным евро». Однако, на первый взгляд, эстонская ситуация выглядит гораздо лучше. Так, только по официальным данным из Латвии за десять лет нахождения в Евросоюзе эмигрировало около 300 тыс. человек (ок. 13%), из Литвы – почти 500 тыс. (ок. 15%). Казалось бы, это свидетельствует о меньшем масштабе социально-экономических проблем в Эстонии, однако, по мнению экономиста, профессора Латвийского университета Михаила Хазана, в расчётах Департамента статистики Эстонии относительно количества эмигрантов наблюдается серьёзная неточность. С точки зрения статистики, эмигрантом человек считается лишь тогда, когда он выписался из регистра народонаселения, уведомив эту инстанцию о своём отъезде более, чем на год. Если же уезжающий из Эстонии этого не сделал, то, несмотря ни на что, он будет числиться постоянным жителем своей страны.

При этом, в отличие от Латвии и Литвы, из которых большинство населения уезжает в Великобританию, Ирландию или Германию, жители Эстонии предпочитают отправляться в более близкую им Финляндию. По данным статистики, 70% всех уехавших из Эстонии отправилось именно туда. Столицы данных государств – Таллин и Хельсинки – разделяет лишь 88 километров воды Финского залива. Это расстояние на курсирующем более десяти раз в день пароме Tallink можно преодолеть всего за два часа, чем и пользуются многочисленные эстонские эмигранты. Особенно часто это проявляется при посещении врачей: в Финляндии к ним не так просто попасть, а потому жители Эстонии предпочитают отпроситься на день с работы и приехать на приём к врачу в свой родной город. Тем более, что у многих работающих в Финляндии эстонцев не имеется медицинской страховки.

То, что эстонских эмигрантов по факту больше, чем подсчитало статистическое ведомство, подтверждает простое сопоставление цифр. Если посмотреть данные финского статистического управления, то оказывается, что в Финляндии постоянно проживает 45 тыс. эстонских граждан – то есть практически все эстонские эмигранты за 10 лет в ЕС. Возможно ли такое? Вряд ли, учитывая, что Финляндия – пусть и самая популярная, но далеко не единственная страна эмиграции для Эстонии. Кроме Финляндии жители Эстонии отправляются в Великобританию (6%) и Россию (5%). Чаще всего в Россию отправляются жители граничащего с ней региона Ида-Вирумаа (16%), находящегося на северо-востоке Эстонии.

Соответственно, реальное число выехавших из Эстонской республики серьезно превышает местные официальные данные.

Интересно при этом, что чаще всего жители Эстонии уезжают из центральных сельских регионов страны, населённых преимущественно эстонцами. В уездах Вильяндимаа, Йыгевамаа и Ярвамаа, по данным статистики, наблюдается наибольший в процентном отношении отток жителей. То есть, как ни парадоксально, при открытии границ Эстонию стало массово покидать именно население, являющиеся оплотом доминирующих в эстонской политике правоконсервативных партий, лидеры которых так активно борются за сохранение эстонской нации. Борьба эта, очевидно, остается лишь на уровне звонких речей – по некоторым оценкам демографов, если не переломить существующий тренд эмиграции, то лет через сто Эстония исчезнет.

  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • Вторая половина ХХ в. была отмечена противостоянием двух систем − капитализма и социализма, биполярным миром с двумя супердержавами − США и СССР. Формула «два мира − две системы» нашла свое отражение и в двух типах интеграции − «капиталистической» (ЕЭС и др.) и «социалистической» (СЭВ).

    СЭВ − международная организация бывших социалистических государств (1949−1990 гг.) явилась историческим примером группировки не рыночного, а командно-административного типа . Сыграв немаловажную роль в развитии народнохозяйственных комплексов входивших в СЭВ стран, в их индустриализации , тем не менее в конечном счете это объединение не привело их к глубокой эк. интеграции, не ускорило реализацию достижений НТР и не обеспечило переход на мировые критерии эффективности и межд. конкурентоспособности нац. экономик. Стремительный распад СЭВ, крах «социалистической» интеграции означали и кризис теории и «мирового социалистического хозяйства».

    Перед экономической наукой соответственно встала проблема вскрыть объективные причины такого распада и кризиса, осуществив анализ практики сотрудничества в СЭВ.

    Для коренных реформ, начавшихся в конце 80-х гг. прошлого века в большинстве стран-участниц СЭВ (прежде всего стран Центр. и Вост. Европы, РФ) оказалась характерной революционность преобразований сформировавшейся у них общественно-политической и эк. системы. Одновременно отчетливо обнаружились дезинтеграционные тенденции во взаимном сотрудничестве гос-в, ранее представлявших «содружество»; вместе с тем активно выявилась тенденция к развитию интеграционного взаимодействия между Восточной и Западной Европой (8 бывших стран - членов СЭВ с 1 мая 2004 г. стали членами Евросоюза).

    Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла », присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным.

    Решение о создании СЭВ было принято на состоявшемся 5−8 января 1949 г. в Москве совещании представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии; СССР и Чехословакии, признавших необходимым осуществлять более широкое эк. сотрудничество между странами «народной демократии» и СССР. С апреля 1949 г. началась практическая деятельность СЭВ. В 1950 г. в члены СЭВ вступила ГДР, в 1962 г. – МНР (Монголия), в 1977 г. − Куба, в 1978 г. Социалистическая Республика Вьетнам. СЭВ объединял 10 суверенных социалист.стран . СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства .

    С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ - на основе спец. соглашения − по вопросам, представлявшим взаимный интерес, участвовала СФРЮ (Социалист. Федеративная Респ. Югославия). В работе отд. органов СЭВ в качестве наблюдателей принимали участие представители Лаосской Народной Демокр.Республики, Народной Респ.Ангола, КНДР, Эфиопии.

      Цель создания СЭВ.

    Согласно учредительным документам СЭВ был призван содействовать:

    − путем объединения и координации усилий стран-членов углублению сотрудничества на основе братской взаимопомощи и социалистического интернационализма , способствовать планомерному развитию народного хозяйства;

    ускорению эк. и научно-технического прогресса в странах-участницах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышл-ю, непрерывному росту пр-ти труда ;

    − постепенному сближению и выравниванию уровней эк. развития стран ;

    − неуклонному подъему благосостояния населения стран − членов СЭВ.

    Новая международная организация была создана прежде всего по политическим мотивам. И если западные ученые-функционалисты утверждали, что эк. интеграция создает политическую динамику, толкающую интеграцию вперед, то в случае с социалистической эк.интеграцией, наоборот, именно политика и идеология стали у истоков эк.объединения ранее мало экономически связанных между собой стран . Для стран Восточной Европы, вошедших в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности. До 90 % их товарооборота приходилось на страны, находившиеся за пределами формирующегося нового «экономического пространства ». Весьма скромные масштабы до Второй мировой войны имела торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю приходилось в среднем чуть более 1 % их суммарного внешнеторгового оборота). Тем самым можно признать, что практически отсутствовала одна из важнейших предпосылок развития эк. интеграции − традиционные длит.глубокие хоз. связи стран-партнеров, разделение труда между ними . С другой предпосылкой интеграции дело обстояло так же: хоз. механизмы были малосопоставимыми . Третья предпосылка тоже отсутствовала: СЭВ объединил страны с различными истор. традициями и менталитетом. Однако обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора и буквально «толкала их в объятия друг друга».

    Фундамент сотрудничества в СЭВ закладывался в годы, когда члены этой организации копировали не только политические, но и эк. структуры, сформировавшиеся в СССР, когда ими создавались закрытые от широкого влияния мировой экономики народно-хоз. комплексы. Были скопированы жесткая централизация, планово-директивное управление внешнеэк. связями на основе введения гос. монополии внешней торговли.

    Отсутствовало и свободное движение капитала, рабочей силы, услуг, а в более общей форме естественным процессам торговли препятствовало отсутствие подлинного рынка , не совместимого с централизованной экономикой.

    Фактически вся концепция разделения послевоенного мира два типа МЭО - социалистических и капиталистических, уже с самого начала ориентировалась на создание режима коллективной автаркии стран СЭВ (система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой).

    В итоге, однако, внешняя торговля в «системе международного социалистического разделения труда» по существу свелась к натуральному обмену , развивавшемуся в режиме балансирования встречных поставок товаров на двусторонней основе. Пропорции этого обмена определялись согласованием планов , нередко игнорирующих критерии издержек производства. Таким образом, подлинное состояние дел нередко замалчивалось, эк. процессы подменялись политическими решениями.

      Основные этапы деятельности и причины краха СЭВ.

    Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

    Первый этап (1949-58) - это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества, Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-техническом сотрудничестве, которые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технической документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производственного сотрудничества, взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

    Второй этап (1959-62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы международной специализации и кооперирования производства; проведена координация планов на 1961-65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран - членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага).

    Третий этап (1962-69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов - основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран - членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

    Начало новому этапу сотрудничества стран - членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апрель 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств - членов СЭВ, эта программа, рассчитанная на 15-20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны - члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса.

    Одновременно в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стали нарастать экономические и политические трудности в странах СЭВ и эти государства начали делать попытки реформировать свою экономику на принципах свободного рынка.

    Реформы политической системы СССР при одновременном ухудшении перспектив экономического роста, тяжелый экономический кризис, который переживали Польша, Венгрия, Болгария, политический кризис в Румынии предопределили тот факт, что в 1989 г. Совет экономической взаимопомощи как координирующий и регулирующий механизм мировой социалистической системы прекратил свое существование. Попыток модернизации СЭВ не было. Прекращение деятельности СЭВ означало одновременно и прекращение существования самой мировой социалистической системы.

      Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции.

    Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами :

    разделение труда , которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в знач. степени соответствовало природно-климатическим и истор. условиям развития;

    длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнац. и межконфессиональных отношений (между двумя осн. религиями: православием и исламом) в целом была невысокой . Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

    технологическая взаимозависимость, единые технические нормы ;

    * единство сетей коммуникации;

    * общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, проблемы взаимодействия с рядом межд. эк. организаций.

    Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции , определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет , укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения эк.целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в опр. областях. Запад , с неодобрением встречавший любые инт. процессы на постсоветском пространстве, сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и полит. зависимость стран - членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

    Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций , столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

    Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости . Но в значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты , о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.

    Готовность бывших советских республик к интеграции была различной , что определялось не столько эк., сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана.

    Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран-членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворит. выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач . В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить эк. и полит. блокаду Абхазии.

    Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 года. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в эк, полит. и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотруд-во между людьми, гос.институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоед. др.стран.

    И . В работе органов СЭВ участвуют на основе соглашения между СЭВ и производством СФРЮ. В качестве наблюдателей на заседаниях некоторых органов СЭВ присутствуют представители Афганистана , КНДР , Лаоса , НДРЙ, Анголы , Эфиопии . На основе специальных соглашений с СЭВ сотрудничают Финляндия , Мексика , Мозамбик , Ирак , Никарагуа , а также некоторые международные организации (1985).

    Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда , постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

    Основные органы СЭВ: Сессия Совета (высший орган), Исполнительный комитет (главный исполнительный орган); комитеты по сотрудничеству в области плановой деятельности, материально-технического снабжения, научно-технического сотрудничества, машиностроения; постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в отдельных отраслях народного хозяйства; совещания руководителей или представителей компетентных органов (ведомств) стран-членов СЭВ; Секретариат СЭВ (экономический и административно-исполнительный орган). В структуру Совета входят Институт СЭВ по стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы.

    Большое внимание в работе СЭВ уделяется всемерному развитию сырьевых отраслей и энергетики в странах — членах Совета. Проблемы горной промышленности , нефти и , а также наиболее полного обеспечения потребностей экономики этих стран минерально-сырьевыми ресурсами рассматриваются в Комитетах СЭВ и в Постоянных комиссиях СЭВ по сотрудничеству в области , химической, и газовой промышленности , и цветной металлургии , геологии . Объединяя усилия, страны-члены СЭВ большую часть своих потребностей в важнейших видах сырья, топлива и энергии удовлетворяют за счёт взаимных поставок.

    На 25-м заседании сессии СЭВ (1971) принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. В последующем Комплексная программа получила дальнейшее развитие и конкретизацию в форме долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), в т.ч. ДЦПС по обеспечению экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья.

    Среди важнейших мероприятий ДЦПС, принятой в 1978 и рассчитанной до 1990, а по некоторым направлениям и до 2000, — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот национальных топливно-энергетических ресурсов и прежде всего твёрдых видов топлива для производства электроэнергии; расширение поисковых и разведочных работ по выявлению и оценке запасов топлива и сырья, в т.ч. изучение перспектив нефтегазоносности, угленосности и рудоносности территорий стран-членов СЭВ, особенно территорий менее изученных в геологическом отношении стран: CPB, Кубы, MHP, исследований морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов , проведения оценок прогнозных запасов важнейших видов рудных и нерудных полезных ископаемых; разработка и внедрение новых прогрессивных видов оборудования и технических средств для добычи твёрдых полезных ископаемых , нефти и газа, для геологоразведочных работ , для изучения и освоения минеральных ресурсов акваторий; сооружение совместными усилиями предприятий по добыче и переработке руд чёрных и цветных металлов, угля; увеличение полноты переработки нефти, получение искусственного газа и бензина из угля, экономное расходование минерального сырья и топлива.

    Среди важнейших результатов плодотворного сотрудничества — уникальные по своей мощности и протяжённости "Дружба" и газопровод "Союз", горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" в MHP, никелевые заводы на Кубе, объединенные электроэнергетические системы европейских стран-членов СЭВ.

    В разработке и реализации совместных программ активно участвуют координационные центры (КОЦ) "Интергеотехника", "Интергеонефтегаз", "Интерпромгеофизика", "Интернефтегаз-геофизика", Совет уполномоченных Международных геологических экспедиций в MHP, Совет совместной организации "Петробалтик" и национальные организации стран-членов СЭВ.

    С целью улучшения работ в области научной и технической информации в топливно-энергетических и сырьевых отраслях стран-членов СЭВ созданы Международные отраслевые системы научно-технической информации (МОСНТИ) — "Геоинформ", "Информнефтегаз", "Информуголь", "Цвет- метинформ", "Черметинформ" и др.

    Экономическое совещание стран-членов СЭВ на высшем уровне в 1984, отметив актуальность Комплексной программы и ДЦПС, определило новый комплекс задач, направленных на переход к качественно более высокому уровню развития многостороннего сотрудничества, нацелило интеграционные процессы на повышение темпов экономического развития и перевод народного хозяйства на путь интенсификации. В соответствии с решениями экономического совещания 1985 разработана и принята на 41-м (внеочередном) заседании сессии СЭВ Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000, охватывающая 5 приоритетных направлений: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технология их производства и обработки, биотехнология. Эти направления, лежащие в основе современных революционных сдвигов в науке, технике и производстве, являются базой для выработки и осуществления согласованной, а в ряде областей и единой научно-технической политики братских государств.

    5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) . Участниками нового содружества стали страны социалистической Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

    Основной причиной создания этого экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия Второй Мировой войны. Страны Восточной и Западной Европы в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ.

    Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

    Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная коррекция политики СЭВ позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника (СССР) было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу.

    Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через МБЭС (Международный Банк Экономического Сотрудничества), созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

    В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению. Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.

    На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.

    В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и государственного строя в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе).

    Формально СЭВ был распущен в 1991 году по инициативе его членов. В то же время, нельзя не отметить, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.