В чем причины борьбы за передел мира. Завершение территориального раздела мира и борьба за его передел. Особенности экономического развития Германии

1 августа (19 июля) 1914 года мир был ввергнут империалистами в пучину войны. То, что так долго подготавливалось империалистическими правительствами в тайне от народных масс, свершилось. Началась первая мировая империалистическая война. В войну были втянуты 33 государства, свыше 70 млн. человек было поставлено под ружье. Война велась на суше, на море и с воздуха. На войне было применено много нового, невиданного до сих пор оружия. Война велась одновременно на нескольких континентах - в Европе, Азии и Африке. Такой размах войны определялся, прежде всего, ее империалистическим характером. В капиталистическом производстве наблюдалась резкая скачкообразность, что вело к катастрофическим последствиям. Неравномерность капиталистического развития явилось его безусловным законом. Эта неравномерность обострялась между отдельными странами и неизбежно порождала частую перегруппировку сил между империалистическими государствами. В погоне за монопольно высокой прибылью, они прибегают к войнам. В силу того, что уже в конце XIX- начале XX века вся территория земного шара оказалась поделенной между капиталистическими государствами, молодые империалистические государства могли удовлетворить свои стремления только путем передела мира. Этот передел мира при капиталистической частной собственности по “справедливости” невозможен. Встал вопрос о его насильственном переделе. А сила изменяется с ходом экономического развития. После 1871 года Германия усилилась раза в 3-4 быстрее, чем Англия и Франция, Япония раз в 10 быстрее, чем Россия.

Борьба за новый передел мира - за перераспределение чужих земель, колоний, за захват рынков сбыта товаров, сырья и рынков приложения капиталов - явилось основной причиной империалистической войны, вспыхнувшей в 1914 году. Эта война давно готовилась, ее организаторами и виновниками были империалисты всех стран. Война для империалистов явилась и средством удушения революционного движения.

Большое значение в возникновении войны имели русско-германские противоречия. Если официальные германские круги внешне, начиная с XX века, редко прибегали к угрозам в отношении России и даже неоднократно предлагали ей союз, то фактически германская военщина, финансисты и промышленники разработали широкую программу расчленения России и полного низведения ее до ранга второразрядной державы. В этом отношении Германия имела прочного союзника в лице Австро-Венгрии.

Однако германский империализм не желал довольствоваться только мирным экономическим проникновением в Россию. Наличие в России большого числа немецких банков, немецких фабрик, магазинов, широкий сбыт немецких товаров на русском рынке не удовлетворяли германских империалистов. Они мечтали вытеснить из России преуспевающих французских и английских капиталистов. В этом отношении германский империализм имел в России крепкую базу.

Действия германских капиталистов и помещиков наносили большой экономический ущерб России. Германские помещики добились по существу запрета на ввоз в Германию русского хлеба и скота, а германские промышленники по торговому договору с Россией в 1904 году получили выгодные для себя условия, что дало им возможность широко сбывать товары на русском рынке.

Но если в отношении старых русских владений германские капиталисты пока ограничились лишь газетными и журнальными высказываниями, то с интересами России в Турции и на Балканах они перестали считаться, открыто поставив цель вытеснить Россию из этих районов. Турция все более попадала в зависимость от Германии. За германские займы и обещания поддержки турецкой политики в Европе Германия в начале XX века добилась от Турции согласия на строительство железной дороги Берлин-Багдад.

Начав строительство железной дороги через турецкую территорию, германский империализм прочно захватил в свои руки многие важные рычаги турецкой экономической жизни и нанес сильный удар своим конкурентам - как Англии, так и России. В условиях широкой экономической экспансии Германии удалось через Турцию проникнуть в Персию, и прежде всего в русскую “сферу влияния”. Эти успехи германских империалистов не могли не вызвать резкого обострения русско-германских отношений. Ущемление Германией русских интересов в Турции и Персии, издавна считавшихся сферой колониальной политики русского самодержавия, усиливало напряженность между германскими и русскими капиталистами.

Пользуясь в Турции своими экономическими успехами, Германия начала прибирать к своим рукам и турецкую армию. В 1913 году в Петербург пришло сенсационное известие: германский генерал Лиман фон Сандерс назначался командиром корпуса турецкой армии, расположенного в районе Константинополя, а еще несколько десятков германских офицеров получили в турецкой армии важнейшие командные посты.

Россия обратилась за помощью к Англии и Франции, однако Англия сочла неудобным ставить вопрос об удалении германского генерала из Константинополя, так как там находился ее собственный адмирал, командовавший турецким флотом, и она не желала поступаться своими позициями ради России. Франция же, по словам одного из своих дипломатов, решила воспользоваться случаем, чтобы окончательно “сломать мост” между Петербургом и Берлином.

Австро-Венгрия, находясь в военном союзе с Германией, имела в отношении России такую же агрессивную программу, как и ее могущественный партнер. Австрийским помещикам и капиталистам хотелось отторгнуть от России часть Польши, но главной своей целью они считали полное оттеснение России с Балкан, и в первую очередь подчинение себе Сербии. Среди австрийских господствующих классов пользовалась особым успехом идея создания триединой австро-венгро-славянской монархии. К осуществлению этой идеи Австрия уже приступила в 1908-1909 гг. Она полностью оккупировала и превратила в австрийское владение территорию Боснии и Герцеговины. Теперь она готовилась захватить Сербию.

Эта политика Австро-Венгрии встречала решительный отпор со стороны царской России. Во всех странах капитализма развернулось мощное рабочее движение.

8 февраля 1914 года состоялось совещание ряда министров. Совещание поставило перед русским правительством задачу ускорить строительство Черноморского флота, снарядить десантный корпус и обеспечить его переброску путем усиления транспортного флота и сооружения стратегических железных дорог. Вместе с тем ставилась задача активнее содействовать сближению Сербии и Румынии с Болгарией против Австро-Венгрии.

В соответствии с этим курсом была возобновлена субсидия Черногории (при условии ее тесного союза с Сербией), и начались переговоры с сербским и греческим премьерами о восстановлении Балканского союза. Состоялось также свидание Николая II с румынским королем, во время которого продолжались переговоры о привлечение Румынии на сторону России.

Наконец, Министерство иностранных дел решило безотлагательно приступить к переговорам о заключение соглашения между Россией и Англией.

Союзные отношения России с Францией накануне войны стали еще более тесными. В 1911-1913 гг. состоялись очередные совещания начальников генеральных штабов России и Франции, на которых были приняты решения об увеличении численности выставляемых против Германии сил и ускорения сроков их сосредоточения. Таким образом, здесь все было до предела ясно.

Итак, произошел раскол Европы на два лагеря. Созданная Антанта в составе Англии, Франции и России, противостоявшей Тройственному союзу в лице Германии, Австро-Венгрии и Италии. Царская Россия играла в Антанте подчиненную роль, была резервом западноевропейского империализма.

Развернулась бешенная гонка вооружений. Лидировала в этой гонке Германия, но и другие державы по мере сил своих стремились не отставать от нее. Прикрывалось все это, разумеется, лозунгами “сохранение мира”, однако чем больше миллиардов выбрасывалось на вооружение, чем больше солдат ставилось под ружье, тем неотвратимее делалось приближение того момента, когда согласно древнему изречению, пушки, сами начинают стрелять.

В России гонка вооружений особенно усилилась после Боснийского кризиса. В 1908 году была принята “Большая программа по усилению армии”, согласно которой численность войск и артиллерии значительно увеличивалась.

Одновременно были разработаны программы по восстановлению Балтийского флота и по усилению Черноморского флота до полного превосходства над турками. Все программы были рассчитаны на три-четыре года, и выполнение их ожидалось примерно к 1917 году.

1913 года и самое позднее - к весне 1914 года, после чего настанет критический момент, когда Германия находится в наиболее выгодных условиях для начала победоносной войны.

В Австро-Венгрии гонка вооружений также развертывалась быстрыми темпами. Дипломатические успехи, военные успехи - только в этом правящие круги Вены видели спасение развалившейся империи.

Сознание своего военного превосходства в данный момент, сознание, что это превосходство вскоре может сойти на нет, привело правящие круги Берлина и Вены к решению о необходимости начать войну против России и Франции при первом удобном случае.

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.

ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг.

Мир в начале ХХ в.

Мир в начале ХХ в.

Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира опреде­лялся в первую очередь уровнем экономического развития. В боль­шинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап про­мышленной революции. Новая техника не только широко исполь­зовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале ХХ в .

По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии. Республиками были все госу­дарства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейца­рия. Однако в большинстве государств власть монарха была огра­ничена народными представительствами (Великобритания, Авст­ро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах мо­нарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лише­ны женщины). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.

Борьба за передел мира.

В результате совершенствования транспорта стало значительно проще перевозить на большие расстояния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало развитые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония счита­ли себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми война­ми за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской вой­ны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оран­жевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Проблемы модернизации .

Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации - экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единствен­ный довольно успешный опыт модернизации имел место в Япо­нии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быст­рого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.

Наряду с экономическим разделом мира союзами капиталистов различных стран и в тесной связи с ним происходит территориальный раздел мира империалистическими государствами. Конец 19 и начало 20 века характеризуются завершением территориального раздела мира между несколькими крупнейшими державами.

В период с 1876 по 1914 г., т. е. в период возникновения, развития и утверждения капиталистических монополий, колониальные владения шести великих держав (Англия, Россия, Франция, Германия, Соединенные Штаты, Япония) увеличились на 25 млн. кв. км, что было в 1,5 раза больше площади самих метрополий. Три державы из шести названных, а именно: Германия, США и Япония - не имели в 1876 г. никаких колоний, а четвертая, Франция, почти не имела их.

К 1914 г. эти четыре державы приобрели колонии, площадь которых составляла 14 млн. кв. км, т. е. приблизительно раза в полтора больше территории Европы.

Из 133,9 млн. кв. км всей площади земли в 1914 г. на долю шести великих держав и их колоний приходилось 81,5 млн. кв. км, в том числе площадь колоний составила 65 млн. кв. км, т. е. почти половину всей территории земли. Из остальных 52,4 млн. кв. км на долю полуколоний (Китая, Персии и Турции) приходилось 14,5 млн. кв. км, на долю колоний малых государств (Бельгии, Голландии и др.) - 9,9 млн. кв. км. Таким образом, к 1914 г., когда господство монополий в главных капиталистических странах вполне утвердилось, на долю колоний и полуколоний приходилось 89,4 млн. кв. км, или две трети всей площади земли.

Территориальный раздел мира между великими державами оказался законченным. Получить новые колонии или сферы влияния теперь можно было, лишь отняв их у другой колониальной державы. Значение колоний для империалистических государств резко возросло. «Владение колонией одно, - писал В. И. Ленин, - дает полную гарантию успеха монополии против всех случайностей борьбы с соперником...» 12 Это объясняется следующими обстоятельствами.

Монополистическое господство всего прочнее, когда захватываются в одни руки все источники сырых материалов. Для финансового капитала имеют значение не только открытые уже источники сырья, но и возможные источники. Земли, непригодные сегодня, могут завтра оказаться пригодными. Отсюда неизбежное стремление финансового капитала к расширению контролируемой им хозяйственной территории и к территориальным захватам вообще. К завоеванию колоний толкают также интересы вывоза капитала. На колониальном рынке легче устранить конкурента. Стремление к колониальным захватам усиливается тем, что на путях колониальной экспансии финансовый капитал ищет выхода из обостряющихся классовых противоречий. Наконец, колонии интересуют империалистические государства и как военно-стратегические плацдармы.

В результате наступает эпоха борьбы за передел уже поделенного мира. Монополии, господствуя внутри страны, стремятся подчинить себе, сделать объектом самой зверской эксплуатации все остальные страны.

Для империализма типичны не только две основные группы стран - владеющие колониями и колонии, - но и зависимые страны, политически формально самостоятельные, а на деле опутанные сетями финансовой и дипломатической зависимости.

Не обладая формально-юридически ни одной сколько-нибудь значительной колонией, США в настоящее время -

фактически самая большая колониальная держава. Вкладывая капиталы, предоставляя кабальные займы, заключая неравноправные договоры, монополии США подчинили своему контролю экономику и природные богатства многих стран американского континента. Венесуэльская нефть, чилийская медь, боливийское олово, бразильское железо и кофе являются собственностью монополий США. Страны Латинской Америки используются США как источник стратегических материалов, плацдарм для военных баз. Американские монополии владеют примерно двумя третями нефти на Ближнем и Среднем Востоке, где сосредоточено около двух третей разведанных запасов нефти всего капиталистического мира. Американские и отчасти английские монополии загребают в этом районе мира огромные прибыли, оставляя на долю арабов «ухо от верблюда», как говорится в арабской пословице. США опутали сетями финансовой, военной и политической зависимости большинство стран капиталистического мира, угрожая национальной независимости не только отсталых, но и развитых капиталистических стран.

Неравномерность, скачкообразность развития главных империалистических стран приводит к тому, что колониальные владения той или иной державы перестают соответствовать ее экономической и военной мощи. Результатом является усиление борьбы за передел колониальных владений. К 1914 г. колониальные владения Англии составили 33,5 млн. кв. км, они были в 11,5 раза больше колониальных владений Германии и в 112 раз больше колониальных владений США. Между тем по экономической мощи не только США, но и Германия к тому времени уже успели обогнать Англию. Доля США в мировой промышленной продукции составила в 1913 г. примерно 36%, доля Германии - 16, а доля Англии - 14%. По темпам роста производства в начале 20 столетия значительно превзошла Англию и Япония. Площадь же японских колоний не составляла и сотой доли колониальных владений Англии. Это несоответствие между экономической мощью и темпами развития отдельных стран, с одной стороны, и распределением колоний и «сфер влияния» - с другой, явилось одной из главных причин первой мировой войны.

Ленин указывал, что к началу 20 века «капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли» 13 . С окончанием раздела мира сложилась колониальная система империализма, являющаяся частью мировой системы капитализма.

Колониальная система составила один из важнейших устоев империализма. Монопольно высокие прибыли, сырье,

дешевая рабочая сила, пушечное мясо - все это поставляли колонии.

Закономерный результат угнетения и финансового удушения мировым империализмом колоний и зависимых стран - их экономическая отсталость. Гнет монополий исключает возможность всестороннего экономического развития колоний и отсталых стран.

Наступление эпохи империализма сопровождалось изменением соотношения сил великих держав на мировой арене, которое нашло свое выражение в борьбе за передел уже поделенного мира. Одним из инициаторов этой борьбы в последние годы XIX - начале XX в.

Выступил германский империализм. Поэтому одно из ведущих мест в мировой политике занимает с этого времени англо-германский антагонизм. Он охватил широкий круг проблем. Англо-германские интересы сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке, в Африке и в Азии. Так, например, Германия, которая оставалась до конца XIX в. по существу сухопутной державой, на рубеже XIX-XX вв. принимает решение о строительстве большого военно-морского флота. Начиная с 1898 г. германский рейхстаг принял целый ряд законов, которые наметили программу ускоренного строительства мощных военных судов. По закону 1900 г. германский флот должен состоять из 32 линейных кораблей, 11 тяжелых и 34 легких крейсеров и около 100 миноносцев, не считая значительного количества других типов морских военных судов. Опираясь на растущий военно-морской флот и увеличивавшуюся экономическую мощь государства, германские монополии приступили к активной борьбе за передел мира. Одной из форм империалистической экспансионистской политики явилось так называемое «мирное проникновение». Первым шагом в этом направлении было осуществление проекта строительства Багдадской железной дороги от Константинополя через Багдад к Персидскому заливу. Характерно, что во глав"е Анатолийского железнодорожного общества стал Георг фон Сименс, директор Немецкого банка. В октябре 1898 г. состоялась поездка кайзера Вильгельма II на Восток. Вильгельма II сопровождали Сименс и другие представители германской финансовой олигархии. Эта поездка явилась демонстрацией дальнейшего роста экономической экспансии германских монополий и банков. В результате сооружение железнодорожной линии Константинополь - Багдад велось форсированными методами. Вторым важнейшим направлением агрессивной внешней политики германского империализма было участие Германии в разделе Китая. Совместно с другими империалистическими державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Германия выступила инициатором посылки в Китай экспедиционного корпуса европейских держав и США для подавления народного восстания. На проводах германского экспедиционного корпуса в Китай, который отправлялся 27 июля 1900 г. из Бремерхафена. Вильгельм II призывал солдат пленных не брать, безжалостно уничтожать китайцев и вести себя подобно тому, как тысячу лет назад вели гунны. Это выступление кайзера, как и ряд других, получило название «гуннских речей», в которых в неприкрытой форме была сформулирована экспансионистская империалистическая идеология и политика Германской империи. Германский империализм не удовлетворялся, однако, «мирным проникновением». Он ясно осознавал, что одних «мирных средств» окажется недостаточно, тем более что он считал себя обделенным. Германия приступила к колониальным захватам лишь с середины 80-х гг. За истекшие четверть века она захватила колониальные владения общей площадью почти в 3 млн. кв. км с населением свыше 12 млн. человек. Эти захваты не удовлетворили алчных аппетитов германских монополий и финансового капитала. Поэтому правительство Вильгельма II предприняло в начале 900-х гг. целый ряд международных акций, целью которых была попытка провокационным путем подчинить себе уже захваченные ранее другими государствами территории. Это касалось прежде всего двух конфликтов, в 1905 ив 1911 гг. в связи с кризисом вокруг Марокко, которые привели к общеевропейскому кризису и едва не стали поводом к возникновению европейской войны. На протяжении первого десятилетия XX в. окончательно оформляются две гигантские военно-политические группировки - Антанта и Тройственный союз. Во главе последнего стала империалистическая Германия, которая взяла курс на подготовку мировой войны.

В 90-х годах правительство США начало активизировать свою политику на Тихом океане и на Караибском море. В 1893 г. были заняты Гавайские острова. В апреле 1898 г. США начали войну против Испании ради приобретения испанских колоний. В 1895 г. на Кубе вспыхнуло восстание против испанского владычества. Куба всегда имела важное стратегическое значение на подступах к Панамскому перешейку и к Мексиканскому заливу, омывающему южное побережье США. Ещё в 1849 г. правительство США предлагало Испании продать ему Кубу за 100 миллионов долларов. Теперь Соединённые штаты решили воспользоваться восстанием, чтобы начать войну против Испании.

В США началась агитация против испанских жестокостей и преступлений. Весной 1898 г. правительством США был секретно послан на Кубу один сенатор с поручением ознакомиться с положением острова. По возвращении в марте 1898 г. он выступил в Сенате с пространной речью; в ней он разоблачал зверства испанских властей, а также нищету и голод кубинского населения. Речь заканчивалась призывом объявить Испании войну. Сенатская комиссия по иностранным делам занялась изучением вопроса об ущербе, понесённом американскими гражданами во время волнений на Кубе.

Затем подоспел взрыв на американском крейсере «Мэн», стоявшем на рейде в Гаванне. В США приписывали взрыв испанцам и отклонили предложенное Испанией расследование и передачу дела на арбитражное решение. 6 апреля по просьбе Испании последовало вмешательство великих европейских держав в испано-американский конфликт. Однако оно приняло форму совершенно невинной коллективной ноты, вручённой послами держав в Вашингтоне. Державы призывали «президента и народ Соединённых штатов» руководствоваться в своих отношениях с Испанией «чувствами гуманности и умеренности».

Ответ правительства США не был лишён юмора. Он гласил, что США оценили дружественный характер обращения европейских держав, что они будут действовать, руководствуясь именно принципами «гуманности», и что во имя неё постараются поскорее покончить с создавшейся на Кубе ситуацией...

Правительство США хорошо знало, что Европа не желает усиления Соединённых штатов. Но оно знало и то, что при взаимном соперничестве европейских держав они не сговорятся о совместном вмешательстве, а выступить сепаратно не решится ни одна из них из опасения толкнуть США на сближение с кем-либо из её соперников. И США были спокойны. Президент Мак-Кинли предъявил Испании новые требования в дополнение к принятым ею ранее - обычный приём дипломатии, применяемый тогда, когда хотят во что бы то ни стало вызвать конфликт. Теперь США требовали уже эвакуации Кубы. Этого, конечно, испанская дипломатия принять не могла. Война стала неизбежной. 21 апреля дипломатические отношения между Испанией и США были порваны, а затем сначала (23-го) испанское правительство, потом"(25-го) Конгресс США объявили состояние войны. Ни одна из европейских держав не вмешалась в пользу Испании.

США одержали быструю победу, разбив испанскую армию и флот. 10 декабря 1898 г. в Париже был подписан испано-американский мир. Испания отказывалась от Кубы, и вскоре остров был объявлен «независимым». Фактически он подпал под протекторат США. Порто-Рико, Гуам и Филиппины, согласно мирному договору, переходили к Соединённым штатам. Как уже отмечалось, на Филиппины претендовала и Германия. Однако германскому империализму пришлось удовольствоваться меньшим. Германское правительство добилось лишь того, что Испания продала ему расположенные на Тихом океане острова, ещё остававшиеся в её владении, - Каролинские, Марианские и Палау.

Испано-американская война была своего рода вехой мировой политики. До сих пор шёл раздел территорий, ещё никем из европейских государств не захваченных. Теперь США приобретали колонии, принадлежавшие Испании. Испано-американская война была первой войной не за раздел, а за передел мира.

Прошло менее года после того, как прекратились военные действия в западном полушарии, и уже разразилась новая война - на этот раз в Южной Африке.

В качестве предлога для войны английская дипломатия избрала вопрос о положении так называемых уитлендеров. Так именовались иностранцы, преимущественно англичане, которые наводнили Трансвааль после открытия золотых россыпей в Уитватерсранде. Бурское правительство отказывало этим искателям наживы в полноте политических прав. Именно из этого вопроса английская дипломатия и решила создать casus belli.

Английская дипломатия вела переговоры с бурскими правительствами таким образом, что цель её была совершенно очевидна: она явно стремилась довести дело до разрыва. Вместе с тем ей нужно было время, чтобы приучить общественное мнение Англии к мысли о неизбежности войны. Стоило бурам принять те или иные требования английской дипломатии, как англичане немедленно предъявляли новые. Их прямым расчётом было не дать конфликту замереть. Зная, что военные приготовления Англии ещё не закончены, оба бурских правительства решили, что не следует позволять англичанам выиграть время. 11 октября 1899 г. буры объявили Англии войну. Английские войска после упорной борьбы заняли обе столицы бурских республик - Преторию и Блюмфонтэйн. Но вскоре англичанам пришлось убедиться, что сопротивление противника ещё далеко не сломлено. Буры начали партизанскую войну. Англичане оказались хозяевами лишь тех пунктов, где стояли их воинские части. Вокруг простиралась враждебная страна, которая кишела партизанскими отрядами. Они непрерывно угрожали английским коммуникациям и не позволяли англичанам удаляться сколько-нибудь от места расположения их частей. Так как Англия, имея громадный флот, располагала ничтожной армией, то справиться с бурскими партизанами оказалось очень трудно. В Южную Африку пришлось перебросить до 250 тысяч человек. Понадобился 31 месяц упорной борьбы, пока, наконец, 31 мая 1902 г. не был подписан мир. Буры были вынуждены отказаться от независимости и признать себя подданными британской короны. Впрочем, они сумели выговорить себе внутреннюю автономию.

Военные неудачи нанесли чувствительный удар военному, а вместе с тем и международно-политическому престижу Англии. Англо-бурская война началась в момент очередного обострения как англо-русских, так и англо-французских отношений. Во Франции антианглийская пропаганда после Фашоды достигла апогея: часть прессы уже провозглашала лозунги «Нил - за Рейн», «Пирамиды - за Страсбургский собор». Английское правительство опасалось, как бы Франция и Россия не воспользовались затруднениями, порождёнными для Англии бурской войной.

Чтобы парализовать возможность вмешательства держав континента в англо-бурские отношения, английское правительство продолжало переговоры о союзе с Германией. Надобно было во что бы то ни стало предотвратить возможность сговора обеих континентальных группировок. Без уверенности в благожелательном отношении Германии ни Россия, ни тем более Франция не решились бы на открытый конфликт с Англией.

Вильгельм и его правительство поняли, что Англия нуждается в германской дружбе. Они постарались не упустить благоприятного момента. Соглашение о разделе португальских колоний их не удовлетворяло; в сущности, оно заключало одни лишь посулы на будущее. Немцы захотели извлечь из затруднений Англии более осязательные колониальные выгоды.

Смуты, начавшиеся в 1898 г. на островах Самоа, дали германской дипломатии повод поставить вопрос о разделе этого архипелага. С 1889 г. над островами Самоа был установлен кондоминиум трёх держав - Германии, Англии и США. Теперь германское правительство задумало получить архипелаг или хотя бы часть его в своё полное владение: оно рассчитывало создать там военно-морскую базу для своего флота в тихоокеанских водах. Английскому правительству очень не хотелось отдавать Германии Самоа. Немецкое предложение о разделе архипелага встретило оппозицию со стороны Австралии и Новой Зеландии. Английская дипломатия всячески старалась мобилизовать и США для противодействия германским планам.

Неожиданно германская дипломатия получила возможность использовать в своих целях закулисные связи одного из самых влиятельных капиталистов Англии.

Весной 1899 г. в Европу приехал Сесиль Роде, чтобы хлопотать об осуществлении проекта, с которым он носился уже несколько лет. Дело шло о сооружении железнодорожной и телеграфной линий от Капа до Каира. Фактически предстояло проложить рельсовый путь от Булавайо и Родезии до соединения с египетской железнодорожной сетью, ибо от Капа до Булавайо дорога уже была построена. Роде добивался от английского правительства государственной гарантии облигаций этой дороги. Однако, несмотря на все свои связи, такой гарантии он не получил. Постройка телеграфной линии была предприятием более простым, но и в этом деле имелись затруднения. Как и проектируемая железная дорога, линия телеграфа частично должна была пройти по иностранной территории - либо через Бельгийское Конго, либо через Германскую Восточную Африку. Роде поехал в Брюссель, однако ему не удалось договориться с королём Леопольдом.

Тогда германское правительство пригласило Родса в Берлин. Здесь он встретился с кайзером. Родсу было дано согласие на проведение телеграфа по немецкой территории; не отказывались немцы вести переговоры и о железной дороге, когда у Родса будет возможность начать это дело. Со своей стороны Роде обещал похлопотать в Лондоне насчёт уступки немцам Самоа. Роде выполнил своё обещание. Однако ему не удалось поколебать ни Чемберлена, ни Солсбери, хотя Германия и добилась согласия США.

Переговоры между Лондоном и Берлином приняли острый оборот. Немцы грозили то русско-германским, то франко-германским сближением. Англичанам стало известно, что Бюлов готов пойти на разрыв дипломатических сношений. Вильгельм демонстративно отказался от уже объявленного визита в Англию на лодочные гонки в Коус.

В конце концов, учитывая затруднения, связанные с бурской войной, Солсбери решил уступить. 14 ноября 1899 г. было подписано соглашение, по которому Германия получала два острова из архипелага Самоа; другие два острова этого архипелага были переданы США. Англия отказывалась от всяких претензий на Самоа; за это она приобретала острова Тонга, часть Соломоновых островов и небольшую спорную территорию на границе англо-германских владений в Того, в Африке.

Конфликт из-за Самоа привёл в крайнее раздражение обе стороны. В Германии и правительство и пресса были разъярены нежеланием англичан хотя бы немного поступиться своей колониальной монополией. В Англии были возмущены настойчивостью германских покушений на эту монополию. «Германская политика - открытый шантаж», - писал Чемберлен Солсбери в сентябре 1899 г.

Так или иначе, очередной конфликт был улажен. В ноябре 1899 г. Вильгельм в сопровождении Бюлова, наконец, прибыл в Виндзор; на состязания в Коусе кайзер уже опоздал.

Чемберлен снова заговорил с немцами о союзе. В обмен ва военный союз против России, который принудил бы её приостановить экспансию на Дальнем Востоке, Чемберлен предлагал Германии часть Марокко и поддержку в деле постройки Багдадской дороги. Как и в 1898 г., кайзер и Бюлов ответили, что не могут ссориться с Россией. Со своей стороны они предложили расширить соглашения по колониальным проблемам, начало чему было положено договорами о португальских владениях и об островах Самоа. Из переговоров о союзе, таким образом, снова ничего не вышло.

Как бы то ни было, Германия оставалась нейтральной в течение англо-бурской войны. Но германская дипломатия, следуя своей политике поджигательства, подстрекала другие державы выступить против Англии. Эти внушения дали свои плоды.

Уже в конце февраля 1900 г. русский министр иностранных дел Муравьёв зондировал французское правительство насчёт возможности совместного выступления против Англии. Делькассе соглашался, но при условии, что Россия при этом договорится с Германией. Без уверенности в безопасности своей восточной границы Франция не решалась вступить в конфликт с «владычицей морей». Впрочем, своё согласие Делькассе давал неохотно: он пошёл на предложение Муравьёва лишь для того, чтобы не ослабить франко-русского союза. Как бы то ни было, в Англии поползли тревожные слухи о возможности французского вторжения на Британские острова.

После переговоров с Делькассе Муравьёв обратился в Берлин. Здесь ему ответили, что в антианглийской коалиции Германия может принять участие лишь в том случае, если Франция, Германия и Россия взаимно гарантируют друг другу свои владения, иначе говоря, если Франция откажется от притязаний на Эльзас и Лотарингию. Муравьёв возразил, что французское правительство, сделав такой шаг, не продержится на своём посту и одних суток.

Германская дипломатия поспешила извлечь свой барыш из переговоров с Муравьёвым. Вильгельм II решил использовать этот случай, дабы ещё более осложнить англо-русские отношения. Он принялся хвалиться перед англичанами, будто не кто другой, как он, спас Англию от образования враждебной коалиции. Кайзер сообщил королеве и принцу Уэльскому о предложении Муравьёва. Но и русская дипломатия не дремала: она в свою очередь уведомила англичан, что сами немцы предлагали России вмешательство в пользу буров, но что Россия от этого уклонилась.

Вмешательство европейских держав в англо-бурскую войну не состоялось. Эльзас-Лотарингия перевесила все колониальные проблемы: континентальный блок оказался неосуществимым.

Однако соперники Англии всё-таки сумели извлечь свою пользу из затруднительного положения британского империализма. Царское правительство добилось новых успехов в Средней Азии. 6 февраля 1900 г. русское правительство известило английский кабинет, что потребности торговли и территориальное соседство с Афганистаном не позволяют России далее воздерживаться от прямых политических сношений с этой страной. Предварительно на афганской границе были сконцентрированы русские войска. Англо-индийская армия была ослаблена отправкой многих частей в Южную Африку. Обстановка была такова, что Англии пришлось проглотить пилюлю. Вскоре, опираясь на Россию, новый эмир, Хабибула, вступивший на престол в 1901 г., демонстративно отказался от британской субсидии. В Персии, где также шла англо-русская борьба за влияние, русская дипломатия тоже достигла значительного успеха, В январе 1900 г. Россия предоставила Персии заём, обеспечением которого явились таможенные сборы северной части страны.

Танабаева Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Майская СОШ»

п.Майский

Адамовский район

Оренбургская область.

Предмет: Всеобщая история

Класс: 7

УМК: Всеобщая история. История Нового времени, Дмитриева О.В., 2016 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Борьба за передел Европы и мира.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 23

Цель урока: сформировать целостное представление о расстановке сил в Европе после тридцатилетней войны и Вестфальского мира.

Задачи урока:

    Охарактеризовать противоречия между европейскими державами, которые повлекли за собой новые воины.

    Рассмотреть причины и результаты Северной и Семилетней воин.

    Развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать с текстом учебника.

    Воспитывать интерес к изучению предмета, толерантное отношение в классе.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать схему; высказывать собственное мнение, суждения; устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные УУД: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером; принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные УУД: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них; работают с картой, показывают обозначения разделов Польши; называют важнейшие противоречия между европейскими государствами после заключения вестфальского мира.

Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: карта «Европа в XVIII веке», карточки для игры «крестики-нолики».

Содержание урока.

    Самоопределение к деятельности.

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

    Актуализация знаний.

Взаимопроверка.

Игра «крестики-нолики».

Обучающиеся отвечают на вопросы, далее меняются карточками. Проверяют, отмечают ошибки, если они есть. Карточки передают учителю. (приложение)

Проверка творческого задания: сообщения о выдающихся писателях, живописцах, композиторах 18 столетия.

    Постановка и решение учебной задачи .

На слайде картина Г.Терборха «Заключение Вестфальского мира»

Вопросы:

Какое событие изображено на картине? (Заключение Вестфальского мира)

В каком году произошло это событие? (1648 г)

На каких условиях был заключен мир?

Проблемный вопрос: Как повлиял Вестфальский мир на соотношение сил в Европе? И к чему это привело?

Запись темы урока «Борьба за передел Европы и мира»

Так каким же образом выглядели участники схваток на европейской арене?

Работа с учебником: комментированное чтение п.1 стр.170-171

Франция – лидер в области мирового хозяйства, расхождение интересов с Голландией и Южными Нидерландами.

Австрия – молодое, но при этом перспективно развивающееся государство – противоречия с Францией и Турцией, которую активно поддерживает Франция, желая ослабить Австрию. Австрия оттесняет и останавливает Османскую империю в ее желании захватить территории Европы.

В 1700 году столкнулись интересы Австрии и Франции, началась борьба за испанский престол.

В этом же году начитается Северная война. Обостряются интересы Швеции – хозяйки Балтийского моря и целеустремленного амбициозного царя России Петра 1., в которую на стороне России выступили Польша и Дания.

Шведский король Карл Х11 был ослаблен. Происходит возвышение Пруссии.

К началу 18 века ослабели Франция, Швеция, Испания, Голландия, Речь Посполитая.

После войны за австрийское наследство, где столкнулись интересы Австрии и Пруссии, последней удалось отнять у Австрии Силезию, увеличив территорию своего государства.

В Европе завязался клубок противоречий: Англия и Франция, Франция и Австрия, Австрия и Пруссия. Эти противоречия вылились в Семилетнюю войну, где Англия берет в союзники Пруссию, а Франция – Россию, Австрию, Испанию, Саксонию и Швецию.

Задание: Составьте схему коалиций в Семилетней войне используя стр.172.

Франция, Австрия, Россия, Испания, Саксония, Швеция

Англия, Пруссия

В конце 18 века с политической карты исчезло некогда могучее государство – Речь Посполитая(Польша).

Самостоятельная работа: Найти ответы на вопросы:

Причины раздела Речи Посполитой;

Какие государства участвовали в разделе?

Какие территории отошли к России?

Проверка самостоятельной работы.

    Закрепление изученного материала.

Как изменились соотношения сил между европейским государствами к концу 18 века?

Как вы понимаете выражение «конец Вестфальской системы»?

Вывод: Карта Европы была перекроена, на ней появились новые государства, изменилось и соотношение сил.

    Итог на рефлексивной основе.

«Три М»

Обучающимся предлагается назвать 3 момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

    Домашнее задание.