Конспект занятия звук ц в подготовительной группе. Задания для детей дошкольного возраста, буква «Ц. Список использованной литературы
Цели:
- познакомить с буквой «Ц»;
- продолжать работать над предложением;.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по грамоте
Тема: «Звук (Ц). Буква (Ц).
Подготовила воспитатель:
Фаткулбаянова А.В
Тема: Звук (ц). Буква (ц).
Цели:
Закрепить навык произношения звука (ц);
Умение слышать в слове, выделять и называть звук;
Упражнять в определении места звука в слове, в звуковом анализ слов, в выделении ударного гласного;
Познакомить с буквой «Ц»;
Продолжать работать над предложением; .
Закреплять у детей навык образования существительных с уменьшительно –ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-, иц-, -ц-.
Воспитывать положительные мотивации к занятию.
Оборудование:
буква Ц большого формата, карточки со слогами (у, ли, ца, ли,цо, ку, ри, ца,си, ни, ца, па, лец), карточки на каждого ребёнка со словами, в которых пропущена буква Ц (зай_ы, ов_а, гусени_а, _ирк, птене_), предметные картинки на каждого ребёнка со звуком Ц, разрезные азбуки, ручки.
Ход занятия.
Организационный момент
Сядет тот, кто ласково назовёт предмет так, чтобы в слове появился звук Ц.
Мыло-мыльце, масло-маслице, окно-оконце, платье-платьице, дерево-деревце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, дело-дельце, тело-тельце, блюдо-блюдце.
Знакомство с темой.
Сегодня мы вспомним звук Ц и поработаем с буквой Ц.
Вспомните, как называется звук Ц.
Посмотрите на букву Ц.
Составление слов из слогов.
-Когда я сегодня шла в д/с, мне навстречу шёл Незнайка. Он был очень расстроенный. Ему в школе задали написать слово, но он забыл какое, помнит только, что в этом слове есть слог ЦА. Давайте подумаем, какое слово могли задать Незнайке. (Дети придумывают слова).
Поиграем в игру:
«Слова рассыпались».
-Слова рассыпались на слоги и все перепутались. Соберите слово и прочитайте его.(учитель дефектолог пишет на доске слоги одного слова, ребёнок выходит и собирает слово, дети читают.)
У вас на столах есть карточки со словами, но в них не хватает буквы Ц. Впишите буквы и прочитайте получившееся слово.
Пальчиковая игра «Цыплята».
Пять цыпляток, (Большой и указательный пальцы- клювик, остальные
прижаты к ладони)
Пять комочков (Все пальцы сжать в кулак)
Во дворе стоят у бочки (Пальцами изобразить бочку)
Захотелось им напиться (Приоткрыть пальцы-клювики)
Из щелей течёт водица. (Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз)
Вот из лужи пьют цыплятки (Показать, как пьют цыплятки)
И у всех озябли лапки (Пальцы дрожат)
Вот поджали коготочки, (Прижать скрюченные пальцы к ладони)
Побежали греться к квочке. («Пробежаться» пальцами по столу)
Составление предложений по индивидуальным картинкам
.
-Ребята, посмотрите на свою картинку, придумайте предложение по этой картинке и посчитайте, сколько слов в вашем предложении.(Дети проговаривают своё предложение и называют количество слов в нём).
-Ребята, какое сейчас время года? Что появляется весной? (Цветы)
-
Послушайте предложение: « Цветы цветут». Сколько слов в этом предложении? Сейчас это предложение мы выложим из букв разрезной азбуки. Но сначала повторим правила предложения. (Вместе с учителем дефектологом повторяют правила написания предложений и выкладывают его из букв).
Итог:
Молодцы, сегодня все хорошо работали
Задачи:
Цель : Познакомить с новой буквой и звуком «Ц,ц».
Программное содержание:
ОО «Познавательно-речевое развитие»
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.
2. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова.
3.Учить выделять из текста слова с заданным звуком, упражнять в словообразовании.
4. Закрепить умение анализировать предложение и составлять его из букв.
5. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний;
6. Развивать память, мышление, устойчивое внимание.
7. Формировать умение анализировать правильность выполнения своих заданий и заданий товарищей при проверке.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать усидчивость, умение добиваться полного выполнения задания, умение слушать своих товарищей, не перебивая.
3. Воспитывать адекватно реагировать на замечания и исправления товарищей, умение доброжелательно оценивать ответы друзей, формировать верную самооценку.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Способствовать становлению устойчивого интереса к родной речи.
2.Стимулировать детей к сопереживанию персонажам художественных произведений (Карлсон) в процессе восприятия художественной литературы.
Использование современных образовательных технологий:«Корзина идей»
Оборудование : интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал :
1. «Корзина идей» панно;
2. Компьютерная презентация физминутки «Карлсон, смешной человечек».
3. Конверт с заданиями:
схемы предложений
а) « __ __ |__ __»,
б) «__ __ __ __»,
в) «__ __ __».
5. Карточки с буквами «Ц», «ц».
6. Касса букв с выученными буквами.
7.«Корзина идей» для записи предложения буквами.
8. Экран для самоанализа.
9. Карточки с именами детей для самоанализа.
10. Игрушка или картинка с изображением Карлсона.
Раздаточный материал:
1. Кассы букв с выученными буквами и буквой «Ц,ц».
2. Фишки для обозначения звуков: синий квадрат – согласный твердый, зеленый квадрат – согласный мягкий, красный квадрат – гласный.
3. Листы для чтения с буквой «Ц - ц».
Дети становятся полукругом у доски, на которой прикреплен Карлсон
с конвертом в руке.
Воспитатель: «Ребята, к нам прилетел Карлсон. Давайте посмотрим, что у него в конверте.»
Воспитатель берет конверт и вынимает из него листы с заданиями.
Воспитатель: «Ребята, здесь какие-то задания. По-видимому, Карлсон просит у нас помощи. Ну, что, поможем Карлсону? Давайте читать задания по порядку.»
I задание.
Воспитатель: Разделитесь на две группы. Задание для первой команды: Какая схема подойдет к предложению «У цапли птенцы»?
Задание для второй команды: Какая схема подойдет к предложению «Цветы цветут в саду»?
Нарисуйте свои идеи схем на листочках, скиньте свои идеи в нашу «корзину идей» для обсуждения.
Воспитатель: «Как вы думаете, правильно ли составлены схемы предложений?»
Дети: «Нет, не правильно.»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему?»
Дети: «В схемах допущены ошибки.»
Не обозначена Большая буква в начале предложения.
Не стоит знак препинания (точка) в конце предложения.
Не обозначено маленькое слово (предлог) в предложении.
Дети совместно обсуждают решение, по ходу исправляют ошибку.
Воспитатель: «А теперь вы можете сказать, какая из этих схем обозначает наше предложение?»
Дети предлагают исправленную схему: « |__ __ __».
Воспитатель: «Прочитайте предложение по схеме, чтобы проверить.»
Дети правильно читают предложение по исправленной схеме.
Воспитатель предлагает продолжить выполнять задания из конверта.
II задание.
1 часть – Игра «Назови слово» на звук, с которого начинается слово «цапля».
Воспитатель: «В этом задании нужно придумать слова на звук, с которого начинается слово «цапля».
Дети придумывают слова: цыпленок, цыц, цып-цып, цыплята, цистерна, царапать, цыган, цыганка, цыганочка, цыганский, цыганята, цирк, циркачи, цирковые, церковь, церковный, царь, царица, царевна, царевич.
2 часть – Знакомство с буквой «Ц,ц».
Воспитатель: «Какой буквой может обозначаться звук «ц»?»
Характеристика звука: звук согласный, всегда твёрдый, глухой.
Дети: «Буквой «цэ».
Воспитатель: «А какая это буква и почему?»
Дети: «Звук «ц» согласный, значит и буква – согласная.»
Воспитатель показывает карточку с изображением заглавной буквы «Ц».
Воспитатель: «Это какая буква?»
Дети: «Это заглавная или большая буква «ЦЭ».
Воспитатель показывает карточку с изображением маленькой буквой «ц».
Воспитатель: «А это какая буква?»
Дети: «Это маленькая буква «цэ».
Воспитатель: «Что вы можете сказать об этих буквах?»
Дети: «Они похожи элементами, но отличаются размерами.»
III задание.
Составление предложения на «корзине идей» «У цапли птенцы» буквами.
Воспитатель для индивидуальной работы приглашает к доске одного ребенка, а остальные дети сидя за столами пишут это предложение самостоятельно.
Воспитатель: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.»
Ребенок вслух читает предложение. Остальные проверяют записи предложений у себя и на «корзине идей»
Ребенок: «У» - маленькое слово, оно пишется отдельно. Еще оно является
первым словом в предложении, и я его написал с большой буквы. Слово «Цапли» я написал с маленькой буквы, така как это не начало предложения, не имя человека, не кличка животного и не географическое название. После «ц» я написал букву «а», так как после твердой согласной слышится звук «а» и пишется буква «а». После «л» написал букву «л» так как после мягкой согласной слышится звук «л» и пишется буква «л». «Птенцы» я написал с маленькой буквы, так как это не имя человека, не кличка животного, не географическое название. После «т» я написал букву «е», так как после мягкой согласной слышится звук «э», но пишется буква «е». После «ц» я написал букву «ы», так как после твердой согласной слышится звук «ы» и пишется буква «ы». В конце предложения я поставил точку.
Воспитатель при необходимости обращается к детям за помощью.
Воспитатель: «А теперь, ребятки, вы здорово потрудились. Карлсон и я предлагаем вам немного отдохнуть. Приглашаем вас выйти к нам. Повторяйте веселые движения за Карлсоном.»
ФИЗМИНУТКА «Карлсон, смешной человечек»
Смотри приложение презентацию.
Весёлая физминутка помогает детям расслабиться, получить позитивные эмоции, весёлая песенка поднимет настроение и поможет воспитателю настроить детей на рабочий лад.
Воспитатель: « Продолжим выполнять увлекательные задания!»
IV задание.
Чтение листов № 30, 31 с выполнением заданий.
Воспитатель раздает всем по 1 листу.
а) Чтение каждым ребенком столбиков слов по одному столбику;
б) Чтение столбиков с заданиями:
Воспитатель: Найдите:
В 1 ряду столбиков:
В первом столбике первое слово;
В первом столбике третье слово
Во втором столбике первое слово;
Во втором столбике второе слово;
Во 2 ряду столбиков:
в) Работа над текстом «Год».
Чтение по одному предложению по очереди.
Индивидуальная работа с быстро читающими детьми:
г) Чтение и отгадывание загадок.
Воспитатель: Карлсон принес отгадки к загадкам (показывает ножницы и морковку).
Фонетическое упражнение. Поиграем со звуками.
«Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «ЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите!». Звук произносится отрывисто.
«Кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦ……
Воспитатель: «А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.»
Речевая гимнастика:
«Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать»
Дидактическое упражнение. «Один – много». Воспитатель просит, изменить последний слог в словах (Работа над словообразованием).
Курица – курицы, мельница – мельницы, больница - … ., рукавица -, пуговица - … ., луковица -, граница - … .
Подведение итогов:
Карлсон: «Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. За это я вам на группу дарю игру «По звуковой дорожке слов».
Рябова Любовь Юрьевна
Воспитатель
МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»
р.п.Голышманово
Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.
Развивающая среда: разрезная азбука большого и малогоформата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.
Орг. момент:
Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).
Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)
(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)
Анализ звука даёт воспитатель.
Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь (мы будем слушать и произносить звук [Ц]).
Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.
3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:
А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:
Любовалась цыплятками курица:
Что не цыплёнок- то умница!
Молодец, удалец,
Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)
Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».
Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)
Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)
- В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают .
Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.
5. Физ.минутка «Цапля»
Очень трудно так стоять:
Ножку на пол не спускать,
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:
- в начале слова : цапля, цветок, цель.
- в середине : пуговица, курица, кольцо.
- в конце : заяц, певец, немец.
(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)
6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)
7. Ребята, а на что похожа буква Ц?
Вот такая буква Ц:
С коготочками на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. (Х, Ч)
9. Чтение слоговой таблицы и слов.
Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.
ПА РЫ ПАРЫ
ЦА РИ ПАРИ
ЦЕ НЫ ЦАРИЦА
ЦЕНЫ
РЫЦАРИ
ПАНЫ
10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.
С какой буквой? На что она похожа?
Показ презентации "Буква Ц"
Список использованной литературы:
1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182
2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
- закреплять правильное произношение звука Ц (ТС);
- учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
- познакомить с понятием "согласный глухой, всегда твердый звук";
- познакомить с буквой Ц;
- учить читать открытые, закрытые слоги со звуком Ц;
- закреплять навык звуко- буквенного анализа слогов;
- закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
- закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн. числе;
- обогащать предметный словарь со звуком Ц;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать пространственную ориентацию на плоскости;
- развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: - игрушка -цапля, картинки на звук Ц, начало слова - цапля, царь, цифра, цикада, цепь, цыпленок, цветы; середина слова -овца, овцы, кольцо, кольца, огурцы, крыльцо, курица, гусеница, птица, синица, яйцо, лицо; конец слова - огурец, палец, кузнец, певец, младенец; картинки для игры "Детеныши заблудились" -львята -львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица и т. д. (см. игру);зеркала логопедические индивидуальные; картинка "улыбка-заборчик"; картинка Кузнечик; доска магнитная, маркер черный, синий, красный; карточка буква Ц; карточка- картинка "На что похожа буква Ц"- "Вот какая буква Ц: с коготочком на конце"; настенная Азбука; буквы- заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки "Найди окошко", для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий); ватные шарики и камушки для каждого ребенка; мяч.
Ход урока
Организационный момент:
Отгадывание загадок: - По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца);- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки (Цыпленок);- У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем (Пальцы);- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (Ножницы); и еще загадка на усмотрение логопеда - Большой подсолнух в небе, Цветет он много лет, Цветет зимой и летом, А семечек все нет (Солнце); Какой звук мы слышали в отгадках - звук Ц.
Фонетическая гимнастика "Прогулка в лесу".
Понятия - твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
Мы в лесу. В лесу прыгает Кузнечик -Ц - Ц - Ц:(картинка Кузнечик). Рассматривание артикуляции. Картинка "Улыбка - Заборчик". Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Есть преграда, значит звук согласный. Логопед объясняет детям, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Например мяукает кошка - звук мь - мь -мь -мягкий. Дети держат в руках ватный шарик, сжимают и разжимают его. Делают вывод - он мягкий. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Дети подражают Кузнечику - ЦЦЦЦЦ. Логопед поясняет, а звук Ц всегда твердый согласный, как камушек. Дети в ладошках сжимают камушки и произносят звук Ц - твердый камушек, твердый звук. Мягким звук Ц не может быть -он всегда твердый согласный звук. Далее логопед поясняет детям, что звук Ц глухой звук. Дети закрывают ушки ладошками - звук не звенит в ушках - это звук глухой. Дети произносят звук Ц, подражая Кузнечику сначала все вместе, затем по одному.
Игра "Назови картинку".
Дети называют картинки, выделяя звук Ц. В игре используются карточки "Найди окошко" для определения места звука Ц в слове. Слова: цапля, цепь, овца, кольцо, яйцо, огурец, палец, певец;
Игра "Жадина".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Мой огурец. Моя курица. Мое кольцо. Мои ножницы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
Игра "Чего нет".
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук Ц. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза - логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.
Игра "Поймай звук".
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите Кузнечика - ЦЦЦЦЦ:хлопните в ладоши, поймайте звук Ц. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая слух детей к дифференциации звуков Ц - С. Слова: цапля, цифра, царь, сова (не хлопаем, здесь нет звука Ц), синица, курица, львица, сапог, кольцо, крыльцо, яйцо, салат не хлопаем - это не Кузнечик, молодцы), солнце, ножницы, овцы, лиса, гусеница и т. д.
Физкультурная минутка:
Мы в лесу, стрекочит Кузнечик -ЦЦЦЦЦ.. Дети изображают кузнечиков, прыгают и бегают по кругу, стрекочат - ЦЦЦЦЦ:Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.
Ох, ох, что за гром,
(руки прижаты к щекам, наклоны головы в стороны);
- Наш Кузнец строит дом.
(руками изобразить над головой крышу);
- Молоточек: тук - тук - тук:,
(руками похлопать перед собой);
- Помогать идет петух.
(руки вниз за спину, шаги с высоким подниманием ног, согнутых в коленях);
Игра с мячом "Один - много".
Логопед предлагает детям поиграть в мяч, изменяя при этом слова - один - много: кольцо - кольца, яйцо - яйца, лицо - лица, цапля - цапли, цепь - цепи, цифра - цифры, огурец -огурцы, певец -певцы, палец -пальцы, младенец - младенцы и т. д. Молодец - молодцы!
Показ буквы - карточки Ц; - показ и нахождение буквы Ц на настенной Азбуке; -показ карточки "На что похожа буква Ц" -" Вот какая буква Ц, с коготочком на конце";-где хвостик или коготок у буквы Ц - внизу справа; -поднимем правую руку и прописываем букву Ц в воздухе; - прописывание буквы Ц пальчиками на тактильных карточках;
Понятие "согласный твердый" звук.
Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук - всегда друзья. А звук Ц мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук Ц. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук Ц. - да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук Ц имеет преграду - зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед напоминает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются - согласными звуками. А звук Ц к тому же еще и всегда твердый звук (дети в ладошках сжимают и разжимают камушки) и обозначается синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой Ц синий кружок. Звук Ц еще и глухой звук (дети произносят звук, стрекочат, как Кузнечики, ладошками закрывают ушки - звук не звенит). Таким образом, логопед еще раз полностью характеризует звук Ц: - звук согласный - есть преграда (зубы);
- звук Ц всегда твердый звук (как камушек);
- звук Ц глухой звук (в ушках не звенит);
Работа в тетрадях.
Дети печатают букву Ц в тетрадях (пять, семь букв), по образцу педагога. Дети в тетрадях под буквой Ц рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук Ц имеет преграду - он согласный глухой, всегда твердый звук, обозначаем синим цветом.
Чтение слоговых таблиц.
АЦ ЦА АЦА
ОЦ ЦО ОЦО
УЦ ЦУ УЦУ
ЭЦ ЦЭ ЭЦЭ
Звуко - буквенный анализ.
Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги ЦА и АЦ (можно усложнить дать слово ОВЦА) простыми карандашами. А под слогами и словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом - есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.
Игры с мячом "А ну-ка, повтори".
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить чистоговорки:
ца -ца -ца -стоит мальчик у крыльца;
цо - цо -цо - светит солнце нам в лицо;
цу -цу - цу - дали нам по огурцу;
цы -цы -цы -мы помыли огурцы;
ец - ец - ец - вот и съеден огурец, а наш мальчик молодец!
Игра "Эхо".
Логопед просит детей повторить ряды слогов - сначала громко, затем тихо.
ца -ца -цо
цо -цо -цу
цу -цу -цэ
цэ -цэ -ца и т. д.
Игра "Проговори пословицы и поговорки" (объяснить их смысл);
Заглянет солнце и к нам в оконце;
Кто за все берется, тому ничего не удается;
Конец - делу венец;
Молодец против овец, а против молодца сам овца;
Игра "Детеныши заблудились".
Дети помогают детенышам животных найти свою маму. Работа по картинкам: львята - львица, тигрята - тигрица, медвежата - медведица, верблюжата - верблюдица, ослята - ослица, лисята - лисица, волчата - волчица, ягнята - овца, ящерки - ящерица.
Итог занятия.
Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? - Есть ли преграда у звука Ц? -Что мы можем рассказать о звуке Ц? (Звук Ц - звук согласный, глухой, всегда твердый) -Как обозначаем согласные твердые звуки? -Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ц). - На что похожа буква Ц, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.
С чего же мы начнем? Что же сделаем самым первым?
Ребята, птицы тоже учат звуки в лесу. Под деревом доска с заданием.
Наши губы, язычок
Все время занимаются.
Знать им нужно как
Звуки получаются!
Сейчас мы и узнаем как же получается звук [Ц]. Возьмите зеркала, произнесите звук [Ц].
Губы открыты или закрыты при произношении звука Ц ?
А зубы открыты или закрыты?
Кончик языка находится вверху или внизу?
А спинка язычка?
Поднесите ладошку ко рту и произнесите звук Ц . Какая воздушная струя: теплая или холодная, длинная или короткая?
А теперь приложите ладошку к шее и произнесите звук Ц . Дрожат или не дрожат голосовые складки?
Ребята, воздушная струя встречает преграду?
Звук [Ц] звонкий или глухой?
Звук [Ц] мягкий или твердый?
Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братика мягкого звука.
Ребята, теперь мы знаем, как образуется звук, мы можем его произнести, как скворчата. Вокруг себя повернитесь и в скворчат превратитесь.
Молодцы, скворчата, теперь могу я вас отпустить полетать по лесу, послушать, как другие птицы щебечут. Но будьте осторожны, в лесу много хищников! Если услышите звук [Ц], остановитесь и ни в коем случае не шевелитесь, так вас хищнике и не заметят. Педагог поочередно называет звуки, слоги.
Вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.
Птицы по лесу летали
И немножечко устали.
Ребята, посмотрите птицы сели на ветви дерева отдохнуть. Давайте осторожно подойдем и посмотрим.
Посмотрите на нижнюю ветку дерева, кто здесь?
СКВОРЕЦ, ВОРОБЕЙ, ВОРОНА, КУКУШКА - певчая птица.
ЦАПЛЯ, ГОЛУБЬ, ДЯТЕЛ, ЛАСТОЧКА - хищная птица.
ЖАР-ПТИЦА, ПИНГВИН, ПОПУГАЙ, ФЛАМИНГО - сказочная птица.
СИНИЦА, ДИКИЙ ГУСЬ, ДИКАЯ УТКА, ЛЕБЕДЬ - не перелетная птица, не водоплавающая.
Скворец, цапля, жар-птица, синица - какие разные все птицы. А есть ли у них что-то общее?
Где же теперь птицы будут жить?
Ребята, поможем птичкам заселиться в домик. В первом скворечнике будут жить птицы в названиях которых звук [Ц] в начале и т.д.
Слова: скворец, цапля, синица, жар-птица.
С первым заданием справились! Все узнали о звуке. Теперь второе.
О чем это? Что же мы можем увидеть, написать и прочитать?
Чем же отличается звук и буква?
Сейчас мы познакомимся с буквой! Это буква Ц.
Буква Ц - внизу крючок,
Будто с краником бачок.
Ребята, посмотрите у буквы Ц есть крючок, хвостик.
Из скольки палочек состоит буква Ц?
Все ли палочки одинаковые по длине? (покажите одинаковые, самую длинную, самую короткую).
Как же написать букву Ц? СЛАЙД! Один - средняя палочка, два - длинная палочка, три - средняя, оставляем маленький хвостик, четыре - короткая.
Теперь мы знакомы с буквой Ц, мы можем ее вернуть на место! Педагог разворачивает плакат.