Критерии оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» в школе. Метод оценки достижений учащихся на уроках физической культуры

Общие положения

Настоящее Положение об оценивании обучающихся 2-11-х классов, по физической культуре разработано в соответствии со следующими нормативно правовыми документами в соответствии с Уставом школы и письмом Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.10.2003 г. №13-51-263/123, с целью объективного, индивидуального оценивания каждого обучающегося на уроках физической культуры. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012г. №273-ФЗ (в ред. Фед. Законов от 07.05.2013г. №99-ФЗ, от 23.07.2013г. №203-ФЗ);

Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и

Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;

Организация уроков физической культуры

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. В начале каждого учебного года, медицинским работником школы заполняются листки здоровья в классном журнале с указанием медицинской группы каждого учащегося школы. Занятия в этих группах отличаются учебными объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

 Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной

медицинской группе.

 Обучающиеся, с недостаточным физическим развитием и низкой физической

подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья,

относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся

разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с

учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том

числе временных).

 Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их

здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной

группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную

медицинскую группу разделяют на две подгруппы: подгруппу "А" (обучающиеся с

обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий

могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с

патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями).

В связи с загруженностью спортивного зала образовательного учреждения, учащиеся,

отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются вместе с основной

группой, но на основе индивидуального (дифференцированного) подхода.

1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную

форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока,

согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. От физических нагрузок

освобождаются учащиеся, предоставившие справку врачебно-контрольной комиссии

на начало каждого учебного года.

2. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении

спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической

культуры.

3. Учащиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета

«физическая культура» не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы,

проявляют себя в судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п.,

получают соответствующие оценки и домашнее задание.

4. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину

отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом,

который передаётся классному руководителю.

5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или

иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок:

Теоретическое изучение материала;

Интеллектуальные игры (шашки, шахматы);

Настольный теннис, бадминтон;

Посильная помощь в судействе или организации урока.

Обучающиеся, рекомендованные к занятиям лечебной физкультурой, которые посещают специализированные кабинеты ЛФК во внеурочное время под присмотром врачей, по окончании прохождения курса ЛФК должны предоставить справку учителю физической культуры для получения оценки.

6. Спортивная форма для уроков физической культуры:

 для зала

1-4 классы: майки или футболки одного цвета, спортивные шорты или брюки, носки, кеды (кроссовки).

5-11 классы майки или футболки, спортивные шорты или брюки,кеды(кроссовки) в

соответствии с видом спорта, изучаемого по программе.

 для улицы (осенний и весенний период) - спортивный костюм, майка, носки, кеды

(кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 5 (отлично),

в зависимости от следующих конкретных условий.

2. Выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в

спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану

стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные

положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые

замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции лицея,

спортивной школе города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на

соревнованиях любого ранга.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании

течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые

на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста.

гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований

между классами или организации классных спортивных мероприятий, владеет

необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в области

физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,

видом спортивного занятия или урока.

труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом

мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные

изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены

учителем.

4.Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании

навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в

течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех

требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему

навыками самостоятельных занятий оздоровительной, или корригирующей

гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе или организации урока,

владеет также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в

области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными

условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в

спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану

труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом

старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть

незначительные, но положительные изменения в физических возможностях

обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в

развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел

доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или

корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими

знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями,

видом спортивного занятия или урока.

2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках

физической культуры.

3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонения в состоянии здоровья, при этом

не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике

их физических возможностей, нет положительных изменений в физических

возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.

4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и

в развитии физических или морально-волевых качеств.

5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему

навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей

гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области

физической культуры.

Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной медицинской группы. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся в группах СМГ должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей (при самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся выставляется положительная отметка). Положительная отметка выставляется учащимся, регулярно посещающим занятия по физической культуре, старательно выполняющим задания учителя, овладевшим доступными конкретному ученику навыками самостоятельных занятий. оздоровительной гимнастики, необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры). ЛФК для детей с хроническими заболеваниями проводится в лечебно-профилактических учреждениях специалистами - медицинскими работниками, методистами. По мере улучшения состояния здоровья дети могут заниматься со здоровыми детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы занятий. Текущая и итоговая аттестация учащихся по физической культуре При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.

Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней арифметической оценки. Все учащиеся, освобожденные от физических нагрузок, в конце каждой учебной четверти, полугодия и в конце учебного года получают итоговые оценки по указанным выше заданиям и выполненным домашним заданиям. Текущая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом успехов обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима с тем, чтобы отметка способствовала развитию обучающегося, стимулировала его заниматься физической культурой.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений

осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре всем обучающимся. об оценивании обучающихся 2-11-х классов, освобождённых от практических занятий по физической культуре

Требования к посещению уроков обучающимися, освобожденными от практических занятий по физической культуре

1. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,

подтверждают факт освобождения заверенной медицинской справкой или иным

официальным документом, который предоставляется классному руководителю или

учителю физкультуры.

2. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,

в течение урока находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под

присмотром учителя физической культуры.

Критерии оценивания обучающихся

1. Для обучающихся, освобожденных от практических занятий по физической культуре

на период не более 50% одной четверти, учитель физической культуры определяет на

урок теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей

программе учебному материалу.

2. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются следующие

показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их

применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.

оценка 5

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала;

логично его излагает, используя в деятельности.

оценка 4

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

оценка3

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в

знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

оценка 2

За незнание материала программы, отказ от выполнения задания учителя.

3. Учитель физической культуры может оценить положительно (оценкой 4 или 5) помощь обучающегося в проведении судейства, соревнований и тд.

4. Для обучающихся 2-4-х классов, освобождённых от практических занятий по физической культуре, учитель физической культуры определяет на урок теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе учебному материалу.

5. Обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре на период более 50% четверти (в том числе на полугодие или учебный год) готовят по физической культуре письменные сообщения (5-8 классы, 10-е классы), рефераты (9,11-е классы).

Требования к подготовке и выполнению письменных сообщений, рефератов по физической культуре.

1. Тема письменного сообщения, реферата определяется учителем физкультуры исходя из содержания программного материала.

2. Письменное сообщение, реферат являются самостоятельной работой обучающегося.

3. Письменное сообщение готовится в объёме не более 2-х страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал). Реферат не более 10 страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал).

Структура реферата:

В вводной части - ответить на вопрос: почему эта тема так важна для общества и тебя лично;

Краткая характеристика вида спорта или оздоровительной системы, её особенности, разновидности и основные правила;

История развития и состояние на сегодняшний день, достижения и перспективы развития в будущем (школы, город, Россия, мир + выбор, олимпийские достижения - обязательно)

Значение данного вида спорта или оздоровительной системы для развития у спортсменов:

а) физических качеств (быстроты, выносливости и т.п.).

б) основы техники или системы упражнений по данному виду спорта.

в) развитие психологических, эстетических, нравственных (личностных) качеств.

г) основы тактических действий при взаимодействии, играя в нападении и защите.

д) требования по технике безопасности при проведении самостоятельных занятий и тренировок, и на соревнованиях данного вида спорта.

Заключение: значение данного вида спорта (системы упражнений) для физического и личностного развития. Достижения школы (команды, личностные достижения, планы на

Главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №136

Калининского района

Санкт-Петербурга

Тема:
«Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС»

Подготовила

педагог физической культуры

Воробьёва О.В.

г. Санкт-Петербург

2015 год

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры в системе ФГОС

1.Введение. Актуальность работы……………………………………………….3

2. Основная часть………………………………………………………………….5

2.1. Ознакомление с понятиями………………………………….…………5

2.2. Критерии оценивания в новом формате…………………….…………7

2.3. Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к спорту». Результаты анкетирования………………………………………………...11

3. Заключение. Выводы и предложения………………………………………..14

4.Использованные ресурсы……………………………………………………...14

1.Введение. Актуальность работы.

« Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей. »
Сократ

Актуальность работы. Б ольшинство школьников не имеют устойчивого интереса к занятиям физической культурой и не осуществляют систематический контроль уровня своего физического развития. Именно это является одной из основных причин ухудшения здоровья учащихся. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость, так как к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения, а урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности. За учителем остается право выбрать свой план урока с опорой на мнение учащихся.

В корне меняется подход к уроку, появляется такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка.

Цель работы: формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Поставленные задачи:

  1. Разработать и провести апробацию современных образовательных технологий;
  2. Создать и провести апробацию образовательной программы, ориентированной на качественно новые результаты в соответствии с требованиями ФГОС;
  3. Сформировать целостную и открытую образовательную среду, стимулирующую рост и развитие всех участников образовательного процесса;
  4. Объяснить учащимся основные задачи в области физической культуры;

2.Основная часть.

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

2.1. Ознакомление с понятиями.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Структура ФГОС:
Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт».

Задачи в области физической культуры:

  • укрепление здоровья, развития основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Физкультура в школе - учебный предмет в средней общеобразовательной школе. Предназначен для физического развития детей, а также юношей и девушек во время прохождения обучения. При наличии медицинских противопоказаний, ученик может быть освобождён от предмета, или принимать в нём ограниченное участие. Место проведения уроков физкультуры и их программа зависит от возможностей школы и времени года.

По госстандарту физкультура должна проходить в специализированных классах, допущенных к проведению урока (спортзалы, например). В неделю на общеобразовательную школу по стандарту выделено 3 учебных часа на класс. В школах «ЗДОРОВЬЯ» - до 6 часов, но к ним добавляется ЛФК (лечебная физическая культура).

2.2. Критерии оценивания в новом формате

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в нашей школе, в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы (основную, подготовительную, специальную). Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объёмом и структурой физических нагрузок, а также требованиями к уровню усвоения учебного материала.

Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями.

При пропуске уроков физической культуры обучающийся должен предоставить справку, заверенную врачом.

Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, присутствую на уроке под присмотром учителя физической культуры.

Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок (возможно также теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).

Критерии оценивания учащихся на уроках физической культуры:

На «2» (неудовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

  • Учащиеся не имеют спортивную форму, соответствующую погодным условиям и видам спортивных занятий или урока, не выполняет требования техники безопасности;
  • Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеющий стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями, нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем;
  • Учащийся не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений в развитии морально-волевых или физических качеств;
  • Учащийся не выполняет теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «3» (удовлетворительно) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся выполняет все требования по технике безопасности и правила повеления в спортивном зале и на стадионе, соблюдает гигиенические требования;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях, которые могут быть замечены учителем;
  • Учащийся продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
  • Учащийся частично выполняет все теоретические задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, необходимыми теоретическими и практическими в области физической культуры.

На «4» (хорошо) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся имеет спортивную форму, выполняет требования техники безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях, которые замечены учителем;
  • Учащийся постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании качеств, умений и в развитии физических и морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия, года, успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста;
  • Учащийся выполняет все теоретические и другие задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

На «5» (отлично) в зависимости от следующих условий:

  • Учащийся имеет спортивную форму, выполняет все требования по технике безопасности, соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении физических упражнений;
  • Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем;
  • Учащийся постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти, полугодия;
  • Учащийся успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста;
  • Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий, оказания посильной помощи в судействе школьных соревнований или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

2.3. Анкетирование учащихся по теме «Твое отношение к спорту». Результаты анкетирования

Школьный период есть тот единственный период в жизни, когда развивается и формируется человек.
П.Ф.Лесгафт

В сентябре было проведено анкетирование среди учащихся 2-11 классов по теме «Твое отношение к спорту», целью которого являлось привлечение внимания учащихся к определению своего отношения к спорту и желанию заниматься спортом. Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате анкетирования, полученные данные были обработаны и наглядно представлены в виде диаграмм.

Анкета

  1. Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?
  2. Какие причины побудили тебя заниматься спортом?
  3. Почему не хочешь заниматься спортом?

Результаты анкетирования: в анкетировании участвовали 356 учащихся 2-11 классов.

На первый вопрос анкеты «Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры» ответили:
138 учащихся – «хожу в секцию»;
57 учащихся – «занимаюсь постоянно самостоятельно»;
56 учащихся – «занимаюсь не постоянно с друзьями за компанию»;
59 учащихся – «не занимаюсь, но хотел бы заниматься»;
46 учащихся – «не занимаюсь и не хочу».

1.Занимаешься ли ты спортом вне уроков физической культуры?

Всего опрошено

Хожу в

секцию

Занимаюсь постоянно

Не постоянно,

С друзьями

Не занимаюсь, но хотел бы

Не занимаюсь и не хочу

На второй вопрос анкеты «Какие причины побудил тебя заниматься спортом?» ответили:

185 учащихся – «хочу иметь хорошую физическую подготовку, хочу быть здоровым»;

50 учащихся – «это престижно»;

93 учащихся – «нравится, хочу заняться профессионально»;

38 учащихся – «друзья занимаются, и я стал заниматься»;

24 учащихся – «родители настояли»;

33 учащихся – «другие причины».

2. Какие причины побудили тебя заниматься спортом?

Хочу иметь хорошую физ. подготовку, быть здоровым

Это престижно

Нравится, хочу заниматься профессионально

Другие занимаются и я стал

Родители настояли

Другие причины

На третий вопрос «Почему не хочешь заниматься спортом?» ответили:
16 учащихся – «часто болею»;
34 учащихся – «лень»;

3. Заключение. Выводы и предложения.

После полугода занятий по новым стандартам обучения ФГОС у учеников возросла мотивация на уроках физической культуры, возросли интерес к спорту и стремление улучшить свои физические показатели.

Таким образом, главная задача уроков физической культуры в формате ФГОС – не поставить ученику отметку за его физическую форму, а пробудить интерес к спорту, мотивировать к формированию качеств, умений и развитию физических и морально-волевых качеств.

В связи с этим необходимо изменить подход к оценке учащихся на уроке и конструированию самого урока.
Необходимо также понимать, что мотивация нужна не только тем учащимся, у которых слабо развиты физические качества, но и тем, которые уже занимаются спортом самостоятельно, ведь без постоянного стимула любой человек может потерять интерес к чему-либо и задача учителя – не допустить этого.


Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений в двигательной подготовленности обучающихся. Обучающее значение оценки выражается в том, что она даёт возможность выявить те или иные достижения и недочёты в овладении программным материалом, понять причины успехов или неудач.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №55

Критерии оценки успеваемости по предмету

«Физическая культура» в школе.

Учитель физической культуры

Саврасова Любовь Викторовна

Воронеж 2015 г.

Вопрос оценки успеваемости по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Многие педагоги пытаются значительно шире подходить к оценке учебной работы своих подопечных. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Больше внимания отводится индивидуальным сдвигам занимающимся в овладении умениями и навыками.

Оценка (отметка) является одной из важных форм воздействия на ученика. Она призвана выполнять три основные функции: контролирующую, обучающую и воспитывающую. Такое разделение функций оценки условно. Ибо нельзя представить себе обучение и воспитание без контроля, как и контроль вне учебно- воспитательного процесса.

Смысл контролирующей функции оценки состоит в объективном выявлении уровня знаний, умений в двигательной подготовленности обучающихся.

Обучающее значение оценки выражается в том, что она даёт возможность выявить те или иные достижения и недочёты в овладении программным материалом, понять причины успехов или неудач.

Суть воспитывающей функции оценки заключается в том, что она вызывает к себе определённое отношение. Оценка стимулирует школьников к систематическому труду, дисциплинирует, повышает чувства долга и ответственности.

Однако, чтобы оценка выполняла все свои функции, её необходимо осуществлять систематически, она должна быть объективной, всесторонней,дифференцированной и индивидуальной.

Систематичность оценки требует её периодического осуществления в логической последовательности, от этапа к этапу, от одной темы к другой.

Объективность оценки - это определение учебных успехов школьника вне зависимости от отношения к нему учителя. На оценку успеваемости не должны влиять поведение обучающегося, другие подобные факторы.

Составляюшими всесторонней оценки должны быть объективные показатели уровня освоения всех слагаемых программного материала: знаний, техники двигательных навыков и умений, общей физической подготовленности (в том числе выполнение учебных нормативов), владения способами физкультурно- оздоровительной и спортивной деятельности.

Дифференцированный и индивидуальный характер оценки заключается в том, что, определяя успеваемость обучающегося, педагог учитывает особенности его личности, темперамент, характер, психические и физические способности, состояние здоровья, телосложение. Дифференцированный подход к оценке проявляется и в том, что на разных этапах овладения знаниями и умениями к обучающимся предъявляются неодинаковые требования: на этапе разучивания двигательного навыка они более просты, а по мере становления и закрепления навыка требования повышаются.

Оценка успеваемости по физической культуре не сводится только к выставлению отметки. Оценка успеваемости более широкое понятие, чем бальная отметка. Прежде всего оценка может быть прямая и опосредованная. В первом случае оценка действий обучающегося осуществляется учителем при непосредственном его обращении к ученику. Во втором случае оценку действий обучающегося даёт не педагог, а класс в целом или отдельные ученики (если они имеют уже необходимые для этого знания и представления о технике оценивания). По возможности следует чаще прибегать к опосредованной оценке. Этот приём содействует активизации класса, ведёт к развитию самостоятельности, критичности и глубины мышления школьников, которым предоставляется возможность самим оценить и сравнить достижения товарищей.

Прямая и опосредованная оценка бывает положительной и отрицательной. В любом случае, чтобы оценки оказывали стимулирующий эффект, они обязательно должны быть обоснованными. При положительной оценке учитель объясняет ученику причину своего одобрения его действий, знаний или умений, а при отрицательной мотивированно указывает на недостатки и в обязательном порядке раскрывает перед обучающимися перспективу дальнейшего развития и совершенствования.

При устных не бальных оценках одобрение можно выражать, например, такими фразами, как «Правильно, смелее», «Ты делаешь всё лучше». Этот приём особенно полезен для школьников, не уверенных в своих силах, робких, физически слабых. Давая устные отрицательные оценки, ни в коем случае нельзя употреблять выражения, оскорбляющие обучающихся, фиксирующие их природные недостатки типа: «У тебя нет способностей», «От тебя ничего путного не добьёшься». Напротив, следует подчёркивать: «У тебя хорошие двигательные возможности, а ты их не используешь», «Пока еще не все у тебя получается, но заметен небольшой прогресс».

Критериями оценки по физической культуре, должны выступать и качественные, и количественные показатели.

Качественным показателем успеваемости является степень овладения программным материалом знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Данные составляющие учебной программы - один из основных в оценке успеваемости по физической культуре, но они не учитывают важнейшие стороны физической культуры личности ученика - систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни.

К количественным показателям успеваемости относится уровень физической подготовленности, складывающийся обычно из показателей развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и их сочетаний(силовой выносливости, скоростно- силовых качеств). Эти показатели определяются результатами выполнения учебных нормативов программы, разработанных на основании измерения уровней (высокий, средний, низкий) развития физических качеств в больших группах обучающихся соответствующего возраста и пола. Количественные показатели должны быть лишь одним из слагаемых общей оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, достижений и недостатков конкретного ученика.

В отличие от других общеобразовательных предметов оценка успеваемости в физической культуре требует более полного и глубокого учёта как психических качеств, свойств и состояния личности, так и особенностей телосложения, физического развития, физических способностей и состояния здоровья обучающегося. Учитель физической культуры, оценивая учебный труд школьников, должен принимать во внимание их индивидуальные особенности, значимость которых особенно велика в учебном процессе.

При оценке успеваемости в первую очередь следует учитывать особенности физического развития (длина и масса тела и т. д.) и типы телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный). Обучающимся с большой массой и длиной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность, многие спортивно игровые. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (упоры и висы) и показать высокие результаты в заданиях на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Дети, у которых относительно высокий рост и незначительная масса тела, сравнительно легко и успешнее других справляются с прыжковыми упражнениями(в высоту, в длину и т. д.). И наоборот, ребята небольшого роста и с солидной мышечной массой эти упражнения даются с большим трудом. Невысокие результаты в заданиях на выносливость у обучающихся дигестивного типа и низкие показатели в силовых упражнениях у астеников не должны являться основанием для значительного снижения оценки успеваемости, особенно на начальных этапах обучения и контроля. В этом случае особенно значим подход к успеваемости не по абсолютным результатам, а по достигнутым приростам за заданное время.

При учёте индивидуальных особенностей школьников необходимо быть максимально тактичным, внимательным, поддерживать достоинство детей, использовать оценку таким образом, чтобы она способствовала их развитию, стимулировала на дальнейшие занятия.

Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя предварительный, текущий и итоговый учёт.

Предварительный учёт осуществляют на первых уроках учебного года, в начале изучения отдельных тем или разделов программы. Он позволяет учителю и обучающимся получить объективную картину начального уровня знаний, владения техникой двигательных действий, исходных показателей физической подготовленности, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Отметки за результаты предварительного учёта, как правило, не выставляют.

Текущий учёт даёт возможность учителю получить сведения о ходе овладения обучающимися программного материала. Это позволяет оценить правильность выбранной методики обучения, намеченного плана учебной работы и в случае необходимости внести в него соответствующие коррективы. Например, выявив недостатки в технике владения отдельными действиями, учитель дополняет учебный материал соответствующими подготовительными и подводящими упражнениями. В других случаях он усиливает акцент на развитие недостающих физических способностей.

Итоговые оценки выставляют за усвоение темы, раздела, за четверть, за полугодие, учебный год. Они включают в себя текущие оценки, полученные обучающимися, за усвоение всех составляющих успеваемости. Наибольший удельный вес при этом имеют оценки, полученные в конце обучения, за освоение конкретной темы или раздела программы. Нельзя выводить итоговые оценки лишь как средние арифметические текущих оценок. При этом целесообразно разумно повышать оценку за систематичность занятий, за интерес, проявляемый к физической культуре, ведение здорового образа жизни.

В последнее время получили распространение такие формы итогового учёта, как экзамен и зачёт.

Оценивая теоретические знания обучающихся по предмету «Физическая культура», надо учитывать их глубину и полноту, аргументированность, умение использовать полученные знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Отметку «5» выставляют за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или своего опыта. Отметкой «4» оценивают ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Отметку «3» ученики получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в излагаемом материале, не содержится должной аргументации и умения использовать знания в практике. Отметку «2» ставят за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями таковы: «5» двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; «4» двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений; «3» двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению; «2» двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечётко.

Критерии оценки умений осуществлять физкультурно- оздоровительную деятельность могут быть следующими: «5» обучающийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретного физического качества, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его; «4» имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно- оздоровительной деятельности; «3» обучающийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации комплекса упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итоги выполнения задания; «2» обучающийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно- оздоровительной деятельности.

Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание два показателя: выполнение нормативов программы по физическому воспитанию на отметки «5», «4», «3» и реальное улучшение подготовленности обучающегося в соответствующих показателях за определённый период времени. При оценке сдвигов в показателях физических качеств учителю необходимо принимать во внимание особенности развития этих качеств, динамику их изменения у детей определённого возраста, исходный уровень у конкретного ученика. При оценке темпов прироста на отметки «5», «4», «3» надо исходить из выше приведённых аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно.

Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учеником за все составляющие. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять самостоятельную двигательную, физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.

Ни в коем случае при оценке успеваемости обучающихся по предмету «Физическая культура» нельзя ставить плохие отметки за слабую посещаемость уроков, за отсутствие спортивной формы, недисциплинированность.

Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Оценка успеваемости бальная.

Обучающиеся специальной медицинской группы оцениваются по выполнению ими доступных двигательных действий, овладению учебным разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно - оздоровительную деятельность.

Самая главная задача учителя, чтобы все дети полюбили физическую культуру и на основании полученных в школе знаний, умений и навыков избрали свой путь к физическому самосовершенствованию.

Методическая литература:

  1. « Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 класс» (В. И. Лях, А. А Зданович.- М.: Просвещение, 2009 год)
  2. В.И. Лях, А.А. Зданевич «Физическая культура» 10-11 класс - М: Просвещение, 2010 г.
  3. Вебинар 2015г. «Современные подходы к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры»

А.П. Матвеев, профессор, доктор педагогических наук, автор УМК по физкультуре издательства «Просвещение»

  1. Программа образовательного учреждения. Физическое воспитание. Основная школа. Базовый и профильный уровни. 5-11 класс. А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2008г.

Текущее оценивание

Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.

Оценивание учащихся 1 класса - словесное.

Оценка по физической культуре во 2-4 классах должна складываться главным образом из качественных критериев уровня достижений обучающегося. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания; способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (стандарт по физической культуре). Особого внимания при оценке должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. Оценивая достижения обучающихся, следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.

Оценка успеваемости в 5-11 классах включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение . При оценивании в большей мере учитывать не столько высокий исходный уровень (что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках), сколько индивидуальные темпы продвижения обучающегося в развитии своих двигательных способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний и ведению здорового образа жизни.

Итоговое оценивание

Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти. Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки - не менее 6.

Итоговая оценка выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

Критерии оценивания, обучающегося на уроках физической культуры

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 5 (отлично)

стандартами школы

2. Выполняет все в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 4 (хорошо) , в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий.

1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Выполняет все в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

4. Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий:

1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с стандартами школы , погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

2. Не выполняет на уроках физической культуры.

3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры.

4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.

5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

Оценивание обучающихся освобожденных от занятий по физической культуре по болезни или после неё

Если ученик освобожден от занятий по физической культуре по болезни или после нее, оценивание проводится по разделу «Теоритические знания» в виде устного опроса по учебнику физической культуры , тестирования или написания сообщений (2-3 класс в объеме 2 страницы), докладов (4-5 кл. в объеме 3 страницы), рефератов (6-11 кл. в объеме 5-7 страниц).

Годовая отметка по физической культуре выставляется на основании четвертных, а четвертные отметки - на основании текущих, которых должно быть не менее 6 в четверти.

Критерии оценивания теоретических знаний

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.

Оценка 5: За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

Оценка 4: За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценка 3: За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Оценка 2: За незнание материала программы.

Водянкин Евгений Георгиевич,

учитель физической культуры
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района


Изменения, произошедшие последнее время в обществе, обусловили изменения в процессе обучения, что, в свою очередь, вызвало необходимость нового подхода к оцениванию умений и навыков учащихся. Более объективно учитывать все моменты деятельности учащихся на уроке физкультуры (физическую подготовленность, умение и навыки, прилежание) позволяет балльная система отметки, которую я разработал в 2001-2002 учебном году. Апробация этой системы проводилась в школе (с 5 по 11 классы) в течение двух лет.

Суть бальной системы заключается в том, что ученики набирают баллы за занятия на уроках, сдачу нормативов, за участие в школьных соревнованиях. В первый год после введения данной системы оценивания резко увеличилось количество неуспевающих с 1-2 % до 10-15 % в четверти, так как вместо «липовых» троек, согласно набранным баллам получались двойки. Зато в таких видах как сила, выносливость результаты выросли на 10-12 %, в скоростно-силовых нормативах примерно на 5 %. Улучшилось прилежание, повысилась техническая подготовка.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу, что основной причиной увеличения количества неуспевающих стала недостаточная информированность родителей и классных руководителей об особенностях системы оценивания. Многие ученики не верили, что, если они не наберут необходимую сумму баллов, то им поставят «2». На заседании методического объединения было принято решение о выставлении коэффициента прилежания в классные журналы и о своевременном информировании классных руководителей и родителей о состоянии успеваемости детей. В свою очередь на педагогическом совете и родительских собраниях была проведена дополнительная разъяснительная работа. Это дало ожидаемый результат и в последующие годы произошли положительные изменения.

В 2004-2005 учебном году на заседании методического объединения учителей физкультуры было принято решение о переходе на зачётную систему. На мой взгляд, главное достоинство заключается в том, что можно осуществить индивидуальный подход к обучающимся при получении зачёта. Все учащиеся в зависимости от физической подготовленности и физического развития относятся к определённой ступени с 1 по 5 для получения зачёта. И для каждой ступени требуется своя сумма набранных баллов. К 1 ступени, как правило, относятся слабо подготовленные учащиеся, а так же школьники с явным избыточным весом и по степени увеличения физических кондиций повышается и ступень. Соответственно требуется большее количество баллов для получения зачёта.

В отличие от привычной системы оценивания у нас в школе все нормативы переведены на 10-ти бальную систему, где нижняя граница доступна даже для слабо подготовленных детей. И у них появляется интерес при сдаче нормативов в отличие от тех ситуаций, когда на тройку «всё равно не сдам, какой смысл сдавать этот вид». Получается, что мотивация сдачи требуемых нормативов всегда высокая.

В начале учебного года ученикам подробно объясняют каждый пункт положения бальной системы получения зачёта по физкультуре. Вот эти пункты:

  1. Ученик, не пропустивший ни одного урока без уважительной причины, получает 60 баллов.
  2. Учащийся, который занимался на всех уроках физкультуры, получает дополнительно 5 баллов.
  3. За каждый урок ученик получает коэффициент прилежания от 0 до 1, который выставляется ему в конце каждого урока.
  4. Пропуск урока без уважительной причины – минус 5 баллов.
  5. Участие в общешкольном соревновании (кросс, «Президентские состязания», силовая подготовка, лёгкая атлетика) – плюс 5 баллов.
  6. Участие в общешкольных соревнованиях по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, русская лапта, городки, настольный теннис) – плюс 2 балла.
  7. В каждой четверти сдаются нормативы, где за каждый вид можно получить от 0 до 10 баллов. Если нормативов больше четырёх, то делается перерасчёт на 4 вида по формуле: С÷К×4, где С – сумма балов набранных за нормативы, К – количество сдаваемых видов.
  8. При получении за уроки пониженных коэффициентов (опоздание на урок, нарушение дисциплины, недобросовестное выполнение заданий учителя т.д.) производится вычитание из суммы баллов в расчете k(-0.3)-1балл. Например, ученик за урок получил коэффициент k=0.4, то есть до коэффициента 1 не хватает 0.6, значит, отнимается 2 балла.
  9. Все баллы суммируются (баллы за уроки учащимся сообщает учитель). Для получения зачёта необходимо набрать: по 1 ступени – 68 баллов; по 2 ступени – 74 балла; по 3 ступени – 80 баллов; по 4 ступени – 86 баллов; по 5 ступени – 92 балла.

Обязательным условием получения зачёта является правильное ведение документации («тетрадь личных достижений учащихся»). В тетради указывается, какие сдавались нормативы и на какое количество баллов показан результат, в каких соревнованиях принял участие, сколько баллов получено за уроки, сколько баллов набрано за четверть. В первой и четвёртой четверти заполняется таблица по определению уровня физической подготовленности. Он определяется по 10 тестам: длинна с места, тройной с места, гибкость, подъём туловища за 30 сек., челночный бег 3 по 9, приседания и вставания на одной ноге, подтягивания из виса, девушки – из виса лёжа, бег 60 метров, 10-11 классы – 100 метров, бег 1000 метров, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

Выводится средний балл и по среднему баллу определяется уровень физической подготовленности ученика:

  • 9.5 и выше – супер;
  • 9.0-9.4 – превосходный;
  • 8.0-8.9 – отличный;
  • 7.0-7.9 – хороший;
  • 6.0-6.9 – средний;
  • 5.0-5.9 – удовлетворительный;
  • 4.0-4.9 – посредственный;
  • 3.0-3.9 – низкий;
  • 2.0-2.9 – слабый;
  • до 1.9 – очень слабый.

Уровни физической подготовленности разработаны и приняты на заседании методического объединения учителей физкультуры 3 сентября 2004 года. В тетради также указываются упражнения для выполнения домашнего задания по физкультуре. После подсчёта баллов учащиеся отдают тетрадь на подпись родителям, а затем сдают учителю. В случае недобора баллов учащийся имеет возможность компенсировать недостающее количество за счёт дополнительных занятий во внеурочное время. Ведение тетради личных достижений учащихся имеет большое значение. Ученик сам определяет уровень своей физической подготовки в начале и в конце учебного года. В тетради систематически фиксируются результаты, что даёт возможность увидеть рост или проблемы в каких-либо видах и своевременно устранить их. Этот документ позволяет родителям быть в курсе, какая ситуация складывается у ребёнка в течение учебного года по физкультуре.

Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. А если у ребёнка освобождение от занятий физической культуры на длительный срок, то у него формируется синдром гиподинамии, являющийся одной из причин многих болезней. Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной группе должны также получать «зачёт» по физкультуре. Данная категория школьников сдаёт только те нормативы, по которым у них нет ограничений. Если количество сдаваемых видов меньше четырёх, то делается перерасчет на четыре вида по той же формуле С÷К×4.

Итоги введения рейтинговой системы следующие: средний балл по четвертям остался примерно таким же, как и был раньше, а вот рост результатов в таких нормативах как прыжки в длину с места, выносливость, силовая подготовка (подтягивание), гибкость, статическая сила значителен по сравнению с прошлым годом (на 8-10%). Но главной задачей уроков физкультуры по-прежнему остаётся пропаганда здорового образа жизни, стремление к самоконтролю физического развития, возможность самореализоваться в выбранном виде спорта. Таким образом, бальная система оценивания позволяет с одной стороны более объективно оценивать, с другой стороны - служит хорошей мотивацией в совершенствовании физической подготовки учащихся.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.,1980.- 180 с.
  2. Бахмутский А.Е. Школьная система оценки качества образования // Школьные технологии. – 2004. - №1. - С.136-143.
  3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.- М., Рассказовъ, 2002.- 360с.
  4. Камаева. Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. - 2004. - №4 - С.184-186.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12. 2001 г. №1756 – Р(п.2) //Официальные документы в образовании. – 2002.-№4. С.3-31
  6. О разработке многобалльной системы оценки знаний. Информационное письмо Министерства образованияот 13.02.2003 №01-51-012ин // Вестник образования России. - 2003. - №9. - С.19-21