Россия, устремленная в будущее. Тематический классный час «Сохранение природы – это наша забота «Будьте активными защитниками природной среды!»

Цели : воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Эпиграф : Нельзя допустить, чтобы люди

направляли на свое уничтожение

те силы природы, которые они

сумели открыть и покорить.

Ф. Жолио-Кюри

1. Значение природы для человека.

2. Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

3. Какова экологическая обстановка в нашем городе?

4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

В брифинге принимают участие:

– эколог,

– представитель комитета по охране природы,

– медицинский работник,

– экономист.

В роли специалистов выступают учащиеся 9–11 классов, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.

По вопросу «Экологическая обстановка в нашем городе» в ходе выступления демонстрируется видеозапись.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.

Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».

Ведущий (учитель). Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» –тема брифинга.

В нашем брифинге принимают участие: эколог (Ф. И. О.), представитель комитета по охране природы (Ф. И. О.), медицинский работник (Ф. И. О.), экономист (Ф. И. О.).

Аэродромы,

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды …

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.

II. Выступления специалистов.

Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

С информацией по этому вопросу выступает эколог.

Эколог . Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.

Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…

Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2–3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.

Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, – вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Ведущий . Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.

Какова экологическая обстановка в нашем городе?

Слово предоставляется представителю комитета по охране природы.

П р е д с т а в и т е л ь комитета по охране природы…

Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением:

И только ахает Природа…

Весна! Ручьи не умолкают:

Потоки в буйстве – там и тут.

И в наше озеро стекают

И удобренья, и мазут.

Весь берег стал похож на свалку –

Чего, чего тут только нет:

Объедки, старые мочалки,

Обрывки книжек и газет…

Растут те свалки год от года

По берегам озер и рек,

И сокрушается Природа:

– Зачем все это, Человек?!

Иду таежною долиной…

И снова – горькие слова:

У сосен высохли вершины,

С берез осыпалась листва,

На травах – черные болячки –

Беда, куда ни погляди…

И разъяснил мне егерь мрачно:

– А что? Кислотные дожди…

… Лес плакал, точно в непогоду,

Скрипучей жалобой калек,

И я услышал стон Природы:

– Что натворил ты, Человек?!

Раз в туристическом вояже

Я искупаться захотел.

Но прогулялся возле пляжа

И, верь, раздеться не посмел.

Тянуло от воды отравой –

Шибали запахи волной.

Не море – сточная канава

Плескалась тихо предо мной.

Дымили вдалеке заводы,

Шумел космический наш век.

Но грустным был венец Природы –

Ее созданье – Человек.

Наш разум стал Природе игом!

А не случится ли вдруг так,

Что нам самим до Красной книги

Останется всего лишь шаг?

От термоядерных реакций

И от химических новаций

Не раз рвалась потомства нить.

Волна чудовищных мутаций

Грозит планету затопить.

Все может быть, все может статься…

Вопрос ребром: быть иль не быть?

Никто за нас того вопроса

И не подумает решить.

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Уже в реке нельзя попить.

Ракеты бьют по небосводу,

Тревожа мирный наш ночлег,

И только ахает Природа:

– Да сын ли ты мне, Человек?

В. Глебов

Ведущий . Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

С информацией выступает медицинский работник.

Медицинский работник . Загрязнение воздуха на 43–45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17–24 %.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Ведущий . Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Слово предоставляется экономисту.

Экономист . Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)

П л а к а т

«Будьте активными защитниками природной среды!»

    Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов…

    Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…).

    Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках …).

    Украшайте в зеленый наряд города и села.

III. Заключительная часть (обобщение).

Ведущий . Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами  мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Послушайте стихотворение:

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, –

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите…

М. Дудин

Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева (в записи).

Вопросы Викторины:

1. Что такое «Замор» рыбы? (Гибель рыбы подо льдом из-за нехватки кислорода в воде, поэтому зимой на реках надо делать лунки, чтобы был доступ воздуха в воду.)
2. Назовите животное водоемов, которое является настоящим живым фильтром
(Улитка. Пропуская через себя воду, улитка очищает ее. Вот почему улиток селят в аквариумы.)
3. Как можно помочь дереву, если на стволе рана?
(Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)
4. Почему нельзя рвать цветы?
(Они не успевают дать семена.)
5. Назовите друзей леса среди животных.
(Муравьи, дятлы.)
6. Назовите главного коварного врага леса.
(Пожар в лесу.)
7. Может ли гриб съесть дерево?
(Да, трутовики разрушают древесину, превращая её в труху.)
8. Почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
(Происходит линька животных - мех непригоден, но главное – весной животные дают потомство, которое надо кормить, воспитывать, учить выживать.)
9. Кто такие слетки? Почему нельзя их трогать?
(Птенцы, которые выпали из гнезда.)
10. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах?
(Многие птицы после этого бросают свое гнездо.)
11. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
(Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)
12. Что едят синицы зимой, когда все насекомые спят?
(Зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их.)
13. Какое дерево считается символом России?
(Берёза)

14. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов)
15. Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)
16. Кого называют лесным доктором? (Дятла.)
17. Из какого дерева делают спички? (Осины.)
18. Кого из зверей величают по отчеству? (Лису.)
19. Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (Кукушка.)
20. Какое животное является национальной гордостью России? (Соболь.)
21. Кого называют санитаром леса? (Волка.)

IX. Показ слайдов.

У ч и т е л ь:

Настало время задуматься: выживут ли будущие поколения Земли, смогут ли дети XXI века купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов?

За день на Земле исчезает около 100 видов растений и животных, сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров и превращаются в пыль миллиарды тонн почвы.

Берегите свою планету,

Ведь другой на свете нету!

«Сохранение природы – это наша забота»

Цель: изучить экологические глобальные проблемы существующие в мире, какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека и чем мы можем помочь для сохранения окружающей среды

Задачи:

расширить знания об окружающей среде;

воспитать бережное отношение к окружающей природе;

формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе.

Вступительное слово учителя:

Наш урок посвящен экологии. 2013 год - Год охраны окружающей среды в России, а вы знаете какое влияние оказывает человек на окружающую среду? Изучив все проблемы давайте подумаем, а что мы можем сделать, для сохранения нашей природы.

Ход классного часа

Природа - это все, что окружает человека. Природу разделяют на живую и неживую. Ее можно рассматривать как Вселенную, как среду, в которой мы живем, как все сущее. Эта естественная окружающая среда , в разнообразии своих проявлений, имеет огромное непосредственное влияние на человека.

« Окружающая среда» - это более научное понятие. Оно характеризует естественные природные условия и экологическое состояние определенной местности. Еще в глубокой древности люди стали замечать закономерности взаимодействия животных друг с другом и с окружающей их природной средой.

Взаимоотношения "человек - природа" всегда должны быть гармоничными, потому что только это обеспечит человеку здоровье и качественное развитие всего общества. Сохранение природы в первозданном виде является отображением культуры каждого человека и общества в целом.


Всемирный день окружающей среды, введенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1972 году, отмечается во всём мире 5 июня . Эта дата была выбрана в честь начала работы Стокгольмской конференции 1972 года, которая рассматривала проблемы окружающей человека среды.

Это призыв государств и организаций ежегодно в этот день проводить специальные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды.

В течение всей жизни организм человека подвергается постоянному воздействию окружающей среды. Это влияет на жизнедеятельность, здоровье и на продолжительность жизни.

Потребление ресурсов Земли приводит к истощению природных богатств, что привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы .

Разведение домашних копытных привело к истощению растительности, которая уже не успевает возобновляться. Степь или саванна сменяются полупустыней. Из-за такого воздействия скотоводства произошло увеличение площади Сахары и соседней полупустынной зоны - Сахеля.

Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для здоровья человека. Вы наверно знакомы с такими выражениями: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, смог.

Отчего же это происходит?

Основные источники - это сжигание ископаемого топлива, выжигание лесов, выбросы промышленных предприятий, использовании аэрозолей , выхлопные газы автомобилей.

Загрязнение среды - одна из самых острых проблем, происходит изменение состава атмосферы и климата. Смог очень вреден для живых организмов.

Кислотные осадки выпадают на поверхность Земли вместе с дождем, туманом, снегом или пылью. Попадая в озера, кислотные осадки нередко вызывают гибель рыб или всего животного населения.

Изменения атмосферы связано и с разрушением озонового слоя, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Особенно быстро процесс разрушения озонового слоя происходит над полюсами планеты, где появились так называемые озоновые дыры.

«Парниковый эффект» образуется от концентрации ядовитых газов в атмосфере и становятся причиной глобального потепления , таяние ледников.

Загрязнение природных вод. Человечество практически полностью зависит от поверхностных вод суши - рек и озер. Вода рек и озер покрывает потребности человечества в питьевой воде , используется на орошении в сельском хозяйстве , в промышленности, служит для охлаждения атомных и тепловых электростанций.

Человечество тратит 2200 км3 воды в год. Потребление воды постоянно растет, и одна из опасностей - исчерпание ее запасов. К примеру, забор воды на орошение из рек Средней Азии привел к обмелению Аральского моря, которое практически перестало существовать. Со дна высохшего моря соль разносится ветром на сотни километров, вызывая засоление почв.

Не менее грозное явление - загрязнение пресных водоемов .

Загрязнение водоемов происходит не только отходами промышленного производства, но и попаданием с полей в водоемы органики, минеральных удобрений, пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве. При разложении органики многие живые организмы гибнут, исчезают ценные виды рыб, вредные вещества накапливаются в тканях организмов, иногда это приводит к мутации живых организмов.


Опаснейшими загрязнителями природной среды являются тепловые электростанции, гидроэлектростанции и атомные электростанции , на которых сжигаются огромные объемы топлива. Миллионы кубометров вредных и опасных отходов от работы тепловых электростанций практически целиком поступают в природную среду.

Почвы являются еще одним ресурсом, который подвергается чрезмерной эксплуатации и загрязняется. Плодородный слой почвы при неправильной распашке часто смывается выпадающими осадками (водная эрозия), или развеивается ветром (ветровая эрозия), происходит образование оврагов. Эрозия почвы в XX столетии стала всемирным злом.


странах стала причиной пыльных бурь и гибели миллионов гектаров плодороднейших земель. Избыточное орошение, в первую очередь в условиях жаркого климата, может вызывать засоление почв.

Уменьшение площади лесов вызывает нарушение круговоротов кислорода и углерода в биосфере. Хотя катастрофические последствия сведения лесов широко известны, их уничтожение продолжается. Леса на нашей планете занимают площадь около 42 млн. км2, но их площадь ежегодно уменьшается на 2%,

Истощение и загрязнение почвы. Несовершенство сельскохозяйственного производства - основная причина сокращения площади плодородных почв. Плодородный слой почвы при неправильной распашке часто смывается выпадающими осадками (водная эрозия), или развеивается ветром (ветровая эрозия), происходит образование оврагов. Эрозия почвы в XX столетии стала всемирным злом.

Распашка обширных степных площадей в России и других
странах стала причиной пыльных бурь и гибели миллионов гектаров плодороднейших земель.

Особую опасность представляют химические средства защиты, особенно органические соединения, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с вредителями, болезнями и сорняками.

Избыточное орошение, в условиях жаркого климата, может вызывать засоление почв. Радиоактивное загрязнение почвы несет большую опасность. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них, вызывая различные заболевания. Долгоживущие радиоактивные элементы сохраняются в экосистемах сотни лет.

Сокращение природного разнообразия. Чрезвычайная эксплуатация, загрязнение, а зачастую и просто варварское уничтожение природных сообществ приводят к резкому снижению разнообразия живого. Вымирание крупных животных драматично, и они, естественно, подлежат охране. С лица Земли за последние 300 лет исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10000 лет.

Какие меры необходимо предпринять для сохранения нашей окружающей среды?

Такими мерами могут являться:

· Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки;

· Экологическая экспертиза всех видов производств и промышленной продукции;

· Создание безотходных и малоотходных технологий;

· Создание заповедников, заказников и национальных парков с целью сохранения природных комплексов;

· Ограничение лова рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов;

· Ограничение несанкционированного выброса мусора, строительство специальных очистительных заводов;

· В сельском хозяйстве использовать органические удобрения, соблюдать севооборот;

· Искусственно восстанавливать вырубленные леса.

А теперь давайте зададим себе такой вопрос: «Что могу сделать именно я, чтобы сохранить окружающую среду?»

Не ломать деревья, кусты;

Сажать деревья и цветы;

Не мучить животных и птиц;

Собирать макулатуру (чтобы срубали меньше деревьев).

Экономить природные ресурсы (например, воду, электрическую энергию);

Меньше использовать химикаты и пластик;

Не использовать вещества, разрушающие озоновый слой;

Не мусорить, соблюдать чистоту о оказывать свою помощь в уборке мусора.

Заключительное слово учителя:

Мы теперь знаем что угрожает нашей окружающей среде, если погибнет природа, погибнем и мы. Чтобы этого не случилось, человек должен поменять свое отношение к природе. А для этого необходимо, чтобы каждый человек принял активное участие в сохранении нашего природного богатства.

«Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы…Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

(разработка ко Дню знаний для учащихся 5-11 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

Пояснительная записка

Данный сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии» рекомендуется проводить, как первый урок ко Дню знаний 1 сентября. В сценарии затрагиваются экологические проблемы природы, рекомендуются использование новых технологий для сохранения природы, рассматриваются мероприятия необходимые для сохранения природы. Сценарий разработан для учащихся 5 - 11 классов.

Цель: рассмотреть экологические проблемы природы, предложить использование новых технологий для сохранения природы и предложить мероприятия необходимые для сохранения природы.

Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации.

Сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии»

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Л. Толстой.

Кл рук: Ребята, наш первый классный час в 2017 году называется

«Сохранение природы, наука и технологии». Классные часы под таким названием проводятся во всех школах нашей большой необъятной страны. Название придумано не зря. Мы, живем с Вами век великих открытий и технологий. Эти открытия и технологии влияют на природу и на человека. Мы сегодня поговорим о природе, открытиях и новых технологиях

Ведущий 1 : 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Ведущий 2: Глава государства распорядился образовать организационный комитет по проведению Года экологии. Председателем назначен руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.

Ведущий 1: С 1 августа 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.

Ведущий 2: Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.

Кл. рук: Природа - первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человеческое общество окружено повсюду природой. Мы непрерывно взаимодействует с природой во всех возможных направлениях. Природа для человека имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное.

Мы живем время, когда сильно развита наука и технологии. В наш компьютер век человек наносит большой вред природе.

Ведущий 1: Благодаря многовековым достижениям науки и техники сейчас мы получили в руки мощные орудия влияния на природу. Наши достижения дают возможность человеку вторгаться в макромир и микромир, влиять на жизнь биосферы, превращать миллионы девственных нетронутых земель в сельскохозяйственные поля и монокультурные сады, беспорядочно генетически модифицировать множество пород животных и сортов растений, создавать урбанистические ландшафты. Вторгаясь в жизнь природы, человек зачастую нарушает извечные природные закономерности, приводит к жизни нежелательные для него же самого изменения окружающей среды. Сейчас перед людьми остро стоит задача по предотвращению экологического кризиса, усилению охраны природы и грамотному использованию ее не бесконечных ресурсов.

Прогресс человечества связан с научно-технической революцией. Рождалась она медленно и постепенно, чтобы сейчас, в новом тысячелетии, дать начало гигантскому экологическому коллапсу.

С одной стороны, мы наблюдаем качественный скачок в научно-технических возможностях человечества, с другой же стороны, наблюдаем качественный скачок в жутких средствах разрушения природы, в военном деле, которое способно стереть все живое с лица Земли.

Ведущий 2 : Современный век информатики и электроники, компьютеров и роботов оставляет без работы миллионы людей, молодые и образованные вынуждены идти на базар торговать. Богатство и власть всё сильнее концентрируются в руках банкиров и олигархов. Милитаризм разбухает на гонке вооружений, стремящейся в конце концов захватить и политические рычаги управления. Он реально становится жутко уродливым и крайне опасным чудовищем XXI века. Усилиями гонки вооружений самые передовые научно-техническая достижения превращаются в оружие массового уничтожения людей. От этого страдают как сами люди, так и вся окружающая среда.

Сегодня становится ясным одно – научно-технический прогресс обязан найти ответ на вопрос: как радикально улучшить использование не возобновляемых природных ресурсов окружающей среды, материалов, сырья, энергии и топлива на всех стадиях производства - от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции. Охрана окружающей среды должна стать первостепенной задачей. Пора снизить энергоемкость, материалоемкость и металлоемкость производства. Бережное отношение к ресурсам должно стать важным источником удовлетворения потребностей людей в сырье и материалах, топливе и энергии.

Кл. рук : Ребята, экологическое положение нашего района в не лучшем состоянии. Сегодня у нас в гостях эколог нашего района. Предоставим ему слово.

Эколог : Выступление эколога о экологическом состоянии района.

Кл. рук : Ребята, вы можете задавать вопросы нашему гостью.

Учащиеся : Учащиеся задают вопросы экологу.

Кл. рук: Дорогие ребята, у каждого из нас имеются мобильные телефоны и смартфоны. С помощью их можно сделать окружающий мир лучше. Ребята, попробуйте ответить на вопрос: популярны ли в нашей стране мобильные технологии? Как вы думаете?

Ученики : (ответы учеников)

Кл. рук: На что способны наши гаджеты?

Ученик 1 : С помощью мобильных технологий можно спасать леса от пожаров, беречь животных, спасть деревья, беречь природу о мусора и многое другое.

Ученик 2 : Следить за лесом помогают видеокамеры на базовых станциях. С помощью них можно определить место пожара. Также с помощью камер можно следить за редкими животными в заповедниках. Видеокамеры имеются во многих регионах нашей страны.

Ученик 3: Каждый ученик, находясь дома может посадить дерево,

через интернет - сервис «Посади дерево». Это помогает восстановить пострадавшие от пожара леса.

Кл. рук: Ребята, нас всюду окружают кучи мусора. Очень много мусора в воде. Его называют Большое Тихо океаническое мусорное пятно. Размер точно неизвестен, в нем очень много пластика.

По подсчетам ученых к 2050 году пластика в океане станет больше, чем рыбы. Как можно поступить, чтобы этого не было? А какое положение у нас? Как вы можете помочь?

Учащиеся : У нас тоже очень много мусора.

Ученик 4: Сфотографировать и отправить властям и экологическим активистам.

Ученик 5: Провести субботники по очистке дворов, лесов, берегов. Не стоять в стороне, а принять активное участие с привлечением товарищей.

Кл. рук: Как поступить с собранным мусором?

Ученик 6 : Рассортировать и дать на переработку на заводы. Получить сырье для новой продукции, т. е вторичное использование.

Кл. рук: Ребята, у всех у нас дома много не нужных вещей, а как вы поступаете с ними?

Ученик 7 : Отдаем тем, кому они нужны. Даем второю жизнь вещам.

Ученик 8 : Сжигаем и отравляем воздух ядовитыми газами, поэтому сжигать мусор нельзя. Мусор сгорает не полностью.

Ученик 9 : Выбрасываем в мусор. В естественных условиях разлагаются: пищевые отходы- от 2 до 5 недель, шерстяной носок- 1 год, бумага от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло- более 1000 лет.

Кл. рук: Ребята, многие вещи содержат ядовитые вещества, их нельзя выбрасывать. Их надо сдавать в специальные приемные пункты. К таким вещам относятся лампочки, градусники батарейки и др. Вторичная переработка вещей экономит природные ресурсы и мало тратиться воды.

Кл. рук: Очень много новых изобретений, для экономии электроэнергии. Имеются станции, работающие на экологически чистых источниках энергии: солнечные батареи, ветряные электростанции.

Ученик 10 : В Хабаровске молодой предприниматель изобрел рюкзак со встроенными солнечными батареями, от которых можно зарядить смартфон, планшет и ноутбук.

Ученик 11 . Однажды в компьютерный, атомный век
По лесу разумный шагал человек.
Он бросил окурок в траву под кустом,
Он вовсе не думал, что будет потом.
Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,
И сразу весь лес охватил сильный жар.
Все звери и птицы спешили туда,
Где рос самый умный дуб у пруда.
Огонь мчался следом, огонь все съедал,
Вот пламенем красным и дуб запылал.
Он вдруг застонал, впервые за век:
«О, что ты, разумный, творишь, человек?

Ученик 12. И сколько беды ты несешь за собой!
И сколько несчастья творится тобой!
О будущем думаешь ты ли едва …»
Оборванной фразой застыли слова.
Зловещий огонь пожирал дальше лес,
А крошечный зайчик ждал с неба чудес.
Он лапки сожженные к небу поднял.
«Спасите! Спасите! - он тихо шептал.
И небо услышала тоненький зов,
И тучу послала с дождем и грозой.
Вот туча открыла ответный удар,
Нескоро затих бушевавший пожар.


Ученик 13.
И сколько успел нанести он беды,
Хотя ведь пожара могло и не быть.
Но просто по лесу в компьютерный век
Разумный и сильный шагал человек.
И хочется дереву, хочется птице
К тебе, человек, всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.

Ученик 14. Беречь ее надо не завтра - сейчас!
Ты техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В науке открытий немало творя,

Ты грязную воду сливаешь в моря.
Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства, беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету оставить в наследство.

Ведущий 1: В России охрана природы - достаточно запущенное дело. К природоохранной работе мало привлекаются учащиеся. Пассивная работа школьников в кружках юных экологов, и малоэффективная деятельность «зеленых» и «голубых» патрулей, которые объединяют небольшое количество ребят. Кто сейчас, скажите, следит за чистотой рек, озер и прудов, охраняет рыбные ресурсы?

Ученик 15: Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

Ведущий 2 : Важнейшим условием выхода из экологического кризиса является сближение человека и природы , поиск путей их совместного жительства. Это, прежде всего, выражено в стремлении многих людей покинуть город и жить на своей земле, обрабатывать её своими руками, а не жуткой сельскохозяйственной техникой. Так рождается настоящая любовь к природе и дружба с ней. Так рождается новое поколение людей, способных не только эксплуатировать природу , но и отдавать себя, свой труд, свою жизнь на благо окружающей среде , на благо природе .

Источники информации:

1.http://eco.vrnlib.ru/vyskazyvaniya-velikix-o-prirode/ Высказывания великих о природе.

2.http://kuglib.ru/publ/prioritet_goda/god/2017_god_ehkologii/13-1-0-287 2017 - Год экологии в России

3.http://pandia.ru/text/80/141/6487.php Стихи о экологии

4. http://www.duhzemli.ru/ohrana-prirody/01-environment.html Энциклопедия охраны окружающей среды

Катан Анастасия

Исследовательская работа по экологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

Россия. Ямало-Ненецкий автономный округ.

Муниципальное образование город Новый Уренгой.

НОМИНАЦИЯ «ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»

ТЕМА РАБОТЫ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ-СОХРАНИМ БУДУЩЕЕ»

РУКОВОДИТЕЛЬ: Реймхе Мария Владимировна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №8

г. Новый Уренгой

2014 год

  1. Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3
  2. Экология. Глобальные экологические проблемы. . . . . .. . . . . . . . . .стр. 4
  3. Заключение. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .. . стр. 6
  4. Использованная литература. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 7

Введение

Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала – он её переделывает.

Анатоль Франс

Актуальность выбранной темы:

ЧЕЛОВЕК-ЕДИНИЦА ПРИРОДЫ. Посмотрите вокруг! Какие прекрасные растения, разнообразные животные, насекомые нас окружают. Природа успокаивает, радует, удивляет, волнует.

Богата наша тундра вкусными ягодами, замечательными грибами. Кто из нас не ходит осенью в лес, чтобы полакомиться этими дарами природы? Все мы ходим на природу, дышим свежим воздухом, наслаждаемся полётом багровых, лиловых и зеленых листьев. А вот и серенький зайка проскочил, видно испугался появления людей. Неповторима и чарующа наша природа!

Каждый год осенью мы тоже всей семьей отдыхаем на природе, собираем грибы, ягоды и просто наслаждаемся красотой леса. И каждый год я наблюдаю одну и ту же картину: изобилие пустых бутылок, полных пакетов мусора, пачек от сигарет. Все это омрачает мое пребывание в лесу…

И каждый год я задумываюсь над поступками нас, людей. В моей голове возникает множество вопросов:

«Неужели трудно забрать с собой мусор после отдыха и выбросить его в урну?»;

«Кто же, если не мы, убережет, защитит нашу природу?»;

«Почему мы, люди, отдыхая на природе, вдыхая аромат цветов и трав, впоследствии сами же ее и губим?»;

«Почему мы так жестоки к тому, что нам дано, что нас окружает?».

Вопросов у меня много, ответ лишь один: человеческая беспечность, лень, безответственность, неблагодарность.… Ведь от всех других живых существ человека отличает то, что он умеет замечать красоту окружающего мира и радоваться ей.

Однако с появлением и развитием человечества происходит постепенное разрушение растительного мира, истребление многих животных. Каждый живой организм, включая людей, изменяет окружающую среду. С развитием общества, увеличением количества заводов и предприятий, воздействие человека на окружающую среду начинает наносить ей вред, постепенно уничтожать.

Вспомним высказывание Евгения Евтушенко, которое является призывом, криком в отношении человека к природе:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!

Размышляя над всем этим, мне захотелось узнать о той ситуации, которая происходит в окружающем нас мире, в природе, понять каково влияние человека на природу, когда оно началось, и чем грозит это влияние будущему поколению.

В условиях современной экологической ситуации взаимодействие человека и природы очень сложно, и каждый из нас должен понимать, что без изменения сознания людей и отношения к природе, жизнь человека может погибнуть гораздо раньше.

Технический прогресс облегчает жизнь человека, однако заводы, автомобили и электростанции загрязняют воздух, которым мы дышим.

Агрессивное воздействие человека на природу привело к изменению и ухудшению состояния окружающей среды, качества продуктов питания, возникновению заболеваний. Вырубка лесов, загрязнение озер и водоемов вследствие экологических катастроф, браконьерство, лесные пожары, наводнения…Этот перечень можно продолжить. Все это является результатом необдуманной деятельности человека. В связи с этим возникает много чрезвычайно острых проблем и в первую очередь - экологических.

Поэтому основная цель моей работы: призвать к бережному отношению к окружающей среде, сохранить для будущего поколения нашу замечательную природу и доказать, что природа является главным фактором здоровья человека.

Мы познакомимся с терминами «экология», «экологическая безопасность», выделим правила личной экологической безопасности и постараемся доказать, что Земля - наш дом, сохраним свой дом - сохраним своё здоровье.

Объект исследования: мы и мир вокруг нас.

Предмет исследования: влияние деятельности человека на окружающую среду.

Гипотеза: если научить людей бережно относиться к окружающей среде, следующее поколение не столкнется со многими проблемами, которые существуют сейчас.

Практическая значимость: данная работа поможет заинтересовать многих неравнодушных к природе людей и даст возможность задуматься над своим отношением к миру вокруг нас. Ведь каждый может внести свой вклад и помочь сохранить нашу прекрасную природу!

Экология. Глобальные экологические проблемы.

Что такое экология?

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи - жизнь на Земле. Человечество тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с ней всеми корнями, существует за ее счет .

В переводе с греческого «ойкос» – дом, «логос» – наука. Можно сказать, что экология – это наука о доме, планете Земля. Впервые термин «экология» был употребленным в 1866 г. немецким биологом Эрнстом Геккелем (1834-1919). Экологическая безопасность – защита от вредного воздействия окружающей среды.

Рассмотрим глобальные экологические проблемы и определим пути их решения.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Мы с удовольствием купаемся в речке, собираем грибы, ягоды, дышим свежим воздухом леса после грозы. Но всё ли в природе нравится нам? Одни животные вызывают у нас страх, на других нам неприятно смотреть.

Остановитесь! Запомните: каждое растение, каждое живое существо удивительны и нужны природе! В ней нет ничего лишнего! Любить природу – значит не трогать её, не мешать ей жить по своим законам.

Поэтому среди глобальных экологических проблем мне бы хотелось отметить следующие :

  1. уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных, часть из них занесена в Красную книгу.

Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и грибов;

  1. в значительной мере истреблен лесной покров вследствие вырубки и пожаров;
  2. загрязнены природные воды;
  3. атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
  4. загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Становится совершенно очевидным губительное отношение человека к природе. В настоящее время хозяйственная деятельность человека становится основным источником загрязнения окружающей среды. В природную среду выбрасываются отходы производств, которые затем попадают в почву, воздух или воду и, в конце концов, в организм человека. Попадая в организм человека, токсичные вещества вызывают различные заболевания, которые могут перейти в хронические, часть из них вызывает мутацию, онкологические заболевания и приводит к смерти.
Чтобы защитить себя от вредного воздействия загрязняющих, токсичных веществ, необходимо соблюдать основные правила личной экологической безопасности.

Перед Вами правила экологической безопасности. Под правилами перечень слов. Сейчас мы с Вами определим, какие правила нам необходимо соблюдать, чтоб сберечь, сохранить наше здоровье крепким.

А теперь выясним, какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем.

  1. Беречь растения и животных, живущих рядом с нами;
    2. Охранять и восстанавливать леса, защищать их от пожаров, вредителей и болезней;
    3. Бережно расходовать воду, обязать предприятия использовать систему очистки сточных вод, использовать корабли-мусоросборщики и нефтесборщики для очистки водоемов.

4. Озеленять города и промышленные центры, заменить автомобили на электромобили, на заводах и фабриках поставить дымоуловители.

5. Государство устанавливает нормы по вылову рыбы, запрет на промысел китов, создаются общественные организации по защите окружающей среды, например, «ГРИНПИС».

Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Каждый из нас должен знать правила поведения на природе и строго следовать им. (приложение 1)

Заключение.

Природа – среда жизни и источник существования человека. В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. Все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения на природе.

Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, в школах и детских садах необходимо вести беседы с детьми на тему бережного отношения к природе, проводить открытые уроки. Ведь каждый из нас может внести значительный вклад в защиту, сохранность нашей природы. И если мы, люди, не будем беречь нашу природу, наш край родной, все то, что дает природа нам, то будущее поколение просто не сможет выжить в постепенно формирующихся природных условиях, в той экологии, которая будет через несколько поколений.

Наслаждайтесь красотой родной природы, зелеными лугами и лесами, звонким пением птиц, порханием бабочек и стрекоз. Наблюдайте жизнь природы, изучайте ее и любите!

Использованная литература:

  1. Иллюстрированная энциклопедия фактов/Ред. Дылейко А.А., Зарицкая Т.А., Марук В.А., Тихонович В.Е.-СПб.: Белфакс, 1999. – 504с.: ил.
  2. Окружающий мир: Учеб. для 2кл. четырёхлет. нач. шк./ Виноградова Н.Ф.– 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1997. – 192с.:, ил.
  3. Основы экологии: Учеб. для 9кл. общеобразоват. учреждений/ Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. – М.: Просвещение, 1997. – 240с.: ил.
  4. Почемучка/Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1991. – 384с.: ил.
  5. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/Глав. ред. Володин В.А., вед. научн. ред. Вильчек Г.Е., отв. ред. Ананьева Е.Г. – М.: Аванта + , 2003. – 448с.: ил.
  6. Ссылка на Интернет-ресурсы: htt://domznaniy.ru/, http:// dishisvobodno.ru/, http://injstroj.ru/.

Приложение 1

Правила поведения на природе