С каких слов начать выступление. Подходит или нет? Место публичного выступления

Многие люди боятся выступать на публике, будь то с речью, с тостом на свадьбе друзей или в классе у доски. К счастью, вы можете сделать для себя выступление на публике менее волнительным посредством некоторых советов из данной статьи. Этот навык может никогда не стать вашим коньком, но у вас будет меньше шансов на то, что вы бросите свое выступление прямо на середине перед большим количеством народа.

Шаги

Часть 1

Подготовка к выступлению
  1. Знайте тему своего выступления. Составной частью превращения в раскованного и динамичного оратора является проверка того, что вы знаете то, о чем говорите, и знаете это хорошо. Недостаток знаний может заставить вас нервничать и чувствовать неуверенность во время выступления, что очень быстро поймет ваша публика.

    • Ключом к успеху является предварительная подготовка. Потратьте время на планирование речи, чтобы она казалась естественной и логичной. Также вам следует убедиться в том, что вы умеете обыгрывать речь таким образом, чтобы акцентировать свои положительные качества оратора и приглушить имеющиеся недостатки.
    • Даже во время публичного выступления порой приходится отвечать на вопросы как на уроке, поэтому вам обязательно необходимо хорошо знать тему своего выступления. Это поможет вам почувствовать себя увереннее, что также создаст хорошее впечатление на ваших слушателей.
  2. Тренируйте тело. Несмотря на то, что выступление на публике не является участием в соревновании по бегу, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ваше тело хорошо вас слушалось. Это подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от перетаптывания с ноги на ногу во время выступления (успокойте пальцы ног, и вы перестанете топтаться). Сюда также относится правильное дыхание, чтобы вы могли правильно планировать и произносить фразы.

    • Говорите от диафрагмы. Это поможет вам звучать четко и громко, чтобы публика могла вас слышать без излишних усилий и крика вашей стороны. Для тренировки встаньте прямо и положите руку себе на живот. Вдохните и выдохните. На вдохе сосчитайте до пяти, а затем до десяти на выдохе. Вы почувствуете, что живот начал расслабляться. Вам необходимо научиться дышать и говорить в таком расслабленном состоянии.
    • Модулируйте собственный тон голоса. Определите высоту своего голоса. Она слишком высокая? Слишком низкая? Расслабленное состояние, выбранная комфортная поза (стоя) и правильное дыхание помогут вам подобрать для выступления более удобный и приятный тон голоса.
    • Избегайте захлебывания дыхания и вдохов верхней частью груди, так как и то, и другое может заставить вас волноваться и напряжет ваше горло. В результате, ваш голос станет более напряженным и скованным.
  3. Знайте структуру собственной речи. Знание собственной речи столь же важно, сколь и знание темы, о которой вы будете говорить. Существуют различные методы преподнесения речи, поэтому вам необходимо выбрать тот способ, который будет для вас наиболее удобным.

    • Для выступления с речью вам понадобится заготовить карточки с тезисами или планом выступления. Либо тезисы можно просто запомнить, если у вас хорошая память (не пытайтесь сделать это по памяти, если вы не уверены на сто процентов, что ничего не забудете).
    • Вам не стоит записывать на карточках с тезисами каждую деталь (оставьте немного пространства для импровизации), однако будет полезным сделать на них вспомогательные заметки, например, "пауза после этого сообщения" или "не забыть сделать вдох", чтобы на самом деле не забыть об этих вещах.
  4. Выучите собственную речь. У вас нет обязательной необходимости целиком запоминать свою речь или основные ее тезисы, но это может быть огромным подспорьем для того, чтобы казаться увереннее и осведомленнее в теме выступления. Однако убедитесь в том, что у вас достаточно для этого времени.

    • Перепишите свою речь несколько раз. Этот метод помогает лучше запомнить речь. Чем больше вы ее пишите, тем легче вам будет ее вспомнить. После того, как вы перепишите речь много раз, проверьте себя, насколько хорошо вы ее запомнили. Если ли в вашей речи есть такие участки, которые вы не можете вспомнить, перепишите их еще несколько раз.
    • Поделите речь на более мелкие части и запомните каждую из них в отдельности. Действительно бывает трудно запомнить всю речь целиком. В таком случае для запоминания лучше будет поделить ее на мелкие части (начните учить речь с запоминания самой главной смысловой части, а затем переходите к запоминанию остальных основных частей, и так далее).
    • Для запоминания используйте метод локаций. Поделите речь на абзацы и ключевые моменты. Визуализируйте в уме определенную картину для каждого ключевого момента (это аналогично представлению себе Гарри Поттера при произнесении имени Д.К. Роулинг и обсуждении того, какой немалый вклад она сделала в детскую литературу). Определите локацию для каждого ключевого момента (например, Хогвартс для Роулинг, луг для Стефани Майер и так далее). Теперь вам необходимо просто перемещаться между локациями (например, представьте, что вы летите на метле от Хогвартса до луга). Если вам требуется рассказать о многих вещах, то поместите их в особые места вокруг основной локации (например, для обсуждения популярности Гарри Поттера отведите главный зал Хогвартса или для сообщения о вкладе писательницы в пересмотр жанра – поле для игры в квиддич).
  5. Узнайте свою аудиторию. Вам необходимо знать, перед кем вы будете выступать, так как определенные приемы речи могут подходить одному типу аудитории и быть совершенно скучными для других аудиторий или даже злить определенные группы людей. Например, нельзя быть неформальным во время деловой презентации, но можно придерживаться неформального стиля при общении со студентами колледжа.

    • Юмор является отличным способом для того, чтобы снять напряжение с себя и аудитории. Обычно есть определенные шутки, которые уместны для большинства публичных ситуаций (но не всегда!). Будет неплохо начать выступление с небольшой шутки, чтобы разрядить атмосферу и создать впечатление у публики в собственной уверенности. Для этого можно рассказать какую-нибудь забавную (и правдивую) историю.
    • Поймите, что вы пытаетесь донести до аудитории. Хотите ли вы сообщить ей новую информацию? Переформулировать старую информацию? Убедить людей что-то сделать? Это поможет вам сконцентрироваться на том, чего вы пытаетесь добиться.
  6. Практикуйте выступление. Это крайне важно, если вы хотите хорошо выступать на публике. Недостаточно просто знать материал, который вы пытаетесь донести людям. Вам необходимо потренироваться выступить с речью несколько раз, чтобы начать комфортно себя ощущать во время выступления. Это аналогично разнашиванию обуви. Когда вы надеваете новую пару обуви в первые несколько раз, вы получаете мозоли, но вскоре уже начинаете ощущать себя комфортно в хорошо посаженной по ноге обуви.

    • Постарайтесь посетить то место, где будете выступать и попрактикуйтесь там. Это позволит вам стать существенно увереннее, так как вы будете лучше знакомы с местом.
    • Снимите свою репетицию на видео и выявите сильные и слабые стороны выступления. Несмотря на то, что просмотр видеозаписи со своим выступлением может показаться обескураживающей задачей, это отличный способ выявить свои сильные и слабые стороны. Вы можете заметить свои нервные тики (например, переступание с ноги на ногу или поглаживание волос руками) и сможете поработать над их истреблением или сведением к минимуму.

    Часть 2

    Проработка содержания своей речи
    1. Выберите правильный стиль выступления. Существуют три стиля выступления: информативный, убедительный и развлекательный. Несмотря на то, что они могут накладываться друг на друга, каждый из них обладает отдельными специфичными функциями, которые и выполняет.

      • Основной целью информативного стиля выступления является сообщение фактов, деталей и приведение примеров. Даже если вы пытаетесь в чем-то убедить аудиторию, это происходит на основании фактов и информации.
      • Убедительный стиль выступления полностью строится на том, чтобы в чем-то убедить аудиторию. В нем вы можете привлекать на помощь факты, но также будете использовать эмоции, логику, собственный опыт и так далее.
      • Целью развлекательного стиля выступления служит восполнение потребности людей в социальном общении, но при этом в нем часто используются некоторые аспекты информативной речи (например, в свадебном тосте или в благодарственной речи).
    2. Избегайте размазанного вступления. Вы, должно быть, слышали речи, начинающиеся с фразы: "Когда меня попросили выступить с речью, я не знал, о чем рассказать…" Не делайте так. Это один из самых скучных способов начать свою речь. Он ходит вокруг да около личных проблем оратора и нисколько не привлекателен для слушателей, как то полагает оратор.

      • Начните свою речь с сообщения основной и всеобъемлющей ее идеи, а также трех (или около того) основных поддерживающих ее фактов, чтобы позже рассказать о них более подробно. Слушатели запомнят вступление и заключение вашей речи лучше, чем вы сами помните любую из ее частей.
      • С самого начала откройте свое выступление так, чтобы привлечь внимание аудитории. Это подразумевает сообщение удивительных фактов или поразительных данных статистики, либо постановку вопроса с последующим ответом на него и рассеиванием любых сомнений публики, еще до их возникновения.
    3. Имейте четкую структуру выступления. Чтобы ваша речь постоянно не спотыкалась на каждом слове, вам необходимо придумать для нее четкий формат. Запомните, вы не пытаетесь ошеломить аудиторию фактами и идеями.

      • В вашей речи должна иметься одна четкая всеобъемлющая идея. Задайте себе вопрос, что вы пытаетесь донести до публики? Что вы хотите, чтобы люди вынесли из вашей речи? Почему они должны согласиться с тем, что вы говорите? Например, если вы готовите лекцию о тенденциях в национальной литературе, подумайте, почему вашу аудиторию это должно волновать. Вам не следует просто бросаться фактами.
      • Вам потребуется несколько основных аргументов, которые поддерживают вашу главную идею или позицию. Обычно лучше всего иметь три аргумента. Например, если ваша основная идея состоит в том, что детская литература становится более разнообразный, имейте один аргумент, доказывающий новые тенденции, второй аргумент, показывающий восприятие читателями этого разнообразия, и третий аргумент, который говорит о том, почему это разнообразие детской литературы имеет значение.
    4. Пользуйтесь правильным языком. Язык имеет чрезвычайно важное значение как в письменной, так и в устной речи. Вам необходимо воздержаться от использования большого количества слишком громоздких и длинных слов, потому что вне зависимости от того, насколько умна ваша аудитория, она быстро потеряет к вам интерес, если вы будете постоянно бить ее по голове толстым словарем.

      • Пользуйтесь яркими наречиями и прилагательными. Вам необходимо оживить собственную речь и аудиторию. Например, вместо фразы "детская литература представляет ряд различных перспектив" скажите фразу "детская литература представляет новый ряд потрясающих и разнообразных перспектив".
      • Пользуйтесь образными сопоставлениями, чтобы пробудить аудиторию и заставить ее запомнить ваши мысли. Уинстон Черчилль часто использовал фразу "железный занавес" для описания секретности Советского Союза. Образное сопоставление склонно лучше задерживаться в сознании слушателей (как это видно из того, что "железный занавес" стал крылатой фразой).
      • Повторы также служат отличным способом напоминания аудитории о важности вашей речи (подумайте о речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта..."). Это акцентирует больше основных аргументов и позволяет не забывать основную идею выступления.
    5. Придерживайтесь простоты. Необходимо, чтобы аудитория без труда следила за ходом вашей речи и продолжала ее помнить после окончания вашего выступления. Поэтому она должна не только содержать образные сопоставления и поразительные факты, но также быть достаточно простой и приближенной к сути. Если вы будете блуждать по болоту мало связанных с вашим выступлением фактов, то потеряете интерес аудитории.

      • Используйте короткие предложения и фразы. Это может быть сделано для создания особого драматичного эффекта. Например, может быть использована фраза "больше никогда". Она короткая, заряжена смыслом и обладает значительной силой.
      • Можно использовать короткие и содержательные цитаты. Очень многие знаменитые люди говорили что-нибудь забавное или насыщенные смыслом в достаточно коротких фразах. Вы можете попробовать воспользоваться заранее заготовленным высказыванием кого-либо из них. Например, Франклин Д. Рузвельт говорил: "Будь искренним и кратким, а после выступления сразу садись на место".

    Часть 3

    Выступление на публике
    1. Справьтесь с волнением. Практически каждый человек начинает немного нервничать перед тем, как ему предстоит предстать перед людьми для выступления с речью. Главное, чтобы на данном этапе ваша речь была уже готова, и вы знали, как ее преподносить. А для управления волнением, к счастью, существуют некоторые специальные методы.

      • Перед тем как предстать перед публикой и начать говорить, несколько раз сожмите и разожмите кулаки, чтобы справиться со скачком адреналина. Сделайте три глубоких и медленных вдоха. Это очистит вашу дыхательную систему, и вы будете готовы правильно дышать во время произнесения речи.
      • Встаньте прямо в уверенную, но расслаблено позу, поставив ноги на ширине плеч. Это заверит мозг в вашей уверенности, и вам будет легче произносить речь.
    2. Говорите медленнее. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок выступающими на публике людьми является попытка говорить слишком быстро. Ваша обычная скорость разговора существенно выше требующейся для выступления на публике с речью. Если вам кажется, что вы говорите слишком медленно, вероятно, вы все делаете правильно.
      • Сделайте глоток воды, если начинаете захлебываться собственной речью. Это позволит публике немного поразмыслить над уже сказанным, а у вас будет шанс притормозить.
      • Если среди аудитории будет присутствовать ваш друг или родственник, договоритесь с ним, чтобы он подал вам сигнал, если вы начнете говорить слишком быстро. Периодически во время произнесения своей речи посматривайте на этого человека, чтобы убедиться в том, что все идет по плану.
    3. Правильно завершите речь. Люди хорошо запоминают начало и конец выступления, они редко помнят то, что было в середине. Поэтому вам необходимо позаботиться о том, чтобы заключение вашей речи было запоминающимся.

      • Убедитесь в том, что публика поняла причину важности темы вашего выступления и то, почему эта информация для нее полезна. Если можете, закончите речь призывом к действию. Например, если вы говорили о важности уроков рисования в школах, закончите подачей идеи о том, что именно люди могут сделать в ответ на факт того, что количество часов уроков рисования было сокращено.
      • Закончите речь историей, иллюстрирующей главную мысль вашего выступления. Опять же, люди любят истории. Расскажите о том, как сообщенная вами информация оказалась для кого-то полезной, или об опасностях отсутствия данной информации, либо о том, какое именно отношение она имеет к публике (люди больше заинтересованы в том, что непосредственно с ними связано).
    • Слушайте и наблюдайте за великими ораторами, старайтесь проанализировать, что делает их успешными.
    • Не стесняйтесь своих недостатков. Демосфен был выдающимся оратором древних Афин, даже несмотря на то, что страдал затруднением речи. Хороший оратор может преодолеть эти трудности.
    • Постарайтесь сделать так, чтобы среди публики были люди, которых вы знаете. Будет даже еще лучше, если эти люди будут теми, с кем вы практиковали свое выступление. Это поможет вам почувствовать себя более комфортно и привычно.
    • Когда задаете публике вопрос ради поддержания интереса, старайтесь спрашивать что-то такое, на что люди смогут без труда ответить, а затем подтвердите и расширьте их ответ через разъяснение собственного мнения и мыслей.
    • Постарайтесь практиковаться перед зеркалом!

    Предупреждения

    • Следите за тем, что вы едите перед выступлением на публике. Молочные продукты и сладкая пища могут затруднить речь из-за провоцируемой этой пищей мокроты в горле. Аналогичным образом следует избегать очень ароматной пищи (например, чеснока или рыбы), чтобы запах не мешал людям.

Оратор – это архитектор, созидающий стройные, высокие, низкие, длинные, короткие постройки из идей в умах своих слушателей. В любом строительстве все начинается с фундамента. Это основа любого здания. Похожа ситуация и в ораторской речи. Начало выступления можно сравнить с фундаментом. Ведь с него начинается любая речь. А уверенное и безошибочное начало – половина успеха. Выходя на сцену, вы приковываете к себе внимание аудитории на несколько секунд. Но вот как его удержать в следующие пять минут? И здесь возникает вопрос о том, как сделать из начала своего выступления «крепкий фундамент». Для этого необходимо обладать знаниями в этом аспекте . Именно этому и будет посвящена статья

Приводите конкретный пример

Многие начинающие ораторы считают, что сначала нужно изложить общие положения. В то время, когда примеры легче для восприятия и понятнее аудитории. Так почему бы не начинать с них? Начните свое выступление с примера, захватите внимание и интерес аудитории, а после этого беритесь рассказывать общие замечания по вашему примеру. И такое начало будет неплохим.

Используйте какую-либо вещь или предмет для привлечения внимания аудитории

Его можно держать в обеих руках, в одной руке, на ладони, над головой, на уровне пояса. Это все не очень существенно. Однако немаловажно, чтобы ваш предмет был связан с темой вашего выступления. Посмотрите на . Он чуть ли не постоянно на своих презентациях держит в руках какой-нибудь гаджет.

Начинайте с шокирующих фактов

Например, «В России самый высокий показатель преступности в мире». Не факт. Но то, что подобное начало произведет эффект, ясно.

Начните с мощной цитаты

Высказывания известной личности неизменно имеют притягательную силу. Поэтому нужное изречение – один из самых успешных способов начала ораторской речи. Как вы оцениваете нижеприведенное начало выступления о личностном успехе: «Никакие поражения не фатальны, никакие успехи не окончательны, значение имеет лишь мужество продолжать!» ()

Такое начало имеет два положительных момента. Первое, цитата вызывает интерес. Второе, цитата приводит вас с аудиторией прямо к сути дела.

Задавайте вопросы

Это не только возможность наладить контакт с аудиторией посредством интерактива. Вопрос поможет подобрать ключик от умов слушателей, т. к. заставляет их думать с оратором, сотрудничать с ним.

Возбуждайте любопытство

Это немаловажно для захвата внимания аудитории. Для этого вы можете использовать от одной фразы до нескольких абзацев. Я знаю историю одного охотника, который обвязывался простыней и начинал ползать взад-вперед, возбуждая таким образом любопытство у животных и привлекая их, свою добычу.

Как не стоит начинать выступление

Не стоит начинать со смешных историй. В публичном выступлении нет ничего более сложного, чем рассмешить свою аудиторию. Юмор – вещь очень тонкая. Имейте в виду, что истории не всегда бывают смешными сами по себе. Во многом тут играет роль харизма оратора. Подавляющая доля рассказчиков потерпит провал с шутками знаменитых ораторов таких, как, например, Марк Твен. Сам автор однажды попал впросак на чемпионате ораторов, рассказывая смешную историю. Однако читатель может оказаться человеком с великолепным чувством юмора. В таком случае – флаг Вам в руки.

Не начинайте с извинений: «Я плохой оратор… Я плохо подготовился… Мне нечего сказать» Даже если вы плохо подготовлены, часть слушателей поймет это без вашей помощи. А другая не поймет.

Несмотря на все советы в этой статье, многое будет неизбежно зависеть от вас самих, от аудитории, предмета выступления, подготовленного материала. Тем не менее автор надеется, что советы, приведенные в этой статье, окажутся полезными.

Рано или поздно каждому человеку приходится выступать перед публикой. И поскольку последняя настроена весьма эгоистично, это занятие может доставить уйму хлопот. Но как говорил Марк Твен: «Публика изначально от вас ничего не ждет», - так что не стоит нервничать, однако неплохо будет воспользоваться несколькими полезными советами и пересмотреть примеры публичных выступлений.

С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное - привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Конец выступления

Что касается окончания, то здесь важно подвести итоги всего выступления, выделить основные мысли и вспомнить затронутые проблемы. Последние фразы должны иметь определенный эмоциональный посыл и быть выразительными, только так слушатель сможет не только наградить выступающего аплодисментами, но и станет приверженцем его идей. Хотя, сколько ни говори о правильном конструировании выступления, проще будет рассмотреть примеры публичных выступлений.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные . В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после - личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком - это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель - увлечь за собой аудиторию.

Оратор - это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели - подсудимого оправдали.

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Процветание страны

Заканчивая статью, хотелось бы привести еще один вариант публичного выступления. Пример текста на тему «Воровство в Японии».

«На процветание страны влияет множество человеческих и экономических факторов. Среди них есть один, почти несущественный факт, который нам покажется фантастической нелепостью.

В Японии не воруют. Вообще не воруют. Никак не воруют. Никогда не воруют. Люди не запирают квартиры и автомобили. Магазины без опаски выставляют на улицы лотки с товарами и благополучно о них забывают. Они знают: никто не возьмет чужого.

В этой стране вы можете забыть что угодно и где угодно, а потом прийти за пропажей спустя несколько дней. Она так и останется нетронутой. Каждый японец знает: если что-то пропало, оно наверняка лежит там, где потерялось, а значит, найдется. Будь-то мобилка или кошелек, все равно любая вещь найдется.

В Японии не принимают чаевых. Продавец или официант будут бежать за вами несколько кварталов, чтобы отдать сдачу. Большинство жителей столицы передвигаются на велосипедах, и никто их не привязывает. Угнать велосипед?! Это же смешно!

Здесь знают: брать чужое - позор. После него человеку уже не будут доверять, он от него никогда не отмоется.

И кстати, об экономике. Чиновники свято следуют этому правилу: брать чужое - табу. Не так давно повесился японский министр, которого подозревали в вольном обращении с финансами. Даже не в воровстве. Из-за этой истории ушел в отставку и предыдущий премьер.

Итак, от чего зависит процветание страны? Правильно, от воровства, а если точнее - от его отсутствия».

Оратор - это своеобразный стрелок. Он либо попадает в цель и заставляет всех склонить перед ним головы, либо мажет, и тогда приунывшая толпа начинает заниматься своими делами, игнорируя слова спикера. Поэтому, прежде чем выступать перед публикой, нужно навести прицел на конкретную цель. Примеры публичных выступлений лидеров помогут.

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Необходимость произнести речь на уроке, собрании или рабочей презентации может взволновать любого. Работа над текстом речи укрепит вашу уверенность в себе. Обдуманность и внимание к деталям позволят создать информативную, убедительную, мотивирующую или развлекательную речь! Уделите работе необходимое количество времени и тренируйтесь произносить речь.

Шаги

Как написать черновой вариант

    Хорошо изучите тему. Работа над информативной или убедительной речью требует глубокого изучения вопроса! Такой подход позволит написать достоверный и убедительный текст. Ищите сведения и доводы в надежных источниках - книгах, научных журналах, газетных статьях и на правительственных сайтах.

    • Если нужно написать речь для урока, то уточните количество и допустимые типы источников у своего учителя.
  1. Рассматривайте тезисы в логическом порядке. После знакомства с темой и контекстом сразу же переходите к тезисам. Четко высказывайте каждое утверждение и сообщайте вспомогательные сведения, факты, доказательства и статистику, чтобы объяснить каждый тезис. Следует исходить из расчета 1 абзац на один аспект.

    • Например, если речь касается испытаний косметических средств на животных, сначала скажите о том, что это жестоко, затем объясните нецелесообразность и обсудите альтернативы.
  2. Поднимайте новые темы и резюмируйте ранее рассмотренный материл. Еще один способ помочь слушателям разобраться в тезисах - предложить беглый обзор на 1–2 предложения до перехода к новой теме и кратко подытожить материал в 1–2 предложениях после объяснения. Используйте для предварительного знакомства и резюме простые слова, которые помогут доступно изложить ваши идеи.

    • Например, если вы хотите рассмотреть синдром отсроченной мышечной боли (также известный как крепатура), то сначала вкратце объясните суть понятия, затем углубитесь в детали и скажите, как оно соотносится с темой, а завершите эту часть речи кратким выводом по основному тезису.
  3. Используйте переходы для упрощения восприятия. Переходы улучшают плавность речи, а также помогают увидеть связь между тезисами. Переходы не всегда заметны, когда вы читаете и пишете тексты, но их отсутствие сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы использовали в речи разные переходы. Примеры:

    • далее;
    • затем;
    • ранее;
    • впоследствии;
    • сначала;
    • во-вторых;
    • в настоящий момент;
    • на следующей неделе.
    • Например, если вы описали влияние глобального потепления на численность белых медведей, то завершите речь рассказом о тех некоммерческих организациях, которые занимаются защитой окружающей среды и популяции белых медведей.
    • Если вы поделились своей мотивирующей историей о похудении, то скажите, с чего следует начинать и какие полезные ресурсы использовать.

    Как сделать речь интересной и увлекательной

    1. Используйте короткие и простые слова и предложения. Громоздкие слова вместо равнозначных простых синонимов могут отпугнуть слушателей. Длинные и сложные предложения могут сбивать с толку и приводить к путанице. В большинстве случаев следует использовать простой язык. Так, единственным исключением будут ситуации, когда мысль или идею просто невозможно выразить иначе.

      Не заменяйте существительные местоимениями для предельной ясности. Конечно, иногда можно использовать местоимение, особенно в попытке избежать многократных повторов. Тем не менее слишком большое количество местоимений помешает слушателям следить за вашими доводами. По возможности отдавайте предпочтение именам собственным (названия мест или вещей, имена) и не злоупотребляйте местоимениями. Примеры распространенных местоимений:

    2. Повторяйте слова и фразы несколько раз. Повторение - эффективный прием в любой речи. Если многократные повторы разных слов могут отвлекать, то повторение конкретного слова или фразы несколько раз поможет придать вашему доводу четкую форму и увлечь слушателей.

      • Например, если вы произносите речь перед группой торговых представителей, которые желают увеличить продажи нового продукта под названием «Синергия», можно повторять простую фразу вроде: «Рассказывайте покупателям о „Синергии”» или произнести слово «Синергия» несколько раз на протяжении речи, чтобы напомнить слушателям о продукте.
      • В мотивационной речи о том, как бег помогает преодолеть эмоциональные трудности, повторите несколько раз такую фразу, которая подчеркнет эту идею: «Преодолейте боль посредством бега».