Наиболее часто задаваемые вопросы по всероссийским проверочным работам. Рособрнадзор: не надо ажиотажа, проверочные работы не повлияют на аттестат

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) сообщает, что согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2017 «О проведении мониторинга качества образования» в 2017-2018 учебном году будут проведены Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) для обучающихся 4-х и 5-х классов в штатном режиме, 6-х и 11-х классов по выбору образовательной организации.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 6-х и 11-х классах не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки так, как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в образовательной организации, проводившиеся в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях.

ВПР для обучающихся 11-х классов проводятся по следующим учебным предметам: «иностранный язык», «история», «физика», «химия», «биология», «география» для выпускников, которые не выбирают прохождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена по соответствующему предмету.

Вместе с тем сообщаем, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне, которые должны дать возможность оценить учебные результаты обучающихся по единым критериям. 

Отличительными особенностями ВПР являются единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех образовательных организаций Российской Федерации.

Задания ВПР для обучающихся 4-х, 5-х и 6-х классов разрабатываются в строгом соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Содержание и уровень заданий ВПР для обучающихся 11-х классов будут учитывать то обстоятельство, что выполнять эти работы предстоит выпускникам, которые не выбирают данные предметы при прохождении государственной итоговой аттестации. В связи с этим в задания, содержания ВПР, будут включены для проверки наиболее значимые элементы по каждому учебному предмету, важные для общего развития выпускника и его жизни в обществе, в том числе необходимые каждому гражданину знания по истории нашей страны, представления о здоровом и безопасном образе жизни, представления о природных процессах и явлениях.

Результаты выполнения ВПР могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей. Они могут быть также использованы для оценки уровня подготовки обучающихся по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации, для развития региональных систем образования.

Одновременно информируем, что решение об участии в ВПР отдельного обучающегося принимает образовательная организация.

Письмо Рособрнадзора №05-11 от 17.01.2018:

Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев ответил на популярные вопросы о ВПР обозревателю МИА "Россия сегодня" Анастасии Мельниковой.



- Зачем в школах вводятся Всероссийские проверочные работы (ВПР) по пяти неосновным предметам?

Зачем мы вводим ВПР? Зачем хотим, чтобы работу по химии или биологии написали все выпускники школы, в том числе считающие себя гуманитариями? Отнюдь не для того, чтоб усложнить им жизнь.
Сделано это для того, чтобы увидеть реальную картину с состоянием образования в школе. ЕГЭ здесь не показателен, ведь ребята, избравшие для себя определенные предметы на ЕГЭ, мотивированы, они будут дополнительно заниматься. Их результат - это не только результат работы школы, учителя. ВПР тут будет более точным индикатором и "тревожным звоночком", если в школе, регионе, муниципалитете есть проблемы с преподаванием отдельных предметов.

Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение.
Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки. А федеральные и региональные органы образования, да и сами директора школ, и, что немаловажно, родители могут увидеть реальную картину - чему смогли или не смогли в их школе научить.

Сообщалось, что для выпускников это станет "неким механизмом, направленным против "натаскивания к ЕГЭ", но ведь ЕГЭ-то остается, только теперь прибавляются еще и контрольные. Ученики, будущие выпускники, их родители и учителя - в переживаниях…

Не надо страхов и ажиотажа, переживать незачем. Речь идет всего лишь о контрольных работах по итогам изучения соответствующего предмета. Такие контрольные работы проводились и проводятся школами по всем предметам, это совершенно естественная часть образовательного процесса.

ВПР не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним (ВПР) не нужно как-то специально готовиться - просто нужно учиться. Мы не рекомендуем школам учитывать результаты ВПР при выставлении оценок в аттестат.

Вот это очень важно - что результаты ВПР не влияют на итоговые оценки. Ну и раз это апробация, а участие школ - добровольное, то кто в результате принимает решение о том, что та или иная школа участвует в этом эксперименте? Директора школ? Ученики и их родители?

Решение об участии принимает школа. Если такое решение принято, то дальше директор должен выпустить распоряжение, на основании которого определяется, кто и как участвует в контрольной работе.

А если школа пишет контрольные, но кто-то из 11-классников отказывается (раз это дело добровольное). Например, хочет сосредоточиться только на подготовке к тем предметам, по которым будет сдавать ЕГЭ - такой вариант возможен?

Права и обязанности всех участников образовательного процесса определены законом "Об образовании в Российской Федерации".

В законе есть описание полномочий школы по организации различных форм аттестации. Если учитель в классе объявляет, что в такой-то день состоится контрольная работа, то ученики ведь не принимаются оспаривать это решение?

Если ученик собирается поступать в технический вуз, разве это означает, что он должен вообще отказаться от изучения основ истории своей страны? Или основ функционирования своего собственного организма, или элементарных законов природы? Давайте не будем превращать выпускников в "специалистов, подобных флюсу" (Козьма Прутков - ред.).

Кто говорит об отказе от изучения? Все школьники и так изучают остальные предметы - годами. Если вы ссылаетесь на Козьму Пруткова, приведу еще одно его высказывание: "Ничего не доводи до крайности". Ну а вопрос о добровольном участии учеников в ВПР задан в связи , в котором вы, цитирую, сказали буквально следующее: "Участие школ [в проведении ВПР] - добровольное. Более того, добровольно участвуют и сами ученики".

И вам я могу повторить то же самое. В общем, ВПР - это совсем не ЕГЭ. Но там действительно проверяются наиболее значимые аспекты каждого предмета - то, что важно для дальнейшей жизни и общего развития.

- Будут ли ВПР в будущем обязательными?

На данный момент мы говорим о ВПР 2017 года, которые проводятся по решению школы. Остальные решения могут быть приняты только после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными сообществами.

Как будут выбираться предметы для контрольных - ведь у всех выпускников, помимо обязательных ЕГЭ, - совершенно разные госэкзамены?

Сейчас мы говорим о режиме апробации. Будущее покажет, какая организационная форма проведения ВПР окажется наиболее эффективной.

- Какие еще проверочные работы планируется в этом учебном году проводить в других классах?

В этом году учащиеся 4-х классов всех школ напишут Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру. Для 5-х классов ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии пройдут в режиме апробации, то есть на добровольной основе. В ноябре мы также провели ВПР по русскому языку для 2-х и 5-х классов, в которых приняли участие примерно четверть школ страны.

- Как участие школ в проведении ВПР отразится на их рейтингах?

Уровень результатов никак не будет учитываться ни в каких рейтингах. Может быть в дальнейшем, при проведении школой самооценки своей работы, имеет смысл учитывать массовость участия в ВПР, поскольку результаты ВПР позволяют сделать школу прозрачной, дать больше информации о ее работе для родителей и общественности.

- Сколько школ в этом учебном году решились на проведение ВПР?

В мае, когда мы проводили ВПР в 4-х классах, в них участвовали 37 тысяч школ, около 1,3 миллиона детей. Это подавляющее большинство школ России (примерно 9/10). С учетом того, что участие было добровольным, это впечатляющий показатель. У нас пока нет данных, сколько школ проведут ВПР в 5 и 11 классах весной, но мы надеемся, что участие будет не менее активным.

И всё-таки - в апреле 2017 года некоторые школы проведут ВПР: где-то плохо напишут контрольные по химии, где-то по физике, и что дальше? Учителей уволят? Где-то будут отличные результаты - а в этом случае что последует? Премии-поощрения?

Никто никого не уволит. Но если директор решится провести работу объективно, то он, а также все учителя и все родители получат весьма ценную информацию, с которой дальше смогут работать.

Это совершенно естественный путь, известный школе с незапамятных времен. Ничего нового тут нет, контрольные работы проводились всегда.

Особенность ВПР только в том, что школа и родители получают возможность увидеть свои показатели в сравнении со всей страной. И если ребенка чему-то не смогли научить - нужно работать с этой школой, с учителем, заниматься его переподготовкой и повышением квалификации, чтобы ученик любой школы мог получить полноценное образование.

Зачем какие-то дополнительные экзамены или новые требования вводятся именно в 11 классе? Будущим выпускникам и так тяжело, это очень ответственный, напряженный год, который фактически оказывает влияние на всю жизнь. Зачем ещё больше загружать одиннадцатиклассников? Уж чему научили - то и получится на выходе. Может, стоит всё же начинать реформы в младших и средних классах, чтобы постепенно подготавливать будущих выпускников к новым реалиям?

ВПР задают тот приемлемый уровень требований, в рамках которого дети и учителя могут, наконец, найти компромисс и не отказываться вообще от изучения "ненужного" предмета, а взять из него все самое значимое, важное с точки зрения дальнейшей жизни и общего развития. Это путь к большей честности в образовании, возможность для выпускников с полным правом говорить о получении общего среднего образования, а не специализированной подготовки по трем предметам ЕГЭ.

Линия УМК Мерзляка. Математика. Алгебра. Геометрия (5-11) (Б)

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

Линия УМК Волобуева-Пономарева. Всеобщая история (10-11) (БУ)

Биология

ВПР в вопросах и ответах

Зачем создана, когда проводится, чем грозит, как подготовиться к ней психологически? Обращаемся к официальным данным и интервью представителей Рособрнадзора.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) - практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. Первые ВПР российские школьники написали в 2015 году. С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным.

Изучив официальные источники, мы отвечаем на вопросы о ВПР, которые чаще всего задают родители.

Основные сведения: зачем, для кого, как

Зачем потребовалось вводить ВПР? Неужели ЕГЭ не дает всех необходимых сведений?

Профильные ЕГЭ по всем предметам учащиеся сдают не в общем порядке, а по выбору, то есть, нет никакой возможности получить полные данные о том, как усвоили предмет остальные учащиеся. К тому же выпускники осознают, что от результатов ЕГЭ зависит их будущая учеба, карьера, поэтому очень тщательно готовятся к профильным экзаменам, чаще всего прибегая к помощи репетиторов и посещая спецкурсы. Поэтому по результатам ЕГЭ нельзя судить о том, какова роль школы в успехе выпускников. Для того чтобы получить более прозрачную картину, введены Всероссийские проверочные работы, составленные по единым требованиям.

В 11 классах ВПР проводятся только для тех учеников, которые не выбрали ЕГЭ по соответствующим предметам. То есть кто сдает ЕГЭ по географии, тот не пишет ВПР по географии.

«Сейчас школы сами проверяют, как учащиеся освоили предметы, не входящие в ЕГЭ или ГИА-9, сами проводят контрольные работы. Проводят они их по собственным заданиям. Никто не контролирует, как эти задания составлены, каков их уровень сложности, как оценивается их выполнение. Вводя ВПР, мы предложили школам единый стандарт оценки…» - Анзор Музаев , заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в интервью МИА «Россия сегодня» от 14.12.2016.

Читайте по теме:
  • Вадим Барабанов: «ВПР - не экзамен, а контрольная работа»
  • Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы

В 2017 году не во всех школах проводились ВПР. Это обязательная и всеобщая процедура, или все-таки можно отказаться?

На этапе апробации решение об участии в ВПР принимали школы. По данным портала 4ВПР, в 2016/17 учебном году в ВПР участвовали три миллиона детей в 95% школ страны. На официальном сайте нет точных сведений относительно 2018 года, однако вероятно, что участие школы в ВПР для 4 классов будет обязательным.

«В 2017/2018 учебном году состоится апробация ВПР по истории в 5 и 11 классах, в следующем, в 5 классах ВПР по истории планируется ввести в штатный режим», - отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов на Всероссийской конференции Ассоциации учителей истории и обществознания (источник - пресс-служба Рособрнадзора).

«В этом году участие в ВПР для одиннадцатиклассников добровольное, но в следующем году в ВПР по истории в обязательном порядке будут принимать участие все выпускники российских школ», - заявляет Оксана Решетникова , директор ФИПИ (источник - www.4vpr.ru) .

А можно ли кому-то из учеников не писать ВПР, если его школа и его класс пишут эту работу?

#ADVERTISING_INSERT#

Решение о порядке проведения ВПР внутри школы принимается на уровне школы (источник - официальный сайт ВПР). Администрация школы может, к примеру, освободить от написания ВПР детей с ограниченными возможностями здоровья, но маловероятно, что каждый ученик будет сам решать, писать ему проверочную работу или не писать.

Какие классы будут пишут ВПР в 2017 году и по каким предметам?

В настоящий момент перечень Всероссийских проверочных работ регламентируется Приказом Минобрнауки № 69 от 27 января 2017 года. В нем указано, что мониторинг качества подготовки в форме проверочных работ будет проводиться:

    в 4 классе - по русскому языку, математике и окружающему миру,

    в 5 классе (в режиме апробации) - по русскому языку, математике, истории и биологии,

    в 6 классе - по ОБЖ,

    в 8 классе - по ОБЖ,

    в 10 или 11 классе - по географии (в режиме апробации),

    в 11 классе - по физике, химии, биологии и истории (в режиме апробации),

    в 10 классе - по химии и биологии.

Из перечисленных почти все ВПР были уже проведены, кроме ВПР по химии и биологии для 10 классов: их учащиеся будут писать 18 октября 2017 года.

Стоит отметить, что данный список может претерпеть изменения и дополниться новыми пунктами. Советуем родителям держать руку на пульсе и следить за новостями образования.

Кем и как проводятся ВПР? Это такая же суровая процедура, как и ЕГЭ?

Задания для ВПР разрабатываются на федеральном уровне: так обеспечивается необходимое единство подходов в оценке. А проводятся контрольные работы самими школами, так что сдавать ВПР дети будут в родных стенах.

«Каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение об использовании материалов, полученных для проведения ВПР, и устанавливает порядок проведения процедуры в выпускных классах», - Вадим Барабанов , руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии ФИПИ, в официальном интервью корпорации «Российский учебник» 20.12.2016.

Процедура проведения ВПР предельно прозрачна и не требует от школьников никаких дополнительных действий. Наиболее распространенная модель организации ВПР такова: сначала школа регистрируется на федеральном портале сопровождения ВПР; для нее автоматически заводится личный кабинет. За три дня до проведения работы (точное расписание будет обнародовано ближе к весне) материалы ВПР размещаются на портале в виде зашифрованных архивов. Шифр школы получают через личный кабинет. Также в личном кабинете находятся критерии оценивания и электронная форма для сбора результатов.

Проверочная работа проводится в школе и занимает 1 - 2 академических часа (для начальной школы - 1 час). Рекомендуемое время проведения ВПР - второй-третий урок.

Проверяют ВПР тоже учителя вашей школы в день проведения работы. Затем результаты вводятся в форму и отправляются напрямую в единую информационную систему, чтобы с ними могли работать эксперты.

Это интересно:
  • Итоговое сочинение 2017: как готовиться и как подготовить?

ВПР для учащихся: польза, риски, особенности

А все-таки какой результат важнее - ЕГЭ или ВПР?

Для одиннадцатиклассников с точки зрения влияния результатов на будущую учебу и карьеру, конечно, важнее ЕГЭ. Результат ВПР может даже не повлиять на готовую оценку учащегося по данному предмету: решение об использовании результатов ВПР принимается на уровне школы. Эксперты в области образования отмечают, что влияние на годовую оценку и принятие каких-либо серьезных решений не является приоритетной задачей Всероссийской проверочной работы.

«ВПР не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним (ВПР) не нужно как-то специально готовиться – просто нужно учиться. Мы не рекомендуем школам учитывать результаты ВПР при выставлении оценок в аттестат…» - сообщил Анзор Музаев в интервью МИА «Россия сегодня» от 14.12.2016.

Ясно, зачем данные ВПР нужны Рособрнадзору. А чем полезны ВПР детям?

Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере вами усвоены.

Итак, результат ВПР - это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории.

К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе - отличный маркер уровня образовательной организации. Это может быть полезно, например, родителям, которые выбирают школу для ребенка: результаты ВПР могут выступать в роли объективного критерия.

Задания ВПР - какие они?

Задача ВПР - проверить уровень знаний школьников на соответствие требованиям ФГОС, поэтому общая черта для заданий ВПР по всем предметам – практикоориентированность.

Раз задания такие необычные, это значит, что подготовка к ВПР дает какую-то новую, особую нагрузку?

ВПР – это такая же проверочная работа, как все, которые пишут дети. Ложиться на плечи детей и родителей каким-то особым тяжким грузом она не должна. Задания ВПР могут показаться сложными для тех, кто учился без оглядки на ФГОС: чтобы выполнить задания, недостаточно воспроизвести заученные факты. Нужно рассуждать, анализировать, мыслить шире и свободно ориентироваться в проблематике. И для большинства детей это вполне подъемная задача: в 2017 году справились с работой 95% учащихся, которые писали ВПР.

Что будет, если ребенок «провалится» на ВПР?

В первую очередь неудачный результат ВПР является своевременным сигналом как для учащегося, так и для всей школы. ВПР может стать инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии методической работы. Основная задача ВПР - снять еще один качественный срез данных об успеваемости учеников и о соответствии их результатов нормам ФГОС, а не создать для учащегося дополнительные препятствия. Однако очень многие нюансы будут решаться на уровне школы.

#ADVERTISING_INSERT#

Как готовиться к ВПР?

Когда стоит начинать подготовку?

Если с 1 класса ваши дети занимались по линейкам учебных пособий, которые осуществляют требования ФГОС, значит, подготовка для вас уже началась. Но, чтобы чувствовать себя еще более уверенно, вы можете уже сейчас обратиться к учебным пособиям, специально составленным для подготовки к ВПР.

Все эксперты образования отмечают: специальной подготовки ВПР не требует – ведь и для обычных контрольных работ никто не нанимает репетиторов. Для большего спокойствия полезным будет посмотреть демонстрационные версии ВПР: они находятся в открытом доступе на информационном портале ВПР и на сайте ФИПИ. Если и после этого вас не оставляет тревожное чувство, стоит обратить внимание на учебные пособия, составленные специально для подготовки к ВПР.

Одиннадцатиклассникам, которым предстоит сдавать ВПР по географии, мы предлагаем проверить свои силы на онлайн-тренажере ВПР . Ресурс включает набор интерактивных тестовых заданий по всем основным темам, а результаты подсчитываются автоматически.

Основное правило подготовки к ВПР - просто учитесь в течение года . Подготовиться к проверочной работе за 2 месяца - задача стрессовая и подчас неразрешимая. Верное решение - готовиться к ВПР постепенно, систематически, в обычном для школьника режиме, используя разнообразные задания и занимаясь по современным учебным пособиям.

Александра Чканикова

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

ВПР — Выпускная проверочная работа, которую пишут выпускники начальной школы. ВПР в 4 классе всего три: по математике, русскому языку и окружающему миру.

Прежде всего, ВПР — мониторинг, который ввели для того, чтобы понять, какие школы насколько выполняют свою главную задачу, которую поставило перед ними государство.

ВПР — достаточно новый способ проверки знаний и все очень боятся эту проверку: боится школа и пугает родителей. То же самое было много лет назад с ЕГЭ.

Практически во всех школах родителей пугают, что если ребенок не сдаст этот переводной экзамен (которым считают ВПР), то его оставят на второй год, оставят на пересдачу и т.п. Но как директор школы и как учитель я скажу, что на самом деле это не так. Почему? Читайте далее.

Потому что по закону за ВПР оценки не ставятся. И ВПР задумана не для того, чтобы перевести ребенка из начальной школы в среднюю. Изначальная цель ВПР — выявить общий уровень подготовки начальной школе по всей стране.

Дети пишут ВПР без фамилий. Все их имена закодированы и по сути школа просто получает средний балл обученности, потому и хочет, чтобы этот балл был выше, чем у остальных (поднять престиж школы и т.д.), поэтому родителей и детей так запугивают.

А на самом деле все гораздо проще. Школе хочется баллов для школы, потому что результаты ВПР сравниваются по району, по городу, по региону, по стране, и затем публикуются на всеобщее обозрение.

Поэтому бояться, что ваш ребенок останется на второй год, если плохо напишет ВПР — не нужно. Ничего страшного не произойдет!

И если в вашей школе честная администрация и грамотный учитель, то оценка за ВПР не должна повлиять на выставление годовой оценки за 4 класс (годовая оценка — это средний балл по итогам 4 четвертей).

Отпустите ситуацию, не тряситесь, что вашего ребенка не переведут в следующий класс или снизят оценку за год. По идее этого не должно произойти, а даже если и произойдет, вы имеете право предъявить претензию к администрации школы, а затем, при необходимости в отдел образования. Тем более что сейчас по ФГОС любая спорная ситуация в начальной школе рассматривается в пользу ребенка.

Всего дети пишут три экзамена: по русскому языку, по математике и работу по окружающему миру.

1. Окружающий мир

Хуже всего по стране в 2017 и 2018 годах по итогам ВПР написали работу по предмету «окружающий мир». Потому что там очень «замысловатые» задания, для выполнения которых надо иметь достаточно развитую связную речь, и в которых надо уметь описать словами какой-то опыт либо сделать вывод. Далеко не всегда, во-первых, дети любят писать, а во-вторых, умеют связно ясно выражать свои мысли.

Задания окружающего мира практически все сложные, они оцениваются какие-то в три, какие-то в шесть баллов, объем работы очень большой — десять страниц заданий с фотографиями. И очень часто именно на нем дети (хотя он пишется третьим) показывают самые худшие результаты, даже если у ребенка была пятерка, он может окружающий мир написать на три.

Для того, чтобы этого не случилось, вам надо, как минимум, с ребенком посмотреть задания демонстрационной версии, а как максимум, в разборе окружающего мира в премиум-версии обратить внимание на все слабые места, про которые мы там говорим.

2. Математика

Больше всего дети и родители боятся математики (если вы посмотрите задания, вы увидите, что на самом деле есть причины), но почему-то ее пишут лучше всего. И самые высокие результаты в 2018 году у детей были по математике.

Задания не сложные, задания простые. Но надо уделить внимание не только тому, как ребенок решает и пишет ответ, а тому, как он оформляет работу. Например, при решении задач есть два вида критериев. Если ты написал, как положено, в скобочках, например, «к.» — конфетка, пояснение, полный ответ, то тебе за задание ставят два балла. Если ты просто написал ответ, то, если он правильный, за задание тебе поставят один балл. Так или иначе, тройку по математике получить очень просто.

А вот с пятеркой гораздо сложнее, так же как и в окружающем мире. Там надо знать все самые тонкости и подводные камни.

3. Русский язык

Экзамен, который можно вынести в отдельное направление в силу неоднозначности.
На русский язык выделяется два дня.

В первый день дети пишут диктант и выполняют к диктанту задания.
Нормы оценивания диктанта достаточно мягкие: за семь сделанных ошибок ребенок получает ноль баллов, за 6 сделанных ошибок 1 балл, за 5 ошибок 2 балла, за 4 ошибки 3 балла, и так далее. Если ошибок в диктанте нет, по русскому языку можно получить максимальное количество баллов — 7.

Во второй день дети пишут тест. Именно здесь возникают самые большие сложности, потому что задания если не знать критерии оценивания, выполнить верно практически невозможно.

Главное, что есть тонкости в написании ВПР на высокие баллы. Например, по русскому языку задание по тексту: «Какой вопрос надо задать по тексту, чтобы понять, что тот, кого ты спрашиваешь, текст прочитал?»

Однако частый ответ детей вопроса: «о чем этот текст?» дает 0 баллов, т.к. он не является конкретным.
А баллы даст вопрос типа: «Сколько человек шло по парку? Или в каком городе были события? Или кого встретил Петя?»

Таких тонкостей очень много, их мы подробно и рассмотрели.

То есть что такое ВПР?

По большому счету, это экзамен, в котором еще есть заданные рамки коридора мыслей, которые четко надо соблюдать.

И если, например, дети на семейном обучении, они не сталкивались с этими «Шаблонами».

Если дети учатся в школе, там многие учителя, возможно, их «дрессируют», «натаскивают» на правильные ответы за время подготовки. Но тоже «натаскивание» бывает разным — негативным и позитивным.

Рассмотрим юридическую сторону ВПР.
Главным документом можно считать письмо Рособрнадзора в отношении проведения ВПР. В прошлом году по нему мы составляли обращение в школу для наших подписчиков. Ситуация была банальная: школа требовала очного участия ребенка на семейном обучении в ВПР для аттестации, однако семья находилась в поездке и физически присутствовать на ВПР ребенок не мог.

Поэтому, опираясь на письмо Рособрнадзора мы составляли юридически грамотное обращение в школу.

Какая строчка в письме самая главная, на которую можно опереться:
«Решение об участии в ВПР отдельного учащегося принимает образовательная организация».

Еще раз обращаем ваше внимание.
Конечно, школа очень сильно стращает, говорит, что это все для детей, что это переводной экзамен и так далее. Но это не переводной экзамен.

Если ваш ребенок напишет ВПР неудовлетворительно или плохо, это никоим образом не будет влиять на его перевод в следующий класс. Это все ложь и провокация. Нет такого регламентирующего документа, в котором бы это было написано.

Образцы ВПР есть сейчас на сайте ФИПИ , их можно посмотреть и скачать. Другие материалы в ВПР СтатГрад Вы можете их поискать, они всегда публикуются, они всегда размещаются.

Участие в ВПР шестых и одиннадцатых классов не является обязательным.

Батьянов Денис на правах гостевого автора рассказывает в этом посте о том, как найти данные в одной таблице Excel и извлечь их в другую, а также открывает все секреты функции вертикального просмотра.

Использование функции СТОЛБЕЦ для указания колонки извлечения

Если таблица, в которую вы извлекаете данные при помощи ВПР, имеет ту же самую структуру, что и справочная таблица, но просто содержит меньшее количество строк, то в ВПР можно использовать функцию СТОЛБЕЦ() для автоматического расчёта номеров извлекаемых столбцов. При этом все ВПР-формулы будут одинаковыми (с поправкой на первый параметр, который меняется автоматически)! Обратите внимание, что у первого параметра координата столбца абсолютная.

Создание составного ключа через &»|»&

Если возникает необходимость искать по нескольким столбцам одновременно, то необходимо делать составной ключ для поиска. Если бы возвращаемое значение было не текстовым (как тут в случае с полем «Код»), а числовым, то для этого подошла бы более удобная формула СУММЕСЛИМН (SUMIFS) и составной ключ столбца не потребовался бы вовсе.

Это моя первая статья для Лайфхакера. Если вам понравилось, то приглашаю вас посетить мой сайт , а также с удовольствием прочту в комментариях о ваших секретах использования функции ВПР и ей подобных. Спасибо. :)