Кружковая работа. Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству детского творческого объединения «Сувенир. Педагогическая целесообразность проектной технологии Педагогическая целесообразность программы

Методическое обеспечение.

Программа реализуется по следующим принципам:

· принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;

· принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса выстраивается в определенной системе;

· принцип наглядности - просмотр технических средств оснащения (ТСО), самостоятельно наблюдать за процессом, измерять, сравнивать, включаясь в практическую деятельность;

· принцип воспитывающего обучения - формирование личности обучающегося;

· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Используется принцип личностно – ориентированного подхода в учебных группах на занятиях по анимации. Он обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения обучающихся от азов анимационного искусства до начального уровня профессионального мастерства. Тем самым возможна реализация предпрофильной подготовки обучающихся в условиях освоения данной программы.

данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни.

Индивидуально-групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умении работать в коллективе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений. Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий. Это занятия по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов (операторов, монтажеров, режиссеров и т.д.). Экскурсии на к/с "Союзмультфильм", к/с «Пилот», к/с «Кристмас-филмз», к/с «Мироздание», Школу-студию «ШАР», мастерскую Ю.Б. Норштейна с целью на практике увидеть создание мультипликационного фильма в разных техниках и познакомится c работой узких специалистов при создании профессионального анимационного фильма.

Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).

- "Основы анимации". Дети знакомятся с основами предметной анимации, с мировой и отечественной историей анимационного кино, видами анимации, технологиями создания мультфильма, принципами и методами одушевления, композиция, сценарий, раскадровка. Этапы производства мультфильма.

"Основы режиссуры". Обучающиеся осваивают основы режиссуры в анимационном кино: авторская позиция режиссера, образ персонажа, композиция, звук, график изображения, акценты, раскадровка, монтаж.

1 этап - «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту». Обучающиеся обобщают пройденный материал. Углубленно изучают каждую позицию в анимации: режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник - постановщик, монтажер. Разработка замыслов дипломных анимационных фильмов.

2 этап - «Работа над дипломным проектом». Создание дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные обучающимися сюжеты. Создание анимационный фильмов для участия в конкурсах и фестивалях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение.

Программа реализуется по следующим принципам:

  • принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;
  • принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса выстраивается в определенной системе;
  • принцип наглядности - просмотр технических средств оснащения (ТСО), самостоятельно наблюдать за процессом, измерять, сравнивать, включаясь в практическую деятельность;
  • принцип воспитывающего обучения - формирование личности обучающегося;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Используется принцип л ичностно – ориентированного подхода в учебных группах на занятиях по анимации. Он обеспечивает возможность достаточно быстрого продвижения обучающихся от азов анимационного искусства до начального уровня профессионального мастерства. Тем самым возможна реализация предпрофильной подготовки обучающихся в условиях освоения данной программы.

Педагогическая целесообразность реализации данной программы заключается в социальной адаптации обучающихся, в их дальнейшей самостоятельной творческой жизни.

Структура и проведение занятий.

Индивидуально-групповые занятия направлены на формирование представления об основах анимации, режиссуре в анимации, позициях в анимации, умении работать в коллективе, обсуждать и анализировать анимационные работы. Они проходят в форме лекций, лекций-бесед, лекций с просмотрами, практических упражнений. Ввиду трудоемкости технологии анимации и ее специфики, в периоды съемки анимационного фильма предполагается высокая плотность практических занятий. Это занятия по созданию персонажей, съемке, монтажу – в работе над конкретным проектным фильмом, мастер-классов у узких специалистов (операторов, монтажеров, режиссеров и т.д.). Экскурсии на к/с "Союзмультфильм", к/с «Пилот», к/с «Кристмас-филмз», к/с «Мироздание», Школу-студию «ШАР», мастерскую Ю.Б. Норштейна с целью на практике увидеть создание мультипликационного фильма в разных техниках и познакомится c работой узких специалистов при создании профессионального анимационного фильма.

Часы индивидуального проектирования необходимы для более полного практического и творческого освоения программы, поскольку анимация – очень трудоемкий процесс во временном отношении (качество анимационного фильма прямо пропорционально временным затратам на него).

Первый год обучения (дети 6-9 лет) - "Основы анимации". Дети знакомятся с основами предметной анимации, с мировой и отечественной историей анимационного кино, видами анимации, технологиями создания мультфильма, принципами и методами одушевления, композиция, сценарий, раскадровка. Этапы производства мультфильма.

Второй год обучения (дети 9-11 лет) - "Основы режиссуры". Обучающиеся осваивают основы режиссуры в анимационном кино: авторская позиция режиссера, образ персонажа, композиция, звук, график изображения, акценты, раскадровка, монтаж.

Третий год обучения (дети 11-14 лет) состоит из двух этапов:

1 этап - «Углубление в режиссуру и практику. Подготовка к дипломному проекту». Обучающиеся обобщают пройденный материал. Углубленно изучают каждую позицию в анимации: режиссер, сценарист, аниматор, оператор, художник - постановщик, монтажер. Разработка замыслов дипломных анимационных фильмов.

2 этап - «Работа над дипломным проектом». Создание дипломных анимационных работ на выбранные и самостоятельно разработанные обучающимися сюжеты. Создание анимационный фильмов для участия в конкурсах и фестивалях.

При изучении каждой темы используется различный наглядный материал: книжные иллюстрации, мультфильмы, картины, видео-уроки, фильмы.


По разработке

Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.

Данные методические рекомендации предлагаются к использованию в условиях становления новых подходов и требований к деятельности образовательных организаций дополнительного образования; предназначены для руководителей, методистов и педагогов дополнительного образования детей и носят рекомендательный характер.

В пособии использованы материалы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России От 11.12.2006 № 06-1844)

Программа дополнительного образования детей - основной документ педагога и разрабатывается им самостоятельно!

Образовательная программа дополнительного образования детей является основным документом детского творческого объединения, так как именно в ней:

Определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса на весь период обучения;

Отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и её результативности;

Организационные нормативы работы детского объединения.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

3. Пояснительную записку

4. Календарный учебный график

5. Учебный план

6. Рабочая программа (учебно-тематический план)

8. Методическое обеспечение (методические материалы)

9. Оценочные материалы

10. Список литературы.

Полное наименование учредителя;

Полное наименование образовательного учреждения;

Где, когда и кем утверждена и принята дополнительная образовательная программа;

Название дополнительной образовательной программы;

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

Срок реализации дополнительной образовательной программы;

Название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

Год разработки дополнительной образовательной программы.

Пояснения к структурным элементам дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(нормативная база, основные характеристики содержания, цель, задачи, организационно-педагогические условия, педагогическая целесообразность, дидактические принципы, планируемые результаты)

Раскрывает направленность дополнительной образовательной программы (далее ДОП)

По функциональному предназначению: досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной):

По форме организации: индивидуально ориентированной, групповой, студийной, кружковой

По времени реализации (уровень программы): краткосрочной – до года, базовый – до 3-х лет, углубленный – до 5 лет и свыше.

Программа разработана на основе (или «с учетом»)…(требований, программ или методических разработок каких авторов): квалификационные требования на какой-либо спортивный снаряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпиад, соревнований, выставок и т.д.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что...
Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...
Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:

– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы объясняется...
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, ре­зультативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Например: Эффективным для (литературного) развития детей является та­кое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

Цель и задачи:

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).

Цели и задачи могут различаться следующим образом:

Цель Задачи
Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими. в любом случае количество задач должно быть бо́льшим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели): - обучающая - развивающая - воспитательная
в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей задачи намечают промежуточные (этапные) результаты;
Описывается ведущая целевая установка, которая должна быть реальной с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа. - формулируются глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п. по направлениям деятельности - предполагать получение конкретного результата - быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.); – относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;

(Закон № 1008) Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Отличительные особенности

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена...

Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техни­ки...

Программа ориентирована на применение широкого комплекса...

В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»).

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, уме­ния создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).

Раскрываются особенности реализации программы , заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).

Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы).

Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.

Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.

При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать :

– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.

Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в ра­боте над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).

Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение пройденных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», ... придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Для того, чтобы подвести детей... лет, к освое­нию..., предлагается метод... (Далее кратко описываются особенности применения этого метода).

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъ­яснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например, ...

Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.

Возраст детей , участвующих в реализации данной образовательной программы: от... до... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...

Программа адресована детям (подросткам, девочкам, мальчикам)_________лет.

Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

Условия набора детей в коллектив : принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний). Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек; второй год обучения - 12 человек; третий год обучения - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

Программа рассчитана на ___ года

1 года обучения: _______часа в год,

2 года обучения: ______ часов в год,

3 года обучения: ______ часов в год

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй - на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий : (основные, характерные для данной программы).

О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:

· по количеству детей , участвующих в занятии, - коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;

· по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;

· по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает... часть. Форму занятий можно определить как(творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.

Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятий :

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальных занятий.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Воспитанник будет знать:

Воспитанник будет уметь:

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.

Способы проверки результатов освоения программы: ...

Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Например: Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме... во время проведения..., когда работы детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происходит обсуждение ориги­нальности замысла и его воплощения автором, сравнение раз­личных... В конце года готовится (боль­шая выставка творческих работ), в которой участвуют...


Похожая информация.


МОБУ гимназия №6 г. Сочи

Программа

Проектной деятельности

Младших школьников

По научно – познавательному направлению

«Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!»

Рабочая группа по составлению программы :

Деркачёва Светлана Васильевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6

Иванцова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов МОБУ гимназии №6

Сочи

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 135 часов:

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

· мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

· исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

· коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

· социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;



Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.

Психолого-педагогические принципы

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б ) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)

Педагогическая целесообразность проектной технологии

Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретениезнаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

Задачи:

· развитие творческой исследовательской активности;

· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

«Развитие познавательной сферы» (32 ч)

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслитель ных процессов: памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений» (37 ч)

Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

· «Исследовательская практика» (48ч)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.

«Защита проектов исследовательской работы» (17 ч)

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт

научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.

Класс

(33 часа)

N|N МОДУЛИ
9 ч 8 ч 11 ч 4 ч
1. Светофор мысли: включаем внимание! 1 ч Что такое исследование и кто такие исследователи? 1 ч «Букет цветов» (групповой проект, изготовление панно) 1 ч
2. Светофор мысли: включаем память! 1 ч Игра «Вопрошайка»(Учимся задавать вопросы.) 1 ч «Золотая волшебница Осень» (групповой проект, составления гербария осенних листьев, побор и сочинение стихов, загадок об осени) 2 ч
3. Светофор мысли: включаем логику! 1 ч Книги – помощники исследований. Экскурсия в библиотеку. 1ч «Мой дом. Мой двор» (инд. проекты, составление плана местности, макетов, рассказов по теме) 1 ч
4. Светофор мысли: включаем воображение! 1 ч Хочу всё знать! (Учимся определять тему исследования, проекта) 1 ч « Книжка – малышка» (инд. проект, рисунки, загадки, ребусы, стихи с любимым числом). 1 ч
5. Светофор мысли: пространственные представления. 1 ч «Мы научные тропинки одолеем без запинки!» (Составление плана исследования) 1 ч "Звериная" зарядка. (групповой проект, игра) 1 ч
6. Светофор мысли: учимся наблюдать. 1 ч Игра. «Я – следопыт!» (Как можно изучать окружающий нас мир.) 1 ч « Волшебные правила здоровья» (групповой проект, разработка плакатов, разучивание физминуток) 1 ч
7. Секрет порядка. 1 ч Любопытные опыты. 1 ч Симметрия в нашей жизни: коллекция симметричных предметов.(групповой проект) 1 ч
8. Учимся сравнивать. 1 ч «Нескучная школа» Учимся работать в группе. 1 ч «Снежинка» (групповой проект) 1 ч
9. Я – изобретатель. 1 ч «Сколько весит школьный рюкзак» (инд. или гр. Проекты) 2 ч

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса.

Обучающийся будет знать :

· основы проведения исследовательской работы;

· что такое мини – проект и творческий проект;

· методы исследования: наблюдение, опыт;

· способы поиска необходимой для исследования информации;

· правила сотрудничества в процессе исследования;

· основные логические операции, их отличительные особенности;

Обучающийся будет уметь :

· определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

· подбирать материал, необходимый для исследования;

· оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

· сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Способы проверки

Класс

Часа

N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
8 ч 10 ч 12 ч 4 ч
1. «Миллион изменений». (Тренировка наблюдательности, восприятия, внимания) 1 ч Учимся определять направления темы. 1 ч «Природные фантазии» (творческие групповые и инд. проекты) 2 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2. Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 ч Как найти книгу в школьной библиотеке? (учимся работать с дополнительной литературой) 1 ч «Дорога и мы» (групп. и инд. проекты) 2 ч
3. Как сотрудничать со взрослыми. 1 ч Учимся анализировать и обобщать. 1 ч « Праздники моей семьи» (инд. проекты) 1 ч
4. « Самый – самый!» Психологическая игротека. 1 ч Виды оформления проектов. 1 ч «Разговор о правильном питании» (групповой проект) 1 ч
5. Искусство выдумывания историй. (речевой тренинг) 1 ч Что такое эксперимент? 1 ч «Корабли» (инд. и групповые проекты) 2 ч
6. Рисование в масштабе. (графический тренинг, разви­тие пространственного воображения и умения пользовать­ся координатной сеткой) 1 ч Секреты знакомых предметов. (практикум проведения опытов и экспериментов) 2 ч «Комнатные растения в нашем классе» (групп. проект) 1ч
7. Упражнение « Пословицы» (цель - развитие речи и мышления). 1 ч Наши увлечения и исследовательская работа.(диспут) 1 ч « Новогодняя красавица» (инд. и групповые проекты) 2 ч
8. «Занимательная игротека» (цель – формирование навыка самоконтроля) 1 ч Игра. «Мы - журналисты» (знакомство с методом интервьюирования) 1 ч «Инопланетяне» (инд. проект.) 1 ч
9. Маленькая дверь в большую науку.(Объясняем «фокус – покус») 1 ч

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса.

Обучающийся будет знать :

· что такое информационный проект и практико – ориентирован-

ный проект;

· методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

· правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления

проектов;

· правила осуществления самоконтроля;

· правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь :

· классифицировать предметы, явления и события;

· осуществлять сотрудничество со взрослыми;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Класс

Часа

N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
7 ч 10 ч 13 ч 4 ч
1. Тайны памяти. 1 ч Что такое «копилка сведений проекта»? 1 ч «Моя родословная» (инд. проекты) 1 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем.
2. Как улучшить свою память? 1 ч Анкетирование как метод исследования. 1 ч «Куклы» (инд. и групповые проекты) 2 ч
3. Конкурс математических развлечений. 1 ч Компьютер – друг и помощник. 1 ч «Кругосветные путешествия» (инд. проекты) 1 ч
4. Неповторимость и уникальность в проектной деятельности. 1 ч «Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания» (групп. проект) 2 ч «Гнездо мыши - малютки» (инд. проекты) 2 ч
5. Что значит для меня ощущение успешности? (психологический тренинг) 1 ч Проведение микроисследований в рамках проекта «Движение – жизнь» 1 ч «Движение – жизнь» (инд. или парн. проекты) 2 ч
6. Что значит умение договариваться? 1 ч «Как выглядит орбита планет» (занятие – практикум) 1 ч « Трудный путь картошки» (инд. или парн. проект) 2 ч
7. Новые приборы в математических подсчётах (калькулятор, секундомер, рулетка) 1 ч Изучаем трёхмерные предметы (моделирование) 1 ч «Парк трёхмерных игрушек» (инд. или групп. проект) 2 ч
8. Микроисследование «Что такое хорошая школа». 2 ч «Вредные звуки» (инд. проект) 1 ч
9.

Ожидаемые результаты освоения программы 3 класса.

Обучающийся будет знать :

· основные особенности проведения исследовательской работы;

· метод исследования: анкетирование, моделирование;

· основы работы с компьютером;

· что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружаю-

· способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических

процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе;

Обучающийся будет уметь :

· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

· правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

· собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

· пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

· осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

Класс

Часа

N|N МОДУЛИ
«Развитие познавательной сферы» «Формирование исследовательских умений» «Исследовательская практика» «Защита проектов исследовательской работы»
8 ч 9 ч 12 ч 5 ч
1. Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч «Как жили наши предки» (групповой проект) 2 ч В соответствии с темами заявленных проектов, 1 раз в каждой учебной четверти. Выбор темы защиты проекта согласуется между учителем – руководителем проекта и юным исследователем. 1 ч – итоговая научно - практическая конференция в рамках класса (школы)
2. Что такое импровизация? 1 ч Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум) 1 ч «Как считали на Руси» (инд. или парн. проекты) 2 ч
3. Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество. 1 ч Правила оформления реферата. 1 ч «Вредные» звуки» (инд. проект) 1 ч
4. Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра) 1 ч Учимся создавать вёб-сайт. 1 ч « Охраняемые природные территории нашей местности» (групп. проект) 2 ч
5. Учимся давать описание объекту наблюдения. 1 ч Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч « Мой учебник» (инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)). 1 ч
6. «Учись учиться!» 1 ч «Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование) 1 ч Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться» 1 ч
7. Математика вокруг нас. 1 ч Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч «Приходите к нам учиться» (рекламный групповой проект школы» 1 ч
8. Самостоятельный выбор темы проекта. 1 ч Способы хранения информации. 1 ч Самостоятельная работа над проектами. 1 ч
9. Макеты зданий из простых геометрических тел (моделирование). 1 ч Подготовка к научно – практической конференции. 1 ч

Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса.

Обучающийся будет знать :

· основные особенности и условия проведения исследовательской работы;

общие правила защиты проекта; правила оформления реферата;

· способы хранения информации;

· основы создания вёб - сайта;

· что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный

· что такое учебное сотрудничество;

· способы преодоления трудностей в реализации проектов;

Обучающийся будет уметь :

· самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

· выбирать пути решения задачи исследования;

· составлять план действий совместного коллективного исследования;

· адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

· презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

Способы проверки результатов освоения программы.

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

· выставки творческих работ учащихся;

· мини – конференции по защите исследовательских проектов;

· школьная научно – практическая конференция;

В ходе освоения программы «Школа исследователя» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):

проектировочные исследовательские информационные кооперативные
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
коммуникативные экспериментальные рефлексивные презентационные
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

В целях обобщения работы учащихся в «Клубе юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» может быть представлено портфолио младшего школьника как индивидуального “портфеля” образовательных индивидуальных достижений ученика начальной школы в познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»

Утверждена на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида «Звездочка»

протокол №___

от «___»_____________20__ г.

Заведующая___________Н.Н.Сазанова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Радуга»

вид деятельности: нетрадиционные техники рисования

для детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)

( срок реализации программы 2 года)

Руководитель: Абрамова М.И.

пос. Чамзинка

1.Пояснительная записка.

1.1 Актуальность

1.2 Педагогическая целесообразность.

1.3 Цели и задачи программы.

1.4 Принципы, методы и приемы.

2. Планируемые результаты.

3. Формы проведения итогов реализации программы

4. Учебно-тематический план

4.1 Учебно-тематический план первого года обучения

4.2 Учебно-тематический план второго года обучения

5. Материально-техническое обеспечение.

6. Приложение (перспективное планирование: 1год обучения)

(перспективное планирование: 2год обучения)

7.Список литературы.

“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своем труде”

Пояснительная записка

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Звездочка».

Продолжительность реализации программы - 2 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиНом 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-6 лет, реализуется она через кружковую работу и выставки. Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 20 минут для детей 4 -5 лет, а 5-6 лет - 25 минут.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Закон РФ «Об образовании»;

Конвенция о правах ребенка (1989г);

Концепция дошкольного воспитания;

СанПин 2.4.1.12.49-03

Актуальность

В наши дни гуманистическая направленность дошкольного образо­вания проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творчес­кого потенциала.

Проблема детской одаренности, проблема развития творческого мышления дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью - главные проблемы современного дошкольного об­разования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность обще­ства в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, оригиналь­ные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способ­ных в поведенческой сфере быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать ин­терес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно исполь­зовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, рас­крывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуе­мостью.

Педагогическая целесообразность

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, худо-жественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материала­ми и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабывае­мые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат художественного творчества.

В исследованиях Е.А. Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, Р. Г. Казаковой, В.С. Мухиной, Н.А. Ветлугиной вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей. Мы считаем, что использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования. Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Новизна программы: разработана система деятельности по обучению детей с использованием нетрадиционных техник по рисованию.

Отличительной особенностью программы « Радуга» является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В данной программе используется частично-поисковый метод, который направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности. На занятиях используются дидактические игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В формировании творческой активности большое значение имеет использование художественного слова, пальчиковой гимнастики, музыки.

1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель программы:

Развитие художественно-творческие способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования через дополнительное образование.

Задачи программы:

Расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

1.4 ПРИНЦИПЫ:

Системности – (занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса);

Последовательности – (знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации);

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для - воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип сравнений и выбора (разнообразие вариантов заданной темы, методов

и способов изображения, разнообразие материала).

Концертное выступление – ответственный момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем освоения программы, всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им.

Концертное выступление – это не только показ определённых художественных результатов, но и эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей.

Концертное выступление в отличие от репетиции всегда имеет временную необратимость. Номер или программа исполняется один раз и воспринимается так, как получилось исполнить сейчас. Если выступление получилось неудачным, то вся огромная предварительная работа коллектива будет оценена отрицательно.

Выявление в концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении номера, программе в целом, технической и психологической подготовленности исполнителей коллектива может служить художественному руководителю отправной точкой для определения дальнейших усилий в учебной воспитательной работе: чем больше позаниматься, что исправить, как нужно готовиться к выступлению, развитию каких качеств придать особое значение. Поэтому так важно чтобы художественный руководитель проанализировал свою работу и работу коллектива, провел работу над ошибками, иначе последующие концерты тоже окажутся неудачными, а при таком состоянии коллектив, как правило, снижает уровень своей исполнительской практики в целом, теряет ближние и дальние перспективы своего развития. У участников тогда пропадает интерес к занятиям, к постоянному творческому совершенствованию. Всё это, в итоге, может привести к распаду коллектива.

И наоборот, если выступление удалось, было тепло встречено публикой, то тогда формируется положительное мнение о коллективе, его исполнительских возможностях. Укрепляется у участников желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески.

Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетиционная работа, выявить недоработки с коллективом не только художественного порядка, но и в организационной, а также воспитательной работе. По тому, сколько и когда (с опозданием либо в установленное время) явилось участников коллектива на выступление, можно сделать довольно точный вывод о состоянии дисциплины, воспитательной работы и моральном климате в коллективе в целом.

Теряется педагогический эффект такого выступления и резко снижается его воздействие на воспитание участников коллектива.

Важным моментом, который обеспечивает успешное концертное выступление, является его предварительная организация, решение всех необходимых вопросов – от точного выяснения места и времени выступления, размера сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света и до обеспечения коллектива транспортом к месту выступления и обратно. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают исполнители и сам художественный руководитель (педагог). Так называемое концертное волнение, испытываемое исполнителями, накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние в целом. Известны случаи, когда из-за волнения человек не может хорошо исполнить номер, есть люди, боящиеся сцены, бывает, что подкашиваются ноги, бывает, что от волнения исполнитель не может совладать со своим выражением лица, то есть вместо улыбки перекошенное испуганное лицо и т.п., но что бы не волноваться нужно оттачивать технику до автоматизма.

Творческое волнение следует направлять в такое русло, чтобы оно способствовало лучшему раскрытию исполнительских замыслов и не порождало неуверенность, страх перед зрителями.

Вдохновение исполнителей –отнюдь не стихийное проявление, а сознательное и контролируемое, направляемое художественным руководителем коллектива состояние; это предельная концентрация всех внутренних сил и способностей. Сама обстановка на концерте способствует творческому подъёму, вдохновению и собранности. Но их глубина и сила проявления связаны с кропотливым подготовительным трудом, репетициями, целенаправленным и систематическим их развитием.

Речь идёт об огромной ответственности участников коллектива за результаты своего творчества и своей художественной деятельности. Не имеет значения – первый это концерт или уже очередной, на фестивале, смотре или на небольшой площадке. Искусство требует постоянно максимальной собранности, а так же хорошего уверенного настроя при исполнении.

В детском хореографическом коллективе фактор эмоционально-творческого волнения имеет специфическое значение. Во-первых, потому, что юные исполнители во время концертного выступления испытывают стресс в силу того, что по сравнению с профессионалами выступают редко, имеют подготовку слабее, чем профессиональные танцоры. Во-вторых, отличается настрой на выступление детей от настроя на выступление взрослых. Для профессионалов это трудовая деятельность, а для участников детских коллективов – форма испытания творческих сил, утверждения своих способностей. Это определяет особую педагогическую нагрузку концерта, его воспитательный потенциал.

Концертное выступление имеет повышенный уровень художественно-эмоциональной взаимной отзывчивости у художественного руководителя и участников коллектива. Между ними устанавливается чуткая взаимозависимость, усиливается ответственность перед публикой. Во время концертного выступления участники ведут себя значительно собраннее, активнее. Каждый выполняет максимально ответственно свои обязанности. Одновременно повышается их эмоционально-творческая отзывчивость. Происходят изменения в сторону большей строгости, регламентации и в отношениях между участниками коллектива. Они более требовательно относятся друг к другу, более чутко реагируют на замечания. Причем личностные качества, сформированные в этих условиях, начинают проявляться не только в стрессовых ситуациях, но и во время учебно-творческой деятельности, и повседневном поведении, быту. Это и определяет огромный потенциал этического и эстетического влияния искусства на исполнителей и зрителей.