Часть постоянной боевой готовности. Право военнослужащих на дополнительный отдых и боевая готовность воинской части. Что необходимо для проведения БГ

Понятие о боевой и мобилизационной готовности.

Боевая готовность - это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие .

Боевая готовность - это способность подразделений и частей к приведению в боевую готовность в кратчайшие сроки, в любое время суток, при любых климатических условиях и обстоятельствах и при угрозе применения противником оружия массового поражения.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится теми командирами (начальниками), которым предоставлено это право Министром обороны Республики Казахстан.

Мероприятия при приведении в высшие степени боевой готовности подразделяются на: боевыеи учебные.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится в целях подготовки ее к выполнению боевой задачи. При этом выводится в район сосредоточения весь личный состав воинской части с положенным ему вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником).

В нем должны быть предусмотрены:

Кто имеет право на приведение части в высшие степени боевой готовности, порядок оповещения подразделений, а также оповещения и сбора офицеров, военнослужащих Вооруженных Сил;

Действия дежурного по воинской части и других лиц суточного наряда;

Район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок вывода в них личного состава и военной техники;

Организация комендантской службы при выходе в район сбора или в район сосредоточения.

Проверка боевой готовности проводится в целях проверки подготовки подразделений, умения органов управления части обеспечить выполнение мероприятий при приведении части в высшие степени готовности или выходе части (подразделения) на учения, при стихийном бедствии , для тушения пожара и решения других задач. При этом воинская часть (подразделение) действует согласно разработанному плану с установленными ограничениями.

Все военнослужащие должны твердо знать порядок действий воинской части (подразделения) при приведении в высшие степени боевой готовности, в части их касающейся.

Во всех случаях при объявлении высших степеней боевой готовности личный состав должен действовать быстро и организованно, соблюдая маскировку.

Основные требования, предъявляемые к боевой готовности:

Постоянная готовность подразделений и частей к выполнению боевых задач в установленные сроки;

Поддержание в части и подразделении высокой воинской дисциплины;

Высокое морально-психологическое состояние личного состава;

Высокая полевая выучка личного состава;

Исправность оружия, боевой техники, их постоянная готовность к боевому применению.

Боевая готовность достигается:

1. Организацией и поддержанием службы войск в строгом соответствии с требованием боевых уставов.

2. Тщательным планированием боевой и мобилизационной готовности и своевременным внесением в план необходимых изменений и уточнений.

3. Высокой боевой и полевой выучкой личного состава подразделений, офицеров и штабов.

4. Укомплектованностью соединений, частей и подразделений вооружением, боевой и автомобильной техникой и запасами материальных средств, правильным их содержанием, эксплуатацией и хранением.

5. Целеустремленной работой по идеологическому воспитанию военнослужащих и привитию всему личному составу высоких моральных качеств. Проведением систематических тренировок в действии подразделений и частей по установленным степеням боевой готовности и управлению ими, предельно четким знанием обязанностей всем личным составом.

В Вооруженных Силах РК действует четыре степени боевой готовности:

Боевая готовность - «ПОСТОЯННАЯ» ;

Боевая готовность - «ПОВЫШЕННАЯ» ;

Боевая готовность - «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» ;

Боевая готовность - «ПОЛНАЯ».

Боевая готовность «ПОСТОЯННАЯ» - это такое состояние Вооруженных Сил, подразделений и частей, при котором войска находятся в пункте постоянной дислокации, занимаются повседневной деятельностью, содержатся по штатам и табелям мирного времени и способны в установленные сроки перейти в высшие степени боевой готовности.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют задания согласно планам.

6. В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство, соединения и части всех родов войск выделенными силами несут боевое дежурство.

7. Боевая техника, вооружение, содержатся в постоянной боеготовности в соответствии с нормами и порядком, установленными приказом, директивами МО РК.

8. Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах в готовности к выдаче и вывозу в районы сосредоточения в соединениях и частях сокращенного состава.

9. Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и др. материально- технические средства хранятся установленным порядком на складах.

10. Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

Боевая готовность «ПОВЫШЕННАЯ» - это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием военной опасности, вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в высшие степени боевой готовности к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава.

Устанавливается охрана и оборона в гарнизоне важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование.

Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны.

По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок.

Вооружение и боевая техника приводятся в боевое состояние.

Приписной состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, задерживаются в войсках до особого распоряжения.

Увольнение лиц, выслуживших сроки действия службы, приостанавливаются.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных) материально- технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений в боевую готовность «повышенная» устанавливается не более 4 часов.

Боевая готовность «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» - это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части и подразделения в короткие сроки приводятся к выполнению задач в соответствии с их предназначением. Приведение частей и соединений в боевую готовность «Военная опасность» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения и части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, а сокращенного состава, кадра и вновь формируемого принимают из запаса организационное ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

1. Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части, учреждения подготавливаются 2 района, удаленные не ближе 25-30 км от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный (не оборудованный в инженерном отношении).

2.Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой готовности не должно превышать:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

3.Время приведения соединений, частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению устанавливается:

а) без доукомплектования до штатов военного времени:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени - не более 12 часов.

4.Время получения, организованного ядра и развертывания пункта приема личного состава (ППЛС) и пункта приема техники (ППТ) не должно превышать 8 часов.

5.Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

6.Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, противогазы, дозиметры, противохимические пакеты и аптечки индивидуальные.

7.Увольнение лиц выслуживших установленные сроки действительной службы и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

Боевая готовность «ПОЛНАЯ» - это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи.

При этой степени боевой готовности:

1. Ha командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

2. Соединения и части сокращенного состава, кадров и вновь формируемые укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в полную боеготовность.

3. Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

4. Время приведения соединений и частей постоянной готовности

«Полная» - установить:

а) без укомплектования до штатов военного времени.

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени из боеготовности

«Постоянная» - не более 12 часов

5.Сроки развертывания до штатов военного времени и приведения в боеготовность «Полную» - соединения, части и учреждения сокращенного состава, кадра и вновь формируемые определяются мобилизационными планами.

Боевая готовность «Повышенная», «Военная опасность», «Полная» в Вооруженных Силах вводится Министерством обороны или от его имени Председателем Комитета начальников штабов.

Приведение войск в различные степени боеготовности в зависимости от обстановки могут осуществляться последовательно или сразу в высшие, минуя промежуточные. В боеготовность «Военная опасность», «Полная» войска приводятся по боевой тревоге.

При внезапном нападении на территорию Республики Казахстан право приводить подчинённые войска в боевую готовность «Полная» представляется Министру обороны РК, командирам объединений, соединений и частей, в районах дислокации и в полосе ответственности которых произведено нападение, с немедленным докладом по инстанции.

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина И.А. Маркова, установил:

1. Согласно статье 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха; порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 3).

При этом та же статья предусматривает, что военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется (пункт 3.1). Конституционность этого законоположения оспаривается в жалобе гражданина И.А. Маркова, проходившего военную службу по контракту в звании старшего прапорщика в войсковой части 6832, которая, как следует из представленных материалов, с 1 января 2007 года относится к воинским частям постоянной готовности, переведенным на комплектование воинских должностей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

В 2003-2012 годах И.А. Марков, будучи в служебных командировках в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан, принимал участие в боевых действиях (общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток). С 14 октября 2013 года он был досрочно уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе), и с 1 ноября 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.

Полагая, что при увольнении расчет с ним произведен не полностью - не выплачена денежная компенсация взамен предоставления дополнительных суток отдыха за период нахождения в служебных командировках и участия в боевых действиях, И.А. Марков обратился к командиру войсковой части 6832 с заявлением о расчете и выплате данной компенсации, однако в удовлетворении заявления ему было отказано.

Архангельский гарнизонный военный суд решением от 21 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 19 марта 2014 года, отказал И.А. Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира воинской части, связанных с изданием приказа об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием в полном объеме и с отказом в выплате указанной компенсации. Определением судьи Северного флотского военного суда от 21 мая 2014 года И.А. Маркову отказано в передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции.

В судебных постановлениях, в частности, указывалось, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495) военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется; поскольку войсковая часть 6832 с 1 января 2007 года отнесена к частям постоянной готовности, отсутствуют основания для предоставления И.А. Маркову дополнительных дней отдыха, а следовательно, исключается и возможность выплаты денежной компенсации за эти дни; кроме того, И.А. Марков, обратившись в суд 9 января 2014 года, пропустил как предусмотренный статьей 196 ГК Российской Федерации общий срок исковой давности в отношении требования о выплате компенсации за период с 2003 года по 9 января 2011 года, так и установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица; каких-либо доказательств уважительности причин пропуска этого срока он не представил.

По мнению заявителя, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» допускает неравенство военнослужащих, поскольку ставит тех из них, кто проходит военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих в вопросах реализации права на дополнительный отдых или получение денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и тем самым противоречит статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 55, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в» и «м») Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, в частности в постановлениях от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и от 21 марта 2013 года № 6-П, отмечал, что военная служба, заключая контракт о прохождении которой, гражданин реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

Соответственно, целями поддержания боеспособности воинских подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прохождения службы, в том числе в части реализации военнослужащими права на отдых.

Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьями 59 (часть 2) и 71 (пункты «м» и «т») Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с прохождением военной службы, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования.

2.1. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на отдых (статья 37, часть 5), включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Будучи направленным на обеспечение каждому гражданину возможности восстановить способность к производительному труду или иной общественно полезной деятельности, посредством которой реализуется право на труд, конституционное право на отдых имеет универсальный характер, и особенности военной службы, хотя они и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации данного права, тем не менее не предполагают его чрезмерного и некомпенсируемого ограничения.

2.2. Соединения и воинские части постоянной готовности комплектуются военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы и тем самым добровольно приступившими к осуществлению соответствующей профессиональной деятельности. Служебные обязанности военнослужащих соединений и частей постоянной готовности направлены на достижение особых результатов боевой подготовки, что позволяет им в любое время незамедлительно приступить к выполнению возложенных на них задач.

Таким образом, само по себе закрепление для данной категории военнослужащих повышенных требований, обусловленных в том числе интенсивностью мероприятий боевой подготовки и влекущих определенные особенности реализации права на отдых, равно как и установление для них специальных правил и форм компенсации при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, т.е. при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участии в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, отличающихся от тех правил и форм компенсации, которые предусмотрены для иных категорий военнослужащих, не означает нарушения их прав и не может рассматриваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации их ограничение.

Определение форм компенсации военнослужащим повышенных нагрузок при необходимости выполнения ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени - прерогатива законодателя и уполномоченных им органов исполнительной власти, которые могут для воинских подразделений, выполняющих специальные задачи, предусмотреть в качестве компенсации соответствующие денежные выплаты (например, повышение оклада, особую надбавку или доплату в составе денежного довольствия и др.) или иные предоставления взамен дополнительных дней отдыха, однако в силу универсального характера конституционного права на отдых они не вправе, регламентируя служебное время и время отдыха военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вводить такие правила, которые предусматривали бы выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени без какой-либо компенсации.

Наличие у органов государственной власти, реализующих полномочия в сфере военной службы, обязанности в той или иной форме компенсировать военнослужащим выполнение обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени ранее уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях. Так, применительно к правовой ситуации, связанной с обеспечением военнослужащему права на компенсацию за исполнение им обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в период командировки, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключение из Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492), пункта 8, предусматривавшего в числе указанных мероприятий нахождение в служебных командировках, само по себе не означает, что привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени может осуществляться без соответствующей компенсации (Определение от 24 июня 2014 года № 1366-О).

3. В целях создания необходимых условий для реализации лицами, проходящими военную службу по контракту, права на отдых федеральный законодатель в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрел ряд положений гарантийного характера, которые закрепляют общую продолжительность еженедельного служебного времени и определяют механизм предоставления им дополнительных суток отдыха как в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и при участии их в боевом дежурстве (боевой службе), учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, устанавливая в случае участия в таких мероприятиях также возможность выплаты по просьбе военнослужащего вместо предоставления дополнительных суток отдыха денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (пункты 1 и 3).

В исключение из указанных правил военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно пункту 3.1 данной статьи дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 данной статьи не предоставляется. При этом в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи военнослужащим указанных соединений и воинских частей предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; в соответствии с абзацем вторым данного пункта дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

3.1. Оспариваемый заявителем пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был введен Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на создание законодательных основ для перехода к комплектованию соединений и воинских частей постоянной готовности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и на совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей, а фактически - на реализацию положений Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523.

С тем чтобы компенсировать указанной категории военнослужащих дополнительные ограничения и нагрузки, обусловленные характером военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в том числе связанные с участием в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, этим же Федеральным законом пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был дополнен положением, согласно которому таким военнослужащим дополнительно выплачивалась дифференцированная надбавка за особые условия боевой подготовки в размере, устанавливаемом Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Тем самым для указанной категории военнослужащих была введена особая форма компенсации в связи с выполнением ими обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени, отличающаяся как от компенсации, предоставляемой в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при привлечении к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, так и от предусмотренной пунктом 3 данной статьи компенсации за участие в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Выбор такой формы компенсации, обусловленный особенностями прохождения военной службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности и относящийся к сфере дискреции федеральных органов государственной власти, осуществляющих правовое регулирование военной службы, не может рассматриваться как произвольный и противоречащий конституционному принципу равенства.

3.2. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно пунктом 6 его статьи 100, пункт 4 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции и не содержал более упоминания о специальном компенсационном механизме для военнослужащих воинских частей постоянной готовности.

В то же время пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 года № 808 «О порядке и размерах выплаты денежных компенсаций вместо ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом и вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно, а также выплаты надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности» предусматривалась выплата дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, конкретный размер которой устанавливался Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 февраля 2004 года № 56 «Об установлении ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России» были определены размеры ежемесячной надбавки за особые условия боевой подготовки военнослужащим внутренних войск Министерства внутренних дел России (к которым относился и заявитель). Этот приказ, как следует из его содержания, был издан во исполнение статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 523 «О Федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы», чем подтверждается тождественность установленной им надбавки дифференцированной надбавке за особые условия боевой подготовки.

Таким образом, правовое регулирование, действовавшее в период 2004-2011 годов, предусматривало компенсацию военнослужащим, проходящим службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, при выполнении обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени посредством установления и выплаты им дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки. Данная надбавка, как указано в ответе на запрос Конституционного Суда Российской Федерации, полученном из войсковой части 6832, ежемесячно выплачивалась И.А. Маркову в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 3 300 рублей.

3.3. В связи с проведенной в 2011-2012 годах комплексной реформой денежного довольствия военнослужащих и вступлением в силу с 1 января 2012 года Федерального закона от 7 ноября 2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», принятым с целью формирования новой системы денежного довольствия с упорядоченным набором дополнительных выплат, коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, подзаконные акты, устанавливавшие надбавки за особые условия боевой подготовки, утратили силу. Между тем подход законодателя, при котором особенности прохождения военнослужащими военной службы по контракту, в том числе особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности (связанные, помимо прочего, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени), подлежат учету при определении размера их денежного довольствия, не изменился.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты), а согласно части 34 той же статьи помимо предусмотренных ею выплат Президент Российской Федерации и (или) Правительство Российской Федерации могут устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.

В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности и правила выплаты которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073. Указанная ежемесячная надбавка предоставляется, в частности, военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, в разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях) по перечню, утверждаемому государственным органом, и др. Материалы, дополнительно полученные Конституционным Судом Российской Федерации, свидетельствуют о том, что такую надбавку получал и И.А. Марков - в размере 100 процентов оклада по воинской должности (17 500 рублей), а в целом его денежное довольствие в результате проведенного реформирования системы денежного довольствия военнослужащих увеличилось почти в 2,5 раза.

Кроме того, как видно из жалобы и приложенных к ней судебных решений, право на получение денежной компенсации взамен дней отдыха И.А. Марков связывает с участием в боевых действиях в период командировок на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Между тем за участие военнослужащего в боевых операциях законодательством о военной службе предусмотрены особые компенсационные выплаты в повышенном размере на основании специальных нормативных актов. Так, определенным категориям военнослужащих, в том числе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту и командированным на территорию Северо-Кавказского региона России, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1174 «О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти» (как это было закреплено и ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации») к денежному содержанию предусматриваются дополнительные выплаты. В соответствии со справками Министерства внутренних дел Российской Федерации и войсковой части 6832 о составе денежного довольствия И.А. Маркова в 2012 году за выполнение задач в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона России ему за каждый месяц пребывания в командировке было выплачено дополнительное денежное довольствие в размере, сопоставимом с его месячным денежным довольствием.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось и что особенности прохождения военной службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

4. Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку - как в системе утративших силу положений нормативных правовых актов, так и в системе действующего правового регулирования - при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных в том числе с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Разрешение же вопроса о том, в какой степени установленные действующими нормативными правовыми актами надбавка за особые условия службы и иные выплаты, предоставляемые военнослужащим, проходящим службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, компенсируют отмену дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки, как связанное с проверкой обоснованности предусмотренных этими нормативными правовыми актами размеров указанных выплат, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать жалобу гражданина Маркова Ивана Александровича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Обзор документа

Согласно Закону о статусе военнослужащих контрактники могут привлекаться к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Это компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае невозможности такой компенсации предоставляются дополнительные сутки отдыха. Дополнительными сутками отдыха компенсируется и участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Вместо этого может выплачиваться компенсация. Однако указанный дополнительный отдых не предоставляется тем, кто служит в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных на комплектование контрактниками.

Конституционность этих положений оспаривал гражданин, который служил в одной из таких воинских частей и которому отказали в выплате компенсации взамен дополнительных суток отдыха. По его мнению, приведенные нормы допускают неравенство военнослужащих.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Для контрактников, которые служат в соединениях и воинских частях постоянной готовности, установлены повышенные требования, влекущие определенные особенности реализации права на отдых. Это обусловлено в т. ч. интенсивностью мероприятий боевой подготовки.

Правовое регулирование, действовавшее в 2004-2011 гг., предусматривало для таких военнослужащих дифференцированную надбавку за особые условия боевой подготовки. Заявитель получал ее ежемесячно.

В 2011-2012 гг. была проведена комплексная реформа денежного довольствия военнослужащих. Но и сейчас при определении размера денежного довольствия учитываются особые условия службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанные в т. ч. с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Так, для контрактников предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (до 100% оклада по воинской должности). Данную надбавку получал и заявитель. При этом в целом в результате реформы его денежное довольствие увеличилось почти в 2,5 раза.

Следовательно, нет оснований полагать, что с отменой дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки положение заявителя ухудшилось. И что особенности службы в воинской части постоянной готовности остались неучтенными в новой системе денежного довольствия военнослужащих.

На фоне массовых призывов к миру во всем мире практически каждое государство постоянно развивает свой ВПК. После Второй Мировой войны на политической арене абсолютное лидерство заняли две сверхдержавы: США и СССР, преемницей которого стала современная Россия. За семидесятилетний период прямого вооруженного конфликта между этими странами не возникло, однако часто отношения вступали в достаточно обостренную фазу.

Именно поэтому целесообразно периодически проводить проверку военного потенциала вооруженных сил. Достигается это путем организации учений или учебных боевых тревог, но здесь есть и политический подтекст, так как любая проверка степени боевой готовности ВС РФ расценивается потенциальным противником, как агрессивный шаг. В то же время, подобные мероприятия направлены на демонстрирование возможностей ВС и готовности их перейти к активным действиям, что должно заметно поубавить пыл зарвавшихся «партнеров».

Следует трезво оценивать обстановку в мире, связанную с постоянным расширением военного блока НАТО. Отрадно понимать, что и волнения США небеспочвенны, ведь успех российских ВКС при выполнении показал высокую степень подготовленности военнослужащих, а также превосходство по многим позициям отечественной техники перед западными аналогами.

Понятие боевой готовности

Про степень боеготовности, пожалуй, слышал каждый из нас, но непосредственное понимание основного термина иногда бывает достаточно далеко от истины. Боевая готовность определяется, как состояние ВС в текущий момент мобилизоваться и выполнить поставленную задачу в условиях реальных боев с противником.

В военное время высокая степень боеготовности важна для всех частей и подразделений. Задачи же при этом должны быть выполнены всеми возможными способами, для чего предусмотрено использование техники, вооружения, ядерного оружия или оружия массового поражения.

Приведение в боеготовность

Процесс приведения вооруженных сил в состояние боеготовности проходит согласно плану. Нормативным документом для личного и командующего состава, а также для должностных лиц служит наставление по боевой подготовке в ВС РФ, включающее в себя соответствующий приказ Министерства обороны, сборник нормативов, где рассматривается боевая подготовка в ВС РФ, нормативы по физической подготовке. Сюда должен быть включен также строевой устав, руководство по методам и средствам маскировки, правила пользования СИЗ, поведения при применении оружия МП и, наконец, учебники для должностных лиц.

Руководство приведением в боеготовность возлагается на командира части. В плане прописаны способы оповещения личного состава, сигналы и места дислокации, определено действие состава суточного наряда и всех дежурных, назначен руководящий состав комендантской службы.

Сигнал к приведению в боеготовность получает дежурный ВЧ. Затем с помощью доступных систем оповещений команда передается командиру части или, как альтернатива, дежурным подразделений. Обязательно при этом провести процедуру уточнения команды.

Узнай: Как выглядит устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ

Подъем роты по тревоге назначается командиром части и объявляется дежурным подразделения. Всех солдат ставят в известность о начале определенной операции и объявляют общий сбор. Если гражданин проживает не на территории воинской части, то он получит команду о сборе от посыльного. Водители военной техники обязаны прибыть в парк, где до назначенного времени им предстоит подготовить машины.

Часто пребывание на место дислокации сопряжено с транспортировкой определенного имущества. Данные работы возлагаются на личный состав, где начальник назначается из старших по званию. После успешных подготовительных мероприятий необходимо дождаться офицеров. Военнослужащие, не включенные в боевой расчет, должны самостоятельно прибыть в пункт сбора.

Постоянная боеготовность

Степень боеготовности зависит от внешних факторов. Прежде всего, таковым является уровень угрозы нарушения границ государства. Необходимо отметить, что для каждой степени готовности четко предписан комплекс мероприятий, который охватывает всю вертикаль подчинения в армии. Только так можно добиться высокой оперативности для сокращения времени реагирования на угрозу.

Статистика показывает, что качество приведения в боеготовность зависит от подготовленности военнослужащих, их полевой выучки. Непосредственное влияние оказывает и профессионализм офицерского состава. Здесь как нельзя кстати приходится упоминание о выполнении всех пунктов общевойскового устава. Не на последнем месте и материально-техническое обеспечение части. При полной укомплектованности подразделение может без труда быть приведено к любой степени готовности.

Одна из утвержденных степеней готовности ВС, в которой может пребывать часть в мирное время, — постоянная боевая готовность. Все подразделения территориально находятся в стационарном пункте, общая деятельность ведется в рядовом режиме. Про поддержание должной дисциплины говорить не приходится, так как она должна присутствовать в любой военной части. Оружие и боеприпасы хранятся в специально оборудованных складах, а техника может находиться на плановом обслуживании. Но не стоит забывать про возможность перевода подразделения в состояние с более высокой степенью готовности.

Узнай: Сколько лет призывники служили в армии в СССР

Повышенная

Состояние подразделения, при котором она ведет плановую деятельность, но в любой момент может выполнить реальную боевую задачу, называется повышенной готовностью. Для данной степени предусмотрены некоторые стандартные мероприятия. Они назначаются командованием подразделения, исходя из внешних условий и внутреннего уклада.

  • Отпуска и увольнения, а также увольнения в запас временно не назначаются.
  • Суточный наряд усиливается личным составом.
  • Устанавливается круглосуточный режим дежурства.
  • Регулярно проводится проверка укомплектованности вооружением и оборудованием.
  • Офицерам выдается оружие и боеприпасы.
  • Все без исключения военнослужащие переводятся на казарменное положение.

В состоянии повышенного боеготовности подразделение должно реагировать не только на предполагаемые действия противника, но и быть готовым к внезапному изменению его планов. Но справедливости ради следует отметить, что пребывать в подобном статусе часть может только во время учений. В реалии же происходит либо осложнение внешнеполитической ситуации, либо все возвращается в мирное русло. Длительное пребывание в состоянии повышенной готовности чревато значительными денежными затратами.

Военная угроза и полная БГ

Военная опасность возникает при максимально допустимом конфликте без ведения активных боевых действий. Вооруженные силы при этом передислоцируются таким образом, чтобы техника была выведена в альтернативные районы, но в целом подразделение выполняло свою основную функцию. Воинские части поднимаются по сигналу тревоги и могут быть направлены для выполнения стратегических задач. Для третьей степени готовности характерны стандартные мероприятия.

События последних лет доказывают правоту древнегреческой пословицы: “Хочешь мира - готовься к войне”. Отрабатывая наихудшие из сценариев развития событий, можно осуществить проверку боевой готовности войск, а также подать сигнал потенциальному противнику или недружественному соседу. Подобного результата достигла Российская Федерация после проведения серии военных учений.

Обеспокоенность Соединенных Штатов Америки и НАТО объясняется тем, что боевая готовность в России направлена не на один из худших сценариев, а на несколько: армия РФ ради мира в своей стране готова к войне в любом направлении.

Определение

Боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором различные армейские части и подразделения способны организованно и в короткий срок выполнить подготовку и вступить в бой с противником. Поставленная военным руководством задача выполняется любыми средствами, даже при помощи ядерного оружия. Войска в боевой готовности (БГ) получив необходимое вооружение, военную технику и другие материальные средства, готовы в любой момент отразить вражескую атаку и, следуя приказу, применить оружие массового поражения.

План для приведения в БГ

Для того чтобы армия была приведена в боевую готовность, штаб разрабатывает план. Руководит данной работой командир воинской части, а результат утверждает старший командир.

В плане БГ предусмотрены:

  • порядок и способы оповещения военнослужащих ВС и офицеров для сбора;
  • обозначается их место дислокации;
  • действия дежурного и в воинской части;
  • действия комендантской службы в районах сосредоточения личного состава и военной техники.

Начало

Приведение в боевую готовность для каждого уровня начинается с сигнала, который получает дежурный воинской части. Дальше, используя установленные в каждой войсковой части систему “Шнур”, телефон или сирену, дежурным части извещаются дежурные подразделений и командир. Получив сигнал, производится уточнение информации, а затем при помощи голосовой команды: “Рота, подъем! Тревога, тревога, тревога!”- дежурные подразделений извещают весь личный состав о начале операции. После этого подается команда: “Объявлен сбор” - и военнослужащие направляются в подразделения.

Те, кто проживает за пределами войсковой части, команду о сборе получают от посыльных. В обязанность механиков-водителей вменяется прибыть в парк. Там дежурные выдают ключи от боксов с машинами. Водители обязаны до прибытия офицеров подготовить всю необходимую технику.

Погрузка армейского имущества производится личным составом согласно боевого расчета. Приготовив под надзором старших к отправке на место дислокации все необходимое оборудование, личный состав дожидается прибытия офицеров и прапорщиков, которые отвечают за транспортировку имущества военной части. Те, кто не вошел в отправляются в пункт сбора.

Степени боевой готовности

В зависимости от обстановки, БГ может быть:

  • Постоянной.
  • Повышенной.
  • В состоянии военной опасности.
  • Полной.

Для каждой степени предусмотрены свои мероприятия, в которых принимают участие военнослужащие. Четкое осознание ими своих обязанностей и умение быстро выполнять задачи свидетельствует о способности подразделений и групп войск организованно действовать в критических для страны ситуациях.

Что необходимо для проведения БГ?

На приведение в боевую готовность влияет:

  • боевая и полевая выучка подразделений, офицеров и штабов;
  • организация и поддержание армии в соответствии с требованиями боевого устава;
  • укомплектованность армейских подразделений и частей необходимым вооружением, техникой.

Идеологическое воспитание личного состава и осознание им своих обязанностей имеет большое значение для достижения необходимой

Стандартная БГ

Постоянная боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором подразделения и части сосредоточены в постоянном пункте дислокации и занимаются повседневной деятельностью: выполняется строгий распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина. Часть занимается плановым обслуживанием средств техники и учебой. Проводимые занятия согласованы с расписанием. Войска готовы в любой момент перейти в высшую степень БГ. Для этого выделенными частями и подразделениями осуществляются круглосуточные дежурства. Вся деятельность происходит в плановом режиме. Для хранения материально-технических средств (боеприпасов, горюче-смазочных материалов) предусмотрены специальные склады. Приготовлены машины, которые в любую минуту при необходимости могут осуществить их вывоз в район дислокации подразделения или части. В боевой готовности данной степени (стандартная) предусмотрено создание специальных приемных пунктов для осуществления погрузки и вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования.

Повышенная БГ

Повышенная боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором части и подразделения за короткий промежуток времени готовы выступить для отражения военной опасности и выполнять боевые задачи.

При повышенной боевой готовности предусмотрены мероприятия:

  • отмена отпусков и увольнений в запас;
  • усиление наряда;
  • осуществление круглосуточного дежурства;
  • возврат в расположение части подразделений;
  • проверка всего имеющегося вооружения и оборудования;
  • комплектование боеприпасами учебно-боевой техники;
  • проверка сигнализации и других ;
  • подготовка архивов к сдаче;
  • офицерский состав и прапорщики оснащаются оружием и боеприпасами;
  • офицеры переводятся на казарменное положение.

После проверки БГ данной степени определяется готовность части к вероятным изменениям режима, проверяются нужное для данного уровня количество материальных запасов, оружия и транспорта для вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования. Повышенная боевая готовность используется преимущественно в учебных целях, поскольку функционирование в данном режиме стране обходится дорого.

Третья степень готовности

В режиме военной опасности боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором вся техника выводится в запасной район, а поднятые по тревоге армейские части и подразделения в короткий срок выступают для выполнения задач. Функции армии в третьей степени боевой готовности (официальное название которой - “военная опасность”) прежние. Начинается БГ с объявления тревоги.

Для данной степени боевой готовности характерно:

  • Все роды войск выводятся в пункт сосредоточения. Каждая часть или соединение размещаются в двух подготовленных районах на расстоянии 30 км от постоянного пункта дислокации. Один из районов считается секретным и не оснащается инженерными коммуникациями.
  • Согласно законам военного времени, происходит доукомплектация личного состава патронами, гранатами, противогазами, противохимическими пакетами и индивидуальными аптечками. Все необходимое части любых родов войск получают в точках сосредоточения. В армии Российской Федерации танковые войска после прибытия на обозначенное командованием место дозаправляются и оснащаются боекомплектами. Все необходимое получают и остальные типы подразделений.
  • Отменяется увольнение лиц, у которых истек срок службы.
  • Прекращается работа по приему новых призывников.

По сравнению с двумя предыдущими уровнями боевой готовности данная степень отличается большими финансовыми затратами.

Полная боевая готовность

В четвертой степени БГ армейские части и соединения Вооруженных сил пребывают в состоянии наивысшей боевой готовности. В данном режиме предусмотрены мероприятия, направленные на переход с мирного положения на военное. Для выполнения поставленной военным руководством задачи производится полное отмобилизование личного состава и офицеров.

При полной боевой готовности предусмотрены:

  • Круглосуточные дежурства.
  • Осуществление боевого слаживания. Данное мероприятие заключается в том, что все части и соединения, в которых производилось сокращение кадров, снова укомплектовываются.
  • Используя шифровальную кодированную или другую засекреченную связь, даются распоряжения военнослужащим и офицерам. Команды могут также подаваться в письменной форме с доставкой нарочным. Если распоряжения даны устно, они должны иметь последующее письменное подтверждение.

Приведение в боевую готовность зависит от обстановки. БГ может осуществляться последовательно или минуя промежуточные степени. Полная готовность может быть объявлена в случае прямого вторжения. После того как войска приведены в боевую готовность высшей степени, производится доклад командиров частей и соединений в высшие инстанции.

Когда еще проводится четвертый уровень готовности?

Полная боевая готовность при отсутствии прямого вторжения выполняется с целью проверки того или иного округа. Также объявленная данная степень БГ может свидетельствовать о начале военных действий. Проверка полной боевой готовности осуществляется в очень редких случаях. Это обусловлено тем, что для финансирования данного уровня государство тратит много средств. Объявление по всей стране полной боевой готовности может выполняться с целью глобальной проверки всех подразделений. В каждой стране, согласно правилам безопасности, в режиме четвертого уровня БГ постоянно может находиться только несколько подразделений: пограничные, противоракетные, противовоздушные и радиотехнические. Это обусловлено тем, что в нынешних условиях удар может быть нанесен в любую минуту. Данные войска постоянно сосредоточены на нужных позициях. Как и обычные армейские части, эти подразделения также занимаются боевой подготовкой, но в случае опасности действовать начинают первые. Специально для того, чтобы вовремя среагировать на агрессию, в бюджете многих стран предусмотрено финансирование отдельных армейских подразделений. Остальные же в данном режиме государство содержать не в состоянии.

Заключение

Эффективность проверки готовности Вооруженных сил к отражению нападения возможна при соблюдении секретности. Традиционно боевая готовность в России находится под пристальным вниманием западных стран. По мнению европейских и американских аналитиков, проводимые РФ, всегда заканчиваются появлением российского спецназа.

Развал Варшавского блока и продвижение сил НАТО на восток рассматриваются Россией как потенциальная угроза, а значит, являются причиной последующей адекватной военной активности РФ.

Вопрос:

Здравствуйте. Я служу в 15-й отдельной мотострелковой бригаде войсковой части 90600 (поселок Рощинский Самарской области). Бригада сто процентов на контрактной основе, согласно 221 статье внутреннего устава и статье 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (дословно) пункт 3.1. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется!

Вопрос - а положена ли мне денежная компенсация за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (полевой выход 3 месяца)? И второй вопрос - если мне не положена денежная компенсация, то не является ли это нарушением моего Конституционного права согласно 2,3 (дискриминация), 5 пункта статьи № 37 Конституции Российской Федерации, Так как, например, контрактник на точно такой же должности в обычной бригаде получает (!) данную денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Ваш ответ я жду с нетерпением.

С уважением, сержант к/с Тойганбаев Марат Закиржанович

Ответ Начальника управления надзора Главной военной прокуратуры, генерал-майора юстиции Александра Никитина:

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. С 5 февраля 2013 года Вы проходите военную службу по контракту в войсковой части 90600 в должности командира 1 отделения медицинского взвода. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется.

В связи с изложенным оснований для предоставления Вам дополнительных дней отдыха, а, следовательно, для выплаты денежной компенсации за эти дни, не имеется.
В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила ее выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073.
В частности, данная ежемесячная надбавка предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, и иным указанным категориям военнослужащих. Указанная надбавка выплачивается военнослужащим войсковой части 90600, в том числе и Вам.

Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных, в том числе, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2743-О "По жалобе гражданина Маркова И.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".