Проект фгос для умственно отсталых. Фгос для детей с умственной отсталостью (актуальная редакция). Социальность образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Общие положения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2 слайд

Описание слайда:

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г №1599 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 г. №35850): Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

3 слайд

Описание слайда:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4 слайд

Описание слайда:

Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): лёгкой умственной отсталостью, умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития. АООП разрабатывается на основе стандарта с учётом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью, их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

5 слайд

Описание слайда:

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодате льства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

6 слайд

Описание слайда:

Стандарт включает в себя требования к: 1) Структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму; 2)Условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) Результатам освоения АООП.

7 слайд

Описание слайда:

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, относятся: Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

8 слайд

Описание слайда:

Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

9 слайд

Описание слайда:

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной: отсталостью обеспечивается: Созданием оптимальных путей развития; Использованием специфических методов и средств обучения; Дифференцированным, «пошаговым» обучением; Обязательной индивидуализацией обучения; Формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; Обеспечением присмотра и ухода за обучающимися; Дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за её пределами;

10 слайд

Описание слайда:

Организацией обучения в разновозрастных классах,(группах); -Организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

11 слайд

Описание слайда:

Стандарт направлен на обеспечение: -Равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей. Единства образовательного пространства РФ. Государственных гарантий качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения. Максимального расширения доступа обучающимся с умственной отсталостью к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям.

12 слайд

Описание слайда:

Вариативности содержания АООП, возможности её формирования с учётом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся. -Духовно-нравственного развития обучающихся, формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. - Демократизация системы образования и деятельности организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки школьных достижений обучающихся, использования различных форм организации форм организации образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды

13 слайд

Описание слайда:

Разработки критериальной оценки результатов освоения АООП, деятельности педагогических работников, организаций, функционирования системы образования в целом. Создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися АООП, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Их осуществление предполагает: -Признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования. Признание того, что развитие личности обучающихся зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь учебной. Развитие личности обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации социальной адаптации. Разработку содержания и технологий образования обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного познавательного развития с учётом их особых образовательных потребностей.

16 слайд

Описание слайда:

Ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования. Реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

17 слайд

Описание слайда:

Стандарт является основой для: -Разработки и реализации организацией АООП. -Определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана. -определения требований к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП. - Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана, и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере образования обучающихся с у.о. - Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования. - Проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

ПРОЕКТ

Утвержден

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от «__» _____________ 20___ г. №____

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. Общие положения 3

1.1. Общая характеристика стандарта 3

1.2. Назначение стандарта 4

II. Варианты адаптированных основных образовательных программ 8

для умственно отсталых обучающихся

2.1. Общая характеристика адаптированной основной образователь - 8

ной программы для умственно отсталых обучающихся

2.2. Адаптированная основная образовательная программа для ум - 12

С )

2.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы 12

2.2.2. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной 28

программы

2.2.3. Требования к условиям реализации адаптированной основной образова - 38

тельной программы

2.3. Адаптированная основная образовательная программа для ум - 54

ственно отсталых обучающихся (вариантD )

2.3.1. Требования к структуре адаптированной основной образовательной про - 54

2.3.2. Требования к результатам освоения адаптированной основной образова - 69

тельной программы

2.3.3. Требования к условиям реализации адаптированной основной образова - 85

тельной программы

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общая характеристика стандарта

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию .


2. Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы образования умственно отсталых обучающихся учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Стандарт учитывает особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся.

4. Стандарт является основой объективной оценки образования умственно отсталых обучающихся и объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности образовательной организации.

5. Нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся составляет 9 лет (I–IX) классы. Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счет введения подготовительного класса.

Для углубленного изучения отдельных видов профессионального труда в образовательной организации, имеющей необходимую материальную базу, могут создаваться X-XI классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой.

7. В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ООП ― основная образовательная программа;

ФГОС НОО ― федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования .

АОП ― адаптированная образовательная программа;

АООП ―адаптированнаяосновная образовательная программа;

1.2. Назначение стандарта

1. Стандарт общего образования умственно отсталых обучающихся обеспечивает формирование личности умственно отсталого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и элементарных умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения умственно отсталыми детьми каче-

ственного общего образования; государственных гарантий уровня и качества образования умственно

отсталых обучающихся на основе единства обязательных требований к условиям реализации адаптированных основных образовательных программ и результатам их освоения; вариативности содержания образовательных программ для умственно отсталых обучающихся, возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся5; духовно-нравственного развития умственно отсталых обучающихся, формирование основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества; преемственности основных образовательных программ дошкольного,


начального общего, основного общего образования; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных организаций для умственно отсталых обучающихся; демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления , расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний умственно отсталых обучающихся, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения; разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся, деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

3. В основу Стандарта для умственно отсталых обучающихся положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает:

признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования; признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной; развитие личности умственно отсталых обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации; разработку содержания и технологий образования умственно отсталых обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося составляет цель и основной результат образования умственно отсталых обучающихся;

признание решающей роли содержания образования умственно отста-

лых обучающихся, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей умственно отсталых обучающихся, а также их особых образовательных потребностей; роли и значения видов деятельности и форм общения для определения результатов образования и путей их достижения; вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп умственно отсталых обучающихся.

3. Стандарт является основой для:

разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся; определения требований к условиям овладения умственно отсталых обучающимися адаптированной основной программой образовательной программой, разработанной на основе индивидуального учебного плана; определения требований к результатам освоения умственно отсталыми

обучающимися основной адаптированной программы общего образования; определения нормативов финансового обеспечения реализации образовательных программ для умственно отсталых обучающихся, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана;


формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации; объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организациии подготовки умственно отсталых обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования ; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование умственно отсталых обучающихся.

II. ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2.1. Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся

1. Образовательная программа общего образования определяет содержание образования.

Адаптированная основная программа представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

2. Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся – это адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся-инвалидов дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.

3. Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

4. Основная адаптированная программа для умственно отсталых обучающихся самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для умственно отсталых обучающихся и с учетом примерной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся.

5. ФГОС для умственно отсталых обучающихся позволяет дифференцированно создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных умственно отсталых обучающихся два варианта адаптированной основной образовательной программы (варианты С и D), которые содержат дифференцированные требования к структуре адаптированной программы, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей разных групп умственно отсталых обучающихся.

6. Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает, что умственно отсталый обучающийся получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

На основе Стандарта создается адаптированная образовательная Программа, которая при необходимости индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Вариант С может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.

Для обеспечения освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.

7. Умственно отсталый обучающийся (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование по адаптированной основной образовательной программе (вариант D), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (или специальную индивидуальную программу обучения и воспитания), учитывающую специфические образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (с тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Обязательной является специальная организация среды обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в разных социальных средах (образовательной, дома

Вариант D может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При реализации варианта D в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Программа предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие . Для обеспечения освоения образовательной программы обучающимися со сложными и множественными нарушениями развития может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций..

6. Образовательная организация может на основе ФГОС для умственно отсталых обучающихся разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или оба из предложенных вариантов адаптированных основных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации основной образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии и их сочетаний у обучающихся.

7. Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталого обучающегося осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

2.2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся (вариант С)

2.2.1. Требования к структуре адаптированной образовательной программы

1. Основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся включает: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью составляет – 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесс – 30% от общего объема адаптированной основной программы.

2. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

3. Адаптированная основная образовательная программа общего образования должна учитывать общие и особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся.

4. Адаптированная основная образовательная программа для умственно отсталых обучающихся должна содержать:

Пояснительную записку;

Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы;

Систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися;

Учебный план;

Программы отдельных учебных предметов;

Программу духовно-нравственного развития;

Программы коррекционных курсов;

Программу формирования универсальных учебных действий умственно отсталых обучающихся;

Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Программу внеурочной деятельности;

Систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

5. Пояснительная записка должна раскрывать:

1) цели реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования;

2) психолого-педагогическую характеристику обучающихся с умственной отсталостью;

3) описание особых образовательных потребностей умственно отсталых обучающихся;

4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.

6. Планируемые результаты освоения умственно отсталыми обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования должны:

1) обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования;

2) являться основой для разработки адаптированной основной образовательной программы общего образования образовательных учреждений;

3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы , а также для системы оценки качества освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования должны адекватно отражать требования стандарта, передавать специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствовать возможностям обучающихся.

7. Учебный план общего образования умственно отсталых обучающихся (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Адаптированная основная образовательная программа общего образования умственно отсталых обучающихся может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования умственно отсталых обучающихся определяет образовательная организация.

Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

Образовательные области

Учебные предметы

Основные задачи реализации содержания

ЯЗЫК И РЕЧЕ-

ВАЯ ПРАКТИКА

Русский язык

Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.

Устная речь

МАТЕМАТИКА

Математика

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.).

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту

житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).

Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Окружающий мир

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Природоведение

Естествознание

География

ЧЕЛОВЕК

Основы безопасности жизнедея-

тельности

Овладение первоначальными знаниями о человеке (о телесной и душевной жизни; здоровье, возрасте, поле, семейных и профессиональных ролях, дружеских связях, правах и обязанностях школьника, общекультурных ценностях и моральных ориентирах, задаваемых культурным сообществом ребёнка и др.).

Развитие у ребёнка представлений о себе и круге близких людей (осознание общности и различий с другими), спо-

Основы социальной жизни

собности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную позицию и форму контакта, реальное и/или виртуальное пространство взаимодействия; обогащение практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в обыденных жизненных ситуациях и др.). Развитие вкуса и способности к личному развитию, достижениям в учёбе, к собственным увлечениям, поиску друзей, организации личного пространства и времени (учебного и свободного), строить планы на будущее.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

История Отечества

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины.

Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать дру-

История и культура родного края

гим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.

Практическое освоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия.

Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия.

ИСКУССТВО

Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература , театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.

Изобразительное искусство

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура

Овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций.

Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.

Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

ТЕХНОЛОГИИ

Трудовое обучение

Овладение основами трудо-

Профильная тру-

довая подготовка

вой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации коррекционных предметов представлена в таблице 215:

Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Приказ - Министерства образования и науки РФ

Назначение Стандарта:

ФГОС общего образования для учащихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Цель ФГОС:

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в внеурочное время.

Основа стандарта:

1. Деятельностный подход

2. Дифференцированный подход

Системно - деятельностный подход - служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося.

Дифференцированный подход

Это обязательная организация специальных условий обучения, особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития), включающих в себя:

    использование адаптированных образовательных программ,

    специальные методы обучения и воспитания,

    специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,

    специальную пространственно-временную организацию процесса получения образования

    наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию,

    проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,

    организацию профессионально-трудового обучения.

    обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и некоторые другие условия.

ФГОС - это совокупность трех систем требований:

    Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

    Требования к организации образовательного процесса;

    требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Стандарт направлен на обеспечение:

    равных возможностей получения качественного общего образования учащимися с умственной отсталостью;

    государственных гарантий качества образования учащихся с умственной отсталостью;

    нравственного развития учащихся с умственной отсталостью,

    формирование основ их гражданской идентичности;

    учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей учающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;

    вариативность основных образовательных программ, дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп учащихся с умственной отсталостью.

Основные ступени реализации подготовительного периода внедрения ФГОС ОВЗ:

1. Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ.

2. Разработка необходимой документации.

Изучение методических материалов по ФГОС обучающихся с ОВЗ:

1. федеральный государственный образовательный стандарт, цели его внедрения;
2. структура ФГОС ОВЗ обучающихся с УО;
3. требования к содержанию образования;
4. требования к структуре и условиям реализации АООП.

Разработка необходимой
документации:

1. рабочих программ по учебным предметам;
2. коррекционно-развивающих программ;
3. программ внеурочной деятельности;
4. карт оценивания предметных достижений, позволяющие осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с ОВЗ.

Отличия старых и новых ФГОС:

1. Оценки.

1. Портфолио

2. Единый учебный план

2. Разнообразие школьных программ

3. Образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность.

3. Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий.

4. Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны.

4.Принцип обучения через игру.

Основной упор в стандартах нового поколения сделан на внеурочную деятельность.

Организация внеурочной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья:

Одной из приоритетных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Что же такое внеурочная деятельность? Проведя анализ современной психолого-педагогической литературы и нормативных документов, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности обучающихся с нарушением интеллекта, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Основные направления и формы организации внеурочной деятельности:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коррекционно-развивающее Игровая;

Нравственное Досугово - развлекательная;

Спортивно-оздоровительное Художественное творчество;

Общекультурное Социальное творчество;

Социальное Трудовая;

Общественно-полезная;

Спортивно-оздоровительная;

Туристско-краеведческая.

Недельная нагрузка по ФГОС внеурочной деятельности 4 ч,

и 6 часов отводится на проведение коррекционно-развивающей работы.

Электронный учебно-методический ресурс «Тренировочные сборники для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , разработанный ФГБНУ ФИПИ

Ресурс разработан в целях методической поддержки педагогов при подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ГИА в форме государственного выпускного экзамена.

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты.

Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. (см. ст.41,42,79 ЗАКОНА РФ об Образовании).

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

В образовательных учреждениях будут созданы условия для получения учащимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных и личностных результатов, соответствующих требованиям нового стандарта. Информация о ходе реализации и результатах введения ФГОС ОВЗ и УО будет опубликована на сайте.

  • Мониторинг готовности общеобразовательной организации по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС О УО).

Условия доступности

  • План мероприятий («дорожная карта») МОУ «СОШ №9» по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования

Наличие пандуса для беспрепятственного входа в здание школы

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы 25 июля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 22 апреля 2016
  • Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2020 гг. 1 апреля 2016
  • Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включенных в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы 1 марта 2016

Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья

«Рособрнадзор постоянно ведет работу по созданию комфортных условий прохождения итоговой аттестации для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.Для многих из них учеба становится хорошим стимулом к жизни, позволяет заполнить ее чем-то интересным, поиском знаний, изучением окружающего мира.

Нам важно, чтобы такие ребята чувствовали себя полноправными членами общества и имели такие же возможности учиться и сдавать экзамены, как и их здоровые сверстники», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Видеоролик рассказывает, какие условия создаются при сдаче ЕГЭ для лиц с нарушениями зрения, слуха, инвалидов-колясочников и других категорий обучающихся с ОВЗ, какие дополнительные права они имеют, как подать заявление на участие в ЕГЭ, если у выпускника имеются проблемы со здоровьем, как должен быть оборудован экзаменационный пункт и что можно взять с собой на экзамен.

Примерные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ОУО

Название программы

Статус программы

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примерная основная образовательная программа начального общего образования

" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области "Язык и речевая практика" предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации, включая электронные, в т.ч. компьютерные устройства и соответствующее программное обеспечение.

Освоение предметной области "Математика" предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде предметов различной формы, величины, цвета; изображений предметов, людей, объектов природы, цифр; оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений; калькуляторы и другие средства.

Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области "Окружающий мир" происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании организации, а также теплицы, сенсорный сад и другие объекты на прилегающей к организации территории.

Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения предметной области "Окружающий мир" происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. Организация должна располагать необходимыми материалами и оборудованием, позволяющим обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Содержательная область предполагает использование широкого спектра демонстративного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с жизнью общества.

Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в области "Искусство". Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и других), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных действий с взрослым.

На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и другие), театральным реквизитом.

Предметная область "Физическая культура" должна обеспечивать обучающимся возможность физического самосовершенствования, даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать специальное адаптированное оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая различные тренажеры, инвентарь для подвижных игр и т.п.

С учетом того, что подготовка обучающихся к трудовой деятельности в рамках предметной области "Технология" начинается с формирования у них элементарных действий с материалами и предметами, для обучения необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки, заготовки, различные инструменты, соответствующие профилю труда, включая оборудование и прочие предметы. По мере накопления опыта предметно-практической деятельности диапазон формируемых действий постепенно расширяется, увеличивается время их выполнения и меняются их качественные характеристики. Постепенно формируемые действия переходят в разряд трудовых операций.

Материально-техническое обеспечение коррекционных курсов включает технические средства, в том числе электронные, специальное программное обеспечение, предназначенное для коррекции и развития движения, коммуникации, познавательной деятельности, сенсомоторных действий. Для обеспечения занятий по сенсорному развитию необходимы наборы средств, воздействующих на различные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Для формирования предметно-практических действий необходимы разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и прочие предметы. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного, а также ортопедического и лечебно-физкультурного оборудования и инвентаря.