Здоровье и его компоненты. Понятие "здоровья" его сущность и компоненты Физический компонент здоровья

«1. Состояние здоровья и его компоненты: соматический и социально-психологический. Критерии здоровья 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей Группы здоровья...»

Методы, приемы и формы работы с детьми

с соматическими заболеваниями

1. Состояние здоровья и его компоненты: соматический и социально-психологический.

Критерии здоровья

2. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Группы здоровья (классификация)

Адаптационный потенциал и его показатели

Понятие функционального состояния (ФС)

Модель для распознавания ФС

Оценка адаптационно-приспособительной деятельности организма

Классификация функциональных состояний

Коэффициент здоровья

3. Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии

Двигательная активность

Физическое воспитание

Контроль за дыханием

Адаптация ребенка к режиму детского учреждения

Ионизация воздуха как профилактика соматической ослабленности

4. Проблема психического здоровья детей с соматическими заболеваниями

Список литературы

Глоссарий

1. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ:

СОМАТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (определение ВОЗ). Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.

И. Брехман). Здоровье определяет возможности выполнения основных функций, учитывая, что организм человека есть живая многоуровневая система со способностью к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенные начала.

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально-психологическому. Соматический компонент подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социально-психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев).

Главные критерии здоровья: сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности и иммунологической защиты.

4. Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья) (А.Г. Щедрина).

Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, донозологическое состояние, преморбидное состояние, болезнь.

Непрерывность состояний организма определяется взаимодействием и взаимовлиянием изменяющихся во времени различных факторов риска, которые влияют на состояние уровня здоровья организма:

Варианты нормы

Пограничные состояния

Преморбидные состояния

Хронические болезни (стадия компенсации)

Хронические болезни (стадия декомпенсации)

Инвалидизация.

Оценка уровня здоровья в донозологической диагностике, основанная на взаимосвязи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью, позволяет выделять следующие виды состояний:

Состояние здоровья с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;

Донозологические состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма;

Преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляются в виде двух стадий:

а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечнососудистой системы;

б) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболевания может быть выражено или находиться в начальной фазе и имеет компенсаторный характер;

Состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации (P.M. Баевский, А.П. Берсенева).

Биосоциальный подход в валеологической антропологии позволяет выделить три последовательные категории здоровья:

А – сбалансированное здоровье, когда имеющиеся отклонения легко компенсируются или коррегируются, что не отражается на отправлении человеком индивидуально-психологических и социальных функций;

Б – умеренно разбалансированное здоровье, при котором человек временами испытывает неудобства в отправлении своих социальных функций, имеет ограничения в выборе рода деятельности, что, впрочем, не лишает его ощущений социальной полноценности;

В – существенно разбалансированное здоровье на фоне накапливающихся заболеваний, последствия которых ограничивают трудоспособность человека и могут вызвать его инвалидность.

Группа А это так называемые "практически здоровые" лица, которые с учетом "факторов риска" делятся на 3 категории:

А1 – лишенные эндогенных (генетических) факторов риска и экзогенной предрасположенности (риск-факторов условия) к возникновению определенного заболевания;

А2 – имеющие эндогенные факторы риска и экзогенные отягощения при отсутствии проявлений самого заболевания;

A3 – выявляющие признаки данного заболевания. Этот период непродолжителен и вскоре без резких переходов последовательно сменяется периодами Б и В.

2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Контроль за развитием и состоянием здоровья детей осуществляется по четырем критериям комплексной оценки состояния здоровья. На основании четырех критериев (первый – наличие и отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; второй

– функциональное состояние основных органов и систем организма; третий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности; четвертый – степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям среды) дети относятся к одной из пяти групп здоровья. Наличие и отсутствие заболеваний определяют при врачебном осмотре с участием специалистов (ЛОР, окулист, хирург и т.д.). Функциональное состояние организма выявляют клиническим методом с использованием функциональных проб (ортопроба и др.). Степень сопротивляемости организма оценивают по подтвержденным острым заболеваниям (респираторные инфекции) и обострениям хронических болезней за предшествующий осмотру год.

Группы здоровья (классификация) В соответствии с предложенным подходом детей и подростков в зависимости от состояния здоровья разделяют на следующие группы:

1) здоровые, с нормальным развитием и нормальным развитием функций;

2) здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3) больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма;

4) больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

5) больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети этой группы инвалиды.

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков с учетом уровня здоровья организма, общепринятых критериев к 5 группам здоровья, основывается на психофизиологическим обследовании.

Психофизиологическое обследование

Психофизиологическое обследование ставит перед собой задачу оценки:

– индивидуальных (типологических) свойств нервной системы;

– функционального состояния центральной нервной системы и его изменения в ходе учебной, трудовой деятельности, проведения реабилитационных мероприятий;

– профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга;

– индивидуальных особенностей развития отдельных психических функций (память, внимание), играющих важную роль в обеспечении успешности трудовой и учебной деятельности;

– индивидуальных психологических особенностей (свойств темперамента, акцентуации характера, психологического профиля личности) с целью анализа возможных причин ухудшения здоровья и социально-психологической адаптации.

Анализ показателей психофизического обследования раскрывает психофизиологические особенности развития ребенка, с учетом соматического состояния, определяя закономерности роста и развития, индивидуальной оценки их уровня физического развития, степени гармоничности, оценки состояния здоровья, изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности, оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Результаты психофизиологического обследования позволяют разработать физиологически обоснованные рекомендации для организации обучения, профессиональной консультации.

Адаптационный потенциал и его показатели Для организации комплекса мероприятий для соматически ослабленных детей необходимо использование специальных методов и приемов по организации основных форм работы, что даст нам возможность оценить их состояние здоровья и покажет адаптационный потенциал.

Адаптационные возможности состояния здоровья детей различных возрастных групп с учетом их соматического состояния включают:

– антропологические показатели здоровья (конституциональные);

– особенности физического развития;

– особенности психофизического состояния;

– особенности функционального состояния организма;

– особенности состояния психодинамических функций;

– оценка состояния здоровья.

В настоящее время не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. На сегодняшний день могут быть рекомендованы определенные наборы тестов и критериев, которые с достаточной надежностью позволяет охарактеризовать здоровье ребенка и взрослого. Мы считаем перспективным направлением применения интегративных методов, призванных дать количественный критерий уровня здоровья, объединяющий в единый показатель множество физиологических характеристик функционального состояния.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ

РАСПОЗНАВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

–  –  –

Понятие функционального состояния (ФС) Понятие функционального состояния (ФС) широко используется в психологии, физиологии, технике, эргономике и т.д. Это объясняется, прежде всего, тем, что в самых различных сферах деятельности человека успешность его труда, обучения, творчества, физическое и психическое здоровье в значительной мере зависят от ФС человека.

Контролируя и управляя ФС, человек может решать многие важные задачи, такие, как оптимизация учебного и производственного процессов, нормирование труда, определение допустимых физических и нервных нагрузок, повышение устойчивости к стрессу, проведение профилактики заболеваний, а так же задачи, увязанные с профотбором, профориентацией и др.

Уровень функционирования систем, степень напряжения регуляторных механизмов, функциональные резервы определяются как готовность и способность организма (органа, системы) выполнить заданную деятельность в заданное время с минимальным напряжением регуляторных механизмов.

Модель для распознавания ФС Для распознавания ФС была использована модель, предложенная Р.М. Баевским.

На основе этой модели выделены три характеристики функционального состояния организма: исходный уровень функционирования, степень напряжения регуляторных механизмов и функциональные резервы.

Поскольку любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения, было решено использовать для оценки функционального состояния вариабельность сердечного ритма, как наиболее удобный и универсальный показатель состояния организма при любом виде деятельности.

За исходный уровень функционирования принимается исходный вегетативный тонус, который определяется по статическим параметрам сердечного ритма. Степень напряжения регуляторных систем оценивается по соотношению спектральных компонент сердечного ритма в покое с помощью диагностической программы «Пульс антистресс».

Функциональные возможности оцениваются с помощью нагрузочных проб.

Интегральная оценка параметров кардиоритма позволяет выделить 4 группы функциональных состояний:

1) лица с высокими или достаточными функциональными возможностями системы кровообращения, с удовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды; каких-либо специальных рекомендаций по оздоровлению и профилактике им не требуется;

2) лица с напряжением механизмов адаптации; нуждаются в мероприятиях по снижению стрессорного воздействия условий окружающей среды, в оздоровлении, направленном на усилие активности механизмов саморегуляции организма;

3) лица со снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с неудовлетворительной адаптацией организма к условиям окружающей среды;

нуждаются в целенаправленных оздоровительных и профилактических мероприятиях по повышению защитных свойств организма, усилению его компенсаторных возможностей;

4) лица с резко сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с явлениями срыва адаптации, часто с симптомами заболеваний; нуждаются не только в профилактических, но и лечебных мероприятиях.

Считается, что снижение показателей вариабельности сердечного ритма свидетельствует о нарушении вегетативного контроля сердечной деятельности и неблагоприятно для прогноза. Наивысшие показатели вариабельности сердечного ритма регистрируются у здоровых детей и подростков-спортсменов, промежуточные – у детей и взрослых с различными отклонениями в состоянии здоровья, самые низкие – у лиц с заболеваниями сердца. Особенности изменения вариабельности сердечного ритма в начальных стадиях различных заболеваний определяются по психосоматическому, психовегетативному компонента (сосудистая гипертензия, гипотензия, бронхиальная астма). Наиболее ценным является ритмологическое исследование при донозологических и преморбидных состояниях.

Оценка адаптационно-приспособительной деятельности организма Согласно концепции Р.М. Баевского, диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно-приспособительной деятельности организма. Ее универсальный индикатор – сердечно-сосудистая система, которая, с ее многоуровневой регуляцией, представляет собой функциональную систему, ответственную за обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма. Находясь под контролем нервнорефлекторных и нейрогуморальных механизмов, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения.

Классификация функциональных состояний На основе данного подхода Р.М. Баевский (1989) разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей), обозначенных как адаптационный потенциал (АП).

Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из следующих 4 градаций:

1. Состояние удовлетворительной адаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных возможностях организма;

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;

4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.

Для расчета АП предложены две формулы:

1. АП = 0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД)++ 0,014 (В) + 0,009 (МТ) – 0,009 (Р) – 0,27;

2. АП = 0,76+0,23(B)+0,5 (П)+0,006 (ДАД)++0,84 ЧСС + 0,001(ИН) + 0,18(ЭКГ) + 0,16(СКГ) ++ 0,15 (БКГ) + 0,02 (МТ) – 0,02 (Р), где АП – адаптационный потенциал в баллах; В – возраст в годах; П – пол (муж.

– 1, жен. – 2); САД и ДАД – соответственно систолическое и диастолическое артериальное давление в мм рт. ст.; ЧСС – частота сердечных сокращений в минуту; ИН – индекс напряжения регуляторных систем, в усл. ед.; ЭКГ, БКГ, СКГ – результаты электро-, баллисто-, сейсмокардиографических исследований в баллах; МТ – масса тела в кг; Р – рост в см.

Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация – пороговые значения АП не более 2,1 балла; напряжение механизмов адаптации – 2,11–3,2 балла;

неудовлетворительная адаптация – 3,21–4,3 балла; срыв адаптации – не менее 4,31 балла.

Коэффициент здоровья В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД, ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В):

КЗ = 0.01ЧП + 0.01САД + 0.008ДАД + 0,014В + 0,009МТ – 0.009Р – 0,27.

Доврачебный скрининг на основе коэффициента здоровья основан так же на положении состояния системы кровообращения как индикатора состояния всего организма (P.M. Баевский). В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Существует шкала соматического здоровья, выделяющая 5 уровней здоровья:

низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Рассчитываются уровни по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (САД), времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с. Определяют уровень соматического здоровья: 3 и меньше – ниже среднего; 4–6 – низкий, 12–15 выше среднего, 16–18 – высокий (Г.Л. Апанасенко).

Помимо определения адаптационного потенциала состояния здоровья через психофизиологические и психодинамические показатели, оценка адаптационного потенциала может включать также метод нейроэнергокартирования (НЭК), основанный на разработках Института мозга РАМН, сертифицированный и разрешенный для применения МЗ РФ. Уровень постоянного потенциала – медленная электрическая активность, интегрально отражающая метаболизм различных зон головного мозга человека.

Адаптационные возможности состояния здоровья детей различных возрастных групп включают также антропологические показатели здоровья (конституциональные);

особенности физического развития, и оценку биологического возраста.

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Об уровне физического развития можно судить на основании соматометрических показателей – длины тела (см), массы тела (кг), окружности грудной клетки (см), мышечной силы обеих рук (кг).

Основным методом оценки физического развития является антропометрия, которая включает измерение длины тела, его отдельных частей и массы тела. При этом необходимо учитывать тип конституции. У детей одного возраста наблюдается вариативность в росто-весовых показателях и антропометрических индексов, что указывает на необходимость подключения специальных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

Двигательная активность Занятия по совершенствованию движений являются составной частью любого вида деятельности ребенка. Отставание в движениях есть отставание в общем развитии.

Движения являются естественной биологической потребностью. Вытеснить или заменить потребность в движениях без ущерба для здоровья нельзя. Их недостаток приводит к тому, что на последующих возрастных этапах ребенок не может овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками в полном объеме. Мышечная активность человека взаимосвязана с состоянием всех физиологических систем. В ней отражаются типологические особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраст, состояние здоровья. Среди биологических факторов особое место занимают биологические ритмы, четко проявляющиеся в двигательном поведении детей. Из большого их многообразия выделим суточные, сезонные, возрастные.

Суточная двигательная активность (СДА) – число локомоций за весь период бодрствования (бег, ходьба, прыжки, повороты, наклоны). Она регистрируется специальным прибором актометром или (менее точным) шагометром. СДА увеличивается с возрастом. У детей 3 лет среднее число локомоций за сутки составляет 5–6 тысяч, 5 лет – 8–10 тысяч, 9–10 лет – 18–20 тысяч. Затем СДА стабилизируется и снижается. Ежечасно ребенок совершает минимум 500–1000 движений. Распределение движений по часам неравномерно. Выделено четыре подъема (всплеска) двигательной активности. В первой половине дня – от 7 до 8 и от 12 до 14 часов, во второй – от 15 до 16 и от 20 до 21 часа.

Биологической особенностью двигательной потребности является ее ежедневное постоянство, характерное для каждого человека.

Сезонная периодика СДА характеризуется её снижением в зимнее время, что служит основанием для дифференцированного (по сезонам) использования физических нагрузок. Зимой нельзя увеличивать СДА, но нужно поддерживать её на характерном для данного сезона уровне, реализовывать её за счёт организованных, и прежде всего «малых», форм физического воспитания, уменьшая интенсивность, а не кратность повторений. Формируя здоровье детей, важно учесть различия двигательного поведения девочек и мальчиков. Набор движения девочек иной, чем мальчика, первые реже используют движения самостоятельно, но более полно выполняют указания воспитателя, учителя. Следует учесть и то, что среди девочек, например 6–7лет, больше (42%), чем среди мальчиков (27%), моторно зрелых. Нельзя упустить благоприятные для формирования потребностей в двигательной деятельности девочек сроки. Нужен дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков, начинать следует как минимум с дошкольного возраста.

–  –  –

Физическое воспитание Оценивают функциональное развитие (ЧСС, АД, частота дыхания, ЖЕЛ, кистевая сила), физическое развитие, сравнивая показатели ребенка с возрастными стандартами;

для определения физической подготовленности проводят функциональную пробу с 20 приседаниями. Анализируя полученные показатели здоровья и дополняя их анамнезом (частота и тяжесть заболевания), врач определяет группу здоровья и группу по физкультуре (основную, подготовительную, специальную и лечебную).

Основная группа включает детей I и частично II групп здоровья с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все формы физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой. Дети старшего дошкольного возраста и школьники могут заниматься в спортивных секциях.

В подготовительную группу входят дети II и частично III группы здоровья с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями (ССС и дыхательной системы), например, время восстановления пульса после функциональной пробы (с 20 приседаниями в пределах 2–3 мин); перенесшие острые и инфекционные болезни (корь, грипп, скарлатина, гепатит и др.), страдающие хроническими бронхитами, гастритами, анемией любой этиологии, с нарушением обмена веществ – ожирение неэндокринной этиологии. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания, ОРВИ и др.

Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет облегчения исходного положения (например, наклоны с широко расставленными ногами вместо наклонов из исходного положения ноги вместе), сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими и т.д.

Специальную группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями, нуждающиеся в специальных занятиях. Они освобождаются от уроков физкультуры, но не от физического воспитания вообще, необходимого им больше, чем здоровым детям. Специальные занятия с ними ведут выделенные для этих целей преподаватели в ДДУ, школе или методисты по физкультуре в поликлиниках. Кроме того, дети должны выполнять комплексы утренней гимнастики и специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать двигательный режим.

Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С такими детьми занимаются в поликлинике в специально отведенное время 3–4 раза в неделю. Все «малые формы» физического воспитания обязательны для всех детей, посещающих дошкольные учреждения, школу. Конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их повторений (физкультрецепт) дает врач во время осмотра.

Медицинская сестра обязана следить за выполнением физкультурных назначений.

Посещая любую форму занятий по физической культуре, врач или фельдшер проверяет: а) правильность построения плана занятий и соответствие его программе; б) санитарно-гигиенические условия места занятий (микроклимат, оборудование, одежда, обувь детей); в) двигательные умения детей; г) реакцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка на нагрузку данного занятия. Все формы занятия строятся с учетом группы по физкультуре, биологической и моторной зрелости детей. Динамические исследования состояния здоровья ребенка, составной частью которого является развитие физиологических систем, в том числе моторной зрелости, позволяют оценить уровень морфофункционального развития ребенка и проследить степень овладения им программным материалом.

Физические упражнения для детей должны быть динамичными, охватывающими большое число мышечных групп, с постепенным чередованием работы мышц рук и плечевою пояса, туловища, ног. Важно выполнять их из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя), добиваться правильной техники; только при соблюдении этих условий возможен оптимальный физиологический эффект от движения. Исходное положение лежа используется для разгрузки позвоночника и коррекции нарушений осанки. На занятиях необходимо широко применять физкультурные предметы – палки, обручи, шнуры, скакалки, булавы, мячи и др.

Контроль за дыханием Необходимо контролировать дыхание детей. Обучение разным типам его (брюшному, грудному, фиксированному на вдохе и выдохе) нужно давать в сочетании с произношением звуков, слогов и слов «ух», «вниз», «жж» и др. На занятиях ведется хронометраж и вычерчивается физиологическая кривая, характеризующая ответные реакции ребенка на нагрузку. Хронометраж позволяет оценить традиционные части занятий – вводную, подготовительную, основную и заключительную, вычислить общую и моторную плотность занятия. При достаточной двигательной активности детей моторная плотность бывает не ниже 70 %.

Физиологическая кривая строится по данным измерения частоты пульса за 10 секунд занятия, в каждой части занятия или каждые 10 мин и в восстановительном периоде на протяжении 3–5 мин. Кроме пульса можно определять кровяное давление, ЖЕЛ, кистевую силу и другие показатели. Эти исследования проводят у ребенка, за которым ведутся хронометражные наблюдения. На основании измерений строится физиологическая кривая занятия – графическое изображение исследуемых параметров.

При правильном построении его показатели увеличиваются от начала занятий к основной части и приближаются к исходному уровню в конце заключительной части. Величина функциональных сдвигов зависит не только от объема и интенсивности мышечной деятельности, но и от формы проведения физических упражнений. Эмоциональное возбуждение увеличивает их. О мышечных нагрузках можно косвенно судить по внешним признакам утомления детей.

При наличии у большинства детей выраженных признаков утомления необходимо существенно изменить занятия, а если утомление отмечается у отдельных ребят, следует дозировать их нагрузку изменением исходного положения, уменьшением кратности повторений и интенсивности движений. Нужны коррективы и в том случае, если нагрузка не вызывает достаточных сдвигов, а приросты пульса малы – до 130 уд/мин. Установлено, что такие нагрузки не дают оздоровительного и тренировочного эффекта (Л.И.

Абросимова).

Адаптация ребенка к режиму детского учреждения Проблема адаптации ребенка к режиму детского учреждения очень часто возникает не только перед родителями, но и перед врачами, так как осложняется соматическое состояние ребенка. Подготовка детей к поступлению в детское учреждение по существу должна начинаться сразу же после рождения и лишь интенсифицироваться в последнее полугодие.

По степени тяжести периода адаптации Р.В. Тонкова-Япольская делит детей, поступающие в дошкольные учреждения, на три основные группы.

В первую группу (физиологическая адаптация) входят дети, не болеющие в период адаптации и легко переносящие его. Это в основном здоровые дети до 7–8 месяцев и старше 1 года 6 месяцев – 1 года 7 месяцев. Адаптация заканчивается через 2–3 недели.

Ко второй группе (напряженная, или средней тяжести, адаптация) относятся дети с отрицательными проявлениями в период адаптации, вплоть до выраженных сдвигов в системе реактивности, которые, как правило, заболевают острыми респираторными инфекциями. Однократное заболевание длится 5–7 дней и не дает осложнений. Возрастной состав преимущественно с 9–10 месяцев и до 1 года 5 месяцев.

Адаптация длится от 2–3 недель до 2–3 месяцев.

Третья группа (патологическая адаптация) – дети с неблагополучным социальны и биологическим анамнезом, тяжело привыкающие к новым условиям. Подобная адаптация может быть в любом возрасте, но проявляется она по-разному: частые повторы острых респираторных заболеваний, нередко с осложнениями; психологические переживания типа эмоционального стресса, извращений поведенческих реакций, депрессии.

Подготовка ребенка в дошкольное учреждение и адаптация в нем представляют собой систему целенаправленных мероприятий, которая строится на основе всестороннего обследования, оценки развития и здоровья ребенка, условий быта.

Она включает:

1) максимальное приближение домашнего режима к режиму детского учреждения (организация бодрствования, кормления, сна);

2) ликвидацию вредных привычек (укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой);

3) предварительную вакцинацию (направление в детское учреждение не раньше чем через 2–3 недели после прививки);

4) оздоровление (анемия, экссудативный диатез и др.). При сочетании неблагополучия в биологическом (осложнение беременности, родовые травмы), социальном (неправильное воздействие семьи) анамнезе возможны медикаментозные назначения, консультации специалистов;

5) санитарно-просветительскую работу с родителями в поликлинике (групповые беседы, конференции, памятки, листовки, буклеты и т.д.), при патронаже на дому (беседы со взрослыми членами семьи).

Ионизация воздуха как профилактика соматической ослабленности Легкое покраснение зева или умеренные выделения из носа являются показанием для устранения ребенка на 3–4 дня от посещения детского учреждения; детям с повторными респираторными заболеваниями в анамнезе Л.Ф. Кобзева рекомендует проводить индивидуальную гидроаэроионизацию воздуха малыми дозами по 20–25 сеансов на курс.

Ионизация воздуха – процесс превращения нейтральных атомов и молекул воздушной среды в электрически заряженные частицы (ионы). Осуществляется под действием электромагнитного излучения, электрического поля или при высокой температуре, при столкновении частиц с электронами, ионами, атомами. Образование ионов происходит вследствие естественной, вследствие технологической и искусственной ионизации воздуха. Атомы (группы атомов) при потере электронов становятся положительно заряженными, при присоединении электронов – отрицательно заряженными. Положительные ионы вредны для здоровья. Они вызывают быстрое утомление, головную боль, учащение пульса и дыхания (из-за недостаточного поступления кислорода в кровь). Легкие отрицательные ионы делают воздух живительным.

Концентрация аэрозольных частиц в помещении не должна превышать 0,1 мг/м3, в противном случае легкие ионы становятся тяжелыми, а также возрастает число заряженных аэрозольных частиц (псевдоаэроионов). Необходимо определять уровень загрязненности воздуха аэрозолями. При скоплении людей легкие ионы быстро исчезают

– люди их просто поглощают (ионы попадают в человека через органы дыхания или через кожу). При выдохе человек выбрасывает в окружающее пространство несколько сотен миллионов ядер конденсации в виде пара (частиц воды), что провоцирует образование дополнительного количества тяжелых ионов. Воздух небольшого помещения всегда характеризуется недостатком легких ионов и избытком тяжелых.

Работающее электрооборудование практически исключает наличие легких ионов в помещении. Легкие ионы, как более подвижные, перемещаются по силовым линиям полей, стремясь к противоположно заряженным поверхностям, где происходит их нейтрализация. Любое нагревание воздуха приводит к его высушиванию. Находясь во взвешенном состоянии, пыль представляет собой огромное количество ядер конденсации для образования тяжелых ионов. Использование нагревательных приборов способствует очень быстрому уничтожению легких ионов, превращая их в тяжелые. Избыток влажности воздуха тоже неблагоприятен: ядрами конденсации становятся микрокапли воды, образующие аэрозоли. Оптимальная влажность воздуха – на уровне 40–60%. Метод ионизации воздуха является профилактикой соматической ослабленности детей.

4. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Психическое здоровье включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности и т.д.

На сегодняшний день существует много определений термина "психическое здоровье". Нам ближе точка зрения, согласно которой психическое здоровье – это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.

Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики, поэтому изучение факторов, влияющих на психическое и общее здоровье детей и подростков, является одной из актуальнейших проблем современности. Глубокая и точная диагностика факторов, влияющих на психическое здоровье детей сегодня, помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы, эффективные технологии воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к различным категориям несовершеннолетних и семьям, влияющим на психическое здоровье детей.

Начинать необходимо с определения понятий психического развития ребенка, его нервной системы. Основные особенности функционирования нервной системы определяют различия в поведении и отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды.

Частые соматические заболевания у детей, а также хроническая соматизация вызывают у детей эмоциональные переживания, эмоциональные нарушения.

Для данной группы детей может быть предложено разработанное И.И. Мамайчук психорегулирующая тренировка, которая включает в себя: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно, через день с небольшой группой детей до 5 человек с учетом возрастных и индивидуально психологических особенностей ребенка. Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербальномузыкальная психокоррекция, с целью снятия психического напряжения, затем детям предлагается зрительно-музыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности, создание позитивных установок для последующего занятия. Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие коректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы. Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием.

На коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки.

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:

1) Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица;

2) Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержания формы самовнушения;

3) Научить удерживать внимание на мысленных объектах;

4) Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формами.

При этом следует неукоснительно придерживаться методических требований;

выполнение упражнений ребенком; самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнения ощущений; самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.

В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика (Г.

Юнова в модификации М.И. Чистяковой). Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомимику, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из 3 фаз. Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, обиды, удивления, растерянности, боли и др.). Третья фаза – заключительная.

Кроме перечисленных выше методов, особо большое значение имеют игровые методы коррекции. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка.

Психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. Игра дает возможность переживать удачу, успех переживать свои физические и психические силы. Игровая психокоррекция в форме сюжетно-ролевой игры широко используется при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и нарушением поведения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточным социальным опытом целесообразно использовать игры-драматизации на тему знакомых сказок. Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры (жмурки, догонялки, хороводы, эстафеты и т.д.). Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, способствуют гибкости поведения, развивают координацию движений.

Изобразительное творчество также является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных расстройств. Рисунок выступает как средство усиления идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности. Особое значение играет цвет. Преобладание серых, черных тонов говорят об отсутствии жизнерадостности.

Яркие насыщенные краски об активном жизненном тонусе и оптимизме. Для коррекции соматических расстройств предлагаются отдельные виды деятельности по декоративноприкладному творчеству: лепка из соленого теста, бисероплетение, декупаж, выжигание, лепка поделок из глины, флористика, квилинг. Данное творчество вызывает у детей позитивно-эмоциональные реакции, что способствует мотивационной активности, психоэмоциональной устойчивости, формированию перцептивных процессов, имунной устойчивости. Педагоги дополнительного образования, использующие данные виды деятельности, отмечают снижение риска как инфекционных так и соматических заболеваний, улучшение эмоциональной устойчивости и социальной адаптации. Участие в конкурсах, выставках мастер-классах раскрывают индивидуально-личностные особенности ребенка относительно его взаимодействия с активной творческой средой, повышает эстетические потребности.

В психокоррекции детей с соматическими заболеваниями широко используется музыкотерапия, оказывающая регулирующее влияние на психовегетативный процесс.

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия и активная музыкальная деятельность. Рецептивная психокоррекция включает 3 формы: коммуникативную, реактивную и результативную.

Благодаря рецептивной музыкотерапии решаются определенные психокоррекционные задачи:

создание доверительной эмпатийной атмосферы, снижение эмоционального дискомфорта, оптимизация общения.

5. РЕЗЮМЕ Причины, снижающие уровень здоровья, многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис и многие другие факторы. При этом влияние на растущий и развивающийся организм условий дошкольных и школьных образовательных учреждений, где ребенок проводит 70% своего времени, выражено особенно сильно.

Учебно-воспитательный процесс в целом, все педагогические концепции, методики, технологии должны иметь здоровьесберегающий характер. Необходимо иметь научно обоснованное представление о том, как следует организовать все стороны школьной жизни, чтобы исключить негативные воздействия на повышенно чувствительный организм детей и обеспечить его благоприятное развитие.

Опора на здоровьесберегающие, естественнонаучные принципы при организации учебно-воспитательного процесса помогает, кроме того, повысить качество усвоения знаний, так как оптимальное протекание функций организма обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние ребенка. Наконец, организация жизнедеятельности детей с позиций сохранения и укрепления здоровья способствует формированию культуры здоровья как естественной составной части общей культуры.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни», где любая деятельность детей (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительнопедагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Действительно, проблема здоровья нации, сохранения здоровья детей и формирования ЗОЖ с самого раннего детства является сегодня чрезвычайно актуальной.

Изучение состояния здоровья различных групп детей, к сожалению, не выявляет положительной динамики за последние 10 лет, прослеживаются отрицательные тенденции: увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. У современных детей достоверно снижены функциональные возможности, резерв здоровья.

Сегодня в работе педагогов необходимо понимание сущности здоровья и адаптационных возможностей организма детей, что приводит к ежедневной систематической работе педагогов по формированию культуры ЗОЖ, совершенствованию факторов социальной адаптации.

Еще остается много нерешенных проблем, которые являются полем деятельности и научных поисков ученых разных специальностей, в том числе и педагогов:

Разработка критериев здоровья и здорового образа жизни;

Конкретные технологии и методы диагностики и прогнозирования уровня здоровья, их валидность;

Педагогические оздоровительные технологии, учебные программы, учебные пособия по ЗОЖ;

Профессиональная подготовка педагогов.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление педагогов в будущем во многом определяется тем, насколько будут использоваться знания по вопросам возрастной физиологии, анатомии, гигиены и культуры ЗОЖ.

Список литературы

1. Александров Ю.И. Основы психофизиологии. М.: Инфа-М, 2001.

2. Апанасенко Л.Г., Науменко Р.Т. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры, 2000. №4.

3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология. СПб. 2003.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., 2005.

5. Дубровинская Н.В., Фарбер Д А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.:

Владос, 2000.

6. Жафарова С.А. Конституциональные особенности детей и подростков (материалы к курсу валеологии). Новосибирск, 2000.

7. Исаева Л.А. (под общ. ред.). Детские болезни. М.: Медицина, 2004.

8. Козлова В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 2003.

9. Марузин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. М.: Медицина, 2006.

10. Рубанович В.Б. Врачебно-врачебно педагогический контроль при занятиях физической культурой. Новосибирск, 2000.

11. Савченко Ю.И., Венгер Т.Ф. Здоровый ребенок. Физиологические параметры детского возраста. Красноярск, 2000.

Глоссарий Адаптационный потенциал – степень открытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия среды.

Арт-терапия – использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество (По М.

Либману).

Психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). П. используется все шире и шире, а применяющие ее специалисты-практики относят к этому методу все более разнообразные техники, порой даже – любой комплекс психологических упражнений.

31/04 (2006.01) ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ 2012127139/10, 29.06.2012 (21)(22) Заявка: (72) Автор(ы): Дятлов...» К.Г. Психологические типы / Карл Густав...» с. 16 но, чтобы слыть культурным челов...» В. С. А. Р озан ова и Р ачи н ского А. А. Гри ш ин Статья посвящена анализу переписки В. В. Розанова и С. А. Рачинского с точки з...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Человек являет собой отражение двух сторон - биологи­ческой и социальной. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состо­яние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, от био­логического.

Соотношение социального и биологического в человеке явля­ется главным в понимании характера здоровья и болезни.

В насто­ящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье связано с организ­мом и зависит от динамического равновесия функций всех вну­тренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружа­ющей среды. Иными словами - это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и сис­тем организма человека, основу которого составляет биологи­ческая программа индивидуального развития;

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье. Психическое здо­ровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечи­вающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое, или душевное, здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

Третий уровень - социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здо­ровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активно­сти и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятель­ного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Современные специалисты в области гигиены труда и про­фессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Социальные условия - это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социально- экономический строй и политическая структура общества. Соци­альные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

Различие между психическим и социальным здоровьем ус­ловно : психические свойства и качества личности не существу­ют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формиру­ются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагопри­ятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием мо­жет противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

1. Астеник - это

А) гармонично развитый человек;

Б) человек худощавый с длинными конечностями;

В) А – образная фигура;

Г) увеличенное количество жирового компонента

2. Типом телосложения, генотипом, уровнем обмена веществ, функциональным состоянием организма характеризуется

А) моральное здоровье человека;

Б)физическое здоровье человека;

В) психическое здоровье человека;

Г) социальное здоровье человека

4. Сколько % в идеальной фигуре должна составлять талия от окружности грудной клетки?

5. У астеников - женщин обхват запястья составляет

А) больше 18 см;

Б) меньше 16 см;

В) больше 20 см;

Г) меньше 10 см

А) рост/ вес;

Б) вес/ рост;

В) объем груди/ рост;

Г) объем таза/ объем талии

7. Тучные, полные люди относятся к типу телосложения

А) астеник;

Б) нормостеник;

В) гиперстеник;

Г) суперстник

8. Сколько % от окружности грудной клетки в идеале составляет шея?

9. Что такое ОГК в валеологии?

А) обхват грудной клетки;

Б) образец главного критерия;

В) обхват головной клетки;

Г) обхват голого колена

10. Чему равен идеальный вес мужчины (по индексу Кетле)?

А)370 – 400 г/ см;

Б) 500-600 г/ см;

В) 250-300 г/ см;

Г) 430-480 г/ см;

11. Каким типом телосложения обладает женщина, если обхват запястья составляет 18 см?



А) астеник;

Б) нормостеник;

В) гиперстеник;

Г) антистеник

12. Какой тип фигуры является идеальным?

13. Из перечисленных пунктов: 1) вес; 2) рост; 3) ЧСС; 4) артериальное давление – к антропометрическим измерениям относят:

14. Укажите правильный тип телосложения

А) мегастеник;

Б) астеник;

В) аутстеник;

Г) физикстеник

15. Соматическое здоровье - это

А) тип нравственного и психического здоровья;

Б) тип телосложения, генотип, уровень обмена веществ; функциональное состояние организма;

В) регулярная двигательная активность;

Г) соответствие уровня жизни индивидуальным особенностям человека

16. Какая «буквенная» формула типа фигур верна?

А) А, О, Х, П, Т;

Б) Б, О, Х, А, И;

В) А, О,I, Х, Т;

Г) И, Т, О, Х, П.

17. Какова протяженность кровеносных капилляров в организме человека?

Б) 200 тыс. км;

В) 100 тыс. км;

18.Функциональная проба - это

А) выполнение контрольных испытаний и последующий анализ результатов;

Б) достижение определенной формы фигуры за счет специальных комплексов физических упражнений;

В) способность человека преодолеть внешнее сопротивление;

Г) увеличение мышечной массы

19. Тест Руфье-Диксона позволяет оценить:

А)скорость восстановительных процессов после дозированной физической нагрузки и используется для характеристики общей физической работоспособности;

Б) быстроту простой реакции;

В) жизненную емкость легких;

Г) максимальное потребление кислорода

20. Тест Купера – это

А) пробегание 3 км дистанции с максимальной скоростью;

Б) прохождение 3 км дистанции с максимальной скоростью;

В) пробегание максимально возможного расстояния в течение 12 минут;

Г) количество прыжков через скакалку в течение 1 минуты.

21. 12 - минутный тест Купера позволяет в индивидуальном порядке определить:

А) жизненную емкость легких;

Б) степень физической подготовленности и максимальное потребление кислорода непрямым способом;

В) частоту сердечных сокращений после стандартной нагрузки;

Г) артериальное давление после стандартной нагрузки.

22. Поза Ромберга позволяет определить:

А) состояние ЦНС;

Б) состояние мышечной силы;

В)состояние вестибулярного аппарата;

Г) степень развития общей выносливости;

23. Как проводится функциональная проба «Поза Ромберга»?

А) испытуемый пробегает 100 м с учетом времени;

Б) испытуемый сохраняет равновесие на одной ноге с закрытыми глазами с учетом времени;

В) испытуемый реагирует на звуковой сигнал с учетом времени;

Г) испытуемый выполняет прыжок в длину с места с учетом расстояния.

24. Тейпинг – тест используется для определения состояния

А) сердечно-сосудистой системы;

Б) дыхательной системы;

В) нервно-мышечного аппарата;

Г) кардиореспираторной системы.

25. Как проводится тейпинг – тест?

А) испытуемый должен попасть в цель из 3 попыток;

Б) испытуемый в течение 40 секунд ставит точки на листе бумаги;

В) испытуемый выполняет прыжок с места;

Г) испытуемый сохраняет равновесие на одной ноге с закрытыми глазами.

26. Гипоксические пробы используют для оценки:

А) адаптации человека к гипоксии, в частности скорость протекания обменных процессов, устойчивость дыхательного центра к гипоксии и выносливость сердца;

Б) способности перестраивать двигательные действия в зависимости от обстановки;

В) выполнять действия длительное время, не снижая ее эффективности;

Г) выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой.

27. Проба Генчи предполагает выполнение испытуемым

А) задержки дыхания после максимального выдоха с регистрацией времени;

Б) 10 приседаний с максимальной скоростью;

В) максимального выдоха с регистрацией объема;

Г) ЧСС за 1 минуту в состоянии покоя.

28. Динамометрия – это

А) способ оценки силовых способностей мышечных групп спины человека;

Б) способ оценки силовых способностей мышц кисти;

В) способ оценки силовых способностей мышц ног;

Г) способ оценки силовых способностей мышц туловища.

29. Спирометрия – это

А) способ оценки дыхательной системы человека;

Б) способ оценки сердечно-сосудистой системы человека;

В) способ оценки силовых способностей человека;

Г) способ оценки координационных способностей человека;

30. Как проводится функциональная проба Руфье – Диксона?

А) испытуемый пробегает максимальное расстояние за 12 минут с фиксацией дистанции;

Б) испытуемый задерживает дыхание на вдохе с фиксацией времени задержки;

В) испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд;

Г) испытуемый выполняет наклон вперед, не сгибая колени

Тема 3

Двигательная активность и здоровье.Механизмы оздоравливающего воздействия физических упражнений на организм человека.

1. Назовите 1 элемент, входящий в скоростные способности человека

Б) темп;

В) равновесие;

2. Как называются упражнения, при которых воздействию подвергаются мышцы, их оболочка, сухожилия, связки, суставы?

А) силовые;

Б) аэробные;

В) анаэробные;

Г) растягивающие

3. Какие упражнения улучшают устойчивость к холоду?

А) силовые;

Б) координационные;

В) растягивающие;

Г) дыхательные

4.Какой вид выносливости вырабатывает способность человека противостоять неспецифическому утомлению?

А) специальная;

Б) силовая;

В) скоростная;

Г) общая

5. Наращивание физической нагрузки в течение времени бывает

А) прямое, краткое, прерывистое

Б) линейное, ступенчатое, волнообразное;

В) отрезковое, непрерывное, длительное

Г) смешанное

6. Скоростные способности развиваются при помощи

А) упражнений, выполняемых с максимальной скоростью;

Б) упражнений, выполняемых с минимальной скоростью;

В) упражнений с отягощением;

Г) аэробных упражнений

7. В каком режиме работы мышца способна проявить максимальной усилие?

А) преодолевающем;

Б) смешанном;

В) уступающем;

Г) статическим

8. При многократном выполнении аэробных упражнений миокард

А) увеличивается;

Б) сокращается в объеме;

В) остается без изменений;

Г) распадается на волокна

9. Что означает «уступающий режим работы мышц»?

А) длина мышечного волокна увеличивается (мышца растягивается);

Б) длина мышечного волокна уменьшается (мышца сокращается);

В) длина мышечного волокна не изменяется;

Г) длина мышечного волокна то увеличивается, то уменьшается

10. Какая способность развивается при помощи упражнений, выполняемых с максимальной скоростью?

А) скоростная;

В) гибкость;

Г) общая выносливость

11. Какой принцип не относится к принципам занятий физическими упражнениями?

А) сознательность;

Б) активность;

В) трудолюбие;

Г) доступность

12. Аэробный режим работы лимитируется частотой сердечных сокращений

А)120-130 ударов в мин;

13. Какой вид упражнений не относится к аэробным?

А) ходьба;

Б) лыжный спорт;

В) конькобежный спорт;

Г)сальто назад

14. Выносливость не зависит от

А) возраст;

В) жизненная емкость легких;

Г) резус - фактор

15. К физическим способностям не относится

Б) выносливость;

В) сила воли;

Г) гибкость

16. Укажите принципы применения физических упражнений

А) рациональное распределение во времени;

Б) доступность и прогрессирование;

В) сознательность и активность;

Г) все вышеперечисленные

17. Сила – способность преодолевать ….. препятствие за счет собственных мышечных усилий

А) внутреннее;

Б) внешнее;

В) инерционное;

Г) психологическое

18. Выберите правильную последовательность упражнений в комплексном занятии физическим упражнениями

Важнейшей ценностью для человека является здоровье.

В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:

· Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.

Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.

· Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.

Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

· Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

Основа сексуального здоровья определяется:

Способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;

Свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;

Отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.

· Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).

Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.

Рассматривая виды здоровья, следует отметить, что в упрощенном (и в то же время обобщающем) виде можно считать, что критериями здоровья являются:

Для физического здоровья – «я могу»;

Для психического здоровья – «я хочу»;

Для нравственного здоровья – «я должен».

Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья – это жизнеспособность индивида.

Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).

Гигиенические основы воспитания здорового ребенка.

Для нормального физического и нервно-психического развития ребенка важны не только достаточное и полноценное питание, но и гигиенические условия жизни, правильный уход и воспитание, соблюдение определенного, соответствующего возрастным особенностям режима. Для достижения этой цели важно, чтобы в семье и в организованных детских коллективах были созданы оптимальные условия для развития ребенка, отвечающие самым строгим гигиеническим требованиям, основывающимся на современных научных данных. Кроме заботы по уходу за ребенком исключительное значение имеет правильное воспитание. Причем уже в раннем возрасте оно должно рассматриваться как первая ступень, обеспечивающая должное физическое, умственное, моральное и эстетическое развитие. Гигиеническое воспитание в детском садике должно дать детям знания, необходимые для укрепления здоровья; на основе этих знаний сформировать навыки гигиены и необходимые для жизни привычки, которые можно объединить в две большие группы:

Привычки личной гигиены.

любить чистоту; следить за опрятностью одежды; пользоваться только личными предметами туалета; садиться кушать, предварительно вымыв руки с мылом; каждый день делать утреннюю зарядку; закаливаться; правильно ухаживать за зубами; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

Привычки культурного поведения .

не кричать, а вежливо просить; благодарить за выполненную просьбу; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате, в общественном месте; входя в помещение с улицы, вытирать обувь; ставить на место предметы, после каких- либо действий с ними; здороваться и прощаться и др.

9.Определение понятия «болезнь». Острые и хронические болезни, особенности их течения. Болезнь (morbus) - существуют различные определения понятия «болезнь»; одно из возможных может быть сформулировано так: болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Особенностью острых (в основном инфекционных) заболеваний - например, инфекций детского возраста - является сравнительное постоянство их симптомов у разных пациентов. Это явление можно объяснить тем, что основные симптомы острого заболевания связаны с воздействием на организм инфекционного агента, а не с ответной реакцией инфицированного организма. Тем не менее отмечаются некоторые индивидуальные симптомы, которые представляют собой значительную ценность при выборе правильного гомеопатического средства. Например, у всех людей, болеющих гриппом, выявляется повышенная температура тела, слабость, головная боль и т. д. Но у некоторых пациентов отмечается многократная рвота, у других - или жидкий стул, или неутолимая жажда, или полное отсутствие жажды и т. д. В целом картина острых болезней менее индивидуальна по сравнению с хроническими. Для острых болезней характерна тенденция к поражению особей молодого возраста независимо от их видовой принадлежности.

Характерной чертой инфекционных заболеваний является их относительная полезность, поскольку как отдельные особи, так и популяция в целом становятся более сильными за счет стимуляции иммунной системы и усиления способности к самостоятельному исцелению. Острые инфекционные заболевания способствуют отбраковке слабых особей внутри популяции (стада, стаи, прайда), что повышает способность популяции и вида в целом к выживаемости. С этой точки зрения вакцинация, возможно, противодействует естественному процессу отбора. В понятие «хроническая болезнь» включаются все типы заболеваний, за исключением острых инфекционных болезней.

В сущности, хроническая болезнь - это не что иное, как неспособность организма (или его иммунной системы) излечиться от какой-либо болезни. Пациент с хроническим недугом никогда не выздоравливает полностью, и его состояние лишь ухудшается. Постепенное ухудшение здоровья, которое обычно ассоциируется с возрастными изменениями, на самом деле представляет собой прогресс болезни пациента. Здоровый индивидуум остается относительно сильным всю свою жизнь; быстрое ухудшение здоровья отмечается незадолго до смерти. К категории хронических болезней относятся почти все болезни взрослого организма (а также значительная часть болезней подросткового возраста), в том числе такие синдромы, как гипо- и гипертиреоидизм, кожные заболевания (включая аллергический дерматит после укусов блох), диабет, злокачественные опухоли, болезнь воспаленного кишечника, артриты, волчанка - короче говоря, огромное количество болезней. Многочисленные диагнозы у больного не означают, что пациент болеет множеством болезней - можно предполагать, что это различные проявления одной и той же болезни.

Причины развития болезней.

Этиология - учение о причинах и условиях возникновения болезней.

Факторы, вызывающие болезни или способствующие их появлению, называются этиологическими. Выявление причин и условий возникновения болезней необходимо врачу как для их профилактики, так и для рационального лечения. Установление причин болезней представляет известные трудности, потому что они начинают действовать на организм человека значительно раньше, чем он обращается к врачу. Болезни могут возникать в результате воздействия какого-либо фактора внешней среды - в таких случаях говорят о внешних (экзогенных) причинах заболевания. Причины болезней, заложенные в самом организме, называются внутренними (эндогенными).

Однако в этиологии патологического процесса редко изолированно действуют только внешние или только внутренние причины. Обычно они взаимосвязаны.

При каждом заболевании необходимо выяснить, что имеет преимущественное значение в его происхождении - внешние факторы или нарушение свойств самого организма, его способности реагировать на воздействие какого-либо раздражителя. Чаще всего причинами болезней являются факторы внешней среды. Свойства самого организма, сложившиеся в его взаимоотношениях со средой, играют при этом роль условий, способствующих или препятствующих возникновению заболеваний. Факторы внешней среды также могут иметь значение условий в возникновении заболеваний. Например, причиной туберкулеза является проникшая в организм туберкулезная палочка. Но возникновение и течение этого заболевания зависят от ряда факторов внешней среды, выступающих в качестве условий заболевания (характер питания, климат и др.). Эти условия либо способствуют развитию туберкулеза и ухудшают его течение, либо, наоборот, снижают тяжесть его течения.

Последствия, вызываемые в организме воздействием болезнетворных причин, зависят от характера сопутствующих условий, так как причина патологического процесса всегда действует в конкретных условиях внешней и внутренней среды.

Почти любой фактор внешней среды может при определенных условиях стать причиной болезни. Эти факторы объединяются в следующие группы: физические, химические, биологические, социальные, алиментарные, недостаточная двигательная активность, чрезмерная двигательная активность, психогенные влияния и др.

1. Физические причины болезней. Этими причинами могут быть:механические, термические, лучистая энергия, электрический ток, изменения атмосферного давления.

2. Химические причины болезней. Различные химические вещества, являющиеся ядами, могут служить причиной заболеваний, вызываемых отравления.

4. Социальные причины болезней. В возникновении, распространении заболеваний большое значение имеют социальные факторы, т. е. факторы той общественной среды, в которой живет человек. Система эксплуатации рабочих создает предрасполагающие условия для развития болезни. Безработица, тяжелые условия труда и быта, низкая санитарная культура, отсутствие организованной государственной системы здравоохранения - вот основные социальные причины болезней.

5. Алиментарные причины болезней. Нарушения питания могут быть факторами, вызывающими болезни или способствующими их развитию. Недоедание или переедание, неправильное соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе, отсутствие в нем достаточного количества витаминов, недостаток или излишек минеральных солей, нерациональный режим питания и другие причины являются этиологическими факторами ряда заболеваний.

6. Недостаточная двигательная активность - гиподинамия. Механизация и автоматизация производства, широкое развитие транспортных средств и др. привели к тому, что в современном обществе большая часть людей физически малоактивна. Недостаточная физическая активность неблагоприятно влияет на здоровье.

7. Чрезмерная двигательная активность - гипердинамия. Под чрезмерной двигательной активностью, или чрезмерными физическими нагрузками, следует понимать такие нагрузки, которые превышают возможности их выполнения конкретным лицом.

8. Психогенные причины болезней. Перенапряжение высшей нервной деятельности, нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, возникающие при различных жизненных ситуациях, психических травмах (горе, страх и т. п.), могут привести к изменению функциональных взаимоотношений коры головного мозга и подкорковой области. В результате происходят вегетативные нарушения, проявляющиеся в расстройствах функций различных органов. Эти изменения способствуют развитию гипертонической и язвенной болезней, некоторых кожных заболеваний и др.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровь е - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В понятие «здоровье» входят как индивидуальная, так и общественная характеристики.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

  • специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных её компонентов и представлена их иерархия:



соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфо - физиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья до некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.