Перспективы работы клуба для родителей детей инвалидов. Формирование и поддержка позитивного настроя родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (Калужская область). Ожидаемые результаты реализации программы

В статье представлена программа работы с родителями ребенка-инвалида в формате клубных встреч. Сформулированы задачи «Школы родителя особого ребенка», темы и структура занятий, описаны используемые приемы, направленные на поддержание интереса и раскрытие обозначенных тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»

Шмакова Н.В ., педагог-психолог

ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Современные исследования (Е.А. Екжанова (1998); Т.В. Черникова (2000); В.В. Ткачева (2000); И.В. Рыженко и М.С. Карпенкова И.В. (2001); Карданова (2003) и др.) указывают на изменения в эмоциональной, ценностоно-смысловой сферах, в психическом и соматическом состоянии родителей детей-инвалидов.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии» является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Последние публикации свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам.

Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

Результаты анкетирования родителей по выявлению их запроса на индивидуальное психологическое консультирование, групповую работу, направленные на улучшение их собственного психологического состояния, показали, что 53% опрошенных родителей не высказывают потребности в психологической работе лично с ними.

Для родителей, имеющих запрос на работу с психологом, групповая форма работы оказалась более востребованная, чем индивидуальная. Наибольший процент из них (68%) предпочли целью занятий обучение взаимодействию с ребенком, 54% желают общаться с родителями детей, имеющих схожие проблемы, для обмена опытом и оказания взаимопомощи друг другу

То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

  • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

нарушениями развития;

  • расширить видение родителями своих воспитательных функций в

отношении умственно отсталого ребенка;

  • познакомить родителей со специальными коррекционными и

методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

  • формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "детский дом-интернат – семья";

  • мотивировать родителей на обращение за психологической помощью

лично для себя, на участие в психологических тренингах;

  • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают учреждение социальной защиты населения. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц (8-9 встреч)

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа:

18.00-20.00

Состав группы: 8-12 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий. примерным планом содержания каждого занятия,. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: Примерное содержание занятий по всем темам, «Упражнения для начала занятия», «Варианты завершения занятий», «Притчи», примеры анкет «Обратная связь», содержание и правила психологической игры «Дельфин».

В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

Тематический план занятий

клуба «Школа родителя особого ребенка»

Сентябрь .

Тема «Неизлечим», не значит – «обречен» (Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с выраженной умственной отсталостью).

Октябрь .

Тема «Волшебная кисточка» (Коррекционные возможности рисования).

Ноябрь .

Тема «В гостях у логопеда» (Формирование предпосылок развития речи).

Декабрь.

Тема «Рисуем вместе» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)

Январь.

Тема «Сенсорное развитие – это важно» (Значимость сенсорного опыта для общего развития ребенка)

Февраль.

Тема «Целительница-глина» (Коррекционные возможности лепки из глины)

Март.

Тема «Живая глина» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)

Апрель.

Тема «Движение – это жизнь» (Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии – детско-родительское занятие)

Май.

Тема «Дети и музыка» (Влияние музыки на психику человека)

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х блоков:

1 блок: Введение в тему.

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический. Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы
  • Просмотр видеозаписи из жизни детей в ДДИ или слайд-фильм с комментарием - иллюстрация педагогических приемов работы с детьми, возможностей и достижений детей при грамотно организованном коррекционном процессе
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания)
  • Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях
  • Фотовыставки по клубным занятиям – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций
  • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, видео/аудиозаписи, книга и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса

Предполагаемый ожидаемый результат

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).

Расширение круга общения среди родителей учреждения.


Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Роль семьи неизмеримо возрастает, если в ней растет ребенок-инвалид. В соответствие с терминологией, законодательно закрепленной в Российской Федерации, инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» .

Актуальность рассмотрения клубной деятельности как формы поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида обусловлена следующим:

Во-первых, ежегодным увеличением в стране уровня инвалидизации детского населения. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, всего детей-инвалидов в возрасте до 18 лет было зарегистрировано на 1 января 2014 г. 582 тыс. детей. Через год на 1 января 2015 г. отмечено 590 тыс. детей-инвалидов, а на 1 января 2016 г. - 613 тыс. детей, имеющих те или иные нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма . То есть, за два года в России выросли показатели детской инвалидизации на 5,32%. Безусловно, таким детям гораздо сложнее воплотить себя в жизнь в качестве равноправных граждан страны - получить образование и сделать профессиональный выбор, быть независимыми. С одной стороны дети-инвалиды пребывают в непосредственной зависимости от определенных мер государственной социальной политики, а с другой - от помощи родных, не только осуществляющих уход, но и удовлетворяющих их потребности.

Во-вторых, семьи, воспитывающие детей-инвалидов (таких в стране на 2016 г. около 400 тыс.), сталкиваются со множеством трудностей разнообразного плана (медицинскими, правовыми, экономическими, психологическими, педагогическими и др.) и относятся к наиболее социально незащищенной социальной группе. Их доход не высок, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше обычной среднестатистической семьи воспитывающей здорового малыша. Так на 2016 г. средний размер пенсии по стране ребенку-инвалиду, состоящему на учете в системе Пенсионного фонда РФ составил 12339 рублей, а средний размер ежемесячных денежных выплат для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета РФ - 1765 рублей .

В-третьих, в целях адаптации и реабилитации семей с ребенком-инвалидом сегодня создаются разнообразные формы поддержки и социальной помощи. Одной из таких форм является организация клубных объединений.

Клубная деятельность с ребенком-инвалидом и его семьей, представляет собой одну из форм социокультурной деятельности, организованную в рамках добровольного объединения детей и родителей, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, которые решаются в свободное время, как в процессе неформального общения, так и специально организованного группового и индивидуального взаимодействия со специалистами, реализующими обучающие программы и программы коррекционно-реабилитационной помощи .

Клубы получили широкое распространение с середины 20 века. Они, как правило, организовывались с участием специалистов разного профиля (социальный работник, психолог, социальный педагог). Специалист передает свои функции группе, а участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, и таким образом в процессе групповой работы проблема клиента снималась. По мере развития клубного движения расширялись практика деятельности и методов работы .

Сегодня клуб, как объединение семей, воспитывающих ребенка с особенностями развития, чаще ставит перед собой следующие задачи:

Осуществление взаимной поддержки;

Обмен жизненным опытом;

Обмен информацией;

Обмен индивидуальными способами выхода из затруднительных жизненных ситуаций;

Совместное получение информации и помощи от специалистов по типичным вопросам, волнующим членов группы;

Осознание и защита участниками своих прав и интересов;

Привлечение внимания общества и государственных структур к своим проблемам;

Формированию позитивной мотивации родителей на реабилитацию детей-инвалидов .

Любая деятельность для ее реализации должна быть привлекательна. Клубная деятельность привлекательна для родителей с детьми-инвалидами в силу следующих своих особенностей: 1) возможно свободное участие в мероприятиях клуба, т.е. родитель сам может выбрать мероприятие, форму участия (присутствовать вместе с ребенком или без него); 2) разнообразие мероприятий; 3) сходство проблем семей, что обуславливает открытое и безоценочное обсуждение и общение; 4) психологическая поддержка как от специалистов, так и участников Клуба; 5) получение новой информации по конкретному запросу; 6) развитие детей (коммуникативные навыки, творческие способности и т.д.) .

В настоящий момент в Российской Федерации существует более 300 клубов для семей, воспитывающих ребенка-инвалида. В крупных городах России работает по несколько клубов, готовых помочь семьям, воспитывающих ребенка-инвалида. Каждый клуб может приблизительно охватить около 50 семей, которые нуждаются в поддержке.

Однако, несмотря на наличие определенного опыта и наработок практического плана в этой области, у специалистов социальной сферы остается много вопросов связанных с механизмом организации такого вида деятельности.

С точки зрения авторов статьи, наиболее целесообразно организовать Клуб на базе отдела социальной защиты каждого района города. В этом случае возможна адресная помощь каждой семье. Специалист по социальной работе может взять на себя организующую функцию.

Целью Клуба может быть оказание информационной, психологической, консультативной помощи родителям, воспитывающим в семье детей-инвалидов, разрешение, как личностных проблем, так и проблем взаимоотношений внутри семьи.

Работу по организации Клуба разумно разбить на несколько этапов:

Подготовительный этап необходим для подбора специалистов, заинтересованных в работе; привлечения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями; разработки плана мероприятий;

Образовательный этап направлен на формирование у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений. Он может включать в себя такие формы работы как лекции, семинары, индивидуальные консультации с привлечением педагогов, дефектологов и логопедов;

Психологический этап необходим для оптимизации и гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, развитию творческих способностей членов семьи. В его содержание могут быть включены социально-психологические тренинги, консультации, совместная творческая деятельность родителей и детей, игровая деятельность, игры-драматизации, праздничные мероприятия и пр. с привлечением психолога, музыкального работника, социального педагога и социального работника;

Социальный этап будет способствовать получению родителями правовой грамотности и социальной защиты, как детей-инвалидов, так и семей их воспитывающих. На данном этапе возможно использование таких форм работы, как круглые столы, родительские вечера и пр. с привлечением юриста и специалиста по социальной работе.

При реализации клубной деятельности необходимо организовать информационное сопровождение. Это позволит привлечь неохваченные семьи с детьми-инвалидами, а также развивать толерантное отношение общества к данной социальной группе. На протяжении всей деятельности в средствах массовой информации и на сайте Клуба возможно размещение статей, рекомендаций и прочей информации связанной с тематикой Клуба.

Таким образом, клубная деятельность с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, предоставляет возможность получить помощь семьям, оказавшимся в трудном положении. Ведь насколько родители ощущают себя ответственными за путь своего ребёнка, насколько понимают его настоящие проблемы, зависит как возможность положительной динамики в состоянии ребенка с ограниченными возможностями, так и просто более полная и счастливая жизнь его семьи.

С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми; — драматизация позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе, поскольку каждое произведение имеет нравственную направленность. Благодаря мотивированной деятельности (пусть даже в нереальной, игровой ситуации) дети легче овладевают навыками и средствами общения. Участие в драматизации по своей психологической структуре является моделированием реальных жизненных ситуаций. Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди).

Клуб мам детей-инвалидов

Наиболее часто используемый набор методик: анкета «Психологический тип родителя» ёвой, тест-опросник родительского отношения – ОРО, социограмма «Моя семья» ёвой, тест «Незаконченное предложение», тест М. Люшера и др. Пятый шаг – формулирование проблемы. Задача работы специалиста на данном этапе состоит в анализе полученных данных, профессиональной трактовке родителям выявленных существенных и значимых сторон развития ребенка.

Важно

Предлагая свое видение ситуации, педагог подводит родителей к нахождению возможного выхода из проблемы. Шестой шаг – определение способов решения проблем. Основное внимание уделяется настраиванию родителей на кропотливый и системный труд по адаптированию ребенка к самостоятельной жизни.

Инвамама — сообщество родителей детей-инвалидов

Беллака, тест М. Люшера, рисуночные методики «Моя семья», «Несуществующее животное», «Человек», тест «Лесенка для детей» , тест Тревожности Спилберга — Ханина и др. Следует отметить, что в случае, когда у ребенка познавательные способности оказываются резко сниженными и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, то диагностическое обследование целесообразно проводить в присутствии какого-либо члена семьи.

Инфо

Четвертый шаг – обследование родителей (проводит педагог-психолог). Действия педагога на этом этапе направлены на изучение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания.


Обязательное условие для проведения такого рода работы – добровольность процедуры. Педагог доказывает клиентам важность изучения психологической атмосферы семьи для оказания эффективной помощи.

Мамы особых детей создали клуб «счастливый час»

Они готовы услышать педагога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение.
Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Как показали исследования и данные анкетирования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми.

Клуб общения родителей детей-инвалидов «надежда»

Внимание

Я даю свое согласие АНО «АСИ» на обработку, в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.asi.org.ru и осуществления деятельности по направлениям АНО «АСИ», в соответствии с Уставом, а также в целях информирования о мероприятиях, программам и проектах разрабатываемых и реализуемых АНО «АСИ».

Воспитывающих детей с ограниченными возможностями клуб матерей детей инвалидов

Им сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Театрализованные представления побуждают детей к смене мимического состояния. Увлекшись происходящим на сцене, дети начинают улыбаться, грустить, переживать за героев; — родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей.

Общественный фонд «комитет матерей детей-инвалидов и больных детей»

Программа состоит из 7 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40 – 60 минут. Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов. В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). На втором этапе работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На третьем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе. В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, работа с памятками, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.
Организаторы проекта уже подготовили несколько мастер-классов по рукоделию, выпечке, макияжу, восточным танцам. В будущем в клубе будут проводиться мероприятия не только для мам особых детей, но и для самих ребятишек, а также для их здоровых сверстников, чтобы они могли играть и общаться друг с другом. Для детей с инвалидностью запланировано проведение обучающих и игровых программ, мастер-классов. Члены клуба «Счастливый час» будут собираться два раза в месяц.

Информация о клубе матерей детей инвалидов

При этом под эффективностью понимается реализация основных социальных функций досуга: компенсаторной, социализирующей, функции общения, творческой самореализации, развития личности. Обязательное условие досуговой программы — образовательный аспект, т. е. в результате ее освоения участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. В клубе реализуются следующие виды досуговых программ: экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления.
Общество 13 декабря 2016 14:00 Иван Бондаренко Фото: ру. Он создан для того, чтобы мамы особых детей могли встречаться в неформальной обстановке, обсуждать свои проблемы, помогать друг другу и, что очень немаловажно, отдохнуть и расслабиться, а также почувствовать себя женщиной.

Но инвалидность — это не приговор. В нашем клубе мамы смогут не только общаться с друг другом, но и видеть истории успеха» — говорит Ирина.

Клуб общения для детей-инвалидов

«Жить как все»

Руководитель клуба: Гордеева Светлана Ивановна

Цель: Развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации и работы клуба общения, оказание комплексной психолого-педагогической помощи на основе сенсорной стимуляции.

Задачи клуба:

    • Преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами;
    • Социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
    • Образование новых социальных связей;
    • Получение социальных навыков;
    • Формирование навыков взаимодействия с окружающими;
    • Создание условий для творческого развития личности;
    • Создание положительного эмоционального настроя;
    • Снятие напряженности, тревожности;
    • Развитие коммуникационных навыков.

Целевая аудитория:

    • Дети-инвалиды, проживающие в семьях.
    • Семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
    • Здоровые сверстники детей-инвалидов и семьи с детьми, которые составляют социальное окружение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Направления в рамках клуба:

Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:

формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;

образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;

получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;

создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;

проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий;

реабилитация и предоставление психолого-педагогических услуг с использованием сенсорного оборудования.

Описание программы:

Позиции социальной работы в отношении инвалидов: сейчас взят курс на их интеграцию в общество, в этом немаловажное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Открывается сеть реабилитационных центров, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в социуме; создаются законы, условия обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением, следовательно, у ребенка с ограниченными возможностями один выход: сидеть дома и смотреть телевизор.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И клуб общения, организованный БУ РА «УСПН «Турочакского района», в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем детей с ограниченными возможностями. Так занятия в клубе дают возможность ребенку не только для «выхода в свет», но и приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и как следствие, побороть свои страхи и комплексы.

Клуб общения для детей-инвалидов представляет собой цикл мероприятий и творческих занятий, направленных на достижение поставленных целей.

Работа с ребенком и семьей направлена на разработку психолого-педагогической характеристики и будет выполняться в двух направлениях: индивидуальной программы развития ребенка и групповые занятия.

Индивидуальная работа будет проводиться по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.

Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Групповые занятия разрабатываются для детей учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание будет уделяться развитию познавательных способностей, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения. В своем проекте мы предполагаем, что, игра и творческие занятия являются ключевыми методами, так как игра, рисование, лепка из теста и работа с бумагой раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.

Занятия в сенсорной комнате будут стимулировать сенсорное развитие; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.

Учитывая специфику данной категории людей, групповые занятия будут проводиться с периодичностью 2 раза в месяц.

Заключительным этапом программы в декаду инвалидов будет проведена выставка работ перед родителями и другими лицами, проведен анализ работы. Мероприятие закончится чаепитием для родителей и детей с ограниченными возможностями, По окончанию проделанной работы в Клубе общения руководителю вместе с детьми-инвалидами и их родителями необходимо оформить альбом.

Ожидаемые результаты:

    • Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.
    • Укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков с проблемами в развитии и адаптации;
    • Улучшение психологической комфортности и эмоционального благополучия;
    • Улучшению эмоционального состояния;
    • Снижению беспокойства и агрессивности;
    • Ускорению восстановительных процессов после заболеваний;
    • Снятию нервного возбуждения и тревожности.

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида с множественными нарушениями, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

Задачи программы:

  • обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
  • формирование эффективной родительской позиции,
  • оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей,
  • формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей-инвалидов с множественными нарушениями в возрасте от 4 до 12 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 5-7 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, вида образовательного учреждения, от времени пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с множественными нарушениями, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА

п/п Тема мероприятия Кол-во часов Организационная форма Задачи мероприятия
1. Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения. 3 Семинар Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ 2 Лекция Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
3. Взрослые и дети Приложение 1 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.
4. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления 2 Лекция Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития.
5. Общение с ребенком Приложение 2 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
6. Покажи мне любовь Приложение 3 3 Групповой тренинг
(1 занятие )
Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
7. Методы педагогического воздействия на ребенка в семье 1 Индивидуальная консультация
8. Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов 2 Круглый стол Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах
9. Тренинг «Родительская эффективность» 9 Групповой тренинг
(3 занятия )
Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.
«Я – родитель» Приложение 4
Приложение 5
«Счастливая семья» Приложение 6
10. Тематический практикум«Класс родительского мастерства» 10 Практическо езанятие
(5 занятий )
Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания детей-инвалидов.
«Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ »
«Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов»
«Формирование психических процессов у детей с ОВЗ»
«Формирование игровой деятельности у детей»
«Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения». Трехуровневая система помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ в Мурманской области. Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.
  5. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у детей-инвалидов».
  3. «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
  4. «Формирование игровой деятельности у детей».
  5. «Формирование учебной мотивации у детей дошкольного возраста».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  2. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  3. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  4. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  5. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  7. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.