Право международной безопасности представляет собой. Понятие, специальные принципы и источники права международной безопасности. История права международной безопасности

Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

· обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое со­общество уже располагает, максимальное использо­вание заложенного в действующих нормах потенциа­ла, укрепление существующего межд. правопорядка;

· выработка новых межд.-правовых обязательств, но­вых норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом право­применения, второй - с процессом межд. нормотворчества.

Право международной безопасности (МБ) - сово­купность правовых способов, соответствующих ос­новным принципам МП, направленных на обеспече­ние мира, и применяемых государствами коллектив­ных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожаю­щих миру и безопасности народов.

Юридическая основа :

· принцип неприменения силы

· принцип мирного разреше­ния споров

· принцип разоружения.

Специальные прин­ципы права МБ:

· принципы равенства и одинаковой безопасности

· нена­несения ущерба безопасности государств и т. д.

Арсенал средств обеспечения МБ:

· коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *

· разоружение;

· мирные средства разрешения споров;

· меры по ослаблению межд. напряженности и прекра­щению гонки вооружений;

· меры по предотвращению ядерной войны;

· неприсоединение и нейтралитет;

· меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

· самооборона;

· действия межд. организаций;

· нейтрализация и демилитаризация отдельных тер­риторий, ликвидация иностранных военных баз;

· создание зон мира в различных регионах земного шара;

· меры по укреплению доверия между государствами.

Система МБ - совокупность средств, обеспечиваю­щих поддержание МБ, в ней различают два момента:

· коллективные меры - широкое межд. сотруд­ничество;

· превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирова­ние межд. споров.

Коллективная безопасность означает систему со­вместных мероприятий государств всего мира или опре­деленного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подав­ления актов агрессии. В основе коллективной безопасно­сти лежит Устав ООН. .

Система коллективной безопасности имеет два ос­новных признака:

1. принятие государствами - участни­ками системы по крайней мере трех обязательств, обра­щенных как бы «внутрь» системы:

· не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;

· разрешать все споры мирным путем;

· активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллек­тивной безопасности (например, ООН), или иное выраже­ние единства: учреждение консультативных или коорди­национных органов (например, Движение неприсоедине­ния), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).


Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы.коллективной безопас­ности: всеобщую (универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безо­пасность основывается на функционировании ООН. В ме­ханизме обеспечения универсальной безопасности на

первый план выдвигаются не принудительные, а мир­ные меры.

Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания регио­нальных систем поддержания межд. мира. Региональные системы безопасно­сти составляют часть всемирной системы безопасности.

· Организация американских государств

· Организация Североатлантического договора (НАТО)

· рамках СНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

· Шанхайская организация сотрудничества

40.Мирные средства разрешения споров: понятие, классификация

Понятие «международный спор » обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.

Конфликтные отношения:

· спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора.

· ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН урегулирование споров на основе международного права означает применение:

1. Международных конвенций.

2. Международных обычаев

3. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

4. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций (вспомогательное средство)

Мирные способы разрешения споров (ст. 33 Устава ООН):

1. переговоры

Конкретные цели, состав участников, уровень представительства, организационные формы и пр. согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения, диктата и угроз.

2. Консультации сторон

Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3. Обследование

Средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4. Посредничество

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

5. Примирение

Примирение (согласительная процедура) включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон, которые образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, вырабатывающую такие рекомендации.

6. Добрые услуги

средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.

7. Арбитраж

Для передачи спора на его рассмотрение необходимо согласие сторон. Его решение обязательно для сторон.

8. Судебное разбирательство

Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

9. Обращение к региональным органам или соглашениям

Устав не связывает действия региональных органов по урегулированию международных споров с их компетенцией, зафиксированной в статутах этих органов. Он лишь обусловливает их соответствием Уставу ООН.

10. иные мирные средства по своему выбору

Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами.

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными».

Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль современного международного права, право международной безопасности регламентирует определенный круг международно-правовых отношений, среди которых выделяются:

  • а) отношения, связанные с предотвращением войны и эскалации международной напряженности;
  • б) отношения, связанные с созданием систем международной безопасности;
  • в) отношения по разоружению и ограничению вооружений.

Принципами указанной отрасли международного права являются все основные принципы международного права, но отрасли права международной безопасности присущи и свои специфические принципы:

Принцип равенства и одинаковой безопасности, который сводится к необходимости признать, что международная безопасность гарантируется системой равенства национальных мер безопасности. Любое государство будет считать себя уверенным в политических отношениях, если оно знает, что национальные меры безопасности достаточны для защиты интересов государства. Принцип ненанесения ущерба безопасности государства, который сводится к тому, что умышленное действие против безопасности государства само по себе может угрожать международному миру и безопасности.

Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

  • · коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • · разоружение;
  • · мирные средства разрешения споров;
  • · меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;
  • · меры по предотвращению ядерной войны;
  • · неприсоединение и нейтралитет;
  • · меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
  • · самооборона;
  • · действия международных организаций;
  • · нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
  • · создание зон мира в различных регионах земного шара;
  • · меры по укреплению доверия между государствами.

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

Система международной безопасности - совокупность средств, обеспечивающих поддержание международной безопасности, в ней различают два момента:

  • · первый: коллективные меры - широкое международное сотрудничество;
  • · второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование международных споров.

Главная цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».

Интересы международной безопасности требуют исключить даже возможность возникновения вооруженного конфликта. На сегодняшний день при разрешении вооруженного конфликта крайне важно использовать исключительно политические средства, к????ые допускаются международным правом. Роль международного права в данном случае состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения очагов напряженности - как новых, так и уже урегулированных. Доминирующая роль в данных ситуациях принадлежит праву международной безопасности.

Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Стоит заметить, что она содержит в себе экономические, политические, военные, гуманитарные, экологические, информационные и другие аспекты, к????ые тесно связаны между собой. Всегда существовала военно-политическая безопасность государств, к????ая в последнее время дополнилась экономической, продовольственной, экологической, информационной другой безопасностью. В последнее время перед всем цивилизованным сообществом выявились проблемы (экологические, сырьевые, демографические, продовольственные и др.), к????ые потребовали к себе огромного внимания и требуют для???его разрешения объединенных усилий всех государств планеты. Все??? с большой уверенностью позволяет говорить о возникновении и становлении всеобъемлющей системы международной безопасности.

Международная безопасность по???ей сути неделима. То есть нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого государства. Военные доктрины всех государств мира должны быть строго оборонительными. Помимо???го, международная безопасность не может строиться на базе существования и односторонних действий НАТО в обход Совета Безопасности ООН, без учета мнений ОБСЕ и таких держав, как Россия, Китай и Индия.

Нормы права международной безопасности находятся во многих международных договорах, в первую очередь - в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах по разоружению, ограничению вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и т. п. Ядро отрасли «Право международной безопасности» составляют основные принципы международного права, например неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. При этом в то же время в праве международной безопасности имеются и???и отраслевые принципы: принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон, принцип учета балансов интересов, принцип достаточности и др.

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака:

  • 1. принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
    • · не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
    • · разрешать все споры мирным путем;
    • · активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
  • 2. наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ).

Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Указанные принципы нашли свое отражение в Уставе ООП, Резолюции Генеральной Ассамблеи ООП 2734 (XXV), Декларации об укреплении международной безопасности от 16 декабря 1970 г., Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.), Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 50/6, Декларации по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций от 24 октября 1995 г., Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., и других международно-правовых документах.

Так, в соответствии с Уставом ООН все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Принципы международной безопасности нашли свое отражение и в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях (18 ноября 1987 г.). В соответствии с Декларацией каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, а также от любых других действий, несовместимых с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН и влекут за собой международную ответственность. Принцип отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или се применения в нарушение Устава.

Государства обязаны не побуждать, не поощрять и не оказывать содействия другим государствам в применении силы или угрозы силой в нарушение Устава.

В силу принципа равноправия и самоопределения, воплощенного в Уставе, все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава. Государства должны выполнять возложенные на них в соответствии с международным правом обязательства воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории.

Государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ.

Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных нрав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Ни приобретение территории в результате угрозы силой или се применения, ни какая бы то ни было оккупация территории в результате угрозы силой или ее применения в нарушение международного права не будут признаваться в качестве законного приобретения или оккупации.

Все государства - члены мирового сообщества призваны прилагать усилия к тому, чтобы строить свои международные отношения на основе взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества. В параметрах сказанного ставится цель развивать двустороннее и региональное сотрудничество как одно из важных средств усиления эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

В рамках установленных критериев должного поведения государства руководствуются своей приверженностью принципу мирного разрешения споров, который неразрывно связан с принципом отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Государства, являющиеся сторонами в международных спорах, должны разрешать свои споры исключительно мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. С этой целью они используют такие средства, как переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору, включая добрые услуги.

В развитие своих обязательств по Уставу ООН государства принимают эффективные меры, с тем чтобы предотвратить угрозу любых вооруженных конфликтов, включая конфликты, в которых может быть применено ядерное оружие, предотвратить гонку вооружений в космическом пространстве и остановить и повернуть вспять гонку вооружений на Земле, снизить уровень военного противостояния и укрепить глобальную стабильность.

В развитие заявленной приверженности делу укрепления законности и правопорядка государства осуществляют сотрудничество на двустороннем, региональном и международном уровнях в целях:

  • - предотвращения международного терроризма и борьбы с ним;
  • - активного содействия устранению причин, лежащих в основе международного терроризма.

В порядке обеспечения высокого уровня доверия и взаимопонимания государства добиваются принятия конкретных мер и создания благоприятных условий в области международных экономических отношений с целью достижения международного мира, безопасности и справедливости. При этом учитывают заинтересованность всех стран в сокращении разрыва в уровнях экономического развития, и в частности интересы развивающихся стран во всем мире.

Принципы международной безопасности были закреплены и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Так, в соответствии с Декларацией каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или се применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет за собой ответственность по международному праву.

В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий согласно их особым режимам или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в конкретизации принципов равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость. Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно толковаться как нарушающее:

  • а) положения Устава или любое международное соглашение, заключенное до принятия Устава и имеющее юридическую силу в соответствии с международным правом; или
  • б) полномочия Совета Безопасности в соответствии с Уставом.

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться принимать соответствующие меры для ослабления международной напряженности и укрепления доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к повышению эффективности, основывающейся па Уставе системы безопасности Организации Объединенных Наций.

Ничто в параметрах сказанного не должно толковаться как расширение или ограничение каким-либо образом пределов действия положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным.

Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны поэтому стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора другими согласованными между ними мирными средствами.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение настолько, что подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами ООП.

Международные споры разрешаются па основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, о которой было свободно достигнуто соглашение между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Государства обязаны не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно но какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы для лишения народов формы их национального существования является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Важным является и закрепленный в данной Декларации принцип суверенного равенства государств, в том числе и в сфере безопасности. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  • - государства юридически равны;
  • - каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • - каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  • - территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • - каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • - каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В основе современной международно-правовой концепции безопасности сделан акцент на снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стабильности в мире. Со второй половины XX века постепенно сформировалось убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчитывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружений и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Стало очевидным, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств.

Современное международное право - это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвращению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной безопасности. Таким образом,международная безопасность– это состояние защищенности жизненно важных интересов государств и международного сообщества от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таких угроз.

Целью международной безопасности является сохранение государства

среди других суверенов, обеспечение собственной независимости и суверенитета. Если до ХХ в. речь могла идти действительно только о сохранении себя как международной личности, то с появлением оружия массового поражения можно уже говорить о сохранении государства и его населения в физическом смысле, да и всей цивилизации в целом.

Опыт антигитлеровской коалиции доказал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к ответственности. Это давало уверенность и в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность. Концепция мира и безопасности была воплощена в Уставе ООН. Ее реализации помешала «холодная война». В 1975 году важные решения были приняты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1986 году СССР предложил концепцию всеобъемлющей международной безопасности. Ее положения получили поддержку ООН в резолюциях 1986 года и последующих лет, посвященных всеобъемлющей системе международного мира и безопасности.

Современная система безопасности мыслится как всеобъемлющая. Она охватывает не только военные и политические, но также и другие аспекты – экономические, экологические, гуманитарные и, разумеется, правовые. Особое значение придается демократии в международных отношениях и в государствах. На первый план выдвигается профилактическая (превентивная) дипломатия. Предупреждение конфликтов, устранение угроз миру и безопасности является наиболее эффективным путем к обеспечению мира.

Одним из основных средств обеспечения международной безопасности являются мирные средства разрешения споров. Первая общая Конвенция о мирном урегулировании международных споров была принята в 1899 году на Гаагской конференции мира. Соответствующая глава имеется и в Уставе ООН. С тех пор посвященные данной проблеме акты принимались неоднократно.

Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права - права международной безопасности

Следует иметь в виду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями

Право международной безопасности представляет систему специальных принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип разоружения, принцип равной безопасности, принцип не нанесения ущерба, безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Принцип разоружения. Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. Если в XIX в. обеспечение безопасности через совершенствование вооружений и их наращивание являлось нормой для государств, то во второй половине ХХ в. стало ясно, что накоплен такой вооруженный потенциал, который может уничтожить все человечество, поэтому возникла актуальная проблема – как от него избавиться, сохранив при этом паритет. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до необходимого минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности. Основное содержание этого принципа заключается в праве каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всех в равной степени с учетом интересов всех субъектов без какой-либо дискриминации.

Принцип не нанесения ущерба безопасности государств . Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться от любых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности. Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военные объединения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил. Это можно рассмотреть на примере отношений СССР (теперь России) и США. В период существования СССР паритет был достигнут за счет создания двух военных групп – организаций коллективной безопасности (НАТО и Организация Варшавского договора). Равное противостояние на тот момент являлось едва ли не единственным средством обеспечения безопасности. Затем, начиная с 1991 г., это противостояние изменяется: НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе, СССР прекращает свое существование, вместо него на политической арене появляется РФ. Сохранился ли паритет? В настоящее время, если и можно говорить о противостоянии как обеспечении равенства и одинаковой безопасности, то оно существует между США и Россией. Можно говорить, прежде всего, о паритете в стратегических ядерных силах. Этот паритет был подтвержден двумя договорами о сокращении и ограничении стратегических- наступательных вооружений (СНВ–1, СНВ–2). Но следует учитывать, что этот принцип должен приобрести глобальный характер и, по мнению С. А. Малинина, будет означать обязанность суверенных субъектов сохранять пределы разумной достаточности, однако, на все более и более низком уровне военного потенциала.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер - главные из целей Организации Объединенных Наций (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, "О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия" (1972 г.) или "Определение агрессии" (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимаютвзаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.

I. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся - Договор об
Антарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга, 1985 г.) и др.

II. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в
количественном и качественном отношениях.
Это-Договор
о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993 г.).

III. Договоры, запрещающие производство определенных
видов оружия и предписывающие их уничтожение.
Таковыми являются - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей
дальности (1987 г.).

IV. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это - Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 rr.) (аналогичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или
несанкционированного применения ядерного оружия (1976 г.),
Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Среди источников права международной безопасности особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), вплоть до Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, принятого на Будапештской встрече на высшем уровне государств - участников СБСЕ 5-6 декабря 1994 г.

Как новая отрасль современного международного права, право международной безопасности, обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что ее принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли права занимают многосторонние и двусторонние международные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них следует выделить:

1) договоры, нацеленные на сокращение обычных вооружений, запрещение определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Эти договоры в целом направлены па обеспечение разоружения.

Разоружением в контексте международной безопасности принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Уставе ООН, который относит "разоружение и регулирование вооружений" к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Согласно современному международному праву государства обязаны: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение, добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем. ООН координирует и направляет деятельность государств в этом направлении. Совет Безопасности ООН несет ответственность за формулирование "планов создания системы регулирования вооружений" (ст. 26 Устава ООН). Комиссия ООН по разоружению готовит рекомендации по проблемам разоружения, разрабатывает общие принципы переговоров по разоружению, следит за выполнением решений специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООП по разоружению.

Наиболее важными с точки зрения решения вопросов разоружения являются советско-американские двусторонние договоры:

  • – Договор об ограничении систем противоракетной обороты 1972 г. и дополнительный Протокол к нему 1974 г;
  • – Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., который, предусмотрел ликвидацию всех ракет средней и меньшей дальности, пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования;
  • – Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (ратифицирован Российской Федерации в 2000 г.);
  • 2) договоры, нацеленные на сокращение производства и распространения ядерного оружия, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Эти договоры составляют особую группу источников рассматриваемой отрасли права.

Среди них особое место занимает Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., который является универсальным, поскольку в нем могут участвовать все без исключения государства. Договор разграничивает обязательства государств, обладающих ядерным оружием, и обязательства государств, не обладающих им. Государство, обладающее ядерным оружием и участвующее в данном Договоре, "обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно". Государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также не принимать какой-либо помощи в производстве такого оружия (ст. 1, 2). Договор содержит норму, которая служит своего рода связующим звеном между действующими нормативными постановлениями и будущими соглашениями по вопросам разоружения: "Каждый участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем" (ст. 6).

Важными источниками права международной безопасности являются также:

  • – Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) 1967 г.;
  • – Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга) 1985 г.;
  • – Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г.

Указанные договоры направлены на обеспечение нераспространения ядерного оружия в международном праве путем создания безъядерных зон как территорий , свободных па основании международного договора от ядерного оружия. Если государства входят в состав безъядерных зон, то они берут на себя обязательства не осуществлять испытаний, производства и размещения ядерного оружия, не вступать в любую форму владения ядерным оружием. Безъядерная зона должна быть полностью свободной от ядерного оружия.

Безъядерной зоной объявлена Антарктика, которая в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. полностью исключена из каких бы то ни было мероприятий военного характера, в том числе в ней запрещаются размещение и испытание любых видов оружия.

Например, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. содержит "основные обязательства" и перечень организационно-контрольных мер на международном уровне и национальных мер по осуществлению. "Основные обязательства" (ст. I) сформулированы следующим образом:

"1. Каждое государство-участник обязуется не производить любых испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов, а также запретить и предотвратить любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.

2. Каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении подобных ядерных взрывов".

Указанным Договором (ст. II) была учреждена Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Ее членами являются все государства-участники договора. Местопребывание организации – г. Вена (Австрия).

Конференция государств-участников, которая вправе рассматривать любые вопросы в рамках действия Договора, является главным органом Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний), состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю;

  • 3) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. Цель Конвенции – в интересах всего человечества полностью исключить возможность применения химического оружия. Конвенция, подтверждая принципы, изложенные в Женевском протоколе 1925 г. "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств", а также Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. обязывает государства-участников не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать химическое оружие; не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было; не применять химическое оружие; не проводить любые военные приготовления к применению химического оружия. В соответствии с Конвенцией государства взяли на себя обязательства уничтожить имеющееся химическое оружие, а также объекты по его производству, не использовать химические средства в борьбе с беспорядками в качестве средства ведения войны;
  • 4) договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. К ним относятся:
    • – Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США 1963 и 1971 гг. (аналогичные соглашения были заключены СССР с Францией в 1966 г., Великобританией в 1967 г., ФРГ в 1986 г.);
    • – Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США 1971 г.;
    • – Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предотвращении случайного возникновения ядерной войны 1977 г.;
    • – Соглашение между СССР и США об уведомлении, о пуске межконтинентальных ракет подводных лодок 1988 г. и др.;
  • 5) договоры, запрещающие использование ядерных вооружений в международном пространстве :
    • – Договор об Антарктике 1959 г.;
    • – Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.;
    • – Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.;
    • – Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Признавая важность рассмотренных международных соглашений в этой сфере, вместе с тем следует отметить, что вопросы разоружения, в том числе ядерного, не разрешены, и не входят в число первоочередных в повестку дня мирового сообщества. Общепризнанного и универсального обязательства разоружаться в современном международном праве не достигнуто. Международный Суд ООН в своем решении по делу Никарагуа против США, принятом в 1986 г., записал: "В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорными или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенного государства может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения". Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы "в духе доброй воли вести переговоры... о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем".

В международной политике по-прежнему доминирует концепция "ядерного сдерживания", на которую полагаются в своей стратегии национальной безопасности и основные ядсрныс державы (Россия и США).